Явление социальное.

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их? спильства, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия, которые являются результатом деятельности предыдущей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводит известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, превращает, прокладывает путь новому. Важно также ро зглядаты взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностейстостей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Если вы изучаете, например, мануфактурное производство, то понять е ого можно, лишь обратившись к ремесленного производства, из которого выросла мануфактура, а в последнем увидеть предпосылки перехода к машинному, фабричного производства (подумайте, что дает этот подход для объяснения общественного прогресса).

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах. Европы, если проследим этапы ее развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функций государства в этих стран нах помогает лучше понять ее предыдущую историю. Вместе с тем, знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем будто у выгля яди зародышака.

Проявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальные, неповторимые отдельные события истории, но и своеобразный исторический путь народов, стран, регионов

В любом обществе существует своеобразное, только ему свойственное сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие факторы, связанные с культ ладьей народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, только используя метод аналогииї.

Аналогия это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различные. Если какой-либо социальный процесс водной стране аналогичен о оцесу в другой, то можно только предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая ре зноманиття исторического процесса, многовариантность развития историрії.

Из сказанного вытекает следующий важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных соци иально сил, преследующих свои интересы, важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять ис ваний объект. Так, золото само по себе, - это только металл с определенными свойствами. Но в одних условиях оно становится материалом для украшений, в других - составляющим технологического процесса, а на определенном этапе - гроши ма. Или другой пример: роль государства невозможно объяснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапеетапі.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связана с проблемой повторяемости исторических событий. Выше мы говорили, что исторические события неповторимые по своим"рисунком"Однако расхождение индивидуальног го вида событий не означает, что у них вообще нет ничего общего бы это было так, мы не могли бы их объединить словами"революции","крестьянские восстания"и т.п.. Например, как бы ни различались полет ични революции, у них всегда происходит смещение прежней власти. И как бы ни различались крестьянские восстания, главной силой каждого из них были крестьяне, которые боролись за свои интересы. Если в различ те связей, взаимодействий, выясняются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, т.е. такие, без которых процесс не происходит, мы обнаружим исторические закономерности. Они и стекла дают то общее, что присуще данной группе явлений (революции, создания централизованных государств, промышленный переворот и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся добавленной группої групи.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, проявляя как ее неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем может, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это уроки истории, выводы, обобщения, доведенные историей. Сопоставление исследуемой события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этой событиядії.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных объявления.

еловеческое общество весьма часто определяют как сумму, совокупность социальных явлений, а сами общественные явления рассматривают как основные его элементы.

Социологи обозначают сущность общественного явления через взаимосвязанное действие поведения индивидов, производящее определенные изменения, которых не было бы без этого действия.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих (Д. Маркович, 1993). В подобной дефиниции выделяются три важнейших элемента: взаимная связь поведения, поступков людей, воздействие такого совместного поведения и в результате осуществление перемен, которых не было бы без данного взаимодействия. Во взаимодействие при этом вступают как отдельные индивиды, так и социальные группы.

По мнению П. Сорокина, социальное явление представляет собой комплекс фактов и процессов, настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, невозможно. Он полагал, что явление необходимо рассматривать через призму взаимодействия двух или большего числа индивидов. Именно эту модель взаимодействия он называл «родовым понятием социальных явлений». Чтобы явление взаимодействия было возможным, по мнению классика, необходимо соблюдение трех основных условий: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому.

Сторонники органической школы простейшим социальным явлением считали человеческого индивида. Но с позиций современной социологии необходимо точно проводить различия между общественными и природными явлениями, а также различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Следовательно, социальные явления могут одновременно выступать и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека. Но чаще всего, давая дефиницию общественных явлений и осуществляя их классификацию, исходят из их нераздельной связи с личностными явлениями и рассматривают их как взаимосвязанные действия индивидов. Сущность человека есть совокупность общественных отношений, поэтому из единства, существующего между индивидом и обществом, и проистекает взаимосвязь личностных и общественных явлений.

Поведение отдельных людей вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Социальное явление представляет собой тот элемент общества, который оказывается неразложимым далее без того, чтобы не потерять при этом свою социальность, т.е. социальный характер.

Действия и поступки индивидов остаются индивидуальными и не являются общественными явлениями до тех пор, пока между ними не установится связь и в результате их совместного действия не будут осуществлены некие изменения.

Существует определенная связь между характером общественного явления и особенностями, качествами личностей, в результате взаимодействия которых осуществляются определенные перемены. Социология, исследуя характер общественных явлений, учитывает этот факт.

Аналогичные сложные соотношения мы можем проследить в отношении социальных и природных явлений. Сами по себе землетрясение, ураган, смерч - явления природы, но в современном мире довольно часто вызывают вслед за собой многие негативные социальные явления: бездомность, сиротство, безработицу и т.д. Желание людей минимизировать потенциальные угрозы природных явлений ведет к созданию специального взаимодействия: организации служб профилактики, спасения, реабилитации после стихийных бедствий.

В обществе существует множество социальных явлений, которые могут быть разделены на виды на основании разных признаков. Среди видов общественных явлений принято выделять простые и сложные.

Наиболее значительные общественные явления - это социальные группы и общественные отношения. Согласно точке зрения Р. Лукача, общественные явления делятся на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования. Подобным образом можно разделить общественные явления, которые существуют во всех обществах и во все периоды человеческой истории.

В результате связи отдельных общественных явлений образуются сложные социальные образования. Социальное образование определяют как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, которое возникает как результат социальных процессов. Образование может быть рассмотрено как сгусток, целостное скопление социальных процессов, отличное от других подобных целостностей, составленных из них же, но в ином сочетании.

Заметим, что взаимосвязанное поведение людей может носить физический характер или включать в себя психическую деятельность. Это поведение выражается как в действии, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

По результативности социальные явления подразделяются на явления, ведущие к изменениям в природе, изменениям, происходящим с самим человеком, и изменениям в социуме.

Явления должны изучаться в процессе их возникновения и формирования, так как при таком подходе обнаруживаются их связи с остальными общественными явлениями и может быть установлена их причинная связь в составе общественного целого.

Основная литература

Сорокин П.А. Система социологии. T. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: На- ука, 1993. С.137-142.

Социология / Под ред. Г.В. Осипова, J1.H. Моск- вичева. М., 2003. Гл. «Социальное».

Социшьное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 689-690.

Волков Ю.Е. Социальность // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 479-480.

Дополнительная литература

Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений//СОЦИС. 1993. № 11. С 138-146.

Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

С.Н. Майорова-Щеглова

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их? Прежде всего правильный подход к ним. Это означает, что в понимании общественных явлений следует исходить из их сути. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия, которые являются результатом деятельности предыдущей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводит известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Если вы изучаете, например, мануфактурное производство, то понять его можно, только обратившись к ремесленного производства, из которого выросла мануфактура, а в последнем увидеть предпосылки перехода к машинному, фабричного производства (подумайте, что дает этот подход для объяснения общественного прогресса).

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы ее развития от зарождения до наших дней. Но знания современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять ее предыдущую историю. Вместе с тем, знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем будто в виде зародыша.

Проявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальные, неповторимые отдельные события истории, но и своеобразный исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие факторы, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии.

Аналогия подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признакам, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития истории.

Из сказанного вытекает следующая важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы, важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять исследуемый объект. Так, золото само по себе, - это лишь металл с определенными свойствами. Но в одних условиях оно становится материалом для украшений, в других - составляющим технологического процесса, а на определенном этапе - деньгами. Или другой пример: роль государства невозможно объяснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связана с проблемой повторяемости исторических событий. Выше мы говорили, что исторические события неповторимые по своим "рисунком". Однако расхождение индивидуального вида событий не означает, что у них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т. Например, как бы ни различались политические революции, в них всегда происходит устранение прежней власти. И как бы ни различались крестьянские восстания, главной силой каждого из них были крестьяне, которые боролись за свои интересы. Если в многообразии связей, взаимодействий, выясняются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, то есть такие, без которых процесс не происходит, мы обнаружим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революции, создания централизованных государств, промышленный переворот и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся добавленной группы.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, проявляя как ее неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это уроки истории, выводы, обобщения, доведенные историей. Сопоставление исследуемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

Особенности социального поз нания.

Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Вариант 1

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, Наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социаль ного познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изуче­нии одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинает ся с установления социальных фактов .

Виды социальных фактов :

    действия или поступки от­дельных индивидов или больших социальных групп;

    продукты материальной или духовной деятельности людей;

    словесные социальные фак­ ты : мнения, суждения, оценки лю­дей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадле­жит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.

Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако устано вить истину в процессе социаль ного познания нелегко, потому что:

    объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятно стный характер , ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

    ограничена возможность при менения такого метода эмпирического исследования, как экспери мент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником п олучения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании к социальным явлениям.

Основными требованиями конкретно-исторического подхода яв­ляются:

    изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

    рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

    анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.

Исто рическими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания

Вариант 2

Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

    общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

    социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

    в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

    еще одна особенность социального познания - это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.

Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, - их объективные закономерности.

Вариант 3

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве Я. с. могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие Я. с. носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным Я. с. непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о Я. с. Различают Я. с., выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностиых характеристиках социальных объектов. Из совокупности Я. с. социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое Я. с. отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в покаэчтелях социальных. Массовые (повторяющиеся) Я. с. изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности Я. с. и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерноститенденции (см. Закон социальный). Любое Я. с. может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае Я. с. становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества Я. с. выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации