Социальная адаптация как технология социальной работы. Сущность социальной адаптации в социальной работе

1. Понятие социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации.

3. Типы и формы адаптационного процесса.

4. Этапы процесса социальной адаптации. Его условия.

Вопросы для самоконтроля

Важную роль в содержании социальной работы играет адаптация. Ее можно охарактеризовать с двух сторон:

во-первых, – это процесс взаимодействия клиента социальной работы с социальной средой;

во-вторых, – это отражение определенного результата социальной работы , который может выступать критерием ее эффективности.

Социальная адаптация, как и многие другие категории в социальной работе, представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого человек приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Особое значение приобретает социальная адаптация в переломные периоды как жизни человека, так и в периоды радикальных перемен в обществе (политических, экономических и др.). 90-е годы прошлого века это хорошо показали.

В настоящее время проблема социальной адаптации привлекает особое внимание. Это обусловлено тем, что современная жизнь требует от человека ускоренного процесса адаптации к окружающим условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политической, правовой и др.

Воздействовать на процесс включения личности в новую социальную среду можно лишь тогда, когда познана его сущность, структура, механизмы, специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

А воздействовать надо для того, чтобы оптимизировать этот противоречивый процесс социальной адаптации.

В современной литературе проблемы адаптации рассматриваются по нескольким направлениям:

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации – это усвоение социальных ценностей через механизмы социализации по самым разным направлениям.

Человек как активный субъект осваивает и использует в жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации. К ним относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. То есть фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации. А адаптация является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Мы знаем, что социальность – сущностная сторона человека, его качественная сторона. Исключение – только психически больные люди и те, кто не прошел с детства этапы социализации (эффект «дети Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой. Но доминирует здесь социальная. И полная социальная адаптация включает

Рассмотрим эти виды адаптации.

Управленческая (организационная) адаптация . Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (в быту, на работе). Невозможно создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Следует отметить, что социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им осуществляется в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее допроизводственной, производственной, непроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности. Кроме того, управление осуществляется и в русле самоуправления (это предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам).

Экономическая адаптация – сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок». Он включает в себя адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню заработной платы, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивидов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация – процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, так как постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Здесь можно вспомнить два понятия:

Стресс – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры).

Оба понятия ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье.

Оба понятия широко распространены. В частности, одна из основных причин распространения теории стресса заключается в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности (заболевание).

Мы прекрасно понимаем, что стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам.

В широком понимании, стрессом являются и любовь, и творчество, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказавшегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Такое состояние действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником.

Западная статистика показывает: если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия:

– дискуссионная терапия,

– интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ),

– методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и др.),

– групповая (индивидуальная) поведенческая терапия,

– суггестивные методы.

Психологическая поддержка – часть более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.).

Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы, в утверждении социального статуса в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Как видим, адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации.

Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему.

В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от биологического до психосоциального и учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что выступает в таком качестве, можно выделить некоторые виды социальной адаптации.

1. Функциональная , представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная , связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри-групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная , представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных категорий клиентов опосредуется изменениями внешних условий социальной среды.

Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой.

В социально-психологических исследованиях считают, что

социальная адаптация – это:

1 – процесс активного включения в социальную среду;

2 – состояние гармонии между человеком и социальной средой. Это значит, что реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм, нравственных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента создает возможность для установления отношений с незнакомым человеком. Во время общения она моделирует сложную ситуацию, из которой необходимо найти выход. Такая совместная деятельность предполагает подготовку к творческому делу и обсуждение результатов.

Как видим, эта совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Совершенно справедливо А.А. Налчаджян отмечает, что процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения жизненных задач» [Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – С. 17].

Социальная деятельность, которую организует специалист по социальной работе, включает в себя специально разработанные практические ситуации. Она позволяет клиенту проявить себя, свои навыки, развить новые способы поведения, способствующие социальной адаптации.

В связи с этим различают активный и пассивный типы адаптационного процесса .

Активный тип адаптационного процесса . Клиент преобразует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ресурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов решения проблемы. В данном случае развиваются творческие способности, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде. Он предполагает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности.

А.А. Налчаджян отмечает, что для обозначения данного типа адаптации (с сохранением проблемной ситуации) правомерно использовать термин «приспособление»: личность меняется, а ситуация, в основном, остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как правило, ориентируется на специалиста по социальной работе. У клиента формируется зависимость от других людей. Все это исключает желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения, навыки.

Для деятельности в области социальной работы характерно еще одно понятие:

социально-психологическая адаптированность – состояние взаимоотношений личности и группы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» (Налчаджян А. А. Там же. С. 17).

Человек постоянно находится в поиске благоприятной социальной среды, способствующей его самореализации, раскрытию творческих способностей и их свободного выражения. А благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах. Каждая из них имеет различное соотношение стихийных и сознательных приспособительных механизмов.

1 форма . Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов. Проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации. Он полностью не осознает пути выхода из создавшегося положения.

В данном случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно полезной деятельности. Центр активности человек перемещает в сферу досуга или самореализуется в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современном обществе эти процессы выражены в переориентации человека на самого себя (всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.д.).

2 форма . Характерно примерно равное соотношение стихийных и сознательных элементов. Проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат данной формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда.

3 форма . Связана с преобладанием сознательных элементов. Выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивных процессов особую значимость приобретает в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в дома-интернатах для прстарелых.

В связи с тем, что социальная адаптация представляет – процесс, протекающий во времени, возникает вопрос о его этапах. Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа.

1 этап – подготовительный (начальный). Адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Протекает до момента включения клиента в социальную группу. Связан с определением правового статуса человека, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

2 этап – терпимость. Когда и социальная среда, и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга. Клиент включается в социальную группу. Предполагает помощь новому участнику в адаптации к реальным условиям.

3 этап – приспособление («аккомодация»). Связан со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности. Происходит усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности. Клиент приобретает новый социальный опыт.

4 этап – полная адаптация («ассимиляция»). Индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Наступает устойчивая социально-психологическая адаптированность. Проявляется в способности клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

Таким образом, социальная адаптация – процесс включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске среды, благоприятной для ее самореализации. Такая среда создается с помощью ряда условий. Специалисту необходимо учитывать то, что:

– подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

организационная культура специалиста по социальной работе регулирует поведение и развивает самоконтроль клиента, способствует проявлению его индивидуальности в условиях дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

– процесс социальной адаптации активизируется благодаря признанию окружением клиента его человеческих достоинств.

Таким образом, важным внешним условием, характерным для деятельности специалиста по социальной работе, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя.

Данное состояние предполагает:

– умение контролировать ситуацию,

– способность в ней разобраться и дать оценку,

– компетентность,

– независимость и

– умение быть объективным.

Тем самым клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

В заключение необходимо отметить, что существуют специфические моменты технологии социальной адаптации:

Только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

Процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему процесс социальной адаптации важен для социальной работы?

2. Что такое социальная адаптация?

3. Какие существуют виды социальной адаптации?

4. Что характерно для активного и пассивного типов адаптационного процесса?

5. В каких формах проявляются адаптационные процессы?

6. Какие этапы проходит клиент в процессе социальной адаптации?

7. Какие условия необходимо учитывать специалисту при создании адаптационной среды?

8. Каковы специфические моменты технологии социальной адаптации?

1. Понятие о социальной экспертизе, ее цель, задачи и функции. Объекты социальной экспертизы и субъекты экспертных оценок.

2. Виды социальной экспертизы.

3. Организационные модели социальной экспертизы.

4. Методы социальной экспертизы.

5. Медико-социальная экспертиза и ее особенности.

Вопросы для самоконтроля

Важнейшим компонентом системы социальной технологизации является экспертиза. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Социальная экспертиза – это профессиональное исследование социальной проблемы и ее аспектов (социального объекта). Проведение социальной экспертизы требует специальных знаний и обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз.

Общее для множества специальных видов экспертиз:

– они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование;

– предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения;

– в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.

В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода.

Главная специфическая черта экспертизы заключается в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой. Такое исследование осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу.

Так как в социальной сфере наблюдается множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам, поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу .

Цель социальной экспертизы : установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствии.

Задачи, которые решает социальная экспертиза :

– дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

– выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

– оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

– внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Как видим, социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее:

– диагностику состояния социального объекта,

– установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

– прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты,

Данное определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы :

– диагностическая функция – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

– информационно-контрольная функция – исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы при ее искажении;

– прогностическая функция – выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения (кратко-, средне- и долгосрочной перспективе) и возможных сценариев развития процесса;

Таким образом, социальная экспертиза проводится в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

При всех недостатках, вытекающих из сложностей оценки социальной сферы, социальная экспертиза все же может дать важные результаты для принятия управленческих решений. Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всегда, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей, при этом у принимающего решения органа

1) нет ясности:

В возможных масштабах влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

В том, насколько будут различаться последствия его peaлизации для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

В том, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) такая ясность не может возникнуть по причинам:

Отсутствия общего мнения в принимающем решения органе;

Недостатка аргументов «за» и «против» подготовленного решения;

Невозможности получить аргументы иным, кроме экспертного, путем;

3) есть намерение:

Прогнозировать последствия своих решений и социально-проектной деятельности;

Аргументированно противостоять внешнему давлению «сверху», «снизу», «сбоку» (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников демократического управления обществом), добиваясь признания этих аргументов и внесения соответствующих изменений в названные решения или действия;

4) есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра для того, чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.

В качестве социальных объектов выступают: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения. Перечень социальных объектов не может быть четко определен. Это обусловлено тем, что социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик.

В качестве субъектов экспертных оценок выступают те, кто такие оценки формирует. Проще было бы назвать их экспертами . Следует отметить, что в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок. В организационном отношении они находятся как бы на двух ступенях лестницы.

На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура. Такая негосударственная структура, как органы местного самоуправления, действует в этом случае в объеме полномочий, установленных законодательством: общественные объединения также могут быть организаторами экспертизы – чаще всего в альтернативном порядке. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому мы называем их общим термином – «принимающие решения органы».

На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть:


Похожая информация.


Социальная работа как профессиональная деятельность способ­ствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жиз­ненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интегра­цию в общество. Результатом процесса социальной адаптации яв­ляется развитие у человека способности к самоконтролю, уста­новление и расширение социальных связей.

Об общественно-государственном внимании к данному направ­лению социальной работы свидетельствует комплекс правовых документов. В частности, Федеральный закон «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) трактует со­циальную адаптацию как процесс активного приспособления ре­бенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс пре­одоления последствий психологической и моральной травмы. Меро­приятия, способствующие социальной адаптации, направлены на решение проблем, связанных со сменой места жительства, с поте­рей работы или отсутствием семьи у недееспособных граждан.

На основании постановления Правительства Российской Фе­дерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (1996) специалисты по социальной работе оказывают содействие в осуществлении мероприятий по социальной адапта­ции лиц, утративших социально полезные связи (в первую оче­редь граждан, освобождаемых из мест лишения свободы), к усло­виям жизни в обществе.

В практике военно-социальной работы разрабатывается комп­лекс социальных технологий, способствующий интеграции военно­служащих в гражданское общество. Международный фонд соци­альной адаптации, основанный 13 декабря 1998 г., содействует

формированию среднего класса населения как гарантии повыше­ния уровня благосостояния государства. Основными направления­ми содействия социальной адаптации военнослужащих являются: помощь в переобучении по специальностям, пользующимся спро­сом на рынке труда; помощь в трудоустройстве через центры со­циальной адаптации; помощь в социально-психологической и ме­дицинской реабилитации через соответствующие центры; под­держка инновационных и экспериментальных проектов и программ, таких как «Конверсия военных городков», «Неправительственные организации».



Для обеспечения поддержки военнослужащих разработана го­сударственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов, и чле­нов их семей», утвержденная постановлением Правительства Рос­сийской Федерации в 2001 г.

Реализация программы предполагает подготовку военнослужа­щих к условиям гражданской жизни и включает следующие на­правления социальной адаптации: профессиональную ориентацию, переподготовку, трудоустройство и социально-психологическую поддержку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей. Военно-социальная работа предпола­гает консультирование и профессиональную ориентацию в спра­вочно-консультативных пунктах при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В центрах социальной адаптации военнослужащих осуществля­ется научно-методическое руководство развитием направлений социальной адаптации, проведением комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение граждан. Обеспечение их занятости достига­ется через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения и знают профессио­нальные возможности, запросы, трудовой опыт военнослужащих.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных кате­горий клиентов опосредуется изменениями внешних условий со­циальной среды, в частности миграция беженцев и вынужденных переселенцев влечет за собой смену места жительства, места рабо­ты, иногда и сферы профессиональной деятельности. У безработ­ных граждан, например, при организации их занятости процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную дея­тельность.

Поэтому для социальной работы важно исследование благопри­ятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает

равновесия с социальной средой. В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать, в о-п е р- вых, процесс активного включения в социальную среду и, во- вторых, состояние гармонии между человеком и социальной сре­дой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нару­шает требований социальной среды (социальных норм, нравствен­ных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента, создающая возможности для установления отношений с незнакомым человеком, моделирующая сложную ситуацию во вре­мя общения, из которой необходимо найти выход, предполагаю­щая подготовку к творческому делу и обсуждение результатов, содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации лич­ности, в ходе которого она использует приобретенные на преды­дущих этапах своего развития и социализации навыки и механиз­мы поведения или открывает новые способы поведения и реше­ния жизненных задач» 1 .

Социальная деятельность, организуемая специалистом по со­циальной работе и включающая специально разработанные прак­тические ситуации, позволяет клиенту проявить себя, свои навы­ки и развить новые способы поведения, способствующие социаль­ной адаптации.

При активном типе адаптационного процесса клиент пре­образует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ре­сурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов реше­ния проблемы. В этом случае развиваются творческие способно­сти, приобретаются новые знания и навыки социальной компе­тентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохране­нии проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предпола­гает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. А. А. Налчаджян отмечает, что для обозначения адаптации личности с сохранением проблем­ной ситуации правомерно использование термина «приспособ­ление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в дан­ном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как пра­вило, ориентируется на специалиста по социальной работе, у него

1 Налчаджян А.А.

формируется зависимость от других людей, исключающая жела­ние использовать собственные ресурсы, приобретать новые зна­ния, умения и навыки.

Во время посещения учреждения социального обслуживания населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания) у клиента развивается социально-психологическая адап- тированность. Это состояние взаимоотношений личности и груп­пы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» 1 .

Человек находится в поиске социальной среды, благоприятной для его самореализации, раскрытия творческих способностей и их свободного выражения. Благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации до­стигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организу­ется специалистами учреждения социального обслуживания на­селения.

В социальной группе, по мнению американского психолога

Э. Бёрна, «человек обнаруживает одно из состояний Я - Родите­ля, Взрослого или Ребенка. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необ­ходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие» 2 . Если клиент, попавший в трудную жизнен­ную ситуацию, ведет себя в соответствии только с двумя соци­альными ролями - «ребенка» и «родителя», исключая позицию взрослого, это приводит к дезадаптации личности.

Поэтому важным внешним условием, характерным для учреж­дения социального обслуживания населения, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позво­ляющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого. Дан­ное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способно­сти, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

1 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988. - С. 17.

2 Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотно­шений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М. С. Мацковского. - М., 1988. - С. 20.

Текущая страница: 8 (всего у книги 24 страниц)

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник – посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой работы не имеет «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

Таким образом, социальная реабилитация представляет собой единый реабилитационный комплекс, в котором социальные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социовитального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, обеспечивающего его активное социальное функционирование и достойное существование.

Темы для семинарских занятий

1. Сущность и содержание социальной реабилитации.

2. Социальная реабилитация как технология социальной работы.

3. Социальная реабилитация граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

4. Технология социальной реабилитации реализуется в основном на трех уровнях.

Темы для написания докладов и рефератов

1. Актуальные проблемы технологии социальной реабилитации.

2. Основные виды социальной реабилитации и их характеристика.

3. Принципы социальной реабилитации и их характеристика.

4. Индивидуальная программа реабилитации как комплекс специальных реабилитационных мер

5. Медицинская реабилитация.

6. Социально-средовая реабилитация.

7. Профессионально-трудовая реабилитация.

8. Необходимость создания безбарьерной среды.

9. Социокультурный контекст геронтологической проблематики.

10. Три уровня реализации технологий социальной реабилитации.

Список литературы

1. Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. – М.: Изд-во РГСУ; Омега-Л, 2010.

2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во РГСУ, 2007.

3. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.

4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб, пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Дашков и К°, 2004.

5. Технологии социальной работы: Учеб. /Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Технология социальной работы: Учеб, пособие (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, Ростов н/Д.: Пегас, 2008.

Тема 2.9
Технология социальной адаптации

Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной адаптации. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Среди них социальная адаптация как процесс приспособления личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации – показатель социализации личности, определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон.

Цель: познакомить студентов сущностью и содержанием технологии социальной адаптации, показать основные варианты общения человека с окружающим миром, применение технологий социальной адаптации в социальной работе.


Понятие «адаптация» в научной литературе является многоаспектным и многофункциональным. Именно поэтому оно используется во многих научных областях знаний – биологии, философии, социологии, психологии, педагогике, этике и др.

В общем виде понятие «адаптация» (от лат. adapto) означает приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: социальная, биологическая, физиологическая, психологическая. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный характер. Из всех видов адаптации нас интересует первый.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей, осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем дезадаптации в различных социальных стратах (слоях) общества. Дезадаптация – разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация – разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации.

Выделяют два варианта общения человека с окружающим миром: адаптация к внешним условиям и приспособление, изменение окружающей среды. То есть первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию.

Социальная адаптация как процесс – это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики.

Социальная адаптация как социальная технология – это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели социальной работы в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, ролевой, организационный, психологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия нерационального типа отношения общества к природе.

Процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на четырех уровнях-.

1. Макроуровень – физическое и социальное пространство в целом – рассматривает адаптацию личности, социальных слоев, общества в целом к особенностям природной экосистемы, к элементам искусственной среды, техносферы, к особенностям социально-экономической, политической, социокультурной сфер общества.

2. Мезоуровень – социальная группа, коллектив, окружение человека, семья – происходит адаптация человека или, напротив, нестыковка интересов человека с нормами социальной группы, производственным коллективом, соседской общиной, учебной группой и т. д.

3. Микроуровень – семья, ближайшее окружение – осуществляется адаптация или взаимная адаптация членов семьи друг к другу и к особенностям семейного микроклимата.

4. Мини-уровень – это сам индивид, его внутриличностная адаптация – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концепции и ее оценки с позиции других людей.

Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. Выделяют четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия – когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и может их отвергать, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

4) ассимиляция – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Результат социальной адаптации определяется объективными показателями достижений и субъективной (групповой) удовлетворенностью, личностной (групповой), профессиональной, социально-экономической позицией, которую занимает человек (социальная группа). По результату социальной адаптации выделяются следующие типы личности (социальной группы): высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный.

Технология социальной адаптации – система методов, приемов, средств, имеющих цель оказать социальную поддержку людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также помочь неадаптированным личностям. Технология применяется многими специалистами: педагогами, психологами, социальными педагогами, политиками и др.

Социальная адаптация занимает важное место в содержании социальной работы и характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией. Технология социальной адаптации является базовой в практической деятельности социальных работников, призванных смягчить трудную жизненную ситуацию людям, помочь тем, кто не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами. Эта технология относится к числу общих технологий социальной работы, так как она применяется в отношении разных категорий населения: к пожилым людям и инвалидам, к безработным гражданам и мигрантам, к детям-сиротам и людям без определенного места жительства, к лицам девиантного поведения, к молодежи и др.

В современном обществе инновационные процессы идут непрерывным потоком, что приводит к ускоренному обновлению и изменению не только условий жизни, но и к изменению нравственных ценностей и жизненных ориентиров людей. В свою очередь, это приводит к тому, что и все общество, и социальные группы, и каждая отдельная личность вынуждены постоянно и непрерывно переживать процесс социальной адаптации.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1. Адаптационный шок – общее расстройство функций социального субъекта или системы вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, когда происходит период парализующего страха и бездействия, непонимание сути происходящего. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнает их позитивные и негативные стороны. Данная стадия представляет собой достаточно серьезную опасность для субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели.

2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из нее. Эта стадия связана с активным, сознательным освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды, на предыдущей стадии получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Данная стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала – совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде, и активизируется, актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и пр. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоиться в ней.

3. Ответ на «вызов среды» – это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом необходимо помнить, что сделанный субъектом выбор не должен обязательно соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своем выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая соответствует его целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьезным проблемам и трудностям. В подобных случаях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, важна и необходима.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, которые отличаются своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы.

Стратегия и тактика использования технологии социальной адаптации в практической деятельности социального работника строится на новом характере взаимоотношений между клиентом и профессионалом. Суть их состоит в переходе на субъект-субъектные отношения в форме соучастия. Согласно этому профессиональные ресурсы деятельности соцработника как руководителя, постепенно становятся ресурсами самоадаптации клиента, его самоорганизации и самопомощи. Чем выше профессионализм руководителя, чем более активно клиент включается в адаптационный процесс, тем быстрее осуществляется процесс выхода из трудной жизненной ситуации у клиента. В современной России процесс социальной адаптации во многом определяется происходящими в обществе преобразованиями, радикально меняющими характеристики социальной среды, в которой протекает жизнедеятельность субъектов. Происходит трансформация всей системы общества. Особенностями процесса трансформации в России является его высокая активность, различная скорость протекания и глубина изменений в отдельных сферах общества. Так, изменению подверглись прежде всего ценности и нормы, лежавшие в основе важнейших социальных институтов. Произошла замена системообразующих ценностей: «советских» на «рыночно-демократические»: коллективизм – на индивидуализм; общественное – на частное; относительная пассивность – на сознательную активность.

Социальная адаптация в условиях общественных преобразований представляет собой два одновременно протекающих процесса: адаптация к элементам нового общественного устройства и адаптация к переходной системе. С одной стороны, социальная адаптация может носить имитационный характер. С другой – принятие новых ценностей может привести к псевдоадаптации, которая ведет к негативным тенденциям, разрушающим личностные качества субъекта.

Возможностью для осуществления трансформационной деятельности обладает лишь небольшая доля населения. Трансформационная активность проявляется через целевую реформаторскую и массовую инновационную предпринимательскую деятельность.

Задача адаптации связана с мобилизацией всех имеющихся ресурсов. Однако для успешной адаптации необходимо не просто наличие адаптационных ресурсов, но и их «ликвидность», востребованность в данной конкретной ситуации. Государственные и муниципальные службы, в том числе и социальные, призваны помочь скорректировать и сориентировать социальные действия. Таким образом, социальная адаптация общественных преобразований в современной России выступает одним из важнейших факторов в процессах стабилизации и оптимизации социальных отношений.

Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает преодоление субъектом достаточно серьезных барьеров :

Социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

Социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

Социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Социально-психологический барьер особенно проявляется в отношении социально-психологической адаптации россиян к новым социально-экономическим условиям. При этом одним из важных условий адаптации россиян являются адекватные изменения в сознании – выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на прежнюю систему социальных гарантий, недостаточно связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на получение помощи извне, которая не стимулирует активность в экономической деятельности, препятствует полноценной социальной адаптации. Существующие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые порой не под силу одному человеку. Поэтому деятельность социальных работников и других специалистов по работе с людьми должна помочь в осуществлении процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека. При этом используются различные механизмы, сложность которых зависит от следующих причин: во-первых, процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который влияет на выбор механизмов действия в заданном контексте времени; во-вторых, в процессе социальной адаптации взаимодействуют две структурно сложные системы – личность и социальная среда.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации.

В деятельности социальных работников используются различные механизмы и средства помощи в социальной адаптации людей: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, организационно-управленческие, социально-педагогические, социально-медицинские, социокультурные, информационные и др. Для обеспечения эффективных результатов необходим набор наиболее приемлемых механизмов воздействия, учитывающих конкретную личностную, групповую ситуацию в данном историческом аспекте. Так, в современном российском обществе для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения. С целью достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо много факторов: обеспечение возможности трудового и бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.

Важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения и т. п.

Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правоохранительных органов, спасательных служб и пр.).

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи нуждающимся в социальной адаптации.

Технология социальной адаптации.
Соц адаптация - адаптивные процессы в соц раб и методика их регулирования
Адаптация - приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году
В широком смысле адаптация - взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)
В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)
Процесс адаптации имеет две стороны:
1. объективная - не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства
2. субъективная - приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.
Процесс соц адаптации - процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.
Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)
1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)
— соц положение и активность
— здоровье (психологическое и физическое)
— умения и навыки работы
— желание и возможности
— коммуникабельность
Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом
2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)
— соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)
— морально психологический климат общества
— экология
— соц эконом положение в обществе
— СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
— военные конфликты
— безработица, бездомность
— миграция населения
3. ДЛЯ ДЕТЕЙ
— отсутствие получения качественного образования (плата)
— отсутствие качественного здравоохранения
— отсутствие проведения качественного досуга, спорт
Адаптация проявляется:
1. Через смену ориентации человека
2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:
— общение
— учение
— труд
— игры
Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.
Механизм адаптации в соц деятельность включает:
1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне
Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.
Пример:
— ввести человека в новый коллектив
— для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение - механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.
На адаптацию влияет - пол, возраст, соц статус личности и тд.
Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике - самосознание личности - механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации