Свобода человека с точки зрения обществознания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество – 1) в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом;

2) в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Страна – это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

Государство – политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

Развитие воззрений на общество

1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов.

2. Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо (XVII–XVIII вв.) выдвинули идею общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями.

3. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

4. О. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.

5. М. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

6. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

7. К. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование.

Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество – совокупность общественных отношений.

Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные (идеальные) отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения.

Сфера жизни общества (подсистема) – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); б) социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); в) сложившиеся отношения между людьми (т. е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Основные сферы общественной жизни

1. Социальная (элементы – народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д., их взаимоотношения и взаимосвязь).

2. Экономическая (элементы – производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения) – обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

3. Политическая (элементы – государство, партии, общественно-политические движения и др.) – комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти.

4. Духовная (элементы – философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.) – охватывает различные формы и уровни общественного сознания.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными (инвариантными), сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2. Общество – это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

А) С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. е. с точки зрения структуры, отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов.

Б) С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее – окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.

В) Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов.

Г) В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы – новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. д.

Общество – динамическая система, т. е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными . Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.

Общество – нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений (новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть).

Общество – открытая система , оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень - институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Ограничителями свободы в обществе выступают

1) поведение
2) чувства
3) обязанности
4) эмоции

2. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»?

1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескьё
4) Ж.-Ж. Руссо

3. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

4. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

5. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, - это

1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность

6. Соблюдение правил дорожного движения - это

1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 3. 2 - 3. 3 - 1. 4 - 2. 5 - 3. 6 - 3.


Теоретический материал

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - свобода политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Свободе противопоставлена необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем ходом их предшествующего развития. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учёт человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живёт. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества. Границей такой свободы могут быть права и свободы других людей.

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счёт. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Это называется моральным выбором. Без моральных ограничений подлинной свободы нет. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Человек свободен, когда у него имеется выбор, в частности

Целей деятельности;
средств, ведущих к их достижению;
действий в определённой жизненной ситуации.

Свобода является подлинной только в том случае, когда выбор между альтернативными вариантами действительно реален, а не полностью предопределён.

Свободу понимают в нескольких смыслах. Рассмотрим некоторые из них.

1. Свобода как самодетерминированность личности, т. е. когда действия человека определяются только им и никоим образом не зависят от влияния внешних факторов.

2. Свобода как способность человека к выбору одного из двух путей: или подчиниться голосу своих инстинктов и желаний, или направить свои усилия в сторону высших ценностей - истины, добра, справедливости и др. Выдающийся философ XX в. Эрих Фромм отмечал, что такая форма свободы - это необходимый этап в процессе становления человеческой личности. В самом деле, данный выбор актуален не для всех людей (большинство их уже его сделало), а лишь для тех, кто колеблется, т. е. до конца ещё не определился со своими жизненными ценностями и предпочтениями.

3. Свобода как осознанный выбор личности, окончательно вставшей на путь следования «образу человеческому». Это означает в любых условиях и при любых обстоятельствах оставаться человеком, ориентируясь исключительно на добро и сознательно обрекая себя на «невыносимую тяжесть свободы».

В истории философии существовали различные подходы к трактовке понятия «свобода». Античные мыслители (Сократ, Сенека и др.) рассматривали свободу как цель человеческого существования. Средневековые философы (Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) полагали, что свобода возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами представляет собой лишь тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения, согласно которой свобода является естественным состоянием человека (Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.)* В начале XX века русский философ Николай Бердяев рассматривал свободу прежде всего как творчество. Что же касается современных философских концепций, то в них значительное внимание уделяется свободе коммуникации, свободе интерпретации и т. п.

На идее свободы базируется либерализм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. По мнению либералов, этот принцип должен лежать в основе общественного и экономического порядка. В экономике это проявляется как неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства, в юридических вопросах - как верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом. При этом главная задача общества и государства - поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни.
По словам одного из основоположников либерализма Ш. Монтескьё, свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. В то же время многие люди считают, что неограниченный индивидуализм опасен для человечества, поэтому личная свобода должна сочетаться

с ответственностью личности перед обществом. Ведь самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте, совместном решении проблем, создании общих благ.

Для лучшего понимания сущности понятия «свобода» целесообразно рассмотреть два подхода - детерминизм и индетерминизм. Детерминисты, отстаивающие идею причинной обусловленности человеческого поведения, понимают свободу как следование человеком в своих действиях некой объективной необходимости, внешней по отношению к нему. Крайним проявлением детерминизма является фатализм , согласно которому существует жёсткая предопределённость всех событий.

Индетерминисты, наоборот, не признают причинную обусловленность, вплоть до утверждения, что всё происходящее носит случайный характер. Этот принцип отрицают сторонники волюнтаризма, т. е. учения об абсолютной свободе, основанной исключительно на воле человека как первопричине всех его действий. Таким образом, в крайних проявлениях детерминизма (все события неизбежны) и индетерминизма (все события случайны) места свободе фактически не остается.

Современные представления о свободе и необходимости располагаются между этими двумя крайностями. Сейчас полагают, что необходимость не является неизбежной, а носит вероятностный характер. Человек же в своей деятельности выбирает между различными альтернативными вариантами, опираясь на свои знания и представления об окружающем мире.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 1

Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

  • Понятием «фатализм» обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».
  • Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность - это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода - возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость - неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) - принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным - ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм - философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм - метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным - возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность - необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

  • Политическая - ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
  • Юридическая - ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

  • Историческая - ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
  • Индивидуальная - ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
  • Групповая - ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость» .

Новости:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
- фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
- волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации