Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.
Наблюдение это древнейший метод познания. Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали его главным источником получения научных фактов. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития, социологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия объекта со средой.
В педагогике данному методу также уделяется большое внимание, его используют как основной метод сбора информации в процессе педагогического исследования.
Педагогическое наблюдение - метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного восприятия с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов педагогической практики.
Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
Cуществуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.
Наблюдение имеет несколько видов .
Опосредованное (косвенное) наблюдение ведется с применением вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры, или полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Опосредованное наблюдение происходит также и при исследовании продуктов деятельности испытуемых.
Непосредственное (прямое) наблюдение имеет место тогда, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения. Выделяются три позиции исследователя при непосредственном наблюдении: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых.
Открытое наблюдение, когда факт присутствия исследователя осознается испытуемыми. Например, исследователь присутствует в помещении, педагогическая ситуация при этом изменяется, т.к. испытуемые знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.
Скрытое наблюдение дает более реалистичную картину. При этом используются технические средства такие, как съемка скрытой камерой, запись на диктофон. Скрытое наблюдение может также осуществляться за поведением испытуемых в тех ситуациях, когда они не обращают внимания на исследователя. В любом случае важнейшую роль играет личность наблюдателя - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время участники привыкают к наблюдателю и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе.
Непрерывное наблюдение используется в тех случаях, когда конкретный педагогический процесс необходимо исследовать от начала и до конца в его развитии.
Дискретное (прерывистое) наблюдение применяется, когда педагогический процесс очень длительный.
Монографическое наблюдение охватывает множество взаимосвязанных явлений. Узкоспециальное наблюдение, когда вычленяется небольшая задача из целостного объекта.
Наблюдение-поиск строится так, чтобы захватить широкий круг участков и отыскать интересующие факты в педагогическом процессе. То есть, когда исследователю еще неизвестно, где искать. Этот вид наблюдения требует много времени и большой анализирующей работы.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Нестандартизированное наблюдение чаще всего бывает на начальном этапе исследования. Его не следует смешивать с наивным наблюдением, так как здесь имеется, хоть и широкая, постановка вопроса.
Выборочное наблюдение направлено на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого.
Сплошное наблюдение, фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:
Наблюдение обычно проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
В процессе первоначальных наблюдений можно использовать не только составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений можно систематизировать в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего анализа.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя .
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
На личности наблюдателя хочу остановиться подробнее, т.к. принципиальная трудность объективного наблюдения связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается и уровень опыта и квалификация наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Так же может сказаться усталость, наблюдатель может адаптироваться к ситуации и перестать замечать важные изменения, делать ошибки при записях.
А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Возможны различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными известными эффектами.
Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.
Эффект ореола, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.
Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Таким образом, благодаря своим достоинствам и, несмотря на недостатки, наблюдение является незаменимым методом при исследовании групп, групповых взаимоотношений, межличностных отношений, общения детей и т.д., если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Данный метод нельзя заменить каким-то иным, т.к. именно наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц, получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.
Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.
Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.
Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное , подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».
Примеров «включенного» наблюдения, проведенных российскими социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец А.Н. Алексеев уволился из Института социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным сотрудником, и инкогнито устроился рабочим на Завод полиграфических машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал те или иные факты, но и вводил экспериментальные факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных «социологии наблюдающего участия».
Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают трудности, связанные с тем, что они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом «включенного» наблюдения, как замечает В.А. Ядов, нередко является эссе, а не строго научный трактат. Кроме того, некоторые специалисты сомневаются в этичности маскировки социолога под рядового участника событий.
Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.
Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими методами сбора информации для оживления колонок бесстрастных цифр — результатов различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.
Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в конкретном исследовании, а также средства и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих специалистов-наблюдателей целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным социологом.
Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации полученных данных, образцы составления отчета.
Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего наблюдения оно может пригодиться как для руководителя проекта, так и для самого наблюдателя. Этот метод особенно важен для выработки гипотезы общего исследования.
Таким образом, в процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.
Дополнительная
Основная
Литература
План
Тема. Методы социальной психологии.
Лекция 4.
Цель: сформировать представление о методах социальной психологии
1. Метод наблюдения
2. Метод анализа документов
3. Метод опроса
4. Метод социометрии
5. Метод групповой оценки личности (ГОЛ)
7. Эксперимент
1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
4. Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Л.: ЛГУ, 1977.
Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, к примеру в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки . При этом существуют и другие классификации методов. К примеру, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия . Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.
Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.
Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.
Классификация наблюдения производится по различны основаниям . Учитывая зависимость отстепени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.
Учитывая зависимость отроли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное {участвующее)
и невключенное (простое) наблюдения
.
Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы ʼʼизнутриʼʼ. Существуют разные виды включенного наблюдения исходя из степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя. Невключенное наблюдение регистрирует события ʼʼсо стороныʼʼ, без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения
связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки
: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение ʼʼсерединыʼʼ событий и др.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.
По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (к примеру, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, к примеру паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота͵ продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, к примеру доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д.
Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения {единицы наблюдения ) и их кодификаторы составляют так называемую ʼʼсхему наблюденияʼʼ.
Сложность или простота схемы наблюдения влияет, на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (к примеру, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.
Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический , предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный , когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (к примеру, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.
Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста͵ снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя.
Метод наблюдения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод наблюдения" 2017, 2018.
Теоретическая часть
Наблюдение – общенаучный метод исследования. Применяется и как ведущий метод, и как дополнительный – подкрепляющий (например, при опросе). Он является одновременно и самым простым, и самым сложным. Наблюдательность – черта характера истинного исследователя в следующих случаях.
Метод наблюдения в психологии может быть использован:
Важно различать наблюдение как метод исследования и житейское наблюдение. Как метод исследования наблюдение отличается цепочкой ключевых вопросов: Для чего наблюдать? – Что наблюдать? – Как наблюдать? – Как фиксировать? – Как анализировать?
Его корректное применение связано со следующими правилами и процедурами.
Существуют различные классификации видов наблюдения.
В зависимости от того, известна ли позиция исследователя другим людям, включенное наблюдение разделяется на:
Для большинства наблюдаемых ситуаций существует общий перечень значимых элементов для фиксации.
Пример: Группа из 12 человек (участники одной экспедиционной группы – 5 мальчиков 13 лет, 2 мальчика 10 лет, 4 девочки 12 лет, 1 преподаватель-мужчина около 40 лет); взаимоотношения между участниками группы деловые, спокойные. Преподаватель выступает в роли организатора совместной деятельности (обсуждение предстоящего радиального выхода, распределение обязанностей между участниками). Девочки демонстрируют меньшую активность в обсуждении по сравнению с мальчиками по параметрам: количество уточняющих вопросов, удержание взгляда на педагоге, отвлечение от общего обсуждения.
б) для отдельного человека – Ф.И.О. (или пол), возраст, социальный и образовательный статус, характер причастности к наблюдаемой ситуации и др.;
Пример: Шинкоев Бато Кокчендоевич, 1926 г.р., эвенк, старейшина рода, родился на заимке Пама, где проживает летом, а зимой – в с. Ягдыг, сказитель. Эвенкийские сказки запомнил в детстве от своего дедушки, сейчас их рассказывает своему младшему правнуку Бато.
2. Обстановка – местонахождение наблюдаемой ситуации, условия пребывания, типичное для данного локуса социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы.
Пример: Поляна у центрального костра, солнечная погода, безветренно, много комаров; поведение участников группы, характерное для данного места.
Или: Республика Бурятия, Курумканский районе, с. Ягдыг, 21.07.2005. Разговор со старейшим членом семьи – Б. К. Шинкоевых – на крыльце его дома в присутствии жены и детей хозяина. В этот день семья собиралась вернуться на заимку Нама (приезжали на несколько дней в село для исполнения обряда имянаречения младшей правнучки).
3. Цели работы группы – фиксация случайной или спрогнозированной ситуации; наличие формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; едины или противоположны устремления наблюдателей.
Пример: Группа собралась специально – обсудить организацию предстоящего выхода; интерес к радиальному выходу и готовность в нем участвовать разделяют мальчики и преподаватель. Цели девочек – получить информацию для размышления и решить между собой, будут ли они участвовать в предстоящем мероприятии.
Или: Запись сказки на эвенкийском языке. Б. К. Шинкоевым была рассказана сказка на родном языке, после чего он перевел ее на русский. Повествование было эмоциональным, с особой жестикуляцией и мимикой, выделением интонацией ключевых моментов сюжета. При эвенкийском и русском вариантах рассказа жестикуляция, мимика, интонации во многом были схожи.
4. Частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.
Пример : Обсуждение перспектив посещения Порженского погоста длилось полчаса (с 16.40 до 17.10). Это была первая встреча группы по данному вопросу.
Или: Запись первой сказки началась через 15 мин после знакомства. Записано три сказки (по времени – 1,5 ч).
Метод наблюдения обладает как достоинствами, так и недостатками.
К достоинствам можно отнести: получение информации непосредственно из источника, исследователь лично участвует в процессе, уменьшается вероятность искажения данных.
В качестве недостатков следует отметить: большие временны́е затраты, факты остаются без комментариев; очень высокая опасность субъективных ошибок восприятия исследователя (влияние различий в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.п.), "сценирование" пространства при использовании технических средств наблюдения или открытой позиции наблюдателя.
Следует отметить, что в связи с развитием аудиовизуальных технических средств фиксации и их доступности наблюдение можно назвать одним из ведущих методов.
Переход на цифровой формат аудио-, фото-, видеозаписи позволяет создавать четко структурированные каталоги различных материалов с необходимыми записями, комментариями, протоколами.
Однако развитие техники не снимает проблемы мастерства – умения обратить внимание на нужные моменты, минимизации своего воздействия на процесс наблюдения, способности к корректной и точной фиксации и т.д.
Практическая часть. Практическая часть занятий может иметь несколько этапов.
Значимо особое внимание уделять обучению корректной, адекватной и полноценной фиксации наблюдаемого в зависимости от целей и способов проведения наблюдения. Здесь должно работать правило, хорошо известное натуралистам: "Не записанное – не наблюдалось!"
Вначале целесообразно провести различные игры на развитие внимания и наблюдательности. Полезными могут оказаться даже такие общеизвестные игры, как детская игра "Светофор" или различение отличных элементов у схожих предметов или изменений в объекте ("найдите 10 отличий") и др.
Освоение методов наблюдения продуктивно начать с невключенного наблюдения. Возможно, даже за животными. В таких пробных наблюдениях легче задать критерии наблюдения и способы их фиксации. Следует особое внимание акцентировать на различении – наблюдаемый факт и его интерпретация.
В дальнейшем обучение методам наблюдения может проводиться непосредственно над различными проявлениями поведения членов группы, в которую включены студенты. Однако еще раз напоминаем, что включенное наблюдение изначально труднее при освоении методов наблюдения. После определения целей, задач, объекта и предмета наблюдения важно, чтобы были четко заданы критерии, по которым будет происходить фиксация наблюдаемых фактов. Интересно проследить изменение результатов наблюдений по одной проблематике в различных ситуациях и у различных наблюдателей.
Отдельно следует провести практическую работу по освоению технических средств визуальной фиксации (фото, видео) с обсуждением наглядных результатов. Задания могут формулироваться как для съемки отдельной темы или сюжета (например, "радостный ребенок" – фиксация определенного эмоционального состояния у детей), так и для съемки длящегося во времени процесса (например, процесс взаимодействия учителя и ученика в школе от начала до конца урока).
Параллельно следует включать норму ведения дневников наблюдения студентами. При этом необходимо отличать жанры дневников: фиксация внешних событий, фактов, получаемой информации; запись социально-психологических наблюдений и их интерпретаций; рефлексивные записи собственных размышлений или фиксация своих эмоциональных состояний, переживаний, чувств. Каждый из этих жанров дневников самоценен. Значимо развивать глубину и точность фиксаций наблюдений в форме дневниковых записей. Про анализ текстов подробнее пойдет речь в следующей теме программы.
Итоговая часть. При обсуждении результатов необходимо отследить и отмстить наличие тех или иных субъективных факторов, повлиявших на выбор объекта наблюдения.
Сопоставьте протоколы наблюдений за одной ситуацией разными людьми.
При сопоставлении дневников следует уделить особое внимание отличиям позиции наблюдателя и различиям в констатации и интерпретации фактов.
При обсуждении фотографий и видеозаписей следует акцентировать внимание на том, насколько точно было зафиксировано происходящее, поймано естественное состояние человека, или кадр же был постановочным.
Можно на наглядных примерах обсудить типичные ошибки наблюдений (по А. А. Ершову ).
Наблюдение
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.
Общие сведения
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб. 2000]
Предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же - физические проявления интересующего исследователя явления:
* Вербальное поведение
o Продолжительность речи
o Интенсивность речи
* Невербальное поведение
o Экспрессия лица, глаз, тела,
o Выразительные движения
* Перемещения людей
* Дистанция между людьми
* Физические воздействия
o Касания
o И др. И т. д.
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Классификация наблюдений
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и не включенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
* Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
* Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
* Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
* Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
* Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
* Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
Преимущества метода наблюдения
* Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
* Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
* Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
* Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения
* Оперативность получения информации
* Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
* Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
* Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения