Значение общения для развития общества и человека. Место и роль общения в жизни человека

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды

практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.

Общество - группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое - понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.


  • Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества .


  • Общение и общество .
    общения - и


  • Общение общества , в ходе
    Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Общение играет большую роль в развитии личности, какое общество , такое и общение . Общение – это обмен между людьми определенными результатами их психической...


  • Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения - и никакой экзамен вам не страшен!
    Общение – это специфическое взаимодействие между людьми, как членами общества , в ходе...


  • Общение и речь. Вся жизнь человека проходит в общении .
    3. Стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров, общества в...


  • В группах происходит общение человека с другим человеком. Группами называется семья, школьный класс, Понятие власти. Политическая власть в обществе .

С одной стороны, все люди понимают, что такое общение. Общение – это когда люди разговаривают друг с другом. С другой стороны, когда мы посмотрим повнимательнее на некоторые виды общения, то закрадывается некоторое сомнение – общение ли это?

    заказ железнодорожных билетов по телефону,

    разговор с информатором по телефону 09 (вы узнаете телефон знакомого),

    диалог с продавцом, когда вы покупаете хлеб,

    обмен приветствиями со знакомым на ходу (- Здравствуйте! - Здравствуйте!),

    разговор в транспорте: - Когда же будет нормально ходить транспорт?! –И не говорите!

Определение общения представляет значительную трудность, поскольку общение, с одной стороны, очень многоаспектное явление, а с другой стороны, существует много явлений, которые сходны с общением, но, строго говоря, общением не являются.

Общение можно определить через перечисление его основных признаков. С этой точки зрения общение выступает как осознанный ,рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Как видно из приведенного определения, общение в полном смысле слова предполагает:

1. Обмен информацией

Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования – обе стороны передают и получают информацию. Если один говорит, а другие только слушают – это не общение. Телевидение, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают информацию, но мы с ними не общаемся. Нельзя считать общением и такие ситуации: один выговаривается, а другой выступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»).

2. Осознанность информационного обмена

Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать - это тоже не результат общения. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: – Вы замужем? – Какое это имеет значение? –Значит, не замужем!»)

3. Целенаправленность передачи информации

Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит – ведь он осознанно не направляет свое сообщение нам. Подслушивание разговора других – не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» – это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т.д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его: - Вы что хотите сказать? , а он отвечает: - Да это я так… , общение не состоялось.

Роль общения в развитии всего человеческого общества и отдельного человека огромна.

Общение - безусловный спутник человеческой истории. В этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе человеческого общества. Именно общение в процессе совместного труда первобытных людей привело к возникновению у них сознания и речи.

Не будем забывать и о том, что именно в общении реализуются и воспроизводятся все общественные отношения. Иными словами, общество функционирует и прогрессирует благодаря общению между отдельными людьми и социальными группами.

Не переоценима роль общения и в онтогенезе, т.е. в процессе индивидуального развития человека в течение всей его жизни. Общение является безусловным спутником человека в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. Общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания. Именно в ходе и благодаря различным видам и формам общения формируется внутренний мир личности.

Значение общения в развитии человека раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который показал, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, социальные, т.е. такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, психологическими, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение со старшими для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" социальный опыт. Вот почему общение - главнейший фактор психического развития детей.

Выделяют 3 группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка.

1. Изучение детей - Маугли. Такие дети обнаруживают глубокое и необратимое недоразвитие: у них не развивается речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание. Так, в начале ХХ в. индийским психологом Ридом Сингхом были обнаружены рядом с волчьим логовом две девочки: примерно 8 и 1,5 лет. Сингх увёз их и пытался воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и убегали от людей, ночами выли по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - дожила до 17 лет (умерла от уремии). За 9 лет её удалось в основном отучить от волчьих повадок, но всё-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучалась правильно употреблять всего 40 слов.



2. Явление госпитализма. Оно обнаружилось при первых попытках (ещё в конце прошлого века) наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Это было характерно для детских приютов как царской России, так и западных стран. Явление госпитализма выражается в психической и физической отсталости: запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.). Сюда же добавляются низкие показатели роста, массы тела, рахит. Француские исследователи описали 33 ребёнка, воспитывавшихся в детском доме с 3-х месяцев. Уход за детьми был хороший, но отсутствовал необходимый контакт детей с ухаживающими за ними взрослыми. Одна треть детей погибла в первые 2 года жизни. В живых остался 21 ребёнок. 5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 лишь сидели без поддержки, только 5 ходили самостоятельно, 12 не умели есть с ложки, 20 - сами одеваться. У детей были недоразвиты познавательные функции, 6 детей не говорили совсем. У детей наблюдались специфические невротические реакции: печаль, замыкание в себе, заторможенность, потеря аппетита, бессонница. Ещё в 20-е г.г. советские психологи, педиатры и физиологи начали искать пути преодоления госпитализма. Было выявлено, что разлука с матерью не влияет фатально на детское развитие. Решающим здесь является не связь с матерью, а характер общения. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания, т.е. в условиях дефицита общения. и в детском доме возможно эффективное воспитание детей, но при условии налаживания эмоционального контакта ребёнка с персоналом. Отставание удаётся выправить методами педагогического, воспитательного характера. Правда, искоренить госпитализм мало - нужно ещё постоянно следить за тем, чтобы он не появился снова.

3. Влияние общения на общее психическое развитие ребёнка:

а) общение способно ускорять ход развития детей. Под руководством М.И. Лисиной были организованы специальные сеансы общения для младенцев 2-4 месяцев. Оказалось, что у них, по сравнению с их сверстниками, не только интенсифицируется общение со взрослыми (оживление, радость, призывные вокализации), но и более быстро развивается внимание и интерес ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребёнка уже не было;

б) общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Установлено, что в детских домах отставание в развитие речи может быть преодолено, если они включаются в живое общение с окружающими людьми;

в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания, например, овладение способами общения с посторонними людьми в ходе занятий с 2-летними детьми позволяет им избавиться от робости, смущения, беспокойства, возникающего в присутствии новых взрослых.

Проблема общения является одной из центральных в психологии именно благодаря его важнейшей роли в жизни человека.

1.Вступление.

2.Осноная часть:

а) средства общения;

б) умение правильно общаться;

в) слова великих людей об общении;

г) функция общения.

3. Заключение

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том

случае, если субъектами общения являются люди. Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что "люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1 . Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996, с.56.

2 . Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976, с.125.

3 . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994, с.231.

4 . Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987,с.75.

5 . Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988,с.121.

6 . Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга - М.: Знание, 1986,с.54.

7 . Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990,с.287-288.

8 . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986,

9 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197,с.90

1 Преобладание массового и опосредованного общения. Хотя несколько веков назад существовало непосредственное общение.
2 Увеличение количества вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей с друг другом. Поездка на работу на общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей. Особенностями этих контактов является то, что они многочисленны и поверхностны. Качества нет.
3 Противоречие между формой, и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе.
4 Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим миром. Квазиобщение - мнимое общение, воображаемое, кажущееся.

Многие СМИ создают иллюзию общения. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе ведущих.

Вполне вероятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиообщения, а также преобладание массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно.

Качество общения определяется:
1) уровнем, на котором происходит взаимодействие;
2) количеством , которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми;
3) возможностями саморазвития.

Общение может происходить на разных уровнях.

3 уровень. Личностный - характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущения счастья. Это ситуации духовного подъема и , поэтому уровень называют духовным. Личностный уровень является высоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации