Что такое социология? Предмет, структура и функции социологии.

Содержание статьи

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность , действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда ), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону , Аристотелю . Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо , Шарль Луи Монтескье , Вольтер , Дени Дидро , представители утопической мысли – Томас Мор , Томмазо Кампанелла , Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье , Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа : Г.Тард, Г.Лебон , Ф.Теннис, Н.К.Михайловский , Н.И.Кареев , Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова , отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс , Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов , В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве , А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский . В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление , представленное Н.М.Коркуновым , Л.И.Петражицким , П.И.Новгородцевым , Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным , которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма , немецких исследователей М.Вебера , Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето , Г.Моска, У.Дильтеем , П.А.Сорокиным , З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии , который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм . Во Франции его развивали М.Фуко , К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм , который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

Теории социального конфликта.

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм.

Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. ().

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология.

Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания , то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология , основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат:понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса , риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса . Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора , которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле , о социальном капитале и социальном пространстве .

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта , под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни , которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия . Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального , переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей . Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл , который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность , в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию . «...Взятое... как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения , главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания .Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки ) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие . Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).

И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические , социально-политические и социально-культурные условия , олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке , переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю : «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1.Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология , которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией .

2.Эмпирическая социология , которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных ) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии , то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, ксоциальной жизни , следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относитсясоциология управления . Она связана с использованием особого класса задач - механизма регулирования социальных процессов - и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых,наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории , предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие - прикладных, третьи - теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

В-третьих, наряду с обобщающими (системными ) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции , объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные ), основные и частные (конкретные ).

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни , так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Ж.Т.Тощенко

Литература:

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии . М., 1960
Вебер М. Избр. соч . М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории . Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество . М., 1992
Бурдье П. Социология политики . М., 1993
Американская социологическая мысль . М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции . //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология . М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию . М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений . М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ . М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология . М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология . Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего . Очерки социологии . М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности . М., 1998
Гидденс Э. Социология . М., 1999
Социология в России . – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология . – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии . М., 2001
Социология . – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология . Общий курс. М., 2003



Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

Социологией называют науку об обществе, законах его развития и функционирования, системах и социальных институтах. На сегодняшний день понятие расширилось и вмещает в себя множество отдельных учений.

В данной статье мы подробно расскажем, что означает социология и чем занимаются социологи.

Социология: определение

В дословном переводе с греческого языка социология означает “наука об обществе”. Она занимается изучением внутренних механизмов функционирования общества, а также отдельных его структур, к которым могут относиться конкретные социальные структуры, организации, институты и группы.

Социология изучает и особенности социального поведения людей, а также отношения индивида с обществом. Подробнее о том, что является предметом изучения этой науки, вы можете прочесть в нашей статье .

Виды социологии

Различают три основных вида социологии:

  1. теоретическая;
  2. эмпирическая;
  3. прикладная.

Теоретическая социология опирается на научное исследование общества для освоения теоретических знаний. Однако без эмпирической социологии этот вид не имеет достаточных оснований. Эмпирическая социология занимается исследованиями, которые в своей основе имеют обработку и анализ социологической информации. Данный вид также называют социографией, делая акцент на описательном характере этого раздела науки. Последний вид - прикладная социология, более остальных основывается на практике. Он применяет уже полученную социологическую информацию для решения серьезных общественных задач и вопросов.

Что за профессия - социолог?

Социологи по роду своей деятельности делят науку на макро- и микросоциологию. Так, первый вид, как и следует из названия, изучает социальные процессы всего общества в целом, тогда как предметом микросоциологии выступают маленькие социальные системы и взаимоотношения отдельных людей.

Кроме того, социолог может заниматься конкретным уровнем социологии - верхним, средним или нижним. В верхнем уровне его деятельность касается общесоциологических знаний, в среднем - специальных и отраслевых теорий, а в нижнем - определенных социологических исследований.

Важно отметить, что средний уровень, в свою очередь, подразделяется на отдельные ветви. Таким образом, социолог может охватывать сферу политики, культуры, экономики, права и т. д. Предметом его исследований могут стать также конкретные группы общества - семья, молодежь, люди пожилого возраста. Иногда социологи опираются на изучение отдельных личностей и их взаимоотношений с обществом.

Лекция 1. Предмет социологии

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. Если раньше существовала единственно верная, непогрешимая марксистско-ленинская социология, то сейчас нет истины в последней инстанции. Различные теории конкурируют между собой, стремясь точнее и полнее отразить реальность. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.

Социология изучает социальную динамику, т. е. формы, способы развития общества. Различают революцию, как относительно быструю, коренную ломку общественного строя. Эволюция - это медленное, постепенное развитие общества, когда каждый новый этап появляется, после вызревания объективных условий. Трансформация - это процесс переход от одной стадии развития общества к другой. В настоящее время Украина испытывает социальную трансформацию, т. е. переход от плановой экономики и авторитарного политического строя к рыночной экономике и демократическому строю.

Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.

Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества, социального познания, человеческой деятельности. Экономика позволяет глубже изучить причины социальных отношений, различных ситуаций жизнедеятельности общества. Социальная статистика, социальных явлений и процессов. Социологический маркетинг позволяет более эффективно регулировать рыночные отношения. Обширная область отношений людей на производстве изучает социология труда. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С юридическими дисциплинами социология связана при объяснении причин преступления, социальных отклонений, изучения личности преступников. Существуют отраслевые социологические дисциплины: социология права, социология преступности, криминология.

С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений. Существует также социология истории, когда социологические проблемы изучаются на материале прошлых веков. Например, изучаются социальные взаимосвязи, особенности социального поведения. Социология связана с различными видами деятельности через свои специфические методы изучения общественного мнения. Роль социологии в обществе. В определении роли социологии в обществе есть две позиции, имеющие свою традицию. Так, О. Конт полагал, что позитивная наука об обществе должна быть полезной, использоваться для целей прогресса. Тогда как Г. Спенсер полагал, что социологии не надо вмешиваться в ход общественных процессов. Социолог должен наблюдать и анализировать общество и делать свои выводы о его закономерностях. Вмешиваться же в общественные дела нет необходимости. Эволюция сама проложит путь общества к прогрессу без постороннего вмешательства. В современной социологии более распространено позитивистское отношение к социологии. Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений должно осуществляться с опорой на общественное мнение, которое изучается социологией. Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придет общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Лекция 2. Культура социологического мышления

Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии. Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования. Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер. Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога. Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований. Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм, неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.

1. Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии

Социология - учение об обществе.

Объект науки : ОБЩЕСТВО

1) Социальные связи

2) Социальные взаимодействия

3) Социальные отношения и способ их организации

Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Функции социологии:

1) Теоретико-познавательная

2) Критическая

3) Описательная

4) Прогностическая

5) Преобразовательная

6) Информационная

7) Мировоззренческая

2. Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.


В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

3. Методы прикладных исследований

1) Метод опросов

а) Анкетирование

б) Интервьюирование

2) Метод наблюдения

3) Методы анализа документов

4) Методы эксперимента

4. Роль социологии в современном обществе

1) Познавательная – даёт новые знания об обществе

2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах.

3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности

4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.

6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества

5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») - в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой - как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором - на собственные возможности.

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение.

6. Социализация личности

Первый происходит от рождения до года

Второй кризис – 1-2 года

Третий кризис – 3-4 лет

Четвертый кризис связан с походом в школу

Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни

Шестой кризис (18-20 лет) построение отношений

Седьмой кризис (40 лет) примерный итог жизни

Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни

7. Социальные статусы и роли

В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесо­циальный статус.

Статус (от лат. status - «правовое положе­ние»)-система прав и обязанностей индивида в отношении других людей, обладающих други­ми статусами. Социальный статус призван ука­зывать положение индивида и социальной груп­пы, в которую он входит, в некоторых сферах человеческого существования, в сфере чело­веческих взаимоотношений.

Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жиз­ни человек может сменить огромное количество социальных статусов.

Социальный статус человека определяется следующимифакторами:

1. семейным положением индивида;

2. степенью образованности;

3. возрастом человека;

4. профессией;

5. занимаемой должностью;

6. национальностью.

Совокупность всех социальных статусов на­зываютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сест­рой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, право­славной и др.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации