Не действует Редакция от 15.11.1995
Наименование документ | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" |
Вид документа | закон |
Принявший орган | президент рф, гд рф |
Номер документа | 195-ФЗ |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 15.11.1995 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого - педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
3) социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
1. Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.
1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
2. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Глава II. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.
2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации.
3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Глава III. Организация социального обслуживания1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
4. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживанияК полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:
1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;
2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;
3) разработка, финансирование и реализация федеральных программ социального обслуживания;
4) определение структуры федеральных органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;
5) установление порядка координации деятельности и методическое обеспечение социальных служб;
6) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;
7) разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания и государственный контроль и надзор за их соблюдением;
8) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;
9) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности;
10) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;
11) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.
Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживанияСоциальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.
1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.
3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.
4. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогообложении.
5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
2. Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
3. Медицинские работники государственной системы социальных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
Новый закон дает зеленый свет и открывает огромные возможности для социального предпринимательства. Предыдущим законом, принятым в 1995 году, определялось что государственные услуги по социальному обслуживанию должны предоставляться государственными и муниципальными органами. С 2015 года государство будет лишь устанавливать социальные стандарты и финансировать предоставление таких услуг. Сами заказы на соцобслуживание будут распределяться на конкурсной основе, их поставщиками могут быть коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Если сейчас вы откроете центр социального обслуживания и наладите его работу, уже со следующего года вы сможете участвовать в госзакупках данных услуг.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
Статья 5. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает в себя:
Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:
Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг
Статья 9. Права получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг имеют право на:
Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг обязаны:
Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг
Статья 11. Права поставщиков социальных услуг
1. Поставщики социальных услуг имеют право:
2. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
Статья 12. Обязанности поставщиков социальных услуг
1. Поставщики социальных услуг обязаны:
2. Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
Статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг
1. Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
2. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава 5. Предоставление социального обслуживания
Статья 14. Обращение о предоставлении социального обслуживания
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 16. Индивидуальная программа
1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
3. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
4. Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.
5. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.
Статья 17. Договор о предоставлении социальных услуг
1. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
2. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
3. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги
1. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
2. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
3. Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг
Статья 19. Формы социального обслуживания
1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.
4. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
5. Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.
Статья 20. Виды социальных услуг
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
Статья 21. Срочные социальные услуги
1. Срочные социальные услуги включают в себя:
2. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)
1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
2. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Глава 7. Организация предоставления социальных услуг
Статья 23. Организации социального обслуживания
1. Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
2. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
3. В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы.
4. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.
Статья 24. Информационные системы в сфере социального обслуживания
1. Информационными системами в сфере социального обслуживания (далее - информационные системы) осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг.
2. Операторами информационных систем являются уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем.
3. Информация, содержащаяся в информационных системах, используется в целях мониторинга социального обслуживания, осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и в иных целях, определенных законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Реестр поставщиков социальных услуг
1. Реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
2. Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.
3. Реестр поставщиков социальных услуг содержит следующую информацию:
4. Реестр поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5. Поставщик социальных услуг с момента его включения в реестр поставщиков социальных услуг несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре.
Статья 26. Регистр получателей социальных услуг
1. Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
2. Регистр получателей социальных услуг содержит следующую информацию о получателе социальных услуг:
Статья 27. Требования к порядку предоставления социальных услуг
1. Порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.
2. Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
6) иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.
3. Стандарт социальной услуги включает в себя:
Статья 28. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации
1. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Регламент межведомственного взаимодействия определяет:
Статья 29. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании
1. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляется путем:
2. Мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в том числе в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг
Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания
1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
2. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
3. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
4. Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.
6. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:
7. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.
8. Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно
1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.
Статья 32. Определение размера платы за предоставление социальных услуг
1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, рассчитанный в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную частью 5 статьи 31 настоящего Федерального закона.
2. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 настоящего Федерального закона.
3. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
4. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
5. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона.
Глава 9. Контроль в сфере социального обслуживания
Статья 33. Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 34. Общественный контроль в сфере социального обслуживания
Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.
Глава 10. Заключительные и переходные положения
Статья 35. Переходные положения
1. Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.
2. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Статья 36. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Признать утратившими силу:
Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту законопроекта о внесении изменений в
Федеральный закон от28 декабря 2013 года N 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации»
(редакция от 20.10.2014 года)
Федеральный закон от28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно его статье 37, вступает в силу с 1 января 2015 года.
Как явствует из пояснительных записок и комментариев к нему, положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.
Вместе с тем, ФЗ № 442 вводит неконституционные нормы, посягающие на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 137 УК РФ), позволяющие произвольно вмешиваться в дела семьи (ст. 1 Семейного кодекса РФ), и, кроме того, выходящие за рамки предмета правового регулирования этого Закона, заявленные в его статьях 1-3.
1. В статье 3 « Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», даётся понятие профилактики:
«6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждае-мость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».
Статья 29ФЗ № 442устанавливает, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числеосуществляется путём «обследования условий жизнедеятель-но-с-ти гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий» .
В законе не указано, что к профилактическим мерам соответствующие органы должны приступать после обращения гражданина за какой-либо помощью в органы социального обслуживания. Следовательно, органы межведомственного взаимодействия в соответствии с принятым законом будут иметь право входить в жилища, проводить «обследование», «выявление причин» ещё до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание, что можно расценивать никак иначе, как «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», а это прямо запрещено частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Справедливость такого опасения подтверждается высказыванием Нелли Струтинской, уполномоченного по правам ребёнка в республике Коми: «Считаю, что любая семья (не только соц. риска), должна находиться под пристальным вниманием соответствующих органов, дабы вовремя ей оказать помощь (http://www.kzsrk.ru/news/3901/ ).
Между тем, в статье 15 « Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» нет ни одного конкретного обстоятельства, которое можно было бы предотвратить путём меры, указанной в подпункте 1, пункта первого статьи 29. Невозможно путём обследования условий жизнедеятельности предотвратить преклонный возраст, инвалидность, болезнь, одиночество, сиротство, малообеспеченность, безработицу, отсутствие определён-но-го места жительства, безнадзорность, конфликты, жестокое обращение, труд-ности в социальной адаптации.
Для предотвращения этих, указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для предоставления гражданину социального обслуживания, необходим комплекс мероприятий в области экономики, культуры, образования, медицины, техники безопасности и других. Однако, в заключении Правительства РФ сказано, что дополнительного финансирования данный закон не требует, значит, финансирование «под профилактику» по новому закону не заложено.
Опасность предложенной нормы очевидна: под благовидным предлогом вводится тотальный контроль над гражданами, с целью большего охвата населения социальными услугами, а, следовательно, и получения большего финансирования организациями, предоставляющими эти услуги. Просматривается не столько забота государства о получателях социальных услуг, сколько о поставщиках социальных услуг.
Законопроектом предлагается исключить из ФЗ № 442 подпункт 1 пункта первого статьи 29.
2. Способствовать тотальному контролю над населением будет и подпункт 5 пункта первого статьи 15 «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», который в качестве обстоятельства, ухудшающего или способного ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, влекущего необходимость в социальном обслуживании, указывает
«5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье».
Но «ч ерез преодоление различных конфликтов в семейном взаимодействии, как у супругов, так и у детей формируются способности преодолевать жизненные трудности, а также формируется способность нести ответственность за своё поведение в семье и в обществе. Бесконфликтных семей не бывает, т.к. конфликты неизбежно возникают в динамике супружеских и детско-родительских отношений. Без них невозможно развитие отдельной личности и семьи в целом. Семейное благополучие зависит не от отсутствия конфликтов , а от развития способности их преодолевать и справляться с ними у всех членов семьи. Следует сделать вывод, что конфликты есть с любой семье. Конфликты могут как усугублять кризисы, так и разрешать их, но социальные службы не должны в них вмешиваться, т.к. никакие меры соцработников не могут снизить конфликтность в семье, а вмешательство со стороны может только её усилить» (из заключения эксперта-психолога, канд. психол. наук Куницы М.Ю).
Сами по себе «конфликты» в семье, даже с асоциальными лицами, не могут быть объектом внимания кого бы то ни было, кроме сторон конфликта. А наркотическая, алкогольная зависимость, пристрастие к азартным играм, психическое заболевание, не могут быть устранены мерами социального обслуживания, регламентированными в ФЗ 442, больные нуждаются в лечении. Кроме того, медицинские диагнозы заболеваний, которыми страдают граждане, являются врачебной тайной (ст.13 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), охраняемой законами, в том числе статьёй 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни), статьёй 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Распространение информации о заболеваниях членами семьи без согласия больного в отсутствие какой-либо угрозы для жизни и здоровья окружающих, так же может караться по закону. Вместе с тем, ни сам больной, ни члены его семьи не лишены возможности в случае необходимости обращаться за медицинской помощью в соответствующие организации.
Понятие насилия в статье не расшифровано, что несёт в себе риск расширительного толкования закона и нарушения прав граждан. Между тем,
«в психолого-педагогической, судебно-медицинской литературе существует несколько классификаций различного рода насилия.
Психологическим насилием в семье считается любое требование или правило, которое выполняется без желания, а также всё, что приводит к принуждению и подчинению - вынужденному исполнению воли другого человека. В семье, в супружеских и детско-родительских отношениях неизбежно возникают ситуации, требующие выполнения семейных и общественных норм, правил и договорённостей, которые часто выполняются без желания, вынужденно или путём уступок и компромиссов.
В каждой семье в зависимости от культурных, духовных традиций, семейных правил, привнесённых супругами из родительских отношений в свою семью, кто-то из них берёт на себя роль главы семьи и устанавливает новые правила, по которым живёт супружеская пара, воспитываются
дети. Воспитание детей построено на требованиях, уступках, компромиссах, поощрениях и наказаниях и базируется на формировании ответственности у всех членов семьи через преодоление супружеских и детско-родительских конфликтов и подчинении семейным авторитетам (отцу и матери)»
(из того же заключения эксперта).
Таким образом, психологическое насилие должно быть исключено из поля действия Федерального закона № 442, как несущее потенциальную угрозу для вмешательства в семейные отношения со стороны органов межведомственного взаимодействия.
Поскольку физическое или сексуальное насилие в семье могут являться обстоятельствами, требующими социального обслуживания, например, в виде предоставления убежища матери и ребёнку, подпункт 5 пункта первого статьи 15 следует изложить в другой редакции, оставив их в числе обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
3. Как излишний и не обоснованный, противоречащий пункту второму ста-тьи 3, бесконечно расширяющий рамки вмешательства в личное пространство гражданина, подлежит исключению подпункт 8 пункта первого статьи 15 , поскольку не всякое ухудшение условий жизнедеятельности гражданина (например, понижение заработной платы, уменьшение жилой пло-щади и т. п.) связано напрямую с невозможностью самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности и требует предоставления социальной услуги.
Исполнение с 1 января 2015 года указанных норм, позволяющих вторгаться в жилище и собирать информацию о частной жизни без согласия и заявления гражданина, или без решения суда, в «целях профилактики», повлечёт массовое нарушение прав граждан. Тогда как статья 55 Конституции РФ предусматривает.
В наступившем году, социальное обслуживание населения ждут серьёзные перемены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вносит значительные изменения в систему и порядок предоставления социального обслуживания. Некоторые аспекты нового закона сегодня комментирует министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Юрьевна Антимонова:
- Сначала о самом главном: в соответствии с Федеральным законом расширяется перечень поставщиков социальных услуг. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги населению будут оказывать негосударственные поставщики – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели.
Учреждения социального обслуживания населения согласно новому законодательству становятся поставщиками социальных услуг и утрачивают полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Теперь признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании будет уполномоченный орган (комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании).
В сфере социального обслуживания населения делается упор на профилактику и индивидуальный подход. Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.
Согласно закону плата за оказание социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, основывается на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги.
Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания – реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
1. Вопрос: кто имеет право на социальное обслуживание в соответствие с новым законом?
Ответ: Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.
2. Вопрос: кто будет оказывать социальные услуги после вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ?
Ответ: Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться негосударственные организации (коммерческие или некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.
3. Вопрос: кто ведет реестр поставщиков социальных услуг?
Ответ: Реестр поставщиков формирует и ведёт министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
4. Вопрос: куда можно обратиться, чтобы получить социальное обслуживание?
Ответ: Обратиться с заявлением для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания можно в комиссию по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, которые будут созданы в каждом муниципальном образовании, в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также непосредственно к поставщику социальных услуг.
5. Вопрос: где гражданин может узнать информацию об организациях, оказывающих социальные услуги?
Ответ: Информация о поставщиках социальных услуг (место нахождения, контактная информация, сведения о формах социального обслуживания, о видах предоставляемых социальных услуг, а также размере платы и др.) будет располагаться на официальном сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, сайтах и информационных стендах поставщиков социальных услуг.
6. Вопрос: кто может обратиться за предоставлением социальных услуг?
Ответ: Для предоставления социальных услуг гражданин или же его законный представитель может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.
7. Вопрос: в каком случае может быть отказано в предоставлении социальных услуг?
Ответ: Принятие решения об отказе в социальном обслуживании возможно в случае наличия у гражданина (или получателя социальных услуг) медицинских противопоказаний, подтвержденных соответствующим заключением медицинской организации.
8. Вопрос: в каком случае гражданина признают нуждающимся в социальном обслуживании?
Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии у него обстоятельств, которые ухудшают либо могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К числу таких обстоятельств, например, относятся: полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание; наличие в семье инвалида и инвалидов (в том числе ребенка-инвалида), нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, а также насилия в семье; отсутствие определенного места жительства; отсутствие работы и средств к существованию.
9. Вопрос: кто имеет право на бесплатное социальное обслуживание?
Ответ: В соответствии с федеральным законодательством установлены следующие категории граждан, имеющие право на бесплатное социальное обслуживание: несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины. В Самарской области данный размер составляет полуторную величину прожиточного минимума. Например: на сегодняшний день величина прожиточного минимума для пенсионеров равна 6082 рублям, соответственно полуторная величина составит 9123 рубля (6082×1,5), таким образом, пожилые граждане и инвалиды Самарской области, чей среднедушевой доход будет равен или ниже 9123 рублей станут получать социальные услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно. В регионе предусмотрены также дополнительные категории граждан, к числу которых относятся: лица, впервые признанные инвалидами, в пределах рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида в организациях, оказывающих реабилитационные услуги; лица без определенного места жительства и занятий в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания; женщины с детьми, беременные женщины и совершеннолетние граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в социальных гостиницах или отделениях, оказывающих социальные услуги в стационарных условиях.
10. Вопрос: произойдут ли изменения в оплате за предоставление социальных услуг?
Ответ: С 1 января 2015 года утверждены пределы ежемесячной платы за предоставление социальных услуг. За предоставление услуг на дому и полустационарной форме плата составит не более 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (полторы величины прожиточного минимума). В стационарной форме предел платы – не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Например, среднедушевой доход получателя социальных услуг на дому на 01.01.2015 г. составляет 10123 руб., действующий размер прожиточного минимума равен 6082 руб., предельная величина среднедушевого дохода получателя составит 9123 руб. (6082×1,5). 10123-9123= 1000 руб. разница. 50% разницы – 500 руб. Это означает, что получатель социальных услуг может получить услуги на сумму свыше 500 рублей, но оплатит только 500 рублей.