Шпаргалка: Бытие его формы. Материальное бытие

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Две части философского знания

В целях облегчения курса его обычно делят на две частей 1)история философии.2) теория философии.

При изучении истории философии используется хронологический метод, т. е. Философские школы, направления изучались в порядке их появления в истории философского знания.

Порядок изложения определяется временной последовательностью Т. о. Здесь преобладает эмпирический, индуктивный, описательный метод изложения материала. Центральной единицей был философ.

При изучении теории философского знания порядок иной. Он определялялся не хронологией, а логикой, т.е. решающую роль при изложении играет Содержание, их значимость, роль в системе современной философии

Здесь изложение будет вестись, начиная от наиболее общих понятий к простым, конкретным, частным. От бытия до его общих форм. Здесь преобладает умозрительный, рациональный, логический подход сверху – вниз. И центральной единицей здесь будет понятие. Такие как бытие, социальное и духовное бытие и т. д.

Т.о. история философии – есть философия в динамике, в процессе. Теория же философии – есть философия в статике, т. е. Есть результат, итоги её развития. Между этими частями есть и общность. Обе они, так или иначе, но исследуют и творчество отдельных философов, и содержание тех понятий, которые они развивали.

Указанные две части дополняют друг друга. Вместе они объединяют, обогащают друг друга. объединяют исторический и логический методы подхода к философскому знанию, т. о. Помогая лучше понять содержание этой дисциплины.

2. Специфика философских категорий

Масштабность, т.о. философские понятия, категории имеют не только общий характер, а предельно общий характер. Категории – предельно масштабно. Они отображают то всеобщее, универсальное, что есть и в человеке, и в природе, и в обществе.

Самым широким является понятие бытие. В его состав входят материя, сознание, человеческое бытие.

Антропологизм т.к. широкие категории существуют и а в других науках, особенностью философских категорий является то, что они изучают природу не как самоцель, а в тесной связи ас категорией человека, т.е. обслуживают её. Философия – это антропологизированное знание. Несмотря на то, что все приводится к категории человека, но до сих пор человек для философии – загадка.

Открытость. Под этим понимается та их особенность, что философские истины открытый, незавершенный характер. Все философские истины относительны. Гегель говорил:

«Истина – есть процесс, а не стершийся пятак, который можно положить в карман и забыть».

Демокрит: « Философская истина лежит на дне глубокого колодца».

Н. Бердяев: « Человек – есть существо зыбкое, неопределенное, не медиумическое».

Множественность, полярность содержания.

Понятие бытие истолковывается Демокритом, как явление материальное. Однако Платон толкует его как явление идеальное; Фома Аквинский толкует его как явление божественное. В. Соловьев говорит, что бытие – понятие всеобщее, всеединое.

Из сказанного не следует, что философия является наукой не точной, смутной по своему содержанию. Точность её выражается том, что один раз приняв что-то философов, строго проводит это через систему, принятого положения.

3. Бытие, его сущность и формы

Его понятия – синонимы: действительность, универсум, нечто.

Сам термин греческого происхождения «ontos» Онтология, как правило, является исходной частью философской системы. Бытие является предельно широкой категорией из всех других категорий, и следовательно возникают трудности при его определении, т. к. мы определяем любое понятие сведением его к родовому.

У бытия нет родового понятия. И обычное определение невозможно. Прием сопоставления данного понятия с равновеликими, либо прием противопоставления таким же равновеликим. Указываются отличительные или сходные признаки.

бытие противоположно небытию

бытие структурно, дискретно, многокачественно. А небытие бесструктурно, однокачественно.

Философия выделяет три основные структурные части бытия:

А) материальное бытие

Б) идеальное бытие

В) человеческое бытие

бытие едино, монолитно, сводимо к какой – либо единице. Первооснова. Эта сущность выражается в многообразных формах бытия.

Основные формы бытия:

1)материально – предметное, природное бытие, объективное бытие Природа – это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.

2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы

3)человеческое бытие. Экзистенциональное бытие. Объект – субъектное бытие оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания или микрокосмос.

Цель изучения бытия у науки и у философии различны Для философии это средство для достижения ее высших целей. Для естествознания – это самоцель.

4. Материя и формы ее существования

Человек – существо двойственное (телесное и идеальное существо).

Первоначальный смысл заложен в слово материя, с лат. «материал», «доски»

Стремление как-то выразить мысль о единстве бытия, мира. Представить, это единство, полагая, что основой мира является нечто материальное, подобное лесу, дереву. Развитие термина наполнялось все новыми и новыми смыслами. Это развитие опиралось на развитие философии, естественно – научной мысли. В этом процессе развития выделятся несколько этапов:

С древнейших времен – до 19 века. Особенность понятия материи основано на том, что и философское и естественное понимание было одинаково. Под материей понималось какое – то вещество. Представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон.

С 19 века с развитием физики. Оказалось, что понятия материи не только вещество, но и поде с такими же признаками, что и у энергии, заряд.

20 – 21 век. В это время представления о материальном бытии стало ещё более сложным, т.к. вещество сегодня представляется, как нечто способное существовать не только в форме жидкости, газа и твердого вещества, также оно может существовать в виде плазмы, т.е. бесструктурное. Меняется и представление о поле. Оно может быть не только гравитационным, а ещё электромагнитным и радиационным, также существует и информационное поле.

В связи с этим философия перешла к более отвлеченному, абстрактному, обобщенному определению материи.

Новое определение:

Материя - есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Оно оказалось более постоянным, чем научные

5. Структура материи, её основные свойства.

Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна.

ее части – отдельные объекты, вещи.

2) материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.

Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей.

Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что: 1) материя состоит из вещей, объектов; 2) связи, взаимоотношения между ними;

свойства, качества вещей.

Какие же это качества вещей?

Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших:

Пространство

Движение

Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

А. Блаженный: « Я знаю, что я такое время, пока меня не спросят об этом».

Время:: 1) нам присуще биологическое чувство времени; 2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени; 3) чувство времени связано с особенностями организма.

В этом признании чувства времени с определенными видами материи. Впервые к этому выводу пришел Спиноза, а в 20 веке Альберт Эйнштейн с его теорией относительности.

Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время (6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см.

Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени.

Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

6. Современная наука и философия о некоторых новых свойствах бытия

Существует три характеристики:

Информативность. Весь мир и его объекты – есть определенный объем информации. (Н. Винер).

И. Пригожин. Организованность. Весь мир – движение от хаоса к первым формам материи. Высшая форма материи - человек.

Т. Дешорден. Все развитие мира - есть развитие от пассивности к активности

Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

  • · мир есть, существует как беспредельная целостность;
  • · природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;
  • · их различное по форме существования предпосылка единство мира;
  • · мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем. Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

  • 1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
  • 2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»). Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» - изначальная священная сила; Дао - «мать всех вещей»).

В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д. Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие - это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное. В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция - нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе. Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции - это «дуализм», если более двух - «плюрализм».

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический. Первый - «материалистический монизм» - полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» - у Платона, «Бог» - в средние века, «абсолютная идея» - у Гегеля и т.д.).

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие - это:

  • 1) материальная жизнь людей;
  • 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение;
  • 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

Каково философское определение материи? В чем различия в понимании отдельными философскими направлениями роли материи в структуре мира?

Категория «материя» неотделима от категории «бытие». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, природное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может.
Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Пригожий, наша Вселенная плюралистична, комплексна.
«Весь действительный мир, — полагал B.C. Соловьев, — состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы».
Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание категории «материя» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного.
Но что же такое материальное, природное бытие, в чем состоит его специфика по сравнению с другими формами бытия, идеальным и социальным?
Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.
Но позднее он стал использоваться и в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы — материи. Логика здесь была простая: если такое сложное сооружение как морской корабль состоит главным образом из хорошо прилаженных досок, лесоматериалов, то, очевидно, что и другие вещи и даже весь мир тоже состоит из какого-то единого материала, который условно тоже можно назвать досками, материей. Наиболее удачной концепцией такого рода была атомистическая философия Демокрита — основоположника материалистической линии в истории философии.
С тех пор и вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств, таких, как вес, объем, плотность и т.д. Но с развитием естествознания представление о материи, ее свойствах дополнялось и усложнялось. Так, в XIX в. при исследовании электромагнитных явлений выяснилось, что материя может существовать не только в виде вещества, но и в виде поля, которое имеет свои собственные физические свойства, резко отличающие его от вещества. Так, поле не имеет такого параметра, присущего любому веществу, как вес, а характеризуется определенным количеством энергии, длиной волны и т.д.
Поэтому возникла острая необходимость в разработке собственно философского, устойчивого, абстрактного понимания материи, которое отделилось бы от нефилософского, оказавшегося изменчивым, неустойчивым. Понадобилось разделить некогда единое представление о материи на два различных: философское, более общее, абстрактное и нефилософское, естественно-научное, более конкретное, детализированное динамичное, изменчивое, подвижное.
Так, уже К. Маркс считал, что для философа «материя» — не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей и которые связаны прежде всего с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом. Такими всеобщими свойствами материальных вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком с помощью ощущений и мыслей.
Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В.И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В мире, считает он, ничего нет кроме движущейся материи, а изменчивость и развитие научных знаний о строении и формах движения материи не опровергают объективной реальности мира.
И такой подход к определению материи, который стали называть собственно философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные, нефилософские представления о материи стали быстро меняться, особенно под влиянием развития квантовой физики.
Вместе с тем философия отнюдь не игнорирует достижения современного естествознания в познании структуры, свойств природы и постоянно учитывает их в своих представлениях о бытии и его формах.

Каково современное естественнонаучное представление о структуре и свойствах материи?

Современные представления о материи, природе усложнились, они включают в себя весьма разнообразные знания о ее свойствах, видах и состояниях.
Свойства, состояния, виды или способы существования материи характеризуют качества, отличающие то или иное материальное явление от других. Лишь небытие, как отмечалось выше, не имеет никаких свойств, видов и состояний. Бытие как материальное, так и идеальное их имеет. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бытия, которые так или иначе присущи любому материальному объекту.
Современная физика выделяет два основных способа существования материи, природы: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, а поля — энергия.
Вещество — это различные частицы и тела, которым присуща дискретность и масса покоя; это элементарные частицы, атомы, молекулы.
Поле — это другой основной вид материи, который подобно «цементу» или «клею» соединяет, связывает частицы и тела между собой. Частицы, из которых состоят гравитационные, электромагнитные и другие поля, не имеют массы покоя.
При другом подходе к структуре материи в ней в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу.
Неживая материя, или природа, — представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых с человеком) и планетарных, космических тел. Двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, можно выделить следующие структурные уровни неживой природы: вакуумный (уровень праматерии), микроэлементарный, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, галактики).
Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как физика, химия, астрономия и др.
Живая природа, или биотическая подсистема организации материи, — это различного рода биологические явления и процессы. Живая природа происходит из неживой, но представляет собой более высокий уровень развития. Последовательные уровни живой природы выглядят следующим образом: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный. Как видно, живая природа начинается с более сложных структур, какими являются молекулы живых существ, чем неживая природа. Живая материя исследуется биологической наукой с ее многочисленными отраслями, включая генетику.
Высшим этапом в развитии живой природы является социальная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затронутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноосфера. Хотя социальное бытие тесно связано с материальным его характер настолько своеобразен, что оно рассматривается в современной философии в качестве особого вида бытия.
В качестве исходного состояния материи, бытия в целом рассматривается первоначальное состояние мира в виде праматерии, потенциально содержащей в себе все ныне существующие формы бытия; из него возникли и все ныне существующие уровни материи: неживая, живая и социальная.
Однако как бы не усложнялись и не изменялись научные нефилософские представления о материи философское понимание этой категории в качестве объективной реальности, существующей независимо от человека, отличается от них, выражая то общее, единое, универсальное, что присуще всем без исключения ее формам. С помощью философской категории материи формируются представления о единстве мира, включенности человека в процесс мирового материального круговорота.
Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете материалистическим, идеалистическим или религиозным.
Но изучение этой базовой философской категории будет неполным, если не ознакомиться с основными, универсальными свойствами материи, формами ее существования.
В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства, времени, движения?
Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия являются его структурность, расчлененность на отдельные вещи, части, элементы.
Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Именно благодаря существующим связям вещи сравниваются, сопоставляются. Если представить ситуацию, при которой исчезли бы все другие предметы, кроме одного, мы не смогли бы ничего сказать о его свойствах.
Наличие отдельных предметов, а также той или иной их связи с другими вещами позволяют выявить признаки, качества, свойства вещей.
Таким образом, современные представления о сущности материи включают в себя представления о том, что материя есть:
. совокупность отдельных вещей, предметов, явлении;
. сумма связей, отношений, взаимодействий между вещами;
. комплекс свойств, качеств, признаков, отличающих одну вещь от другой, выявляемых благодаря связям и отношениям между вещами.
Количество вещей, существующих в мире, безгранично. Бесконечно и количество связей, взаимодействий между ними. Но поэтому и количество свойств, характеризующих каждую из вещей, бесконечно. Но чтобы не утонуть в этом бесконечном количестве свойств, при философской характеристике материальных объектов выделяются, учитываются не все эти свойства, а лишь немногие, зато наиболее важные, универсальные свойства, которые характеризуют уникальность каждого из предметов.
К числу таких параметров, так или иначе характеризующих каждый из материальных объектов, относятся: пространство, время, движение.
Категории пространства, времени и движения выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.
Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — последовательность их существования.
В обыденной жизни эти категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.
В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи вызывал много споров. Многие вопросы остаются здесь открытыми до сих пор.
Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.
Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.
Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.
В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.
Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.
Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением.
Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправлено, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.
Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Аврелий Августин (354—430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»58.
Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.
Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.
Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.
Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения временных характеристик разных материальных объектов, процессов.
Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.
Предысторинеское время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими миллионами лет.
Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет 6 млрд лет.
Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.
Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типом времени, нужно допустить, что человек существует на Земле несколько миллионов лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.
Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.
То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.
Следовательно, категории пространства и времени тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем определенном пространстве — времени.
Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство — движение.

Что такое движение как универсальное свойство материи? Каковы современные представления об основных формах движения?

Категории пространства, времени и движения теснейшим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времени. Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.
Движение материи абсолютно, ее покой относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы.
Ошибочно понимать под движением только механическое перемещение вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение вещей и процессов во времени.
Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной машины обычно интересуются не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также стареет во времени.
Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.
В неразрывном единстве материи и движения последнее все же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно.
Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них.
Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.
Движение характеризуется и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.
Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как:
. действие и противодействие в механическом движении;
. более низкая и более высокая температура в тепловом движении;
. положительный и отрицательный заряд в электричестве;
. полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.
И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, временен, относителен.
О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.
Многообразие мира, форм его движения породило потребность в упорядочении, классификации его конкретных форм, которые тесно связаны со своим носителем.
Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.
Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:
. пространственное перемещение;
. движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;
. гравитационную форму движения;
. ядерное взаимодействие;
. химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;
. геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;
. биологическую форму движения;
. социальную форму движения.
Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.
Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных— к биологическим, биологических— к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.
Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы, сегодня значительно расширила наши представления о ее свойствах, дополнив их перечень рядом новых ее характеристик. Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых качеств. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:
Природное бытие ныне рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции нелокален, как думали раньше, а универсален.
В качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой понимается самопроизвольный переход системы на более высокий уровень организованности, упорядоченности. Причем феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.
Фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, т.е. мир представляется не как существование разрозненных элементов, а как бытие некоторых совокупностей этих элементов, находящихся в тесных связях и отношениях друг с другом, причем каждая из этих совокупностей образует некоторую целостность, единство; в связи с этим в современной философии и науке все прочнее утверждается системный подход к действительности.
Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания.
Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное, духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.
Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Лев Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг— это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».
Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

Пространственно-временная структура

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется про-странственно-временными характеристиками с конкретными метро-логическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Пер-цептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими обьяснениями сущности пространства и времени.

Научные представления о пространстве и времени формируются в предметном поле математики, физики. Современная научная картина пространства и времени исходит из тезиса о существовании пространственно-временного континуума. Его топологические свой-ства описываются евклидовыми и неевклидовыми геометриями, тео-рией относительности, квантовой механикой.

Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и реляционной концепций. В первом случае пространство и время рассматриваются как самодостаточные сущности. Во втором случае они трактуются как атрибуты бытия, непосредственно вытекающие из особенностей обьектов. С этой точки зрения следует, что метрические свойства пространства и времени зависят от гравитационных возмущений, создаваемых космическими телами, находящимися в непрерывной динамике (А. Эйнштейн). Для отражения динамических свойств материального бытия используется категория движения.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.


Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную фор-мы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

Пространство – это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы.

Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.

Понятия пространства и времени имеют как общие, так и специфические свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность, неисчерпаемость.

Специфические свойства пространства и времени:

– пространство характеризует протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; время – длительность и последовательность происходящих событий;

– пространство трехмерно, время одномерно;

– пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и к будущему.

Субстанциальный подход трактует пространство и время как осо-бые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира. Этот подход представлен в творчестве Анаксимандра, пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Ньютона. Уже в древности он подвергался обоснованной критике, но в его рамках были получены важные результаты: выделена протяженность как важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность простран-ственных характеристик бытия.

Реляционный (от лат. – отношение, относительный) подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, Н.И. Лобачевским, К.Ф. Гауссом, Г. Рима-ном, А. Эйнштейном. В теории относительности Эйнштейна установ-лена зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения, скорости изменений и системы отсчета.

Введение 3
1. Понятие и сущность бытия. Материальное бытие 4
2. Духовное бытие и его свойства 8
3. Соотношение духовного и материального бытия 13
Заключение 21
Список литературы 22

Введение

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.
Актуальность проблемы разделения материального и идеального бытия выражается и в том, что в зависимости оттого, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование и оба эти течения в философии представлены в равной степени великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими течениями в философии определяется персональными предпочтениями, связанными с образованием, воспитанием, системой разделяемых ценностей, общим складом мышления.
Цель данной контрольной работы заключается в том чтобы выявить сущность материального и духовного бытия и раскрыть грани их взаимоотношений.

1. Понятие и сущность бытия. Материальное бытие

Бытие - это философская категория, озна¬чающая реальность. Оно не сводится к пред¬метно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы:
1) бытие вещей, процессов и состояний при¬роды;
2) бытие человека в мире природы;
3) бытие духовного, идеального;
4) индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективированное) духовное бытие;
5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).
Философский смысл бытия проявляется и в противоре¬чии конечного и бесконечного (всякое бесконечное со¬стоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.
Итак, бытие - общее понятие, самое общее, которое образовывается путем отвлечения от различий между при¬родой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и нахо¬дим его. Результат этих поисков - бытие, то, что эти яв¬ления и процессы реально существуют (4, с. 276).
Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом прежде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру, получаемое при чтении философской, религиозной или художественной, научной литературы. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не инициировать при множественности индивидуальных воззрений на мир и множественность трактовок материи, их своеобразие, порой полярность и альтернативность. Но философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Эта общезначимость основания формируется и укрепляется прежде всего ориентацией на общечеловеческий опыт, на принцип научности при его ассимиляции. С этой позиции можно было бы избежать как излишней релятивизации понятия «материя», так и полной его унификации, стандартизации (4, с. 277).
И по проблеме материи необходимо постепенное, но систематическое наращивание моментов взаимопонимания среди философов, причем как между сторонниками материалистической ориентации, так и между представителями материализма и идеализма.
«Материя» и материализм зачастую предстают перед своими оппонентами в искаженном образе. До сих пор для многих из них материя - косное, бездуховное образование, а материалисты - люди, либо недооценивающие, третирующие дух, духовность, либо вообще лишенные духовности. И сами материалисты нередко способствуют такому мнению, отделяя чрезмерно материю от духа. Правда, при этом мы можем иронизировать и по поводу идеализма, в связи с нападками которого на материю Л. Шестов в «Странствованиях по душам» заметил, что на самом-то деле материя - самая покорная, поддающаяся человеку сущность, вся беда, все трагедии человечества не в ней, а в идеях. «Самый страшный враг всего одушевленного не косная материя... самый страшный и беспощадный враг - это идеи, - подчеркивал он. - С идеями, и только с идеями, нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира». Но дело даже не в этом, а в том, что понятие «материя», как и всякое понятие, постоянно меняется, оно уже другое; другим становится и «дух». И не во встречном ли движении друг к другу они способны одолеть свою «инертность» и «косность»? На этом пути ни материализм, ни идеализм ничего не теряют из своего существа, но, очищаясь еще от одного мифа, способны в более достойных формах полемизировать друг с другом.
Кстати, о гносеологическом основании полемики. Нет, наверное, ни одной сколько-нибудь существенной проблемы в философии, по которой не имелось бы столкновений позиций среди специалистов. Однако немало было и таких дискуссий, в ходе которых развертывался спор о разных предметах, особенно при заявках каждой из сторон на единственно верное понимание или на единственно истинное определение понятия, ставшего предметом обсуждения (примеры - обсуждение понятий «философия», «противоречие», «развитие», «причина», «качество», «система» и др.). Сознание работало на исключение многообразия в области дефиниций; оно не принимало мысли, что дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах. Но такая направленность мышления ведет в тупик. Гегель писал: «Правильность даваемого определения... зависит от характера тех восприятий, которые послужили его исходным пунктом, и от тех точек зрения, с которых его давали. Чем богаче подлежащий определению предмет, т.е. чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» (7, с. 59). Понимание этого обстоятельства могло бы стать одним из факторов выявления и усиления общезначимых сторон и в подходе к понятию материи в наши дни.
У некоторых из тех, кто читает работы по философии, чувствуется паническое настроение: нет единственно верного (директивного, что ли?) определения, а то, что было, рушится; появилось множество других, значит, наступил философский кризис.
Самоочищение в философии касается прежде всего нас самих, и это единственно возможный путь к недопущению каких-либо кризисов.
Определений понятия материи множество. Можно составить их перечень и в нем окажется, наверное, более сотни таких, которые будут годны для применения в тех или иных познавательных ситуациях. Но сложность в том, какие из них или какое из них взять в качестве исходного?
Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Высказаны достаточно существенные аргументы, обосновывающие познавательную эффективность этого определения. Можно дополнить их еще одним, связанным с подходом к данному понятию через представление о сущности мировоззрения и его основной вопрос (7, с. 60).
Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения. Он конкретизируется в других: В чем смысл жизни? Возможно ли личное бессмертие? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Конечен он или бесконечен? Что такое истина? Что такое добро, зло, справедливость? Что такое красота, любовь? Эти и многие другие вопросы развертываются в систему ответов на них, в воззрение человека на мир, на свое отношение к этому миру. Мировоззрение индивида построено на противоречивости взаимоотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание «не-Я» сопряжено со стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. Как вечна дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа, так неизменна и дихотомия отношений личности и внешнего мира.
В индивидуальном мировоззрении «Я» равновесно «не-Я». Если для биологии или космологии человек - только одно из многих явлений в ряду других, то в мировоззрении «Я» и «Мир» сопоставимы друг с другом, что служит основанием для положения об антропоцентричности мировоззрения. С этой точки зрения становится ясным, почему такие понятия, как «добро», «истина», «справедливость», являются философскими, не будучи всеобщими в формально-логическом плане, а многие другие, отражающие всеобщее в формах движения материи («вещество», «поле», «притяжение» и т.п.), не имеют философского статуса.
В центре мировоззрения - проблема человека; назначение мировоззрения - обеспечение человека самыми общими понятиями, идеями, представлениями о ценностях, регулирующими его взаимоотношения с внешним миром. Теряя жизнь, человек, естественно, теряет и мир (3, с. 281).
В этом плане приведенное выше определение материи максимально философично: оно характеризует материю прежде всего через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств, что часто имело место в прошлом. Определение же материи через понятие вещества не отвергается начисто, оно может и должно быть включено в ряд других, дополнять их, но при этом главным должно оставаться все-таки философское определение.

2. Духовное бытие и его свойства

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и офор¬мляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступа¬ет язык.
Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффектив¬ным инструментом освоения мира. Кроме того, язык является специфически социальным средством хране¬ния, переработки и передачи информации, а также уп¬равления человеческим поведением. В своем развитии язык прошел длительную эволюцию от естественных звуков к слову. В процессе общения и осуществления совместной трудовой деятельности людей формируется речевая сигнальная система. Звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения вещей, желаний. Слово заняло свое место между сознанием и мыслимым предметом. Оно инициировало человеческую культуру. Оно связало бытие человека и бытие природы. Воплощенный в текстах, картинах, гра¬фиках, диаграммах, язык обрел статус особой объектив¬ной реальности. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физи¬ческая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность.
История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойку¬мены» (6).
Реальность духовного бытия особого рода. Она обес¬печивает опыт отдельно взятого человека и сама обога¬щается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее дан¬ного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определен¬ную структурную парадигму, в рамках которой форми¬руется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.
Как отмечается в литературе дух выступает в разных формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа; например - в произведениях искусства).
В персоналистическом экзистенциализме, ставящем в центр своих теоретических построений личность человека, в составе признаков духа указываются следующие: разум, чувство долга, совесть, милосердие, добротолюбие, стыд, справедливость, любовь, сердечность, чувство стыда, раскаяния и др. Н. А. Бердяев писал: «Дух... на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности». Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя уловить; вследствие такой сложности духа как особого феномена бытия его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте. «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного и телесного имеет вечный смысл и должно быть удержано.
Но это совсем не означает, что в человеке есть как бы духовная природа наряду с природой душевной и телесной, это значит, что душа и тело человека могут вступить в иной, высший порядок духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в порядок свободы, в царство смысла, из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения... Реальность духа имеет иной генезис, это реальность не от объекта, а от Бога». По Н.А. Бердяеву, между прочим, Бог не создает природу как причина - следствие; Бог «творит» ее в том отношении, что придает ей ценность. Бог «творит» и личность, приобщая ее к Истине, Добру и Красоте. «Дух носит аксиологический характер, дух есть... истина, красота, добро, смысл, свобода». «Дух личен и раскрывается в личности, но он наполняет личность сверхличным содержанием». «Дух есть божественный элемент в человеке» (6, с. 348).
Сопоставляя дух и природу, Н.А. Бердяев указывал на то, что дух не характеризуется тем, чем всякая природная вещь: пространством и временем.
На эту сторону, еще до Н. А. Бердяева, обращал внимание В. С. Соловьев. Он писал: «Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времения, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 2) непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места, т. е. одной и той же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга. Таким образом то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распада, бытие, раздробленное на исключающие друг друга части и моменты».
Дух же, по В. С. Соловьеву, лишен этой двойной непроницаемости. Одно из высших проявлений духа - любовь; она всепроникающа. «Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа... Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга». Одной из целей человеческого духа должно стать, по В. С. Соловьеву, установление истинного любовного отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде. С этих позиций он считал возможным достичь и одухотворения материи (4, с.).
Работы B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева, посвященные рассмотрению духа, демонстрируют вполне определенное его понимание, выделение его специфических черт, противоположность природе, материи. Такое понимание было едва ли не самым распространенным в России в XIX столетии, да и в философии русского зарубежья первой половины XX века. Так, в начале 80-х годов прошлого столетия в «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даль следующим образом пояснял слово «дух»: «Дух - бестелесное существо; обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному... Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В «Философском словаре» Э. Л. Радлова, изданном в 1913 году, сказано: «Дух обозначает начало, противоположное телу; а в противоположность душе дух обозначает высшие душевные способности, разум (3, с. 289).
Таково традиционное понимание духа, дошедшее до наших дней почти в неизменном виде.
Специфическим за последние десятилетия в нашей стране стало фактическое сведение понятия духа к сознанию. В «Философской энциклопедии» читаем: «Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания». «Дух», сказано в «Философском энциклопедическом словаре» 1989 г., - это «философское понятие, означающее нематериальное начало… в марксистской философии понятие дух употребляется обычно как синоним сознания».

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации