Год издания и номер журнала:
Аннотация
В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.
Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.
Работу практического психолога условно можно разделить на две основные части или стадии – диагностика психологической проблемы и ее решение. Если для решения психологических проблем созданы многочисленные методические системы и техники, то для диагностики психологических проблем нет специальных общепринятых подходов, диагностических систем, таких как DSM или ICD. Каждый специалист, на основе собственных знаний, опыта и психотерапевтической ориентации, сам определяет проблему клиента. В результате, как при практической работе, так и при обучении специалистов, процесс ориентации в психологических проблемах получает субъективный, интуитивный, а если специалист строго следует какому-то определенному психотерапевтическому направлению, то и односторонний характер. На наш взгляд, отсутствие единой теории и классификационной системы психологических проблем, а также критериев их диагностики значительно затрудняет не только работу, но и обучение практических психологов. Решение этой, на наш взгляд, фундаментальной проблемы практической психологии возможно лишь на коллективной основе, здесь же мы попытаемся очертить контуры проблемы и наше видение принципов ее решения. В первую очередь попытаемся определить понятие «психологическая проблема». В психологических словарях, в научной и учебной литературе это понятие редко определяется и дифференцируется. Мы смогли найти два определения. Так, согласно Т. Д’ Зурилле и соавторов «Проблема (или проблемная ситуация)…это жизненная ситуация или задача (в настоящем или будущем), которая требует реагирования для адаптивного функционирования, однако положительный результат этой реакции не очевиден или невозможен из-за наличия одного или нескольких препятствий» (D’Zurilla et al., 2004, с.12-13). А. Блазер и соавторы определяют психологическую проблему как «…чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента» (Блазер и др., 1998, с. 55).
Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).
Наше понимание психологических проблем в методологическом плане основывается на так называемом проблемном подходе, согласно которому, любой процесс можно рассматривать как движение, направленное на решение определенной проблемы. С этой позиции психологические, социально-психологические, патопсихологические процессы, поведенческие реакции и деятельность личности можно рассматривать как формы решения психологических проблем. А совместную работу психолога и клиента можно рассматривать как процесс, направленный на диагностику, понимание и решение психологических проблем личности. Психологическую проблему мы определяем как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, но создает дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы. Попробуем раскрыть это определение. Во-первых, мы рассматриваем проблему как противоречие, так как любая преграда, трудность, конфликт отражает противоречие между противоположными тенденциями. Можно сказать, что в основе любой проблемы лежит противоречие и любую проблему, в том числе и психологическую, можно охарактеризовать через эту основу. Например, страх можно охарактеризовать, как противоречие между желанием жить, или сохранить самооценку и ситуацией, угрожающей этим желаниям. При этом о наличии психологической проблемы можно говорить в том случае, если противоречия актуальны. Последние могут существовать в латентной форме, потенциально и не беспокоить субъекта, не восприниматься в качестве проблемы. Дискомфорт, напряжение и вообще отрицательные эмоции обычно сопровождают актуализированные проблемы, хотя иногда, например, при интеллектуальных проблемах, напряжение может иметь положительный оттенок (например, при творческой работе). На наш взгляд психологические проблемы являются своеобразными преградами на пути адаптации, развития и нормального функционирование личности. Особенности преодоления этих преград определяют варианты развития личности (прогрессивное, регрессивное, патологическое развитие).
В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).
Попытаемся представить некоторые характеристики психологических проблем, которые важны при практической работе. В первую очередь это динамика психологических проблем, т.е. процесс формирования, развития, актуализации/дезактуализации, обострения/ослабления проблем в разные периоды жизни личности или при разных обстоятельствах. Другой характеристикой психологических проблем является уровень их осознанности и критического отношения к ним. В практической работе специалист часто сталкивается с отсутствием осознания или же отрицанием собственных психологических проблем. Важна также позиция объяснения психологических проблем. Психологические проблемы пациенты часто объясняют не психологическими, а объективными, не зависимыми от них обстоятельствами. Здесь важную роль играет так называемая детерминационная система личности, т.е. система представлений, на основе которых, личность объясняет причины разных явлений, в том числе и собственных проблем. На основе исследований клиентов обратившихся в психологические службы нами были выделены биологическая, социально-экономическая, мистическая и психологическая детерминационные системы . Эти исследования показали также, что для осознания и принятия собственных психологических проблем и повышения эффективности психотерапии очень важно, чтобы пациент перешел на психологическую детерминационную систему.
Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.
Психологические проблемы имеют также индивидуальные особенности проявления, т.е. одну и ту же проблему разные люди по-разному воспринимают, оценивают и переживают. При этом в практической работе специалист обычно сталкивается не с одной изолированной психологической проблемой, а с системой взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем и эффективность работы во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности. В связи с этим, мы считаем важным внедрение в практическую психологию такого понятия, как «психологическая проблематика личности» или «система психологических проблем личности». Как и любая система, психологическая проблематика тоже имеет иерархическую структуру, состоит из центральной, исходной и производных, или же актуальной и второстепенных проблем. Изучить проблематику личности, значит систематизировать, составить иерархию (например, причинно-следственную) психологических проблем.
Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.
Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?
Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.
Теперь перейдем к вопросу классификации психологических проблем. В литературе по практической психологии, трудно найти систематизированных, целостных исследований специально посвященных психологическим проблемам и их классификации. В психотерапии иногда психологические проблемы классифицируются на основе психотерапевтических направлений, например, можно встретить такие выражения как «психоаналитические проблемы» [Мак-Вильямс, 2001], «экзистенциальные проблемы» [Гришина, 2011]. Часто встречаются такие понятия как «поведенческие проблемы» (обычно имеются в виду такие расстройства, как гиперактивность и дефицит внимания, деструктивное поведение и т.п.), «эмоциональные проблемы» (тревога, депрессия). Н. Д. Линде классифицирует психологические проблемы на основе «…трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности» [Линде, 2001, с. 26]. Автор выделяет семь уровней психологических проблем, например «уровень сверхнормы» «уровень неврозов», «психозов» [Линде, 2001, с. 27-30].
На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.
Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.
В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)
По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.
Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).
Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.
Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.
1. Психическая сфера личности.
2. Биологическая подструктура личности.
3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.
4. Система взаимоотношений личность – среда.
Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.
Проблемы, связанные с психической подсистемой личности
Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности
Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим
Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности
Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.
Annotation
The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics
The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.
Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.
Литература:
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.
Психология в своем развитии прошла четыре этапа:
Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.
Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.
По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.
Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая .
Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.
Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.
Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
Выдающиеся ученые психологи:
Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.
Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.
Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.
Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:
Психологию, можно подразделить на житейскую и научную .
Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:
Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:
Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;
Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;
Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.
Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:
Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.
Принципы:
Методы:
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:
При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.
Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.
В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.
Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.
Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.
Разновидности:
По форме проведения
По степени доверительности
По количеству опрашиваемых
Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).
Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.
Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:
Специальная методология психологии подчеркивает:
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.
Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.
О природе психических явлений на протяжении веков идет спор между материалистами и идеалистами. С точки зрения материализма психика – свойство не всякой, а особым образом организованной материи – мозга. Мозг – есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли.
Психика индивида – это все то, что составляет его субъективный внутренний мир (его мысли, переживания, намерения), который проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми. Она прошла длительный путь – от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Это продукт общественно-исторического развития, результат и условия трудовой деятельности и общения.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении им (субъектом) неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. это активное, субъективное, избирательное отражение окружающей действительности, т.к. принадлежит индивиду, вне его не существует, и зависит от его особенностей.
Психика – это субъективный образ объективного мира.
Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.
И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат? Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность. Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.
Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны. Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.
Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.
Психика человека включает:
Рис. 1. Основные функции психики
Особенности психического отражения:
Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой:
Табл. 1. Этапы развития психики у животных:
На стадии элементарной чувствительности: животное реагирует на отдельные свойства предметов, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).
На стадии предметного восприятия: отражение осуществляется в виде образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
На стадии интеллекта: животное может отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, способно обходить препятствия, “изобретать” новые решения двухфазных задач, требующих подготовительных усилий (обезьяны, дельфины). Но все это не выходит за рамки биологической потребности и действует в пределах наглядности.
Таким образом, психика у животных возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика со всеми проявлениями сложна и многообразна. Но она всегда выступает в единстве внешних и внутренних процессов (мысль или чувство могут вести к действию).
В структуре психики различают:
Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание индивидом воздействий внешнего мира;
Психические свойства – наиболее устойчивые особенности, обусловливающие поведение и деятельность, типичные для данной личности;
Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека;
Психические образования – знания, навыки и умения, формирующиеся в процессе социального опыта.
Рис. 2. Основные формы проявления психики человека
Развитие психики индивида происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит воплощение, опредмечивание духовных сил и способностей людей. Деятельность человека, его активность существенно отличаются от действий животных.
Деятельность животных |
Деятельность человека |
Инстинктивно-биологический характер. | Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность). |
Нет совместной деятельности. | Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность). |
Руководствуются наглядными впечатлениями. | Индивид абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними. |
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты). | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). |
Зачатки орудийной деятельности. Не создают никаких новых операций. | Изготовление и сохранение орудий труда, преемственность их последующими поколениями. |
Приспособление к окружающей среде. | Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями. |
Табл. 2. Важнейшие особенности деятельности животных и человека
Психика людей познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как творец, созидатель, независимо от того, каким видом труда занимается. При этом раскрывается богатство его духовного и психического мира, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Индивид сознательно выделяет себя из природы. Он ставит пред собой цели, формулирует мотивы, побуждающие его к активности. Личность и складывается, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.
Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешним миром. Она чрезвычайно разнообразна, не всегда однозначна.
Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Виды деятельности:
Игра – деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта;
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности;
Труд – деятельность, обусловливающая создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
Особенности деятельности:
Рис. 3. Структура деятельности
Мотивы – внутренние побудительные силы индивида, заставляющие его заниматься деятельностью.
Способы и приемы – действия , предпринимаемые человеком, чтобы добиться определенных целей и результатов. Способы и приемы могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели – наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.
Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план (интериоризация). Пример: ребенок учится считать. Вначале он использует палочки. Проходит время, когда надобность в них отпадает. Почему? Счет превращается в интеллектуальные операции. Объектом становятся слова и числа. Постепенно накапливаются мыслительные действия, которые и составляют умственную деятельность.
Действие – структурная единица деятельности. Это произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется с помощью способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией и условиями (низший уровень деятельности).
Рис. 4. Структура и функции действия
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (память), внешние предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов окружающего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).
По способу функционирования действия подразделяют на произвольные и преднамеренные. В ходе их выполнения возможно появление новых целей деятельности и изменение конкретного места.
В характеристике действия обычно наблюдают такие аспекты:
Психология как наука о закономерностях возникновения, совершенствования и функционирования психики имеет свой предмет, объект, принципы, методы. Психика прошла длительный путь развития – от элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Она – продукт общественно-исторический, результат и условие труда и общения. Основные ее функции заключаются в отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности.
Предметом данной науки являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. В структуре психики человека можно различить психические процессы, свойства, состояния, образования.
Название работы | Аннотация |
Психология как наука// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 12-26. |
Методология научного познания. Научные и ненаучные психологические знания. Формирование науки как социального института. Парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии. Принципы взаимодействия, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции. Предмет и методы психологии. Определение предмета психологического исследования. Экспериментально-реконструктивный метод и методики психологического исследования. Общенаучный характер метода психологии и специфика ее предмета. |
История психологии// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 28-55. | Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV - V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки. Психологическая наука и психологическая практика. Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания. |
Структура психики// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 86-102. | Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности. Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний. Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке. Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ. |
На первый взгляд кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Действительно, каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.
Однако при попытке так или иначе понять сущность психики, дать ей четкое определение, тотчас же оказывается, что одних внешних представлений недостаточно для ответа на вопрос, что такое психика. Обнаруживается, например, что в структуре этого сложного явления трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех ее сторон, которые принадлежат внешнему миру.
Специалисты-психологи давно, заметили, что психика буквально растворяется во всех образах мира и нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре загадочной и неопределенной.
Эта загадочность и порождает множество попыток дать более или менее ясное определение сущности психики.
Чаще всего психика определяется путем простого перечисления отдельных видов психических явлений. Во многих словарях и учебниках указывается, что психика — это наши ощущения, мышление, память, чувства и т.п. Подобное определение сущности психического путем перечисления составляющих его элементов исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Здесь ситуация, аналогичная той, что возникает и перед химиком, который захотел бы понять, ч то такое вода, офаничившись при этом только исследованием свойств водорода и кислорода, из которых, как известно, вода состоит.
Другой популярный способ объяснения психики состоит в указа- нии ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Путем подобной локализации достигается более четкое описание психики, правда, только путем указании на ее связь с конкретной частью организма. Однако слабость и этого определения состоит в том, что в действительности психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом деятельности всего организма в целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении некоторой функции порождает тот или иной орган и соответствующий физиологический процесс. Не мозг породил психику, а наоборот, необходимость для организма развитой психической функции на определенном этапе привела к формированию нервной системы и мозга. Так же как не сердце породило функцию кровообращения, а возникшая необходимость этой функции привела в результате длительной эволюции к формированию у некоторых животных сердца и системы кровообращения.
Отсюда становится ясно, что содержательное объяснение психики возможно только путем выяснения той особой жизненно важной задачи, функции, которую она выполняет в организме. Правильное определение психики предполагает, не только выяснение составляющих ее элементов и не только установление тех органов, с которыми она связана, а прежде всего ответ на вопрос: какую особую задачу, функцию выполняет психика в жизнедеятельности организма?
Поэтому в современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.
Широко признается, что психика есть у всех животных, а некоторые современные психологи считают, что в элементарном виде она существует даже у растений. При этом особо подчеркивается, что у человека и животных мозг выполняет задачу регуляции их поведения в окружающей среде, действуя в соответствии с законами информационно-энергетического обеспечения организма.
В этой связи нужно отметить, что в исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но при этом в тени оставалось самое главное для характеристики сущности психики — вопрос о том, для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение».
Конечно процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики.
Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение но осуществлению выбранной субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели. Таким образом, оказывается, что само по себе «отражение», так же как и психомоторные процессы, и речь, и сознание, представляют собой лишь психические составляющие, подчиненные базовым основаниям психики в виде потребностей и побуждений, которые запускают весь психический процесс в целом и управляют им.
«Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение каких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана.
Итак, главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.
В предлагаемом определении психики, как можно заметить, главный упор делается на ее организующей, управляющей роли, а не на подчиненном ей «отражении». Потребности тесно переплетаются с психикой, изначально встроены в нес. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.
Нетрудно заметить, что в предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее из признания ее тесной связи с работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и процессами. Однако, как было показано в гл. I данного пособия, образ психики в течение длительного времени формировался в ходе решения общефилософской проблемы взаимосвязи духа и материи.
Причем философы долгое время придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились два различных понимания : материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов.
Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.
В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно-организованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и способность к научению.
В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, а также появление более сложных форм психической рефляции жизнедеятельности.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи. Изготовление и употребление орудий груда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, развитию общественно- исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения. Природные задатки и функции трансформировались в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия. Их эффективность повышалась благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Совокупность высших психических функций образует сознание человека.
Философы-идеалисты представляют дело совсем иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Генезис психики на основе материи полностью отвергается. Зато признается собственная эволюция психического, его движение от низших форм к высшим. Идеализм, таким образом, является философским антиподом материализма.
Классический образец идеализма создал Платон. В его учении мир вещей и людей объявляется производным от умопостигаемых идей, вечных, неизменных и совершенных, которые существуют более реально, чем бренные и изменчивые вещи. Духовное, по Платону, существенно, субстанционально, а потому более реально, чем телесное. Духовное в человеке, его мысли, понятия, образы есть проявление духовного, объективно существующего вне человека.
Платонизм являет собой разновидность идеализма, которая впоследствии получила название объективного. В силу своей близости к религии объективный идеализм безраздельно господствовал в философии и психологии Средневековья.
В Новое время в философии Джорджа Беркли и Дэвида Юма оформляется субъективный идеализм.
Выдвинутое Беркли кредо субъективного идеализма гласит: «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм занимает, таким образом, крайне антиреалистическую позицию, отрицая существование чего-либо вне сферы нашего опыта (как вещей, так и бестелесных идей). Бытие в субъективном идеализме совпадает с опытом, с сознанием познающего субъекта, которое только и является единственной доступной нам реальностью.
Наиболее популярными в настоящее время идеалистическими течениями являются неотомизм и экзистенциализм.
Первое из этих течений основывается на концепции объективного идеализма у а содержание второго близко субъективному идеализму.
Неотомизм, или новый томизм, - философия современного католицизма.
Это философское направление представляет собой обновленный томизм, т.е. философию Фомы (лат.Tohmas ) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы католической церкви и с этого времени представляет важную часть доктрины католицизма. Неотомизм — наиболее глубоко разработанный вариант современной религиозной философии. Его известные представители — Э. Жипьсон. Ж. Маритен, К. Войтылла (Папа Римский Павел) и др.
Ссылаясь на неспособность современной науки дать ясные ответы на такие сложнейшие вопросы, как происхождение Вселенной, появление жизни, происхождение человека и другие, неотомисты вновь пытаются доказывать существование Бога. По мнению неотомистов, убеждение средневековых философов о том, что материя, как и сознание, представляют собой результат божественного творения, было совершенно правильным и имеет непреходящее значение. А все философские учения Нового времени, особенно учения материалистического толка, критиковавшие это убеждение, представляют собой непрерывную цепь заблуждений и ошибок, которые породили лишь хаос в умах и разброд в общественной жизни.
Психика для неотомистов никак не связана с материей, она существует самостоятельно как активная субстанция. Отрицается сама возможность самодвижения материи, возможность перехода ее от низших форм к высшим и тем более возможность порождения материей сознания. Живое, утверждают неотомисты, никогда не может появиться из неживого, чувствующее — из нечувствующего, разумное — из неразумного.
Все эти чудесные превращения, которые не может сколько-нибудь ясно объяснить современная наука, могли случиться только в результате божественного вмешательства на каждой из этих ступеней развития. В этих великих деяниях Бог зримо проявил такие свои качества, как любовь и стремление к творчеству, которые он передал и своему высшему творению — человеку.
Отсюда следует главный вывод неотомизма о том, что сознание человека не материально, а божественно по своему происхождению, а разум — есть «небесный дар» создателя. Но поскольку человеческое сознание есть порождение Бога, человек чувствует и мыслит, не имея какой-либо связи с органами чувств и мозгом.
Fine одним популярным в настоящее время идеалистическим философским течением, занимающимся проблемами психики и сознания, является экзистенциализм, философия экзистенции (от лат. существование).
Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие — Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Центральной категорией в этой философии является понятие человеческого бытия, или экзистенции. Причем бытие рода человеческого характеризуется как уникальное, неповторимое, единственное в своем роде. Человеческое существование принципиально отлично от бытия других предметов и живых существ. Ж.-П. Сартр указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто человек и его психика созданы Богом, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой. На самом деле между материей и человеческим сознанием существует «абсолютный скачок».
Но при рождении человек получает свой духовный мир не в готовом законченном виде, а лишь в виде его контура, проекта.
Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек должен создать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость для каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование. На фоне общего социального пессимизма и разочарования это единичное существование представляет собой единственную, устойчивую, незыблемую ценность, позволяющую человеку сохранить свободу личности и достоинство своего «Я».
Важнейшим пунктом философии экзистенциализма служит тезис о непознаваемости человеческого бытия как методами науки, так и методами религиозно-идеалистических доктрин. По мнению К. Яс- перса, единственным способом характеристики экзистенции является не «познание», а лишь «аппеляция к возможности», а вся экзистенциальная философия есть лишь «бесконечное приближение» к прояснению характера человеческого бытия и сознания.
В экзистенциализме философское знание тесно переплелось с психологией, основными категориями экзистенциализма стали такие психологические понятия, как страдание, отчаяние, трагедия, тоска, страх, абсурд, ответственность, душевная болезнь и т.п.
К философии экзистенциализма примыкает трансперсональная психология, рассматривающая человека как космическое, духовное существо, неразрывно связанное, как и все человечество, со Вселенной.
Сознание человека здесь рассматривается как часть мировой информационной сети.
В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась в 1960-х гг. прошлого века, выделившись из гуманистической психологии.
Большую часть своих материалов трансперсональная психология берет из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, восточных практик медитации, измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания, создающих особые условия для работы мозга. Представители трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Абрахам Маслоу и др.), как правило, допускают существование Высших сил, но избегают признания своей связи с какой-то определенной религией.
Сторонники нового направления считают, что так же как существуют несколько способов познания, точно так же имеется и множество состояний сознания, и все они важны для психологии. Причем измененные состояния сознания функционируют по законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Так, обычное сознание действует в соответствии с законами логики и выражается в словах и цифрах, а то, что описывает трансперсональная психология, скорее связано с работой правого полушария и выражается в образах, а не в понятиях.
Представители новой психологии большей частью ориентировались на восточные практики, организовывали семинары но освоению и использованию медитаций и дыхательных техник.
Следует, однако, отмстить, что оценка трансперсональной психологии в современной неоднозначна.
Признается, что заслуга нового направления состоит в обнаружении связи человека с космосом, возможности выхода человеческого созна- ния за обычные барьеры, преодоления во время трансперсональных переживаний пространственных и временных ограничений и т.п.
Но вместе с тем отмечается, что предлагаемый новым направлением путь исследования психики человека является весьма опасным, поскольку предлагаемые методы рассчитаны на проникновение в духовное пространство личности путем разрушения ее защитных механизмов. Поскольку трансперсональные переживания наступают в условиях одурманенности человека психоделиками, гипнозом или усиленным дыханием, они не могут привести к духовному и физическому оздоровлению человека.
Таким образом, как мы видим, на протяжении веков идет спор о психике как самом таинственном явлении, существующем в мире. Два противоположных подхода, издавна существующих в истолковании се сущности (материалистический и идеалистический), сегодня интегрируются современной психологической наукой, трактующей психику как воплощение нерасторжимого единства объективного и субъективного бытия, сосуществования внешнего и внутреннего, телесного и духовного.
Введение
1. Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства
1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения
1.2 Развитие основных свойств восприятия
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1 Основные теории игры в психологической литературе
2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника
2.3 Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Библиография
Введение
По словам Я. Коломинского, «в рационализирующем уме современного человека порой возникает вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых – и не лучших ли? – лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано?». Однако сам профессор опровергает такое предположение, утверждая, что детство, как особый качественно своеобразный период существования живых существ – это продукт эволюции, а само человеческое детство – еще и результат исторического развития 1 .
Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.
Игра является одним из основных видов деятельности в ходе развития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
Следовательно, игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, пи взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями. Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.
Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка
1. Общая характеристика психического развития ребенка в период дошкольного детства
Дошкольный возраст является периодом, в течение которого происходит дальнейшее интенсивное формирование и развитие психики (закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований), возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.
1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения
Данный период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Таким образом, создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств (т.е. способствует социализации личности – процесс и результат активного присвоения человека норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения).
К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходит различными путями. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных качеств.
Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни 2 .
Ведущей формой психики в это время становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.
Не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия. Развитие психических функций в дошкольном возрасте осложняется тем, что в процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики, не только в перцептивной сфере, но и в области памяти. К концу дошкольного возраста появляется вербально-логическое мышление.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровой форме. Особо благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста создает система общественного дошкольного воспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программа обучения детей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности, возникает общественное мнение. Как показывают результаты специально проведенных исследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности к обучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детском саду, чем у детей, не посещающих детского сада.
1.2 Развитие основных свойств восприятия
В развитии основных форм восприятия наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.
Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами сенсорных эталонов, учат приемам обследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенка становится полным, точным и расчлененным.
Особая область развития восприятия - формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес).
С трех до семи лет отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Но все эти изменения происходят не сами собой. Они являются следствием того, что ребенок овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности - аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух - в процессе речевого общения, звуковысотный слух - на музыкальных занятиях.
Таким образом, дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1 Основные теории игры в психологической литературе
Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.
Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.