Лучшие дворовые игры нашего детства. Лучшие игры советских детей

Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы... Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было "Одноклассников", благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Я уже писал, чем мы занимались в детстве - рассказ был про то, . Но всё же не эти занятия составляли большую часть нашего дворового времени.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.


То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Квадрат.

Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч "до" и "после" (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.


Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл.

Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова "КОЗЁЛ". Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся "козлом". Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось "подлянками" :)

Двадцать одно

Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Вышибалы

В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.


Штандер-стоп

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)

Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам - суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов - простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает - сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем "Хали-Хало".

Лягушки

В "Лягушки" в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Собачки

Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки "собачке" - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность "Горячей картошки".

Горячая картошка

Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга — «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг. а игрок, кидавший мяч, садится в центр.

Пионербол

Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Войнушка

Помните, "тай-тай налетай, кто в войнушку играй!"? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии "нашинских" и "ненашинских", вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось "та-та-та! Ты убит" - "Нет, ты меня только в руку ранил!!" - "А я как будто из последних сил...". - "Четыре-четыре, я на перерыве" - "Пять-пять - я в игре опять" и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё "оружие" за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.


Зарница

В пионерских лагерях "войнушка" приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы ("До первой крови"). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Сифа

Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее "снаряд", тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком "Сифа!" (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого "сифы" врассыпную. Задача "сифы" - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.


Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать "сифаком"...
А сейчас вон даже продают эту игру... Крутая идея:)

Городки, клёк.

Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек. В эту игру лично я практически не играл, и она не была популярна в нашем дворе.


Секретики

Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек

Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и "выручать" не только себя, но и уже "застуканных" игроков.



Прятки

Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается "Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...".

Море волнуется раз...

Детсадовская игра, где после слов ведущего "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!", участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери

Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.


Снежки

Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки

Вариант "войнушки", только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, "Белизны"), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички

Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - "земельки", "танчики" и так далее. Цель игры "земельки" - "отвоевать" у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и "отрезали" земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:

Догонялки

Без комментариев:)

Царь горы

Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся...


Классики

Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.


Казаки-разбойники

Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда ("разбойники") пряталась, а другая ("казаки") её искала, используя подсказки "разбойников" в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко

Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки со словами: "Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю" и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное

Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.


Камень-ножницы-бумага

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.


Рыбак и рыбка

Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки

Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся "в резиночку". Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:

Первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер ("под попой")
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Умная память плохое забыла.
Детство, умильное, пыльное детство

С кем это было? Когда это было?

Евгения Роше

Что ещё важного было в нашем детстве, кроме книг и кино. Ну, конечно игры. Приходя со школы, мы забрасывали портфель в угол и быстрей на улицу. Ну, или старались побыстрее сделать домашнее задание и опять же на улицу, во что ни — будь поиграть. А игр было бесчисленное количество. Сегодня эти игры забыты напрочь, они практически ушли в небытие, уступив место новым «формам досуга». Сегодняшние городские дети свое свободное время проводят не во дворах, не бегая, не лазая по деревьям и крышам, не в подворотнях, а либо в интернет-кафе и игровых компьютерных клубах, либо сидят дома уткнувшись в тот же монитор. У нас же, наверное всё — таки к счастью, компьютеров в то время, не было. И мы спешили во двор, на улицу, к друзьям, — бегать, как тогда говорили. Слово «бегать”, в раннем моём детстве было синонимом слова «играть”, об этом мне напомнил, мой соратник по детским играм, нашедший меня в сети,- Валера Пашин, проживающий ныне в удмуртском городе Воткинске. “Вовка, бегать выйдешь?”, — каждый день раздавалось под моим окном.

Так, как же проводили свой досуг, дети 50-х, 60-х годов прошлого века.

Игры наши разделялись на чисто мальчишьи, чисто девчачьи и совместные. У пацанов до определённого возраста, главная игра — это игра в “войну” или “войнушку” В зависимости от последнего просмотренного фильма это были либо сражения крестоносцев и рыцарей, либо гусар (после “Гусарской баллады”), либо мушкетёров. Но в основном это конечно партизаны, красноармейцы, фашисты. Сражения Великой Отечественной войны. Фашистами, естественно, никто быть не хотел, поэтому бросали жребий или считались. Оружие дворовой армии было разнообразнейшее, от самодельных пистолетов и автоматов до, купленного родителями в “Детском мире” почти настоящего на вид оружия, стреляющее пистонами. Пистоны были как одиночные, так и свёрнутые в рулончики, для автоматической стрельбы.

А ещё были пугачи из свинца, которые стреляли глиняными пробками. Внутри пробки находилась какая-то горюче-взрывная смесь, пробка вставлялась в отверстие под дулом и когда спусклся курок, боёк ударял в эту смесь и раздавался громкий выстрел. Пугачи эти системы “Наган” и пробки к ним, делались какими-то умельцами и и распространялись среди юных бойцов при помощи сетевого маркетинга под названием “Шара-бара” По дворам ездили на осликах, запряжённых в тележки, торговцы и меняли на бутылки или на деньги различные товары пользующиеся спросом у детворы. Шарики на резинках, глиняные свистульки и вот такие пугачи. Пугач этот стоил пять бутылок, но к моему счастью мой дед торговал этим оружием на базаре в Шумиловском городке и такой “Наган”, всегда был в моём арсенале.

Выглядел он примерно так.

Бои местного значения разворачивались во дворах и на улице, на крышах сараев и в подвалах. Особенную радость у нас вызывали различные земляные работы время от времени проводившиеся на нашей улице или во дворах. Прокладывались какие — ни будь коммуникации и рылись траншеи, которые тут же становились ареной ожесточённых боёв.

Партизан Вова Фетисов

Вот такая в те годы была униформа ташкентских мальчишек.

Как разновидность игры в “войнушку” были “казаки-разбойники”

Я думаю, вряд ли среди нынешних бабушек и дедушек можно найти тех, кто не играл в детстве в эту захватывающую игру, которая была самым настоящим приключением, азартной погоней.

Здесь то же было две команды “казаки” и “разбойники”. В определённом месте, команда “казаков” считала до 100 или больше, а “разбойники” тем временем удирали, оставляя мелом стрелки, указывающие направление бегства. Стрелки ставились везде,- на деревьях, асфальте, скамейках, стенах домов. Чтобы запутать преследователей стрелки раздваивались, разтраивались, показывали ложное направление. В общем как в фильме “Берегись автомобиля” – “Ты убегаешь, я догоняю”.

Для этой игры нужна была достаточно многочисленная компания (чем больше, тем лучше). Заканчивалась игра, когда все разбойники пойманы и доставлены в “тюрьму”. Обычно “тюрьмой” служил очерченный круг.

Играли, конечно, и в прятки. У нас эта игра называлась “куликашки”, интересно кто-нибудь знает, откуда произошло это слово? Я думаю, правила игры в прятки одинаковы во всём мире, поэтому особо на них останавливаться не буду. С помощью считалки выбирался водящий. Помните какие были «считалки»? Одна из них, пришедшая, очевидно, из дореволюционных времен, употреблялась чаще всего — «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?». Были считалки и на тарабарском детском языке, типа: «Эни, бэни, раба, квинтер, финтер, жаба…», или вот ещё: «Дора, Дора — помидора, мы в саду поймали вора, стали думать и гадать, как бы вора наказать, мы связали руки-ноги, и пустили по дороге, вор шел, шел, шел, и корзиночку нашел, в этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души….» Ну вот, а потом водящий, уткнувшись в стену считал до определённого числа, в конце обязательно говоря, “Я иду искать, кто не спрятался, я не отвечаю”, а остальные прятались кто где. Дальше, думаю, все знают. Выражение “застукать”, очевидно, произошло от этой игры. Одной из разновидностей пряток были “12 палочек”. Из кирпича и дощечки делалось подобие качелей. На нижний край клалось 12 палочек или спичек, а по верхнему, сильно ударялось ногой, чтобы палочки разлетелись как можно дальше в разные стороны. Тот, кто водил должен был собрать все палочки, до единой и уложить обратно, а остальные за это время должны были спрятаться. Ну, а дальше как в классическом варианте, только застукать нужно было,наступив на этот кирпич. Тут была ещё одна хитрость, если пока водящий искал, кто-нибудь из спрятавшихся незаметно прокрадывался к этим “качелям” и опять ударял ногой, разбрасывая палочки по сторонам, то водящему приходилось опять их всех собирать и начинать сначала.

Была игра “тише — едешь дальше будешь”. Мелом чертился “старт” и через метров пятнадцать “финиш” На старте собирались в одну линию игроки, а на финише к ним спиной стоял ведущий. Он произносил фразу“Тише едешь – дальше будешь”, произносить её он мог медленно или быстро и пока он её произносил игроки начинали движение и старались пройти как можно ближе к финишу. Как только фраза закончена, он быстро поворачивался к игрокам, которые должны были тут же остановиться, если при этом кто-то продолжал движение он удалялся. Затем всё повторялось и тот, кто первый пересёк линию финиша, тот и выиграл.

А сколько замечательных игр с мячом было в то время. Например, уже не помню как называлась, нужно было подбросить мяч вверх и пока он в воздухе все разбегаются как можно дальше, а когда водящий его ловил, говорил – “стоп”, все застывали и он должен был попасть мячом в кого — ни будь, если попадал, водящим становился тот, в кого попали. Если не попадал, всё начиналось сначала.

Много игр было, когда мяч надо было кидать об стенку. Например, игра “лягушка”. Мяч, отскочивший от стенки, нужно было перепрыгнуть, чтобы он прошёл между ног. Кто не перепрыгивал – получал букву от слова «лягушка». Тот, кто первый соберёт слово, вылетал, и так до последнего, который естественно становился победителем. Если компания была достаточно большая, могли играть в «вышибалы». Я жил на тихой, небольшой улице между Гоголя и Жуковской, — Топографической, и на ней спокойно можно было играть в игры требующие просторные и ровные площадки. Двумя чертами, мелом, ограничивалосьбольшое игровое поле, по обе стороны вставали два игрока, задача которых вышибить мячом кого – нибудь, из игроков кучкующихся внутри площадки. Такой вариант лапты. Игрок, которого вышибали, выбывал из игры. Но его могли «спасти» его товарищи, для этого им надо было поймать мяч руками. Ловить мяч можно было только на лету. Кто поймал мяч от земли — выбывал.

Были игры не очень одобрявшиеся родителями. Это лянга и ашички. В ашички наше поколение не играло, во всяком случае на нашей улице, а вот лянга была весьма популярной. Игра была сезонная. В неё не играли ни весной, ни летом, а исключительно осенью. Как-то вот приходило время, и все пацаны начинали играть в лянгу.

«Лянги» — делали из лоскутка козьей или овечьей шкуры, пришивая к нему кусочек свинца. Причём мех, должен был быть, достаточно длинным, а свинцовый балласт, подобран таким образом, чтобы придать “лянге” оптимальную скорость. Не слишком быстро и не слишком медленно. Как и в каждой игре здесь тоже были свои мастера, которые могли часами не давать “лянге” опустится на землю, посылая её в полёт, то ребром обуви, то носком, то попеременно двумя ногами, исполняя различные фигуры, — “виси”, “люры”, “джуры”. Хорошие “лянги” очень ценились и являлись предметом обмена.

С этой игрой вели беспощадную борьбу учителя и наиболее активные из родителей. Во-первых, “лянга” почему-то считалась игрой недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане и хулиганам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение “лянгой” неизбежно приводит к грыже. На нашей улице случаев с грыжей мы не наблюдали, но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь. Я много лет не видел, чтобы кто-то играл в “лянгу”, даже не знаю играет ли кто — нибудь сейчас. Вероятно, она канула в лету вместе с нашим безвозвратно ушедшим детством.

Гоняли голубей.
Ботинки разбивали,
Чтоб джуры – люры знать,
Родители ругали –
Нам было наплевать.
Плясали, набивали
Мы джанги во дворе
И с лянгой исполняли
Па де труа, антре.
Свинцом залитой битой
Таранили врагов,
Ашички ваши биты,
Нет козырей – мослов!
От мала до велика,
Знал каждый мальчуган –
Прилягут – пука, чика,
Бочком – алыч, таган.

Эти стихи Александра Гринблата, наверное, мало кто поймёт из нынешних подростков. Ещё были и просто развлечения в виде прыганья с сараев различной высоты, на землю или в кучу песка, а зимой — в сугроб. Это было, что – то вроде спортивных соревнований, соревнований на храбрость.

Вдруг будет пропасть и нужен прыжок,

Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?

А? Э… Так –то дружок.

В этом – то всё и дело.

Написал когда — то Владимир Высоцкий, очевидно в его детстве, то же было это развлечение – прыжки с высоты. Во всех дворах на нашей улице были угольные сараи, их то, мы и использовали для испытания детского мужества. А страх высоты он особенный, многие ребята вполне мужественные в других ситуациях перед высотой пасовали, и прыгнуть не могли. Ну и конечно лазанье по деревьям. Посередине нашего двора, рос очень старый, огромный урюк, неохватный просто, его мы тоже использовали как тренажёр, — прыгали, лазали, кто выше долезет. Делали на нём тарзанку и раскачивались широкой амплитудой, замирая от лёгкого страха. Не помню, чтобы кто – либо получил серьёзную травму, были, конечно, лёгкие ушибы или ногу кто подвернёт, но чтобы конечности сломать или в больницу загреметь, такого не было. Чисто девчоночьи игры, это, конечно, прыгалки и классики. Да, простят меня дамы, но я мало, что могу сказать об этих играх, ибо в эти игры пацаны не играли. В моём детстве, дворы, тротуар, да и проезжая часть, были покрыты квадратами нарисованными мелом, по которым прыгали девчонки то на одной ноге, то двумя. Иногда клали круглый, плоский камень и, прыгая, толкали его, чтобы он перелетел

на следующий квадрат.Это и были классики.

Игр со скакалками, тоже много было. Девчонки прыгали и по — двое и по – трое и в одиночку.

Были свои чемпионки, которые могли очень долго прыгать, выделывая различные пируэты.

- Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
- Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…

А когда сгущались сумерки, и темнота не позволяла играть в подвижные игры, мы собирались на какой – нибудь скамейке, или на крыльце и начинались вечерние посиделки. Рассказывали друг другу страшные истории, типа “Чёрная рука” или “Красное пятно”. Для пущего страха рассказывались эти страшилки замогильным голосом. Были и игры на скамейке, например “Глухой телефон”. Ну, суть этой игры известна, наверное, каждому. Все садятся рядком и первый, очень тихим шёпотом говорит на ухо рядом сидящему игроку слово или целую фразу, а тот то же очень тихо передает другому игроку и так по цепочке.Последний говорит вслух то, что он услышал, и сравниваютс оригиналом.Зачастую получалось очень неожиданно и смешно.

Или вот ещё одна игра, не помню точно название, вроде “Колечко”, но не уверен. Все игроки складывают ладошки «лодочкой», вроде как молятся, а один,ведущий, держит внутри своих ладошек колечко или какой — нибудь другой мелкий предмет, камешек или пуговицу. И вот он, как – бы разрезает своими ладошками, ладошки всех игроков по очереди, и незаметно, в чьих — нибудь ладонях предмет оставляет. После того как он обошел всех участников, чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов,тот, у кого колечко должен быстро вскочить и отбежать, а другиеигроки – должны удержать его на скамейке. Если вырвался, становился ведущим, если нет, всё сначала. Посиделки эти продолжались допоздна. Уже раздавались крики родителей — «Вова (или Таня), домой!» И в ответ — «Ну, мамочка, еще немножко, пожалуйста…»

Конечно, гоняли по улицам на велосипедах, а у кого не было, то на самодельных самокатах, вместо колёс у которых были стальные подшипники. Гоняли просто для развлечения или устраивали велогонки. В противоположном от меня дворе жил мой одноклассник Виталик Кирьянов, а у него был старший брат, по — моему, Юра его звали, он был такой Кулибин-Самоделкин, всё какие-то механизмы собирал. И вот вернулся он из армии и решил механизировать Виталькин велосипед, то есть установить на нём бензиновой мотор. А велосипед был не взрослого формата, а маленький. Был такой подростковый велосипед “Школьник”, а этот даже меньше. И вот он установил мотор, сделал систему управления и получился такой мини-мопед. На первый испытательный пробег, собралась большая толпа из детворы и взрослых. Виталик сел на усовершенствованный велик, брат его чего-то там подкрутили это чудо технической мысли, рвануло с такой скоростью, что за доли секунды домчалось до улицы Гоголя и там уже, видимо набрав скорость отрыва от земли, устремилось в небо, перевернулось и рухнуло на асфальт. Пилот к счастью пострадал не сильно, отделавшись ссадинами и царапинами. Но зрелище было сильное.

Ну, а если случалась непогода, дождь или слякоть, играли дома. Настольных игр тоже было много. Собирались у кого — нибудь дома и играли. Кроме классических шашек-шахмат, которым мы тоже уделили некоторое время, были различные тематические лото, зоологическое, ботаническое и т.п.

Были игры с фишками и кубиками. Бросаешь по очереди кубик и двигаешь фишку на столько кружочков, на сколько выпал кубик. Таких игр было огромное разнообразие на различные темы. Помню отец из Москвы привёз мне совершенно роскошную игру по теме открытие Америки Колумбом. Там были шикарные вкладки с рисунками каравелл.

У моего одноклассника Валеры Нойкина, была настольная игра крокет. Но мы в неё играли на полу. Очень интересная игра с деревянными шарами и молоточками. Там надо было пройти по определённому маршруту стукая молоточком по шару и чтобы шар проходил через ворота. Правила забыл уже, но было очень увлекательно.

Такие настольные игры как футбол или хоккей были тогда страшным дефицитом, но кое у кого из ребят они были и мы бывало устраивали целые турниры.

Можно было играть и одному, для этого существовали разные наборы конструкторов типа “Юный химик”, “Юный физик”.

Приходила зима, и игры становились другими. Мне кажется, в моём детстве зима в Ташкенте была нормальной, снега выпадало достаточно много. Во всяком случае, мы успевали вдоволь и на коньках побегать, и с горок покататься и снежками покидаться. Часто зимние каникулы продлевались из-за эпидемии гриппа, объявлялся карантин к нашей радости и мы продолжали играть в хоккей, заменяя клюшки палками, а шайбу консервной банкой, кидать в девчонок снежки, цепляться сзади за автомобили и скользить по покрытому льдом асфальту. Восторг полный. На нашей улице зимой вполне можно было покататься на коньках. У меня сначала были “снегурки”, с закруглёнными носами и верёвочными креплениями, а потом отец привёз из Москвы настоящие “канадки”, ботинки с намертво прикрученными коньками.Радость была безмерной.

Но играли не только на улице, в школе тоже, и на переменах, а иногда и на уроках. В младших классах на переменах играли в такую игру “Ручеёк”, не игра даже, а типа хоровод. Становились парами, друг за другом, чем больше народа, тем лучше, и взявшись за руки и высоко их подняв создавали такой живой туннель. А один участник оставался без пары, число участников поэтому должно было быть нечётным. Он шёл через этот тоннель и по дороге уводил кого-нибудь за собой, оставляя его напарника без пары, и тот в свою очередь то же шёл по тому же пути и то же разбивал какую-то пару. И так далее. Это могло продолжаться бесконечно, смысла никакого в этой игре не было, единственное подержать какое-то время за руку нравившуюся тебе девочку.

А на уроках играли во всем известный “морской бой”, а ещё в “виселицу”, которая стала сейчас “Полем Чудес” или в “балду”.

На большой перемене, если позволяла погода, пацаны играли в достаточно жёсткую игру “кони – рыцари” Во дворе школы у нас была большая яма с песком, для прыжков в длину и вот там устраивались рыцарские турниры. Разбивались на две команды, внутри команды,в свою очередь разбивались с помощью жребия, на коней и наездников, наездники садились верхом на менее удачливых партнёров и начинался бой. Задача сбить наездника с коня. Побеждала команда в которой оставался хотя бы один не сброшенный всадник.

Спорт безусловно присутствовал в нашем детстве и отрочестве. У нас была замечательная учительница физкультуры, — Светлана Захаровна, фамилию не помню к сожалению, она сделала в нашей школе отличную волейбольную команду в которой играл и автор этих строк. В ней играли ребята 8-10 классов. Володя Вайнер, Володя Поршень, Адыл Юсупов, Валера Нойкин и другие. В 67-м году мы выиграли школьный городской чемпионат. Финал был в школе где-то на Циолковского, за кольцом 3-го трамвая. Боже, как Светлана Захаровна за нас переживала, как обнимала после победного финала. Команда молодости нашей.

Но по мере взросления любимой и единственной игрой для нас стал футбол. Я уже говорил, что улочка наша была маленькая с очень небольшим движением автотранспорта и мы, сделав ворота из булыжников и разбившись на две команды, гоняли мяч до самых сумерек, и прекращали, когда мяч уже невозможно было разглядеть. Страстным болельщиком футбола был дед Валерки Нойкина, он мог часами наблюдать за нашими баталиями. Вот не помню, как его звали. Фамилия Мусаилов, а имя — отчество выветрилось из головы. Бабушка Валеркина,-Татьяна Аркадьевна, тётя Таня, а как деда звали не помню. Но не в этом дело. Когда по всей стране начались детские соревнования по футболу клуба “Кожаный мяч” он организовал из нас команду при каком-то ЖЭКе, и мы участвовали в городском чемпионате. У нас была форма, удостоверения. Правда особенных успехов мы не добились, дошли кажется только до 1/8 финала, но удовольствие получили огромное. Вообще Валеркин дед был большой любитель спорта, в том числе конного. Довольно часто по воскресеньям он брал нас с Валеркой на ипподром, смотреть скачки. Иногда мой отец нас туда отвозил на нашей “Победе”. Но возвращюсь к футболу. Футболом, мы пацаны увлекались страшно, болели естественно за “Пахтакор” состав команды знали наизусть, некоторых игроков помню до сих пор: Красницкий, Стадник, Моторин, Штерн, Каххаров, Тазеддинов, Таджиров, на воротах Юрий Пшеничников. Классный кстати был вратарь. Мой отец тоже был болельщиком и большой заводской компанией они ходили практически на все матчи на стадион “Пахтакор”. Болели шумно, а после окончания матча, начинался, по их выражению “третий тайм”, всей компанией шли на 6-й этаж гостиницы “Ташкент”. Это был первый в моей жизни ресторан.

Пахтакор-1963

В 64-м году по окончании чемпионата СССР по футболу две команды набрали одинаковое количество очков, и по решению федерации футбола был назначен дополнительный матч, своего рода финал чемпионата, где должен был определиться чемпион. Матч этот было решено провести в Ташкенте на стадионе “Пахтакор” Это было событие. Ажиотаж был неописуемый, грузинские болельщики, говорят, предлагали за билет плащ болонью, а это тогда была вещь. Естественно отец билеты достал, и даже мама моя собралась на этот матч, а меня к моему страшному горю, не взяли, как я не умолял. Пришлось смотреть этот матч по телевизору. Игра была замечательная, настоящий финал. За “Торпедо” играли Валерий Воронин, Валентин Иванов, Шустиков в защите, а за Динамо — Месхи, Метревели, Котрикадзе в воротах, Илья Датунашвили забивший два гола. 1:1 в основное время и 3:0 в пользу динамовцев в дополнительное. 4:1 победили грузинские футболисты и в Тбилиси вероятно всю ночь праздновали победу.

Динамовцы Тбилиси, после награждения на стадионе Пахтакор.

Играть в футбол мы продолжали довольно долго и после окончания школы. Собирались в свободное время и играли. Играли во дворе родной школы (по воскресеньям), на маленьком стадиончике в Таштраме (старом, в конце Гоголя), на площадке между Авиационным техникумом и Дворцом Митрофанова. Кстати бассейн Митрофанова построили в наши школьные годы и мы все записались в секцию и занимались там плаванием, но не очень долго. Продолжу про футбол. Вот стихи Александра Файнберга, как будто про нас:

Стою в воротах. Ушки на макушке.
По свитерку гуляет ветерок.
Матч века! Наш Рабочий городок -
тире - блатные с воровской Первушки.

У них сегодня финкари да пушки.
У нас - от папиросочек дымок.
Но рыжий лупит так с обеих ног,
что ваши станут нашими подружки.

- Лепи, Володя! Генка, выдай пас!
Блатняги сыплют искрами из глаз.
Десятый гол влетает в их ворота.

Потом нас всех отмордовали в дым.
Рыдали наши крали. Но в субботу
На танцы всё же упорхнули к ним.

У нас тоже была похожая ситуация, правда не с Первушинскими, а играли мы на стадионе “Старт” с местными и тоже закончилось небольшой драчкой.

Но потом, потихоньку, с течением времени, собирались всё реже и реже, появились семьи, заботы, всех разнесло по сторонам и футбол теперь смотрю лишь по телевизору.И ещё одно увлечение, появившееся у нас в переходном возрасте, это гитара, дворовые песни. К науке тяга сильная сейчас, Но и к гитаре тяга есть в народе. Пел Высоцкий о том времени.А я вспоминаю летние вечера, упоительный запах роз, благоухающих на клумбах разбитых посередине улицы Гоголя, на отрезке между Карла Маркса и Куйбышева, небольшая лужайка рядом с ГорфакомТашПИ, и мы пацаны сидим и слушаем как под гитару поют пацаны чуть постарше. Песни, которые сейчас называют благородным словом “Русский шансон”

Я пишу тебе голубоглазая
Может быть последнее письмо
Никому его ты не показывай,
Для тебя написано оно.

И благодаря этому, а более всего песням Окуджавы, которые я обожал, я страстно захотел, научиться петь эти песни, аккомпанируя себе на гитаре. И выучив несколько аккордов, с этой задачей справился, в общем, неплохо.

Окуджaвa гpемел,

Hо нa нaшем двоpе

Был я сaмый кpутой семистpунник…

Это уже Розенбаум.

Но, знаете, думаю это сама по себе очень большая тема,- музыка и песни нашего детства, — она требует отдельного разговора и, возможно, я об этом напишу в следующем очерке. А пока, до встречи.

Ещё на схожие темы

Like

Like Love Haha Wow Sad Angry

У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!

Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…

Резиночки

Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.

Классики

Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре - кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь - стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.

Море волнуется раз…

Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!

Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.

Казаки-разбойники

Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.

Вышибалы

В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.

Я знаю 5 имен

Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.

Съедобное-несъедобное

Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.

Ножички

Участники чертят на земле круг. После чего, каждый один за другим бросает ножичек на территорию соперника, отвоёвывая при этом у него максимально больше земли. Ножик можно бросать в песок, землю, а также в деревянные скамьи. Если ножек при броске не встрял в землю, а упал, другой игрок кидает ножик.

Колечко-колечко

Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.

Вы поедете на бал?

Водящий игры читает речёвку:

«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».

Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».

Я садовником родился

Все участники должны подобрать себе имя - название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)

Слон

В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации