Занятие 1
Взаимодействие железных дорог с другими
Видами транспорта
Основные виды транспорта – железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный – составляют единую транспортную сеть.
Сферы наиболее эффективного применения отдельных видов транспорта устанавливают на основе технико-экономических расчетов.
Краткая характеристика основных видов транспорта
1 Железнодорожный транспорт. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений (много металла и строительных материалов на 1 км пути), зависящих от топографических, климатических и экологических условий. Характеризуется: высокой провозной способностью, бесперебойностью движения независимо от погодных и климатических условий; сравнительно невысокой себестоимостью перевозок при достаточно большой скорости транспортирования грузов. Вместе с тем сооружение железных дорог требует больших капиталовложений. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются лучшие показатели по экономичности, ресурсосберегаемости, экологии (шум, сохранность окружающей среды, землепользование), безопасности движения.
2 Автомобильный транспорт. Он обслуживает как междугородние, так и внутригородские перевозки. По объему перевозимых грузов в тоннах этот вид транспорта занимает первое место. Отличается: высокой маневренностью и возможностью регулировки транспортных средств в зависимости от потребности в перевозках; возможностью доставки грузов непосредственно потребителю без перегруза. На автомобильном транспорте начальная стоимость сооружения дорог сравнительно невысока. Существенными недостатками автомобильного транспорта являются худшие, чем при других видах транспорта, экологические показатели (загазованность, шум и т. д.), а также высокая себестоимость перевозок.
3 Речной транспорт. Имеет низкую себестоимость перевозок, большую провозную способность, незначительные затраты, малую материалоемкость, особенно по расходу металла. К недостаткам, ограничивающим использование речных путей, относятся: извилистость, увеличивающая длину маршрутов по речным путям; несовпадение их с маршрутами перевозок; мелководье некоторых рек в конце лета; замерзаемость рек и прекращение судоходства в зимний период.
4 Морской транспорт. Этот вид транспорта требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Характеризуется большой провозной способностью и низкой себестоимостью перевозок, а также регулярностью сообщений и крупнотоннажностью морских судов. Скорость движения на морском транспорте выше, чем на речном. По регулярности перевозок морской транспорт уступает железным дорогам, так как некоторые порты замерзают в зимнее время.
Для транспортного обслуживания Арктики используются ледоколы и ледокольные транспортные суда. Морской транспорт является основным видом путей сообщения в обеспечении торговых связей России со многими странами мира и в обслуживании приморских районов страны. К недостаткам следует отнести ограниченность внутренних маршрутов.
5 Воздушный транспорт. Это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000 км/ч и более. Важным преимуществом воздушных путей сообщения является возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, где отсутствуют другие виды транспорта. Притом по кратчайшим направлениям с доступностью перевозок в сложных географических условиях местности (вертолеты), с практически неограниченными маршрутами. Основные недостатки воздушного транспорта: высокая себестоимость, ограниченная провозная способность и зависимость транспортировки от погодных условий.
6 Трубопроводный транспорт. На трубопроводномтранспорте самая низкая себестоимость перевозок. Он обеспечивает массовую транспортировку наливных грузов и газов, высокую степень автоматизации, а также герметизацию и сохранность перевозок; может быть проложен повсеместно по наиболее короткому направлению. К недостаткам трубопроводного транспорта следует отнести однородность перевозимого груза в жидком и газообразном состоянии.
Задача 1. Учитывая основные особенности, преимущества и недостатки различных видов транспорта, произведите необходимые расчеты и выберите наивыгоднейшие виды транспорта для перевозки запасных частей к действующим механизмам из района Северного Кавказа на Камский автомобильный завод (около 2000 км) в объеме 400 т. Расчетное время доставки самолетами – 5 ч, железнодорожным транспортом – 4 сут., автомашинами – 2 сут. Суточная потребность в запчастях – 10 т.
Задача 2. Определить оптимальный маршрут перевозки лесных грузов в количестве 5000 т из пункта А в пункт С на заданном полигоне А, К, Б, В, Г, Д, С (рис. 1).
Ориентировочная себестоимость перевозки грузов (2003 г.) в объеме 10 ткм на различных видах транспорта указана в таблице 1.
Таблица 1
Ориентировочная себестоимость перевозки грузов (10 ткм)
Примечание. Себестоимость перегруза 10 т с одного вида транспорта на другой – 1,90 руб.
Рис. 1. Определение оптимального маршрута перевозки
лесных грузов:
Железная дорога; - - - - - - - - автомобильные
дороги; . . . . . . . . . . паромная переправа
Таблица 2
Варианты задания с различными расстояниями между пунктами (по рис. 1)
Третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % - на автомобильный, а оставшиеся 35 % - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
Сухопутный транспорт
Железнодорожный - и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран - США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5, 5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4, 5 тыс. км.
Водный транспорт
Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3, 6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной - использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.
Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
Современный городской транспорт по своему назначению подразделяется на следующие категории:
пасса жи р с к и й - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты;
грузовой - грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы, мотороллеры;
специальный - санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.
В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:
· общественный массовый общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;
· общественный индивидуального пользования - такси, легковые автомобили проката и ведомственные;
· личный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.
Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомобильный транспорт.
Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транспортом вместимостью и большой провозной способностью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных маршрутах.
Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.
В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяется на:
· уличный - трамвай, троллейбус, автобус;
· в н е у л и ч н ы й - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной подземный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.
По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:
· рельсовый - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, монорельсовый транспорт;
· безрельсовый - троллейбус, автобус.
Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объединить в две большие группы:
· с электрическим двигателем - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус, монорельсовый транспорт;
· с двигателем внутреннего сгорания - автобус с карбюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.
2. Пассажирский транспорт общего пользования
Автобусы - наиболее распространенный вид транспорта. Сеть автобусных линий, как правило, характеризуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:
· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пассаж прообразующими пунктами;
· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажиров к остановочным пунктам более мощных видов транспорта (трамвай, метрополитен, железнодорожные линии).
Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:
· внутренние, оба конечных пункта которых находятся в пределах города;
· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зоной и имеющие один конечный пункт за его пределами.
Основные внутренние линии имеют длину, соответствующую линейным размерам города; вылетные линии достигают большей длины (50 км п более). Подвозящие линии отличаются обычно малой протяженностью.
Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мозаики), которые обеспечивают высокую скорость движения при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходными типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).
По сравнению с другими видами массового транспорта автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостатком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов отработанными газами.
Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для которых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесообразным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широкими улицами.
Автобусные перевозки можно подразделить на: городские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), служебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.
Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перевозок. Их отличительные особенности - надежность и высокая проходимость, допускающие использование автобусов на неблагоустроенных дорогах, а также возможность провоза негромоздкого ручного багажа.
Междугородные автобусы служат для перевозок пассажиров по автомагистралям на значительные расстояния. Их повышенная комфортабельность и конструктивные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.
Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзорность. Они применяются па городских и пригородных линиях.
Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, санаторно-курортного обслуживания, а также для городских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);
малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).
Троллейбусы по основным эксплуатационным показателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.
При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воздушные стрелки снижают скорость движения троллейбуса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакивания токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежности токосъема трассы троллейбусных линий прокладывают только по улицам с усовершенствованными капитальными покрытиями. Продольный уклон троллейбусной линии не должен превышать 0,07.
По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с улицами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посадка и высадка пассажиров осуществляются непосредственно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.
Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэтому сеть трамвайных линий характеризуется относительно меньшей плотностью.
Наибольшая но сравнению с другими видами уличного транспорта провозная способность трамвая определяет и размещение трамвайных линий по трассам с большими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трамвайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и потребность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.
Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пассажиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.
Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, заставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной линии уменьшает возможность обгона. Таким образом, общая эффективность эксплуатации автомобильного транспорта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из центральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.
Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучшает условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных линий должно сопровождаться либо переносом их на параллельные дублирующие направления, либо сооружением линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы троллейбусного и автобусного транспорта.
3. Легковой автомобильный транспорт
Личный легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легковых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.
Основные преимущества легкового автомобильного транспорта - комфортабельность поездки, высокая скорость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.
Легковые автомобили по принадлежности и назначению подразделяются па четыре категории:
· личные индивидуального пользования, т. е. принадлежащие гражданам;
· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;
· такси и автомобили проката индивидуального пользования;
· специального назначения.
Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4-7 пассажиров.
4. Грузовой автомобильный транспорт
В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значительной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами
Размеры грузооборота городского транспорта зависят от размера города, его планировки, характера и степени развития промышленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.
Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.
Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строительного производства, сырья и топлива для промышленности, промышленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприятиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.
В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных направлениях, значительный процент составляет транзитный автомобильный транспорт .
Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по перевозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сообщении. Главное преимущество автомобильного транспорта - это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных операций и высокая маневренность.
На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъемность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.
Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и железнодорожном транспорте.
Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказывают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.
На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погрузке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.
С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесообразно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имеющих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в городах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.
Транспорт (от латинского «переношу», «перемещаю», «перевожу») – кровеносная система мирового хозяйства. Ни одна из отраслей экономики не может существовать без транспорта, поскольку именно он объединяет их в единый комплекс и осуществляет перевозку грузов и пассажиров.
Мы настолько привыкли к транспорту, что не замечаем его. Но даже незначительные перебои в его работе нарушают наш комфорт, а иногда и парализуют все звенья экономики.
Не случайно транспорт в целом или его отдельные виды развиты в каждой стране мира. Он соединяет страны и континенты, удаленные друг от друга на тысячи километров. Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.
К наземному транспорту относятся прежде всего автомобильный и железнодорожный, а также трубопроводный транспорт.
Автомобильный транспорт по праву называют транспортом XX в. Маневренность, возможность доставки пассажиров и груза «от двери к двери», незначительная зависимость от погодных условий обусловили его быстрое развитие.
В начале 90-х годов мировой автомобильный парк насчитывал почти 500 млн автомобилей. Около 80 % этого количества автомашин приходилось на развитые страны. По общей протяженности автомобильных дорог первое место в мире занимает США (около 5 млн километров), по плотности автомобильной сети выделяются западноевропейские страны и Япония.
Автомобильный транспорт является лидером во внутригородских и пригородных перевозках. Модернизация средств передвижения в последние годы выдвинула автотранспорт на ведущие позиции и в перевозках на дальние расстояния. Так, в двухэтажных автобусах туристы чувствуют себя комфортно даже на длительных трансконтинентальных маршрутах. Все больше и больше появляется на международных трассах тяжелых грузовых тягачей.
В «автомобильной столице» мира – Лос-Анджелесе 2/3 улиц и площадей заняты под стоянки автомобилей. В среднем на каждого жителя здесь приходится две машины. В ФРГ плотность автопарка составляет 100 единиц на 1 км2.
В мире примерно 4/5 пассажиров перевозится автомобильным транспортом. К сожалению, на автомобильных дорогах мира ежегодно гибнет более 200 тыс. человек.
Автомобиль – главный загрязнитель окружающей среды. На него приходится большая часть загрязняющих веществ, которые ежедневно выбрасываются в атмосферу.
Железнодорожный отличается от других наземных видов транспорта значительным объемом и разнообразием перевозок, абсолютной независимостью от погоды и относительной дешевизной. Поэтому достаточно продолжительное время он был лидером среди других видов транспорта.
Общая длина железных дорог в мире составляет около 1,2 млн километров. Половина из них приходится на шесть огромных по размерам государств: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралийский Союз. По количеству перевозимых грузов первое место в мире занимает Россия (почти половина мировых перевозок).
Во многих развитых странах в настоящее время железнодорожная сеть сокращается. Главная причина этого – жесткая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. В некоторых развивающихся странах железнодорожная сеть вовсе отсутствует.
Современная тенденция в развитии этого вида транспорта – электрификация железных дорог, внедрение сверхскоростных линий, а также сверхтяжелых составов.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на дальние расстояния жидких, газообразных и твердых (преимущественно сыпучих) грузов. Трубопроводами транспортируются главным образом нефть и газ. Этот вид транспорта выделяется среди других относительной дешевизной перевозок, а по производительности уступает только морскому. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в США и России.
В последнее время в мире появились продуктопроводы, с помощью которых передаются бензин, аммиак, угольная крошка, цемент.
Выводы:
Транспорт – третья важная отрасль мирового хозяйства.
Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.
Наземный транспорт включает: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, а также гужевой и вьючный виды.
Автомобильный транспорт лидирует по перевозке пассажиров и грузов. В то же время он является главным загрязнителем окружающей среды.
Читайте в разделе
Транспорт - это средство перемещения людей, информации и грузов из одного места в другое. Существуют следующие категории (виды) транспорта: общего, необщего пользования, личный. Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания торговли и населения. Необщего пользования - внутриведомственный и внутрипроизводственный. Личный - велосипеды, легковые автомобили, яхты, самолеты.
В зависимости от характера передвижения, виды транспорта могут подразделяться на следующие: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и гужевой.
Водный транспорт
Самый древний тип передвижения - именно по воде. На протяжении многих веков он оставался самым важным для человечества. Особенно это касалось торговли, исследовательских экспедиций, войн.
Водный транспорт и сегодня играет важную роль. Более 60% всех грузов перевозится именно таким образом. Это выгодно из-за низкой стоимости и большой вместительности. Однако многие люди предпочитаю передвигаться быстрее.
Автомобильный транспорт
Это самый распространенный и, по мнению многих специалистов, самый опасный вид транспорта. Появился он сравнительно недавно, в конце XIX века. Среди преимуществ можно отметить: скорость, маневренность, гибкость.
С помощью грузовых автомобилей перевозят любые виды грузов. При этом на больших расстояниях использовать автопоезда намного выгоднее, чем железнодорожный транспорт. Особенно в случае транспортировки ценных грузов. Например, для которых очень важна скорость доставки.
Легковые автомобили личного пользования есть практически у каждого жителя планеты. Они удобны как для ежедневных поездок (на работу, за покупками и так далее), так и для длительных путешествий.
В качестве общественного автомобильного транспорта широко распространены автобусы. Они эксплуатируются в городах и пригородах, а также для междугородних, международных рейсов и туристических перевозок.
Кроме автобусов в качестве городского общественного транспорта используются троллейбусы.
Железнодорожный транспорт
Данные виды транспорта появились в XIX веке и быстро завоевали свое место. Железнодорожные пути связывают города, объекты промышленности и так далее. Такие перевозки имеют преимущества: высокая грузоподъемность, надежность. Однако в скорости они уступают автомобильному транспорту.
Большое значение по-прежнему имеют пригородные железные дороги и метрополитен.
Воздушный транспорт
Это самый быстрый и самый дорогой вид транспорта. Посредством него производятся в основном пассажирские перевозки. Реже осуществляется доставка почты, ценных и скоропортящихся продуктов. Одним из главных недостатков современных самолетов является чрезмерный шум, который производится ими при взлете.
Гужевой транспорт
Такой вид транспорта был освоен людьми еще в древние времена. Это и поездки на животных верхом, в санях или повозках. В качестве тягловой силы используют лошадей, волов, слонов, верблюдов, лам, собак.
Все вышеперечисленные виды транспорта претерпевают различные изменения и совершенствуются со временем. Попадая в различные жизненные ситуации, человек начинает придумывать и изобретать. Многие случайные изобретения впоследствии успешно используются.
Необычные виды транспорта сегодня можно встретить в разных уголках Земли. Самые известные из них:
Несмотря на свою уникальность, все они успешно справляются с поставленной задачей. Это дает повод думать, что в будущем человечество ждет еще немало открытий, в том числе и в области перевозок.