Обыкновенное чудо преподобного феодосия тотемского. Преподобный феодосий тотемский, чудотворец

Беатифицирован Канонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В лике Главная святыня

св. мощи в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря г. Тотьма

День памяти Покровитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество

…Там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли Тотемской, спасающего от гниения души и сердца...

Жизнеописание

Жалованная царская грамота, выданная старцу Ефрему в начале 16 века, перешла в наследство прп. Феодосию, восстановившему пустынь на свои средства. Там стояли церкви Преображения Господня и Николая Чудотворца.

В 18 веке на их месте была построена новая церковь.

Подвиги преподобного Феодосия

В поисках духовного просвещения собрал большую библиотеку духовных книг, приобретая не только богослужебные книги, но и дорогие по тем временам богословские труды святителя Иоанна Златоуста , преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Преподобный вёл самую строгую подвижническую жизнь, постоянно находился в молитве и трудах. Тщательно скрывал свои подвиги. Только его кончина открыла тайну. Подвижник под одеждой носил железные вериги и до крови терзавшую его тело жёсткую власяницу . А на голове под схимническим куколем надевал железную шапку.

Прожив в Тотемской обители 15 лет и предвидя свою кончину, прп. Феодосий созвал братию и приказал написать духовное завещание: как управлять монастырём после его смерти.

В этот исторический документ входило распоряжение преподобного о своём поминовении:

Чудеса

Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

«Всех чудес пр. Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их уже давно перестали».

Возвращение святых мощей прп. Феодосия в Тотьму

17 апреля 1919 года мощи преподобного Феодосия были вскрыты в рамках кампании советской власти по «вскрытию мощей». В 1920-х годах был упразднён Спасо-Суморин монастырь , и мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее . В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси , они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды . В 1994 году состоялось торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму , где они пребывают в раке в храме Рождества Христова.

В 2014 году отмечались 460-летие основания Спасо-Суморина монастыря и 20-летие возвращения святых мощей прп. Феодосия в г. Тотьма . В настоящее время Спасо-Суморин монастырь начал восстанавливаться.

Перенесение святых мощей прп. Феодосия

15 сентября 2016 года в день памяти прп. Феодосия состоялось перенесение его святых мощей из храма Рождества Христова, стоящего в центре г.Тотьма, в Вознесенский собор Спасо-Суморина монастыря.

Почитание в Маросейской общине

Особо чтили память святого в Маросейской общине при храме святителя Николая в Клённиках г. Москва . Возглавляли которую в начале 20 века сначала пр. Алексий Мечёв , а по его смерти его сын сщмч. Сергий Мечёв .

Храмы в честь святого Феодосия Тотемского

В Чернигове в подземном монастыре есть храм в честь святого Феодосия Тотемского[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Напишите отзыв о статье "Феодосий Тотемский"

Примечания

Литература

  • Акафист преподобному отцу нашему Феодосию Тотемскому чудотворцу.- Вологда.: ООО «Издательский Дом Вологжанин», 2004.- 32 с.
  • Верюжский И . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880.
  • Житие преподобного Феодосия Тотемского чудотворца.- Вологда.: ООО «Учебная литература», 2005.- 192 с.
  • Протоиерей Сергий Ильин . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.- М.: Лествица, 2003.- 256 с.
  • Свящ. Иоанн Верюжский . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 2009.- 728 с. Репринтное издание.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Феодосий Тотемский

Хотя на моего «гостя» или «школьного товарища» Стеллина бабушка никак не походила, но папа, видимо почувствовав в ней что-то необычное, сразу же «свалил» это «необычное» на меня, так как за всё «странное», происходящее в нашем доме, обычно отвечала я...
У меня от смущения за то, что я не могу ему сейчас ничего объяснить, покраснели даже уши... Я знала, что после, когда все гости уйдут, обязательно сразу же всё ему расскажу, но пока мне очень не хотелось встречаться с папой глазами, так как я не была привыкшая что-то от него скрывать и чувствовала себя от этого сильно «не в своей тарелке»...
– Да что с тобой опять, милая? – тихо спросила мама. – Ты прямо витаешь где-то... Может сильно устала? Хочешь полежать?
Мама по-настоящему беспокоилась, и мне было совестно говорить ей неправду. А так как правду я, к сожалению, сказать не могла (чтобы снова её не пугать), то я тут же постаралась её заверить, что у меня всё правда-правда совершенно прекрасно. А сама лихорадочно думала, что же такое всё-таки предпринять...
– А что ты так нервничаешь? – неожиданно спросила Стелла. – Это потому, что я пришла?
– Ну, что ты! – воскликнула я, но, увидев её пристальный взгляд, решила, что нечестно обманывать боевого товарища.
– Ладно, ты угадала. Просто когда я говорю с тобой, для всех остальных я выгляжу «замороженной» и это смотрится очень странно. Особенно это пугает маму... Вот я и не знаю, как выйти из такого положения, чтобы было хорошо всем...
– А что же ты мне не сказала?!.. – очень удивилась Стелла. – Я ведь хотела тебя обрадовать, а не расстроить! Я сейчас же уйду.
– Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них...
– А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам....
Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку...
– А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди.
Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»...
Когда гости уже начали расходиться по домам, «видящий» мальчик вдруг начал плакать... Когда я его спросила, что же такое случилось, он надул губки и обиженно произнёс:
– А где зе девоська?.. И миска? И бабосек нету...
Мама лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав, никак не желающего с нами прощаться, второго сына, ушла домой...
Я была очень расстроена и очень счастлива одновременно!.. Это было впервые, когда я встретила другого малыша, у которого имелся похожий дар... И я дала себе слово не успокоиться, пока не удастся убедить эту «несправедливую» и несчастную маму, каким по-настоящему огромным чудом являлся её малыш... У него, как и у каждого из нас, должно было оставаться право свободного выбора, и его мама не имела права это у него отнимать... Во всяком случае, до тех пор, когда он сам начнёт что-то понимать.
Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс:
– Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала...
И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас...
Удобно устроившись на его любимом диване, мы говорили очень долго... И как же сильно меня обрадовало и удивило то, что, по мере того, как я рассказывала ему о своих невероятных приключениях, папино лицо всё больше и больше светлело!.. Я поняла, что вся моя «невероятная» история его не только не пугает, а наоборот, почему-то делает очень счастливым...
– Я всегда знал, что ты у меня будешь особенной, Светленькая... – когда я закончила, очень серьёзно сказал папа. – Я тобой горжусь. Могу ли я чем-то тебе помочь?
Я была настолько потрясена происшедшим, что ни с того, ни с сего, разревелась навзрыд... Папа баюкал меня в своих руках, как маленького ребёнка, тихонечко что-то нашёптывая, а я, от счастья, что он меня понял, ничего не слышала, только понимала, что все мои ненавистные «тайны» уже позади, и теперь уж точно всё будет хорошо...
Я написала об этом дне рождения потому, что он оставил в моей душе глубокий след чего-то очень важного и очень доброго, без чего мой рассказ о себе наверняка оказался бы неполным...
На следующий день всё снова казалось обычным и каждодневным, как будто и не было вчера того невероятно счастливого дня рождения...
Привычные школьные и домашние заботы почти полностью загружали отпущенные сутками часы, а что оставалось – как всегда, было моим самым любимым временем, и использовать его я старалась очень «экономно», чтобы как можно больше полезного узнать, и как можно больше «необычного» в себе и во всём окружающем отыскать...
К «одарённому» соседскому мальчику меня, естественно, не подпускали, объясняя тем, что малыш простыл, но как я чуть позже узнала от его старшего брата, мальчик чувствовал себя совершенно прекрасно, и «болел» видимо только для меня...
Было очень жаль, что его мать, которая наверняка прошла в своё время достаточно «тернистый» путь того же самого «необычного», категорически не желала принять от меня никакую помощь, и старалась всячески оградить от меня своего милого, талантливого сынишку. Но это, опять-таки, был лишь один из множества тех горьких и обидных моментов моей жизни, когда никто не нуждался в предлагаемой мною помощи, и таких «моментов» я теперь уже старалась как можно тщательнее избегать... Опять же – людям невозможно было что-то доказать, если они не хотели этого принимать. А доказывать свою правду «с огнём и мечом» я никогда не считала правильным, поэтому предпочитала оставлять всё на самотёк до того момента, когда человек придёт ко мне сам и попросит ему помочь.
От своих школьных подружек я снова чуточку отдалилась, так как в последнее время у них появились почти что постоянно одни и те же разговоры – какие мальчишки им больше всего нравятся, и как можно было бы одного или другого «заполучить»... Откровенно говоря, я никак не могла понять, чем это так сильно их тогда привлекало, что они могли безжалостно тратить на это такие дорогие нам всем свободные часы, и при том находиться в совершенно восторженном состоянии от всего, друг другу сказанного или услышанного. Видимо, я для всей этой сложной эпопеи «мальчишки-девчонки» была почему-то пока ещё совершенно и полностью не готова, за что и получила от своих подружек злое прозвище – «гордячка»... Хотя, думаю, что именно гордячкой-то я никак не была... А просто девчонок бесило, что я отказывалась от предлагаемых ими «мероприятий», по той простой причине, что меня честно это пока ещё никак не интересовало, а выбрасывать своё свободное время напрасно я не видела никакой серьёзной на то причины. Но естественно, моим школьным товарищам такое моё поведение никоим образом не нравилось, так как оно, опять же, выделяло меня из общей толпы и делало другой, не такой, как все остальные, что, по мнению ребят, было по школьному «противочеловечно»...
Вот так, опять наполовину «отверженной» школьными друзьями и подружками, проходили мои зимние дни, что меня больше уже ничуть не огорчало, так как, поволновавшись из-за наших «взаимоотношений» несколько лет, я увидела, что, в конечном итоге, в этом нет никакого смысла, так как каждый живёт так, как считает нужным, ну, а что из нас получится позже – это уже, опять же, частная проблема каждого из нас. И никто не мог меня заставить праздно тратить моё «ценное» время на пустые разговоры, когда я предпочитала его проводить, читая интереснейшие книги, гуляя по «этажам» или даже катаясь по зимним тропинкам на Пурге... Прославлен В лике Главная святыня

св. мощи в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря г. Тотьма

День памяти Подвижничество

…Там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли Тотемской, спасающего от гниения души и сердца...

Жизнеописание

Жалованная царская грамота, выданная старцу Ефрему в начале 16 века, перешла в наследство прп. Феодосию, восстановившему пустынь на свои средства. Там стояли церкви Преображения Господня и Николая Чудотворца.

В 18 веке на их месте была построена новая церковь.

Подвиги преподобного Феодосия

В поисках духовного просвещения собрал большую библиотеку духовных книг, приобретая не только богослужебные книги, но и дорогие по тем временам богословские труды святителя Иоанна Златоуста , преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Преподобный вёл самую строгую подвижническую жизнь, постоянно находился в молитве и трудах. Тщательно скрывал свои подвиги. Только его кончина открыла тайну. Подвижник под одеждой носил железные вериги и до крови терзавшую его тело жёсткую власяницу . А на голове под схимническим куколем надевал железную шапку.

Прожив в Тотемской обители 15 лет и предвидя свою кончину, прп. Феодосий созвал братию и приказал написать духовное завещание: как управлять монастырём после его смерти.

В этот исторический документ входило распоряжение преподобного о своём поминовении:

Чудеса

Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

«Всех чудес пр. Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их уже давно перестали».

Возвращение святых мощей прп. Феодосия в Тотьму

17 апреля 1919 года мощи преподобного Феодосия были вскрыты в рамках кампании советской власти по «вскрытию мощей». В 1920-х годах был упразднён Спасо-Суморин монастырь , и мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее . В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси , они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды . В 1994 году состоялось торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму , где они пребывают в раке в храме Рождества Христова.

В 2014 году отмечались 460-летие основания Спасо-Суморина монастыря и 20-летие возвращения святых мощей прп. Феодосия в г. Тотьма . В настоящее время Спасо-Суморин монастырь начал восстанавливаться.

Перенесение святых мощей прп. Феодосия

15 сентября 2016 года в день памяти прп. Феодосия состоялось перенесение его святых мощей из храма Рождества Христова, стоящего в центре г.Тотьма, в Вознесенский собор Спасо-Суморина монастыря.

Почитание в Маросейской общине

Особо чтили память святого в Маросейской общине при храме святителя Николая в Клённиках г. Москва . Возглавляли которую в начале 20 века сначала пр. Алексий Мечёв , а по его смерти его сын сщмч. Сергий Мечёв .

Храмы в честь святого Феодосия Тотемского

Напишите отзыв о статье "Феодосий Тотемский"

Примечания

Литература

  • Акафист преподобному отцу нашему Феодосию Тотемскому чудотворцу.- Вологда.: ООО «Издательский Дом Вологжанин», 2004.- 32 с.
  • Верюжский И . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880.
  • Житие преподобного Феодосия Тотемского чудотворца.- Вологда.: ООО «Учебная литература», 2005.- 192 с.
  • Протоиерей Сергий Ильин . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.- М.: Лествица, 2003.- 256 с.
  • Свящ. Иоанн Верюжский . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 2009.- 728 с. Репринтное издание.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Феодосий Тотемский

– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.

Придел в цокольном этаже нового храма Торжества Православия освящен в честь преподобного Феодосия Тотемского.

Житие прп. Феодосия Тотемского

Память 10 февраля (28 января по старому стилю);

15 сентября (2 сентября по старому стилю) обретение мощей .

В миру

Преподобный Феодосий Тотемский был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. Слава его, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ.

Родился он около 1530 года в городе Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный родителями в страхе Божием, Феодосий с детства отличался боголюбивым настроением.

По требованию родителей он вступил в брак и имел дочь Марину. Но семейная жизнь его оказалась непродолжительной. После смерти родителей и супруги Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания дочери, вступил в Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды (фото 1 – Прилуцкий монастырь).

На иноческом пути

Видя благочестие нового инока, игумен постриг его в монахи без обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу.

Все возложенные на него послушания Феодосий исполнял с радостью и усердием, стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он не пропускал ни одного богослужения и первым приходил в храм.

По поручению игумена преподобный был направлен в город Тотьму для надзирания за монастырскими солеварнями. Он заботливо относился к рабочим, был с ними кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода.

Рождение новой обители

Видя, что среди местных жителей много ревнителей иночества, Феодосий решился устроить здесь обитель. На высоком мысу, между двумя речками, впадавшими в Сухону, он нашел удобное живописное место, окруженное лесистыми горами.

Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов», на что она ответила согласием.

Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство новой обители, преподобный Феодосий водрузил здесь крест и с 1553 г. стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келию.

С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить ему все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования.

Такое усердие населения побудило старца отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу Грозному. 20 февраля 1554 года он получил благословение митрополита Макария и разрешение государя на создание монастыря и царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

На обратном пути преподобный зашел в Прилуцкий монастырь помолиться у святых мощей его основателя и получил от игумена икону Божией Матери, ставшую впоследствии известной под именем Суморинской чудотворной (фото 2 – Суморинский образ Божией Матери). После смерти преподобного икона находилась в Вознесенском храме обители.

Рост и процветание Тотемской обители

Сооружение монастыря началось со строительства деревянного храма во имя Преображения Господня, позже были возведены монашеские кельи и другие необходимые постройки. А в 1555 году Феодосию была выдана другая царская грамота, коей дозволялось устроить при Тотемских солеварнях свою соляную трубу и продавать добываемую соль в пользу обители беспошлинно.

Неутомимый строитель и настоятель (фото 3 – Преподобный Феодосий Тотемский) сумел создать образцовое и слаженное монастырское
хозяйство, что послужило процветанию Тотемской обители и
превращению ее в центр православной духовности.

Умелая распорядительность и поразительное трудолюбие святого позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему в 1560 г. устроение запустевшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни, находившейся в Тотемском уезде. Преподобный возобновил эту обитель и учредил в ней братство.

Попечение о духовной жизни иноков

Благодаря заботам святого, стремившегося к духовному просвещению братии, обитель обогатилась обширной библиотекой, содержавшей не только богослужебные книги, но и дорогие по тем временам богословские труды святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Согласно определенному преподобным Феодосием уставу, иноки его обители должны были питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших.

За глубокое смирение настоятеля, все приписывавшего помощи Божией и никогда себе самому, Господь даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его.

Будучи настоятелем двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии.

Тринадцать лет был преподобный игуменом Спасо-Преображенской обители. 1 января (19 декабря по старому стилю) 1567 года, предвидя скорую кончину, святой Феодосий (фото 4 – Преподобный Феодосий в схиме) продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

Кончина

Земной путь святого закончился 28 января 1568 года. Благословив и отечески поцеловав каждого из своих духовных чад, он тихо заснул вечным сном. После его кончины изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в тело. При жизни преподобного этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел.

Погребен он был близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора.

Чудеса

Через сорок лет после смерти преподобного Феодосия состоялись первые исцеления на его могиле. Из посмертных чудес его записано 146. Вот рассказ о двух из них.

*

Одна женщина привела в монастырь свою слепую дочь Иустину и испросила разрешения провести ночь в запертой церкви у гробницы преподобного. Ночью она увидела двух монахов, направлявшихся к церкви. Один из них говорит: «Несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом все исчезло, но Иустина почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют ее всю святой водой, а также слышала пение. Утром оказалось, что она прозрела.

*

Некто Фирсов поехал в служебную поездку в Москву; там он заболел, лицо его покрылось язвами. Он думал о святом Феодосии и жалел, что не может помолиться у его гроба. Ночью он увидел во сне, что преподобный приводит его к дому его матери в Тотьме и говорит ей: «Приими твоего сына исцеленным». Проснувшись, он почувствовал, что силы его восстановились, а лицо было совершенно чистым.

Посмертное почитание

Первая икона святого появилась в 1612 году. Написал ее по рассказам знавшего святого столетнего старика тотемский иконописец Яков Попов. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными.

В 1655 г. церковь, в которой преподобный почивал, обгорела, но деревянная гробница его уцелела.

Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года СпасоСуморин монастырь и возложил к иконе угодника Божия Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

Обретение мощей. Прославление

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был издан Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь.

Обитель стала приходить в упадок. Хотя храмы в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь находилась в плачевном состоянии, и было предложено ее разобрать.

2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. Тело подвижника пролежало в земле 228 лет. Но при вскрытии гроба вокруг распространилось необычайное благоухание.

28 января 1798 года после троекратного освидетельство­вания мощей состоялась канонизация угодника Божия.

(Фото 5

Возвращение святыни в Тотьму

В 1919 году мощи Феодосия Тотемского, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили вскрытые мощи в Вологду в антирелигиозный музей, где они пролежали в запасниках более 60-ти лет.

В 1988 году в честь 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они помещены в раку. С 2001 года мощи находятся в Рождественском храме Тотьмы (фото 6 – Рака с мощами преподобного Феодосия).

Ансамбль монастыря дошел до нас только частично. Из сохранившихся построек - Вознесенский собор (17961801), Спасо-Преображенский собор (1689, переделан до неузнаваемости в конце XIX века), двухэтажный настоятельский корпус, братский корпус, гостиница для паломников, а также часть стены с башнями и въездные ворота, все XIX века. В настоящее время Спасо-Суморин монастырь начал восстанавливаться.

Тропарь, глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

Молитва

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие!

Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое, виждь нас, грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас, немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных, потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниях наших.

Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Ему же ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости да воздаст нам, на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносным мощем твоим припадающе, недостойнии, исцеления просим:

избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, востающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь.

___________

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

  1. http://hramnagorke.ru/
  2. http://zaozernaya.ru/
  3. http://www.gorodtotma.ru/
  4. http://www.pravoslavie-nord.ru/
  5. http://yarcenter.ru/content/view/
  6. http://days.pravoslavie.ru/
  7. http://akafistnik.r


ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ
(Суморин), игумен (н. XVI-28.01.1568), родился в Вологде, по воле родителей вступил в брак. Однажды во время богослужения Феодосий был поражен словами Спасителя, записанными в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). После смерти родителей и, вероятно, супруги, о которой ничего не известно, Феодосий упросил родственников взять дочь на воспитание и оставил им все свое состояние с тем, чтобы удалиться в Cnaco-Прилуцкий монастырь. Он часто молился у гроба св. Димитрия Прилуцкого и, желая подражать преподобному, употреблял в пищу только хлеб и воду. Как самого надежного из всей братии, игумен послал Феодосия в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими солеварнями. Никогда рабочие не были так обеспечены и довольны, как при прп. Феодосий. Подолгу наблюдая за пламенем в солеварнях, св. Феодосии приводил себе на ум геенский огонь. Пожелав создать новую обитель вблизи соляного завода, прп. Феодосии получил разрешение игумена. Он избрал для постройки возвышенное место на берегу реки и в 1554 основал монастырь в честь Преображения Господня. Из Спасо-Прилуцкого монастыря прп. Феодосии получил в благословение икону Пресвятой Богородицы, ставшую известной под именем Суморинской, или Тотемской. Святой много заботился о братии, поучая ее словом и примером, всегда был приветлив и радушен. Он оставил духовное завещание, где просил о поминовении усопших. Мощи св. Феодосия прославились чудотворениями, а в 1798 он был причислен к лику святых.
Память прп. Феодосию отмечается 28 января/10 февраля.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ" в других словарях:

    См. в статье Феодосий (имя святых православной церкви) … Биографический словарь

    Феодосий имя святых православной церкви: 1) Феодосий, преподобный, родом болгарин, подвизался против богомилов и жидовствующих; скончался в Царьграде, в 1362 г. Память 17 февраля. Житие преподобного Феодосия, описанное патриархом Каллистом… … Биографический словарь

    Преподобный тотемский; родился в городе Вологде в первой половине XVI века, во дни вел. князя Василия Ивановича (1505 1533 гг.). Родители его были люди благочестивые, по фамилии Суморины, но какого звания и состояния неизвестно, так как фамилия… …

    Имя святых православной церкви: 1) Ф., преподобный, родом болгарин, подвизался против богомилов и жидовствующих; скончался в Царьграде, в 1362 г. Память 17 февраля. Житие преподобного Ф., описанное патриархом Каллистом напечатано в Чтениях Общ.… …

    Имя святых православной церкви: 1) Ф., препод., родом болгарин, подвизался против богомилов и жидовствующих; скончался в Царьграде, в 1362 г. Память 17 февраля. Житие преп. Ф., описанное патриархом Каллистом напечатано в Чтениях Общ. Истории и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Основатель Спасо Суморина мон.; † 29 янв. 1568 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Феодосий Михайлович Вахрушов Автопортрет, 1 … Википедия

    Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми. XVIII век. ВГИАХМЗ. Вологда Собор Вологодских святых (День всех святых в земле Вологодской просиявших, Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским) праздник Русской… … Википедия

XVI .

ЦЕРЕМОНИАЛ,

присланный по указу Святейшего Правительствующего Синода от Преосвященного Епископа Арсения Вологодского и Устюжского , для обследования новообретенных в недрах земных нетленных мощей бывшего в 7062-м (1554-м) году основателя и начальника Спасо-Суморина монастыря Преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, Комиссии по прибытии в город Тотьму Ноября 11-го дня 1796-го года 1).

На 11-е число, в 4-м часу пополуночи Духовная Комиссия, прямо прибыв в Спасо-Суморин монастырь, от города в одной версте отстоящий, остановилась тамо в приготовленных для квартирования ее в каменных кельях. Оная состояла из 3-х особ: 1-й член ее Вологодского Спасоприлуцкого монастыря архимандрит Иннокентий и главный предводитель (sic ) Вологодской Духовной Консистории; 2-й—протоиерей Николая Чудотворца, что во Владычиной слободе, Андрей Артемович Шешидамов, член Консистории, и судья градский; 3-й—секретарь оной же Консистории Василий Алексеев. Для скорейшего исполнения и совета, по указу же, присовокуплены в оную Комиссию Тотемского Духовного Правления судящия—Богоявленского собора протоиерей Максим Савинов и ключарь священник Косьма Ефимов. Сей день Комиссия препроводила в отдохновении от пути в монастырских кельях. При производстве дела до

1) Этот церемониал найден наши в рукописной тетрадке, приплетенной в службе преп. Феодосию и, Повестью о нем и Сказанием о чудесах его, напечатанной в Московской Синодальной типографии в 1823-м году и находящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры,—№ 653. рукопись написана весьма безграмотно, а самый церемониал составлен не весьма грамотно (хотя и с консисторским красноречием). Безграмотность рукописи мы исправляем, а текст церемониала, как и надлежит, оставляем неприкосновенным.

окончания о подаваемых чудесах 1) присутствовали депутаты по званию команды в последующие дни 2).

12-ю числа, по повелению Комиссии, все из города Тотьмы, духовенство в 8-м часов пополуночи начало собираться в Суморин монастырь, а по собрании Преподобного Феодосия разгребаем был гроб в священных ш чину одеждах теми же руками, коими вторично землею засыпан 3).

В начале 9-го часа, когда уже докопались до гроба, приказал главнокомандующий архимандрит Иннокентий около могилы по углам поставить 4-ре посеребренные подсвечника, с возженными особливой величины свещами, и балдахин 1), покрытую золотою парчевою пеленою, утвердить оную на столбцах, и начат благовест в большой колокол, который весом 105-ть пуд, лит в немецкой земле, для публичнаго собрания, который и продолжался чрев полчаса. Потом пошед он из своих келий в препровождении прочих членов Коммиссии и строителя монастыря в церковь Иоанна Златоуста, где ожидало его духовенство и знатное общество гражданское. Посреде церкви поставлен был украшенный дорогими пеленами стол и около его 4-ре посеребренных подсвечника со свещами, По облачении первенствующего и всего главного духовенства, в пристойность церемонии, в черные парчевыя с золотыми травами шелковыя ризы, а прочих церковнослужителей в темные одежды, исшед к уготованному столу, по обычном начали петь священники, клирики и весь почти народ: Царю небесный и др., а когда достигли до Трисвятаго, кое даже до самого возвращения в церковь повторяемо было пением обычным погребению, взяв икону Божия Матери, которую преп. Феодосий принес с собою из Прилуцкого монастыря, украшенную в последующие времена по нем особенного жемчуга ризою, и неся пред нею 4-ре означенные подсвечника, пошли та-

1) Т. е. при производстве дела о подаваемых письменных заявлениях о чудесах до его окончания.

2) После слова: команды, вероятно, нужно поставить точку, а слова: в последующие дни нужно понимать: В последующие дни было то-то. Но званию команды, думаем, следует понимать: по назначению начальства.

3) Гроб с мощами преп. Феодосия, открытый 2-го Сентября 1796-ю года, 80-го Сентября, по распоряжению Вологодской Консистории, снова был было зарыть в землю, см. выше стр. 187.

4) Пишется везде балдахин и в творительном стоит: балдахином, но употребляется в женском роде, как балдахин.

ким же духовным порядком, как после изъявится, ко гробу Преподобного, имея в руках своих возженныя свещи, как и весь народ коего самая обитель не вмещала. Пришед над могилу, где зрим был белеющий гроб Преподобнаго, и поддев оный по обоим концам черного цвета китайкою, протопопы и священники вызнали из недр земных на воздух, и поставили на покрытый позлащенными пеленами стол, под балдахин, коей златые бохрамы и кисти блистаяся от горящих свеч, приступляли (sic , притупляли?) блеском своим взоры взирающих, а видимый гроб под оною очам и сердцам зрителей представлял наиприятнейшее зрелище, от первого и до последнего человека непрестанное (sic ) от радости ручьями слез сопровождаемое. Посем, (по) позволению архимандрита, прияв от священников концы китайки, понесли сей священный гроб попечители монастыря Кузнецовы, балдахин и подсвечники первейшие и лучшие из Тотемского купечества и мещанства, весьма тихо ступая в один шаг, наперед всех. Перед гробом шествовали клирики, диаконы, потом священники по два в ряд, два протопопа в ряд же, за ними несен образ Божия Матери, за коим шествовал архимандрит Иннокентий. Пред передними подсвечниками четыре диакона кадили из 4-х серебренных кадильниц, при каждой ступени 1) обращаясь назад и с каждением поклоняйся гробу. Во время всей сей церемонии продолжался колокольный звон во вся. По прибытии в церковь Златоуста, поставя гроб посреде оной на уготованный стол, возглашал первый диакон: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, успшему рабу своему Иеромонаху Феодосию и сотвори ему вечную память»; (потом) начата была заупокойная о Преподобном Феодосии соборне строителем и градскими священниками божественная литургия, со особливым всех предстоящих рыданием. По совершении литургии, паки с тою ж церемониею, со звоном и с таковою ж свитою, несен был гроб под балдахином из церкви Златоустого в холодную соборную Преображения Господня церковь, где и поставлен на приуготованном столе, в алтаре на горнее место. В сей день даже до самой глубокой ночи не была оная обитель праздна от стекающагося народа, хотя церковь Комиссиею была и запечатана в 2-м часу пополудни.

На 13-е число, в день Иоанна Златоуста, в 9-ть часов по полуночи начался позов в Богоявленском соборе к крестному ходу

1) После каждого шага?

в Суморин монастырь, когда совершились у приходящих (sic ) в городе и около его церквей литургии. Собрались все до единого священно-церковнослужители со святыми хоругвями, кресты и с храмовыми каждого прихода иконами; тогда начат был благовест в один колокол в соборе, равно и в монастыре. В исходе 10-го часа, облекшись все духовенство в дорогия наилучшия одежды, пошли в монастырь со кресты, с колокольным у всех вдруг приходов звоном во вся, неся клирики пред каждою херугвою по фонарю, пред крестом по свеще, пред храмовыми иконами по две лампады с возженными свещами. Во обитель (—и) оную (—ой) встречены были святые иконы коммиссионерами архимандритом Иннокентием, протоиереем Шешидамовым и строителем монастыря иеромонахом Израилем и Царевской волости священником Евфимием Ивановым. По входе в церковь начата была божественная литургия, кою совершал архимандрит, два протопопа, строитель и священник Евфимий и 3-ри диакона соборне, в храме Иоанна Златоуста. В сей день толикое было собрание народа, что вся окрестность монастыря была людьми покрыта. По окончании же литургии и по отправлении храмового молебна, когда провождены святые иконы из обители, главное духовенство, дворянство и знатное купечество прошены были к обеденному столу к господам 1-й гильдии купцам и оного монастыря благопопечителям Кузнецовым, и оный открытый стол происходил на 43-х кувертах со особливым веселию (sic ) торжеством.

14-го числа, по повестке Комиссии как скоро собрали духовенство, благородное общество, знатное купечество и гражданство в Спасо-Суморин монастырь, тогда в 8-м часу пополуночи начат был благовест к литургии, коя совершаема была в церкви Златоустого строителем и градскими священниками соборне, а по окончании оной отправляли Господу Богу молебствие архимандрит со всем духовенством. Потом, сняв фелони, в одних эпитрахилях пошли в соборную церковь Преображения Господня, куда по реэстру приготовленному вызваны благородные, купцы и мещане, а по пришествии туда заперши церковь от угнетающего народа обитель, взяв гроб Преподобного, вынесли архимандрит и священники из алтаря, и поставили его на уготованный стол посреди церкви, свидетельствуя мерою длину, широту, высоту и всю внешность оного и не видя никакого от грунта земли повреждения, ибо он был бел и ядрен 1), как бы за месяц до сего был закопан. Открыли верх-

1) Крепок.

нюю доску и, обзирая одежды чрез 228-мь лет в земле бывшие, нашли все в целости: кукуль парамон (параманд) и покров, коими покрыты глава и лицо, мантия, срачица, белеющаяся паче новой, обувь и все прочее одеяние ни малейшей тли не подлежало. На парамоне сии 4-ре буквы Ф! Е! Д! О! и на покрове херувимы целы так, как бы сего дни вырезаны ла древе. Самое сено, под ним посланное, зеленеет. Когда открыли лице и руки и отерли оные губою, достойно всякого удивления, всякий член у лица и главы цел и очень бел, ниодин влас на главе, на бровях, браде и ресницах, кажется, не утратился; руки 1), кроме указательного пальца правой руки, у коего по первый состав отпал перст, (который?) и с ногтем лежит на груди тела, подле своей руки целый, белый, чистый и нетленный; все его мироточивое тело нетленно и имеет некоторую мягкость, кроме ног, на коих от колен та глезны 2) тела нет, но ни единый состав от другого не отделился. Голенищи у сапогов распоролись, подошев никоими меры от них оторвать не можно. Благоухание каждого члена и каждой кости столько чувствительно обонянию, что и язык подробно сказать не может, оным вся обитель всегда (?) преисполнена. О слезах же бывшего в сей день собрания не для чего и упоминать, что и самых младенцев орошены были лица оными. Как прежде сего, так и ныне безчисленное бывает чрез (чудес?) множество, всяк с верою приходящий получает совершенное исцеление.

По сем обследовании того дня запечатан гроб и стоит на столе посреди церкви, закрыт пеленою парчи серебренной, а при свидетельстве бывшие дворяне, купцы и мещанство от Комиссии обязаны подпискою. Вышеписаннаго 14-го числа до двадесятаго Комиссия производила порученные себе дела по секрету, и потому о действии ее никому неизвестно.

20-го числа прежде литургии приуготовлен был в соборной Преображения Господня церкви стол, в коей и мощи Преподобного Феодосия в запечатанном своем гробе находились; около стола стояли по углам 4-е подсвечника с горящими особливой величины свещами, равным образом и пред местными образами возжены были. На столе поставлен новый гроб отменной архитектуры: он был с одной стороны длины его на внутренних шалнерах отворяем, с другой стороны двои (?) от верхнего затвора к нижнему,

1) Должно подразумевать: целы.

2) Лодыжки.

по обоим бокам по две позолоченные скобы; весь сделан из дерева отменным искусством: внури его посланы отменные пелены. Итак, когда уже совершила Комиссия 1), того дня приказали бывшим при том священникам и благопопечителям монастыря братьям Кузнецовым на китайке переложить запечатанный старый гроб в новый, что и учинено.

Потом, совершив первенствующий архимандрит над Преподобным панихиду малую, переставили его в новом гробе о раку 2) в стене северной показанные церкви. А по поставлении, древнюю раку 3) закрыв пеленою (?), затворили новый гроб, покрыв парчевою пеленою, (и) заградили оную раку стеклянными дверями, которые заперли двумя замками и запечатали. Что же надлежит до собрания народа, то подлинно сказать, как и всегда, было очень много, одне слезы были свидетелями предстоящих и молящихся 4).

1) Или пропущены или не досказаны слова о том, что совершила.

2) Т. е. арку или нишу.

3) Старый гроб.

4) За церемониалом следуют в тетрадке восемь записей о чудесных исцелениях, совершавшихся при гробе преп. Феодосия пред самым открытием его мощей в Сентябре-Ноябре месяцах 1796-го года (в промежуток между первым и вторым открытиями мощей или между их обретением 2-го Сентября и их открытом комиссией 12-го Ноября). В каждой записи приводится клятвенное от лица исцеленного удостоверение в действительности совершившегося с ним чуда. Так, в первой записи говорит получившая чудесное исцеление женщина: «получила (я) исцеление от слепоты моей, на что имею довольно свидетелей, по-христианскому долгу, как стать на страшный суд, с клятвой утверждаю сию истину иеромонаху Израилю (строителю Феодосиева монастыря), объявляю сего Октября 16-го числа 1796-го года». Далее делается не совсем понятное для нас прибавление, читаемое и еще в двух записях: «На подлинном подписано тако» (может быть, должно понимать это как засвидетельствование, что в подлиннике именно так записана клятва). В одной из записей (7-й) клятвенное удостоверение дается не строителю монастыря, а самой комиссии. Человек, подучивший исцеление от долговременной и тяжкой зубной боли, говорит: «о чем оной комиссии (по) полной сущей правде и по присяжной должности сим объявляю, как перед страшный суд Господень стать, что получил я совершенное исцеление чрез преподобного отца нашего Феодосия Тотемскаго чудотворца» (Помета о времени дачи показания: «Ноября 11-го дня 1796-го года», очевидно, сделана зря, ибо 11-е Ноября только что приехавшая в монастырь комиссия, как сама она говорит, препроводила в отдохновении).


Страница сгенерирована за 0.21 секунд!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации