Автокондиционер не охлаждает воздух причины. Не работает кондиционер в машине: причины

А пока для понимания, давайте рассмотрим как именно устроена система автокондиционера. Это необходимо что бы более досконально разбираться в возможных причинах и понимать причины их появления. Схема работы автокондиционера представлена на рисунке ниже:

  1. Конденсатор кондиционера, он же радиатор
  2. Компрессор кондиционера
  3. Расширительный клапан
  4. Испаритель (стоит в салоне автомобиля)
  5. Фильтр осушитель

Так же на магистрали 5-3 обычно установлен датчик давления кондиционера 2-х,3-х, или 4-х проводной. А рядом с испарителем «4» устанавливается датчик температуры. он кстати может находится и в расширительном клапане.

Стоит отметить что датчиков давления иногда бывает два, дополнительный ставят на магистрали 3-2.

Как работает автокондиционер:

Газ (фреон) который находится в системе сжимается в компрессоре «2», соответственно как у каждого газа при сжатии увеличивается его температура. Затем по трубке высокого давления он поступает в конденсатор (радиатор), где охлаждается вентилятором системы охлаждения. Вы замечали что при включении кондиционера у вас автоматически включается вентилятор радиатора? Это как раз нужно для охлаждения газа и понижения его давления.

Из радиатора он поступает в фильтр осушитель, раньше их делали отдельным элементом, сейчас в основном он идет вместе с конденсатором (радиатором) кондиционера, такой цилиндр сбоку он радиатора. Давление в данной магистрали по прежнему достаточно высокое.

Проходя через расширительный клапан «3» (в самом простом варианте расширительный клапан — это заужение канала) резко падает давление. Газ подходит к клапану в узкой трубке высокого давления, а после клапана попадает в пространство большего объема — испаритель. За счет такого скачка давления и происходит резкое падение температуры и кондиционер начинает холодить.

Весь процесс контролируется блоком управления или датчиком давления и датчиком температуры — это очень важный момент, для понимания причин по которым не работает кондиционер.

Причины по которым не работает кондиционер:

Конечно если у вас есть утечка газа из системы кондиционирования — это можно обнаружить если при заправке добавить ультрафиолетовый краситель, кстати его очень редко используют заправщики с манометрами, в установке, которую используем мы впрыск добавки и масла происходит автоматически, что позволяет быстро находить явную утечку и своевременно устранять причины.

Это самая простая причина, ее можно не учитывать. В нашей практике есть множество других интересных случаев, по которым может не работать автокондиционер, итак начнем с симптомов:

Кондиционер выключается в жару

Скорее всего забит конденсатор (радиатор) системы кондиционера. Грязь и тополинный пух забиваются между сот радиатора и между радиаторами охлаждения двигателя и препятствуют прохождению воздуха через соты. Вот для примера несколько фотографий забитых радиаторов. На данных фото показан основной радиатор системы охлаждения, а радиатор кондиционера стоит раньше него и грязи «ловит» в несколько раз больше:

Что происходит в данном случае в системе? Давление после компрессора не уменьшается в радиаторе, газ не остывает, а наоборот нагревается еще больше и давление растет еще больше. Датчик давления отключает питание на компрессор кондиционера, он перестает сжимать газ — процесс останавливается.

Что делать если кондиционер выключается?

В данном случае — чистить конденсатор (радиатор) кондиционера. А так же мыть радиатор системы охлаждения. Если у вас под руками нет установки, куда можно скачать газ из кондиционера, тогда сливайте антифриз, снимайте радиатор охлаждения двигателя. Если просто выпустить газ в атмосферу, придется обращаться за полной заправкой автокондиционера. Далее чистите и продуваете вначале его, а потом нежно поливаете изнутри конденсатор кондиционера, прочищаете щеткой и продуваете сжатым воздухом.

После проведения данных мероприятий у вас 100% перестанет выключатся кондиционер в жару. А так же приятным бонусом будет ощутимое понижение температуры в салоне вашего автомобиля.

Остальные симптомы обязательно рассмотрим следующих статьях.

В этом году мы переживаем жару, которая бьет все рекорды и это значит, что кондиционеру в вашем автомобиле приходится работать с повышенной нагрузкой для того, чтобы вам и вашим пассажирам было прохладно и комфортно в салоне. Неудивительно, что многие люди говорят, что им нравится когда кондиционер нагнетает ледяной воздух. И действительно, а кому это не понравится? Однако, если ваш кондиционер охлаждает воздух не так хорошо как ранее, то есть вероятность, что под капотом автомобиля затаилась проблема.

Почему кондиционер не охлаждает? Имеется три обычные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей в случае, когда их кондиционер, мягко говоря, не блещет при охлаждении воздуха:

  • Имеет место утечка хладагента (в народе, хладагент принято называть фреоном независимо от марки последнего).
  • Имеет место проблема с электричеством.
  • Неправильный уровень (количество) хладагента.

Если имеет место утечка фреона в автомобиле, то воздух, поступающий через систему вентиляции, не остывает до температуры, которую вы устанавливаете на панели управления. Вместо этого воздух, который должен был охладиться, поступает с комнатной температурой. Очень важно устранить утечку сразу же после ее выявления, потому что воздух и влажность, которые через эту утечку попадают в кондиционер, могут привести к поломке компрессора — насоса, который сжимает и перегоняет хладагент внутри всей системы.

Если же в автомобиле присутствует проблема электрического характера, то это значит, что вентилятор или его мотор перестали работать. В результате воздух должным образом больше не поступает через систему вентиляции. Пыль и мусор могут стать причиной проблем в работе. С другой стороны, это может быть результатом блокировки или некачественного электрического соединения. Удаление явной причины блокировки может быстро и легко решить проблему. Однако, если проблема в электрических цепях, то решить ее может быть гораздо сложнее.

Третья обычная причина неудовлетворительной работы кондиционера — это неверное количество фреона в системе. Если его слишком много или слишком мало — кондиционер не будет функционировать должным образом. Признаками такой проблемы могут быть слишком сильный шум, исходящий от компрессора кондиционера или слишком частые включения и выключения кондиционера.

Нерегулярное обслуживание автомобиля может стать причиной любой из этих проблем. Точно также как система отопления и охлаждения у вас дома, автомобильный кондиционер необходимо регулярно проверять перед началом каждого сезона. Зимняя проверка кондиционера также важна, как и летняя, когда вы с большой вероятностью будете им пользоваться для охлаждения воздуха.

Таким образом, если температура недостаточно холодная, вы слышите слишком громкий шум кондиционера или он не включается и выключается с должной регулярностью, то, возможно пришло время менять компрессор.

20 февраля 2017

С целью повышения комфорта для водителя и пассажиров большинство легковых машин оснащается не только системами отопления, но и охлаждения салона, причем в базовой комплектации. Такое удобство имеет и обратную сторону – возрастает цена авто и повышается расход горючего, особенно в городских пробках. Вдобавок конструкция автомобиля усложняется новыми деталями и агрегатами, требующими периодического контроля и обслуживания. Чтобы принимать правильные решения в случае возникновения неполадок этих узлов, владельцу желательно знать, как проверить компрессор кондиционера и автомобильную систему охлаждения салона в целом.

Устройство системы кондиционирования

Для проведения самостоятельной диагностики хозяин авто должен понимать общий принцип работы кондиционера, из каких деталей он состоит и где они располагаются. Система включает в себя такие элементы:

  1. Внешний теплообменник (техническое название – конденсор), устанавливаемый перед радиатором охлаждения двигателя либо рядом с ним.
  2. Внутренний теплообменник (испаритель). Спрятан под передней панелью автомобиля.
  3. Компрессор с электромагнитной муфтой стоит около двигателя и соединяется с ним ременным приводом.
  4. Магистрали в виде трубок, соединяющие оба теплообменника. По ним движется специальное вещество – хладагент (фреон).
  5. Вентиль терморегулирующий (ТРВ). Чаще всего находится под торпедо.
  6. Ресивер – осушитель в виде вертикального бачка. Устанавливается в подкапотном пространстве неподалеку от конденсора.


В некоторых моделях авто наружный теплообменник оборудован собственным электрическим вентилятором.

Работа любого кондиционера, в том числе и автомобильного, зиждется на свойстве фреона закипать и испаряться при невысокой температуре. В момент испарения, происходящего во внутреннем теплообменнике, это вещество отнимает много тепла из салонного воздуха и таким образом охлаждает его. После газ перемещается в компрессор, который поднимает его давление и температуру. Дальнейший процесс идет так:

  1. Горячий газообразный хладагент нагнетается в наружный теплообменник, обдуваемый потоком воздуха, и там конденсируется, отдавая забранное из салона тепло.
  2. Превратившись в жидкость, хладагент проходит через ресивер, отделяющий влагу, и попадает в ТРВ.
  3. После вентиля давление жидкого фреона снижается и он снова направляется к внутреннему радиатору, чтобы испариться.

Работа системы кондиционирования управляется электроникой , отключающей ее в случае превышения максимального давления фреона или при низкой температуре окружающего воздуха (-5 °С и меньше).

Почему важно следить за состоянием кондиционера?

Главная причина – дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Стоимость заправки фреоном стартует от 1000 руб, а замена поломанного компрессора может обойтись и в 1000 у. е. Малоопытные водители нередко «попадают на деньги» в следующих ситуациях:

  • продолжают эксплуатировать барахлящий кондиционер, отчего выходит из строя компрессор или ТРВ;
  • покупают подержанную машину с неисправной системой кондиционирования, не подозревая, во что это выльется.

Ушлые продавцы авто на вторичном рынке зачастую отключают неисправный охладитель с целью обмана покупателя – снимают приводной ремень, выпускают фреон из контура и так далее. Чтобы избежать лишних затрат после приобретения, надо знать, как проверить работу кондиционера в автомобиле. При подозрении на неисправность вы сможете потребовать снижения цены на величину ремонта .

Когда кондиционер начинает плохо охлаждать воздух, а то и вовсе отказывать, желательно сразу проверить его работоспособность. При утечке либо перегреве фреона одинаково страдает наиболее дорогостоящий агрегат – компрессор.

Диагностика системы охлаждения салона

Лучший способ досконально разобраться с кондиционером – обратиться в специализированную мастерскую, где герметичность системы испытают вакуумным стендом и проконтролируют работу нагнетателя, ТРВ и ресивера. Если подобной возможности нет, вам придется действовать самостоятельно. Ниже представлен алгоритм, как проверить компрессор кондиционера и остальные элементы климатической установки:

  1. Запустите двигатель и нажмите кнопку «А/С» включения охладителя. Если в машине установлен климат-контроль, отрегулируйте его на минимальную температуру воздуха.
  2. Проверьте подачу холодного воздуха через салонные решетки на холостом ходу и в процессе движения.
  3. Нет или мало холода при работе двигателя на месте? Скорее всего, внешний радиатор забит грязью и листьями, его нужно срочно прочистить. Иначе фреон в трубках перегреется, давление поднимется и может случиться прорыв либо излишек газа будет сброшен клапаном в атмосферу.
  4. Заглушите мотор и откройте крышку капота. Найдите все узлы и трубки охлаждающего контура – ресивер, конденсор и компрессор. Отличить последний от насоса гидроусилителя руля можно по трубкам, идущим к радиатору.
  5. Срабатывание электромагнитной муфты компрессора вы можете проверить без фреона в системе и даже без приводного ремня. Для этого отключите от нее штатный разъем и куском провода соедините контакт с плюсовой клеммой аккумулятора. Муфта должна сработать и «подтянуть» шкив, чтобы ремень мог вращать ось нагнетателя.
  6. Снова заведите двигатель, включите систему в режим охлаждения и возьмитесь ладонью за толстую трубку, идущую из салона к компрессору. В течение 3-5 сек. после включения она должна стать ледяной. Если это не так, то в контуре нехватка хладагента из-за утечки через соединения или пробитый радиатор.
  7. Аккуратно потрогайте трубку, соединяющую нагнетатель с конденсором. При температуре на улице до 20 °С она должна быть теплой, а во время жары – сильно горячей.
  8. Прикоснитесь к тонкой магистрали, проложенной от внешнего радиатора внутрь салона. Она не должна быть очень горячей в любую погоду.
  9. Напоследок внимательно осмотрите стыки и видимую часть конденсора на предмет масляных потеков, свидетельствующих о разгерметизации системы.

Подобное тестирование нельзя назвать объективным, ведь обычный автолюбитель может и ошибиться. Поэтому при малейшем подозрении стоит посетить автосервис при первой возможности.

Определенные сложности с диагностикой системы кондиционирования возникают в зимнее время, когда электроника не желает включать охлаждение из-за низкой температуры воздуха. Чтобы его запустить, следует прогреть двигатель до рабочей температуры и максимально натопить салон . Тогда сработают соответствующие датчики и кондиционер включится, если он исправен.

Если при покупке авто вам говорят, что система кондиционирования работает, но просто порвался ремень или надо заправить фреон, не доверяйте такому продавцу. Досконально проверить охладитель без привода вы не сможете, поэтому сразу договаривайтесь о снижении цены автомобиля на 300-500 у. е.

Если стоя в пробке, вы обнаружите, что ваше транспортное средство стало перегреваться, а также, значительно увеличился расход бензина, то с высокой долей достоверности можно утверждать, что не работает кондиционер в машине. Есть, конечно, и другие типовые отличительные признаки неисправности работы кондиционера: перегрев отсека двигателя автомобиля, масляные пятна под машиной, проскальзывание ременного привода электрической муфты, стойкий неприятный запах в салоне и так далее. Если вы обнаружите у себя хотя бы часть этих признаков, то в срочном порядке нужно произвести ремонт кондиционера, в противном случае, при длительной эксплуатации неисправной системы кондиционирования, она может повредиться на столько сильно, что восстановлению уже подлежать не будет.

Что может поломаться в автомобильном кондиционере?

Самой распространенной причиной, по которой перестает работать автомобильный кондиционер, является поломка конденсора . Причины, по которым он выходит из строя можно назвать бытовыми. Чаще всего виновника являются грязь, пух, пыль и мусор, которые попадают в систему кондиционирования, после чего оседают в хомутах и на гайках каркаса. После того, как их скапливается критическое количество, они начинают двигаться по системе дальше, после чего постепенно заполняют пространство между конденсором и радиатором. В данном случае на много проще производить не ремонт автомобильных кондиционеров, а проводить превентивные меры: при каждой мойке транспортного средства уделять время прочистке пространства между конденсором и радиатором.

Второй по распространенности причиной, по которой может не работать автомобильный кондиционер является неисправный испаритель . Чаще всего это связано с коррозией, причем она может быть как внутренней, так и внешней, загрязнением дренажных труб, а также по ряду других менее распространенных причин.

Третьей распространенной причиной неправильной работы кондиционера в автомобиле является закупорка каналов системы кондиционирования . Происходит это, чаще всего, из-за человеческого фактора. Суть в данном случае заключается в том, что во время заправки системы технология соблюдается не полностью и вместе с фреоном в нее попадает ряд нечистот.

Все эти причины хорошо известны специалистам компании Арена Трак, являющейся официальным дилером в Ростове-на Дону не только грузовиков Фусо,Исузу,Бау, но и дилером холодильного оборудования и кондиционеров. На сайте компании arenarostov.ru/servis-and-spares/servis/ вы узнаете и о других видах ремонта холодильно-обогревательного оборудования, включая и кондиционирование.

Как самостоятельно закачать фреон в автомобильный кондиционер?

К сожалению, система кондиционирования автомобиля является очень сложным устройством и произвести ее ремонт можно только в том случае, когда поломку можно назвать незначительной. Это значит, что автовладельцы самостоятельно могут заняться только заправкой фреона, да и то, очень аккуратно и с соблюдением всех существующих рекомендаций. А вот если не включается кондиционер в машине по причине выхода их строя испарителя или же компрессора, то придется везти машину на ремонт к профессионалам.


Чтобы заменить фреон, вам следует обратиться к сервисной книжке автомобильного кондиционера вашей машины, из которой следует узнать, на какой именно марке фреона он работает. Если же вы не знаете, какой именно кондиционер стоит у вас, а также на него нет сервисной книжки, то можно пойти на небольшой риск и исходить из правила, что в автомобилях, выпущенных до 1995 года, кондиционеры работают на фреоне CFC-12 , а в автомобилях выпущенных позже 1995 года устанавливались и устанавливаются кондиционеры, которые работают на фреоне R134 .

После того, как вы определитесь, какой именно фреон следует залить, а также купите его в специализированном магазине, можете переходить непосредственно к процедуре залива:
1. Заведите автомобиль, поставьте его на нейтральную передачу и поднимите рукоятку стояночного тормоза.
2. Прижмите баллон с жидкость к шариковому клапану автомобильного кондиционера и начинайте очень аккуратно откручивать его вентиль.
3. Как только баллон будет открыт, садитесь в салон и начинайте газовать. Делать это следует до тех пор, пока в салоне не появится легкий холодок.

Отметим, что часто проблема с автомобильным кондиционером заключается в его засоре. Обязательно проверьте этот момент и если выявите проблему, то ознакомьтесь с нашей статьей о том, как производится , в которой в простой и доступной форме разъясняется этот процесс.

На проблемы с системой кондиционирования автовладельцы зачастую обращают внимание лишь тогда, когда температура за окном авто существенно возрастает, то есть в жаркие летние дни. Именно тогда выясняется, что плохо охлаждает кондиционер в машине и поездка утрачивает значительную часть своего комфорта.

На самом деле, причины недостаточно интенсивно работающей системы кондиционирования могут заключаться не только собственно в неисправном кондиционере. Есть и другие возможные неполадки, на которые автолюбителю стоит обратить внимание.

Плохо холодит кондиционер в автомобиле - источник неисправности

Помимо кондиционера источниками неисправностями могут быть:

  1. Радиатор-конденсор, который обычно расположен либо перед основным радиатором, либо непосредственно перед его декоративной решеткой. В процессе движения он часто забивается грязью, пухом или насекомыми и воздух в систему кондиционирования перестаёт поступать в достаточном количестве.
  2. Не включился вентилятор радиатора, однако это необязательно говорит о том, что он сломан.

В особенно жаркие дни нередко

возникает ситуация, когда автомобиль постоял на солнцепеке, после чего кондиционер резко перестал работать. После того как он проехал определенное расстояние и слегка охладился, он включается как ни в чем не бывало. Это происходит из-за того, что система перегревается, повышается давление в контуре между компрессором и клапаном терморегуляции. Защитный механизм автоматически отключает компрессор, а запускается он, только когда система остывает в достаточной степени.

Зачастую после восстановления нормальной работы кондиционера, автовладельцы забывают об этом эпизоде, однако его не стоит оставлять без внимания. Для того чтобы такие аварийные отключения системы в ближайшем будущем не привели к серьезным поломкам, необходимо осуществить промывку радиатора конденсора и радиатора системы охлаждения двигателя.

Выполнить данную операцию

самостоятельно достаточно сложно, потому что отмыть радиаторы при помощи обычной струи воды не представляется возможным - чаще всего потребуются специальные составы. Некачественная же промывка не будет иметь эффект и проблема достаточно быстро возникнет повторно. Кроме того, если неправильно выбрать силу струи и угол её падения, можно легко повредить соты радиатора, поэтому данную работу лучше доверить профессионалам.

Для того чтобы подобных проблем не возникало в дальнейшем, стоит защитить радиаторы специальными сетками, которые станут надежной преградой на пути грязи и пыли.

Кондиционер не охлаждает - возможные поломки

Основная неисправность кондиционера, с
которой связан недостаточный уровень охлаждения, — утечка фреона. Чаще всего данная неисправность локализуется в компрессоре, и установить место утечки «на глаз» не представляется возможным.

Причинами утечки в компрессоре могут быть:

  • механические повреждения корпуса;
  • изношенные прокладки и сальники.

Даже при отсутствии утечек количество хладагента в системе может быть недостаточным, тогда потребуется дозаправка. Проводить данную операцию лучше примерно раз в год, обязательно совмещая её с заливом масла в систему кондиционирования. Важно помнить, что избыток фреона в системе так же вреден, как и его недостаток, так как в этом случае компрессор работает с повышенной нагрузкой и гораздо быстрее изнашивается. Именно поэтому данную операцию можно доверять только профессионалам.

Другая проблема, которая влияет на уровень охлаждения, — загрязнение системы, в которой в процессе работы накапливается большое количество металлических частиц. По мере загрязнения
фильтра мощность кондиционера ослабевает.

Среди других поломок, которые наиболее часто оказывают влияние на качество работы кондиционера стоит назвать:

  1. Изношенный подшипник шкива, который при работе кондиционера даёт хорошо различимый стук. Не стоит ждать, пока он развалится окончательно, и систему заклинит – лучше поторопится с заменой.
  2. Если кондиционер периодически не включается даже без перегрева автомобиля под прямыми солнечными лучами, это вероятнее всего говорит о неисправной муфте кондиционера. Периодически отходящие контакты - один из важных показателей наличия неполадок в данном устройстве на начальной стадии их возникновения.

Особенности выявления неисправностей системы кондиционирования в автосервисе

Итак, кондиционер в машине не охлаждает салон в достаточной степени, и в поиске ответа, почему так, автолюбитель отправляется в специализированный сервисный центр. Как будет происходить диагностика неисправностей?

Для того чтобы выявить
место утечки фреона, в системе используют течеискатели и ультрафиолет. Использование течеискателя основано на поиске облака фреона, а потому точность такой методики может быть недостаточной.

Для того чтобы максимально точно определить место утечки используют ультрафиолетовый краситель. Мастера в сервисе осуществляют полную заправку системы, добавляя во фреон ультрафиолетовый краситель. После короткого периода эксплуатации автомобиля систему просвечивают ультрафиолетовой лампой, что позволяет достаточно точно выявить место утечки.

Для диагностики состояния кондиционера в автосервисе также используется следующее оборудование:

  • заправочная консоль с манометрами, которая позволяет максимально точно определить давление в системе;
  • тестеры и мультисканеры, обеспечивающие высокоточную компьютерную диагностику оборудования.

Не имея под рукой всех вышеперечисленных средств, осуществить качественную диагностику и ремонт кондиционера не представляется возможным, поэтому при недостаточной степени охлаждения салона лучше не откладывать визит в автосервис.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации