Из представленного списка выбрать природный комплекс. Что такое природный комплекс

Наша планета уникальна и неповторима. Здесь есть моря, океаны, суша, ледники, растения и животные, воздух, идут дожди, снег. Все это - целый комплекс, сочетающий в себе географические компоненты планеты. И здесь возникает вопрос. А что такое природный комплекс, и из чего он состоит? Как известно, поверхность планеты неоднородна: у нее есть рельеф, подземные и надземные воды, различные виды организмов, климат. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой и изменение одного комплекса приводит к изменению другого.

Единая система

Каждый знает о том, что природный комплекс - это такая система, которая относится к единому целому. Если рассматривать это с самого начала, то природным комплексом может быть местность, где есть схожие по происхождению и истории развития, составу компоненты. У этой местности единый геологический фундамент, похожая поверхность, есть подземные воды, растительность, микроорганизмы и животный мир. Подобные природные комплексы сложились уже очень давно, и они тесно взаимосвязаны друг с другом. Если изменить хотя бы один компонент комплекса, то вся система нарушится.

Кто начал изучение комплексов?

Первым российским человеком, который пытался понять, что такое природный комплекс, и как он устроен, стал Л. Берг. Он выявлял комплексы со схожими признаками, к примеру, группировал по рельефу. Так появились лесные комплексы, а также природные комплексы океана, степи, пустыни. Берг отметил, что любая система похожа на организм, состоящий из частей, где каждый элемент выполняет свою роль, но без него этот организм жить не может.

Они разные

При сравнении природных комплексов можно увидеть небольшие отличия друг от друга. К примеру, географическая оболочка нашей планеты - это огромный природный комплекс, такой же, как и более мелкие его компоненты. Природными комплексами даже считаются луга и поляны, но эти виды более однородны и имеют множество схожих свойств, чем более крупные объекты.

Природные компоненты

Все природно-территориальные комплексы принято делить на две большие группы:

1. Зональные.

2. Азональные.

Зональные компоненты природного комплекса - это внешние факторы, которые зависят от нагрева планеты Солнцем. Этот показатель изменяется от экватора к полюсам в сторону уменьшения. Из-за этой особенности образовались зоны природно-территориальных комплексов: географические пояса, природные зоны. Особенно выражены комплексы на равнинах, где границы проходят параллельно широтам. В океанах природно-территориальные комплексы изменяются с глубиной и высотой. Примерами природно-территориальных комплексов являются альпийские луга, зоны смешанных лесов, тайга, степи и т.д.

Незональные или азональные виды природных комплексов представлены внутренними факторами, от которых зависят процессы, протекающие в недрах планеты. Результатом таких комплексов является геологическое строение рельефа. Именно из-за азональных факторов образовались азональные природно-территориальные комплексы, примером которых могут служить Амазонская низменность, Гималаи, Уральские горы.

Зональные и азональные комплексы

Как уже было сказано, все природные комплексы Земли разделены на азональные и зональные. Все они тесно связаны между собой.

Самыми крупными азональными комплексами являются океаны и материки, а более мелкими - равнины, горы. Их делят на еще более мелкие, а самые маленькие - это отдельные холмы, долины рек, луга.

К зональным комплексам крупного типа относят географические пояса. Они совпадают с климатическими зонами и имеют те же названия. Пояса разделяются по теплу и уровню влаги на участки, имеющие схожие природные компоненты: растительность, животный мир, почва. Главным компонентом природной зоны является климат. Именно от него зависят все остальные компоненты. Растительность оказывает влияние на формирование почвы и на животный мир. Все это характеризует природные зоны по типу растительности, характеру и помогает отразить особенности.

Природные комплексы океанов

Водные комплексы изучены несколько хуже, чем системы суши. Однако здесь также действует закон зональности. Эту территорию условно делят на широтные и вертикальные зоны.

Широтные зоны Мирового океана представлены экваториальными и тропическими поясами, которые есть в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах. Здесь воды теплые, а на экваторе температура воды пониженная. В тропиках вода очень соленая. Такие условия в океанах создали уникальные условия для формирования различного органического мира. Для этих зон характерен рост коралловых рифов, где обитают многочисленные виды рыб и других водных существ. В теплых водах есть змеи, губки, черепахи, моллюски, кальмары.

А какие природные комплексы океанов можно выделить? Ученые выделяют в отдельные компоненты коралловые рифы, стаи рыб, места с одинаковой глубиной, где обитают схожие морские создания. В отдельные группы входят те участки океанов, которые располагаются в умеренной, тропической и другой зоне. Затем ученые делят эти зоны на более мелкие компоненты: рифы, рыбы и т.д.

К умеренным зонам относят участки Тихого, Атлантического и Индийского океанов, где среднегодичные перепады температур достаточно большие. Причем, вода в Индийском океане холоднее, чем в Атлантическом и Тихом на этой же широте.

В умеренной зоне происходит интенсивное смешивание воды, из-за чего те воды, которые богаты органикой, поднимаются с глубин, а ко дну идут воды, насыщенные кислородом. В этой зоне обитает множество промысловой рыбы.

Полярные и субполярные зоны опоясывают Северо-Атлантический океан, а также северные районы Атлантического и Тихого океанов. В этих местах мало видов живых организмов. Планктон появляется только в летний период, и только в местах, которые свободны в это время ото льда. Вслед за планктоном в эти края приплывают рыбы, млекопитающие. Чем ближе к северному полюсу, тем меньше зверей и рыб.

Вертикальные зоны океана представлены полосами суши и океана, где взаимодействуют все земные оболочки. В таких зонах есть порты, проживает много людей. Принято считать, что природные комплексы в таких зонах изменены человеком.

Прибрежный шельф хорошо прогревается и принимает много осадков, пресных вод от рек, впадающих в океаны. В этих местах много водорослей, рыб, млекопитающих. В зонах шельфа сосредотачивается самое больше количество самых разных организмов. С глубиной, количество тепла, проникаемого в океан, уменьшается, но это не оказывает сильного влияния на многообразие водных обитателей.

Учитывая все это, ученые разработали критерии, которые помогают определить различия природных условий Мирового океана:

  1. Глобальные факторы. К ним относят геологическое развитие Земли.
  2. Географическая широта.
  3. Местные факторы. Здесь учитывается влияние суши, рельефа дна, материки и другие показатели.

Компоненты комплекса океанов

Ученые выделили несколько более мелких компонентов, входящих в состав океанических комплексов. К ним относят моря, проливы, заливы.

Моря - это, в некоторой степени, обособленная часть океана, где имеется свой, особый режим. Часть океана или моря называется залив. Она глубоко входит в сушу, но не отдаляется от морских или океанических участков. Если между участками суши имеется тонкая водная линия, то говорят о проливе. Для него характерно поднятие дна.

Характеристики природных объектов

Зная, что такое природный комплекс, ученые смогли разработать целый ряд показателей, по которым определяют характеристики объектов:

  1. Размеры.
  2. Географическое положение.
  3. Тип живых организмов, которые населяют местность или воды.
  4. Если говорить об океанах, учитывается степень связи с открытым пространством, а также система течения.
  5. При оценке природных комплексов суши учитывают почвы, растительность, животный мир, а также климат.

Все в мире взаимосвязано, и при нарушении одного звена этой длинной цепочки нарушается целостность всего природного комплекса. И ни одно живое существо, кроме людей, не оказывает на Землю такого влияния: мы способны создавать красоту и в то же время разрушать ее.

ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС

ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС [от лат. complexus - связь, сочетание] - совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. П.к. - исторический предшественник понятия природная система. Термин применяется для обозначения: 1) любых взаимосвязанных явлений природы; 2) закономерных пространственных сочетаний (мозаик) почв, растительности, ландшафтов (напр., солончаковые комплексы и т.п.). П.к. более широкое понятие, чем напр., ландшафт или ПТК, поскольку не содержит указаний ни на географичность, ни на территориальность, ни на полноту охвата компонентов.

Экологический словарь , 2001

Природный комплекс

(от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. П.к. - исторический предшественник понятия природная система. Термин применяется для обозначения: 1) любых взаимосвязанных явлений природы; 2) закономерных пространственных сочетаний (мозаик) почв, растительности, ландшафтов (напр., солончаковые комплексы и т.п.). П.к. более широкое понятие, чем напр., ландшафт или ПТК, поскольку не содержит указаний ни на географичность, ни на территориальность, ни на полноту охвата компонентов.

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010


Смотреть что такое "ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС" в других словарях:

    Комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;... Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей средыОфициальная терминология

    Комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками (ст.1 Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками … Юридическая энциклопедия

    Природный территориальный комплекс закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.… … Википедия

    См. Геосистема … Большой медицинский словарь

    Природоохраняемая территория у города Кыштым Челябинской области, в 90 км к северу от Челябинска, между озером и горой с пещерой проходит трасса Кыштым Слюдорудник. Рядом проходит трасса Кыштым Тюбук. Состоит из памятников природы Сугомакской… … Википедия

    Географический комплекс, геокомплекс, геосистема, термин, используемый для обозначения: 1) любых взаимосвязанных явлений природы; 2) закономерных пространственных сочетаний (мозаик) почв, растительности, ландшафтов (например, солончаковые… … Экологический словарь

    Исторически сложившаяся и пространственно обособившаяся единая неразрывная система, образованная основными взаимодействующими и взаимообусловленными компонентами природы (земная кора, атмосфера, вода, растения, животные), развивающимися под… … Экологический словарь

    Закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации. Между отдельными ПТК и их… … Финансовый словарь

Книги

  • Атлас долины реки Гейзерной в Кроноцком заповеднике (+ 2 пары 3D очков) , . Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, образованный в 1934 году, сохраняет уникальные природные богатства нашей страны. Среди них - удивительный природный комплекс долины…

Воды, растения, животные и . Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л.С. . Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы , и т.д. Л.С.Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся , более мелкими - . К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться , поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Причиной формирования природно-территориаль-ных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

Незональные (или азональные ). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в . Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются , Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.

Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической оболочки.

Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек, genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:

  • слабоизмененные - охотничьи угодья;
  • измененные - пашни, мелкие поселения;
  • сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки , крупная распашка, вырубка лесов;
  • улучшенные - санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.

В мире природы много всего интересного – разнообразные реки, ландшафты, почвы, животные и растения. Мы мало задумываемся о том, что все это можно определенным образом систематизировать. Время от времени я (как и вы) много слышал о природных районах, природных комплексах , но мало что понимал в этом, пока не решил разобраться . Ведь хочется же понять, где живешь! Ниже я поделюсь добытой информацией , и гарантирую: будет интересно!

Природный комплекс - особая зона

Как я уже говорил, в природном мире есть много разных элементов. Я перечислю тут основные:

Своеобразный винегрет из всех вышеперечисленных компонентов и образует природный комплекс. Типов и размеров природных комплексов очень много. Если говорить общей фразой, то природный комплекс это определенная зона, в рамках которой происходит взаимодействие природных компонентов, обусловленное закономерностями .


Наибольшим природным комплексом является географическая оболочка Земли. Примером же мелкого природного комплекса может послужить отдельно взятое озеро или морской залив . Природным комплексом может быть и горный массив, и целый океан, все зависит от того, насколько широко быть готовым систематизировать взаимодействие тех или иных факторов.


Как формируется природный комплекс

Выделяют 2 группы факторов, которые влияют на образование природных комплексов. К первой группе относятся т.н. зональные факторы , то есть те, которые зависят от нагревания Земли Солнцем. Их еще называют внешними факторами . Благодаря этой группе факторов образовались географические пояса, а также природные зоны.

Ко второй группе факторов относят азональные (внутренние) факторы . Это те, которые проходят внутри самой Земли. Говоря коротко, отмечу что результатом таких процессов стало формирование рельефа и общего геологического устройства Земли. В качестве примера природных комплексов, образованных внутренними факторами, я могу привести Кордильеры, Уральские горы, Альпы и прочие горные районы.

Информационная карта урока.

Класс 6.
Модуль (тема) Взаимосвязь оболочек
Тема урока “ __Природный комплекс____________________”
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать , что уметь после урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать определение “ПК”, “компонент”, “Географическая оболочка”.

2. Знать классификацию ПК “от кочки до оболочки” (локальный, региональный, глобальный уровень ПК).

3. Уметь объяснять связи компонентов “ПК”.

1. Предметные цели:
– научить объяснять, описывать признаки географических объектов и явлений;
– научить применять знания, полученные на уроках географии в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН:
– научить самостоятельно приобретать новые знания;
– научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование информации.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия.
Взаимосвязь земных оболочек, и их взаимодействие на примере ПК. Природный комплекс, природный компонент, географическая оболочка.
Диагностическое задание (как результат деятельности ученика)

Экспресс-диагностика в форме заданий:

  1. Убери лишнее/ Добавь недостающее
  2. Установи последовательность
  1. Знать определение “Природный комплекс”, “Природные компоненты”, “Географическая оболочка”.
  2. Научиться объяснять взаимосвязь компонентов “ПК”.
  3. Знать классификацию ПК.

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, например на отдыхе.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы!”
И.В.Гете.

На уроках географии нам выпадает такая радость и сегодня мы рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

2. Изучение нового материала.

Сейчас вы увидите примеры ПК, да-да, я заранее предупреждаю о том, что это ПК, объекты вам хорошо знакомы, и в результате просмотра попытайтесь сформулировать определение ПК.

Рис. 1: Африка.
Рис. 2: Евразия.
Рис. 3: Австралия.
Рис. 4: Южная Америка.
Рис. 5: Северная Америка.

Какие версии? Точнее нас интересует пТк, т.к. мы видим определенную территорию. Обратим внимание на слово ПРИРОДНЫЙ!!! Когда мы говорим ПРИРОДА, что же мы имеем в виду и что мы видим на изображении? Деревья, животные, вода, рельеф. Значит, мы можем самостоятельно составить определение ПК – территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание компонентов природы.

Рис. 6: подтвердим определение, данное нами. Все верно. А теперь давайте посмотрим, какие же компоненты входят. Учитель записывает в виде цветка-схемы.

ЭТАП 2 и 3: моделирование и проектирование нового способа действия (в данном случае, ученики знакомы с оболочками Земли, элементами которых и является компоненты). В центре ПК, вокруг лепестки – компоненты: РМ, ЖМ (биосфера), рельеф, гор пор, п/и, почва (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера).

Подтверждаем взаимосвязь компонентов.

Докажем, что компоненты действительно находятся во взаимосвязи. Учитель закрывает по очереди один из компонентов и ученики доказывает, что при изъятии из комплекса хотя бы одного компонентов, то комплекс нарушается.

Рис. 8: А теперь давайте посмотрим, какие еще примеры ПК мы можем назвать. ПК: лес, роща, поле, болото.
Рис. 9: тайга (природная зона).
Рис. 10: степь (пр зона).
Рис. 11: пустыня.
Рис. 12: высотная поясность.
Рис. 13: пруд.
Рис. 14: море.
Рис. 15: саванна.
Рис. 16: арктические пустыни.
Рис. 17: океан.

А теперь давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и докажем, что оболочки действительно могут быть “от кочки до оболочки”.

Какие из рассмотренных примеров ПК были самыми маленькими.

А какое же место в ПК занимает человек?

ПК + человек = ПХК (природно-хозяйственный комплекс)

А теперь нам предстоит путешествие в один ПК.

ЭТАП 4: РЕАЛИЗАЦИЯ.

Работая в парах, но с общим заданием в ряд. Вам необходимо составить схему взаимодействия компонентов в ПК (склона, поймы, реки).

Проверка и коррекция, путем защиты работ учащихся.

Влияние человека на ПК “+” и “-”

Закрепление (контроль):

Убери лишнее и подумай, о каком ПК идет речь, а также определи его ранг:

  1. Торф, лягушка, подсолнух, вода, клюква, ил, воздух.
  2. Олень, карликовая береза, пингвин, мох, воздух, многолетняя мерзлота.

Добавь недостающее звено:

  1. Воздух, дельфин, кораллы, вода.
  2. Березы, ели, лоси, воздух.

Установи последовательность, начиная с наименьшего объекта:
Шельф, скважина, море, океан, гидросфера.

Установи последовательность, в порядке убывания:
Оазис, зона пустынь, барханы, Африка.

Домашнее задание: пар. 50, вопр. 2 (устно), 4 (письм).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации