«вавилонская башня. Тренинг на сплочение детского коллектива

Цель: сплочение коллектива

Задачи:

  1. Развитие умений работы в группе
  2. Развитие навыков невербальной коммуникации
  3. Развитие творческих и логических способностей

Участники: ученики 4-7 классов

Материал для проведения: пачки макарон спагетти, ножницы, скотч маленького размера

1. Разминка.

Беседа с детьми по вопросам: «Вы знаете что такое «Вавилонская башня?», «Почему она так называется?»
Психолог рассказывает детям краткое содержание легенды о Вавилонской башне.

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли. Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

2. Упражнение «Вавилонская Башня».

Психолог дает установку ученикам сесть за парту кто с кем хочет, то есть по симпатиям. После этого психолог рассаживает детей таким образом, чтобы симпатии не учитывались, и образует несколько команд, равные по количеству участников в каждой команде. Каждой команде выдается материал - один на всю команду (1 пачка макарон спагетти, 1 скотч и ножницы).

Задача: построить самую высокую и устойчивую башню.

Условие: во время постройки участники не разговаривают, обмениваются лишь жестами. Все обсуждения происходят до начало игры в течение 5 - 7 минут.
Время строительства - 30 минут.

Психолог следит, чтобы правила игры не нарушались.
Побеждает та команда, которая достигла поставленной задачи.

3. Подведение итогов.

Каждому участнику дается листок бумаги и ручка, и задаются следующие вопросы:

Кто был лидеров в твоей команде? За кем все шли?

Кто был менее активным в твоей команде? Кто принес меньше всего «пользы» команде?

Кто предложил больше всего идей команде? Кто был инициатором идей?

По письменному опросу детей можно сделать вывод об активности каждого участника.

После окончания дети делятся с психологом - что сложнее всего было в задании, чем понравилось задание и какой можно вынести опыт из него.

Цель: осознание участниками сходства друг с другом, своего места в группе, определение общегрупповых ценностей. Приобретение опыта группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели. Создание условий для проявления лидерских способностей.

Время проведения: в тренинге по теме «Командообразование» данные упражнения будут относиться к основному блоку, следовательно, могут занимать 30-40 минут от всего тренинга. В каждом упражнении указано время проведения. Вы можете компоновать понравившиеся упражнения по своему усмотрению.

5.1. Упражнение «Повернуться в одну сторону»

Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).

Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?

Время проведения: 10 минут.

5.2. Упражнение «Образуем круг»

Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».

В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.

Время проведения: 10-15 минут.

5.3. Упражнение «Прирожденный лидер»

Перед началом упражнения необходимо сделать искусственные препятствия по всему пространству кабинета. Расставить парты и стулья в хаотичном порядке.

Ведущий: «В каждом коллективе есть лидер. Это тот человек, который направляет, воодушевляет, распределяет обязанности. Как правило, лидер знает цель лучше всех и лучше всех видит перспективу, определяет пути развития.

Сейчас мы проверим способности нашего лидера и степень взаимопонимания лидера и коллектива». Инструкция: все участники выстраиваются друг за другом в колону. При этом лидер (староста группы) становится позади колоны лицом назад. Тот человек, который стоит впереди колоны идет вперед, а лидер направляет его. Колона должна слушаться лидера, а задача лидера – выбирать направление, чтобы достигнуть цели.

Время проведения: 10 - 15 минут.

5.4. Упражнение «Город группы»

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.

Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга. Обсуждение:

· Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома?

· Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?

· С кем рядом ты построил свой дом?

· Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?

· Какую лепту ты внес в общий рисунок?

· Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?

· Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения : 30 минут.

5.5. Упражнение «Вавилонская башня»

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей. Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание?Что показалось трудным?Успешно ли было взаимодействие в группе? Благодаря чему?

Реквизит: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Время проведения: 15 минут.

5.6. Упражнение «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных вперед рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача игрока – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями участников. Проведение упражнения удобнее организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются» в нее. После выполнения задания участники садятся на свои места, и идет обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и участников, образующих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Время проведения: 5-10 минут.

5.7. Упражнение «Узелок»

Группа делится на две равные команды. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра.

На роль направляющих можно выбрать наиболее активных и коммуникабельных участников. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от веревки, завязать узел на ее промежутке между двумя направляющими. Техника завязывания узла участникам не объясняется. Они должны сами догадаться и выполнить задание.

Обсуждение: От чего зависел ваш успех? Либо почему не справились? Насколько слаженными были ваши действия? Выявился ли лидер? Охотно ли остальные следовали его указаниям? Может у кого-то было свое видение?

Реквизит: бельевая веревка.

Время проведения: 15 минут.

5.8. Упражнение «Дух группы»

Участники рисуют на листе ватмана любую фигуру, олицетворяющую группу (например, фигуру человека, здание университета, большое дерево, гору и т.д.). Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в центре круга. У каждого участника есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя, какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет. После этого участники должны написать внутри фигуры ключевое слово – название качества, чувства, ощущения, которое кажется им полезным для эффективного взаимодействия в группе. На этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают то, чего они хотели бы избежать в групповом взаимодействии. Затем ведущий предлагает подобрать для фигуры имя.

Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.

Время проведения: 30 минут.

5.9. Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?»

Ведущий задает игрокам вопрос: зачем вам нужна эта группа? Как группа может помочь достичь индивидуальных целей? (каждый участник называет по 2 цели) Один из участников фиксирует ответы на доске. Затем каждый ответ записывается на двух карточках. Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Далее участники, взаимодействуя между собой, обмениваются карточками. Каждый старается найти и получить карточки, на которых записаны его собственные важнейшие цели. На выполнение этого задания дается 15 минут. После завершения этой части упражнения, группа снова собирается в круг, каждый рассказывает окружающим, собрал ли он карточки со своими целями, и перечисляет цели.

Затем каждый отвечает на вопросы: Появились ли у кого-нибудь новые цели, изменились ли приоритеты в течение игры. Как группа может помочь в осуществлении этих целей? При этом новые цели и приоритеты добавляют к раннее сделанному списку.

Реквизит: карточки форматом 7x10 см, настенная доска, ручки.

Время проведения: 25-30 минут.

5.10. Упражнение «Эмблема группы»

1 этап - герб рода. Инструкция: «У дворян, дети которых могли учиться в университетах, были родовые гербы, в которых была зашифрована определенная информация рода. Сейчас такой традиции нет. Но все вы – продолжение своих родителей, как они продолжение своих, те продолжение своих. Чем же Вы все связаны, что есть у вас общего? Что такого особого в вашем роду есть? О чем про вас могут сказать соседи и знакомые? Что есть такого ценного в ваших семьях, что Вы несете на себе, что Вы передадите своим детям? Что ни в коем случае не можете потерять? Каждая семья уникальна. Может быть ваша – очень трудолюбива; может быть вы все любите природу, туризм; может быть в вашей семье приоритеты высшего образования; а может несколько поколений вашей семьи учились в Томске или в ТПУ? Нарисуйте это в образах, символах, снабдите девизом». Если в группе есть студенты – сироты или из неблагополучных семей, то есть смысл сразу сказать об этом: «Конечно, не всем повезло родиться в благополучных семьях, и кому то из вас, возможно, не захочется вспоминать свою семью.

Так станьте Родоначальниками. Создайте свой род на тех ценностях, которые вы хотите видеть в своей семье, в своих детях, внуках». На работу дается 10 минут. По прошествии 10 минут, снова встаем в круг. Студенты представляют свой герб.

2 этап - объединение. Ведущему важно поддержать каждого студента и помочь ему сформулировать позитивные черты его семьи, обратить внимание на схожесть гербов: «Посмотрите, насколько вы похожи, кто-то больше, кто-то меньше. Найдите среди всей группы гербы похожие на ваши – символикой, девизом и объединитесь в группы по несколько человек» (необходимо, чтобы получилось от 2 до 4 групп). Инструкция: «Нарисуйте объединенные гербы. Условие: элемент герба каждого участника должен присутствовать на общем гербе группы. На работу дается 5 минут. Далее идет презентация групповых гербов (по минуте от группы).

3 Этап - рисуем эмблему группы . «Чтобы чувствовать себя в другом месте, как дома, человек берет с собой какую либо вещь. Чтобы Вам было в вашей группе комфортно нарисуйте эмблему группы, опираясь на ваши объединенные гербы. Можно объединять по смыслам, главное, чтобы каждый из Вас мог сказать – Это про меня ». 10 – 15 минут.

Реквизит: литы А4 на каждого участника, разделенные на 4 части, цветные фломастеры, маркеры, ватманы (1 штука).

Время проведения: 35 минут.

5.11. Упражнение «Необитаемый остров»

Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вам необходимо:

А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;

Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);

В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).

На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в.

Обсуждение: Что вы чувствовали во время организации жизни на острове? Какую роль вы выполняли на острове? Вы были удовлетворены этой ролью? Если нет, то какая роль вам больше бы подошла? Как воспринималось поведение других на острове?

Реквизит: лист бумаги с инструкцией, ручки.

Время проведения: 20-30 минут игра, 10 рефлексия.

5.12. Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно, задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. «Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими». По желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.

Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Реквизит: листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения: (5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение, составление общего списка) 15-17 минут.

5.13. Упражнение «Корабль. Планета»

Группа делится на 2 команды, одна из которых рисует планету, жить на которой будет приятно всей группе (включая вторую подгруппу), места там должно хватит на всех. Вторая подгруппа рисует корабль, на котором они до этой самой планеты доберутся, с учетом, что на корабле места должен охватить всей большой группе. В конце каждая группа/подгруппа представляет своё творение.

Реквизит: листы ватмана для двух команд, цветные фломастеры, маркеры, карандаши.

Время проведения: 15 минут.

5.14. Упражнение "Передача движения по кругу"

Участники садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Время проведения: 5- 10 минут.

5.15. Упражнение "Печатная машинка"

Участникам загадывается слово или фраза (пример: я учусь в Томском Политехническом Университете). Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Реквизит: карточки с буквами.

Время проведения: 10 минут.

5.16. Игра «Дигикон»

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и«роботов».

1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 - размеры могутварьировать.

2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите«роботам» представить, что они являются механическими рабами, которые обязаныповиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.

3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенными в камеры, ипоместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями,чтобы получилась «камера». Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.

4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду (это может быть любой предмет, например, ручка).

5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут.

Тренинг на сплочение детского коллектива

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

    формирование благоприятного психологического климата в группе;

    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

    осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

    развитие умения работать в команде;

    сплочение группы.

Ход тренинга

    Вводная фаза ( 5 минут).

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, правилами работы в группе.

Необходимые материалы : Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

Упражнение «Здравствуй детский сад»

Ход упражнения : Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем. Каждый записывает имя, которым его называли в группе дет. сада или родители в детстве, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Ресурсы : презентация с написанными правилами.

    Проявлять активность.

    Слушать друг друга, не перебивая.

    Говорить только от своего лица.

    Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

    Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

    Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения

    В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

2. Основная часть (30 мин)

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Упражнение «Веселый счет»

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Описание – ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?

Упражнение «Вавилонская башня»

Ресурсы : цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.

Ход упражнения : Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Нарисованная башня должна иметь 10 этажей

Вся башня имеет коричневый контур

Над башней развивается синий флаг»

В башне всего 6 окон»

Вдалеке от башни светит солнце

Возле башни растут два дерева и пять кустов

Над башней летают восемь птиц

Возле башни находится собачья будка

Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь

Около башни сидит кошка

Башня окружена рвом с водой

С крыши башни свисает веревочная лестница

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель : прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения : «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение: Почему сразу не получилось? Какую стратегию вы выбрали?

Тестовая диагностика

Тест №1. Практик и Логик (практическое или логическое, абстрактное мышление)

Инструкция. Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали вам надо воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотворить целое. Что вы нарисуете и чем дополните данный рисунок, зависит только от вас.

Стимульный материал.

Интерпретация:

Если вы сделали цепочку овалов основой своего рисунка, то это говорит о том, что вы обладаете практическим мышлением, вам ближе все конкретное. Признаком практического мышления являются такие рисунки: колос, гроздь винограда, ягод и т. д. - основной упор был сделан на овалы.

Если же цепочка овалов является не основной деталью вашего рисунка, а дополнительной, то это говорит о наличии у вас логического мышления, вы любите мыслить абстрактно. Признаком абстрактного мышления являются такие рисунки: идущий человек, за которым тянется цепочка следов; хвост птицы или зверя; коса девушки и все в том же духе. Иначе говоря, цепочка овалов в данном случае не более чем дополнение к рисунку.

Люди с практическим мышлением хорошо работают в коллективе, они ответственны и аккуратны. Они прекрасно справляются с огромным количеством работы, благодаря тому, что умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все дела по мере их важности и срочности. У этих людей практически не бывает безвыходных ситуаций, так как они просчитывают заранее каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных сюрпризов. Им больше по душе планомерная работа, нежели неожиданно свалившаяся им на голову задание, даже если та сулит им немалые прибыли.

Люди с абстрактным мышлением не любят рутину, предпочитают работать по вдохновению, им нравится проявлять себя в творческом плане, у них всегда множество разнообразных идей в голове, которыми они с удовольствием делятся со своим окружением. Они не привыкли планировать свои дела так, чтобы они распределялись равномерно; для них главнее активность в периоды, когда их посещает вдохновение.

Тест №2 Сенсорик и Интуитивист (практик или аналитик)

Инструкция. Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или больше фигур (столько, сколько вам потребуется для выполнения задачи), нарисуйте человека.

Стимульный материал.

Ключ к тесту, интерпретация.

Если вы создали человека на основе одной, двух, трех или даже четырех фигур, то это значит, что вы сенсорик или практик. Вы взялись за выполнение задачи, исходя из конкретных деталей, вы стали рассматривать каждую фигуру по отдельности.

Если же вы увидели лицо человека и дорисовали его, то это говорит о том, что вы являетесь интуитивистом. Вы склонны к анализу, вы обращаете внимание, прежде всего, не на конкретные детали, а на их совокупность.

Для сенсориков на первом месте стоят детали, конкретные события, мысли и слова. Они всегда четко выстраивают свою речь, потому что неизменно исходят из конкретных фактов и не отвлекаются на обобщения и абстрактные понятия. Сенсорики наблюдательны, они замечают все, что окружает их. Они являются прекрасными рассказчиками, делают превосходные доклады и умело анализируют реальные события. Но разговоры на отвлеченные темы раздражают их, так как кажутся им несущественными, ведь они не основаны на фактах.

Интуитивисты (аналитики) предпочитают не детали, а картину в целом, их прогнозы и предположения чаще всего сбываются. Дело в том, что там, где сенсорики продираются сквозь факты, постепенно выстраивая их в цепочку, аналитики сходу схватывают общие черты и делают верный вывод. Интуитивисты - прирожденные теоретики, а сенсорики - практики. Или можно сказать, что сенсорики едут по дороге, а интуитивисты летят над ней. В идеале сенсорики и аналитики прекрасно дополняют друг друга, многое могут дать друг другу, их мировосприятия и мироощущения настолько разные, что им никогда не будет скучно вместе.

Тест 3: Круг и точка

Нарисуйте на листе бумаги круг и попросите поставить точку.

Расшифровка теста:
Дисциплинированные люди имеют помещать точку в центр круга. Более беззаботные люди ставят точку где-нибудь в кругу, но не в центре. Чем ближе точка к краю, тем рискованней человек. Редко, но все же случается, люди помещают точку на линию. Интересно.. как будто нет другого места на листе! Эти люди могут быть чиновниками или адвокатами, то есть людьми, которые устанавливают правила. Сильные личности помещают точку вне круга, где-нибудь на странице. Очень немногие переворачивают страницу и ставят точку на другой стороне бумаги. Это может быть признаком гения.

Тест 4. Треугольник, круг, квадрат
Инструкция: нарисовать человечка из 10 фигур, это могут быть треугольник, круг и квадрат. Главное, чтобы общее количество было 10.

Расшифровка теста
Посчитайте каких фигур больше. Каждая фигура - это 10 %. Тест определяет ваше состояние на данный момент времени. Треугольники символизируют эмоции, квадрат - интеллект, а круг - секс. Согласно психогеометрии, квадрат в рисунках символизирует то, что перед вами – неутомимый труженик. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Круг - мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

3.Заключительная фаза( 3-5 минут).

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Упражнение «Подарок»

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что бы мы могли бы подарить друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, «Давайте наградим себя за работу аплодисментами!» Спасибо всем за участие!»

Лариса Разумкина
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга :

формирование благоприятного психологического климата в коллективе ;

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

осознание каждым участником своей роли, функций в коллективе ;

развитие умения работать в команде;

сплочение коллектив педагогов .

«Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Упражнение «Здороваемся локтями»

Цель

Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Упражнение «Ассоциации»

Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры : «Вы достали из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель : сплочение группы , формирование доверия

Ход упражнения : По сигналу «начали» участники закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать нужно всем вместе. Кто-то скажет «один» , другой человек скажет «два» , третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило : слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре» , счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение :

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «Вавилонская башня»

Ход упражнения : Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание : кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга , он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание : «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» , «В башне всего 6 окон» и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут) .

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Упражнение «Слон, жираф и крокодил»

Участники стоят в кругу. Ведущий в центре круга. На счет 1-2-3 указывает на любого и говорит «слон» , изображает хобот, двое соседей- приставляют уши; «крокодил» -открывает пасть, соседи- приставляют плавники, «жираф» - вытягивает руки, соседи – делают пятна. Кто замешкался – становится ведущим.

Упражнение «Маленькие радости»

Напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавном прошлом

Обсуждение : - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?

Увидели ли вы общее с собственными радостями?

Какие чувства вызвало у вас упражнение?

(Целеполагание : важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов .)

Упражнение «Карета»

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников : кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека :

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими) ;

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы» ).

После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей» , которые они выбрали.

Примечание : если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

Упражнение «Маленькие зелененькие человечки» . "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своим коллективом на природу . Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь все мы! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку : нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу : "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать : "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

1. Каковы Ваши впечатления от тренинга ? ___

2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от тренинга ?

Оправдались___

Не оправдались ___

3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего?

Рефлексия :

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге ?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Это упражнение может иметь несколько целей и, соответственно, применяться в разных тренингах. С одной столоны, оно будет очень полезно и информативно на тренинге по проект-менеджменту. Сего помощью участники смогут рассмотреть различные уровни планирования, выработать умения эффективно планировать работу группы, разрабатывать стратегию, тактику и оперативное управление. В таком ключе упражнение описано, например, в книге Елены Валерьевны Ивановой «Тренинг управления изменениями в организации»39. С другой стороны, упражнение позволяет легко выявить лидера группы, отследить его эффективность и стиль решения поставленных задач. С третьей стороны, и это для нас является наиболее интересным, данное упражнение идеально вписывается в тренинг по командообразованию. Упражнение способствует выработке навыков работы в команде, делегирования и распределения обязанностей, также оно отражает стиль поведения каждо- ю члена команды.

Для Проведения упражнения потребуется около одного часа и три пачки бумаги по сто листов формата А4 в каждой Перед началом упражнения вся группа делится на три под группы. Подгруппы формируются по принципу «С кем я меньше всего общался и взаимодействовал». Каждой подгруппе выдается пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Представьте, что вы оказались в древнем городе Вавилоне. Вы приехали из разных краев земли, чтобы решить одну очень важную, но вместе с тем и очень сложную задачу. Вам нужно построить Вавилонскую башню - башню которая будет выше всех других сооружений в мире. Ну и конечно же, как вы помните, в процессе строительства вы не можете разговаривать друг с другом. Победит та команда, которая построит из имеющихся материалов (бумаги) самую высокую башню, причем эта башня в завершенном виде должна простоять не менее одной минуты».

Сначала участникам дается 20 минут на то, чтобы они обсудили план своих действий, попробовали найти варианты наиболее устойчивых бумажных конструкций. Что-то делать из бумаги при этом можно, но перед началом строительства никаких заготовок быть не должно, то есть все листы приводятся в первоначальный вид. Далее в течение 20 минут команды молча строят свои башни. По сигналу ведущего работа пре-

ашается, и башни проходят испытание временем. Из тех сооружений, которые смогли простоять одну минуту, выби-

ется сам0е высокое. Команде-победителю присваивается звание лучших градостроителей в мире.

«Продвинутым» командам можно предложить более сложный вариант игры - участникам запрещается разговаривать не только в процессе строительства, но и на подготовительном этапе во время планирования и выработки стратегии.

После бурных аплодисментов в честь победившей команды ведущему нужно провести обсуждение командной работы. Важно затронуть следующие вопросы: ?

Насколько комфортно и уверенно чувствовали себя участники во время строительства, какие чувства у них возникали? ?

Удалось ли на подготовительном этапе прийти к обшей стратегии решения задачи, распределить обязанности, спланировать работу? ?

Получилось ли реализовать выбранную стратегию? ?

Как были распределены роли в команде? ?

Какие выводы можно сделать из проделанной работы, можно ли что-то перенести в свою практическую деятельность, в реальное взаимодействие внутри команды?

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации