Верди. Самые известные оперы мира: Жанна Д’Арк (Giovanna d’Arco), Дж

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Жанна Д’Арк (Giovanna d’Arco), Дж. Верди

Лирическая драма в 3-х актах с прологом ; либретто Т. Солера по драме Шиллера.
Первая постановка: Милан, театр «Ла Скала» , 15 февраля1845 г.

Действующие лица: Жанна (сопрано), дочь Жака (баритон), крестьянин; Карл VII (тенор), король Франции; Делил (тенор), офицер короля; лорд Тэлбот (бас), военачальник англичан.

Действие происходит в Домреми, Реймсе и около Руана в 1429 году.

Пролог.
Народ оплакивает судьбу Франции. Не коронованный король Франции Карл VII, увидев во сне Мадонну, которая сказала ему положить под дубом свой меч и шлем, решает отказаться. Однако, позже, узнав увиденное во сне место в лесу под Дормери, решает сходить туда. Жанна оплакивает угнетённую Родину и призывает на помощь небесные силы. Жак, отец Жанны, обеспокоен, присутствием дьявольских сил. Находясь в трансе, Жанна терзаема демонами, но её душа призывает их спасти Францию. Карл и Жанна встречаются и поднимают оружие. Карл приглашает её следовать в военный лагерь. Король очарован, но слушается Жака, который убеждает его, что сила его дочери имеет демоническую природу. Он пытается продолжать, но падает без сил.

Действие первое.
Англичане разбиты и в английском лагере моральный дух солдат очень низкий. Неожиданное появляется обезумевший Жак, которого сразу арестовывают, и он сообщает лорду Талботу, что Жанна со своими дьявольскими силами ответственна за их полное поражение, а французы победили благодаря сверхъестественным силам. Напротив ликования присутствующие угрожают сжечь его на костре. Жак в ужасе, но он желает при встрече с Карлом отомстить ему, за то что тот обесчестил его дочь, тем что воспользовался ей чтобы получить преимущество над врагами.

Тем временем Жанна, достигшая своей цели, хочет вернуться к прежней жизни (Жанна: «О, пророческий лес!»), но Карл предлагает ей стать его супругой (Карл, Жанна: «Итак, и в горе, и в славе, и на троне»).

Народ хочет видеть Карла на троне, он объявляет, что обязан этим Жанне и она сопровождает его на пути к короне. Тем временем злые духи ликуют, так как она предала своё святое дело.

Действие второе.
Во время церемонии коронации Жак остаётся на площади, угнетаемый убеждением о грехе дочери. Королевская процессия выходит из собора и Карл объявляет, что у Франции есть два защитника: Сен-Дени и Жанна. Тогда Жак, не в силах больше сдерживаться, открыто обвиняет дочь в колдовстве. Перед Карлом потребовавшим объяснений, Жанна молчит, чувствуя себя виновной в свое любви к нему. Карл верит в невиновность девушки, как обвинение звучат гром и молния, и народ требует сжечь ведьму и отдать её англичанам.

Действие третье .
В английском плену Жанна не может помочь в битве, она просит Бога простить её грешную любовь к Карлу (Жанна: «Любила, но одно мгновенье»), просит взять свою честь и жизнь за спасение Франции. Наблюдая за молитвой Жанны, Жак убеждается в её невиновности и осознаёт, что совершил ошибку. Он освобождает Жанну и, растроганные примирением, они спешат на помощь французским войскам. Освобождённый Карл прощает Жака, а Жанна бросается в бой. В недолгой схватке, в которой французы, возглавляемые Жанной, разбили врага, девушка была смертельно ранена. Тщетно король и Жак надеются спасти Жанну, Пока все находятся в замешательстве, распространяется яркий свет, Жанна умирает и видит, как небо принимает её.

ИНТРОДУКЦИЯ

Видение Иоанны, в котором ей открывается будущее её страны.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

После тяжёлой работы, девушки присаживаются отдохнуть у ветвистого дуба. Среди них и Иоанна.

Звучит их хор («Пока не небе не погас еще последний луч денницы»). Они поют о том, как хорошо собраться у этого заветного дуба, пока не настала ночь, ведь в полночь этот приют преображается и становится страшен: «Из леса лешие приходят, русалки хором здесь поют, и приведенья тихо бродят!»

Входят Тибо и Раймонд, девушки разбегаются по домам. Старик Тибо, отец Иоанны, поглощен мыслями о грядущих бедах Франции, о судьбе своей дочери. Он хотел бы, чтобы у нее был защитник, и думает о Раймонде, за которого хотел бы выдать Иоанну. Иоанна, однако, противится этому желанию отца. Раймонд, в свою очередь, просит Тибо не принуждать ее к решению. Каждый поет о своих чувствах. В конце концов Иоанна решительно отвечает отцу, что ей назначена иная судьба и она подвластна воле неба. Тибо резко осуждает дочь. Ему теперь ясно, почему она приходит по ночам к дубу, ведь он твердо знает, что там водится нечистый. За нее вступается Раймонд. Он не верит, что это козни сатаны; он убежден, что Иоанну сюда приводит чудотворный лик пречистой Девы. Их разговор прерывает появление зарева пожара на заднем плане.

Общее смятение. Пожар. Все гибнет. Идут враги! Вбегает толпа народа с пожитками. Среди них седой старец Бертран. Все взывают о помощи, возносят молитву Богу. Бертран рассказывает о том, какие беды постигли Францию, что враги уже в ее центре, что их войска сошлись под Орлеаном. При этом правители Франции бездействуют, к тому же среди них есть предатели. В этот момент вперед выходит Иоанна и вдохновенно и пророчески обращается к толпе: она предсказывает скорую победу над врагами. Она призывает всех вознести молитву Творцу и первая начинает: «Царь вышних сил, Ты наш покров».

Гимн закончился, все, кроме Иоанны, постепенно расходятся. Иоанна поет свою арию («Простите вы, холмы, поля родные»), к концу которой опускается полный мрак. Иоанна с грустью прощается с родными местами, чувствуя, что сюда более не вернется. Интонации этой исповеди постепенно перерастают в героические мотивы. Они полностью утверждаются в заключении этого действия, после хора ангелов, исполняемого женскими голосами, в страстном монологе Иоанны «Вы, сонмы ангелов небесных».

Картина вторая

Второе действие начинается оркестровым вступлением (антракт), в котором мы видим сражение за Орлеан.

Затем сцена меняется и мы видим залу во дворце Шинон. Король сидит на возвышении. Рядом с ним Агнеса. Оба задумчивы и грустны. Их окружают придворные. Рядом с королем находится Дюнуа. Жители дворца поют («Бегут года и дни бессменной чередою). Королю песня придворных кажется слишком грустной, и он призывает цыган, карликов и скоморохов развеселить его и Агнесу Сорель, его возлюбленную, зажигательными плясками. Зал заполняется скоморохами, которые разыгрывают провидческий номер о появлении девы-воительницы.

Король приказывает всем удалиться, но вслед он приказывает одарить каждого из танцоров золотой цепью. Его урезонивает Дюнуа, говоря, что в королевской казне совсем ничего не осталось, что даже войску заплатить нечем. Король недоумевает: «Но разве нам уж средства не осталось?» Даже Агнеса готова для чести трона пожертвовать всем, что у нее есть. Смелый рыцарь Дюнуа корит короля за его нерешительность в деле защиты Франции и призывает скорее вести войска на защиту Орлеана, иначе, если Орлеан падет, погибнет и вся Франция.

За сценой слышен шум: дверь отворяется и входит Лоре. Он ранен, окровавлен. Успев сказать, что восйско короля разбито, он умирает. Король не чувствует в себе сил сопротивляться и намеревается бежать. Дюнуа отказывается служить королю и хочет отправиться в Орлеан и, если понадобится, погибнуть там. Король остается один, пораженный всем случившимся. В изнеможении он садится на трон.

За сценой слышны звуки труб. Хор народа (за сценой) ликованием приветствует спасительницу-деву. Король удивлен: «Что значит трубный звук?» Поспешно входит Дюнуа, и вслед за ним в залу проникают придворные кавалеры и дамы. Он радостно сообщает, что в сражении, которое произошло под Орлеаном, французы одержали победу. Входит архиепископ. Он подтверждает сообщение Дюнуа. Архиепископ рассказывает королю чудесные подробности: сражение было уже проиграно, когда «из глубины густой дубовой рощи» появилась дева («светом неземным ее блистали очи») и призвала французов в бой, выхватив из рук знаменосца знамя и поведя войско вперед. Король спрашивает, кто она, эта дева? Пророчицей, посланницей от Бога она зовет себя», - отвечает архиепископ. Слышен звон колоколов и шум за сценой. Хор вновь славит деву-воительницу. Дюнуа выступает вперед навстречу Иоанне. Король смешивается с толпой придворных.

Иоанна входит, в зал. С величием выступает она вперед и осматривает предстоящих одного за другим. Дюнуа обращается к ней, но Иоанна, демонстрируя свой провидческий дар, говорит ему, что он не на своем месте (то есть, что он не король), и решительно приближается к королю, опознав его в толпе, преклоняет перед ним колено, потом встает и на несколько шагов отступает. Король остается один посреди сцены. Он и сам поражен тем, что Иоанна, впервые видя его, узнала, что именно он король. Иоанна приближается к королю и таинственно пересказывает ему, какие молитвы он возносил Богу этой ночью. Их было три: чтобы Бог на него излил всю чашу наказаний своему народу; чтобы Он лишил его родительского трона. Она готова передать и третью молитву короля, но тот останавливает ее: он признает ее чудодейственную силу, поскольку понимает, что ни один человек не может знать того, что знает она. Все признают, что с нею Всевышний. Архиепископ спрашивает Иоанну, кто она, кто и где ее родители? Звучит рассказ Иоанны: «Святой отец, меня зовут Иоанна». Всех потрясает ее рассказ о том, как к ней явились видения, заставившие ее сменить пастушеский посох на ратный меч. Все глубоко тронуты, многие в слезах. Король вручает Иоанне свой меч и вверяет свое войско. Но Иоанна заявляет, что она знает другой меч - «предъизбранный». Он находится в старинном городе Фьербуа, на кладбище Св.Екатерины. Король приказывает доставить этот меч. Архиепископ благословляет Иоанну. Все - народ и двор - ликуют.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Англичане еще не ушли с французской земли. Краткое оркестровое вступление к этой картине рисует бой. Вбегает рыцарь с опущенным забралом, за ним Иоанна. Они вступают в бой, и вскоре выясняется, что воин этот - Лионель. Иоанна догадывается, что он не британец. И действительно - он бургундский рыцарь, изменивший отчизне вместе со своим герцогом. Иоанна намеревается убить его. Они вступают в поединок. Иоанна выбивает меч из рук Лионеля. Во время дальнейшей борьбы она срывает с его головы шлем. Луч луны падает на его лицо. Пораженная красотой юноши, Иоанна не в состоянии нанести ему последний удар. Нарушен священный обет - впервые Иоанна пощадила врага. Лионель покорен душевным благородством и красотой Иоанны. Он призывает Иоанну идти за ним, оставить ее погибельный меч. Иоанна впервые в смятении, она чувствует, что недостойна носить его. Их любовный дуэт достигает кульминации, когда они вдруг видят свет факелов. Это приближается отряд Дюнуа. Иоанна призывает Лионеля бежать, но тот остается: «Я твой защитник», - решительно заявляет он. Появляется Дюнуа с отрядом. Лионель хватает лежащий на земле меч, подходит к Дюнуа и, став на колени, отдает ему свой меч. Он кается в том, что доселе был изменником, но Бог на правый путь его поставил. Дюнуа принимает раскаявшегося изменника. Он сообщает Иоанне, что ими одержана победа и «Реймс отворил ворота!» Иоанна в изнеможении падает на руки к Дюнуа (она ранена). Занавес медленно опускается. Иоанна, шатаясь, уходит, поддерживаемая Дюнуа и Лионелем.

Картина вторая

Сцена представляет собой площадь перед кафедральным собором в Реймсе, городе, в котором короновались все короли Франции Из толпы, оставшейся на сцене после того, как процессия вошла в церковь, выходят Тибо и Раймонд. Тибо уверен, что Иоанной овладели силы ада, и сейчас он страстно желает «ее насильно возвратить к отверженному Богу». Раймонд пытается остановить Тибо, но тот полон решимости осуществить свой замысел, и для этого он прибыл в Реймс.
Из церкви выходят король в короне и порфире, а за ним Иоанна, Агнеса, Дюнуа, Лионель, архиепископ и вся остальная процессия. Король представляет народу их спасительницу Иоанну. Народ ликует. Тибо выходит вперед из толпы и становится прямо перед Иоанной. Объятый религиозным фанатизмом, он разоблачает свою дочь. «Ты думаешь, - обращается он к королю, - могущество небес тебя спасло? Ты, государь, обманут! Народ, ты ослеплен, вы спасены искусством адовым!..» И на вопрос отца, считает ли она себя святой и чистой, Иоанна молчит и стоит неподвижно: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. Все взоры устремлены на нее. Звучат три удара грома, которые всеми воспринимаются как гнев Господа. В конце концов король, Агнеса, архиепископ, Дюнуа, Тибо, весь двор и народ убегают. Иоанна остается в том же неподвижном положении. Через некоторое время, когда она уже совсем одна, к ней подходит Лионель. Он предлагает ей свою защиту. Иоанна поднимает голову, узнает его и отступает в ужасе. Она в отчаянии гонит его прочь, считая его своим ненавистным врагом - он погубил ее душу. Иоанна убегает. Лионель следует за нею.

Картина третья

Поле после боя. Иоанна идёт по нему истерзанная сомнениями..что делать дальше? Появляется Лионель; он узнает Иоанну и быстро подходит к ней. Они заключают в объятия друг друга и долго остаются неподвижны. Звучит их любовный дуэт («О, чудный сладкий сон!»). Но миг безграничной радости краток: Иоанна слышит голоса ангелов. Они утверждают ее греховность и предрекают ей кару на земле в качестве искупления и блаженство на небе. Иоанна вздрагивает и, вырвавшись из объятий Лионеля, прислушивается к ангельскому пению, устремив взор к небу. В этот момент появляется толпа вооруженных английских солдат. Они окружают Лионеля и Иоанну. Лионель пытается защитить Иоанну, но оказывается сраженным. Иоанна устремляется к нему, но он с последними словами: «Прости...» - умирает. Враги уводят Иоанну.

Картина четвертая

Площадь в Руане.Сцена наполняется народом. Палач готов к казни.
Шествует похоронная процессия. Народ теснится. Солдаты его отталкивают Патер возводит Иоанну на костер. Солдаты и некоторые монахи подбрасывают поленья в костер. Огонь разгорается. Но Иоанна не ощущает боли: ей слышится хор ангелов - она прощена! В страстном порыве со словами: «Открылось небо, кончено страданье!» - она умирает.

Сегодня был самый "вкусный" для меня спектакль из идущих в этом году в рамках "Крещенской недели" Новой оперы -
"Жанна д’Арк" Верди .

Театр породил неплохую традицию, вытаскивая на свет что-то из крайне редкого среди 26 опер композитора: пару лет назад были громогласные "Ломбардцы", потом реинкарнированные (поскольку ставили еще при Колобове) "Двое Фоскари", а теперь и "Жанна д’Арк". Это замечательная традиция: поскольку сценических перспектив у этих опер нет, а посему услышать пусть концертное, но живое исполнение - это просто верх мечтаний... Так тихонечко-тихонечко может и обегут все оперы даже не второго плана, а практически третьего-четвертого.

В театр я отправлялась в дико дурном настроении: накануне я на собственном опыте почувствовала, что скрывается под фразой "удаление ретенированного дистопированного зуба", поэтому с щекой "под хомяка", кучей проглоченных таблеток и оглохшей на одно ухо мне было никак не до страданий орлеанской девственницы. Но, что делать, исполнение разовое, пришлось идти.

Может поэтому, а может именно эта опера не была такой уж незнакомой (я неплохо ее знаю по левайновской записи), но как-то ожидаемых восторгов нет. Зато наконец разобралась с сюжетом и кто там о чем поет, но наверное лучше бы это не делать. Опера на удивление сумбурнуя, неровная, как лоскутное одеяло. Даже привыкнув к, мягко говоря, странным оперным либретто, этот опус превзошел ожидаемое. В данном случае запутанная, но слишком известная франко-английская история, сочиненная итальянским либретистом по мотивам немецкой пьесы ушла куда-то в "нетуда", достаточно сказать, что здесь Жанну не сожгли... Плюс дико неровные пролог и 1 действие со странными характерами. Самым понятным был, пожалуй, неканонический папаша. Вообще, судя по всей истории, видения и разговоры с духами были там наследственными...

По исполнения сложно сказать по изложенным выше причинам. Ожидаемо зацепила Эльвира Хохлова, но она мне понравилась и в Фоскари. Понравился и баритон Илья Кузьмин.
Вообщем спасибо театру за возможность услышать живьем редкую оперу, но второй раз я бы не пошла...

Следующий пукт: в субботу Король Рогер, будем продолжать ликвидировать личную безграмотность...

ЗЫ Сейчас посмотрела список опер Верди:
Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) . Эрнани (1844) . Двое Фоскари (1844) . Жанна д’Арк (1845) . Альзира (1845)
Учитывая, что Эрнани не такая уж редкость, значит ли это, что можно ждать Альзиру? Или это совсем клюква и будут Атилла или Разбойники? Макбета можно пропускать... Хотя и жалко...

Дж. Верди
«Жанна д’Арк»

Опера в концертном исполнении
Крещенский фестиваль в Новой Опере
Дирижер Михаэль Гюттлер
Режиссер Екатерина Одегова
Хормейстеры: Наталья Попович, Андрей Лазарев
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Жанна Эльвира Хохлова
Карл VII Сергей Поляков
Жак Илья Кузьмин
Тальбот Михаил Первушин
Делил Дмитрий Бобров

Картинка вытащена из инета, подписано, что Карл Брюлов

Non nobis Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da Gloriam.
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

Девиз Ордена Тамплиеров в Средневековье

Хор: У ног твоих - огня букет. Вступи, вступи в блаженный хор!
Тебе навеки - двадцать лет.

Епископ Кошон: Виновна. Зажигай костер.


Очень необычная постановка.
Даже не знаю с чего начать.
Наверное, правильнее всего, будет сначала рассказать о том, что представляет собой этот загадочный рок-орден, который без всяких афиш, пиара, собирает залы и имеет постоянный широкий круг преданных поклонников.
Название Тампль (фр. Letemple) переводится как храм, святилище. Тамплиерами называли себе французские рыцари-крестоносцы в 12 веке. Миссия тамплиеров заключалась в создании идеального мира, защите добра и справедливости от зла и безнравственности.
Уже только по одному этому можно предположить, что рок-орден Тампль взял на себя особую задачу, не просто развлекать людей, а приобщать их посредством театрального действия к каким-то значимым, вечным, незыблемым духовным ориентирам.
Самый лучший клей, объединяющий людей в группы, это общие увлечения. Три кита, на которых держится этот необычный театр - Тамплиеры, Фэнтези и Средневековье. Все ребята - не профессиональные актеры, а т.н. «ролевики».
Интерес к ролевым играм есть сложное понятие сегодняшней реальности, которое трансформировалось из обычного увлечения в особую масштабную субкультуру. Ролевые игры в отличие от театральной постановки могут длиться днями, а её участники не просто «играют» свои роли, не просто представляют себя теми или иными персонажами, они проживают жизни своих героев, меняют имена и даже расы, а может быть и группу крови.)
Так вот историю Девы Орлеанской, национальной героини Франции, крестьянки, ставшей командующей французскими войсками в Столетней войне и одержавшей победу над прежде победоносными англичанами, помогшей королю-дофину Карлу VII получить долгожданную корону в Реймсе - поставили ролевики, сыграли ролевики и спели ролевики.


Я в и



Если вы спросите меня есть ли отличия между профессиональными театральными спектаклями и театрализованными ролевыми, я скажу, что есть.

И на это отличие можно посмотреть по-разному. Отсутствие профессиональной актёрской игры искупается старательностью, самозабвенной самоотверженностью, искренним страстным погружением в образ. Костюмы детально проработаны, оружие, доспехи, грим - очень серьёзно к этому подошли
Спектакль также удивляет несколько необычной, нестандартной трактовкой, в него введены новые персонажи (некая Инквизиционно-аналитическая комиссия современности, которая пытается выяснить виновна ли Жанна), акценты сделаны на отдельных исторических героях (мать дофина, королева Изабелла Баварская, маршал Франции Жиль де Рец, бастард Орлеанский Жан де Дюнуа).
История Жанны показана через Любовь, но любовь не человеческую, женщины к мужчине, а божественную. Жанне является Архангел Михаил, поддерживает её и направляет, и именно ему принадлежит её сердце. А все мужчины и король, и маршал, и бастард, и даже епископ похоже влюблены в чистую девушку «белый цветок Сeн-Дени».
Обязательно порекомендовала бы внимательно почитать либретто, хотя бы для ориентации в героях. Я немного переоценила своё знание истории, связанной с Жанной Д’Арк.
Голоса прекрасные.
Я бы выделила актёрскую органику Никиты Коледина (Архангел Михаил ) и Лалы Павловской (Изабелла Баварская ). И, конечно, все остальные ребята-ролевики, были хороши, уверенно создавали, лепили, творили образы своих героев, но над «актёрской палитрой» поработать ещё надо. Например, мне понравилась Жанна (Елена Борисова ), но с постоянным «дрожанием пальцев» почти в любой сцене надо что-то делать, какие-то ещё актерские приёмы из копилочки вынимать). И, может быть, не стоит Жанне всё время быть такой напряжённой, к месту ли постоянное нагнетание трагедийности? Если бы она не была уверена в себе, своём предназначении смогла бы разве возглавить войско и одерживать такие важные для Франции победы? Или один из Инквизиторов (Георгий Борисов ) чересчур был упоён собственной декламацией текста. - Это не критика ни в коем случае. Сейчас во мне говорит театрал театралыч. Спектакль это живой цветок, творческая материя, что-то подправлять всегда в радость, потому что тогда результат будет идеальным.
И ещё не поняла, почему в спектакле «инквизиторы» проводят канонизацию Жанны Д’Арк (причисление к лику святых в католической церкви). Канонизацию обычно проводят Папы Римские, не в смысле лично (за ними окончательное решение), а через епархии, епископов, инициативные богословские группы (за причисление к лику святых) и «слуг дьявола» (против, оппоненты). Как-то так. Поправьте, если я ошибаюсь.

История Жанны Д’Арк очень таинственна. Святая vs. Ведьма? Сожгли - не сожгли? Крестьянка или незаконнорожденная дочь Изабеллы Роме, сводной сестры короля Карла VII?
И если вас история ЖанныД’Арк не волновала раньше, то без сомнения рекомендую войти в эту тему. Спектакль в рок-ордене Тампль очень хорошее приобщение к мировой истории.

Жанна д"Арк - Елена Борисова
Архангел Михаил - Никита Коледин
Карл VII - Владимир Королев
Епископ Кошон - Андрей Попов
Изабелла Баварская - Лала Павловская
Жиль де Рец - Данила Поляков
Бастард Дюнуа - Денис Репин
Английский маршал - Григорий Никольский
Столетняя Война - Александра Стадникова
Инквизиторы - Георгий Борисов, Алексей Мальков, Иван Новиков
Француский народ - Александра Алешина, Дарья Бронникова, Татьяна Воробьева, Александра Занделова, Марина Кабанова, Наталья Канишевская, Мария Кантор, Виктория Латунова, Кристина Михайлова, Ольга Симчук, Ирина Уразаева, Оксана Федуличева
Французские придворные - Галина Воротникова, Вячеслав Дубинин, Ольга Исайкина, Полина Политова, Дарья Ребрик, Лина Сергеева
Англичане - Алексей Канунников, Дмитрий Морев, Артем Черетаев
Шуты - Виктория Ткаченко, Ирина Улякова

ФОТО СПЕКТАКЛЯ
(с) с сайта театра

Жанна Д’Арк

Явление Архангела Михаила

Жанна и Столетняя война

Битва французов (на фагах королевские лилии) с ангичанами (на флагах львы)

Жанна Д"арк перед дофином Карлом

Аудиенция у дофина Карла (будущего короля Карла VII, пятого сына Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской)

Разгром англичан

Коронация Карла в Реймсе

Жанна после очередной победы

Коварный епископ Кошон договаривается о передаче Жанны англичанам

Из Wiki: 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!» . Почти все плакали от жалости.

АРТИСТЫ НА ПОКЛОНАХ

ФОТО ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА
Тампль арендует площади на Ленинградском проспекте, доме №47 (м. Аэропорт, вход с правой стороны). Интересное здание сталинской постройки. Новодельные ремонты пока до него не добрались, к счастью. Поэтому можно насладиться массой аутентичных деталей от арочных окон, старого деревянного паркета, бронзовых дверных ручек, хрустальных люстр и тд.
Из Wiki: № 47 — правая часть здания построена в 1946—1950 годах для Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) по проекту архитекторов А. Д. Суриса, М. В. Посохина, инженеров И. М. Тигранова, А. П. Гохбаума. В 1955 году к зданию пристроили новые корпуса по проекту архитектора А. И. Жбанова (левая часть)

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:
Театр под рук. Армена Джигарханяна:


КАСКАДЕРЫ

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО

ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

Театр Ромэн

Театр на Юго-Западе




МХТ им.Чехова




Театр на Малой Бронной


Театр им.Вахтангова

В 3-х актах с прологом; либретто Т. Солеры по драме Шиллера.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 15 февраля 1845 г.

Действующие лица:

Жанна (сопрано), дочь Жака (баритон), крестьянин; Карл VII (тенор), король Франции; Делил (тенор), офицер короля; лорд Тэлбот (бас), военачальник англичан.

Действие происходит в Домреми, Реймсе и около Руана в 1429 году.

Пролог

Французское селение Домреми. Народ готовится к встрече дофина Карла, который должен принять власть после смерти короля Карла VI. Но сын английского монарха вторгся с войсками во Францию, захватил Париж и одержал ряд побед. Потерпев очередное поражение, Карл решает остановиться в Домреми, чтобы воины могли отдохнуть, собрать новые силы, а затем оказать помощь осажденному англичанами Орлеану. Люда, собравшиеся на площади, проклинают захватчиков. Король невесел. Ему приснилось, что Святая Дева Мария приказала сложить оружие и смириться с поражением. Крестьяне сообщают о некоей деве, увиденной ими в дремучем лесу. Отчаявшийся Карл, не в силах возвратить себе трон, просит проведать его в лес. Он будет молить святую о спасении Франции.

Часовня в глухом месте под Домреми. Жанна молит Деву Марию о помощи своей многострадальной Родине. Девушка просит даровать ей силу, чтобы она могла сама возглавить борьбу с иноземцами. Ее смущают голоса ангелов и злых духов. Они стараются привлечь Жанну на свою сторону. Духи обещают ей любовь и богатство, ангелы призывают выполнить свое предназначение. Жанна засыпает. Ее отец, крестьянин Жак, с неудовольствием наблюдает за действиями дочери. Он подозревает ее в еретизме и связи с дьяволом. К спящей Жанне приближается король. Она узнает своего монарха, объяснив удавленному Карлу, что его образ часто являлся ей во сне. Пламенные речи девушки о спасении Франции придают уверенность надломленному неудачной борьбой Карлу. Он вверяет ей свои войска, а вместе с ними и судьбу отчизны.

I действие

Лагерь англичан под Реймсом. После тяжелого поражения солдаты отказываются снова идти в бой. Их военачальник, лорд Тэлбот, в отчаянии. Женщины и дети ухаживают за ранеными. Рыцари требуют немедленного возвращения домой.

Приходит Жак. Он действительно подозревает дочь в еретизме и просит Тэлбота помочь ему. Пусть Жанна погибнет, но ее душа обретет спасение. Жак предлягаег англичанам план захвата отважной девушки...

Сад королевского дворца в Реймсе. Жанна, в полном боевом снаряжении. Она предалась воспоминаниям о родных и близких, ей хочется вернуться домой. Демоны вновь искушают девушку. В ее душе борются противоположные чувства. КарЛ не хочет расставаться с Жанной, вернувшей ему трон. Он признается ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Придворные сообщают, что коронация в Реймском соборе уже подготовлена. Король просит Жанну сопровождать его в этом ответственном для отчизны событии. Девушка идет впереди процессии, высоко подняв французские знамена.

II действие

Реймс, собор Святого Дионисия - место коронация французских монархов. Жанна в свите Карла VII. Народ поет гимн в честь победы над англичанами, прославляя Отчизну. Неожиданно появляется Жак. В тот момент, когда король благодарит девушку за оказанные услуги и предлагает воздвигнуть в честь нее собор, он бросает дочери обвинения в еретизме. Жанна молчит, упав к ногам Жака. Карл в недоумении. Отец хочет видеть свою дочь на костре, только так она сможет искупить свои грехи, погибнув как колдунья. Толпа проклинает Жанну и требует ее казни, лишь король колеблется: он любит девушку и верит в ее невиновность. Жак уводит дочь к англичанам.

III действие

Укрепленный лагерь англичан. Жанна, закованная в цепи, ожидает предстоящей казни на костре. Девушка погружена в раздумья. Входит ее отец, он слышит, как Жанна произносит молитву о защите своей Родины. Жак начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Он помогает дочери бежать из крепости. Выхватив у отца меч, Жанна устремляется на поле битвы, которое находится совсем рядом, так как французские воины, решившие спасти отважную девушку, осадили англичан. Исход битвы предрешен. Французы одерживают решительную победу, Карл торжествует, но в этот момент к нему в палатку вносят тяжело раненую Жанну. Девушка должна умереть. Жанна клянется, что ее совесть чиста и просит накрыть ее знаменами, символизирующими победу Франции. Она умирает на руках отца и короля.

К карнавальному сезону 1845 года (начинавшемуся почти сразу за рождеством) Верди, по договору с Мерелли, должен был написать оперу для театра «Ла Скала». Новый сюжет, увлекший композитора был найден в героической драме Ф. Шиллера «Орлеанская дева».

Великий немецкий писатель занимает первое место по количеству сюжетов, выбранных Верди в качестве основы для оперных либретто. По его драмам композитор создал четыре произведения - «Жанну д"Арк», «Разбойников», «Луизу Миллер» (по «Коварству и любви») и «Дона Карлоса».

В произведениях Шиллера Верди привлекли тщательно продуманная драматургия, настоящие, живые характеры и свободолюбивый пафос. В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: «сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно» . Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества. Не прошел Верди и мимо мистической стороны драмы Шиллера, до «Макбета» лишь в «Жанне» есть инфернальные силы.

Либретто (при участии композитора) написал Фемистокл Солера, который внес в сюжет значительные изменения. Оценить их однозначно очень непросто, но Верди их принял. В обработке Солеры сюжет «Жанны д"Арк» стал очень эффектным, с множеством контрастных ситуаций, с молитвами, проклятиями, запоздалым раскаянием. Но как и первые тексты этого талантливого поэта, но посредственного драматурга, это либретто имело ряд серьезных недостатков. Главный из них, как и прежде, заключается в отсутствии цельного драматургического развития. Опера представляет собой ряд эпизодов из истории средневековой Франции, связь которых иногда очень поверхностна. Поступки отдельных героев с трудом поддаются объяснению. Почему Жак, ревностный католик, проявляющий трогательную заботу о спасении души своей дочери, сам уводит ее к англичанам? Что происходит с ним, если вскоре он раскаивается в своем поступке? Он слышит молитву Жанны, но до сих пор это наводило его лишь на мысли о колдовстве. Почему Жак заключает союз с англичанами, врагами его Родины? На эти и многие другие вопросы ответы найти непросто.

Характеры действующих лиц получились поверхностными и односторонними. Жанна, за чью душу борются и ангелы, и демоны, искушающие девушку, после колебаний все же готова исполнить возложенную нее миссию. Пока она удерживается от соблазнов - силы не покидают ее и девушка достойно выполняет свой долг. Первое же испытание - любовь Карла отнимает ее могущество. Она не в силах противостоять обвинениям и в глазах народа из символа свободы превращается в ведьму. Искупить свой грех она может только смертью (как и в «Ломбардцах», здесь важен мотив искупления).

Жак предстает в опере как религиозный фанатик, что сближает его с Арвино из «Ломбардцев». Однако Жак выполняет и другую функцию. Он - орудие провидения, карающего Жанну за нарушение священного долга и прощающего в момент раскаяния и искупления.

Образ Карла достаточно шаблонный, это типичный «король любви». Он становится косвенным виновником гибели Жанны.

Музыкальная сторона оперы «Жанна д"Арк» оказалась очень неровной. Пожалуй, именно в отношении нее лучше всего подошли бы слова Асафьева: «но кто с вниманием пересматривает клавиры и оперные партитуры Верди, тому не приходится скрывать своего удивления перед сочетанием бурного обнаружения таланта, обнаружения неровного с грубыми провалами и гениальными находками, с суровой рабочей дисциплиной и постепенным овладением все более и более утонченным мастерством» . (Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. // Избр. труды, том 4. - М., Издательство АН СССР, 1955, С. 219)

Однако, при всех недостатках оперы, во многом связанных с малоудачным либретто, в произведении есть находки, которые получат применение в дальнейшем.

Важное значение в становлении и развитей образа главной героини приобретают четыре темы-реминисценции, составляющие основу музыкальной драматургии оперы. Одна из них - марш французов, который Жанна слышит в прологе и который убеждает ее выбрать истинный путь - путь спасения отчизны. Этот марш образует арку с заключительным актом оперы: в темнице подавленная и сломленная своим преступлением, Жанна вновь услышит его звуки, с ними обретет веру в возможное искупление. Этот образ позволяет М.Черкашиной провести аналогию с образом вагнеровского Тангейзера. (Черкашина М. Становление. - "Музыка", 1990, № 80, C. 124)

Хоры ангелов и демонов за сценой воплощают противоположные страсти, бушующие в душе Жанны - стремление следовать долгу и земные соблазны. Беззаботной, легко запоминающейся мелодии хора демонов, предвосхищающей песенку герцога из "Риголетто", противопоставлена мелодия хора ангелов, сопровождение арфы придает ей оттенок чистоты и возвышенности. Борьба этих чувств наглядно показана уже в прологе, где сначала поочередно, а потом вместе (в контрапункте) звучат обе темы хора.

Первый акт становится ключевым в драме. Если в прологе Жанне удалось устоять перед искушениями, то теперь она не в состоянии бороться со своими чувствами. Три проведения мелодии из хора демонов (последнее ff в tutti) в сцене и арии Жанны символизируют временную победу инфернальных сил.

Центральный эпизод I акта и оперы - дуэт Жанны и Карла. Это один из самых протяженных дуэтов-поединков в операх Верди. В нем можно выделить несколько разделов - этапов борьбы между Жанной и Карлом. Первый раздел завершается хором ангелов - девушке удалось устоять перед порывом короля. Второй раздел строится на теме любви Карла. Небольшой хор придворных создает контраст стремительно развивающемуся действию. Заключительный раздел дуэта наступает с возвращения темы любви, которая переходит в партию Жанны. С площади доносится хор французов, одержавших очередную победу. Чеканная маршевая мелодия хора создает яркий контраст с кантиленной мелодией партии Карла и трепетными, робкими ответами главной героини. Сочетание ярких сценических планов - прием, который Верди будет часто применять в кульминационных сценах опер.

В опере «Жанна д "Арк» немало гармонических и оркестровых находок. Наиболее интересны в этом отношении хоровые эпизоды. Хоры в опере очень разнообразны и продолжают традицию героических произведений композитора. Вместе с тем, ощутимы влияния Мейербера и Галеви - композиторов французской школы. Хор интродукции своей оркестровкой и мелодической линией заставляет вспомнить потрясающую мощью и мастерством сцену освящения мечей мейерберовских «Гугенотов».

Один из лучших эпизодов оперы - грандиозная сцена финала второго акта - фанатичная толпа проклинает еретичку, хотя еще недавно ей поклонялась. Драматургия этой сцены аналогична сцене из «Дочери кардинала» Галеви - оба финала поражают силой эмоционального воздействия, хотя на наш взгляд, Галеви более убедительно удалось передать постепенное нарастание народного гнева. Хор крестьян из пролога предвосхищает хоры ведьм из «Макбета», а сцена грозы - знаменитую грозу из «Риголетто».

В опере использована тембровая драматургия. Лейттембр флейты сопровождает Жанну на протяжении всего ее пути, появляясь в увертюре. Это придает ее партии лирически возвышенный элегический характер. Иногда к флейте присоединяются гобой и кларнет, придающие образу черты таинственности.

Увертюра строится на сопоставлении нескольких тем, в опере не встречаюшнхся. Однако, их интонационное сходство с некоторыми темами оперы очевидно. Драматическая первая тема увертюры тесно связана с темой англичан, открывающей первый акт и представляет собой ту же мелодию, только в обращении. Начальной теме увертюры противопоставлена тема Жанны, связанная с ее лейттембром. После вторичного проведения темы англичан увертю,а завершается ликующим маршем (сохранена ведущая роль деревянных духовых), символизирующим окончательную победу.

Патриотичней характер оперы «Жанна д"Арк» продолжает линию «Вильгельма Теля» Россини и подводит к созданию еще трех опер, развивающих эту героическую тематику - «Атиллы», «Битвы при Леньяно» и «Сицилийской вечерни», в которых в полной мере будут реализованы стремления композитора отразить актуальные национальные проблемы.

По своим отдельным музыкальным достоинствам «Жанна» не уступала бы другим произведениям композитора, если бы не проигрывала им в драматургической цельности. Тем не менее, премьера оперы, состоявшаяся в «Ла Скала» 15 февраля 1845 года, прошла с большим успехом.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации