Выборы. Значение выборов в демократическом государстве

Выборы – основной способ воздействия граждан на власть. Почему все же стоит ходить на выборы?

Материалы по теме:

Несколько очевидных причин, чтобы воспользоваться своим голосом.

Почему все же стоит ходить на выборы?

  1. Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом - Конституцией - всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.
  2. От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.
  3. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.
  4. Максимальная явка - залог честных выборов.
  5. Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя - минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?
  6. Волеизъявление - это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.
  7. И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Впервые за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра.

С.Собянин, из интервью « Первому каналу »

Возможность выбора дается гражданам довольно редко - раз в несколько лет, если мы говорим о думских и президентских выборах, или выборах главы города (в тех регионах, где эта должность выборная). Это - настоящая, хоть и редкая, возможность сделать что-то для того, чтобы сделать свою жизнь, свой город, свою страну немного лучше. Попытаться, по крайней мере.

Некоторые несознательные граждане считают, что от того, опущен ли бюллетень в урну, ничего не зависит, потому что у нас все «не так» или «не этак»... Хочется таким гражданам задать вопрос: «А вы попробовали что-то сделать, чтобы приблизить момент, чтобы было «так»?» Ведь у вас был шанс, пусть маленький, но вы им не воспользовались, вы не выразили свою волю. И кто вам виноват теперь, что что-то «не так»?

Установка видеокамер на избирательных участках довольно наглядно показала, что голосуют все, даже те, кто на выборы не ходил. В ряде регионов нашей страны были замечены и сняты на видео вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени - голоса тех, кто выборы проигнорировал. Логика проста: хоть избиратель и не пришел, но бюллетень-то на него есть, почему же его не использовать... Хотите такого «выбора» - тогда не ругайтесь, что вас что-то не устраивает.

Попробуем развеять несколько устойчивых предрассудков.

Ходить на выборы - надо!

Участие в выборах - гражданский долг гражданина и его право выразить свою позицию по отношению к власти - действующей или будущей. Не нравится действующий чиновник и/или, наоборот, очень нравится определенный кандидат - есть возможность его поменять на того, кого вы считаете более эффективным управленцем. И чем больше тех, кто с вами согласен, тем выше шанс сменить неугодного.

«Я никому не верю, поэтому на выборы не пойду»

Порог явки - т.е. минимальное количество проголосовавших, необходимо для признания результатов выборов на конкретном участке действительными, - был отменен несколько лет назад. Это значит, что даже если свою волю выразит всего один человек, результат будет действительным. И этот результат может вам не понравиться... Придите на участок и проголосуйте за партию или кандидата, наиболее близких вам по убеждениям.

«Никому не верю, но приду и испорчу бюллетень»

Недействительные (испорченные) бюллетени не распределяются между кандидатами. Таким образом можно проголосовать за того, чья позиция совсем не близка.

«Зачем идти на выборы, если результаты все равно будут подделаны?»

Вот потому и надо, что чем выше явка избирателей, тем сложнее фальсифицировать результаты выборов. А из-за того, что вы на участок не придете, вы сами лично даете отличную возможность использовать ваш бюллетень за вас. Не давайте такой возможности! Для честных выборов необходима максимальная явка, необходим каждый голос.

«Власть принимает решения, которые нужны ей, а мнение народа никого не интересует»

Если бы народ активнее высказывал свое мнение, таких мыслей бы не было. Да, изменения происходят не сразу и не вдруг. Это постепенный процесс. Но именно в ваших силах его не только запустить, но и продолжать влиять на принятие властных решений.

Сидеть на кухне, охаивая власть - непродуктивно. Это просто бесполезные сотрясения воздуха. К тому же, не проголосовав, морального права обсуждать ситуацию у вас нет, т.к. вы не приложили никаких усилий для ее изменения.

Не оправдывайте собственное бездействие. Идите на выборы и голосуйте - потому что это единственный действенный рычаг народного влияния.

Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.

Понятие и определение выборов

Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).

Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.

Цели и задачи выборов

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).

Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.

Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:

  1. Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
  2. Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
  3. Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.

Виды государственных выборов

Существует несколько основных видов государственных выборов:

  • прямые (всеобщие);
  • косвенные;
  • частичные (дополнительные).

К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.

Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.

Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.

Кто имеет право на выборы

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.

Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Выборы — важнейший компонент современной .

Представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: , профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы — довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления и влияния на государственные и общественные дела.

Выбор и голосование

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти . Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и.

Выборы и демократия

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в , базирующихся на прямых формах демократии , непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.

В условиях современных демократий выборы — это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого . Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в соответствующих организаций.

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования - своеобразный элемент демократии - первобытный по характеру.

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

Что же касается народовластия в Российской Федерации, то это понятие раскрывается в следующих положениях ст. 3 Конституции РФ:

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

Власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Непосредственная демократия) - это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия - это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. своих избирателей.

Власть, избранная народом, является легитимной, т. е. легальной (законной).Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Литература:

  1. Трусов Н.А., ГореваТ.В.. Избирательное право России. Деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации: учебное пособие / Н.А. Трусов, Т.В. Горева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,2015.
  2. В. П. Пугачев, А. И. С оловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

С одной стороны , главное предназначение парламента заключается в том, чтобы принимать законы, регулирующие жизнь государства и общества. Для этого имеют значения программы партий, деловые и моральные качества самих депутатов, точная расстановка сил: блокирующее меньшинство, простое большинство или конституционное большинство.

Однако нетрудно заметить, что с этой точки зрения предстоящие выборы не имеют ровно никакого значения. Совершенно никакого. Уже достаточно давно в Думе принимаются законы, подготовленные исключительно в недрах правительства и администрации президента. Большинство депутатов голосует так, как им велят (или дозволяют) руководители партийных фракций (редкие исключения никакой роли не играют). Все партии за исключением КПРФ и ряда отдельных депутатов голосуют единым образом, как бы это не пытался опровергнуть Жириновский во "Временах" у Познера (у большинства в парламенте такой запас прочности, что часть депутатов иногда запросто могут позволить продемонстрировать самостоятельность своих позиций). У реальной оппозиции либеральному курсу нет никаких шансов получить в Думе даже блокирующее меньшинство. А мнимая оппозиция всегда будет действовать в пределах выделенных ей для этого лимитов.

В общем, данная сторона вопроса не представляет абсолютно никакого интереса. Законодательная деятельность парламента декоративна и носит технический характер.

Вот, к примеру, депутат нынешнего созыва А. Крутов честно признается: "Знаете, я когда-то был Народным депутатом СССР. Это было давно. Я помню те выборы, помню людей, которые ходили голосовать, ходили агитировать без всяких денег. Люди горели, они думали, что вот сейчас мы изменим эту жизнь, которая нам всем опостылела. Они верили в это. Они были искренними, шли на митинги, на собрания, собирались тысячи людей. И вот за эти годы мы, политики, их обманули, предали. Когда я пришел в Государственную Думу, мне казалось, что я смогу внести какое-то нравственное начало в политику. Оказалось, что это очень сложно. Что я имею в виду, говоря "нравственное начало"? Все те законопроекты, которые предлагались нами и мною, касались нравственных и духовных сфер нашего общества, так и не были приняты. Ни один, за исключением немногих половинчатых".

И если даже вдруг при новом ее составе появятся серьезные разногласия, то только потому, что по команде от закулисной власти в стенах парламента будет разыгрываться какая-нибудь новая политическая комбинация, которая от результатов самих выборов если и будет зависеть, то сугубо тактически. Скорее же наоборот - планируемые и программируемые результаты выборов зависят от того, что именно планируется разыграть в дальнейшем. Скажем, Грызлову по какому-нибудь важному кадровому вопросу скажут так проголосовать, а Миронову не так, а как Зюганов заведомо проголосует. В результате: пятьдесят на пятьдесят, после чего, гладишь, и революцию какую-нибудь красно-желтую замутить можно будет...

В общем, какой-то смысл от результатов выборов только в этой стороне искать можно. На хорошие, нужные стране и народу законы надежды никакой. На администрацию президента надежды больше, чем на парламент. Там хоть что-то реально решить могут.

Но есть у выборов и вторая сторона , не столь очевидная, но в некотором смысле, даже более важная. Выборы очень ясно показывают политические настроения в обществе, и, в свою очередь, активно формируют эти настроения.

Например, провал СПС и "Яблока" ясно показывает не столько, быть может, окончательный провал либерально-демократических идей, сколько полный провал и неспособность доморощенных демократов к их практической реализации, сплошной блеф и обман. И даже безграничная поддержка либералов СМИ не способна скрыть этого. Неудачи национал-патриотических сил тоже показывают не столько идеологическую, сколько практическую их слабость и неспособность к политическому объединению, вся сила которых легко перекрывается информационной блокадой, бессмысленность игры по чужим правилам. Относительно высокий и стабильный уровень поддержки КПРФ показывает, что рано, да и не нужно списывать со счета социалистические идеи и настроения. Анализ результатов голосований в Думе показывает то, что одномандатники, как правило, голосуют лучше, чем партийцы и т.д. Т.е. по динамике изменения поддержки тех или иных кандидатов, тех или иных партий можно было достаточно точно судить о смене и векторе изменения настроений в обществе. Сами избиратели также, основываясь на общих результатах, где осознанно - где интуитивно, вносили поправки в свои позиции.

Теперь же и этого не будет. Не будет второй составляющей, придающей хоть какой-то смысл парламентским выборам.

Результаты нынешних выборов решающим образом зависят уже от самой системы выборов. По-хорошему, парламент должен формироваться исключительно по одномандатным округам. Не партии о трех головах, с неизвестным внутриутробным наполнением, мы должны выбирать, а конкретных людей, которых мы знаем и уважаем. История российского парламентаризма показала, что именно по одномандатным округам в Думу попадали яркие личности, относительно независимые, способные отстаивать (в т.ч. внутри фракций) свое мнение. И даже партии, формируя, свои партийные списки, считались с этим, в результате чего такие люди проходили в т.ч. и по этим самым партийным спискам.

Постепенно все изменилось. Сначала стали зачищать от слишком строптивых сами партии, воздвигли серьезные информационные и финансовые препятствия на пути независимых кандидатов, потом же и вовсе решили зачистить Думу от одномандатников, заодно запретив участие в выборах объединениям и поставив непреодолимый 7 % барьер на пути новых партий (не путать со старыми под новыми названиями). Вроде еще и демократия, а вроде уже и нет... Но тогда что и зачем?

Психология избирателя такова, что он не хочет отдавать свой голос впустую, заведомо непроходным (и неважно по каким причинам) партиям. На это и рассчитаны все рейтинги, которые усиленно муссирую средства массового информирования и программирования. Стадный инстинкт и привычка болельщиков (которых, как правило, много у лидеров чемпионата и мало у аутсайдеров) заставят многих из нас отдать свой голос не той партии, которой мы действительно симпатизируем, а действовать методом исключения: за эту не буду ни за что, за эту - никогда, за эту и за ту нет смысла, остается только вот эта. А дальше последний вопрос: идти или не идти...

Хотелось, скажем, мне один хороший союз поддержать, а после того, как ни разу не увидел его рейтинга по телевизору, да еще и узнал, что ряд уважаемых кандидатов отказалось войти в его списки - так и мне расхотелось. Не вижу смысла без рейтинга и без хорошей компании.

Как знать, быть может, если бы мы все, невзирая ни на какие рейтинги, проголосовали за того, за кого хотим - наши кандидаты, наша партия была бы в Думе, а так мы даже никогда не узнаем: а сколько нас таких, которые пошли на вполне разумные компромиссы с совестью. Ну, пусть бы оказалось нас меньше 7 % - к следующему разу подтянулись бы, а так... Бы, да кабы. Вот это самое плохое в новой системе выборов - они лишают нас надежд и на будущие выборы тоже.

Если и есть какой-то смысл в грядущих парламентских выборах, так это только тот, что они должны показать полную свою бессмысленность для народа, и для страны. А дальше думать надо...
г. Новосибирск

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации