Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
Задание № 10051
По-че-му автор рас-смат-ри-ва-ет прес-су как важ-ный канал со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти? Опи-ра-ясь на зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, пред-по-ло-жи-те, по-че-му автор на-зы-ва-ет прес-су «одним из самых шум-ных, эф-фек-тив-ных и ско-рост-ных лиф-тов цир-ку-ля-ции».
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации... Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» - это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.
(П. А. Сорокин )
Пояснение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос:
Пресса может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей;
(Ответ на первый вопрос может быть представлен в виде цитаты или пересказа третьего предложения последнего абзаца.)
2) предположение, например:
Быстрое продвижение информации нередко сопровождается полемикой и скандалами, при этом может моментально сделать популярным малоизвестного человека.
(Может быть высказано другое предположение.)
Пример 1.
Правильно дан ответ на вопрос, высказано предположение.
При наличии 9 вопросов в тесте:
8-9 правильных ответов – оценка 5;
6-7 правильных ответов – оценка 4;
4-5 правильных ответов – оценка 3;
0-3 правильных ответов – оценка 2;
Задача должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.
Критерии оценивания:
четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в задаче вопросы - 2 балла;
указаны конкретные статьи конкретных правовых источников, на основе которых строится решение задачи – 1 балл;
ответы на вопросы группы и преподавателя – 1 балл.
Самостоятельная работа должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.
Критерии оценивания:
четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в вопросы - 2 балла;
указаны конкретные статьи конкретных правовых источников – 1 балл;
высказана своя точка зрения по проблемному вопросу – 1 балл.
Объем реферата – не менее 15 стр. Обязательно использование не менее 5 научных источников и не менее 5 нормативно-правовых источников. Обязательно использование электронных баз данных: КонсультантПлюс и Гарант.
Процедура защиты реферата: публичное выступление с использованием презентации и последующим групповым обсуждением, ответы на вопросы преподавателя.
соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы 1 балл;
соответствие целям и задачам дисциплины 1 балл;
постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение 0,5 балла;
логичность и последовательность в изложении материала 0,5 балла;
способность к работе с законодательными актами, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой 0,5 балла;
объем исследованной литературы и других источников информации 0,25 балла;
использование иностранных источников 0,25 балла;
способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса 0,25 балла;
обоснованность выводов 0,25 балла;
правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.), соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) 0,5 балла.
Количество |
Критерии оценки |
Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, эссе написано правильным литературным языком без грамматических ошибок в юридической терминологии, умело использованы ссылки на источники права |
|
4 (четыре) |
Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок Имеются незначительные и/или единичные ошибки Допущены 1–2 фактические ошибки |
Вопрос раскрыт частично Эссе написано небрежно, неаккуратно, использованы необщепринятые сокращения, затрудняющие ее прочтение Допущено 3–4 фактические ошибки |
|
Обнаруживается общее представление о сущности вопроса |
|
Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт) |
Министерство образования и науки
Семинар-практикум учителей физики
Шпаковского муниципального района
Выступление по теме: «Критерии проверки экспериментального задания ОГЭ»
Подготовила:
учитель физики
МКОУ «СОШ№6»
Пархоменко А.Г.
2016г.
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной итоговой аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 22 задания с кратким ответом, из которых 13 заданий с ответом в виде одной цифры, 8 заданий к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, и 1 задание с развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Время, отводимое на выполнение всей экзаменационной работы, составляет 180 минут.
Экзамен проводится в кабинетах физики. На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике приведена в дополнительных материалах к экзамену.
На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование. Комплекты, необходимые для проведения экзамена в конкретном регионе, указываются в специальном приложении к КИМ для организаторов экзамена.
В экзаменационные материалы по физике включены три типа заданий с развернутым ответом. Именно эти типы заданий позволяют осуществить полноценную проверку двух контролируемых видов деятельности: освоение экспериментальных умений и решение задач различного типа.
Проверку заданий с развернутыми ответами осуществляют специалисты-предметники (эксперты), прошедшие специальную подготовку для проверки заданий 2016 года.
Для обеспечения объективной проверки необходимо:
иметь единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;
обеспечить стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.
Для обеспечения надежности и объективности выставляемых экспертами баллов за выполнение заданий с развернутым ответом к этим заданиям предъявляются следующие требования:
Задания с развернутым ответом должны сопровождаться системой оценивания их выполнения, которая включает критерии выставления того или иного балла и варианты правильных ответов (решений).
Система оценивания должна четко соотноситься с формулировкой задания и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задания и критериями его оценивания.
Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85–90% соответствия поставленных баллов независимыми экспертами.
Время, затраченное на проверку задания с развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.
В разделе 2 сформулированы обобщенные критерии оценивания для трех типов используемых в экзаменационной работе заданий с развернутым ответом. В материалах для экспертов каждое задание с развернутым ответом сопровождается образцом возможного решения (выполнения), в котором отражены все основные элементы полного и правильного ответа, а также критериями оценивания. В критериях оценивания на основе обобщенной системы для каждого из типов развернутых заданий учтены особенности отдельных заданий (например, приведен список необходимых законов и формул для решения расчетных задач).
2. Общие подходы к проверке и оценке заданий с развернутым ответом
В экзаменационной работе по физике используется три типа заданий с развернутым ответом.
Экспериментальное задание (задание 23), которое проверяет умение проводить косвенные измерения физических величин, умение . К экспериментальным заданиям в 2012 году добавился новый тип заданий на проверку физических законов и следствий . Максимальный балл за выполнение задания – 4 балла.
К ачественная задача , представляющая собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.
Расчетные задачи , для которых необходимо представить подробное решение и получить численный ответ. Максимальный балл за выполнение задания – 3 балла.
Экспериментальное задание выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указание на необходимость его использования приводится в инструкции перед текстом задания.
Каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы. Поэтому выполнение экспериментального задания не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента.Экспериментальное задание 23 проверяет:
умение проводить косвенные измерения физических величин : плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;
умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных : зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Каждое задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейка, весы, динамометр, мензурка (измерительный цилиндр), амперметр, вольтметр, секундомер (часы). При этом объектом оценки становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.
Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный уч еником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ. Для каждого задания в схемах оценивания приводятся следующие сведения.
Характеристика оборудования. В ней указывается перечень оборудования из соответствующего комплекта.
Образец возможного выполнения. В нем отмечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов.
Критерии оценки выполнения задания. В критериях описано полное правильное выполнение задания, указаны величины, для которых в данном случае проводятся прямые измерения, и перечислены условия выставления от 0 до максимально возможных 4 баллов.
Схема оценивания экспериментальных заданий представлена ниже.
Схема оценивания экспериментального задания 1-го типа
Характеристика оборудования)
Внимание!
1
2 . Запись формулы.
3
4 . Значение косвенного измерения (с указанием допустимых границ ) .
Указание экспертам
Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат, полученный уч еником, который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ (приводится расчет для данного задания ) .
Баллы
формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;
правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании );
полученное правильное числовое значение искомой величины.
допущена ошибка при вычислении значения искомой величины;
ИЛИ
допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины;
ИЛИ
допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует;
ИЛИ
отсутствует формула в общем виде для расчёта искомой величины.
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно привед ены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчета искомой величины и не получен ответ;
ИЛИ
правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчета искомой величины, но не получен ответ и не приведен рисунок экспериментальной установки;
ИЛИ
правильно приведены значения прямых измерений, приведен правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчета искомой величины.
ИЛИ
приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчета искомой величины;
ИЛИ
приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки.
Схема оценивания экспериментального задания 2-го типа
Характеристика оборудованияПри выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования )
Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
Образец возможного выполнения
1 . Схема экспериментальной установки.
2. Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.
3. Вывод о качественной зависимости одной физической величины от другой.
Критерии оценки выполнения задания
Баллы
Полностью правильное выполнение задания, включающее:
схематичный рисунок экспериментальной установки;
правильно записанные результаты прямых измерений;
сформулированный правильный вывод.
Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но
– допущена ошибка при переводе одной из измеренных величин в СИ при заполнении таблицы (или при построении графика);
ИЛИ
ИЛИ
Записаны только правильные значения прямых измерений;
ИЛИ
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.
Схема оценивания экспериментального задания 3-го типа
Характеристика оборудованияПри выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования )
Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
Образец возможного выполнения
1. Схема экспериментальной установки.
2 . Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.
3. Вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила с учетом указанных погрешностей прямых измерений.
Критерии оценки выполнения задания
Баллы
Полностью правильное выполнение задания, включающее:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) правильно записанные результаты прямых измерений;
3) расчеты и сформулированный правильный вывод.
Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но допущена ошибка в единицах измерения при представлении результатов измерения физической величины;
ИЛИ
допущена ошибка при указании интервала возможных значений физической величины с учетом погрешности ее определения;
ИЛИ
допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод;
ИЛИ
сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях.
Записаны только правильные значения прямых измерений;
ИЛИ
сделан рисунок экспериментальной установки, и частично приведены результаты верных прямых измерений.
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.
Для организаторов проведения экзамена предусмотрена замена рекомендуемого оборудования на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае представители региональной экзаменационной комиссии, участвующие в подготовке лабораторного оборудования, в разделе «Характеристика оборудования» указывают изменения характеристик используемого оборудования, а в разделе «Образец выполнения задания» исправляют значения измерений и указывают новые допустимые границы. При проверке экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.
Важно отметить, что в экспериментальном задании, в первую очередь, проверяется умение проводить измерения. Поэтому записанные результаты прямых измерений при отсутствии других элементов ответа оцениваются в 1 балл. Выполнение других элементов ответа (выполнение схематичного рисунка экспериментальной установки и запись формулы для расчета искомой величины) при отсутствии результата хотя бы одного прямого измерения оценивается в 0 баллов.
При анализе результатов экзамена экспериментальное задание считается выполненным верно, если экзаменуемый набрал 3 или 4 балла.
(с развёрнутым ответом)
Максимальный балл - 2
Максимальный балл - 2
Максимальный балл - 3
Максимальный балл - 3
Указания по оцениванию:
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
Максимальный балл - 4
Максимальный балл - 3
Максимальный балл - 3
Указания по оцениванию:
Максимальный балл - 4
Указание по оцениванию:
(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)
Указание по оцениванию:
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
Максимальный балл - 6