Шахматы онлайн этюды. Шахматные задачи - этюды

Не в своих санях, да еще впереди поезда…

Поэтом можеш ты не быть,
Но шахматистом быть обьязан.
(интерпритация по В.Маяковскому)

В 2006 году мне попалась на глаза статья “Этюд “глазами” компьютера” , опубликованная в шахматном издании “Проблемист Украины” №4(10) , автор Ю.Белоконь. Автор неплохо начал свою статью стихотворным эпиграфом из творческого наследия В.Маяковского “о погрузке дров в наши вагоны”. Увы, на этом компетентность автора статьи закончилась …
Статья вызвала у меня улыбку. Вспомнилось, что в советские времена составлять этюды могли только шахматисты определенной квалификации. В наш стремительный век научно-технического прогресса вооружившись ноутбуком с соответствующим программным обеспечением составлять шахматные этюды могут даже начинающие шахматисты. Это еще полбеды, появились проблемисты, которые начали критиковать этюдистов и направлять этюды в “правильное русло”. Если так пойдет и дальше, то современный шахматный этюд станет разновидностью кооперативных задач.
Необоснованной критике Ю.Белоконь подвергал не только этюд составленный мной в соавторстве с Ю.Червонюком, но даже этюд А.Троицкого. Как человек бросивший заниматься шахматной композицией я проигнорировал эту статью. Прошло сем лет … Мне пришла в голову мысль сделать поиск в интернете по своей фамилии. Результаты поиска меня ошеломили, оказывается я, мой постоянный соавтор Ю. Червонюк и всемирно известный этюдист А.Троицкий (вообще-то неплохая компания!) являемся “звездами” интернета и многих шахматных изданий, благодаря статьям Ю.Белоконя. На протяжении семи лет Ю.Белоконь что называется ставит вопрос ребром, считает некорректными этюды, в которых авторское решение несоответствует компьютерному.
Как программист и как бывший шахматист, проблемист и этюдист попробую внести ясность в данную проблему.
Сначала краткая информация о технической стороне проблемы. Компьютер - это устройство способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность математически-логических операций. Описание последовательности операций называется программой, в нашем случае шахматной программой. Основа любой программы алгори́тм - набор инструкций, описывающих последовательность или порядок действий исполнителя для достижения результата решения поставленой задачи за конечное число действий. Шахматные программы создают программисты. Человек который создает шахматные программы должен не только знать язык программирования, но и должен уметь играть в шахматы, причем чем сильнее он играет в шахматы, тем актуальнее он составит алгоритм шахматной программы. Шахматы настолько сложная игра, что идеальный алгоритм шахматной программы на сегодняшний день еще не создан, если его вообще возможно создать. Шахматные программы составлены разными программистами и соответственно алгоритмы этих программ отличаются. Поэтому в одной и той же шахматной позиции различные шахматные программы могут выбирать абсолютно разные варианты, которые алгоритм программы считает за сильнейший вариант или ход. Отсюда выплывает первый абсурд Ю.Белоконя. В своих статьях Ю.Белоконь считает компьютер шахматным авторитетом и соответственно безоговорочно правильными считает варианты которые приводит компьютeр. Компьютер в данном случае абсолютно ни при чем, а вот компьютерная программа - совсем другое дело! Но здесь проявляется второй абсурд. А что это за компьютерная программа. которой пользуется Ю.Белоконь? К сожалению в Ю.Белоконь не сообщает название шахматной программы, но предлагает корректными считать только те этюды, которые пройдут компьютерную проверку и правильными считает только те решения, которые приводит компьютeр. В каком случае Ю.Белоконю нужно было предложить взять за эталон “шахматной чистоты и правильности решений шахматных этюдов” программу с определенной назвой и определенной версией этой программы. В противном случае дело пахнет анархией, этюдисты будут использовать разные программы, припустим что в большинстве этюдов решения совпадут, но обязательно выплывет немалое количество этюдов, в которых решения вказанные разными программами или даже разными версиями одной и той же программы будут отличатся. Но автор статьи ПУ №4(10) “Этюд “глазами” компьютера” в технических вопросах явно не силен и как следствие первых двух абсурдов предлагает третий абсурд, цитирую дословно Ю.Белоконя:”Этюды, по которым мнения авторов расходятся с оценками компьютера, необходимо отнести к группе кооперативных этюдов. Обозначение готово (H#,H=)”. Не претендуя на авторство идеи могу предложить Юрию Белоконю в развитие даного абсурда следующий абсурд: ”Этюды, по которым мнения авторов на одном из компьютеров расходится с оценкой компьютера, а на другом из компьютеров наоборот- совпадают с оценками компьютера, необходимо отнести к группе обратных этюдов. Обозначение готово (S#,S=)” . И еще одна идея в подарок Ю.Белоконю: “ Этюды, в которых на разных компьютерах частично или полностью разные оценки, но не одна из оценок этюда несовпадает с мнением авторов, необходимо отнести к группе этюдов-хамелионов. (надеюсь, что Ю.Белоконь обозначение придумает) ”. На этом техническую сторону вопроса заканчиваю и приступаю к чисто шахматной стороне вопроса.
На диаграмме №1 изображен этюд соавтором которого являюсь я. Этюд на протяжении семи лет является «национальным героем» всех статьей на этюдную тему Ю.Белоконя. Этюд некорректность решения которого по мнению Ю.Белоконя доказана компьютером.

Диаграмма №1: А.Ковриженко, Ю.Червонюк
ХIII командный чемпионат Украины,2006
1 место
.
Авторское решение:
1Bh7+ K:f3 (1…R:h7 2.Sg5+ K:d4 3.S:h7 Bc8 4.Sg5 Kc5 5.K:a3 K:b6 6.Kb4 Kc6=) 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 B:d5 5.Be4+ K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 идеальный пат.


4…Ra2+ 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=

Диаграма №2

Рассматриваем этюд (диаграма №1) внимательно, детально, как в первом клаcсе. Критическая позиция возникает после ходов 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 (диаграма 2)

Этюд - это фрагмент шахматной партии, изначально этюды являлись обучающим материалом для шахматистов-практиков. Представим себе, что я играю в даной позиции (диаграма №2) черными фигурами, а мой противник Ю.Белоконь - белыми. Мой ход, я оцениваю позицию: у черных значительный материальный перевес в ладью, но белые угрожают в данный момент поставить ферзя на поле b8 . У меня заслуживающих внимания два варианта развития событий 4…Ra2+? или 4… B:d5! Рассмотрим вариант: 4…Ra2+? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=. - черные возвращают ладью и не создавая белым абсолютно никаких проблем делают ничью. Я конечно уважаю своего противника по данной шахматной партии Ю.Белоконя, но зачем в этой позиции (диаграмма №2) мне играть в поддавки - делать ничью, возвращая материал. После хода 4… B:d5! проблем у черных нет, черные сделали серьезную заявку на выиграш, а от у белых проблемы - не проходит 5.b8Q? , после 5… Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ черные выигрывают. Единственное спасение белых - создание патовой сети с помощью жертвы слона: 5.Be4+! K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 пат. Я объясняю елементарные вещи, то что ход черных 4… B:d5! значительно сильне чем ход 4…Ra2+ ? факт слишком очевидный, даже для шахматистов 3 разряда. Для шахматной программы, которую использует Ю.Белоконь - это приговор профессиональной непригодности компьютерной программы, ведь это не очень сложный этюд и в нем не слишком много фигур.

Сильнейшим вариантом решения данного этюда однозначно является авторское решение: пат на восьмом ходу за который белым в изначально проиграшном положении нужно изрядно побороться. Согласно Ю.Белоконю в данном этюде (позиция №1) сильнейший вариант решения: 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 Ra2+?? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7= - это ничья на шестом ходу, причем на четвертом ходу черные должны добровольно по своей же инициативе отказаться от дальнейшей борьбы за выиграш и ефектно сделать ничью, получается черные должны помочь белым сделать ничью. Это уже серьезная заявка Ю.Белоконя на абсолютно новый вид шахматной композиции: частично-кооперативных этюдов, в которых задание должно быть приблизительно таким: белые начинают, а черные на 4 ходу помогают белым сделать ничью. Фантазировать изобретая новые виды шахматной композиции Ю.Белоконь может сколько угодно, но непонятно причем здесь мой этюд. Замечания по содержанию та форме этюда изображенного на диаграмме №1 должны быть обоснованными. С проблемами компьютерной программы, которую использует Ю.Белоконь, нужно обращаться к разработчикам данной программы. Вместо того чтобы обратиться к программистам относительно явной ошибки алгоритма шахматной программы, Юрий Белоконь уже 7 лет бросает тень некорректности на довольно неплохой этюд (диаграмма №1) и не только…

Еще один “любимчик” Ю.Белоконя - это этюд всемирно известного этюдиста Алексе́я Алексе́евича Тро́ицкого (диаграмма №3). Если честно, то меня удивляет, что досих пор никто не стал на защиту гениального этюда А.Троицкого.

Диаграмма №3 А.Троицкий
«Новое время» 1895

Авторское решение: 1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! 3.g8Q+!! K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#

Сильнейший вариант (решение) по мнению Ю.Белоконя:
2…e6+ 3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)#

Этюд А.Троицкого - это обучающий материал для шахматистов. Данный этюд в советское время показывали в каждом шахматном клубе. Соль этюда в том, что любой шахматист знает, что одна легкая фигура не может заматовать одинокого короля и соответственно рассматривать варианты с потерей белой пешки не будет.
Смотрим авторское решение с моими комментариями:
1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! и вроде бы черные добились ничьи: или пат, или ничья повторением ходов, но не судьба 3.g8Q+!! (до этого хода человеку в первый раз увидевшему данный этюд не просто додуматься, ведь шахматист в буквальном смысле закодирован, что потеря пешки g7 приведет к ничьей) K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#. Ход 2...Kf7! - это сильнейший ход с точки зрения шахматиста практика, хоть какой никакой, а шанс на ничью.
Смотрим “сильнейший” вариант предложенный Ю.Белоконем с моими комментариями:
2…e6+? - это слабый ход, - возникает стандартная и понятная даже для слабого шахматиста позиция с реализацией материального перевеса:
3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)# .Этот вариант не является компьютерным открытием, его анализировали в советское время если не во всех, то в подавляющем большинстве шахматных клубов при детальном анализе данного этюда, в нем напрочь отсутствуют сильные хода, все хода данного варианта чисто технические, соответственно никто не считал его сильнейшим вариантом и абсолютно все были согласны с авторским решением этюда!
В этюдах сильнейшим вариантом является не самый длинный вариант, а вариант в котором присутствуют очень сильные хода, в авторском решении этюда А.Троицкого такой ход имеется - это парадоксальная жертва белой пешки на поле g8!

В завершении статьи отмечу, что этюдном разделе шахматной композиции рановато в слепую и без оглядки надеяться на компьютерные программы. Поезия В.Маяковского относительно “погрузки дров в наши вагоны” звучит неплохо, но есть одна проблема - похоже что машинист сел не на тот поезд, как результат попал «не в свои сани» и вдовершении ко всему еще и побежал впереди поезда.

Анатолий Ковриженко

Эта задача составлена в 1907 году Константином Гавриловым. Нужно отметить, что это был великолепный шахматный композитор тех времен, который составлял отличные двухходовки. Одну из таких мы предлагаем решить и вам. Белые начинают и ставят мат.

Надеемся, у всех отличное настроение - наши соотечественники радуют нас отличной игрой! "Золото" и "Серебро" на командном чемпионате мира, да еще и Никита Витюгов показал хорошую игру. Очень рады за всех! А пока решаем этот этюд. Белые начинают, как уже сказано в условии, и выигрывают.

Шахматные задачи онлайн

Наш сайт уникальный в своем роде, потому что предоставляет нашим пользователям возможность для решения задач по шахматам в режиме online. У пользователей есть выбор задач:
  • мат в 1 ход
  • мат в 2 хода
  • мат в 3 хода
  • мат в 4 хода
  • мат в 5 ходов
  • выигрыш
Выбирайте и решайте задачи, в зависимости от уровня вашей игры. Для начинающих шахматистов подойдут задачи в один и два хода, а для профессионалов - мат в 7 ходов и позиционные задачи.
К тому же, наши пользователи, имеют ряд привилегий. Вы можете написать нам на почту и попросить дополнить тот или иной раздел задач. Мы постараемся сделать это максимально быстро, буквально в течение нескольких дней, а иногда и на следующий день, в зависимости от загруженности запросов.
Решение задач - это очень хороший способ повышения уровня игры шахматиста. Те, кто только начинают вступать в этот , будут познавать новые позиции, а вследствие смогут применить их в серьезных партиях. А шахматисты более высокого уровня, могут оттачивать и повышать уровень своей игры, путем повторения, а порой и изучения новых позиций.
Шахматные задачи не только стимулируют интерес к игре в шахматы, но и развивают логическое мышление, что немаловажно для развития ребенка в принципе.
. Например, вы можете подготавливать интересные задачи к следующему уроку с учеником, брать какие-то позиции с нашего сайта. В конце концов, вы даже можете с учеником решать ту или иную задачу прямо на нашем портале.
Расскажу не много о себе, на данный момент я занимаюсь с учеником, которому 5 лет. С самого начала наших занятий у него был третий разряд. Занимаюсь я с ним не очень долгое время, и по специальной методике, которая включает решение шахматных задач на каждом уроке. Я заметил, что никакие другие задания по шахматам, не привлекают его так, как шахматные задачи. Он всегда относится к их решению с радостью, и всегда ждет времени, когда же мы начнем уже их решать. Неделю назад он выступил в турнире, и выполнил норму второго разряда. Я уверен, это в первую очередь благодаря тому, что он решал шахматные задачи. Тренера могут взять это на заметку.

Шахматная задача - позиция фигур на доске, сопровождаемая заданием, которое требуется решить. Таким заданием может быть получение численного перевеса в игре, либо объявление мата противнику за некоторое количество ходов партии, например, мат в 1 ход , мат в два хода.

Постоянное решение шахматных композиций необходимо для улучшения уровня своей игры, развития комбинационного зрения, когда вы можете быстро оценить позицию и найти пути для атаки или защиты, поставь мат и выиграть. Для успешного развития своих способностей достаточно уделять решению тактических заданий 30-40 минут в день.

На нашем сайте задачи делятся на уровни сложности по числу ходов, сколько фигур на доске. Это лучший решебник, можно решать задачи, смотреть видео-уроки на разные темы.

Чем полезны задачи для начинающих?

Регулярные упражнения в решении шахматных этюдов отлично развивает интеллект, причем в любом возрасте. Даже простые задачи с ответами способствуют:

  • Более быстрому поиску верного хода в игре у шахматистов;
  • Развитию логики и мышления, составление интересных комбинаций;
  • Способности находить выход даже в сложной позиции;
  • Для детей развивают способности в математике.

Самыми увлекательными являются задания, предполагающие мат в 1 ход, начинают белые или черные фигуры. Поставить мат в два хода – это уже высший пилотаж, позволяющий переходить к обучению полноценной игре в шахматы для участия в соревнованиях и турнирах. Приступать к ним рекомендуется после успешного освоения более простых шахматных головоломок и правил.

Еще недавно скудные сборники задач были на прилавках книжных магазинов, но теперь огромные возможности дает интернет и интерактивные онлайн шахматные задачи для начинающих с ответами и решениями, некоторые из них разработаны авторами специально для детей дошкольного и школьного возраста. Позволяют играть online, разбирать игровые миниатюры, сложные задачки. Существуют варианты задачников и для взрослых людей с разным уровнем подготовки.

Решение задач по шахматам бесплатно на сайтах может обучить игре в шахматы практически «с нуля», подобно тренеру, такие интернет-ресурсы, как Chessday, чесфилд. Считается рейтинг и активность шахматиста. Правильно подобранные материалы.

Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:

  1. Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения);
  2. Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
  3. Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
  4. Решение должно выражать некоторую идею;
  5. Решение должно быть красивым.

Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.

Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:

  1. Обучение матованию
  2. Демонстрация простейших комбинационных мотивов
  3. Демонстрация типичных комбинаций
  4. Расчет вариантов
  5. Развитие комбинационного зрения
  6. Обучение правильному оцениванию позиции
  7. Изучение эндшпиля

На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)

Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.

Д.1 мат в 2 хода

Д.2 мат в 2 хода

Д.3 мат в 2 хода

Д.4 мат в 2 хода

Д.5 мат в 3 хода

Д.6 мат в 4 хода

Д.7 мат в 7 ходов

Д.8 мат в 12 ходов

Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы

В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.

На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.

Д.10 выигрыш

Д.11 выигрыш

Д.12 выигрыш

Этюды для развития счёта

При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).

Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.

Д.13 выигрыш

Д.14 выигрыш

Д.15 выигрыш

Д.16 выигрыш

Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов

Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.

Д.17 выигрыш

Д.18 выигрыш

Д.19 ничья

Д.20 ничья

Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.

Этюды с оценкой позиции

Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.

Д.21 оценить позицию

Д.22 оценить позицию

О пользе знаний тем шахматной композиции

Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.

Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.

Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного

Д.24 ход белых

Д.25 Мат в 4 хода

Д.26 ход белых

Д.27 выигрыш

Д.28 Бронштейн - Ботвинник, 1951, ход черных

Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».

Выводы

При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:

Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.

Библиография

  1. Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
  2. Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
  3. Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
  4. Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
  5. Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
  6. Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
  7. Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
  8. Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
  9. База шахматных задач –
Рейтинг: / 13

ПлохоОтлично

Дата публикации

В этой статье я Вам предлагаю познакомится с несколькими известными и очень красивыми шахматными этюдами. Этюдами называют придуманную позицию, в которой одной из сторон нужно добиться выигрыша или ничьи. Самым интересным в этюдах является то, что для выполнения поставленной цели нужно применить оригинальную идею. В каждом оригинальном этюде она разная и очень часто совершенно не похожая на другие. Решение этюдов отлично развивает фантазию и точный расчет вариантов.

Для начала давайте рассмотрим, наверное, самый известный этюд, который должен знать каждый шахматист. Этот этюд создал чешский гроссмейстер Рихард Рети. Эта позиция действительно поражает каждого, кто впервые познакомился с ней. Кажется, что белых здесь ничего не спасет, потому что их король далеко от квадрата черной пешки, а король черных легко остановит пешку белых. Но, невероятное становится очевидным!

Очень яркий и красочный этюд. После того, как Рети его придумал, появилось большое множество родственных этюдов на аналогичную идею. Наиболее ярким из них можно признать Этюд братьев Сарычевых, так как в нем идея Рети хоть и присутствует, но она видоизменена, плюс есть еще очень интересная предыстория! У черных лишняя фигура в отличии от предыдущей позиции и всего одна пешка. Если черные ее потеряют, то выиграть не смогут. Задача белых уничтожить черную пешку. Просто так ее не устранить! Чтобы решить эту позицию нужно применить немалую фантазию и изобретательность!

Братья Сарычевы – не единственные братья этюдисты. Также очень известны и братья Платоновы. Давайте рассмотрим их самый красивый этюд. Он известен не только своей красивой идеей, но и еще тем, что его решал сам Ильич Ленин! Черные стоят очень солидно, но оказывается победить должны белые…

Очень красивыми являются этюды на тему пата. Особенно те, в которых сторона патует сама себя. В следующем этюде Каспаряна белые этим и занимаются.

На тему патования у Троицкого есть очень красивы этюд.

Это красивый этюд, но не самый известный у Троицкого. Наиболее известен его мат при помощи короля и одинокого слона. "Мат Троицкого" - так он называется в композиции.

Не могу обойти стороной еще один красивый этюд Троицкого с яркой иллюстрацией "хорошего" коня против "плохого" слона. Самое впечатляющее, что на доске есть еще всего-лишь по одной пешке, которые по сути не играют особой роли, кроме как стесняют слона черных. Плюс ко всему игра заканчивается матом благодаря красивым маневрам коня!

Как видите, этюды очень красочны и интересны. Вы испытаете особое эстетическое удовольствие порешав их. Также они Вам очень помогут при игре за шахматной доской!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации