Что значит пятидесятница в православии.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Этот праздник заключает пасхальный цикл (все последующие недели церковного календаря считаются от него: Первая неделя по Пятидесятнице, Вторая и т.д.) и безусловно занимает ключевое место среди “двунадесятых” (то есть двенадцати важнейших) праздников Православной Церкви. Почему? Попробуем разобраться.

Православный Шавуот

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой во второй главе книги Деяний Апостольских, эта книга в каноне Нового Завета следует сразу после четырех Евангелий и по сути продолжает новозаветную историю, с того момента на котором она останавливается в евангельском повествовании, рассказывая, что же произошло с апостолами после Воскресения и Вознесения Христа.

Город Иерусалим и Иерусалимский храм во времена апостолов

Итак, на пятидесятый день после Воскресения Спасителя ученики собрались в Иерусалиме в день иудейской пятидесятницы. В этот день еврейский народ отмечал праздник принятия Моисеем на Синайской горе десяти заповедей и Торы. Евреи празднуют его до сих пор, это один из главных иудейских праздников - Шавуот, (“шавуот” - в переводе с еврейского значит “недели”, тут имеются в виду семь недель прошедшие после Пасхи, то есть 49 дней, на пятидесятый день приходился сам праздник, в 2011 году еврейский Шавуот выпал на 8 июня, а православный на 12-ое: еврейская “пасхалия” и православная не совпадают, так сложилось еще в византийскую эпоху, впрочем в апостольское время нынешнего “зазора” не существовало).

Праздник Шавуот (еврейская пятидесятница) в синагоге

“При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики) были единодушно вместе” - этим замечанием в тексте Деяний открывается рассказ о Пятидесятнице, греческий текст позволяет понимать под местоимением «они» не только апостолов, но и всех верующих во Христа, бывших тогда в Иерусалиме. Ученики ожидают “Духа-Утешителя”, обетованного Учителем накануне крестных страданий. В девятом часу утра (в третьем, по еврейскому исчислению), когда должно быть многие иудеи уже собирались в пойти в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, как повествует автор Деяний, внезапно над домом, где находились апостолы, послышался шум, как будто от бурного ветра.

Интересно, что по замечанию крупнейших православных толкователей: свт. Иоанна Златоуста и св. Феофилакта Болгарского - самого ветра не было, только шум, несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов. За шумом явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. И шум и пламя - явления духовного порядка, а не физического, своего рода метафоры. Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным: «Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» - подчеркивает св. Феофилакт.

Явление третей ипостаси - Святого Духа, Христос предрекает ученикам во время его последней беседы с ними, по пути от Сионской горницы, где состоялась Тайная Вечеря к Гефсиманскому саду, месту, где Спасителя арестуют и предадут на муки.

После схождения “огненных языков” апостолы исполняются Святаго Духа и обнаруживают чудесную способность говорить на языках, которых они никогда не знали и не учили, эта внезапная способность - становится видимым знамением и благодатным даром, результатом воздействия Духа на Апостолов. Говорят они “о великих делах Божиих”, “как Дух давал им провещевать”- так пишет “дееписатель” - возможно, речи апостолов были сродни молитвенному экстазу, и очевидно, что эти речи не были обычными беседами, а словами вложенными в уста апостолов Духом Божиим. Свидетелями “глоссолалии” (от греч. glossa - "язык, наречие" и laleo - "говорить, проповедовать") - становятся многие паломники, прибывшие в Иерусалим на праздник из разных стран иудейской диаспоры, они-то и признают в странной речи апостолов “родные им наречия”.
Святой Феофилакт Болгарский так комментирует это странное явление: «Почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? - задается вопросом он. - Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках».

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) "Сошествие Святого Духа", нач. XIV

Впрочем, не все “зрители” способны увидеть в поведении апостолов дар Святого Духа, некоторые даже шутят: не пьяны ли ученики? Видя их недоумение, апостол Петр объясняет собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее обетование, данное когда-то через пророка Иоиля: “И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Иоиль 2:28-32).

Настоящий момент, полный столь странных знамений святой апостол понимает как день исполнения этого древнего пророчества. Святой Дух, завершая домостроительство Сына, сообщает ученикам дары, возвещая наступление решающего момента в истории спасения человеческого рода. Сошествие Духа открывает новую эру - эру эсхатологического свершения пророчеств, в целом именно эти соображения и составляют пафос первой проповеди Петра: “Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.” Многие, из внимавших этим словам, как то сообщает автор Деяний, уверовавши во Христа, тут же крестились, и к вечеру дня Церковь Христова из скромной общины учеников выросла до 3000 человек. Эти три тысячи стали основой Иерусалимской общины христиан, с которых и начинается история Христианской Церкви. Прибывая в городе, они посещают иудейский храм и “преломляют хлеб” по домам. Это “преломление хлеба” повсеместно совершается в православных храмах до сих пор - его мы знаем как величайшее христианское таинство - Евхаристию. Вероятнее всего верующие иерусалимской общины, разделившись на несколько групп собирались в нескольких местах. (Вряд ли в Иерусалиме тогда можно было найти помещение способное вместить все три тысячи одновременно.) Но между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы. Наследники апостолов - епископы и сейчас объединяют поместные общины - приходские храмы в епархии, оставаясь их главами и руководителями.

Апостолы. Современная фреска.

День рожденья Церкви

Праздник Пятидесятницы называют “Днем рождения Церкви” - в этот день община учеников окончательно превращается в Церковь. Безусловно, главные дары Святого Духа заключаются совсем не в чудесном “говорении языками”, а в придании сообществу учеников нового измерения - измерения Духа, действием которого теперь в общине совершаются таинства, а разрозненные ее члены собираются в единое Христово тело. По-своему день Пятидесятницы можно было бы назвать и днем рождения не только Церкви, но и христианского вероучения, днем рождения церковного Предания, которое по меткому замечанию поздних богословов и есть “жизнь Духа Святого в Церкви”. В первые годы после Пятидесятницы еще не существует ни Евангелий, ни апостольских посланий, ни тем более богословских трудов изъясняющих православное вероучение, но единство мистического опыта, единство воздействия Святого Духа объединяет первых учеников. Интересно, что в Церкви существует мнение, соответственно которому, только в момент дарования Духа - ученики, по сути, и проникают в тайну Новозаветной Истории, впервые их духовному взору представляется невыразимая словами глубина тех событий, свидетелями которых лично они стали незадолго до этого. Неизъяснимая в понятиях человеческого языка тайна воплощения и воскресения становится доступна ученикам только через причастие Святого Духа, того самого Духа-Утешителя обетованного Христом. (“Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” - Ин.14,26). Все недосказанное Христом и недопонятое учениками должен восполнить Дух-Утешитель. По слову св. Феофана Затворника, Святой Дух окончательно открывает и уясняет апостолам тайны Царствия и все христианское учение. “С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его” - резюмирует в одной из своих проповедей на день Пятидесятницы архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Православный храм в день праздника Пятидесятницы. По русской традиции полы храма устилаются свежескошенной травой, а иконы украшаются берёзовыми ветвями.

Богослужение Пятидесятницы

События Пятидесятницы происходят в первой половине первого века нашей эры, а когда появляется сам праздник? Историки христианского богослужения теряются в догадках, но по всей видимости очень рано. Уже в третьем веке Пятидесятница становится общераспространенным праздником. Тертуллиан, крупнейший африканский христианский богослов, умерший около 220-240 года пишет своему собеседнику, утверждая преимущество христианских праздников над языческими: “Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу” Стало быть, к этому времени сам праздник отмечается уже достаточно широко и торжественно. От четвертого века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, а к IX относится первый полный византийский устав праздничного богослужения Пятидесятницы. Современный богослужений чин в нынешнем своем виде, сложился в период с XI по XIII век.
В России на этот праздник принято совершать достаточно специфическое богослужение. По сложившейся практике, сразу после отпуста Литургии царские врата и завеса закрываются, и не смотря на утрене время совершается служба отправляемая обычно на закате солнца - великая вечерня, предваряемая так называемым 9-м часом, обычно читающимся также вечером. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. На самой же вечерне читаются коленноприклоненные молитвы о Церкви, спасении всех молящихся и об упокоении душ усопших. По русской традиции, в день праздника Пятидесятницы полы храма устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. На Руси праздник Троицы (Пятидесятницы) мыслился как тот день, когда лето сменяет весну, зеленые ветви - символ животворящей силы Святого Духа. На следующий день, в понедельник, русская Церковь отмечает День Святого Духа - особый праздник, посвященный третьему лицу Пресвятой Троицы.

Дмитрий РЕБРОВ

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?
Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г. Знаете ли вы, что такое Глоссола лия?

Глоссола лия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссола лия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков. Возможность говорения на незнакомых иностранных языках была дана Богом апостолам для проповеди Евангелия. Апостолы получили Благую весть от Спасителя и, быв наставлены Духом, снисшедшим на них, должны были произнести и пронести ее на языках всех народов.

После основания национальных церквей апостолами в разных странах необходимость в сверхъестественном даре языков отпала за ненадобностью.

После основания национальных церквей в разных странах необходимость в даре языков отпала

Знаете ли вы, почему некоторые, когда апостолы благовествовали на языках, говорили им: «Вы пьяны»?

«И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне?…. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2: 12–13). Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Галилея славилась как страна темная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на многих языках и наречиях. Можно предположить, что апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом и заполняя всю площадь перед ним – причем, собравшиеся происходили из многих стран.

«Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды, враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партий, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом – действием вина, – оскорбляя, таким образом, Духа Святого. Именно так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое (1 Кор 2: 14–15)». (Архиепископ Аверкий (Таушев)) . «Итак они клеветали, понимая то, о чем говорилось; но клеветали потому, что были недовольны тем, что говорилось; потому что апостолы глаголаху величия Божия. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости; потому что у многих, если они недовольны тем, что говорится, – в обычае считать говорящего или беснующимся, или сумасшедшим, или обвинять в опьянении и непонимании того, что он говорит; хотя тот, кто говорит, и здраво говорит, и хотя поноситель, при самом обвинении первого, слушает однако ж и понимает его. А эти, обвиняя апостолов в опьянении, выказали еще больше дерзости; потому что хотя сами и слушали их на своем языке, но полагали, что другие люди, люди самых разнообразных наречий, не понимали их. Сами понимали то, что говорилось, а об остальных, из-за которых и оклеветали апостолов в опьянении, думали, что не понимают чуда. Как в то время, когда Господь изгонял бесов, они хотя и понимали и видели эти чудесные действия, но, вместо должного прославления, оклеветали Господа в том, будто Он совершал их силою веельзевула, также, видя исцеляемыми всякие болезни и страдания, они эти чудесные действия сделали поводом к зависти, доносам и убиению: так и теперь, не имея возможности отрицать чудесность и сверхъестественность языков, они однако же дерзнули унизить чудо до опьянения». (Блаженный Феофилакт Болгарский) .

Если говорение на языках имеет целью лишь обольщение людей, то это обман

Знаете ли вы, почему сегодня дарование языков не встречается?

Упоминание о даре говорения на языках встречается несколько раз в Писании Нового Завета. Впервые – в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–18), когда апостолы говорили на различных языках среди собравшихся из разных мест. Это говорение – свидетельство от Бога и удостоверение о Самом Боге, Который сотворил чудо. Цель его очевидна – обратить к Богу собравшихся, запечатлев пред ними явное чудо, сотворенное не человеком, но Богом.

Кроме того, о даровании языков говорится еще в некоторых местах, например, в первом послании к Коринфянам, главы 12-14. Главным образом, среди прочего можно выделить то, что дар говорения языков предназначен для назидания и для созидания самой Церкви Христовой. Это свидетельство Божественного откровения. Миниатюра Евангелия Равулы. 586г. Флоренция Потому, в подлинном смысле это дарование сегодня не встречается – в силу отсутствия реальной необходимости для Церкви. Церковь – кладезь мудрости, в основе которого лежит само Тело Христово, а также труды и откровения многих подвижников. Церковь владеет Преданием и Священным Писанием, имеет четко определенный Символ веры и выверенные временем и опытом постановления и догматы, потому не нуждается в назидании, как в первые годы своего основания.

Свидетельство истинности для всякого верующего есть благодать, подаваемая Богом в церковных таинствах, а не говорение на языках, которое и в апостольское время было редкостью.

Знаете ли вы, как относиться к тому, что в некоторых современных деноминациях практикуется «говорение на языках»?

Что касается так называемого «дара» говорения на языках у представителей других религиозных организаций, то тут стоит заметить некоторые особенности. А именно то, что апостол Павел в уже упоминавшемся послании к Коринфянам пишет о дарах, что они различны, и, самое главное, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12: 7). Среди дарований упоминается дар говорения на иных языках (1 Кор. 12: 8), а также указано, что не всякому дары даются: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12: 29–30). Потому бессмысленно говорить о состоянии просвещенности по наличию этого «дара», как то утверждают некоторые. Далее, апостол Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14: 4) и «если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор. 14: 6). И наконец: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14: 9).

Святитель Григорий Богослов говорит, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды

Точное исполнение слов апостола Павла мы и видим в современном так называемом говорении на языках: несвязная речь, содержащая лишь некоторые признаки осмысленности, с нулевым содержанием. Этот процесс не назидает ни говорящего, ни слушающего, так как направлен только на то, чтобы впечатлить простодушных людей, убедить их в действии Святого Духа над теми, кто говорит «языками». Напоследок, приведем предостережения апостола Павла: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви» (1 Кор. 14: 12). Потому, хотя о говорении на языках упоминается как о даре Святого Духа, но если оно имеет целью лишь обольщение людей, то, поистине, даром не является, а есть самый настоящий обман. Такое говорение представляет опасность, как для говорящего, так и для слушающих. Обратим внимание на предостережение апостола: «не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 39).

Знаете ли вы, зачем нужно было сошествие Святого Духа в Пятидесятницу, если Святой Дух нисходил на апостолов еще во время земного служения Христа?

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды. В первый раз – до крестных страданий Христа – когда Христос врачевал и изгонял бесов, что делал, конечно, не без действия Святого Духа. Во второй раз – после Воскресения: дуновение Христово, которое было «божественным вдохновением» учеников на проповедь (Ин. 20: 22). Наконец, в третий раз – сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. Первые два случая были только временным действием Духа в учениках, а после третьего раза Он уже неизменно пребывал в них.

Нужно сказать, что Святой Дух действовал в людях и гораздо раньше – в ветхозаветных праведниках и пророках. Но действие Его было особенным, отличным от того, которое произошло в день Пятидесятницы. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 15–16). Далее Господь говорит, что мир не может принять Духа истины, так как не знает Его. Но в апостолах, которые знают Господа, а потому знают и Духа, Дух пребывает и будет пребывать.

Горницу, где собирались ученики, называют еще «матерью христианской церкви»

Сошествие Святого Духа является заключающим совершительным действием, которое, как сказал Господь, научит всему и напомнит все, что Христос говорил Своим ученикам. С этого момента они получили силу и благодать свидетельствовать тем же Духом о Христе. Кроме того, апостол Иоанн пишет: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16: 8). Ранее действие Духа подготавливало их, укрепляло, давало силы. Но только после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы превратились из напуганных колеблющихся людей в твердых и решительных последователей своего Господа и Учителя – Иисуса Христа.
Пятидесятница. Худ. Жан II Ресту, холст, масло, 1732 г.

Знаете ли вы, что сошествие Святого Духа было не только на 12 апостолов?

Горница, в которой собирались апостолы, была для них уже особым местом. Она стала первой христианской церковью. Согласно церковному преданию, здесь произошли многие священные события Нового Завета: умовение ног (Ин.13: 4–11); явления воскресшего Христа ученикам (Мк. 16: 14, Лк. 24: 33, Ин. 20: 19–23, Ин. 20: 26–28); собрания апостолов после вознесения Христа (Деян. 1: 13); избрание апостола Матфея (Деян. 1: 15–26); а также схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–4). Поэтому эту горницу называют еще «матерью христианской церкви».

Апостол Лука пишет, что «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1–4). Все они – это ученики Христовы, апостолы, которых было не только двенадцать, уже с избранным вместо отпавшего Иуды Искариота Матфеем. Были единодушно и вместе все те, кто, как говорит апостол Петр, «находились с нами (апостолами – ред.) во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1: 21–22). Поэтому считается, что в горнице, где собрались апостолы, были не только они.

Дух Святой сходит в виде огненных языков в знак крещения Духом и огнем, как предсказал Иоанн Предтеча

Собирались они вместе, чтобы встретить и отметить день иудейской Пятидесятницы – праздника, когда все евреи должны были по заповеди приехать в Иерусалим. Среди них находились слышавшие проповедь Христа и поверившие в Него. В знак того, что Святой Дух сошел не только на апостолов, на иконах, изображающих это событие, часто присутствует Матерь Христа – ближайшая Его и первая Ученица.

Знаете ли вы, почему Дух Святой сошел в виде огненных языков?

Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3: 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «Когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». Святой Дух сошел в виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований, Которые Он давал людям.

Событие Пятидесятницы противопоставляется вавилонскому разделению народов

Знаете ли вы, что день Пятидесятницы является днем основания Новозаветной Церкви?

Праздник Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви. Уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое поделило историю человечества на «до» и «после», и с него многие начинают отсчет истории христианства. Но ведь, говоря о христианстве, мы, прежде всего, подразумеваем христианскую Церковь.


В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов, когда еще в начале человеческой истории люди захотели построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. И, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, Бог смешал их язык. Так люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]» (Быт. 11: 8–9). А через схождение Святого Духа на Пятидесятницу и дар говорения на языках Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Он направил Своих апостолов в разные страны, о чем говорит и само слово «апостол» – «посланный». Направил для того, чтобы собрать рассеянных по всей вселенной людей. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, как в Вавилоне, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И если вавилонское разделение помешало уничтожению народов, которые должны были стать безликой рабочей массой, то Пятидесятница указала путь к единству при сохранении самобытности каждого, к кому Господь обращается.

Пятидесятница указала путь к единству народов при сохранении самобытности каждого

В кондаке праздника заложена эта же мысль: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». То есть когда сошел Всевышний и смешал языки (в Вавилонском столпотворении), то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки (в день Пятидесятницы), то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

В день Пятидесятницы сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек тогда приняли крещение. Так родилась Новозаветная Церковь. И с этого дня вера христианская стала с невероятной быстротой распространяться. Число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем о Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа.

Сила проповеди апостола Петра была так велика, что в один день крестилось три тысячи человек

Итак, сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Да, можно сказать, что до того была община, возглавляемая Христом, далее – воскресшим Христом, и, в конечном итоге, стала общностью людей, водимых Святым Духом, – богочеловеческой общиной. Но такое определение ограничивает Церковь. Наверное, точнее все-таки будет сказать, что Церковь – не община. И даже не сообщество людей. Но это духовный процесс. Поток Божьего дыхания, в который включаются люди, вместившие это дыхание в свое сердце. Оно, Божие дыхание, в день Пятидесятницы врывается в мир. Тот «как бы ветер», что ворвался в горницу, где собрались апостолы и их единомышленники, не был ведь обычным, физическим ветром. Он был не как «легкое дуновение», о котором упоминается в ветхозаветных книгах, но сильный ветер, почти ураган, врывающийся в дом. Именно так Царство, его дыхание жизни, входит в мир. Как будто открылась дверь Царства, и оно хлынуло сюда, к нам. Именно так – не просто в собрание верных, а в мир.
Сошествие Святого Духа (Деян. 2, 1-4); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печская Патриархия. Церковь св. Димитрия. Неф Все собрания, сколько их будет в истории Церкви, – лишь производное от этого процесса, от этого события. И этот поток Царства в мире образно можно назвать, собственно, Церковью. Потому что он собирает людей в собрания (то греческое слово, которым называется в новозаветных книгах Церковь, и переводится как «собрание») и делает их Церковью. Даже тех, кто оказывается рядом, как бы случайно, подобно тем людям на улице, что слушали проповедь Петра. Они слышали то, что за словами. Так может слышать лишь житель Царства. И, значит, все внимавшие тогда Петру стали на время жителями Царства, частью Церкви.

Но как долго они оставались в Царстве, а значит, и в Церкви, – вопрос другой. Те «огненные языки» неслучайно ведь осенили каждого, бывшего тогда в комнате. Свет Божьего присутствия – у каждого свой. Как и само Присутствие – у каждого свое. Его мера и его постоянство зависит не только от Бога, но и от человека, его свободы. Она-то и определяет меру приобщения конкретного человека к жизни Церкви. Но это уже вопрос духовного пути конкретного верующего.

А Царство в мир вошло. Дверь открыта. И каждый стоит перед этой дверью. Войти или нет – зависит только от человека.

Царство в мир вошло. Дверь открыта. Войти или нет – зависит от человека

Знаете ли вы, что праздник Пятидесятницы существовал и в Ветхом Завете, задолго до воплощения Христа?

На третий день остановки у горы Синай, который был пятидесятым по счету днем от еврейской Пасхи и исхода из египетского плена, Бог заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Он дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал весь данный ему от Бога закон в книгах, которые стали частью Священного Писания – Пятикнижием Моисея. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали с тех времен каждый год. Этот праздник называется Шавуот.

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определённое историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трёх паломнических праздников.

Схождение Святого Духа на учеников как раз и произошло на паломнический праздник, когда все они, придя с разных уголков Израиля, пребывали неразлучно в Иерусалимской горнице. После сошествия Святого Духа этот день приобретает уже новозаветное значение для христиан. Господь основал Церковь, в которой заключил с нами новый завет и излил в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5) Свою благодать, которая превосходит всякий закон.

Евреи отмечают Пятидесятницу, Шавуот, в память о даровании синайского законодательства Моисею

Знаете ли вы, что событие схождения Святого Духа было предсказано за много лет до новозаветных событий?

В одной из библейских книг пророк Иоиль (книга которого датируется от XI до V в. до Р. Х.) возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2: 28–32).

Совпадение праздников Троицы и Пятидесятницы существует только в православном христианстве

Знаете ли вы, почему день Пятидесятницы называют также Троицей?

В Православном христианстве церковный праздник Троицу в народе называют Пятидесятницей. Дело в том, что Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и, соответственно, дата праздника меняется из года в год, так же, как и дата Пасхи. Единственное, что остается неизменным, – то, что Троицу, как и Пасху, всегда празднуют в воскресение. События Пятидесятницы в очередной раз являют нам откровение о троичности Божества, поэтому праздник посвящён прославлению Святой Троицы.

Такое совпадение – Троица и Пятидесятница – существует только в Православном христианстве. У католиков, протестантов, баптистов и представителей других ветвей христианства праздник Пятидесятницы отмечается за неделю до Троицы, то есть, является отдельным праздником.
Миниатюра богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина с изображением Живоначальной Троицы (Парижская Национальная библиотека, cod. 1242).

И в завершение – торжественные слова, которые сказал о празднике Пятидесятницы святитель Феофан Затворник: «Совершилась экономия (от греч. οἰκονομία – устроение дома, дел – ред. ) нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1: 2)».

Троица, или Пятидесятница, - это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью - травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

Происхождение названия “Пятидесятница”

Когда празднуется Пятидесятница

События Пятидесятницы

Богослужение Пятидесятницы

Иконы Пятидесятницы

12 вопросов о Пятидесятнице

“Пятидесятница” Андреа Орканьи

Иконография праздника Пятидесятницы

Смысл дня святой Троицы

Молитвы дня святой Троицы

Почему храмы украшают березами?

Троицкая родительская суббота

Стихи о Троице

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы - это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие - сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…» (Деян 2 :2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви - сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» - два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название - свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву - плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви - на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.

Когда празднуется Пятидесятница

Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории - именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.

События Пятидесятницы

Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета - Деяния святых апостолов.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме - той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » (Деян 2 :2-4).

Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина » (Деян 2 :13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ». (Деян 2 :14-18)

Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей - зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых ». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Икона Пятидесятницы

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Перед нами - двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом - в форме подковы. Вместо Иуды Искариота – избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа - книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе - пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.

Смысл дня Святой Троицы

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

«Пятидесятница - это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей - тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Молитвы праздника Святой Троицы

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Перевод:

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод:

Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание Пятидесятнице

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Перевод:

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи . На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкая родительская суббота

О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.

Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.

Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще - почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».

Стихи о Троице

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Сергей Есенин. Троица

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Нонче на закате с Божьего крыльца

Стану к аналою подле молодца.

Батюшкина воля, матушкин приказ,

Горе да кручина повенчают нас.

Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,

Без любви погинет девичья краса.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам зычный перезвон.

Иван Бунин. Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

* * *
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!

Николай Некрасов. Зеленый Шум

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено:
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!…

23 мая 2010 года отмечался праздник - День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека.

Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали (Деян. 2:1-4). Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых.

Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии - Троицын день). Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Сошествие Святого Духа указало на триединство Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16:8, Деян.20:16).

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатью.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации