Образец рекомендации духовника для поступления в пстби. Рекомендательное письмо при поступлении

На очный сектор обучения принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте до 35 лет.

Поступающие должны иметь среднее общее или профессиональное образование, полученное в РФ или в образовательных учреждениях иностранных государств, холостые или женатые первым браком и не имеющие канонических препятствий к принятию священного сана.

На заочный сектор обучения принимаются священнослужители Рязанской митрополии в возрасте до 50 лет.

Лица не в священном сане, несущие церковные послушания в Рязанской митрополии, и священнослужители из других епархий принимаются только по согласованию с руководством семинарии и правящего архиерея на общих основаниях.

При подаче заявления о приеме на обучение поступающий предоставляет следующие документы:
- прошение на имя ректора (пишется в канцелярии при подаче документов) ;
- рекомендацию священника (для мирян);
- рекомендацию епархиального архиерея (для священнослужителей);
- фотографии (две формата 6x8 и шесть формата 3x4);
- автобиографию;
- свидетельство о рождении;
- документ об образовании;
- справку о составе семьи;
- медицинскую справку по форме №086/у;
- справку об отсутствии судимости;
- справку из наркологического диспансера;
- справку из психоневрологического диспансера;
- свидетельство о Крещении (для мирян);
- свидетельство о регистрации брака и о венчании (для женатых мирян);
- документ о сдаче ЕГЭ (русский язык, обществознание) для окончивших школу после 2008 года (при наличии).

Поступающий по прибытии в семинарию должен предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены: регистрация по месту жительства и гражданство, медицинский полис, полученный по месту проживания, а также военный билет (приписное свидетельство), где должна быть отметка о постановке на воинский учет.

Вступительные экзамены проводятся на русском языке и включают в себя:
- результаты ЕГЭ (русский язык, обществознание);
- сочинение по русскому языку на церковно-историческую тему;
- устный опрос по следующим разделам:
Краткая Библейская история; основы православного вероучения; общие сведения о храме и богослужении; чтение богослужебных книг на церковно-славянском языке; наличие общего представления о церковном пении.

Транскрипт

1 Хабаровская духовная семинария Пособие для поступающих в духовную семинарию Хабаровск, 2006 г.

2 По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, ректора Хабаровской духовной семинарии Редакционный коллектив: Игумен Петр (Еремеев), проректор ХДС; Иеромонах Никанор (Лепешев), секретарь Ученого ХДС; Алексей Харламов, сотрудник Учебного комитета при Священном Синоде Абитуриентам в качестве рекомендуемой литературы для подготовки к вступительным экзаменам в семинарию обычно предлагаются книги по «Закону Божиему» протоиерея Серафима Слободского и издательства «ИМКА ПРЕСС» в пяти томах. Но эти издания имеют очень широкую направленность и порой недоступны для абитуриентов. В настоящее Пособие вошли тексты, позволяющие абитуриенту при отсутствии соответствующей литературы подготовиться к вступительным экзаменам на минимально допустимом уровне. Пособие имеет разделы в соответствии с наименованиями сдаваемых дисциплин. При составлении Пособия тексты указанных выше изданий были переработаны и дополнены материалами классических и современных авторов. Надлежит отметить, что при подготовке к экзаменам по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета абитуриентам в первую очередь следует пользоваться первоисточником. Хабаровская духовная семинария, 2006

3 Дорогие абитуриенты! Наша семинария была создана 10 июня 2005 года. В этот день в Патриарших Палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о создании семинарии в Хабаровске ввиду острой необходимости развития миссионерской деятельности в Дальневосточном регионе. Хабаровская духовная семинария является высшим духовным учебным заведением, целью которого является воспитание и всестороннее образование священнослужителей Русской Православной Церкви. Обучение в Хабаровской семинарии имеет свою специфику и направленность. Главной задачей нашей семинарии является подготовка пастырей для динамично развивающихся епархий Дальнего Востока. Сегодня в Дальневосточном регионе России проживает более семи миллионов человек, значительная часть которых исповедует Православие. Возрождение церковной жизни позволило открыть нашей Церкви на территории Дальнего Востока и Забайкалья десять епархий: Анадырскую, Благовещенскую, Биробиджанскую, Владивостокскую, Магаданскую, Читинскую, Петропавлавско-Камчатскую, Хабаровскую, Южно-Сахалинскую, Якутскую. Также, в регионе существуют две Автономных Церкви: Японская и Китайская, входящие в каноническое пространство Русской Православной Церкви. Хабаровская семинария готовит пастырей для этой обширной территории, и каждый ее выпускник должен стать в полном смысле слова миссионером. Это определяет критерии отбора при проведении вступительных экзаменов. От будущего студента мы ждем горячей веры, готовности к самоотверженному служению на Дальневосточной земле и достойного уровня знаний. Настоящее пособие поможет вам подготовиться к вступительным испытаниям. Успехов вам и помощи Божией!

4 Правила приема в Хабаровскую духовную семинарию I. Духовная семинария высшее учебное заведение Московского Патриархата. Срок обучения в семинарии 5 лет. II. В семинарию принимаются лица православного исповедания мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком. III. Поступающие в семинарию проходят собеседование и сдают экзамены по следующим дисциплинам: Библейская история Ветхого Завета; Библейская история Нового Завета; Общая церковная история; История Русской Православной Церкви; Катехизис; Церковный устав; Церковное пение (прослушивание музыкальных данных). Поступающие также пишут сочинение или изложение (на церковно-исторические темы). IV. На собеседовании абитуриент должен показать твердое и осмысленное знание следующих молитв: начальных: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Царю Небесный...", "Святый Боже...", "Пресвятая Троица...", "Отче наш...", "Приидите поклонимся..."; утренних: "От сна востав...", "Боже, очисти мя, грешнаго...", Ангелу-Хранителю; вечерних: "Боже Вечный...", "Вседержителю, Слово Отчее...", "Благаго Царя Благая Мати...", Ангелу-Хранителю; Божией Матери: "Богородице Дево, радуйся...", "Достойно есть...", "Взбранной Воеводе...", "Милосердия двери...", "Не имамы иныя помощи..."; Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением "Верую, Господи, и исповедую...". Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалом 50 и 90. Поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке. V. Желающие поступить в семинарию должны представить в канцелярию семинарии до 15-го августа следующие документы: 1) прошение на имя ректора; 2) благословение епархиального архиерея или рекомендацию приходского священника, заверенную правящим архиереем; 3) фотокарточки (две 3х4 и шесть 6х8) и заполненную анкету; 4) автобиографию; 5) паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство); 6) военный билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учет); 7) документы об образовании; 8) справку о составе семьи; 9) свидетельство о рождении; 10) свидетельство о крещении; 11) свидетельство о венчании (для женатых); 12) медицинскую справку формы 086/у.

5 ОГЛАВЛЕНИЕ Библейская история Ветхого Завета Священное Предание и Священное Писание Сотворение мира Жизнь первых людей в раю и их грехопадение Каин и Авель Потоп. Жизнь после потопа. Вавилонское столпотворение История Авраама Авраам и Исаак История Иакова История Иосифа Жизнь евреев в Египте. Пророк Моисей Исход евреев из Египта Путешествие евреев к Синайской горе Десять заповедей Сорокалетнее странствование по пустыне Вступление в землю обетованную Судьи. Начало периода Царств Царствование Давида Царь Соломон Разделение царства Пророки Возвращение иудеев из вавилонского плена и строительство второго храма Всеобщее ожидание Спасителя Библейская история Нового Завета Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение во храм Рождество святого Иоанна Предтечи Благовещение Рождество Христово Сретение Господне Проповедь святого Иоанна Крестителя Крещение Господа Иисуса Христа. Богоявление... 60

6 8. Искушение в пустыне Явление Господа Иисуса Христа народу и призвание первых учеников Усекновение главы Иоанна Предтечи Нагорная проповедь Чудо в Кане Галилейской Исповедание веры апостолом Петром Преображение Господне Учение Господа Иисуса Христа о втором Его пришествии и о Страшном суде Воскрешение Лазаря Вход Господень во Иерусалим Заговор иудеев и предательство Иуды Тайная вечеря Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду Суд над Иисусом Христом у первосвященников Господь Иисус Христос на суде Понтия Пилата Распятие и смерть Спасителя Воскресение Господа Иисуса Христа Явление воскресшего Спасителя двум ученикам на пути в Эммаус Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском. Восстановление отрекшегося Петра в апостольстве Вознесение Господне Общая история Церкви Пятидесятница. Жизнь Церкви в первые века. Проповедь святых апостолов. Гонения на христиан. Великие святые I века Состояние Церкви в начале II века. Гонения. Ереси. Апологеты христианства Третий век. Жизнь Церкви. Внешние и внутренние враги христианства. Ереси. Отцы и защитники веры Победа христианства. Обращение императора Константина. Миланский эдикт Арианство. Первый Вселенский Собор в Никее Церковная деятельность святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского Второй Вселенский Собор. Никео-Цареградский символ веры Император Феодосий Великий и святитель Амвросий Медиоланский Ересь Нестория. Третий Вселенский Собор. Святитель Кирилл Александрийский Монофизитские споры. Четвертый Вселенский Собор Император Юстиниан Великий. Пятый Вселенский Собор Монофелитство. Соборы 680 и 692 гг Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор. Торжество православия Святой патриарх Фотий. Славянская миссия святых Кирилла и Мефодия Раскол 1054 года

7 15. Флорентийская уния. Падение Византии Реформация в Европе Реформы внутри Католической Церкви. Тридентский Собор. Орден Иисуса (иезуиты) Восточные Православные Церкви В XVII-XIX веках Поместные Православные Церкви в XX веке Западное христианство в XX веке История Русской Православной Церкви Начало христианской проповеди на Руси. Святая княгиня Ольга Крещение Руси святым Князем Владимиром Устройство Православной Церкви в Древней Руси Монашество в Древней Руси. Преподобный Феодосий Печерский Христианское просвещение и православное благочестие в Древней Руси Положение Православной Церкви в Древней Руси после монгольского завоевания. Святой князь Александр Невский Устройство Русской Православной Церкви в XIV-XV веках. Святители Петр и Алексий Монашество в XIV-XV веках. Преподобный Сергий Радонежский Русские митрополиты XV-XVI вв. Святители Иона, Макарий и Филипп Брестская уния 1596 г Установление Патриаршества в 1589 г. Русская Православная Церковь в Смутное время Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Исправление богослужебных книг и старообрядческий раскол Духовное просвещение и церковное искусство в Русской Православной Церкви в XVII в Синодальная реформа императора Петра I Монастыри, монашество и духовное просвещение в XVIII в Положение Русской Православной Церкви в XIX веке. Отношения с государством Православное монашество и духовное просвещение в XIX в. Преподобный Серафим Саровский Положение Русской Православной Церкви в начале XX века Поместный Собор Русской Православной Церкви гг. Святейший Патриарх Тихон Русская Церковь в XX веке Катехизис Символ Веры Первый член Символа Веры Второй член Символа Веры Третий член Символа Веры

8 5. Четвертый член Символа Веры Пятый член Символа Веры Шестой член Символа Веры Седьмой член Символа Веры Восьмой член Символа Веры Девятый член Символа Веры Десятый член Символа Веры Одиннадцатый член Символа Веры Двенадцатый член Символа Веры Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Причащения Таинство Покаяния Таинство Брака Таинство Священства Таинство Елеосвящения (Соборования) Церковный устав Священнослужители Церковнослужители Монашествующие Суточный круг богослужения Требы Недельный круг богослужения Годовой круг богослужения. Праздники Рождество Пресвятой Богородицы Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Введение во храм Пресвятой Богородицы Рождество Христово Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сретение Господа нашего Иисуса Христа Великий Пост Благовещение Пресвятой Богородицы Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица Воскресение Христово. Пасха День Святой Троицы. Пятидесятница Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Ектении Богослужебные книги Использованная литература

9 Библейская история Ветхого Завета 1. Священное Предание и Священное Писание Бог выше понимания человека и мы бы ничего про Него не знали, если бы Он Сам, по милости Своей, не открыл нам Себя. Во-первых, Господь открывает Себя каждому человеку через окружающий мир, который Он создал и который мы видим; во-вторых, Он особенно открывает Себя через избранных Им людей: пророков, святых. Но главное откровение мы получили через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Который открыл нам все, что нам нужно знать для спасения души. Это откровение в полноте содержится в основанной Им Православной Церкви. Первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От начала мира до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, то есть словом и примером, от одного другому от предков потомкам. Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгой (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. В дальнейшем, чтобы Божественное Откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа некоторые святые люди записали все переданное в книги. Сам Бог Дух Святый невидимо помогал им, чтобы все что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим, через освященных на то от Бога людей (пророков, апостолов) называются Священным Писанием, или Библией (от греч. «книги»). Этим названием указывается, что Священные книги, как происшедшие от Самого Бога, превосходят все другие книги. Книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части: книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова. Книги Нового Завета написаны после Рождества Христова. Все эти священные книги называются библейским словом «Завет» (завещание), так как в них содержится Божественное учение,

10 Пособие для поступающих в духовную семинарию завещанное Богом людям. Слово «Завет» также означает союз или договор (Бога с людьми). Суть Ветхого Завета в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение. В Новом Завете Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который и даровал Новый Завет (новый союз или договор) людям. В славяно-русских изданиях Библии содержится 77 книг, из которых Ветхий Завет составляет 50 книг, а Новый 27. В западных изданиях Ветхий Завет содержит 39 книг, из которых некоторые объединены в одну, так что насчитывается двадцать две книги (по числу букв в еврейском алфавите). По содержанию ветхозаветные книги разделяются на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные, пророческие. Священных книг Нового Завета двадцать семь, и все они канонические. По содержанию они так же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Священные книги Нового Завета были написаны первоначально на греческом языке, который в то время был наиболее употребительным. Только Евангелие от Матфея и послание святого апостола Павла к Евреям сначала были написаны на еврейском языке. Но Евангелие от Матфея в первом же веке было переведено на греческий язык, как предполагают, самим же апостолом Матфеем. Книги Священного Писания, как Нового Завета, так и Ветхого Завета, являясь Божественным Откровением, написанные по внушению Духа Святого, называются богодухновенными. Святой апостол Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). 2. Сотворение мира Библия начинается повествованием о сотворении мира. «В начале сотворил Бог Небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2). Сотворение Неба невидимого мира В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил Небо, то есть духовный, невидимый мир или мир Ангелов. Ангелы это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения, и разделяются на девять ликов или чинов, которые состав- 10

11 Библейская история Ветхого Завета ляют три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней иерархии Власти, Господства и Силы. В третьей, более близкой к нам, Ангелы, Архангелы и Начала. Все Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно принуждать любить, поэтому Он предоставил Ангелам свободу выбора: жить в Боге, любить Его и друг друга, или нет. Один, самый высший и могущественный Ангел, по имени Денница (Люцифер), возгордился своим могуществом и силой и отверг волю Божию любовь и жизнь в Боге. Он сам захотел стать Богом. Он начал клеветать на Господа, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом диаволом, сатаной. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собой много и других Ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами или демонами. Тогда выступил против сатаны один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них. Но не могла злая сила устоять против Ангелов Божиих, и упал сатана, вместе с бесами, как молния, вниз с духовных Небес. Место их пребывания в низших областях духовного мира стало именоваться преисподней или адом. Там падшие духи мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они по своей нераскаянности так утвердились во зле, что уже не могут стать добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы отвратить от Бога. Так возникло зло в Божием творении. Однако Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, имеющая самостоятельное бытие, подобная Богу или силам мира, но оно есть уклонение живых существ от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, Его заповедей и естественного нравственного закона, начертанного в сердце каждого человека (совести). Это нарушение еще именуется грехом. Ангелы, оставшиеся верными Богу, с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла не могут грешить, потому и называются святыми Ангелами. «Ангел» греч. «вестник». Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. 11

12 Пособие для поступающих в духовную семинарию Сотворение земли видимого мира После сотворения Неба невидимого, Ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них. Бог создал мир не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». По всей вероятности, эти «дни» творения не были обычными днями, в двадцать четыре часа, поскольку обычный день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца. Библия написана пророком Моисеем на древнееврейском языке, а на этом языке и день, и период времени выражаются одним словом «йом». Поэтому точно знать, какие это были «дни» невозможно, тем более что известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8; Пс. 89, 5). «Какого рода эти дни представить нам или крайне трудно или невозможно; а тем более говорить о том Но мы должны верить тому без колебания» писал святитель Августин Иппонский. Итак, сначала созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмой, и Дух Божий носился над ней, давая ей живоносную силу. Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. В еврейском подлиннике слово «Бог» в этом месте Писания поставлено во множественном числе «Элогим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эль Бог), а слово «сотворил» «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Святой Троицы) Небо и землю». Первый день творения «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» Предметом творения первого «дня» является свет. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1, 3). Приблизится к пониманию природы этого света нам может помочь современная наука. В XX веке научный взгляд на происхождение Вселенной стал отождествляться с так называемой теорией «Большого взрыва». Кратко ее можно описать следующим образом. Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. Вселенной, как таковой, не существовало. Существовала лишь праматерия, о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает, да и вряд ли будет когда-нибудь что-либо знать. Вся материя, вероятно, находилась в плаз- 12

13 Библейская история Ветхого Завета матическом, сверхсжатом состоянии, при котором отсутствовали даже атомы, а существовали в неописуемом хаосе только элементарные частицы. И вот, в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной также быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Взорвавшись примерно 20 миллиардов лет назад, Вселенная все еще расширяется, создавая, таким образом, все большее и большее пространство. Такова в кратких чертах господствующая в науке теория «Большого взрыва». Если эта теория окажется верной, то она, как никакая другая теория в прошлом, близко стоит к тайне того света, который по воле Божией явился в первый творческий день. А пока можно предположить, что явившийся по слову Творца свет был тем первозданным веществом, которое, как утверждают ученые, появилось в результате «Большого взрыва» и из которого затем произошла Вселенная. «И отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1, 4). Когда из праматерии стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то, как мы уже упоминали выше, не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходится миллиард фотонов и миллиард нейтрино элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большей своей массе остается невидимой для человеческого глаза. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). Это и был первый день мира. Второй день творения «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1, 6-8). Второе творческое повеление образует твердь. Под «твердью» (видимым небом) может пониматься как воздушное пространство (атмосфера), так и межпланетное космическое пространство. С точки зрения гипотетического наблюдателя, находя- 13

14 Пособие для поступающих в духовную семинарию щегося на Земле, происхождение тверди, или видимого неба, можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного водообразного вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, и стало «твердью»; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения так, что они не сталкиваются между собой и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью это новосозданные водообразные шары, которые потом окрепли и с четвертого дня творения заблистали и заискрились на небосводе (звезды); а вода под твердью это планета Земля. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм. К этому же творческому периоду, вероятно, относится и начало образования атмосферы нашей планеты. Она также вполне может быть наименована «твердью», т.к. защищает Землю от воздействия жестких космических излучений. Третий день творения Далее земля получает такое устройство, что на ней уже является жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. Творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде. Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так» (Быт. 1, 9). Сгустившееся и постепенно охлаждавшееся вещество в одних местах поднималось, в других опускалось; возвышенные места обнажались от воды, делались сушей, а углубления и впадины наполнялись сливающейся в них водой и образовывали из себя моря. «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 10). Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1, 11-13). Четвертый день творения «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они 14

15 Библейская история Ветхого Завета светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14-19). За образованием земли следует устройство светил небесных. Творческое повеление «да будут светила», очевидно, равнозначно прежним повелениям Творца: «да будет свет... да соберется вода», то есть не как первоначальное творение, а как творческое образование предметов. Так и здесь надо понимать не как новое создание, а только полное образование тел небесных. В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение. Возможно, речь здесь также идет о том, что в этот «день» земная атмосфера приобрела прозрачность, так что сквозь нее стали видны солнце, луна, звезды и иные космическое объекты. И для гипотетического наблюдателя, находящегося на Земле, все выглядело именно так: явились «светила на тверди небесной». Пятый день творения В пятый день мира, по слову Божию, были созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе, то есть появились в воде рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, а над землей, по тверди небесной, полетели птицы. Творческое повеление Божие образует эти виды тварей из стихий земных. В их появлении видна особая образовательная сила Творца в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа. Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в их собственность ту силу, чрез которую они получили свое бытие, т. е. дает им способность производить от себя новые подобные существа, каждый по роду своему. Шестой день творения В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека мужчину и женщину по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя. Как для произведения рыб и водных гадов Господь обращался к воде, так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу. 15


Православие и современность. Электронная библиотека Священник Олег Стеняев Человек перед лицом соблазнов По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательство Московского

Протоиерей Олег Стеняев Семейная жизнь ветхозаветных патриархов (Авраам, Исаак, Иаков) 1 2 Протоиерей Олег Стеняев Семейная жизнь ветхозаветных патриархов (Авраам, Исаак, Иаков) Сергиев Посад 2009 3 ББК

Ирпенская Библейская Семинария ВСОЕХБ С е р и я «В п о м о щ ь С л у ж и т е л ю» Д-р богословия Р. Б. Дехтяренко Роман Дехтяренко доктор богословия, профессор. Один из лучших русскоязычных учителей Славянского

Владимир Михайлович Зоберн Будущая загробная жизнь: Православное учение Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3523775 Будущая загробная жизнь: Православное учение

Св. Климент Римский Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам «Первое послание к Коринфянам»: Латвийское Библейское Общество; Рига; 1994 Аннотация Климент Римский (Clemens Romanus), святой (кон.1

Вальдемар Богер Мы спасены в надежде Исследование вопроса: Может ли христианин потерять дар вечной жизни? 2014 1 Все права сохранены за автором Второе издание, исправленное и дополненное Мы спасены в надежде

Православие и современность. Электронная библиотека. Митрополит Сурожский Антоний Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1 4 Библиотека Веб-Центра «Омега», 2001.

Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского Для бесплатного распространения Москва «Никея» 2014 УДК 226.3 ББК 86.372 Е 13 Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной

Часть 5: Церковь и Таинства Церковь Писание так много говорит о церкви, что учение о ней составляет отдельный раздел богословия. Несколько новозаветных книг посвящены теме церкви. Деяние рассказывает историю

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» «огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» ПРАКТИЧЕСКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПОСОБИЕ 2009 год Шалом! Прежде чем я начал писать эти строки предисловия

Κ. Ε. СКУРАТ, профессор Московской Духовной Академии, доктор Церковной истории ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ В ДЕЛЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Человеческая немощь в

Священник Сергий Кобзарь ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ ОСТАВАТЬСЯ БАПТИСТОМ И ВООБЩЕ ПРОТЕСТАНТОМ 5-е издание, исправленное Книга имеет благословение Почаевской Лавры Священник Сергий Кобзарь Почему я не могу оставаться

БОГОСЛОВСКО-ПАСТЫРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность: служитель, бакалавр православного богословия.

Срок обучения - 4 года (по программе бакалавриата).

1. В семинарию принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте до 35 лет (на очное обучение) или до 50 лет (на заочное обучение), имеющие среднее общее или профессиональное образование, полученное в РФ или в образовательных учреждениях иностранных государств, холостые или женатые первым браком и не имеющие канонических препятствий к принятию священного сана.

2. Прием на обучение проводится на основании результатов единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и по результатам проводимых семинарией профессиональных испытаний.

3. Поступающий на обучение предоставляет следующие документы:

Прошение на имя ректора (бланк выдается в канцелярии ДДС);

Результаты ЕГЭ;

Заполненную анкету;

Фотографии (шесть формата 3х4 и две формата 6х8)

Автобиографию;

Свидетельство о рождении;

Документ об образовании;

Справку о составе семьи;

Медицинскую справку по форме № 086/у;

Свидетельство о Крещении (копия, для мирян);

Свидетельство о регистрации брака и о венчании (копия, для женатых мирян).

Поступление мирян на заочный сектор обучения возможно только по направлению правящего архиерея.

Поступающий по прибытии в семинарию предъявляет в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также медицинский полис, полученный по месту проживания, военный билет (приписное свидетельство), где должна быть отметка о постановке на воинский учет.

4. В случае предоставления поступающим неполного комплекта документов и (или) несоответствия поданных документов требованиям, установленным Правилами приема, семинария возвращает документы поступающему.

5. Право на приём на обучение по программе бакалавриата без сдачи дополнительных вступительных испытаний имеют лица, успешно завершившие обучение по программе Подготовительного курса.

6. Вступительные экзамены на бакалавриат семинарии включают в себя:

Результаты ЕГЭ;

Изложение по русскому языку на церковно-историческую тему в объеме 2-3 страниц рукописного текста;

Экзамен по дисциплине «Закон Божий» по следующим разделам:

  • краткая Библейская история;
  • основы православного вероучения;
  • общие сведения о храме и богослужении;

Проверку знания наизусть основных христианских молитв:

  • начальных: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», «Приидите поклонимся…»;
  • утренних: «От сна восстав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», Ангелу-Хранителю;
  • вечерних: «Боже Вечный…», «Благаго Царя Благая Мати…», Ангелу-Хранителю;
  • Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…»
  • Символа веры. Молитвы святого Ефрема Сирина. Молитвы перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую…». Десяти заповедей. Заповедей Блаженств. Тропарей двунадесятых праздников. Тропаря своему святому. Псалмов 50-го и 90-го.

Свободное чтение богослужебных книг на церковнославянском языке;

Наличие общего представления о церковном пении.

7. Лица, не прошедшие по конкурсу на обучение по программе бакалавриата, могут быть зачислены на Подготовительный курс семинарии.

Прием документов на богословско-пастырское отделение осуществляется с 31 июля по 21 августа. Вступительные экзамены состоятся 22-24 августа.

РЕГЕНТСКО-ПЕВЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность: хоровое дирижирование.

Срок обучения – 4 года.

Принимаются мужчины и женщины, преимущественно с начальным музыкальным образованием. Выпускникам регентско-певческого отделения присваивается квалификация: руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, регент, певчий.

Обучение бесплатное. Учащиеся проходят обязательную богослужебную практику на базе семинарского храма преп. Серафима Саровского.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

НА РЕГЕНТСКО-ПЕВЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ:

1. Прошение на имя ректора ДДС.

5. Медицинская справка по форме 086-У.

6. Ксерокопия паспорта (первый разворот и прописка).

7. Справка о составе семьи.

8. Документ государственного образца об образовании либо его заверенная копия.

9. Копия свидетельства о Крещении.

10. Копия свидетельства о венчании (для состоящих в браке).

11. Четыре фотографии 4×5.

12. Четыре фотографии 3×4

13. Анкета (заполняется при подаче документов).

14. Заявление о приеме в Ростовский областной колледж искусств.

15. Документ об окончании музыкальной школы (студии).

Тел. для справок: 8-905-432-03-33

Обращаться по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, 72, Донская духовная семинария (рядом с храмом преп. Серафима Саровского).

КУРСЫ ПОДГОТОВКИ ПРИХОДСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (2 СТУПЕНЬ)

Катехизическая деятельность,

Миссионерская деятельность,

Молодёжная работа,

Социальная деятельность.

На вторую ступень (специализацию) могут быть приняты лица, успешно окончившие духовно-просветительские курсы при образовательных центрах и приходах Донской митрополии, при условии соответствия их программы стандартам Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Чтобы поступить в духовную семинарию Русской церкви, важно соответствовать некоторым требованиям и обладать подходящим образованием. Поступить на учение в таком заведении могут лишь мужчины, которые не женаты либо состоят только в первом браке. Для начала важно определить, как поступить в духовную семинарию на обучение.

Основные требования к поступающим

Образование, полученное в семинарии, определяется как высшее и по европейским установкам присваивается к бакалавриату. Обучение для граждан страны бесплатно. Лишь после полного прохождения курсов духовной семинарии человек может устроиться на работу священника в России, начать помогать людям в рамках православной церкви.

Поступить в семинарию может любой православный гражданин в возрасте от 18 до 35 лет. Такой человек должен быть в обязательном порядке воцерковленным.

Важные документы

Человек, который захотел связать свою жизнь с церковью и пройти обучение в семинарии, должен:

  • иметь на руках аттестат об окончании общего среднего образования;
  • представить комиссии результаты ЕГЭ по предметам, которые заявлены в качестве необходимых в заведении, в которое поступает желающий;
  • показать справку о состоянии здоровья;
  • обладать российским паспортом;
  • предоставить копию медицинского полиса;
  • предъявить военный билет;
  • принести справку для поступления;
  • предъявить рекомендации от священнослужителей, которые служат в месте проживания поступающего (все рекомендации должны быть подтверждены архиереями).

Чтобы заработать положительную рекомендацию, поступающему в Московскую духовную семинарию нужно активно участвовать в церковной жизни прихода, в котором он состоит. К примеру, быть участником послушания на клиросе - читать и петь. Также желающий поступить в семинарию на обучение должен оказывать помощь священнослужителю, ухаживать за утварью в храме, помогать учителям в воскресных школах. Помимо этого, нужно как можно чаще общаться с настоятелями храма.

Как поступить в духовную семинарию? Экзамены для поступления в семинарию отличаются от вступительных в другие учебные заведения. Желающие обучаться должны написать сочинения на церковные темы, которые отражаются в общей истории.

Также с абитуриентами проводит собеседование приемная комиссия. Главная цель вступительных экзаменов - определить:

  • насколько желающий обучаться в заведении близок к церковной тематике и просветлен в этой области;
  • знакомы ли ему главные православные молитвы;
  • может ли он читать и писать на церковнославянском языке;
  • изучил ли библию и историю церкви;
  • знаком ли с церковными праздниками, а также основными традициями;
  • имеет ли понятие о церковных приданиях;
  • может ли самостоятельно прочесть утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников.

Более подробно ознакомиться с требуемыми параметрам для поступления и сдаваемым ЕГЭ абитуриент может на официальном сайте заведения, в котором он планирует обучаться.

При поступлении в семинарию, особое внимание принято обращать на общее интеллектуальное развитие человека, его образование. Важную роль играет начитанность человека, культурное развитие. Важно, чтобы поступающий хорошо знал исторические события в своей стране, следил за всеми событиями в мире. Также принято спрашивать у поступающего о том, чем он занимается в свободное время. Собеседования и экзамены в большинстве случаев проходят в свободной форме.

Выпускник духовной семинарии, в которой могут пройти обучение все желающие, если выполнит некоторые правила, получает высшее образование, которое поможет ему получить достойную работу и достичь своих целей.

Как поступить в духовную семинарию и сколько обучаться? Продолжительность обучения в семинарии варьируется от 4 до 5 лет. В различных учреждения эти сроки будут отличаться. Учебный курс будет включать в себя преимущественно гуманитарные дисциплины. Обучение проводится в целях развить духовное образование учащегося, сформировать полноценную личность, которая сможет следовать Законам Божьим и вдохновлять других людей на служение Богу. В некоторых заведениях дополнительно проходят программу высшей математики.

Есть возможность поступить в духовную семинарию на заочное отделение. В этом случае время обучения будет доходить до 5 лет. При этом ежегодно нужно делать благотворительный взнос в размере 4 тысяч рублей. Проживание во время сессии учащиеся также оплачивают сами.

Семинария дает право выпускникам продолжить свое обучение в духовной Академии. Все те, кто закончил обучение в заведении, получают направление в приходы Русской православной церкви.

Существующие заведения

В настоящее время в России существует большое количество семинарий православной церкви, в которых можно обучаться после получения основного среднего образования и предоставления справки для поступления. Самой известной является московская духовная семинария.

Также такие учебные заведения открыты в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и Сибири. Самое крупное заведение России - Московская семинария, расположенная в Сергиевом посаде. Большое количество новых заведений было открыто в 1990 годах. Сейчас граждане страны могут окончить обучение в семинариях и получить церковное образование.

Семинарии Русской церкви расположены на территории многих стран, к примеру, в Японии и США. Это помогает православным людям, проживающим в других частях мира, окончить церковное образование, стать членами духовной православной церкви и получить профессию священнослужителя.

Как поступить в духовную семинарию? Если желание изъявляет человек, который уже несет службу при храме, то он говорит о своих целях поступить в семинарию священнику. Тот помогает желающему разобраться, что и как нужно делать, какими знаниями нужно обладать. Для этого важно полностью знать церковный устав, понимать основные виды богослужений, знать их смысл. Ученик, который хочет обучиться в семинарии, должен точно понимать, каким пастырем он хочет стать в будущем, чем хочет заниматься в своей жизни.

После того как абитуриент подробно узнает обо всех установках, он может пройти короткий экзамен у священника, чтобы точно определить, в каких областях он разбирается, а с какими есть проблемы. Далее священник определяет, нужно ли рекомендовать желающего в семинарию либо нет. Если священник готов быть ответственным за поступающего, то он составляет лист с рекомендацией архиерею. Архиерей назначает дату проведения комиссии. Именно комиссия будет определять, может ли желающий начать обучение в заведении, и какую семинарию ему лучше всего выбрать для себя.

Прохождение комиссии

В установленную дату поступающий должен приехать на епархиальную экзаменационную комиссию. Чаще всего она проходит за три недели до вступительных экзаменов. Именно здесь и проверяются познания абитуриента и его уровень образования. Если знаний у молодого человека не хватает, то ему советуют подождать еще год и больше подготовиться.

Вопросы могут быть самыми разными, но все они нужны для определения знаний поступающего. В большинстве случаев они подталкивают молодого человека объяснить понимание богослужения, его точку зрения на тему порядка службы. Также очень важно хорошо помнить главные церковные песни, уметь объяснить, что они значат.

Часто задаются вопросы, призванные узнать больше о личных качествах человека: об интересах, навыках, любимом хобби. При прохождении комиссии учитываются не только знания поступающего, но и его форма общения, открытость, доброжелательность, качества характера. Если поступающий выполнил все задания и представил себя с достойной стороны, то он получает специальное направление от правящего архиерей на обучение в семинарии.

Современный священник

Как становятся священниками? Служение священника не ограничивается служением Богу и требоисполнением. Эта профессия включает в себя занятия миссионерской деятельностью, общение с молодыми людьми, ведение проповедей. Священник должен помнить о том, что прихожане - люди с высшим образованием (особенно в городах), поэтому читать проповедь с листка либо пересказывать чью-то будет неправильно.

Сейчас люди задают священникам большое количество интересующих их вопросов, поэтому они обязаны знать на них ответы и правильно их подавать. Духовная семинария создана для того, чтобы научить обучающихся самостоятельно искать ответы, широко думать и постоянно образовываться.

Очное либо заочное обучение

Многие уверены, что очная форма обучения обладает большими преимуществами, чем заочная. Она толкает студента больше обучаться, дает возможность общаться с людьми, которые понимают многое в этой сфере. Именно такая форма обучения помогает воспитать личность. Она в каком-то роде похожа на армию: подъем и отбой в определенное время, строгие правила. Самостоятельное обучение всегда хорошая вещь, но в семинарии можно делать то же самое и при этом задавать интересующие вопросы тем, кто может в полном объеме на них ответить и объяснить, что не понятно.

Очная форма обучения помогает получить больше знаний из-за прямого контакта с профессиональным преподавателям. Заочное обучение лучше всего использовать тем, кто уже состоит в священном сане, у кого есть опыт приходской жизни, но ему требуется повысить уровень своих знаний. Такие обучающиеся отличаются особой дисциплиной. Их не нужно постоянно мотивировать, так как они знают, зачем поступили на обучение.

Если есть возможность, то поступление на общее образование станет наилучшим вариантом, так как в этом случае обучающийся будет проявлять старание, интерес, регулярно общаться со священником, который поможет объяснить любую непонятную тему. При поступлении в заведение главное - не волноваться и попытаться забыть о страхе, для этого лучше всего заранее морально подготовить себя.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации