Конфуцианство религиозно этическое направление возникшее в. Конфуций

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.

2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.

3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.

4. Люди, живущие по законам добродетели.

5. Люди, совершенные во всех отношениях.

Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые - вознаграждение.

Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства - это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.

Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» - представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.

Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.

Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.

Основные принципы конфуцианства следующие.

Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов - обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.

Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.

Идеал государственного устройства, с точки зрения Конфуция, заключается в следующем: верховный правитель имеет безграничную власть, но он должен обладать высокими моральными качествами и внимательно прислушиваться к советам умных, образованных людей (Конфуций называл их термином «жу» - «ученые»).

Опора государства - семья, где высшая власть принадлежит отцу, а все домочадцы обязаны оказывать ему уважение и повиноваться.

Подчиненный точно так же обязан оказывать уважение и беспрекословно повиноваться начальнику, тот - еще более вышестоящему начальнику и так далее.

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям.

Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку» (рис.1.).

Рисунок 1.- Конфуцианство. Управление государством

Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов.

На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Формула Конфуция «Управлять - значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.

Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.

Конфуцианство - термин, введенный европейцами; в китайском языке, нет такого эквивалента. Сами китайцы называют это учение «школой образованных людей» или «школой ученых книжников».

Древний мудрец и мыслитель создавал свое учение в период сильных политических и социальных потрясений. Ослабление центральной власти, беспорядки, кровопролитие и анархия - вот какой была окружающая реальность. Неудивительно, что Конфуций в противовес этому пропагандировал такое устройство общества, которое будет образцом спокойствия, гармонии, порядка.

Согласно его взглядам, каждый член общества, начиная от последнего бедняка и заканчивая императором, должен четко знать свои права и обязанности, а также безукоризненно исполнять свой долг.

Сыновья почтительность возводилась Конфуцием в ранг величайшей добродетели, а любое противодействие родительской власти, напротив, считалось величайшим грехом. Именно такая модель общественного устройства господствовала в Китае вплоть до недавнего времени.

Даже в эпоху Мао Цзэдуна, когда конфуцианство не только порицалось, но и подвергалось гонениям, оно сохранило большое влияние на все стороны жизни китайского народа.

Китайская философия

В период с У-Ш вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения "ста философских школ", среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзи), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм - школа законников (Шан Ян). Рассмотрим древнекитайские школы. Обратимся к таблице (см. табл. 2).

Таблица 2.

Даосизм

Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово "Дао" многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения. Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как "путь" или закон мира, космоса. Главным произведением Лао-Цзы был труд "Дао-Дэ-цзин" ("Учение о Дао и Дэ"). Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.

В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба. Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий изменять его. Основной принцип даосизма - теория недеяния "увей". Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию. Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.

Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий: Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий. Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом (см. схема 14).

Бытие понимается как постоянный круговорот стихий (см. схема15).

Так схематически (см. схема 16) можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов.

Конфуцианство

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) "Книга перемен" ("И цзин"); 2) "Беседы и изречения" ("Лунь Юй") представляющая высказывания Конфуция.

Основные проблемы философии Конфуция.

  • 1. Система этических норм.
  • 2. Политические вопросы.
  • 3. Поведение личности.
  • 4. Общественное управление.

Главная цель его учения - содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство. Высшими ценностями должны стать - патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.

Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами.

Главные принципы конфуцианства

  • - Принцип "жэнь" - гуманность и человеколюбие. "Чего не желаешь себе, того не делай другим".
  • - Принцип "ли" почтительность и ритуал. "Неупитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим".
  • - Принцип "чжэн-мин" - "исправление имен". В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. "Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын".
  • - Принцип "цзюнь-цзы" образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  • - Принцип "вэнь" образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
  • - Принцип "ди" - повиновение старшим по должности и возрасту. "Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других".
  • - Принцип "чжун" - преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. "Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать". В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником "мягкого" управления с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, "золотым правилом" было: "Не делай того, чего не желаешь себе".

Отметьте, что Конфуций предлагает путь "золотой середины". Что это обозначает? Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.

Отличие конфуцианства от даосизма

1. Конфуцианство - учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.

Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному к его эмоциям, инстинктам.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Основные понятия и термины

Брахман - в древнеиндийской религиозно-философской литературе духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого вес произошло.

Будда - человек, обладающий пробуждённым, просветлённым сознанием.

Веды - древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм - (греч. hule - вещество, тле - жизнь) - философское явление, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Даосизм - религиозно-философское учение Китая, основоположник - Лао-Цзы.

Конфуцианство - философское, этическое учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Упанишады (с санскр. - сидеть рядом с учителем) - религиозно-философские комментарии к Ведам.

Мыслителем Конфуцием (553-480 до н. э.). Он положил ему основу, а последователи занялись развитием и популяризацией. В чём же заключается его суть?

Общие понятия

Прежде чем перейти к рассказу о том, что такое конфуцианство, хотелось бы отметить, что в китайском языке отсутствует эквивалент данного термина, который является вообще западным. На родине данного мировоззрения его называют 儒, или 儒家. В дословном переводе данные иероглифы значат следующие понятия: «школа учёных» или «школа образованных людей».

Формирование конфуцианства пришлось на период Чуньцю, длившийся с 722 по 481 год до н. э. Это было время сильнейших потрясений в Китае как политического, так и социального характера. Так что история конфуцианства неотделима от истории самого государства. В течение тысячелетий данное учение являлось ключевым компонентом общества и всех систем управления.

После смерти Конфуция его последователями и учениками было образовано множество различных направлений данной идеологии. В III веке, согласно определённым сведениям, их было около 10. В трудах Хань Фэя, китайского идеолога, было названо 8, и обо всех них сохранилось очень мало сведений.

Стоит отметить, что в поздние эпохи сформировалось ещё две политико-философские школы - моизм и легизм. Конфуцианство выдержало эту «конкуренцию», и в период II-I веков до нашей эры стало официальной имперской идеологией.

Социальный аспект

Конфуцианство в Китае формировалось в первую очередь как социально-этическое учение. В те времена мыслителей не волновала онтология и вопросы посмертного существования.

Их интересовало другое. А именно: как должен себя вести человек? Какие надо испытывать эмоции и чувства по отношению к близким и к посторонним? Как правильно поступать по отношению к нижестоящим и к тем, кто выше тебя по статусу? Какой должен быть устрой у государства? И самое главное - как умиротворить Поднебесную?

Такие вопросы возникали потому, что в течение упомянутого выше периода Китай был поделён на целый ряд независимых царств, что вели между собой постоянные войны. Люди помнили о прежних спокойных временах, когда во главе страны стояли мудрые императоры.

Приверженцы конфуцианства пытались всячески поспособствовать воссозданию древних ритуалов, правил поведения, социальных норм. Потому они и изучали, а впоследствии комментировали древние каноны, стараясь до общества и правительства донести свои идеи.

Когда уже конфуцианство в стране закрепилось официально, то стал формироваться соответствующий канон. Мыслители начали унифицировать древние тексты, составлять списки канонических книг, даже создали культ Конфуция с соответствующими церемониями.

Основные принципы

Какие же положения стали фундаментом религии конфуцианства? Принято выделять следующие принципы:

  • Жить в обществе и для него.
  • Уметь уступать.
  • Уважать старших по возрасту и званию, слушаться их.
  • Беспрекословно подчиняться главе государства - императору.
  • Знать меру, избегать крайностей, уметь себя сдерживать.
  • Проявлять человечность.

Также было принято выделять отдельные положения для людей, занимающих высшее положение в обществе и руководящие позиции. Такой человек, кроме перечисленного, был обязан:

  • В своём правлении придерживаться добродетели.
  • Обладать соответствующими знаниями.
  • Быть патриотом и служить своей стране.
  • Являться амбициозным, ставить и достигать цели.
  • Проявлять благородство.
  • Делать окружающим и государству лишь добро.
  • Принуждению предпочитать убеждение и собственный пример.
  • Проявлять заботу о стране и подчинённых.

Исходя из этих принципов можно сделать вывод: основной идеей конфуцианства являлись благодетель, мораль, нравственность и правильное поведение всех членов общества, которое обеспечило бы в нём комфортный социальный климат.

Своеобразие учения и родовой культ

Древнее конфуцианство является весьма интересным течением. Его своеобразие заключается в том, что Конфуций как основатель практически ничего нового не внёс. Он лишь выступал за узаконивание и беспрекословное выполнение семейно-родовых обрядов, сложившихся сотни лет назад, а также соблюдение традиций и законов.

Выше всего в религии конфуцианства стоял культ предков. Он считался стержнем китайских религиозных обрядов и верований. И масштабы культов предков с их иерархией и значимостью являются прямым тому подтверждением.

Семья - это низовая ячейка. У каждой должен был иметься свой храм или как минимум молельня. Они необходимы для совершения в них в установленное время обрядов семейного культа.

Каждый род, соответственно, должен был основать свой храм предков, посвящённый основателям генеалогического древа. У более крупных общественных групп были ещё более впечатляющие строения. Вообще, принцип был таков: чем выше социальное положение людей - тем масштабнее были их храмы. Чиновники имели по одному. Вельможи - по три. У князей было по пять храмов, а у императора - семь. Простолюдины же устраивали культ в жилищах.

Главные идеи

Их тоже стоит обрисовать кратко. В конфуцианстве немало идей и принципов, но вот какие являются основными:

  • 仁 - «Жэнь». Гуманность, человеколюбие, достоинство.
  • 義 - «и». Справедливость и долг, значение, смысл.
  • 禮 - «Ли». Ритуал и почтительность. Тут же подразумевается этикет и культурность, являющиеся основой конфуцианского мировоззрения.
  • 郑分钟 - «Чжэн-мин». Переводится как «исправление имён». Подразумевается, что в обществе будет царить взаимопонимание и порядок, только если люди начнут вести себя в соответствии с должностью и знанием.
  • 君子 - «Цзюнь-цзы».Благородство, высокая нравственность, мудрость, умение не совершать ошибок.
  • 文 - «Вэнь». Образованность и просвещённость. Духовность, которая сочетается с любовью к учению. Также отсутствие стеснительности в обращении за помощью и советом к тому, кто стоит ниже.
  • 迪 - «Ди». Повиновение людям, являющимся старшими по возрасту и статусу.
  • 忠 - «Чжун». Почитание нравственного авторитета правительства. Тут уместно такое выражение для более точной передачи смысла: «Если власть не будет алчной, то и люди не начнут воровать».

Это кратко о конфуцианстве в целом. И если изучить все понятия, то можно заметить, что Конфуций в них предлагает путь некой «золотой середины». Великий мыслитель будто бы указывает на важность умения устранять противоречия, достигать политического компромисса, и призывает познавать искусство балансирования между двумя крайностями.

Появление буддизма

Нельзя обойти стороной и эту тему, рассказывая о том, что такое конфуцианство.

Дело в том, что в Средние века в Китае начинает распространяться буддизм - учение о духовном пробуждении, являющееся на сегодняшний день древнейшей мировой религией, признанной многочисленными народами с разными традициями.

Естественно, под его влиянием конфуцианство «модифицируется». В него включаются элементы буддизма. Надо сказать, перенесение этой религии с родной индийской почвы в Китай является одним из самых значительных событий в религиозной истории. Ведь это значило нечто действительно важное. Что страна с собственной культурой приняла развитую религию со своим культом, моралью, учением и каноном.

Вообще, конфуцианство и буддизм - это отдельная тема. Индийское учение в Китае укреплялось сложно и долго. Во многом из-за того, что в буддизме жизнь рассматривается как источник болезненных пристрастий человека. Такой подход противоречил конфуцианским принципам поведения и нормам этики.

И только содействие религиозного даосизма, формировавшегося параллельно, помогло буддизму закрепиться в Китае. Ведь это учение черпало многие понятия именно из индо-буддийской мудрости. О нём, кстати, будет сказано чуть позже.

В итоге буддизм усилил свои позиции. В основном благодаря исторической ситуации эпохи Северных и Южных династий (II-IV вв). Неустойчивость бытия, междоусобицы, кризисы… не лучшая была обстановка. В тот момент призывы буддистов укрыться за высокими монастырскими стенами, отрешившись от земной суеты, оказались очень кстати.

Даосизм

В продолжение темы о том, что такое конфуцианство, нужно упомянуть и данное направление. Это учение о дао («пути вещей») является неким симбиозом философии и религии. Его краткая суть: всё произошло от Дао, сущности и первопричины реальности. Весь мир и люди совершают круговорот, после чего возвращаются в него.

Но понятие Дао принадлежит ко всей китайской мысли в принципе, а не только к даосизму. Все мыслители данного государства являются его приверженцами. Потому что Дао - важнейшая категория китайской культурой. Отличается только её осмысление.

В конфуцианстве Дао - это путь правления на основе моральных и этических норм, а также путь нравственного совершенствования. В даосизме - высший принцип, источник бытия.

В обоих рассматриваемых течениях имела место астрология. И в конфуцианстве, и в даосизме. Но различался подход. Конфуцианцы следили за небесными телами, использовали их феномены и перемещения в политической борьбе.

А вот даосы рассматривали астрологию как источник возможностей для предсказаний и гаданий. Они отлично знали небосвод, расположение планет и звёзд, так что составили множество атласов, календарей и карт. Вообще, даосы были монополистами оккультных наук. Именно они делали предсказания и составляли гороскопы. Причём никто в те времена не начинал важного дела, не спросив совета у даосского гадателя. И женитьба в Китае тогда начиналась с обмена женихом и невестой гороскопами.

Общие черты культур

Конфуцианство, даосизм и буддизм - это основные течения Древнего Китая. Они могут казаться разными, но на самом деле есть то, что их объединяет. Из главного можно выделить:

  • Все три учения связаны с уважительным отношением к культуре и традициям, а также к моральным принципам.
  • Они несут как религиозную, так и культурную нагрузку.
  • Даосизм и конфуцианство - китайские вероучения с общими социальными предпосылками и культурными корнями.
  • Многобожие и поклонение силам природы присутствуют в обоих этих течениях. В большей степени в даосизме. Но и в конфуцианстве наблюдается поклонение предкам и духам. Оба этих учения переняли традиции первобытной религии, основой которой был культ природы.
  • Буддизм и даосизм объединяет идея несовершенства материального мира, а также стремление достичь гармонии в жизни. Также для них свойственно уважение людей, пришедших к гармонии.
  • Конфуцианство с буддизмом объединяет вопрос философии. Их основу составляет теория морали и нравственности. Немалое значение придаётся совершенствованию человеческой природы, воспитанию. Но в то же время в буддизме имеют место такие понятия, как просветление, карма и сансара (круговорот рождения и смерти). В даосизме и конфуцианстве этого нет.

Но наиболее характерной чертой для всех трёх перечисленных направлений является стремление к постижению истины, к знаниям и благополучию.

Афоризмы Конфуция

Не будет лишним обратить внимание и на них. Каждый афоризм - это оригинальная законченная мысль. Конфуций был автором многих таковых изречений. И поскольку он является основоположником обсуждаемой идеологии, то именно в его словах прослеживается её суть. Вот некоторые из них:

  • Благородные люди живут в согласии с другими, но не следуют за ними. Слабые же за другими следуют, но с ними в согласии не существуют.
  • Друзьям нужно советовать только то, что они могут сделать, вести их к добру без нарушения приличий. Однако не надо действовать там, где отсутствует надежда на успех.
  • Будьте к себе строги, а к людям - мягки. Оградите себя от чужой неприязни.
  • Посылать воевать необученных людей - предавать их.
  • Попробуйте быть чуть-чуть добрее. И вы заметите, что совершить иной поступок вы не в состоянии.
  • Почтительным сыном является тот, кто мать и отца расстраивает лишь своей болезнью.
  • За зло нужно платить по справедливости. За добро - добром.
  • К знанию ведёт три пути. Размышление - наиболее благородный. Подражание - самый легкий. Опыт - тяжёлый и горький.
  • Мудрый человек никогда не сделает другим того, чего он не хочет, чтобы сделали ему.

Если хочется понять суть философии конфуцианства, то можно просто прочитать афоризмы, автором которых является его основатель. В каждом выражении мыслителя заложен глубокий смысл, который остаётся актуальным по сей день.

Конфуцианство в современном Китае

Глядя на то, какие в XXI веке позиции занимает это государство на мировой арене, можно лишь диву даваться. И многие современные культурные деятели и мыслители считают: тут есть заслуга конфуцианства, которое вот уже как третье тысячелетие оказывает влияние на социальный, политический и экономический уклад страны.

Конечно, современный мир уже не тот. Принципы, бывшие в конфуцианстве основными, с течением времени преобразовались. Но это лишь вывело китайскую политическую культуру на другой уровень.

В соответствии с идеологией, государство - это большая семья. Правит ею человек, взявший на себя ответственность за благополучие своих подданных, относящихся к нему с уважением. В современном Китае правительство защищает граждан, оказывая помощь в случае безработицы, инвалидности и болезни.

Такая концепция «большой семьи» сплачивает весь народ. Её позитивное влияние особенно было отмечено во второй половине XX века. Тогда население Китая на 80% составляли крестьяне. Хорошее отношение к ним государства и достойные условия работы мотивировали людей, и они перевыполняли планы. Это привело к экономическому росту.

В рыночной экономике тоже наблюдаются принципы конфуцианства. Её развитие опирается на нравственные принципы - обогащение достигается не грабежом и обманом, а честным трудом.

А в начале 2000-х государство, придерживаясь модернизированных постулатов рассматриваемого течения, приступило к урегулированию проблемы социального неравенства. В 2003-м начала формироваться система корпоративной сельской медицины. А в 2007-м было объявлено, что отныне среднее образование для крестьянских семей бесплатно.

Резюмируя, можно заявить, что учение Конфуция оказало поистине уникальное влияние на всю китайскую нацию. И это даже нельзя назвать религией. Конфуцианство - это традиция, образ и принцип жизни, неотъемлемый компонент развитого общества, являющегося благополучным в политическом, экономическом и социальном планах.

Кит. жу [цзя/цзяо] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. до н.э. В ориг. наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых совершенномудрых" (шэн ) правителей полумифич. древности, выраженной гл. образом в историко-дидак-тич. и художеств, произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего К. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (день) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика "культуры" -вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правящей верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в 12 - 11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. значении термина жу - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения К. отличалось осознанной социально-этич. направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос., и божеств, ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "гос-во - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи - с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С т.зр. К. отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо ) в специально посвященном ей канонич. трактате "Сяо цзин" была возведена в ранг "корня благодати-добродетели (дэ )". Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, К. сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и об-ве, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном. Конфуций формально одобрил традиц. веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение К. социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т.зр. значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутр." импульсов человеч. натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь ), и "внеш." социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли ). Нормативный тип человека, по Конфуцию - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин ) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли "; "Расширяя [свои] познания в культуре и стягивая их с помощью ли , можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу - "взаимность", см. Чжун шу), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеч. существования, по Конфуцию - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления к-рого суть "гуманность", "должная справедливость" (и ), "взаимность", "разумность" (чжи ), "мужество" (юн ), "[уважительная] осторожность" (цзин ), "сыновняя почтительность" (сяо |1]), "братская любовь" (ди , ти ), собственное достоинство, верность (чжун , см. Чжун шу), "милостивость" и др. Конкр. воплощением дао в каждом отд. существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ [ 1 ] образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные ("Да сюэ", "Сяо цзин", коммент. к "Чунь цю"), и имплицитные онтолого-космологич. ("Чжун юн", "Си цы чжуань") представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодокс, и неортодокс, соответственно интерпретации К. в 4 - 3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы (см. Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (см. Сюнь Куан). Первый из них выдвинул тезис об изнач. "доброте" человеч. природы (син ), к-рой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на об-во: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, К. обрело статус офиц. идеологии и, победив гл. конкурента в области социально-политич. теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в части, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли ) и административно-юридич. законов (фа ). К. обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань"-Дун Чжуншу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя (см. Инь ян, У син ), детально разработал онтолого-космологич. доктрину К. и придал ему нек-рые религ. функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) было создано "ханьское К.", осн. достижение к-рого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" кит. философии (5 - 3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые вв. н.э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. синтез в "учении о сокровенном" (сюанъ сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.), Хань Юй и Ли ао (8- 9 вв.). Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодокс, и даже подвергшееся запрету, в 14 в. получило офиц. признание и стало основой понимания конф. классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка К. доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в пер. правления дин. Мин (14 - 17 вв.) составила Лу [Цзюаня]- Ван [Янмина] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16 - 17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для К. оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения "принципов" (ли ) всего сущего, в т.ч. и моральных норм. В 17 - 19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкр. философия") во главе с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. развитие К. в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунскоминского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкр. этико-социальной тематике первоначального К. В сер. 20 в. в учениях Фэн Юланя и Сюн Шили конф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и др.) в этич. универсализме К., трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае К. было офиц. идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. *ПоповП.С. Кит. философ Мэн-цзы. СПб., 1904; Его же. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекит. философия. Т. 1 - 2. М., 1972-1973; Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Кн. 1 - 40. Пекин, 1957; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1 - 5. Hong Kong, 1960; Chan Wlng-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.J.)-L., 1963; **Paдуль-Затуловский Я.Б. К. и его распространение в Японии. М.-Л., 1947; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Переломов М.С. К. и легизм в политич. истории Китая. М., 1981; К. в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; История кит. философии. М., 1989; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Ду Цзиньмин. Чжунго жу сюэ ши ганъяо (Очерк истории кит. К.). Пекин, 1943; Жу цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конф. идеологии). Шанхай, 1948; Пан Пу. Жу цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектич. метода К.). Пекин, 1984; Ло Гуан. Жу цзя чжэсюэ дэ тиси (Филос. система К.). Тайбэй, 1986; Чжунго жу сюэ цыдянь (Словарь кит. К.) Шэньян, 1988; Кун сюо чжиши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Fung Yu-ian. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1 -2. Princ., 1953; The Confucian Persuasion. Stanf., 1960; Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965; ChlngJ. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. Tokyo, 1978; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979. См. также лит-ру к ст. Конфуций, Неоконфуцианство. А. И. Кобзев

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА

Введение

1 Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства

2 Поднебесная как главное условие человеческой жизни

3 Конфуцианство о познании

4 Историческое развитие конфуцианства и проблема человека

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство, собственно Жу-цзя (буквально – школа ученых-книжников), одно из самых влиятельных философских и религиозных течений Китая. Основано Конфуцием (латинский вариант), Кун-цзы (китайский вариант), т. е. учитель Кун. Другие имена – Кун Фуцзы; Кун Цю, Кун Чжунни.

Конфуций родился в 551(2) году до н.э. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия), отец скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и женщина вернулась в свой родной город. Мальчик рос, отличался от своих сверстников обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу). Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства.

Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать. С огромным трудом он разыскивает могилу отца (ни его, ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь) и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать. Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один.

Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. О том, как Конфуций относился к работе, не соответствовавшей его происхождению, разные источники сообщают по-разному, но более вероятно, что отвращения к "низкому" труду он не испытывал. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и усиленно занимался самообразованием. Позднее он скажет: " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений, в шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ". Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь, наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. В девятнадцать лет он женится на девушке, которая сопровождала его всю свою жизнь, и вскоре у них рождается сын.

С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра китайским царям и князьям. Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца - то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками. Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: "Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником". Мудрец умер в апреле 478(9) г. до н.э. со словами: "Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?" Учение Конфуция записали его ученики в книгу "Беседы и высказывания". Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы(313-238гг.до н.э.).


1 Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства

Конфуцианцы - прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались: мораль, язык, политика и литература. Главная характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».

Из природных явлений конфуцианцев интересует лишь небо, как высшая сила, управляющая земной жизнью. Причем характеристика «быть управляющей силой» - несопоставимо более значимая для конфуцианцев характеристика неба, чем его природность. Эта управляющая сила мало походит на бога-творца религий Запада. Небо не вне мира, а над миром, который, несмотря на все тяготы, не «юдоль скорби и греха», а Поднебесная. Небо – это судьба, рок, Дао Поднебесной. Небо – это закон.

Главной проблемой для Конфуция является рационализация общего для всей китайской культуры культа предков. Конфуций предпринимает парадоксальную с точки зрения европейца и естественную для китайца попытку сохранить традицию, сделав ее немножко меньше традицией и несколько больше обоснованным убеждением. То, что заповедано традицией, должно быть глубоко укоренено в человеке посредством тщательного личного размышления над ней. Важно осознанное, а не слепое следование установленным в Поднебесной порядкам. Человек должен жить достойно, и это будет лучшим способом следовать предкам. И, наоборот, ради своей достойной жизни нужно следовать издревле заповеданному.

Эта проблема звучит у Конфуция в виде вопроса: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» Человеку предопределено всё сугубо человеческое, и неестественно «зарывать голову в песок небесных и спиритуалистических дел», «скитаться за пределами мира пыли и грязи». Всё тайное и невыразимое – за границами человеческого рассмотрения: суть неба и Дао, тайна рождения и смерти, суть божественного и высшего. Но жизнь человека, с ее реальным течением, – это его дело. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» - спрашивает Конфуций. И вот ведать, что такое жизнь, человек может и обязан, чтобы быть человеком, и человеком достойным.

Жизнь – это служба людям. Это является важнейшей и фундаментальнейшей этической идеей конфуцианства, определяя как его достоинства, так и недостатки. Сосредоточившись на подробном рассмотрении «службы людям», как нравственной, так и государственной, конфуцианство не испытывает потребности к отвлечениям, абстракциям и т. п. Их место занимает тщательность «анализа» общепринятых правил организации жизни людей.

Область размышлений Конфуция – по преимуществу практическая нравственность. Основные этические понятия-заповеди, на которые опирается это размышление: «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина». В целом они составляют «правильный путь» - Дао, которым должен следовать всякий, кто стремится жить в согласии с самим собой, другими людьми и Небом, а значит, жить счастливо.

«Взаимность» - это любовь к людям, как исходная приветливость, открытость, сердечность, вежливость по отношению к тому, с кем вступаешь в общение; любовь к ближнему в прямом смысле слова. Нравственное отношение «к дальним» - это «человеколюбие». Это любовь и уважение к человеку вообще и к человеческим нормам жизни. Поэтому «человеколюбие» предполагает, прежде всего, почтительность и уважение по отношению к родителям, и в целом старшим, и стоящим выше по социальной лестнице. Правило «золотой середины» предполагает умение находить меру между несдержанностью и осторожностью. Выполнение этих заповедей позволяет осуществлять главный этический принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Эти заповеди могут быть выполнены с помощью пяти «простых и великих» добродетелей: 1. мудрость, 2. милосердие (гуманность), 3. верность, 4. почитание старших, 5. мужество. Обладание этими добродетелями практически означает добросовестное отношение и глубокое уважение к себе и другим. А это главное в проявлении человеколюбия и милосердия, которые в конфуцианстве почти совпадают.

Милосердие – суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей и потому «милое». Милосердие – необычная форма любви, «сублимация» (используя современный термин) непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его. Милосердие – это радость жизни, мудрость доброты, добрая и спокойная совесть. «Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного». В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим, возможно, и огромную общественную пользу. «Милосердный находит в милосердии покой, мудрый находит в милосердии пользу». Кроме того, милосердие, важнейшая «несущая конструкция» Поднебесной, сила, являющаяся антиподом зла в мире.

Через понятия милосердия этические координаты человеческой жизни естественно перетекают в координаты социальные. Политическая структура человеческой жизни определяется степенью осуществления милосердия в жизни людей. По мнению конфуцианцев, лишь избранные и полноценные люди способны на милосердие, т. е. обладают «сердцем как у людей», сердцем тех, кто достоин называться человеком. Именно на этих людях держится социальный порядок и иерархия Поднебесной.

Человек, способный на милосердие и следующий заповедям, – «благородный муж», и он резко отличается от «низкого человека», для которого милосердие недостижимо. «Благородный муж» и «низкий человек» - это одновременно этические и политические понятия. Только тот, кто выполняет заповеди и осуществляет милосердие, может быть достойным высшим сановником и государем, поскольку точно соответствует имени «государь». «Если государь должным образом относится к родственникам, то в народе процветает человеколюбие». Мораль благородного мужа дает ему право на власть. Если верхи будут вести себя должным образом, то «со всех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации