Основы общего землеведения. Землеведение


Дарлинг, Муррей

Модуль Землеведение

Введение. Общее землеведение в системе географических дисциплин.

·Общее землеведение в системе географических наук.

·История географических исследований. Великие географические открытия.

·Географическая оболочка и ее компоненты.

1. Общее землеведение в системе географических дисциплин .

География – древняя и вечно юная наука, хорошо знакомая по школьному курсу. В ней неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается с особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию.

Современная география – система взаимосвязанных наук, подразделяющихся прежде всего на науки физико-географические и экономико-географические.

Физико-географические науки (физическая география) относятся к наукам естественным, изучающим природу.

Объектом изучения физической географии является комплексная или , сформировавшаяся в результате соприкосновения, взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и организмов. По-другому, ГО - географическая оболочка Земли это арена сложного взаимодействия и переплетения самых различных явлений и процессов живой и неживой природы, человеческого общества . В силу этого объект географии отличается от объектов других наук своей комплексностью, разнообразной системной организацией.

Знание общепланетарных географических закономерностей необходимо для понимания особенностей любой части планетарного комплекса, для расчета, учета, прогноза и регулирования воздействий общества на ГО.

Изучением участков ГО, составляющих ее природный комплекс, измененных и не измененных деятельностью людей, занимается раздел общего землеведенияландшафтоведение. Общее землеведение и ландшафтоведение неразрывно связаны: предмет их изучения – природный комплекс. Иногда ландшафтоведение путают с физическим страноведением, которое занимается изучением участков ГО в «случайных границах», например, административных. Особого, своего предмета исследования физическое страноведение не имеет. Страноведческие работы важны тем, что они дают физико-географические сведения об определенной территории, необходимые практике.

Изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки. К ним относятся:

Геоморфология (от греч. geо – «Земля», morphe – наука, изучающая верхнюю, воздействующую с другими компонентами ГО часть литосферы . Результатом этого воздействия является рельеф земной поверхности. Изучает разнообразные формы рельефа, их происхождение и развитие.

Климатология (от греч. кlima – «наклон», logos – «учение») – наука о закономерностях формирования и развития в пространстве и времени воздушных масс атмосферы в результате их взаимодействия с другими компонентами ГО.

Океанология комплексная наука о Мировом океане как специфической части ГО Земли.

Гидрология наука о природных водах Земли – гидросфере . В узком смысле – наука о водах суши, исследующая разнообразные водные объекты (реки, озера, болота) с качественной и количественной характеристикой их положения, происхождения, режима в зависимости от состояния других компонентов ГО.

Почвоведение наука об особом материальном теле Земли – почве . Почва – реальное проявление взаимодействия всех компонентов ГО.

Биогеография синтетическая наука, которая выявляет закономерности географического распределения организмов и их сообществ, исследует их экосистемную организацию .

Гляциология – (от лат. glacies – «лед» и греч. logos – «учение») и

мерзлотоведение (геокриолитология) – науки об условиях возникновения, развития и формах различных наземных (ледники, морские льды, снежники, лавины и т.д.) и литосферных (вечная мерзлота, подземное оледенение) льдов.

Для понимания современного состояния ГО, всех составляющих ее природных комплексов необходимо знание истории их развития. Этим и занимаются палеогеография и историческая география.

Палеогеография и историческая география науки, исследующие тенденции развития географических объектов в прошлом.

Если «общее землеведение» наука естественная, то экономическая география относится к общественным наукам, т.к. изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах.

На стыке географии со смежными науками возникают новые направления: медицинская, военная, инженерная география.

Географические исследования немыслимы без применения карт, картографирования.

Карта, методы ее создания и использования составляют предмет изучения самостоятельной географической науки картографии.

2. История географических исследований.

Землю открывали сообща. Самая первая документально подтвержденная экспедиция была организована женщиной.

Царица Хатшепсут – в истории Древнего Египта отправила корабли в страну благовоний – Пунт (ок. 1493 – 1492 гг. до н.э.).

Долгое время мореплавание оставалось исключительно прибрежным, т.к. единственным орудием движения было весло.

Около 1150 -1000 гг. до н.э. греки познакомились с Черным морем. Уже в 8 веке до н.э. они открыли Колхиду, основали 1-е колонии.

Начиная с 8 века финикияне регулярно плавали к островам Блаженных (Канарские острова), добывали красители из особого вида лишайника и из смолы драконового дерева.

Около 525 г. до н.э. они попытались заселить западное побережье Африки (финикияне – первооткрыватели Африки). Их беспримерное плавание вокруг Африки из Красного моря в Средиземное было повторено лишь через 2000 лет.

4 век до н.э. Общеупотребительными стали 2 части света: Европа и Азия (Ассия), связанные с ассирийскими терминами «эреб» - закат, и «асу» - восход. Третью известную часть света греки назвали Ливией. Римляне, завоевав Корфаген (2 в. До н.э.), назвали свою провинцию «Afrika», т.к. там обитало берберское племя афригии («афри» - пещера).

Большинство античных географов говорили, что Земля шарообразна, вопрос о размерах вызывал споры (Эратосфен 276 – 195 гг. до н.э. – длина окружности – 252 тыс. стадий, Посийдоний – 180 тыс. стадий).

На карте Эратосфена были нанесены параллели с различными промежутками, соответствующими климатическим зонам (они были вычислены по продолжительности уже схематично).

Весь земной шар был поделен на 5 или 9 широтных поясов: экватор – необитаемый, вследствие жары, два полярных – также необитаемых, вследствие холода, и лишь 2 промежуточных пояса – умеренны и обитаемы.

Полагали, что обитаемая часть суши окружена единым беспредельным Мировым океаном (Страбон).

Постепенно, по истечении веков, античная идея о шарообразности Земли была заменена на библейскую: Земля – диск, закрепленный под водами и покрытый хрустальным небосводом.

Начиная с 8 века килевые корабли норманнов (викингов) бесстрашно бороздили Норвежское, Балтийское, Северное, Баренцево моря, Бискайский залив. Они проникали в Белое, Каспийское, Средиземное, Черное моря, грабили и разоряли поселения. Они захватывали Британские острова, укрепились в Нормандии, терроризировали Францию, создали норманнское государство в Сицилии, 2 столетия держали в страхе всю Европу.

Они открыли Исландию (ок. 860 г.), в 981 г. Достигли берегов Гренландии и в 1000 г. – берегов Америки.

Гренландия была открыта Эриком Рыжим. Лейф Эриксон открыл Америку.

В середине 14 века началось сильное похолодание. Произошло угасание гренландских колоний.

Норманнам удалось проникнуть внутрь Америки до Великих озер и верховьев Миссисипи. По полному праву в 1887 г. в Бостоне был воздвигнут памятник Лейфу Эриксону – как первооткрывателю Америки.

Открытия норманнов не привлекли внимания ученых, как и незамеченные путешествия арабов.

Марроканца Ибн Батуту часто называют «величайшим путешественником всех времен до Магеллана. За 24 года (1325-1349) по суше и морю прошел около 120 тыс. км. Его ценнейший труд – книга по описанию посещенных им городов и стран.

Карты арабских географов Идриси (ок. 1150 г.) и Ибн аль-Варди (13 в.) свидетельствуют о присутствии там Скандинавии, Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер, Двины, Днепра, Дона, Волги. Идриси показал Енисей, Байкал, Амур, Алтайские горы, Тибет, страну Син и страну Инд.

Через 3 с лишним столетия португальцы обогнули мыс Доброй Надежды, доказав, что Индийское море – часть Мирового океана (тогда появилось очертание 3-го материка – Африки).

Литература Неклюкова Н. П. Общее землеведение. –М. : Просвещение, 1967. – «Академия» , 2003. – 416 с. Савцова Т. М. Общее землеведение. М. : Издательский 335 с. 390 с. – 455 с. Шубаев Л. П. Общее землеведение. М. : Высшая школа, 1977. Мильков. С. Г. , Пашканг К. В. , Чернов А. В. Общее 1990. – центр Просвещение, 2004 – 288 с. Ф. Н. Общее землеведение. М. , землеведение. – Любушкина Неклюкова. Л. П. Общее. Бобков А. А. Землеведение. – М. : Изд. центр 2004. – Н. П. Данилов П. А. Землеведение и краеведение. Никонова М. А. , Ю. П. землеведение: В 2 ч. М. : Просвещение, М. : – М. : «Академия» , Селиверстов. Общее землеведение. М. : Высшая школа, 1974– 1976. – 366, 224 с Шубаев 1969. – 346 с. Любушкина С. Г. , Пашканг Половинкин А. А. Основы общего землеведения. краеведение. – М. : Гуманит. Изд. «Академия» , 2002. с. 240 К. В. Естествознание: Землеведение землеведение. М. , 1984. – 255 с. 304 с. 2002 – 456 Боков Б. А. , Черванев И. Г. Общее и. М. : Учпедгиз, 1958. – 365 с. Центр с. ВЛАДОС, К. И. , – Геренчук 2

Лекция 1 Введение 1. 2. 3. 4. 5. География в системе наук о Земле и жизни общества Объект, предмет общего землеведения Основоположники учения о географической оболочке Методы современного землеведения Научные и практические задачи 3

«Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные» ЛАНДАУ Л. Д. (1908 -68), физик-теоретик, академик АН СССР, Нобелевский лауреат Современная наука – сложная система человеческих знаний, условно подразделяемая на три большие группы ¡Естественные науки, ¡Общественные науки, ¡Технические науки. 4

В процессе дифференциации произошло разделение наук на Фундаментальные ¡ математика, ¡ физика, ¡ механика, ¡ химия, ¡ биология, ¡ философия и т. д. Прикладные ¡ все технические включая сельскохозяйственные, науки. Цель фундаментальных наук заключается в изучении законов природы, общества, мышления. Цель прикладных наук – применение открытых законов и разработанных общих теорий к решению практических задач. 5

Географией называют систему естественных (физико-географических) и общественных (экономикогеографических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты. География физическая экономическая 6

Физическая география – греч. физис – природа, гео – Земля, графо – пишу. То же самое, дословно – описание природы Земли, или землеописание, землеведение. Физическая география слагается из ¡ ¡ наук, изучающих географическую оболочку и ее структурные элементы – природные территориальные и аквальные комплексы (общее землеведение, палеогеография, ландшафтоведение), наук, изучающих отдельные компоненты и части целого (геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, география почв, биогеография и др.). 7

Во второй половине XX в. наряду с дифференциацией стали проявляться интеграционные тенденции. Интеграция – это объединение знаний, а по отношению к географии – это объединение знаний о природе и обществе. 8

Естественнонаучный блок Общая физическая география изучает географическую оболочку как целое, исследует ее общие закономерности, например зональность, азональность, ритмичность и др. , и особенности дифференциации на материки, океаны, природные комплексы, которые выделяются в процессе ее развития. ¡ Ландшафтоведение – наука о ландшафтной сфере и ландшафтах, т. е. индивидуальных природных комплексах. Она изучает структуру ландшафтов, т. е. характер взаимодействия между рельефом, климатом, водами и другими компонентами комплекса, их происхождение, развитие, распространение, современное состояние, а также устойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям и др. ¡ Палеогеография исследует закономерности развития географической оболочки Земли и составляющих ее ландшафтов. Главная ее задача – изучение динамики природных условий Земли в прошлые геологические эпохи. ¡ 10

Геоморфология изучает рельеф Земли. Пограничное положение геоморфологии сказалось и на ее основных научных направлениях: структурной геоморфологии (связь с геологией), климатической геоморфологии (связь с климатом), динамической геоморфологии (связь с геодинамикой) и др. ¡ Климатология (греч. klima – наклон, т. е. наклон поверхности к солнечным лучам). В современной климатологии сформировались как теоретические, так и прикладные дисциплины. Это: общая (или генетическая) климатология, которая изучает вопросы образования климата на Земле в целом и в отдельных ее регионах, тепловой баланс, циркуляцию атмосферы и др. ; климатография, дающая описание климата отдельных территорий на основе обобщенных данных метеорологических станций, метеоспутников, метеоракет и других современных технических средств; палеоклиматология, занимающаяся исследованием климата прошлых эпох; прикладная климатология, которая обслуживает разные отрасли хозяйства (сельское хозяйство – агроклиматология; воздушный транспорт – авиационная метеорология и климатология), в том числе строительство, организацию, курортов, туристских баз и др. ¡ 11

¡ Гидрология изучает гидросферу, основной предмет – природные воды, протекающие в них процессы, закономерности их распространения. В связи с разнообразием водных объектов в гидрологии сформировались две группы дисциплин: гидрология суши и гидрология моря (океанология). Гидрология суши, в свою очередь, разделяется на гидрологию рек (потамологию), гидрологию озер (лимнологию), гидрологию болот, гидрологию ледников (гляциологию), гидрологию подземных вод (гидрогеологию). ¡ Океанология (за рубежом ее чаще называют океанографией) изучает физические, химические, термические, биологические особенности морских вод; исследует водные массы с их индивидуальными характеристиками (соленость, температура и др.), морские течения, волнения, приливы и др. ; занимается районированием Мирового океана. Океанология в настоящее время – это целый комплекс наук и направлений, объединяющий физику моря, химию океана, термику океана и другие и связанный с климатологией, геоморфологией, биологией. 12

¡ Почвоведение. Географы считают его своей наукой, так как почва – это важнейший компонент географической оболочки, конкретнее – ландшафтной сферы. Биологи подчеркивают определяющую роль организмов в ее формировании. Почва формируется под влиянием различных факторов: растительности, материнских горных пород, рельефа и др. Это определяет тесные связи почвоведения с другими физико-географическими науками. Вместе с тем в почвоведении сформировались и такие направления, как химия почв, физика почв, биология почв, минералогия почв и др. Наиболее тесно связана с ландшафтоведением география почв, изучающая закономерности распространения почв, неоднородность почвенного покрова, занимающаяся районированием почв и др. В почвоведении используются разные методы исследования: географические (составление почвенных карт, профилей и др.), химические и физические лабораторные, микроскопические, рентгеновские и др. Наука тесно связана с сельским хозяйством, особенно земледелием. 13

¡ Биогеография – наука, изучающая закономерности распространения растительного покрова, животного мира, формирования биоценозов. Кроме нее, в состав биогеографии входят ботаническая география и зоогеография. Ботаническая география изучает особенности распространения и географической обусловленности растительного покрова, занимается вопросами классификации растительных сообществ, районирования и др. Ботаническая география – фактически смежная наука между физической географией и ботаникой. Зоогеография (география животных) изучает в принципе те же проблемы, ориентированные на животный мир. Вопросы распространения животных имеют важное значение, поскольку последние весьма подвижны и области их обитания в течение исторического времени меняются. Специфической для зоогеографии проблемой является миграция животных, особенно птиц. Зоогеография, так же как и ботаническая география, сформировалась на стыке физической географии и зоологии. 14

Так, на стыке геохимии и ландшафтоведения сложилась очень интересная дисциплина – геохимия ландшафта. Геохимия – наука о распространении химических элементов в земной коре, их миграциях, изменениях химического состава за геологическую историю. Отдельные компоненты ландшафта (вода, почва, растительность, животные) имеют своеобразный состав химических элементов, а в пределах ландшафта наблюдаются и специфические миграции элементов. Геофизика ландшафта – формирующаяся наука, расположенная на стыке ландшафтоведения и геофизики. Напомним, что геофизические науки изучают физические процессы, протекающие как в целом на Земле, так и в отдельных геосферах – литосфере, атмосфере, гидросфере. Важнейшее свойство ландшафта – продуктивность – в значительной степени зависит от соотношения тепла и влаги на данной территории. Поэтому практической задачей геофизики ландшафта является полное использование энергетических ресурсов в сельском хозяйстве. Исследования излучательных и отражательных свойств природных систем находятся в основе радиофизики ландшафта. Это новое направление имеет отношение к радиолокации. Радиолокационные методы учитывают способность отдельных участков природной среды излучать и рассеивать радиоволны. 15

Биоклиматология, образовавшаяся на грани климатологии и биологии, изучает влияние климата на органическую жизнь: растительность, животный мир, человека. На основе ее сформировались медицинская климатология, агроклиматология и др. Прикладной ветвью физической географии является мелиоративная география. Здесь отметим только, что она изучает вопросы улучшения природной среды посредством осушения, орошения, снегозадержания и др. 16

Социально-экономический Общая социально-экономической география. Наряду с общей социально-экономической географией в блок входят отраслевые науки (география промышленности, география с/х, география транспорта, география сферы обслуживания), а также география населения, политическая география, экономико-географическое страноведение. ¡ География промышленности изучает территориальные закономерности размещения промышленности, условия формирования производств. Она опирается на связи, которые существуют между производствами. ¡ География сельского хозяйства изучает закономерности размещения сельскохозяйственного производства в связи с формированием агропромышленных комплексов страны, республики, области, района. ¡ География транспорта изучает закономерности размещения транспортной сети и перевозок, причем транспортные проблемы рассматриваются в комплексе с развитием и размещением отраслей промышленности, сельского хозяйства, экономическим районированием. ¡ География населения изучает широкий круг проблем, посвященных анализу формирования и размещения населения и населенных пунктов, сфер обслуживания. География населения тесно связана с социологией, демографией, экономикой, а также с географическими науками. Прикладные аспекты ее исследований направлены на закрепление населения в новых осваиваемых районах. ¡ Особый и важный раздел науки – география населенных пунктов. Знамением нашего времени являются почти повсеместная урбанизация, возникновение огромных городов и агломераций. География городов изучает вопросы размещения городских поселений, их типы, структуру (производственную, демографическую), взаимосвязи с окружающей территорией. Главная задача этой дисциплины – исследование пространственных аспектов урбанизации. Наука выясняет причины притока населения в отдельные города, оптимальные их размеры, изучает экологическую обстановку, которая в городах ухудшается. ¡ География сельского расселения (сельских поселений) изучает как общие вопросы размещения населения в сельской местности, так и особенности распространения поселений в отдельных регионах страны. ¡ Социально-экономическое развитие и политика стран различны, поэтому они разделяются на три основные группы: социалистические, капиталистические, развивающиеся. Географические аспекты политики разных стран, особенности их политического устройства – эти вопросы изучает политическая география, которая связана с 17 этнографией, историей, экономикой и другими науками. ¡

Природно-общественный блок Интеграционные процессы в географии протекают не только в рамках естественнонаучного или социальноэкономического блока, но и на рубеже этих блоков, где возникают науки, предметами исследования которых являются различного типа взаимодействия между природой и обществом. ¡ Геоэкология – наука о взаимоотношениях человека с конкретными особенностями природной среды. Основной предмет ее изучения – состояние природных систем, экологическая обстановка, сложившаяся в разных регионах Земли. ¡ География природных ресурсов – наука о размещении ресурсов развития хозяйства. Историческая география – это наука о взаимоотношениях общества и окружающей среды в историческом прошлом. Главная задача - анализ исторического изменения экологической обстановки на Земле, истории освоения территории, использования ресурсов. ¡ Медицинская география возникла на стыке экологии человека, медицины и географии. Эта наука изучает влияние природных и социально-экономических факторов на здоровье населения разных стран и регионов. ¡ С медицинской географией тесно связана рекреационная география, которая изучает географические аспекты организации отдыха населения в свободное время, когда восстанавливаются физические и духовные силы человека. В ее задачи входят оценка природных объектов, используемых для отдыха людей, изучение экономики организации отдыха, проектирование размещения домов отдыха, туристических баз, стоянок, туристских маршрутов и др. ¡ В последние годы как комплексное направление формируется география океана. В отличие от традиционной океанологии, о которой речь шла выше, эта наука изучает в единстве природные и общественные закономерности, проявляющиеся в океанах. Главная задача ее – разработать основы рационального использования природных ресурсов океана, сохранения и улучшения океанической среды. ¡ 18

«Сквозные» науки К их числу относятся дисциплины, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук. Поэтому их нельзя включить ни в один из уже рассмотренных блоков. Огромное значение для всех географических наук (и не только их) имеет картография. Основная ее цель – правильно отобразить существующий мир картографическими средствами. Картография широко использует математический аппарат, а внедрение и производство карт ЭВМ позволило автоматизировать этот процесс. Картография тесными узами связана с геодезией, которая изучает фигуру и размеры Земли и получает точные сведении о геометрических параметрах Земли, и фотограмметрией – дисциплиной, определяющей по аэро- и космическим снимкам положение и размеры объектов земной поверхности. История географии изучает развитие географической мысли и открытие человеком Земли. Она состоит из двух взаимосвязанных разделов: истории путешествий и географических открытий и истории географических учений, т. е. истории создания современной системы географических наук. 19

2. Предлагались разные термины для определения объекта географии: ¡ ¡ ¡ географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин «географическая оболочка» . 20

Итак, географы установили специфический ОБЪЕКТ своих исследований. Это – географическая оболочка, которая представляет собой единое и сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Предметом изучения общего землеведения является исследование закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки, проблемы территориальной дифференциации (т. е. пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов). 21

3. Основоположники учения о географической оболочке А. Гумбольдт В. И. Веднадский Л. С. Берг В. В. Докучаев С. В. Калесник 22

Важнейшими общенаучными методами является ¡ материалистическая диалектика. Ее законы и основные положения о всеобщей связи явлений, единстве и борьбе противоположностей составляют методологическую основу географии; ¡ с материалистической диалектикой связан и исторический метод. В физической географии исторический метод нашел свое выражение в палеогеографии; ¡ общенаучное значение имеет системный подход к изучаемому объекту. Каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из структурных частей, взаимодействующих друг с другом. 24

Междисциплинарные методы – общие для группы наук ¡ Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. ¡ Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы. ¡ Модель – графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н. Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера – одна для всех людей мира и сохранение ее является средством выживания. 25

К специфическим методам в географии относятся ¡ Сравнительно-описательный и картографический методы – самые старые методы в географии. А. Гумбольдт (1769– 1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представлять результаты этих сравнений – благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, разграничивает сходные явления, делает незнакомое знакомым. ¡ Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет. В своем девятитомном труде «История» он описал природу, население, религию многих стран, привел данные о Черном море, Днепре, Доне. ¡ Разновидностью полевых исследований являются географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А. А. Григорьеву (1883– 1968), первый стационар под его руководством был создан на Тянь-Шане. Широкой известностью пользуются географический стационар Государственного гидрологического института (ГГИ) на Валдае, географический стационар МГУ в Сатино. На их базе проводятся комплексные географические исследования. В МПГУ географическим стационаром является база в Тарусе, на материалах, полученных при полевых 26 исследованиях, написаны многочисленные курсовые и дипломные работы.

¡ Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты – конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи. ¡ Аэрофотосъемка используется в географии с 30 -х годов XX в. , космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты. Современный географ – это высокоэрудированный, многогранный исследователь с особым географическим, комплексным мышлением и взглядом на мир, способный за незначительным на первый взгляд явлением увидеть стройную систему временных и пространственных связей и взаимодействий. Он изучает окружающий мир в его природном и социально-экономическом многообразии. Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом. И, как в давние времена, племя одержимых жаждой знаний людей покидает уютные и обжитые места, отправляясь в составе экспедиций раскрывать тайны планеты, преобразовывать ее лик. 28

29

5. НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ¡ Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. ¡ Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель – основоположник аналитического направления в географии. ¡ В XVIII – XIX вв. , когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. ¡ В настоящее время на ноосферном этапе развития географической оболочки большое внимание уделяется географическому прогнозу и мониторингу, т. е. контролю за состоянием природы и предвидению будущего ее развития. ¡ Важнейшая задача современной географии – разработка научных основ рационального использования природных ресурсов, сохранения и улучшения природной среды. 30

Современной задачей общего землеведения будем считать познание закономерностей строения, динамики и развития географической оболочки для разработки системы оптимального управления происходящими в ней процессами. 31

В IХ-VIII вв. до н.э др. греки представляли землю в виде слегка выпуклого диска, похожего на щит воина, который со всех сторон со всех сторон омывается большой рекой-океаном. В древней Руси землю представляли в виде лепёшки, которую держут на 3-х китах. В древней Греции во времена Пифагора в VI в. до н.э. стали предполагать, что Земля – шар.

Первое доказательство шарообразности привёл в IV в. до н.э. Аристотель. К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время кот. тени от Земли подающая на поверхность Луны всегда круглая. Изменения звёздного неба при движении по меридиану на большие расстояния горизонта при поднятии; при подъеме вверх расширяется горизонт.Со 2-ой половины ХV в. начинается возрождение, наступил период великих географических открытий. Христофор Колумб в 1492 году достиг берегов Америки. Васко да Гама обогнув Африку, продолжил морской путь в Индию в 1497 году. Экспедиция Магеллана совершило первое кругосветное плаванье 1519-1522 года.

В конце ХVII в. Исаак Ньютон предположил, что Земля не может иметь форму правильного шара, при вращении возникает центральная сила, кот. Максимально будет на экваторе, на полюсах она отсутствует. В 1672 году астроном Рише переехал в Париж в Кайенну и заметил отставание своих маятниковых часов на 2 мин. 28 сек. в сутки, чтобы часы шли правильно, пришлось укоротить маятник.При вращении возникает центробежная сила, которая перпендикулярна оси вращения, и тем больше, чем больше скорость вращения. Точки географических полюсов в осевом вращении не участвуют, центробежная сила здесь отсутствует, угловая скорость для остальных точек земной поверхности 15 град/час, а линейная скорость зависит от длины параллели, она максимальна на экваторе- 464м/сек, от экватора к полюсам уменьшается. Из-за центробежной сил вещ-во внутри Земли перемещалось от полюсов к экватору, в результате чего возникло полярное сжатие и экв. растяжение. Сила тяжести на полюсе больше, чем на экваторе из-за того, что на полюсе отсутствует центробежная сила и ближе к центру Земли. Вес предметов различается на 0,6% . Ср. радиус Земли 6371км, полярное сжатие составляет 21,4км (382м). Существует также экваториальное сжатие, экв. радиус отличается на 213м. С учётом полярного сжатия фигуру Земли назвали эллипсоид вращения или сфероид. С учётом экваториального сжатия фигуру назвали трёхгранной Эллипсоид. Сев. полис приподнят по отношению к южному на 20-30м, такую фигуру назвали кардиоидом. Но истинная форма Земли ещё сложнее, в наст. вр. её называют геоидом. Поверхность геоида совпадает со средним уровнем воды в океане, мысленно продолженном под материками. Геогр.значение фигуры и размеров Земли:1) Из-за шарообразной формы угол падения солнечных лучей от экватора к полюсам постепенно уменьшается, это ведёт к уменьшению нагрева земной поверхности, что лежит в основе географической зональности(термические пояса). 2) Благодаря шарообразной форме. З. имеет оболочечное строение.3) З. постоянно разделена на освещённую и неосвещённую сторону. Вместе с осевым вращением это определяет суточную ритмику теплового режима её поверхности.4) Благодаря своим размерам и массе З.обладает силой притяжения достаточной для удержания атмосферы данного хим. состава и гидросферы. В наст. вр. научными доказательствами шарообразности З. считаются: фотография измерения из космоса с искусственных спутников З., градусные измерения по поверхности З. и лунное затмение.

25 . Экологические проблемы Москвы и московской области.

Ежегодно в атмосферу М. выбрасывается более 1,2 млн. тонн загрязняющих в-в. В атмосфере обл. 0,5млн. тонн. Загрязняющие в-ва: 1) вредные газы (угарный, углекислый) оксид азота, диоксид азота, аммиак и др. 2) соединение свинца, ртути, меди и др. тяжелых металлов; 3) аэрозоли, и пыль-сажа, азбест. Основные источники: В М. на автотранспорт приходится 77%, Предприятия энергетики (ТЭЦ) 10%, остальное др. отрасли промышленности. В МО кроме центральных районов особенно сильно воздух загрязнён на ю-в и в. М. Причины: 1) преобладают ю-з, с-з ветры; 2) на с-в, в и частично на ю-в низменность; 3) на ю-в до Октяборьской Революции находилось много промышленных предприятий. В наст вр. в этой части много предприятий, особенно много в г. Люберцы, Балашихе, Коломне, Воскресенске и др.

Землеведение в настоящее время является фундаментальной наукой, основой для развития других физико-географических дисциплин, в частности — почвоведения, ландшафтоведения, биогеографии, космического землеведения, геологии, метеорологии, океанологии, климатологии и других. Землеведение изучает строение планеты Земля, ее непосредственное окружение, а также географическую оболочку — среду деятельности человека. В настоящее время в окружающей среде наблюдается быстрое развитие негативных процессов, в частности, изменение климата, возрастание загрязнения и др.

Проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы в наши дни как никогда актуальны. Для грамотного контроля за происходящими процессами необходимо прежде всего знать строение нашей планеты и законы, управляющие ее развитием. Земля — наш общий дом, а от современных действий человеческого общества будут зависеть качество и комфортность проживания нашего и будущих поколений.

Как наука Землеведение прошло длительный путь исторического развития. Проблемы строения Земли волновали ученых с глубокой древности. Уже в древнем Китае, Египте, Вавилоне составлялись изображения поверхности Земли. Планы города Вавилон, побережья Средиземного моря сохранились до сих пор. Землеописание, т. е. география (от. гео — греч. «Земля» и графил — «описание») активно разрабатывалось в Древней Греции. Многих ученых античного периода интересовал вопрос о форме Земли. Высказывались различные идеи, в частности, что Земля находится на трех слонах, которые стоят на черепахе, плавающей в океане, и другие.

Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) в труде «Метеорологика» высказал гениальные идеи о строении Земли, ее шарообразной форме, о существовании разных «сфер», проникающих друг в друга, круговороте воды, морских течениях, зонах Земли, причинах землетрясений и т. д. Современные идеи землеведения во многом подтверждают его догадки.

Многих ученых интересовал также вопрос о размерах Земли. Наиболее точные измерения были проведены Эратосфеном Киренским — древнегреческим ученым (около 276-194 до н.э.). Им были заложены основы математической географии. Он впервые вычислил окружность Земли по меридиану, и, что удивительно, полученные цифры близки современным вычислениям — 40 тыс. км. Эратосфен впервые употребил термин «географика».

Античная география выполняла в основном описательные функции. Значительную роль в развитии этого направления сыграли работы древнегреческого географа и астронома Клавдия Птоломея (около 90-168 до н. э.). В своем труде «Руководство по географии», включающем восемь томов, он предлагает различать географию и хорографию. География имеет дело с изображением всей известной части Земли и всем, что находится на ней. Хорография занимается подробным описанием местности, т. е. своего рода краеведением, по современным понятиям. Птоломей составлял различные карты, и именно его считают «отцом» картографии. Им были предложены несколько новых картографических проекций. Наибольшую известность принесла ему идея о геоцентрическом устройстве мира, считавшая центром мироздания Землю, вокруг которой вращаются Солнце и другие планеты.

Считается, что труды Птоломея завершают античный период в развитии географии, занимавшейся тогда в основном описанием вновь открытых земель.

В эпоху Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) проявилось другое направление — аналитическое.

Началом формирования землеведения как самостоятельной научной дисциплины считается выход в свет в Голландии «Всеобщей географии» Бернхарда Варениуса в 1650 г. В этой работе представлены достижения в области астрономии и создания гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Наряду с этим обобщены результаты Великих географических открытий. Предметом изучения землеведения, по Б. Варениусу, является земноводный круг, состоящий из земли, воды, атмосферы, проникающих друг в друга. Однако значение человека и его деятельности было исключено.

Ведущей идеей этого периода был анализ взаимосвязей между различными частями природы. В разработке этой идеи большое значение имели работы Александра фон Гумбольдта (1769-1859), выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста, натуралиста, путешественника. Есть мнение, что труды Б. Варениуса являются началом развития общего землеведения, а достижения Гумбольдта — это одна из замечательных вершин. А. Гумбольдт много путешествовал, изучал природу Европы, Центральной и Южной Америки, Урала, Сибири. Именно в его трудах доказано значение анализа взаимосвязей в качестве основной идеи всей географической науки. Анализируя взаимосвязи рельефа, климата, животного мира и растительности, А. Гумбольдт заложил основы географии растений и географии животных, учения о жизненных формах, климатологии, общего землеведения обосновал идею вертикальной и широтной зональности. В его работах «Путешествие в равноденственные области Нового света», т. 1-30 (1807-1834) и «Космос» развивается идея о земной поверхности как особой оболочке, где не только существует взаимосвязь, но и взаимодействие земли, воздуха, воды, наблюдается единство неорганической и органической природы. А. Гумбольдт впервые употребляет термины «жизнесфера», что по смыслу соответствует современному «биосфера», и «сфера разума», соответствующий «ноосфере».

Книга А. Гумбольдта «Картины природы» никого не может оставить равнодушным, поскольку в ней сочетаются достоверные факты и высокохудожественные описания природы. Его считают основоположником художественного ландшафтоведения.

Основателем первой кафедры географии в Берлинском университете является живший в одно время с А. Гумбольдтом Карл Риттер (1779-1859). В своих широко известных трудах по землеведению он рассматривал Землю как жилище рода человеческого, существующего благодаря силе Божественного провидения.

К. Риттер ввел в науку термин «землеведение». Он пытался количественно определить пространственные соотношения между разными объектами.

В многотомном труде «Земля и люди. Всеобщая география» Э. Реклю (1830-1905) достаточно подробно описывает большинство стран мира. Он считается основоположником современного страноведения.

Из учебных пособий по землеведению, выходивших в XIX в., следует отметить работы Э. Ленца (1851), А. Рихтгофена (1883), Э. Ленда (1851). Однако эти авторы исключали из своих работ биогеографию.

В России в XVIII-XIX вв. развитие географических идей связано с именами выдающихся ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, С. П. Крашенинникова.

Материалистический подход к изучению явлений и процессов в природе особенно ярко наблюдался в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765). В работе «О слоях земных» (1763) он изложил законы формирования рельефа Земли, в целом соответствующие современным представлениям.

В XIX-XX вв. в России выходили труды по географии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева, Д. Н. Анучина и др.

С 80-х годов XIX в. на передовых позициях в области общего землеведения оказалась Русская географическая школа. В работах В.В.Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» вскрывается на примере почв и климата сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки.

В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность является всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. Естественно-исторические зоны, существующие на земном шаре, являются пространственным выражением этого закона. Зеркалом закона мировой географической зональности являются почвы, отражающие взаимодействие живой и неживой природы. Год выхода монографии «Русский чернозем» — 1883 г. — считается годом рождения новой самостоятельной науки — почвоведения. В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. В его труде «Русский чернозем» доказывается, что почва — это самостоятельное естественно-историческое тело, возникшее вследствие взаимодействия пяти факторов почвообразования: 1) материнской породы; 2) климата; 3) рельефа местности; 4) живых организмов (микроорганизмов, растений, животных); 5) возраста страны. Впоследствии присоединился еше один фактор — хозяйственная деятельность человека. В. В. Докучаев пришел к выводу, что необходимо изучать не только отдельные факторы, но и закономерные связи и взаимодействия между ними. Он показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области. Отсюда следует, что в каждой зоне сельское хозяйство имеет свои особенности и свои методы решения производственных задач.

Вместе с В. В. Докучаевым самостоятельно работали его ученики и последователи: А. Н. Краснов, В. И. Вернадский, Г. И. Танфильсв, Г. Н. Высоцкий, К. Д. Глинка, С. А. Захаров, Л. И. Прасолов, Б. Б. Полынов и др. В 1894 г. в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) была создана кафедра почвоведения, которую возглавил В. Р. Вильяме (1863-1939). В его учебнике «Почвоведение», выдержавшем пять изданий, обосновывается идея тесной связи знаний о почвах с запросами земледелия. Ученик В. В. Докучаева и ботаника А. Н. Бекетова (Петербургский университет) А. Н. Краснов (1862-1914) в 1889 г. организовал кафедру географии в Харьковском университете, занимался изучением степей и зарубежных тропиков, создал Батумский ботанический сад. А. Н. Краснов обосновал черты научного землеведения, отличающие его от старой географии, в частности отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы, изучение генезиса (происхождения) явлений, а также изучение изменяющейся природы, а не статичной. Он создал первый русский учебник по общему землеведению для университетов. В учебнике А. Н. Краснов развивает новый взгляд на географию как науку, изучающую не отдельные явления и предметы, а географические комплексы — пустыни, степи и др.

Таким образом, на протяжении столетий — от Аристотеля до Докучаева — предмет изучения физической географии усложнялся от двумерной земной поверхности до объемной географической оболочки с тесными связями между компонентами, ее составляющими.

В учебнике «Курс физической географии» II. И. Броунов четко сформулировал идею о том, что наружная оболочка Земли состоит из четырех сферических составляющих: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, проникающих друг в друга: отсюда задачей физической географии является изучение этого взаимодействия. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие физической географии.

Мысль о том, что именно природная оболочка Земли является основным предметом изучения физической географии, развивалась постепенно, начиная с А. Гумбольдта.

Однако, что такое оболочка Земли, какие компоненты входят в нее, каковы ее границы, было неясно. Впервые эти вопросы были рассмотрены Андреем Александровичем Григорьевым (1883- 1968) в 1932 г. в статье «Предмет и задачи физической географии».

В этой статье А. А. Григорьев впервые предложил термин «физико-географическая оболочка», в частности, он полагал, что «земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса». В 1937 г. выходит монография А. А. Григорьева, в которой он лает подробное обоснование географической оболочки как основного предмета физической географии, рассматривает границы географической оболочки и методы ее изучения.

Примерно в это же время Л.С. Берг развивает учение В. В. Докучаева о географических зонах и разрабатывает учение о ландшафтах. Ряд ученых в конце 1940-х годов развернули дискуссию, пытаясь противопоставить учение А. А. Григорьева и Л. С. Берга. Однако в фундаментальной работе С. В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955) было доказано, что эти два направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Качественно новый этап в изучении географической оболочки наступил после запусков искусственных спутников Земли, полета 12 апреля 1961 г. Юрия Алексеевича Гагарина, выведения многочисленных лабораторий в ближний и дальний космос. Это дало возможность изучать географическую оболочку со стороны. Всех космонавтов восхищала красота Земли, наблюдаемая из космоса, и вместе с тем очевидным стало глобальное загрязнение человеком ее поверхности. Сохранение чистоты географической оболочки стало насущной задачей человечества, а теория охраны окружающей человека среды — основой современного землеведения.

Сегодня — это одна из основных отраслей в системе географических наук, изучающая закономерности географической оболочки, ее пространственно-временную организацию и дифференциацию; круговорот веществ, энергии и информации; ее функционирование, динамику и эволюцию. Современное землеведение исследует геосферы, слагающие географическую оболочку, следит за их состоянием, составляет региональные и глобальные прогнозы ее развития.

Все эти задачи землеведения решаются на базе как традиционных и новых методов географических исследований (картографического, статистического, геофизического и др.), так и новейших достижений геоинформатики, дистанционного зондирования, космического землеведения.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют единый объект - земную поверхность, но разные предметы: физическая география - географическая оболочка Земли, экономическая - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Страноведение - синтез физической и экономической географии, на уровне семейства оно носит общегеографический триединый (природа, население, хозяйство) характер.

В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей, история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю.Г. Саушкину (1976).

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения - географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален - это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология - наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология - науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение - закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология - наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии - изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО - ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Общее землеведение - фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития ГО в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем. Другими словами, общее землеведение - это наука или учение о той окружающей человека среде, где осуществляются все наблюдаемые нами процессы и явления и функционируют живые организмы.

Географическая оболочка в настоящее время сильно изменилась под воздействием человека. В ней сосредоточены области наивысшей хозяйственной активности общества. Сейчас ее уже невозможно рассматривать без учёта воздействия человека. В связи с этим в работах географов стало формироваться представление о сквозных направлениях (В.П. Максаковский, 1998). В общем землеведении как фундаментальной науке особенно выделена важность данных направлений. Во-первых, это гуманизация, т.е. поворот к человеку, всем сферам и циклам его деятельности. Гуманизация - новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, поэтому география должна рассматривать связи «человек - хозяйство - территория - окружающая среда».

Во-вторых, это социологизация, т.е. повышение внимания к социальным аспектам развития.

В-третьих, экологизация - направление, которому в настоящее время придаётся исключительно важное значение. Экологическая культура человечества должна включать навыки, осознанную необходимость и потребность соизмерять деятельность общества и каждого человека с возможностями сохранения позитивных экологических качеств и свойств окружающей среды.

В-четвертых, экономизация - направление, характерное для многих наук.

В системе фундаментального географического образования курс общего землеведения выполняет несколько важных функций:

  • 1. Этот курс вводит будущего географа в его сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления. Процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством, тогда как частные дисциплины вынуждены изучать их, прежде всего, отдельно друг от друга.
  • 2. Землеведение - это теория географической оболочки как целостной системы, являющейся носителем географической и иной информации развития материи, что имеет принципиальное значение для географии в целом и позволяет использовать положения землеведения в качестве методологической основы географического анализа.
  • 3. Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии, которая сосредоточивает усилия на оценке текущего состояния и прогнозирования ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов и обитания человека с целью обеспечения экологической безопасности.
  • 4. Землеведение является теоретической базой и основой эволюционной географии - огромного блока дисциплин, исследующих и расшифровывающих историю возникновения и развития нашей планеты, ее окружения и пространственно-временную неоднородность геологического (географического) прошлого. Общее землеведение обеспечивает правильность понимания прошлого, аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в географической оболочке, корректность их анализа и переноса на аналогичные события былого.
  • 5. Землеведение - это своеобразный мост между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школьных курсах, и теорией ГО.

В настоящее время концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте - ГО, заметно трансформировалась - от познания фундаментальных физико-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды (природно-антропогенной) и управления процессами, в том числе, обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями на планетарном уровне .

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

  • · сбор и накопление фактов;
  • · приведение их в систему, создание классификаций и теорий;
  • · научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, по мере развития науки и человеческого общества изменялись.

Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16-17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление - аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель (философ, учёный, 384-322 до н.э.)- основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счёт поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (275-195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану - 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй - подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

Средневековая география основывается на догмах церкви.

В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622 - 1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчёт времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями - землёй, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области - предмет частной географии.

В 18 - 19 вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развёртывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769 - 1859). А. Гумбольдт - учёный-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки - представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир - климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779 - 1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер был чисто кабинетный учёный и, несмотря, на большую известность его трудов по общему землеведению, природоведческая часть их неоригинальна. Землю - предмет географии - К. Риттер предлагал рассматривать как жилище рода человеческого, однако решение проблемы природа - человек вылилось в попытку совместить несовместимое - научное естествознание с богом.

Развитие географической мысли в России в 18 - 19 вв. связано с именами крупнейших учёных - М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» учёный подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозёма или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учёными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846 - 1903) в монографии «Русский чернозём» и А.И. Воейков (1842 - 1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении - закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843 - 1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя - в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862 - 1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трёх чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

  • · научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;
  • · -научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;
  • · -научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития .

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации