2 февраля православный календарь. На великой вечерне

Прп. Евфимия Великого (473).
и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. . . .
Сщмч. Павла Добромыслова пресвитера (1940).

Тропарь преподобного Евфимия Великого, глас 4: Весели́ся, пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй, неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш. Кондак преподобного Евфимия Великого, глас 8: В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те/ и в боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша/ и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Слово Божие – это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно – нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной Вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.

2 февраля (20 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 12 известных по именам святых.

Преподобный Евфимий Великий. Святой V столетия, один из основателей палестинского монашества. Будущий старец родился в римской провинции Малая Армения около 377 года от Рождества Христова. В возрасте двадцати восьми лет молодой отец Евфимий, к тому времени уже рукоположенный в священнический сан, отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения его святыням взял на себя подвиг отшельничества. Спустя несколько лет вокруг отца Евфимия образовалась монашеская община, сам же преподобный, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе, лишь изредка выходя из него.

Образ старца Евфимия, наставника монахов и собеседника ангелов, возлюбили во всем христианском мире. Подражать ему стремились и русские иноки, заложившие в одной из самых северных обителей Руси – древнем Кирилло-Белозерском монастыре – храм в честь этого великого святого. Как повествует житие преподобного Евфимия:

"В середине V века, когда палестинское монашество в значительной своей части встало на сторону еретиков-монофизитов, уже немолодой отец Евфимий стал последовательно бороться за чистоту христианского вероучения. Более того, именно он возвратил в Православие проживавшую в Иерусалиме императрицу Евдокию..."

Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова. И сегодня, полтора тысячелетия спустя, этот святой по-прежнему являет нам пример строгого и аскетичного пастыря. А вместе с тем – целителя, чудотворца и мудрого наставника для всех, кто связал свою жизнь с Церковью Христовой.

Мученики Инна, Пинна и Римма. Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь (стоит заметить, что имена принадлежат мужчинам) жили во второй половине I – начале II столетий от Рождества Христова. Родом они были из Северной Скифии, а потому, по преданию, были славянами (а точнее, их предками, в современной науке именуемыми "праславянами").

Инна, Пинна и Римма приняли христианство в годы проповеди в землях будущей Руси святого апостола Андрея Первозванного, став его учениками. В дальнейшем эти святые просветили Светом Христовой Истины многих язычников, за что были схвачены и казнены местным князем, который приказал погрузить мучеников в ледяную прорубь.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. Святые, принявшие страдания и мученические венцы на рубеже III-IV столетий в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Сами страдальцы были придворными нечестивого императора.

Будучи свидетелями мученической кончины священномученика Феопемта, епископа Никомидийского (чья память совершается 18 января по новому стилю), святые Васс, Евсевий, Евтихий и Василид уверовали во Христа, приняли Святое Крещение. За это страдальцы подверглись жесточайшим истязаниям, после чего были зверски убиты в 303 году от Рождества Христова.

Преподобные Лаврентий, затворник Печерский, и Евфимий, схимник Печерский. Русские святые, совершавшие духовные подвиги в знаменитой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в XIII-XIV столетиях от Рождества Христова.

Лаврентий, затворник Печерский

Евфимий, схимник Печерский

Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский. Святой Русского Севера, подвизавшийся в XV столетии сначала в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, а затем переселившийся в целях монашеского уединения на берег реки Сянжмы, что в 20 верстах от города Вологды. Впоследствии старец Евфимий основал в этих местах новую монашескую обитель. Скончался святой около 1470 года от Рождества Христова.

Священномученик Павел Добромыслов, пресвитер. Православный священник, пострадавший за веру в период советских богоборческих гонений и принявший мученический венец в этот день в 1940 году. Прославлен в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Сегодня Церковь совершает память: мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Мчч. начала IV века Васса, Евсевия, Евтихия и Василида. Прп. Евфимия Великого, подвижника V века. Прпп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника, Печерских святых в Дальних пещерах почивающих (XIII-XIV). Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (XV).

Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера пострадавшего в 1940 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, снова мы говорим о великих подвижниках первых веков. Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелити́ны в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам у них родился сын.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на тридцатом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды они остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Но скоро Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы.

Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. «Если миряне, - говорил он, - много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф, где основал монастырь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем, впоследствии здесь было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: «Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов». За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры в тяжелый период еретических шатаний святой Евфимий получил наименование Великого.

Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Он стал поучать братию говоря: «Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал человеком, как и мы». Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.

Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Праздник Сретения Господня по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входный стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый праздничный отпуст.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются только праздника .

Поется прокимен дня и читаются три:

Отпуст праздничный: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец .

На Литургии

Входный стих: Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою .

Затем - , Слава, и ныне — .

Поется Трисвятое

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, глас 8: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром. Стих: Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Вместо Достойно поется - припев: Богородице Дево, упование христианом и ирмос: В законе сени и писаний (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения).

Причастен праздника: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову .

Второй день праздника — 3 февраля — Церковь посвящает памяти участников события Сретения Господня — святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. После смерти отца мать, благочестивая христианка, отдала сына на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию.

За доброе поведение он был поставлен в чтецы; затем, приняв монашество, посвящен в сан пресвитера. На 30-м году жизни он, совершив поклонение святым местам в Иерусалиме, удалился в Фаранс-кую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Однажды вместе с жившим поблизости преподобным Феоктистом они удалились в Куталийскую пустыню (недалеко от Иерихона) и, избрав в горах труднопроходимое место, поселились в пещере. Но скоро пастухи, перегоняя стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди; постепенно возникло монашеское общежитие. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Он имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Скончался Евфимий в 473 году в возрасте 97 лет. Смотрите так — же все и удобный календарь, где распределены по месяцам. Удобно смотреть какой церковный праздник в Феврале вас ждет.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации