Доклад: Суть теории стратификации Питерима Сорокина. П.Сорокин о стратификации

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Соц.стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие соц. стратификации мб сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм соц. стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое соц. положение, привести к социальной мобильности индивида.

Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс . Считая, что экономика играет главную роль в развитии соц. явлений, он заложил в основу своей концепции соц. расслоения понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. Маркс отмечал, что при любом экономич. строе есть господствующий класс, владеющий ср-вами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников. Часть общ-ва - люмпены - люди, полностью отторгнутые общ-вом. Отсюда у К. Маркса и Ф. Энгельса возникла идея считать неравенство следствием несправедливых соц.-экономич. отношений между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

16.Соц.Стратификация:понятие,критерии и виды.

Для описания системы неравенства между группами людей в С. широко применяют понятие “соц.стратификация” (от лат. «stratum» - пласт, слой и «facere» - делать). Соц. стратификация – деление общества на слои (пласты). Понятие “стратификация” пришло в С. из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. С. уподобила строение общ-ва строению земли, расположив соц. слои также по вертикали. Стратификация подразумевает, что определенные соц. различия между людьми приобретают характер иерархич. ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при кот. они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам мат. и духовного потребления. Общ-во в теории стратификации представляется в виде иерархич. структуры (пирамиды), на вершине кот. находятся наиболее привилегированные слои, а у основания – наименее привилегированные страты. Существует четыре главных измерения стратификации – доход и богатство, власть, образование, престиж. Другие критерии – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д. Соц. стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономич., полит., проф.. Под горизонтальной стратификацией понимается соц. неравенство, вызванное условиями проживания (географ. положением, природной средой). Известны четыре историч. типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытое. Рабство – экономич., соц. и юр. форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Две формы рабства: патриархальное (примитивное) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Кастой называют страту, членством в кот.человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Кастовое положение закреплено индусской религией. Сословие–соц. группа, обладающая закрепленными обычаем или юр. законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общ-во делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие. Классы – большие группы людей, владеющие либо не владеющие ср-вами производства, занимающие определенное место в системе общ. разделения труда и хар-щиеся специфическим способом получения дохода. Классовая система присуща в основном индустриальному общ-ву.

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии соц.стратификации:

    доход – кол-во денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

    богатство - накопленные доходы, т.е. кол-во наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

    власть - способность и возможность осущ-ять свою волю, оказывать решающее влияние на деят-ть др- людей с помощью различных ср-в Власть измеряется кол-ом людей, на кот. она распространяется;

    образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

    престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Социальная стратификация Питиримы Сорокина. Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие социального пространства, которое он определяет как некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли 8, с.298. В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение.

Позицию любого человека П. Сорокин называет социальным положением, определяя его как совокупность связей индивида со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с е членам 8, с.299. Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса вертикальную мобильность и горизонтальную мобильность. В соответствии с этим передвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз социальным спуском 8, с.301. Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д. После этих замечаний Сорокин дет определение социальной стратификации.

Социальная стратификация это дифференциация некой совокупности людей населения на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Е основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества 8, с.302. Социальная стратификации это социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер начальник, рабочий подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость. Не стратифицированного, плоского общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления экономическую, политическую и профессиональную.

Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства накопления, по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества. Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими простыми расслоениями, Сорокин считает расслоения 1. по семейной принадлежности 2. по государственной 3. по расовой 4. по профессиональной 5. по имущественной 6. по религиозной 7. по объемно-правовой 8. по партийной Из сочетаний простых расслоений группировок складываются сложные группы.

Сложные группы бывают типичные и не типичные для данного населения.

Причем, из типичных важны класс и национальность. внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии 9, с.297. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях 9, с.297. Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений.

Первый относится к экономическому падению или подъему группы второй к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации так называемая структурная пирамида. П. Сорокин пишет об этом так Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоениякоторое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения 9, с.300. П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов монархи, бюрократы, хозяева, начальники это означает, что такая группа политически дифференцирована 9, с.300. Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность населения.

В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества на группы по роду их деятельности, занятиям, где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных 9, с.301. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации.

Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга.

Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах флуктуаций, влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и профессиональных координатах. Где под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.

П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция социальной пирамиды где на вершине наиболее привилегированные слои, а в основании наименее к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда данная пирамида в экономически, политически или профессионально слишком вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов и т.д отсекают е вершину, превращая в трапецию.

Но затем на место этих сил приходят вновь те, которые приводят к е росту. Данное чередование повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного развития наиболее адекватно соответствует синусоида. Глава 3. Общее сравнение теорий стратификации К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина Теории стратификации общества развивались постепенно, поэтому сложно сравнивать труды авторов, которые занимались этой проблемой на заре социологии и тогда, когда она заняла положенное ей место в системе наук об обществе и человеке.

Однако, несмотря на это, новые теории никогда полностью не отрицали всего, что создавалось до них, и определенная часть мыслей ученых-социологов переходила в работы их потомков, трансформируясь и развиваясь. Теории стратификации не были исключением. Как я говорила ранее, одним из первых, кто постулировал разделение общества и выделил критерии его дифференциации, был Карл Маркс. Однако в его работах мы встречает размежевание общество по одному экономическому, критерию на два противостоящих друг другу класса.

Вебер же соглашается с Марксом, что людей разделяет их отношение к собственности, порождая классы, однако он добавляет ещ два направления стратификации, такие как престижные различия и властные различия, которые порождают создание политических партий и страт. На основании этого он уже выделяет не два основных класса, пять. Позднее Сорок усложняет схему стратификации, предложенную Вебером, считая, что кроме основных трех координат дифференциации, существуют дополнительные, которые и составляют то многообразие социальных слоев, которые находятся в разных положениях по отношению друг к другу.

Также у них можно встретить не совпадение в основных водоразделах общества если у Вебера это престиж, власть и собственность, то у Сорокина власть, богатство и степень владения умениями и навыками. Маркс считает, что два базовых класса, которые он выделяет, находятся в постоянном противоборстве, и именно здесь происходит поляризация общества, которая ведет к неизбежному конфликту.

И после достижения его пиковой точки, неизбежно произойдет отмирание одного класса, и переход в привилегированное положение другого, угнетавшегося до этого. При этом обществу в своем развитии свойственнее прогресс, который приведет в итоге к обществу без классов, где будет отсутствовать угнетение. Вебер придерживался другой точки зрения, считая, что стратификация, существующая в капиталистическом обществе, неизбежна и необходима.

Общество должно быть именно таким, но строй должен быть рациональным, что он называет императивной координацией. В обществе Вебера, где порядок ставится на первое место, те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысл класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка 6, с.73. П. Сорокин утверждает, что солидаризирование и антогонизация идет по многим фронтам между классами, слоями, внутри слоев и т.д. Об этом он пишет так Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, например, против семьи или против группы бедных, завтра религиозная группировка вступает в борьбу с государственной.

Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т. д. 10, с.294. Не стратифицированных обществ не существует разделение свойственна любому сообществу людей.

Меняется только степень дифференцированности, то усиливаясь, то уменьшаясь. По разному Маркс, Вебер и Сорокин, смотрели и на возможности индивида изменить свое положение в обществе. Маркс считал, что если человек родился рабочим, то за пределы своего класса ему выйти практически не возможно. Он может только менять свое положение в его пределах, или через революцию, всего класса в целом, но при условии смены строя.

По Веберу, положение человек зависит от его жизненных шансов, которые являются оценками продолжительности и качества жизни. П. Сорокин же, ещ больше связывает позицию человека с его стремлениями, достичь определенного уровня на социальной лестнице. Он детально исследует то, как человек может подниматься и падать вниз в обществе, меняя свой статус. И возможность движения зависит от размера каналов, дырок в социальном сите общества, которые в свою очередь зависят от того демократическое ли это общество или тоталитарное.

Если это все обобщить в таблицу, то выглядеть она будет так АвторТип стратифи-кацииВид стратифи-кацииСоциальная структура обществаВозможность изменения позиции индивида в обществеТенденции развития стратификацииК. МарксодномернаяЭкономии-ч еская отношение к собствен-ностиДва антогонисти-ческих классаЧерез революцию, когда меняется позиция класса, к которому принадлежит индивидУсиление до революции с переходом к новой формации, до коммунизма, где она отсутствуетМ.ВебертрехмернаяЭкономии-чес кая Политичес-кая По престижуПять классов Партии СтратыЗа счет жизненных шансовНеизменная структура основанная на количественной рациональности рынка П.СорокинмногомернаяПрофессиональная Экономии-ческая Политичес-кая Классы Социальные слои Социальные группыИндивидуальная и групповая мобильность через отверстия в сите обществаФлуктуации

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Маркс, Вебер, Сорокин о социальной стратификации

Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной.. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому.Однако.. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию теории, в которых освящалась эта..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Теория стратификации является стержнем философско-социологических взглядов Питирима Сорокина. Его динамическая модель социальной стратификации определила мейнстримное направление современной социологии. В этом видится острая актуальность изучения творчества П. Сорокина и прежде всего, работ “Системы социологии” и “Социальная мобильность”. Оценке вклада П. Сорокина в общечеловеческую сокровищницу науки и культуры посвящены содержательные книги русских исследователей И. Громова, А. Мацкевича, С. Семенова, Н. Канашевича, С. Новиковой, П. Тихонова, Н. Зюзева, Ю. Вешнинского и др.

Изучая теорию стратификации П. Сорокина необходимо сконцентрировать внимание на двух понятиях, которые впервые он ввел в мировую науку; это – “социальное пространство” и “социальная мобильность”. Характеризуя “социальное пространство”, Сорокин резко отделял его от геометрического. Люди, находящиеся рядом в геометрическом измерении, например, раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделен огромной дистанцией. А вот личности, находящиеся очень далеко друг от друга в пространстве, могут быть близки по своему социальному положению.

Выделяет П. Сорокин и две особенности социального пространства человеческой жизни: первая – стратифицированность (иерархия) отношений между людьми и, значит, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. И чем больше общество цивилизовано, развито, открыто, тем меньше в нем социальных перегородок, непоколебимых страт. Вторая особенность социального пространства заключается в его многомерности, в отличие от трехмерного геометрического пространства.

Для ориентирования в социальном пространстве П. Сорокин предложил систему координат, а именно отношение индивидуума к определенным социальным группам; отношение этих групп друг к другу; положение и функции человека в пределах каждой из основных групп. Таким образом, социальное пространство, по Сорокину, есть общая совокупность всех социальных образований. В том числе: расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные и государственные. В работе “Система социологии” П. Сорокин выделил и “кумулятивные” группы, объединенные вокруг нескольких признаков, такие как классы, нации, элиты и т.п.. Сорокинское описание элит стало вообще первым в российской литературе.

Особое внимание П. Сорокин уделил и таким разновидностям “кумулятивных” групп как классы, которые сочетают в себе три “элементарных” группировки: профессиональную, имущественную и правовую.

Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемый понятием “Социальная мобильность”. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения экономической, политической и профессиональной стратификации в работе “Социальная мобильность”, изданной им в США в 1927 году.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, обратил пристальное внимание на то, что процессы стратификации являются безусловно многомерным явлением, а все измерения стратификации тесно переплетены и исключительно мобильны.

Мобильность может быть, как индивидуальной, так и групповой, семейной. П. Сорокин различал интергенерационную (между поколениями) т.е. “отец-сын” и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность, то есть индивидуальную карьеру.

Понятием “Социальная мобильность” характеризуют социальные перемещения по всем осям координат “социального пространства” общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя – восходящей или нисходящей, писал П. Сорокин. Он также утверждал, что никогда не существовало абсолютно закрытого и неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. П. Сорокин подчеркивал, что в истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности. Уровень социальной мобильности определяет степень “закрытости” или “открытости” общества. “Закрытое” общество характеризуется существенным ограничение и социального передвижения. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами или лицами. “Открытым” обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки и группы или индивиды могут свободно передвигаться по ступеням общественной иерархии. “Закрытый” тип общество присущ, прежде всего, доиндустриализованым системам. Обычно в качестве классического примера “закрытого” общества называют кастовый строй в Индии, а “открытого” – буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице.

Среди наиболее важных каналов социальной мобильности - своего рода социальных “лифтов” П. Сорокин, называя армию, церковь, политику, морганистические браки, богатство. Однако больший объём мобильности осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования. Возрастающее значение образования стало, по мнению П. Сорокина, определяющим фактором динамики социальных структур в современных обществах.

Рассматривая структуру “социального взаимодействия”, П. Сорокин выделял его важнейшие элементы. Индивиды(минимум-два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. “Акты” (действия) – каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способность реагировать на стимулы), с другой – стимулом(раздражителем), вызывающим реакции других людей. “Проводники” социальных действий – это способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта).

В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальной дифференциации в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, элита), и межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе “Социология революции”, вышедшая в США в 1925 году, в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе “Система социологии” (1920) П. Сорокин изложил основные положения социальной стратификации. Позднее эти идеи он развил в фундаментальный и новаторской по тем временам работе “Социальная мобильность”, которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, ученика П. Сорокина, “Социальная мобильность” представляет собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации.

Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокина придавал состоянию “проводников” (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность “проводниками” социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными “проводниками” (состояние железных дорог, количество писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров). В процессах аккумуляции “проводников” П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческую общество от биологических существ. “Проводники” не исчезают как “акты”, а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду-культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимого от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которое составляют “значения, нормы, ценности”. Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь, используя метод интегрального синтеза.

Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформились в четкую теоретическую модель в его четырехтомной работе “Социальная и культурная динамика”, которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, существует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие “социокультурная система”, сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром в итоге он считал мировоззрение.

Таким образом, социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин. Питирим Сорокин первым в социологии XX века предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности. Он проанализировал огромный эмпирический материал в этой области и разработал методологию и методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла свою актуальность до настоящего времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994

Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. – СПб., 1997

Канашевич Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии. Монография. – Могилев, 1999

Новикова С. История развития социологии в России. – М., 1996

Тихонова П. А. Социология П. Сорокина – М., 1999

Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. – Сыктывкар, 2004

Вишнинский Ю. Г. Значение теории “проводников” социального взаимодействия. – М., 2014.

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматриваяпрофессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

§ важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;

§ уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

§ предприниматели;

§ наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

§ высота;

§ этажность (число рангов в иерархии);

§ профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую (рис. 1).


Рис. 1. Виды социальной мобильности

Под горизонтальной социальной мобильностью , или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух основных формах:

§ проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;

§ создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Нисходящие течения также имеют две формы:

§ падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;

§ деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.

Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.

Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

32.Социальная мобильность и ее виды

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.).

Существует два основных вида социальноймобильности -межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности , разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город па постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

Индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

Групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, послесоциальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Все виды и формы социальной мобильности П. Сорокин систематизировал следующим образом.

К факторам индивидуальной мобильности , т. е. причинам, позволяющих одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

Социальный статус семьи;

Уровень получения образования;

Национальность;

Физические и умственные способности, внешние данные;

Получение воспитания;

Место жительства;

Выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

33. Основные элементы социальной структуры современного российского общества

В последние десятилетия в результате проводимых в стране демократических и рыночных преобразований произошли значительные изменения в социальной стратификации российского общества .

1. Коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладала этакратическая система, построенная на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

2. Сложился многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого составляют значительную часть хозяйственно-экономической элиты, а в ряде случае даже входят в политическую элиту страны. Независимо от качественных оценок этого слоя, ясно одно: переход к рыночной экономике породил новые социальные группы, не только обладающие экономической свободой, но и претендующие на самые высокие места в общественной иерархии.

3. Заметно изменилась социально-профессиональная стратификационная структура в связи с появлением в ходе реформ новых престижных, высокооплачиваемых профессий и видов деятельности (предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и др.).

4. Наметилось полярное расслоение общества, вызванное резкой дифференциацией доходов населения. Так, если незадолго до распада Советского Союзадецильный коэффициент равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время - до двадцати пяти.

5. Несмотря на существующую социальную полярность общества, начинает формироватьсясредний слой , основу которого составляют высокообразованные, инициативные, предприимчивые социальные категории (бизнесмены, менеджеры, представители аппарата государственного управления среднего звена, лица интеллектуальных профессий, фермеры, высококвалифицированные рабочие и служащие).Средний класс определяет стабильность общества и одновременно обеспечивает его динамичное развитие. В современном российском обществе, считающемся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и, по разным оценкам, составляет 12-25%. Но есть надежда, что по мере осуществления экономических реформ и демократического развития общества удельный вес среднего класса в перспективе будет возрастать.

Таковы основные тенденции социальной дифференциации современного российского общества, вызывающие, конечно же, повышенный интерес у многих отечественных социологов. Они пытаются теоретически осмыслить и объяснить расслоение современного российского социума, предлагая различные стратификационные модели развития. По мнению профессора С.С. Фролова, наиболее применимой в изучении состава социальных классов в современной России следует считать стратификационную модель, разработанную известным социологом Н.М. Римашевской. Она выделила следующие социально-классовые группы:

§ общероссийские «элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне:

§ «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

§ российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, которые обеспечивают западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего статуса;

§ российский «динамичный средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее получения;

§ «аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

§ «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально- экономической деятельности;

§ «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Разумеется, приведенная концепция социальной стратификации современного российского общества не является единственной и не исчерпывает многообразия точек зрения поданной проблематике. Отметим, что в настоящее время стратификационный профиль нашего общества весьма подвижен и находится под воздействием целого ряда факторов - структурной перестройки экономики, процессов модернизации производства, технологического обновления, появления новых престижных профессий и т.д.

34.Девиация как социальное явление

Поддевиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

§ позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

§ негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ «Менеджмент и Маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

Не тему: «Концепция социальной стратификации П.Сорокина»

Выполнил: студент группы 2-52-2 Рассамахна А.С.

Проверил: преподаватель Печерских С.П.

Ижевск, 2011

Введение ……………………………………………………………….……3

Социальная стратификация……………………….………………………. 4

Экономическая стратификация ……………………………………..……..5

Политическая стратификация.……………………………………….…….6

Профессиональная стратификация ………………………………….…….8

Заключение…………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Социальной стратификацией, согласно большому энциклопедическому словарю (БЭС) определяют социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии.

В современной социологии существует множество концепций социальной структуры общества, спектр которых с течением времени расширяется.

В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты.

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.

П.А.Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности.

Актуальность и значимость темы настоящей работы объсняется тем, что любое общество дифференцировано как по горизонтали, так и по вертикали. Дифференциация по горизонтали обусловлена естественно-историческим распределением видов и сфер человеческой деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло; работники добывающей, обрабатывающей промышленности и их подразделений) и техническим разделением труда (исполнители разных видов труда и трудовых функций).

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

“Социальная стратификация– это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стра-тификацию П. Сорокин - человек, первым в мире давший полное теоретиче-ское объяснение данного явле-ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью ог-ромно-го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири-ческого ма-териала.

Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:

      Экономическая

      Политическая

      Профессиональная

Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуации: первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.

Любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает усиление экономического неравенства, что выражается в изменениях высоты и профиля экономической пирамиды общества. При этом в нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. В чрезвычайных обстоятельствах (например, революция) эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать, согласно П. Сорокину, или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если экономически "плоское общество" не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, постулирует П. Сорокин, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию: размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.

1.При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество её членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот. Например, более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата управления, а увеличение управленческого персонала приводит к его иерархизации и стратификации.

2.Когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот, поскольку увеличение неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства. Например, размер и разнородность таких европейских политических организмов, как Швейцария, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Болгария, Венгрия и некоторых других, малы, полому их политическая стратификация значительно меньше, чем стратификация более крупных политических организмов, таких как Британская империя, Германия, Франция, Россия.

3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возражают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние на флуктуацию политической стратификации.

4.Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком высокой и рельефной, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т. д. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.

5.Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, и наоборот. Скорее, существует периодичность политических флуктуации, цикличность в изменениях политических режимов (разные авторы указывают на существование таких циклов протяженностью в 15-16, 30-33, 100, 125. 300, 500. 700 и 1200 лет). При этом профиль политической стратификации подвижнее и колеблется в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельского хозяйства или промышленности, торговли или управления или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которыми контролируют и которые по иерархии подчинены своим "боссам", "директорам", "авторитетам", "менеджерам", "шефам" и т. п. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация).

Существование межпрофессиональной стратификации проявлялось по-разному в прошлом и неоднозначно дает о себе знать сейчас. В кустовом обществе она выражалась в существовании низших и высших каст. Согласно классической теории кастовой иерархии, кастово-профессиональные группы скорее накладываются друг на друга, чем располагаются рядом на одном и том же уровне.

В Индии существуют четыре касты - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Среди них каждая предшествующая превосходит по происхождению и статусу последующую. Легитимные занятия брахманов - воспитание, преподавание, совершение жертвоприношений, исполнение богослужения, благотворительность, наследование и сбор урожая на полях. Занятия кшатриев те же, за исключением преподавания и исполнения богослужения, да, пожалуй, и сбора пожертвований. Им предписаны также управленческие функции и военные обязанности. Легитимные занятия вайшья те же, что и у кшатриев, за исключением управленческих и военных обязанностей. Их отличают занятия сельским хозяйством, разведение скота и торговля. Служить всем трем кастам предписано шудре. Чем выше каста, которой он прислуживает, тем выше его социальное достоинство.

Реальное количество каст в Индии намного больше. И поэтому профессиональная иерархия между ними крайне существенна. В Древнем Риме среди восьми гильдий первые три играли значительную политическую роль и были первостепенно важными с социальной точки зрения, а потому находились иерархически выше всех остальных. Их члены составляли первые два социальных класса. Эта стратификация профессиональных корпораций в модифицированном виде просуществовала на всем протяжении истории Рима.

  1. Концепции социальной стратификации П. А. Сорокина

    Контрольная работа >> Социология

    По социалогии: «Концепции социальной стратификации П. А. Сорокина» Выполнил Вологда 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 4 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ...

  2. Социальная стратификация П. Сорокина

    Реферат >> Социология

    ... "Социальная стратификация П. Сорокина" Рязань, 2010 Содержание Введение 1. Краткая биография П. Сорокина 2. Основные формы стратификации и... мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете...

  3. Социальная структура и социальная стратификация общества (2)

    Реферат >> Социология

    Методологические подходы к анализу социальной стратификации . В социологии существует множество концепций социальной стратификации общества. а). Марксистское... 1927 г. П.Сорокиным . Согласно Сорокину , существуют два типа социальной мобильности вертикальная и...

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации