Античный мыслитель признавший первичность мира идей. Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

(Документ)

  • Дождикова Р.Н. Лекции по философии HTML (Документ)
  • Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии (Документ)
  • Морщихина Л.А. История философии: античность, средние века, Новое время (Документ)
  • Рузавин. Основы философии истории (Документ)
  • Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии (Документ)
  • n1.doc

    Введение

    В документе даны тестовые вопросы по темам «Античная философия», «Философия средневековья», «Философия Возрождения», «Философия ХХ века» и «Восточная философия». Автор документа не располагает ключами и не является разработчиком вопросов. Тесты подобраны для самостоятельного изучения тем курса «Философия» и самопроверки знаний студентов. Автор документа к. филос. н., доц., профессор КОУ Степанов А.В.

    Характеристики тестов.

    Тесты закрытого типа.

    Один ответ из пяти правильный, остальные правдоподобные.

    Время на вопрос 1 мин.

    Уровень сложности «В» и «С»

    Правильный ответ выделен полужирным текстом

    Тесты по теме «Античная философия»
    1. В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемой как разумная мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение

    А) Пифагор

    В) Сократ

    С) Гераклит

    Е) Демокрит
    2. «Логос», согласно Гераклиту

    А) мораль

    В) всеобщий закон

    С) учение об относительности знаний

    D) учение о красоте

    Е) стремление к истине
    3. Основополагающей категорией Аристотель считал

    А) положение

    С) пространство

    D) обладание

    Е) сущность
    4. Нравственная позиция софистов

    А) этический релятивизм

    В) рациональная этика

    С) гедонизм

    D) аскетизм

    Е) альтруизм
    5. Проблему человека в античной философии впервые поставил

    А) Сократ

    В) Платон

    С) Аристотель

    Е) Гераклит
    6. Сутью учения Платона о познании является

    А) идея реинкарнации

    В) идея припоминания

    С) идея божественного откровения

    D) достижение истины

    Е) познание самого себя
    7. Древнегреческий философ, который осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания

    А) Аристотель

    В) Парменид

    С) Платон

    Е) Зенон
    8. Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию

    В) Гераклит

    С) Парменид

    Е) Аристотель
    9. Античная школа, рассматривающая проблему вещественного первоначала

    А) школа эпикурейцев

    В) школа киников

    С) милетская школа

    D) элейская школа

    А) Сократ

    В) Платон

    D) Демокрит

    Е) Гераклит
    11. Понятие «автаркия» в философии стоиков означает

    А) самодостаточность

    В) мудрость

    С) добродетель

    D) восхищение богатством

    Е) осуждение бедности
    12. Представитель кинической философии, заявивший А. Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце»

    А) Диоген Синопский

    В) Сенека

    С) Антисфен

    D) Марк Аврелий

    Е) Аристотель
    13. Форма государственного устройства, при которой власть принадлежит среднему классу, по Аристотелю

    А) монархия

    В) демократия

    С) полития

    D) тирания

    Е) аристократия
    14. Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества

    А) стоики

    В) софисты

    С) элеаты

    Е) неоплатоники
    15. Что общего во взглядах Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара:

    A) Учение об идеях.

    B) Проблема бытия.

    C) Учение об атомах.

    D) Учение о мировой душе.

    E) Проблема апорий.
    16. В античности философия, предложившая идеал человека мужественного и неподвластного обстоятельствам, который саму безнадежность превращает в торжество над обстоятельствами:

    A) Эпикуреизм.

    B) Стоицизм.

    C) Атомизм.

    D) Кинизм.

    E) Неоплатонизм.
    17. Выдающийся представитель элейской философии, автор апорий:

    A) Зенон.

    B) Гераклит.

    C) Демокрит.

    D) Пифагор.

    E) Фалес.
    18. Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру:

    A) Сенека.

    B) Марк Аврелий.

    C) Цицерон.

    D) Плотин.

    E) Боэций.
    19. Великий греческий философ, основатель Академии:

    A) Платон.

    B) Сократ.

    C) Аристотель.

    D) Эпикур.

    E) Пифагор.
    20. Что означает понятие "апатия" в философии стоиков:

    A) Отрицание вести общественную жизнь.

    B) Экстаз.

    C) Бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни.

    D) Нравственное поведение.

    E) Презрение к устоям и нормам жизни.
    21. Высказывание Диогена Лаэртского «Начало всего - единица. единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица. из единицы и неопределенной двоицы исходят числа» характеризует взгляды:

    A) Софистов.

    B) Пифагорейцев.

    C) Атомистов.

    D) Милетцев.

    E) Элеатов.
    22. Культура какой эпохи было идеалом для Возрождения:

    A) Античности.

    B) Средних веков.

    C) Архаики.

    D) Др.Востока.

    E) Нового времени.
    23.Представитель перипатетической школы, лекции которого слушали до 2000 чел:


    1. Теофраст

    2. Платон

    3. Горгий

    4. Сократ

    5. Демокрит

    24. Преемник Аристотеля по руководству Ликеем:


    1. Теофраст

    2. Платон

    3. Горгий

    4. Сократ

    5. Плутарх

    25. Отношение идеи и вещи у Платона:

    A) Идея – общее понятие вещи.

    B) Вещь – инобытие идеи, ее копия .

    C) Идея и вещь противоположны.

    D) Идея тожественна вещи.

    E) Идея – отражение вещи.
    26. Последователи Сократа, отрицавшие общепринятые нормы морали и нравственные ценности, призывавшие к абсолютной личной свободе:

    A) Софисты.

    B) Эпикурейцы.

    C) Киники .

    D) Перипатетики.

    E) Неоплатоники.
    27. Как определяла положение человека античная философия:

    A) Человек един с Космосом .

    B) Человек создан по образу Бога.

    C) Человек возвышается над Космосом.

    D) Человек создатель Космоса.

    E) Человек – худшее из творений Космоса.
    28.Позиция Сократа, согласно которой источником добра является знание, а источником зла – невежество человека:

    А) просветительство;

    В) этический рационализм;

    С) натурализм;

    D) моральный утопизм;

    Е) утилитаризм.
    29.Согласно Сократу, добродетель – это…

    А) чувство меры;

    В) жизнь в согласии с природой;

    С) подчинение законам государства;

    D) мудрость;

    Е) внешняя благопристойность.
    30.«Первая философия» (метафизика) определяется Аристотелем как наука…

    А) о познании природы;

    В) о политике;

    С) о причинах и началах, о сущем как таковом;

    D) о добродетели;

    Е) о человеке.

    Тесты по теме «Философия средневековья»
    1. Святоотеческая литература, совокупность философских, религиозных и социально-политических учений отцов церкви

    А) патристика

    В) схоластика

    С) реализм

    D) номинализм

    Е) концептуализм
    2.Термин «креационизм» переводится с латинского как

    А) предвидение

    В) сотворение

    С) провидение

    D) Бог-отец

    Е) предсказание
    3. Основная черта, характерная для философского мышления эпохи средневековья

    А) космоцентризм

    В) теоцентризм

    С) пантеизм

    D) наукоцентризм

    Е) агностицизм
    4. Направление в средневековой философии, утверждающее, что реально существуют лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей

    А) креационизм

    В) пантеизм

    С) номинализм

    D) теоцентризм

    Е) реализм
    5. Одна из главных проблем средневековой философии

    А) отношение веры и разума

    В) поиск экспериментального метода познания

    С) достижение всеединства

    D) преодоление смерти и воскрешение умерших

    Е) проблема тождества мышления и бытия
    6. Схоластика характеризуется

    А) подчинением теологии

    В) критикой религии

    С) принципиальным расхождением с патристикой

    D) материалистическим мировосприятием

    Е) научным поиском
    7. Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии

    А) дуализм

    В) реализм

    С) материализм

    D) агностицизм

    Е) номинализм
    8. Пьер Абеляр написал сочинение под названием

    А) Да и нет

    В) Сумма теологии

    С) О граде Божьем

    D) Сумма философии

    Е) Никомахова этика
    9.Пять косвенных доказательств бытия Бога разработал

    А) Ф.Аквинский

    В) Н.Кузанский

    С) А. Блаженный

    D) А.Кентерберийский

    Е) У.Оккам
    10. Философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, тождественное с природой

    А) эмпиризм

    С) атеизм

    D) пантеизм

    Е) антропоцентризм
    11. Один из «отцов церкви» средневековья, «Учитель Запада»

    А) Аврелий Августин

    В) С.Боэций

    С) У.Оккам

    D) П.Абеляр

    Е) Н.Кузанский
    12. Теоцентризм, как мировоззренческая установка, есть

    А) признание того, что Бог - абсолют, определяющий существование природы, человека и общества

    В) утверждение о конечности земного бытия

    С) определение мира как вечного круговорота

    D) характеристика повторяемости бытия

    Е) воспевание радости земной жизни

    13. Характерной чертой средневековой европейской философии не является

    А)теоцентризм

    В) монизм

    С) креационизм

    D) провиденциализм

    Е) рационализм
    14. Учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте

    А) теоцентризм

    В) пантеизм

    С) реализм

    D) номинализм

    Е) креационизм
    15. Исходный пункт моральной доктрины Августина Блаженного

    А) безграничная любовь к Богу

    В) страх перед наказанием

    С) естественное право

    D) обычаи и традиции

    Е) вера в загробный мир
    16. Идея божественного предопределения устройства общества, в основном, выражена в философии

    А) Возрождения

    В) Нового времени

    С) Западного Средневековья

    D) Марксизма

    Е) Античности
    17. Град земной, по Августину Блаженному

    В) царство Бога

    С) государство

    D) селение

    Е) рай
    18. Человек в средневековой философии рассматривался как

    А) низшее создание в иерархии творений

    В) образ и подобие Бога и как часть животного мира

    С) часть космоса

    D) дитя природы

    Е) существо самодостаточное
    19. В средневековье философия выступает как

    А) «служанка Богословия»

    В) культ знаний

    С) радостное восприятие жизни

    D) человеческий рассудок

    Е) рациональная сущность человека
    20. Автор знаменитого тезиса «Понимаю, чтобы верить!»

    А) Фома Аквинский

    В) Уильям Оккам

    С) Бонавентура

    D) Иоанн Скот Эриугена

    Е) Пьер Абеляр
    23. Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе

    А) телеология

    В) теология

    С) теодицея

    D) теософия

    Е) теогония
    26. Искусство толкования Библейских текстов

    А) диалектика

    В) метафизика

    С) теология

    D) апологетика

    Е) экзегетика
    27. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника

    А) философия Платона

    В) Священное писание

    С) неоплатонизм

    D) философия Аристотеля

    Е) Милетская философия
    28. К номиналистам (утверждавшим существование вещей до понятий) относится

    A) Пьер Абеляр

    B) Августин Блаженный

    C) Эриугена

    D) Фома Аквинский

    E) Ансельм
    29. В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»

    A) Пьер Абеляр

    B) Дунс Скотт

    C) Уильям Оккам

    D) Ансельм Кентерберийский

    E) Иоанн Росцеллин
    30.Арабский философ, которого называли «князь врачей»

    А) Аль-Газали

    В) Ибн-Рушд

    С) Аль-Фараби

    D) Ибн-Сина

    Е) Аль-Кинди
    31. Высказывание Аль-Фараби: “...безрассудство сходно с храбростью, расточительство сходно с щедростью, шутовство сходно с остроумием, притворство сходно с искренностью человека” характеризует:

    A) Скептицизм.

    B) Метафизику.

    C) Софизм.

    D) Диалектику.

    E) Догматизм.

    Тесты по теме «Философия Возрождения»
    1.Представители философии эпохи Возрождения:

    А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк;

    В) Ф. Аквинский, П. Абеляр, Д. Скот;

    С) Гераклит, Демокрит, Зенон;

    D) Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник;

    Е) Вольтер, Руссо, Дидро.
    2.Главная особенность философии эпохи Возрождения:

    A) космоцентризм;

    B) теоцентризм;

    C) сциентизм;

    D) технократизм;

    E) антропоцентризм .
    3.Характерное для эпохи Возрождения понимание человека:

    A) человек – общественное существо;

    B) человек – существо мыслящее;

    C) человек – общественное творение, одаренное душой;

    D) человек – творец, художник;

    А) Марсилио Фичино;

    В) Колюччо Салютати;

    С) Данте Алигьери;

    D) Джордано Бруно;

    Е) Джованни Пико делла Мирандола.
    5.Выдающийся представитель философии эпохи Возрождения, последователь и популяризатор учения Эпикура:

    А) Лоренцо Вала;

    В) Николай Кузанский;

    С) Авиценна;

    D) Фома Аквинский;

    Е) Н.А. Бердяев.
    6.Характерная черта натурфилософии Возрождения:

    В) космоцентризм;

    С) пантеизм;

    D) механицизм;

    Е) материализм.
    7.Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:

    А) Марсилио Фичино;

    В) Альберт Великий;

    С) Николай Коперник;

    D) Николай Кузанский;

    Е) Николо Макиавелли.
    8.Основатель гелиоцентрической системы мира, мыслитель эпохи Возрождения:

    А) Птолемей;

    В) Коперник;

    С) Архимед;

    D) Лаплас;

    E) Галилей.
    9.Выдающийся философ эпохи Возрождения, сожженный на костре церковной инквизицией:

    А) Леонардо да Винчи;

    В) Н. Кузанский;

    С) Л. Вала;

    D) Т. Кампанелла;

    E) Дж. Бруно.
    10.Мыслитель эпохи Возрождения, автор книги «Государь»:

    A) Леонардо да Винчи;

    B) Мишель де Монтень;

    C) Эразм Роттердамский;

    D) Никколо Макиавелли;

    E) Томас Мор.
    11.Название идеального государства Томмазо Кампанеллы:

    А) «Город Солнца»;

    В) «Гиперурания»;

    С) «Добродетельный город»;

    D) «Утопия»;

    Е) «Новая Атлантида».
    12. Французский гуманист XVI века, мыслитель-скептик, использовавший для изложения своих идей жанр эссе:

    А) Пьер Абеляр;

    В) Жан Кальвин;

    С) Д.Дидро;

    D) Ж.-Ж. Руссо;

    Е) Мишель де Монтень.
    13. Кто из мыслителей эпохи Возрождения является автором книги «Государь»?


    1. Леонардо да Винчи;

    2. Мишель де Монтень;

    3. Эраз Роттердамский;

    4. Никколо Макиавелли;

    5. Томас Мор.

    14. Выдающийся представитель философии эпохи Возрождения:

    А) Аристотель;

    В) Фома Аквинский;

    С) Авиценна;

    D) Николай Кузанский;

    Е) Н.А. Бердяев.
    15. Предметом познания, по мнению Кузанского, является:

    A) Окружающий человека мир

    B) Идеи, которые в сознании человека возникают только благодаря Богу

    C) Вещь в себе

    E) Пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы
    16. Процесс освобождения общества от церковного влияния:

    A) Секуляризация .

    B) Социализация.

    C) Изоляция.

    D) Сакрализация.

    E) Технизация.
    17. Кто из указанных мыслителей заменил геоцентризм на гелиоцентризм:

    A) Галилей

    B) Н.Коперник

    C) Н.Кузанский

    D) Дж.Бруно

    A) Данте Алигьери.

    B) Абеляр.

    C) Боккаччо.

    D) Роттердамский.

    E) Петрарка.
    19. Начало философии политики в эпоху Ренессанса положил …

    A) Макиавелли

    B) Дж.Бруно

    C) Мирандола

    E) Кампанелла
    20. Гуманизм эпохи Возрождения означает учение о:

    A) божественной предопределенности жизни человека

    B) самоценности человека

    C) творении человека Богом

    D) зависимости судьбы человека от обстоятельств

    E) бессмысленности человеческой жизни
    21. Главная особенность человека в философии Пико делла Мирандолы:

    A) в свободе самоопределения

    B) в способности ходить путями Господними

    C) в способности к добродетели

    D) в способности творчески трудиться

    E) в разумности
    22.Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса:

    A) Обскурантизм

    B) Борьба против антропоцентризма

    C) Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира

    D) Стремление к мирному существованию

    E) Возвращение к космоцентрическому мировоззрению
    23.Авторы социальных утопий Возрождения:

    A) Макиавелли, Монтескье

    B) Мор, Кампанелла

    C) Помпонацци, Мирандолла

    D) Кузанский, Бруно

    E) Коперник, Галилей
    24. Родоначальником пантеизма является:

    A) Дж.Бруно

    B) Николай Кузанский

    C) Фома Аквинский

    D) Р.Бэкон

    E) Николай Коперник
    25. Философ эпохи Возрождения, которого называют «отцом гуманизма»

    А) Н.Кузанский

    В) Ф.Петрарка

    С) Л.да Винчи

    D) Дж.Бруно

    Е) Н.Коперник
    26.Центральной проблемой философии Н.Кузанского является

    А) рациональное познание

    В) идея о «врожденных идеях»

    С) идея о монадах

    D) ученое незнание

    Е) теория двойственной истины
    27. Социальная теория Т. Мора оценивается как

    А) борьба против антропоцентризма

    В) утопический социализм

    С) иллюзорная теория о грядущем обществе

    D) переход от теоцентризма к антропоцентризму

    Е) христианский гуманизм
    28. Философ эпохи Возрождения, автор трактата «Ученое незнание»

    А) Н.Кузанский

    В) Л.Валла

    С) Д.Бруно

    D) М.Монтень

    А) материя

    В) абсолютная идея

    С) единое

    D) божественная воля

    30. Мыслитель эпохи Возрождения, которого справедливо называют Колумбом неба

    А) Н.Коперник

    В) Г.Галилей

    С) Дж.Бруно

    D) Т.Кампанелла

    Е) Л.да Винчи

    Тесты по теме «Философия ХХ в.»
    1. Философская традиция, трактующая познание как процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешнего мира, сколько самого себя:


    1. Прагматизм

    2. Философия марксизма

    3. Экзистенциализм

    4. Аналитическая философия

    5. Феноменология герменевтики

    2. Термин «биосфера» ввел:


    1. В.И.Вернадский

    2. де Шарден

    3. Ч.Дарвин

    4. Э.Зюсс

    5. Ж.Б.Ламарк

    1. Марсель

    2. Франкл

    3. Сартр

    4. Хайдеггер

    4. Эвтаназия означает:


    1. клиническая смерть

    2. реанимация

    3. «тихая смерть»

    4. жизнь после смерть

    5. биологическая смерть

    5. Философ, в своей работе «Слова и вещи» провозгласивший: «Скоро исчезнет человек…»


    1. М.Хайдеггер

    2. Ф.Ницше

    3. С.Къеркегор

    4. М.Фуко

    5. А.Шопенгауэр

    6. Аналитическая философия подвергла анализу:


    1. Язык

    2. Интуицию

    3. Мысль

    4. Чувства

    7. Какое из перечисленных положений является основополагающим для неофрейдизма К.Юнга?


    1. Апология бессознательного: человек – эротическое существо

    2. Принцип гуманизма: человек – существо незавершенное, стремящееся к оптимальному развитию

    3. Принцип «компенсации»: человек – существо неполноценное

    4. Принцип «коллективного бессознательного»: человек – существо, архетипное

    5. Принцип «основного беспокойства» человек – существо, стремящееся к самореализации

    8. «Язык» по определению М.Хайдеггера – это:


    1. Философский текст

    2. Система кодировки информации

    3. Дом бытия

    4. Опыт мира

    5. Средство коммуникации

    9.«Восточная» и «западная» парадигмы исторического развития исследуются

    А) классиками постмодерна

    В) в концепции компаративистики

    С) современными теоретиками синергетики

    Е) сторонниками традиционной японской философии

    10. Укажите высший организующий элемент ноосферы:


    1. Исторические факторы

    2. Природные условия

    3. Географическая среда

    4. Разум человека и общество

    5. Живое вещество

    11. Открыл психическую мотивацию бессознательного:


    1. Маркс

    2. Гегель

    3. Ницще

    4. Фрейд

    12. Понятия «пограничная ситуация», «осевое время» ввёл, представитель экзистенциализма:


    1. К.Ясперс

    2. Г. Гегель

    3. Ф. Шеллинг

    4. К.Юнг

    5. О.Конт

    13. Термин « Футурошок », характеризующий встречу с обществом будущего, ввёл:


    1. О. Тоффлер

    2. С. Хантингтон;

    3. А. Тойнби;

    4. З. Бзежинский;

    5. И. Кант.
    14.Общую программу философской антропологии дал в работе «Человек и история»:

    1. Т.Мор;

    2. М.Шелер;

    3. Аристотель;

    4. А.Камю.

    5. Ф.Петрарка
    15. Представитель постмодернизма, литературный критик:

    1. О. Тоффлер

    2. З.Фрейд

    3. Т.Кун

    4. Ю.Кристева

    5. Р.Декарт
    16. Неформальная международная организация ученых, занимавшаяся исследованием глобальных проблем человечества:

    1. Монреальский союз

    2. Союз потребителей

    3. Римский клуб

    4. Green peace

    5. Греческий клуб

    17. Преувеличение относительности знания называется:


    1. релятивизмом

    2. догматизмом

    3. эмпиризмом

    4. формализмом

    5. фатализмом

    1. О. Тоффлер

    2. З.Фрейд

    3. Ж. Фурастье

    4. Ю.Кристева

    5. Р.Декарт

    19. Экзистенциальная философия Ж.П. Сартра - это философия

    В) отчаяния

    С) страдания

    Е) свободы и ответственности
    20. Автор концепции «конца истории»

    А) А. Тойнби

    В) П. Сорокин

    С) Ф. Фукуяма

    D) Г. Хакен

    Е) И. Пригожин
    21. Представители философского направления, которые ограничивали познание чувственными данными (ощущениями), называемыми «атомарными фактами» (Л.Витгенштейн) или «протокольными положениями» (Нейрат)

    А) экзистенциализм

    В) прагматизм

    С) инструментализм

    D) неопозитивизм

    Е) персонализм
    22. Предмет философских исследований структурализма

    А) объективная реальность, данная человеку в ощущениях

    В) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка

    С) исследование текста

    D) структурные уровни организации материи

    Е) устойчивая система взаимодействий
    23. Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель - представители

    А) неопозитивизма

    В) экзистенциализма

    С) неотомизма

    А) М. Хайдеггер

    В) Г. Гадамер

    С) Л. Витгенштейн

    D) С. Кьеркегор

    Е) А. Шопенгауэр
    25. Архетипы, согласно К.Юнгу, являются:

    A) сверхличностным бессознательным
    B) мировым бессознательным
    C) коллективным бессознательным
    D) бессознательным
    E) личностным бессознательным

    26. Центральное понятие прагматической философии

    С) действие

    Е) бессознательное

    27. Представителями какого направления были русские философы Н.Фёдоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский?

    A) неокантианство
    B) гегельянство
    C) интуитивизм
    D) иррационализм
    E) космизм
    28. Философы – представители структурализма:

    A) Б.Рассел, М.Шлик, Л.Витгенштейн
    B) Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.Бодрийар
    C) Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс
    D ) К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Лакан
    E) Г.Гадамер, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер

    29. Одно из понятий психоанализа, означающее бессознательное сексуальное влечение:

    A) «Я»
    B) «Оно»
    C) либидо
    D) сублимация
    E) «Сверх-Я»
    30. Симулякр – это:

    A) реальность как она есть
    B) вымышленный мир
    C) копия реальности
    D) копия копии реальности
    E) подлинный мир
    31. Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время:

    A) субстанциональная
    B) трансцендентальная
    C) квантовая
    D) энергетическая
    E) реляционная

    32. Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. обосновал концепцию «благоговения перед жизнью»?

    A) А.Швейцер
    B) А.Печчеи
    C) М.Ганди
    D) М.Хайдеггер
    E) К.Ясперс
    33. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины

    А) феноменологии

    В) структурализма

    С) аналитической философии

    D) экзистенциализма

    Е) постпозитивизма
    34. Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование?

    A) П.Флоренский
    B) Л.Толстой
    C) Ф.Достоевский
    D) С.Булгаков
    E) Н.Бердяев
    35. Укажите предмет исследования философской герменевтики:

    A) всеобщие законы бытия
    B) логика
    C) текст
    D) самоорганизация
    E) техника
    36. Ж.Деррида предлагает в своей философии:

    A) ренессанс европейской философии
    B ) деконструкцию европейской культуры
    C) обращение к восточной культуре
    D) реформацию европейской культуры
    E) возрождение идеалов античности

    37. Философско-мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

    A) фатализм
    B) реализм
    C) сциентизм
    D) сенсуализм

    E) технократизм

    38. Укажите наиболее точное определение фактора антропосоциогенеза:

    A) человек – существо политическое
    B) специфика человека связана с функциями естественного языка
    C) человек – существо индивидуальное
    D) человек – существо общественное
    E) человек – существо производящее
    39. Один из основоположников «философии жизни»:

    A) Ф.Ницше
    B) Л.Фейербах
    C) Ф.Шеллинг
    D) Г.Гегель
    E) И.Фихте
    40. Физик начала ХХ в., объявивший об исчезновении материи:

    A) В.Гейзенберг
    B) А.Эйнштейн
    C) Э.Мах
    D) И.Ньютон
    E) М.Фарадей

    A) Ж.Деррида
    B) Ж.Лиотар
    C) Ф.Ницше
    D) Ж.Делез
    E) Х.Гадамер

    42. Психическую мотивацию бессознательного открыл:

    A) З.Фрейд
    B) Г.Гегель
    C) И.Кант
    D) Ф.Ницше
    E) К.Маркс

    43. Круг понимания в герменевтике включает:

    A) пред-рассудки, пред-историю сознания
    B) правильное воззрение
    C) пред-усмотрение, пред-решение, пред-взятие
    D) медитацию, вглядывание вовнутрь
    E) твёрдую решимость

    44. Кто ввёл понятие «архетипы» в философию бессознательного?

    A) Э.Фромм
    B) К.Юнг
    C) З.Фрейд
    D) Р.Карнап
    E) Э.Гуссерль

    A) О.Шпенглер
    B ) З.Фрейд
    C) Э.Фромм
    D) М.Хайдеггер
    E) К.Юнг

    46. Эмпириокритицизм – это:

    A ) ступень в развитии позитивизма
    B) трактовка достижений науки с целью обоснования религиозной догмы
    C) философия существования
    D) философия практического действия
    E) ступень в развитии диалектики

    47. Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста:

    A) интерпретация
    B) кумуляция
    C ) герменевтика
    D) аксиология
    E) экзегетика
    48. Укажите современное религиозное философское течение.

    A) экзистенциализм;

    В) феноменология;

    С) структурализм;

    D) герменевтика;

    Е) неотомизм.
    49. Философия «человеческого существования» в ХХ веке:

    А) феноменология;

    В) неопозитивизм;

    С) постпозитивизм;

    D) экзистенциализм;

    Е) герменевтика.
    50. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ века?

    А) философия индивидуально-человеческого бытия;

    В) философия истолкования, понимания текстов;

    С) философия структурных оснований культуры;

    D) философия бессознательного;

    Е) философия языковой реальности.
    51. Представителем какого течения в философии является З. Фрейд?


    1. психоанализ;
    В) экзистенциализм;

    С) позитивизм;

    D) неотомизм;

    Е) герменевтика.
    52. Философское течение ХХ века, представляющее собой третью историческую форму позитивизма:

    A) неопозитивизм;

    В) феноменология;

    С) постпозитивизм;

    D) структурализм;

    Е) эмпириокритицизм.
    53. Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:


    1. Платон;

    2. Августин Блаженный;

    3. Фома Аквинский;

    4. У. Оккам;

    5. Г. Лейбниц.

    54. Как переводится термин «экзистенциализм»?


    1. философия сущности;

    2. философия бытия;

    3. философия существования;

    4. философия любви;

    5. философия науки.

    55. Какая из форм бытия находится в центре философии экзистенциализма?


    1. бытие природы;

    2. бытие сознания;

    3. бытие общества;

    4. индивидуальное бытие человека;

    5. бытие культуры.

    56. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:


    1. метод экстраполяции;

    2. гипотетико-дедуктивный;

    3. диалектический;

    4. структурно-функциональный;

    5. статистический.

    57. Философы-экзистенциалисты:

    A ) М.Хайдеггер, К.Ясперс
    B) А.Шопенгауэр, Ф.Ницше
    C) Э.Гуссерль, Ж.Лиотар
    D) К.Маркс, Ф.Энгельс
    E) З.Фрейд, К.Юнг

    A) К.Ясперс
    B) С.Кьеркегор
    C ) М.Хайдеггер
    D) Ж.П.Сартр
    E) Ф.Ницше

    59. Основателем международного исследовательского центра "Римский клуб" является:


    1. Д. Форрестер;

    2. Д. Медоуз;

    3. А. Печчеи;

    4. А. Тоффлер;

    5. З. Бзежинский.

    60.Предмет философии техники:

    A) техника как способ подчинения природы человеком.

    В) феномен техники в ее сущностных характеристиках, как способ обнаружения глубинных свойств бытия.

    С) техника в ее взаимосвязи с технологическими процессами.

    D) техника как многообразие технических средств, изобретенных человеком.

    Е) техника и технология в смысле истории их возникновения и развития.
    61.Антисциентизм – это…

    A) борьба против суеверий.

    В) вера в будущее научно-технического прогресса.

    С) утверждение приоритетности развития космонавтики как переднего края научно-технического прогресса.

    D) утверждение о вреде избыточных знаний для здоровья человека.

    Е) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники.
    62.Сциентизм – это…

    A) философская концепция, абсолютизирующая роль науки в социальной и духовной жизни общества.

    В) стремление индивида к приобретению научных знаний.

    С) совокупность утверждений о пользе занятий изучением истории науки.

    D) утверждение преимуществ математики перед другими науками.

    Е) скептическое отношение к возможностям науки и техники.
    63.Представитель постпозитивизма, полагавший, что главным источником развития науки является конкуренция научно-исследовательских программ:

    А) П.Фейерабенд

    В) И.Лакатос

    D) З.Фрейд

    Е) Н.Кузанский
    64.Человек – существо символизирующее, - такое определение дал…

    В) К.Маркс

    С) Аристотель

    D) З.Фрейд

    Е) Э.Кассирер
    65. Бессознательное по Адлеру, это что?


    1. Выработанные «архетипы» образов коллективного бессознательного

    2. Либидо

    3. Сновидения

    4. Комплекс сексуальных инстинктов

    5. Инстинкт превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности

    66. Перечислите пограничные ситуации по К.Ясперсу:

    A) смерть, любовь, вина, страдание
    B) вина, ответственность, наказание
    C) любовь, семья, ответственность
    D) смерть, секс, судьба
    E) страдание, долг, любовь
    67. Организации знания общества по типу «дерева» Ж.Делез противопоставляет организацию знания по типу:

    A) листа
    B ) корневища
    C) корня
    D) плода
    E) цветка

    68. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

    A) априорные знания
    B) дедуктивные методы
    C) интуицию
    D) факты наблюдений и экспериментов
    E) умозаключения
    69. Укажите представителей философии истории ХХ в.:

    A) А.Тойнби, К.Ясперс
    B) О.Конт, Э.Мах
    C) А.Шопенгауэр, Ф.Ницше
    D) Ж.П.Сартр, А.Камю
    E) Ч.Пирс, У.Джемс
    70. Мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания являются наивысшей культурной ценностью

    А) детерминизм

    В) сциентизм

    С) скептицизм

    D) онтологизм

    Е) агностицизм

    Тесты по теме «Восточная философия»

    1. Понятие «аль-инсан аль-камил» переводится как

    A) духовный город

    B) совершенное государство

    C) совершенный человек

    D) вечное блаженство

    E) место, которого нет
    2. Как называется философия света (озарения), сложившаяся в учении ас-Сухраварди

    A) фалсафа

    B) ишрак

    D) аверроизм

    A) Ибн-Сина

    B) Аль-Кинди

    C) Ас-Сухраварди

    D) Ибн-Халдун

    E) Ходжа Ахмед Яссави

    4. Понятие «Ихван ас-Сафа» переводится как

    A) духовный город

    B) братья чистоты

    C) совершенный человек

    D) вечное блаженство

    E) единобожие
    5. Восточный философ, известный в Европе под латинским именем Абубацер

    A) Ибн Туфейль

    B) Ибн Баджа

    C) аль-Фараби

    D) Ибн Рушд

    E) аль-Газали
    6. Крупнейшее направление в исламе, объединяющее в наши дни до 90 процентов всех мусульман

    A) суннизм

    D) исмаилизм

    E) ваххабизм
    7. В Древнем Египте считалось, что человек – многомерное существо. Сколько оболочек оно имеет?

    E) семь
    8. Концепция «Таухид» обозначает:

    A) догмат о единстве и единственности Аллаха

    B) политеизм

    C) дуализм

    D) остракизм

    E) скептицизм
    9. В трудах представителей какого направления получила философское обоснование пантеистическая концепция единства бытия (Бога и мироздания) - аль-вахдат аль-вуджуд

    A) фалсафа

    B) суфизм

    C) ханбалитство

    D) исмаилизм

    E) ваххабизм
    10. Как в Вавилоне называли бога Солнца, справедливости и правосудия:

    B) Шамаш

    E) Ташмуза
    11. Какими философскими школами в Индии не признается закон кармы?


    1. Веданта

    2. Миманса

    3. Чарвака

    4. Джайнизм

    1. Лю-цзы

    2. Хань-Фей

    3. Конфуций

    4. Лао-цзы

    5. Сюнь-цзы

    13. В чем суть человеческой жизни согласно Будде?


    1. В общении

    2. В труде

    3. В страдании

    4. В приобщении к истине

    5. В жизни в обществе

    14. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:


    1. Путь «золотой середины»

    2. Избавление от страдания

    3. Для каждого человека свой

    4. Путь приобщения к божественным сущностям

    5. Удовлетворение потребностей

    15. Крупнейший представитель восточного перипатетизма:

    A) Аль-Кинди
    B) Ибн-Баджа
    C) Абай
    D) И.Алтынсарин
    E) Аль-Фараби
    16. Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям?

    A) А.Кунанбаев, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин
    B) Аль-Фараби, Аль-Газали
    C) Авиценна, Аверроэс
    D) М.Кашгари, Х.А.Яссауи
    E) Ю.Баласагуни, Низами, Саади

    17. Основателем джайнистского учения считается:

    A) Конфуций
    B) Лао-цзы
    C) Чарвака
    D) Будда
    E) Махавира Вардхамана
    18. Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:

    A) Аль-Кинди
    B) Аль-Газали
    C) Аль-Фараби
    D) Ибн-Сина
    E) Ибн-Рушд
    19. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

    A) императора Чин-Мо

    B ) Конфуция
    C) Мо-цзы
    D) Будды
    E) Лао-цзы

    20. Труды какого философа Аль-Фараби перевёл на арабский язык, сопровождая их комментариями?

    A) Конфуция
    B) Гераклита
    C) Пифагора
    D) Аристотеля
    E) Сократа

    21. Наука, предлагаемая Шакаримом Кудайбердиевым для введения в систему образования:

    A) наука о справедливости
    B) наука о жизни
    C) наука о добре
    D) наука о человеке
    E) наука о совести

    22. Основатель даосизма:

    А) Конфуций;

    В) Мо Цзы;

    С) Лао Цзы;

    D) Гаутама;

    E) Мэн Цзы.
    23. Естественный путь вещей в древнекитайской философии:

    Е) Дао .
    24. Одно из основных течений древнекитайской философии:

    А) буддизм;

    В) суфизм;

    С) перипатетизм;

    D) джайнизм;

    Е) конфуцианство.
    25. Древнеиндийское религиозно-философское учение, ныне являющееся одной из мировых религий:

    А) буддизм;

    С) брахманизм;

    D) джайнизм;

    Е) чарвака-локоята.

    26. Нирвана – это:

    А) состояние отрешенности, угасания сознания;

    В) первочеловек;

    С) искусство дыхания;

    D) цепь перерождений живых существ;

    Е) мировой замысел.
    27. Укажите: какой из нижеприведенных философских школ принадлежат понятия «Инь» и «Янь»?


    1. Буддизму;

    2. Йоге;

    3. Брахманизму;

    4. Моизму;

    5. Даосизму .

    28. Выделите представителя философии древней Индии:

    А) Сенека;

    В) Парменид;

    D) Джина ;

    Е) Лао-цзы.

    29. Кто из перечисленных ниже мыслителей родом из Отрара?

    А) Яссауи;

    В) Аль-Фараби;

    С) Баласагуни;

    D) Дулати;

    E) Кашгари.
    30. Кому из арабо-мусульманских философов принадлежит «Книга исцеления»?

    A) аль-Фараби;

    B) аль-Газали;

    C) Ибн Сине;

    D) Ибн Рушд;

    E) аль-Кинди.
    31. Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»:

    A) Аль-Фараби;

    B) Ибн Сина;

    C) Ибн Рушд;

    D) Ибн Туфайл;

    E) Ибн Баджа.
    33. Против кого была направлена книга Ибн Рушда «Опровержение опровержения»?

    A) Аль-Фараби;

    B) Аль-Бируни;

    C) Аль-Газали;

    A) Аль-Газали;

    B) Яссауи;

    C) Ибн Араби;

    E) Аль-Ансари.
    35. Арабский философ, развивавший учение о двойственной истине:


    1. Аль-Фараби

    2. Аль-Бируни

    3. Аль-Газали

    4. Авиценна

    5. Аверроэс

    реальному бытию вещей:


    a. Аристотель

    c. Демокрит

    e. Гераклит


    2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:


    a. Ксенофан

    b. Парменид

    e. Гераклит

    f. Пифагор


    3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:


    a. Протагору

    b. Пифагору

    c. Гераклиту

    d. Сократу

    e. Аристотелю


    4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия -… универсалии

    5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания … крайний реализм

    6. Философия средневековья складывалась на основании источников:

    (выбрать неправильный ответ):


    a. философии Аристотеля;

    b. милетской философии;

    c. платоновской философии;

    d. Священное писание;


    7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: …Возрождение

    Дуалистической является философская система:


    a. Декарта

    e. Спинозы


    9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: …модус

    10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:


    a. Этические,

    b. антропологические,

    c. социальные,

    d. метафизические,

    e. философии природы


    11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм


    12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:


    a. аксиологическая

    b. критическая

    c. мировоззренческая

    d. методологическая

    социальная


    13. Философскими суждениями являются:

    a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется

    b. предметы состоят из атомов

    c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов

    d. мир познаваем

    15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:


    a. Пифагор.

    b. Сократ.

    c. Парменид.

    d. Платон.

    e. Аристотель.


    16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм

    Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:


    b. рационализм

    c. эмпиризм

    d. критицизм

    e. сенсуализм

    f. солипсизм

    g. редукционизм


    18. Функция философии, подвергающая все сомнению:


    a. аксиологическая

    b. методологическая

    c. социальная

    d. критическая

    e. мировоззренческая


    19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм

    20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:


    b. Неотомизму

    c. Экзистенциализму

    d. Неопозитивизму

    e. Прагматизму

    f. Идеализму

    Проблемные вопросы

    Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии.

    План

    1. Элеаты – представители

    2. Положения философии Парменида

    3. Зенон

    4. Мелисс

    Один из этапов в развитии философии – Элеатская или Элейская школа.

    Греки не были склонны к умеренности в своих теориях. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто”.

    Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными представителями являлись Ксенофан, Парменид (ученик Ксенофана, считается основателем Элейской школы), Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

    Основные положения философии Парменида : Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть», - это есть «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть», - это «не-сущее» и «небытие». Отрицая существование чего-либо, мы о нем мыслим. Но раз мы о нем думаем, значит, оно существует. Отсюда вывод: «Мыслить и быть - одно и то же» . Все вещи мыслимы, но бытие одно. Мысль всегда есть бытие. Главные характеристики истинно сущего бытия: оно тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, оно существует реально. Так как небытие невозможно, бытие не может ни погибнуть, ни родиться. О нем нельзя говорить «было» или «будет». Бытие ни в чем не нуждается, оно всегда там, где оно есть. Кроме того, бытие однородно и неделимо. Небытия НЕТ.

    Зенон – пространство отдельно от вещества немыслимо. Известны 45 его апорий целью которых была защита учения Парменида о «бытии». Зенон анализировал тезисы противников Парменида. С помощью логики Зенон доказывал что допущения о существовании множественности, делимости бытия, его развитии и движении, приводят к противоречиям.

    Мелисс к прежним характеристикам истинно сущего «бытия» прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием», но «небытия» нет, следовательно, «бытие» не может быть ограниченным; 2) «бытие» бестелесно. Если бы «бытие» имело объем (толщину), то имело бы также и части, и больше бы не было одним целым и неделимым.

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

    любовь к мудрости

    2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

    3.Определите время возникновения философии:

    VII-VI в.в. до н.э.

    4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

    философия

    5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

    философия

    6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

    философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

    7.Мировоззрение – это:

    совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

    8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

    Ход истории зависит от направленности мышления философов

    9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

    вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

    11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

    рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

    12.Онтология – это:

    учение о бытии, о его фундаментальных принципах

    13.Гносеология – это:

    учение о природе, сущности познания

    14.Антропология – это:

    учение о человеке

    15.Аксиология – это:

    учение о ценностях

    16.Этика – это:

    учение о морали и нравственных ценностях

    17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

    Гносеология

    18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

    отношении сознания к материи

    19.Для идеализма характерно утверждение:

    первично сознание, материя независимо от сознания не существует

    20.Для дуализма характерен тезис:

    материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

    21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

    Субъективному идеалисту

    22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

    23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

    Объективному идеализму

    24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

    вульгарного материализма

    25.Агностицизм – это:

    учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

    26.Агностицизм – это:

    направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

    27.Отрицают возможность познания мира:

    агностики

    28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

    позитивизм

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

    30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

    31.Имя основателя буддизма

    Сидхартха

    32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

    33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

    34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

    35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

    Конфуций

    36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

    Высший Разум

    37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

    38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

    39.К древнеиндийским философским текстам относятся

    Упанишады

    40.К древнекитайским философским текстам относится

    Дао-дэ-цзин

    41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

    42.Китайский философ, основатель даосизма

    43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

    Конфуцием

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    44.Хронологические рамки развития античной философии:

    VI в. до н.э – VI в. н.э.

    45.Основным принципом античной философии был:

    космоцентризм

    46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

    проблема первоначала

    47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

    «Познай себя»

    48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

    «Начало всех вещей -- вода»

    49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

    50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

    Пифагору

    51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

    Парменид

    52.Впервые понятие бытия в философии употребил

    Парменид

    53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

    54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

    Элейской

    55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

    Зенона и Гераклита

    56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

    Гераклит

    57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

    Гераклит

    58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

    Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

    59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

    Демокрит

    60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

    Протагору

    62.Знание по Сократу тождественно:

    добродетели

    63.Суть «этического рационализма» Сократа:

    добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

    64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

    Платоном

    65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

    66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

    Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

    67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

    идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

    68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

    69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

    70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

    Аристотель

    71.Философ, ученик Платона:

    Аристотель

    Аристотель

    73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

    Минеральная душа

    74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

    надо наслаждаться жизнью

    75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

    76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

    77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

    78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

    Диоген Синопский

    ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

    79.Характерной чертой средневековой философии является:

    теоцентризм

    80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

    81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

    82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

    богословию

    83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

    теология

    84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

    Апокрифы

    85.Эсхатология – это

    Учение о конечных судьбах мира и человека

    86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

    Книга

    Своего тестя . ... Философы лишь различным образом объясняли мир , но дело... , мифологических образов . ... образом к миру и, следственно, не всегда вызывает со стороны лица отпор. Есть эпохи ... первый взгляд. Подобные попытки были впервые 40 лет назад предприняты ...

  • Документ

    Обосновываются первые попытки предпринятые ... образы объяснить ... собственно научного, а не мифологического познания мира

  • Андрей кураев сатанизм для интеллигенции о рерихах и православии том первый религия без бога 2

    Документ

    Обосновываются первые попытки интеграции этой идеи в еврейскую религию, предпринятые ... образы спасения Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить ... собственно научного, а не мифологического познания мира . Церковь была заинтересована...

  • Карл Генрих Маркс Капитал Аннотация Карл Генрих Маркс Капитал Книга первая процесс производства капитала Предисловие к первому изданию

    Книга

    ... не отождествляет себя на мифологический ... первую попытку дать себе отчет не ... он делает тесто , – чрезвычайно... 70). Предпринятые работы состояли главным образом в... мир – политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет ...

  • Материалы юбилейной научной конференции “человек и мир”

    Сборник статей

    Пожалуй, самая первая попытка утвердить клиническое обучение студентов-медиков была предпринята Джованни Монтано... удовольствие первому , доставляет второму страдание и наоборот. Таким образом , они никогда не смогут объяснить друг...

  • © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации