Причины возникновения девиантного поведения. Сущность и понятие девиантного поведения

Отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) .

Причинами,обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм являются:

  • -социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  • -морально-этический фактор девиантногоповедениявыражаетсяв низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;
  • -окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относитсякдевиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими, возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования ;
  • -теория навешивания ярлыков, в которой девиантное поведение трактуется не как продукт индивидуальной психологии или генетической наследственности, а как последствия воздействия социальной структуры и социального контроля.

Эта теория основана на двух положениях. Первое состоит в том, что девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.

Второе положение утверждает, что навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, благодаря которой девиант приходит к принятию самоимиджа или определения как человека, который перманентно заключен в рамки девиантности своей роли. Особенность подхода здесь состоит в том, что он привлекает внимание к девиации как к результату социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов.

Микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

  • -фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;
  • -физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье;
  • - недостаточное влияние отца, затрудняющее нормальное развитие морального сознание;
  • - острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
  • - потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей;
  • - чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям, сестрам;
  • - несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
  • - смена родителей (опекунов);
  • - хронически выраженные конфликты между родителями;
  • - нежелательные личностные особенности родителей;
  • - усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых);
  • - систематически используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя родителями. Делинквентное поведение закрепляется.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) Дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

Выделяют социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье), конфликты с законом, изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция), завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм, хронический эмоциональный дискомфорт, неэффективность саморегуляции, конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности.

2) Асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

При всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах .

На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения.

Правонарушения по своей тяжести делятся на проступки и преступления.

Проступки - главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как правило, это нарушенияустановленных законом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление в отличие от проступка - уже опасное для общества действие (или бездействие), а потому в качестве меры наказания законодательством предусматривается уголовная ответственность.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки, общество само посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений;

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

  • - потребность в престиже, в самоуважении;
  • - потребность в риске;
  • - эмоциональная неустойчивость;
  • - агрессивность;
  • - наличие акцентуации характера;
  • - отклонения в психическом развитии;
  • - низкое самоуважение;
  • - неадекватная самооценка .

Противоправные действия в подростковом возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и "непедагогических" методов воспитания.

Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

  • - лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
  • - отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
  • - конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;
  • - употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
  • - хранение наркотиков дома;
  • - наркотическая наследственность;
  • - состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений - предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей .

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством иалкоголизмом -просветительные запрещающие меры .

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности - повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Суицид. От латинского "убивать себя" - это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия, - суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения.

Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели .

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров .

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики .

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся .

Вандализм и граффити.Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма, представленную Кантером Д.К.:

  • 1. Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
  • 2. Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять, как работает система.
  • 3. Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
  • 4. Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы) .

Граффити- оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин "граффити" обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

  • - утверждение личности и групповой идентичности, выполнение белорусских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;
  • - протест против социальных и культурных норм;
  • - злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;
  • - мотивы творчества;
  • - сексуальные мотивы;
  • - развлекательные мотивы.

Вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково - молодежной девиантности .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и факторами девиантного поведения, находящимися в зоне педагогической компетенции, выступают: изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями; специфическая группа психологических качеств личности, препятствующей позитивной социализации; обостренные проблемы личностной идентичности; негативное влияние социальной среды и ближайшего социального поведения.

Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.

Девиантное поведение – что это такое?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.


Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.


Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.


Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность. Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

Социальное неравенство . Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда , которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

4.Алкоголизм как вид девиантного поведения

С давних пор человечеству известны опья­няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по­требление было частью религиозного ритуала, которым со­провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш­ленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкого­ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та­ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот­ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци­вилизации - проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра­бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез­вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка­ким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк­тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно­го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, напри­мер, регулярность потребления, длительность, связь с при­емом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распреде­ление потребления алкоголя между мужчинами и женщи­нами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об­наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ­водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на­правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч­шение социальных и экономических условий жизни, рост об­щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная инфор­мация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе­ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг­лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси­хологический, демографический, юридический и медицинс­кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.


Девиантное поведение

    Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения

    Понятие и виды девиантного поведения

    Причины возникновения девиантного поведения

    Заключение

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права . К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Девиант - индивид , отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных. Девиант может быть как отрицательным - в худшую сторону - так и положительным.

Девиантное поведение - это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Виды девиантного поведения

Заключение

Библиографический список

Введение

девиантный поведение алкоголизм преступность

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н. э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60 - 70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

В любом случае, отклонения - естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие - появляться.

1. Сущность и понятие девиантного поведения

Под девиантным поведением понимается такое, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали и права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации, если под первыми понимаются нарушения требований морали, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Под девиантным поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Кончанин Т.А., Подопригора С.Н. Социология. Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2003

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.

Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

2. Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам - накопительство, конформизм, мазохизм и др.

Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков). Харчева В.Г. Основы социологии: учебник для студентов высших учебных заведений.- М., 2007

3. Причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1.Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2.Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3.Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004.

4. Основные формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Алкоголизм

Пьянство, алкоголизм, токсикомания - социальные пороки, которые «вписаны» в общественную жизнь достаточно основательно. Так, в 20 веке возрастали объемы потребления алкоголя, которые в 90-х годах составили 15 л алкогольных напитков на душу населения.

Социологи говорят о нескольких типах пьющих:

1)Социальные. Пьют в связи с особыми случаями.

2)Тяжелые. Пьют значительно больше и чаще

3)Алкоголики. Чрезмерно много пьющие.

Большинство из последних - хронические. Живут, чтобы пить, и пьют, чтобы жить. Ведет к нервной и физической болезни, а иногда и к смерти. Разрушаются социальные отношения. Алкоголик - больной, но и девиант. Он не может нормально выполнять свои социальные роли.

Сказать, что пьянство, алкоголизм присущи одной социальной группе в большей мере, чем другой, было бы неверным: в данные формы отклоняющегося поведения были вовлечены представители всех групп и слоев населения. Однако исследования еще в 1965 году выявили особую пагубность распространения алкоголизма среди малообеспеченных слоев населения.

Болезнь эта все более и более усугублялась, охватывая все слои населения и особенно молодежь. К началу 80-х годов положение стало совсем нетерпимым.

Было признано необходимым предотвратить это грозное явление, оборачивающееся ранней смертью, гибелью на производстве, распавшимися семьями, неполноценными детьми.

Исходя из самых хороших намерений, в 1985 году была начата знаменитая антиалкогольная компания, которая уповала на силу запрета, приказа, внешнего контроля и всяческих ограничений.

На первых порах она принесла результаты. Производство винно-водочной продукции и пива в 1987 году снизилось по сравнению с 1984 годом на 617 млн декалитров, или на 44%. Общая сумма потерь из-за прогулов, простоев и неявок на работу уменьшилась в промышленности на 30%, а в строительстве - на 29%.

Улучшились демографические показатели. Несколько повысилась рождаемость на одну тысячу жителей (20 человек). Впервые за последние десять лет наблюдалось увеличение средней продолжительности жизни. Смертность, непосредственно связанная с алкоголизмом, уменьшилась на 52%. С 1986 года наметилась тенденция к снижению заболеваемости населения алкоголизмом. Удар, нанесенный по пьянству, повлиял и на состояние криминальной ситуации. Число преступлений по линии уголовного розыска, совершенных в пьяном виде сократилось.

Однако, как показывает более глубокий анализ, серьезных сдвигов эти меры не принесли. Более того, они вызвали ряд тяжелых, негативных последствий.

Во-первых, пьянство, вытесненное за пределы производства, переместилось в семейно-бытовую сферу, в результате чего стало менее доступным для контроля. На территории бывшего СССР по-прежнему насчитывалось 5 млн алкоголиков.

Во-вторых, поспешность и непродуманность многих мер борьбы с пьянством способствовали не сокращению, а росу самогоноварения, спекуляции. Так, если в 1985 году к ответственности за самогоноварение было привлечено более 80 тыс. граждан, то в 1986 году - 150 тыс.

А ведь самогонный бум можно было предвидеть, обратившись хотя бы к историческому опыту (в 1923 г., в период «сухого закона», в деревнях России насчитывалось 10 млн самогонных аппаратов). известно и то, что при ослаблении функций денег как эквивалента обмена в условиях товарно-денежных отношений их роль часто берет на себя водка: за нее и построят, и отремонтируют, и подвезут.

В-третьих, примитивизм мер борьбы с пьянством привел к извращенным формам потребления алкоголя: к суррогатам, к токсикомании. Только от употребления химических препаратов и жидкостей в 1987 году погибло около 11 тыс. человек. Всего от алкоголизма ежегодно умирает 20 тыс. человек.

Не изменилась, если не усугубилась, ситуация в стране в 90-е годы. Число алкоголиков не уменьшилось, а по ряду показателей возросло. Если стоимость хлеба с 1990 по 1996 год выросла в среднем в 15 тыс. раз, то водки - в среднем в 3 тыс. водка стала самым доступным товаром. И страну опять покрыл вал пьянства и алкоголизма, тем более что в добавку к отечественным в страну хлынул неконтролируемый поток спирта и водки со всех стран Европы.

Несомненно, что это процесс имеет и еще будет иметь серьезные последствия. Одним из них (наряду с другими причинами) объясняется то факт, что смертность среди мужчин стала ниже пенсионного возраста, достигнув 57,8 года.

Очевидно, что комплексное решение проблем алкоголизма зависит от объединения как социальных, так и медицинских мер, как правового, так и морального регулирования, административных усилий и ответственности самого человека. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3.

Наркомания

Наркомания -- это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя.

Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство - то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

6. Достижение чувства полного расслабления;

7. Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Проституция

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution - осквернение. Под проституцией понимается такая форма внебрачных сексуальных отношений, которая не основывается на личной склонности или чувственном влечении, при этом для одной из сторон (женщины) важным стимулом является заработок.

Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1.род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

2.характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3.мотив занятий - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Анализ многих отрицательных сторон жизни общества убедительно показывает, что проституция - результат глубоких социальных, экономических и нравственных деформаций общественного развития. Проституция одновременно являет собой одну из причин не только антиобщественного, но и противоправного поведения отдельных лиц, причину совершения достаточно многих видов преступлений.

К их числу можно отнести притоносодержание, сводничество, вовлечение в проституцию несовершеннолетних, заражение венерическими болезнями. Более опосредованно связано с проституцией совершение и таких опасных преступлений, как вымогательство, нарушение правил о валютных операциях, кражи, грабежи, разбои и т.п.

Таким образом, проституция - отнюдь не тупиковая или обособленная социальная ситуация в противоправном поведении. Иными словами, данный социальный феномен можно и нужно рассматривать в качестве связующего звена в цепи различных проявлений социальной патологии.

Преступность

Преступление - это противоправное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.

На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:

1. по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;

2. по форме вины: на умышленные и неосторожные;

3. по объекту посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и др.

4. по социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям.

Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3.

Заключение

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

Как показывает история, борьба с разнообразием нерезультативна: через какое-то время отклонения возрождаются, причем, как правило, в еще более яркой форме.

В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую -- одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме:

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.

На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмену ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Хотя большинство людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, но нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами

Библиографический список

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004.

2. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

3. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3.

4. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3.

5. Кончанин Т.А., Подопригора С.Н. Социология. Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2003

6. Харчева В.Г. Основы социологии: учебник для студентов высших учебных заведений.- М., 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность девиантного поведения. Виды девиантного поведения: пьянство и алкоголизм, преступность, самоубийство, наркомания, проституция. Социальный контроль за девиантным поведением.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Причины возникновения девиантного поведения. Основные формы его проявления: наркомания, токсикомания, алкоголизм и проституция. Факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Особенности социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Понятие девиантного поведения, его роль в нынешнем обществе. Суть основных теорий, объясняющих такое поведение людей. Особенности причин девиантного поведения современной молодежи. Специфика видов и форм отклоняющегося поведения, их цели и задачи.

    реферат , добавлен 08.01.2011

    Понятие "девиантное поведение" и причины его возникновения. Причины девиации. Особенности отдельных форм девиантного поведения. Преступность. Алкоголизм. Наркомания. Суицид. Особенности девиантного поведения подростков. Меры социального воздействия.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Рассмотрение форм девиантного поведения: пьянство, преступность, проституция, наркомания, гомосексуализм, терроризм. Статистика женского алкоголизма и его причины: одиночество, распад семьи, обиды на жизнь, эмоциональное восприятие стрессовых ситуаций.

    презентация , добавлен 14.03.2015

    Воздействие социального дискомфорта в семейных отношениях на формирование девиантного поведения подростков. Технология социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения. Профилактические меры по предотвращению отклоняющегося поведения.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Определение отклоняющегося поведения и различные формы его проявления. Причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества. Формы и классификация девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2015

    Особенности проявления девиантного поведения у лиц с алкогольной зависимостью разных возрастных групп. Методы и приемы психотерапии, применяемые в борьбе с антисоциальным поведением. Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у алкоголиков.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Изучение понятия и форм девиантного поведения. Основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм. Общие причины приобщения молодежи к наркотикам и алкоголю. Факторы распространения девиантного поведения в России.

    презентация , добавлен 29.11.2016

    Природа отклоняющегося (девиантного) поведения. Преступность как явление общественной жизни по А.И. Герцену. Специальные теории о природе преступности и ее причинах, разрабатывавшиеся в области социальных наук. Основные виды отклоняющегося поведения.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации