Основные функции социологии и их роль. Функции социологии примеры

Практическая значимость науки находит отражение в ее функциях.

Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Следует подчеркнуть многообразие позиций авторов и исследователей, каждый выделяет свои наиболее значимые функции:

Ж.Т. Тощенко, например, описывает две функции: теоретико-познавательную и управленческую.

В.Н. Лавриненко упоминает три: познавательную, практическую и идеологическую функции.

Э.В. Тадевосян выделяет теоретико-познавательную, практически-познавательную и идейно-воспитательную.

Более широко проблему функций представляют А.А. Радугин К.А. Радугин. Они перечисляют семь функций: познавательную, прикладную, социального контроля, социального планирования, идеологическую и гуманистическую.

На сегодняшний день выделяют ещё несколько видов функций социологии.

Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это - накапливание знаний, систематизация их.

Социальные функции социологии - нахождение путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно было бы отнести: гуманистическую, прогностическую, прикладную.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая.

Теоретико-познавательная функция подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобных условий может привести к социальной напряженности, разобщенности, конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества.

Прогностическая функция социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов, воспроизводство перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т.д. Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении.

Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки.

Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение, и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства - молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели - как лучше, а получилось - как всегда.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения людей.

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.

История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы.

    Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами (соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект – любоеявление общественной жизни . Объектом может быть общество.Предмет исследования –субъекты общества - соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии - с оциология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история – общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология – прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика – изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология – влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология – псих. – индивид. «Я», соц. - изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика – социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение – юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

2.Функции социологии:

    Теоретико – познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

    Прикладная функция – конкретная социологическая информацию для решенияпрактических научных и социальных задач.

    Функция социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

    Гуманистическая функция – разрабатываются социальныеидеалы , программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

    Управленческая функция – социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

    Уровень фундаментальных исследований . Обществокак целостный организм , раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринципов социологического познания, а так же основныхметодологических подходов к анализу социальных явлений

    Уровень прикладных исследований . Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

    Социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения полученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

    Макросоциология – изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

    Мезосоциология – исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

    Микросоциология – изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

    Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических, прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений – стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

    стандартизированные - события регистрируются подетально разработанной процедуре . Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

    не стандартизированное наблюдение. Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования . Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенное ине включенное наблюдение

    не включенное наблюдение – исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

    включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» - наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» - взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования . Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

    Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

    ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное (свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

      Стандартизированное интервью – детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос – получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

    Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

    Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

    Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

    Опросы по почте

    Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ – вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

    Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо) . Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

    Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

    Понятия

    Тема

    Имена

    событие

Общенаучные методы социологии

    Системный принцип, - как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

    Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

    Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия –

    Абстрагирование –

    Обобщение –

    Классификация –

    Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

      Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

      Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

      Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

      Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

      Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

    Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

    Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

      Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

    Сплошное - все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

    Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

    Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

    Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

    Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

    Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество – это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

Социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

Территория, на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

Высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

Наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

Наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

Наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

Принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

    Социальная подсистема, которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

    Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

    Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

    Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

    По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

      Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

      Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

    По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

      Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

    Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

      Рабовладельческое

      Феодальное

      Капиталистическое

      Всё это предыстория – к коммунистическому

    Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

      Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

    Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

      Садоводческие общества

      Аграрные общества

      Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

    Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» - общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

      Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

    Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

    Теория общественного развития Плеханова

    Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

    Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет:

    Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

    Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

    Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

    Традиционное или аграрное

    Капиталистическое или индустриальное

    Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

Социология в системе наук

В системе отношений, складывающихся в обществе, любая наука выполняет характерные только для нее функции. Это и круг ее действий, и обязанности, а также важные направления деятельности. Методы и функции социологии тесно взаимосвязаны, определяют друг друга. Так, на основании тех или иных ролей вырабатываются способы исследования общественных процессов.

В соответствии с функциями выстраивается познавательная деятельность, выбираются приемы действия и их порядок.

Основные функции социологии

Во всех существующих научных источниках их классифицируют и определяют по-разному. Однако оптимальными можно считать следующие.

1. Теоретическая. Она представляет собой концентрацию, пополнение, объяснение и обогащение уже существующих знаний по социологии. Также это разработка общественных концепций, теорий и законов. Эта функция состоит в выяснении закономерностей, проявляющихся в социуме. Обогащение научных знаний происходит на основании усовершенствования теории данной дисциплины.

2. Прогностическая. Она, как никакие другие функции социологии, характеризует эту науку. Она наилучшим образом отличает ее от остальных общественных дисциплин, идентифицирует ее. Сюда относятся: прогнозирование тенденций в процессах и явлениях, обобщение их и раскрытие. Это своеобразная подача социальных "предсказаний" по-научному. Как правило, они бывают краткосрочными и долгосрочными. Социальное прогнозирование можно преподнести как нахождение обоснованных наукой способов реализации того, каким будет состояние общества в будущем. Эта тактика широко распространена во время предвыборных кампаний.

3. Описательная. Суть этой функции социологии заключается в систематизации и обновлении полученного материала. Он существует в виде отчетов, записей, схем, книг, статей. В них формируется и очерчивается идеальная картина социального объекта. На основании полученных результатов делаются выводы и даются практические рекомендации относительно принятия решений.

4. Информационная. Данная функция реализуется путем сбора, пополнения и систематизации социальных данных, которые получают в результате проводимых исследований. Информация накапливается в больших научных центрах и хранится на современных электронных носителях.

Функции социологии, согласно другим источникам

1. Идеологическая. Она состоит в выражении многообразных интересов различных слоев общества.

2. Практическая. Социология предполагает исследование процессов и явлений, протекающих в обществе, с помощью теоретического и эмпирического анализа. На его основании она разрабатывает практические рекомендации по поводу решения целого ряда проблем, возникающих в социуме.

3. Познавательная. Суть данной функции сводится к изучению явлений, происходящих в обществе, с одной целью: получение научных и адекватных представлений об их природе. На основании анализа социальных процессов вырабатываются прогнозы их развития в дальнейшем.

Вопрос об идеологической функции социологии

Что касается ее общественной и научной легализации, то эта проблема не решена и до сих пор. С одной стороны, социология, как наука, выражает определенные интересы различных общественных групп, кругов, политических партий и движений, классов. Действительно, итоги и обобщения приобретают определенный мировоззренческий оттенок и содержание. В этом отношении социология всегда ориентируется на какую-то идеологию. Предупредить это, конечно, тяжело. Но нужно избегать, по крайней мере, предвзятости и перегибов по отношению к этой науке.

Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с по­вседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлетворяется потребность общества в конк­ретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответственно, предназ­начение социологии обусловлено потребностями, связанными с функ­ционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.

Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи:

1. Социология решает научные проблемы, связанные:

С формированием знания о социальной действительности;

С разработкой концептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производить адекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностям описание;

С описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, а также

С разработкой методов социологического исследования.

2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразова­нием социальной действительности, анализом путей и средств плано­мерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практически целиком принадлежит к прикладной социо­логии.

Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследо­вания. Прикладная социология, используя познанное фундаменталь­ной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом направле­нии. Поэтому ее интересуют главным образом практические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи, социология конфликта политики, социология права, социология труда, социология культуры и т.д.

Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социоло­гия одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано прежде всего с тем, какие цели являются для них первичными, а какие - вторичными, а точнее, в какой - теоретической или практической - сфере сосредотачиваются их инте­ресы. И действительно, теоретические исследования в качестве своего логического продолжения имеют практическое применение (для про­верки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.).

В свою оче­редь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невоз­можно объяснить с точки зрения существующих теорий, а следователь­но, это стимулирует поиск новых теоретических положений.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследовани­ям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

Выделяют следующие функции социологии:

1. Теоретико-познавательная функция предполагает, что социо­логия является областью научного знания, отличной от обыденного знания, теологических представлений, идеологии, и представляет собой знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание предполагает использование специального языка, а также специаль­ных методов установления фактов и передаваемое посредством об­разования.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который необходимо описать в инте­ресах практической деятельности. Социальный факт - это единичное общественно значимое событие, типичное для данной сферы обще­ственной жизни. Теоретический и эмпирический анализ этого соци­ального факта и есть выражение познавательной функции социоло­гии. При этом накапливается знание о природе конкретного состоя­ния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Другими словами, познавательная функция одновременно оказывается дескриптивной (описательной) и диагно­стической.

2. Познавательная функция должна помочь спрогнозировать, предвидеть ход социальных процессов. Например, важно знать не только то, насколько в данной группе, коллективе сплочены люди, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены.

Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки - экономику, демографию, психологию.

Еще одна сторона познавательной функции - это разработка те­ории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

3. Преобразовательная функцияподразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

Выделяют разновидности данной функции: информационную, уп­равленческую и прогностическую.

Информационная функция имеет в качестве своего рода продол­жения функцию социального проектирования, поскольку без проек­та невозможно создать и социальную технологию, выработать план ее осуществления. Социальное проектирование - научно обоснован­ное конструирование системы параметров будущего объекта или ка­чественного нового состояния существующего объекта.

Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании ре­шаются прежде всего социальные задачи. При этом в целом не имеет значения, каким является объект социального проектирования, собст­венно социальным (больница, школа) или производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т.д. Главное, что в этот про­ект закладываются социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных це­лей социального проектирования.

Управленческая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению кон­кретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем: повышения производительности труда, со­вершенствования организации управления, целенаправленного воздей­ствия на общественное мнение через средства массовой коммуника­ции и т.п. Другими словами, это создание социальных технологий.

Прогностическая функция социологии является отражением потреб­ности общества в выработке научно обоснованных методов, направ­ленных на развитие как общества в целом, так и каждого социально­го подразделения общества.

Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный про­гноз на основе:

Знания качеств и сущности реальности;

Знания законов функционирования и развития реальности.

Что касается социальных явлений, то прогнозирование здесь осо­бенно важно, так как оно помогает ответить на четыре важных воп­роса:

Есть ли необходимость в определенных изменениях?

Имеется ли возможность осуществления этих изменений?

В каком направлении должны протекать эти изменения?

Каким образом и при помощи воздействия на какие стороны об­щества это изменение может быть осуществлено? Социология в данном случае опирается:

На знание общих основ развития изучаемого общества;

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например, прогнозируя перспективы развития того или иного го­сударственного предприятия, в том числе изменения социальной струк­туры коллектива, степени удовлетворенности трудом и его условиями, возможности развития и т.д., мы опираемся на анализ всех положи­тельных и отрицательных факторов. Это означает следующее. Во-первых, мы должны учитывать общую тенденцию сегодняшних преоб­разований государственного сектора (приватизация, создание акцио­нерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным пред­приятиям и т.п.). Во-вторых, мы должны опираться на изучение потенциальных возможностей данного предприятия с учетом конкретных людей, которые руководят предприятием, контингента работающих, осо­бенностей сырьевой, научной, материально-технической, социально-быто­вой базы и т.д. Без анализа всех этих составляющих мы не можем дать необходимые оценочные характеристики возможного будуще­го состояния субъекта в прогнозируемый период и предложить эф­фективные рекомендации.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воз­действие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта осо­бенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом уп­равляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются предсказание и целеполагание:

Поисковый прогноз описывает возможное состояние, исходя из действующих тенденций и возможных воздействий;

Нормативный предполагает постановку целей, описывает желаемое состояние, а также пути и средства его достижения.

По срокам прогнозы могут быть краткосрочными, среднесрочны­ми и долгосрочными.

Для прогнозирования используются статистический анализ, метод экспертных оценок, математическое моделирование и т.д. При этом наилучший эффект всегда дает сочетание различных методов.

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направле­ниям, например, развитие социальной структуры общества, социальные проблемы труда, социальные проблемы семьи, социальные проблемы образования, социальные последствия принимаемых решений и т.д.

Социальное прогнозирование следует отличать от утопий и футу-рологических концепций (от лат. futurum - будущее и logos - знание), выполняющих в первую очередь идеологические функции.

Мировоззренческая функция предполагает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует вы­работке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.


Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:
1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации