Дух и душа в православии. "Душа" и "Дух" - в чём отличие этих понятий

Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.

"В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества" (св. Феофан Затворник)

Следуя свв. Отцам, человеческий дух - не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души".

По слову св. Игнатия Брянчанинова, "существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога". Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами. Человеческий дух есть разумное начало в силу чего свв. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов). По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В тоже время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему. "Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное - умственному и бесплотное - бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним", - говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна. Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом - Богом. "Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом" (св. Кирилл Иерусалимский)

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе.

"Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев.17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: "Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?" - отвечает: "Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек" (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: "Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе"

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе.

"Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще - то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или

неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе - к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце)

Принимаюсь за то, что было прервано, - именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни - мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек - это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: "Что значит человек в общей совокупности творений?" Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец - в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, - и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это - Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше - стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и ведены бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе - воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными - назовем так - чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, - чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого - наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше - наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи - сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

Одуховлена ли Ваша душа?"

Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХ и ДУША

религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно, материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыханиядуша сопрягалась со вдохом, а дух - с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них; к этому взгляду восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия); связанное же существование души выражается понятием экзистенции, т. е. "бытия-между" плотью и духом. Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Т. о., взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга; названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как эмерджента, т. е. уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.

В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.

Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день". Итак, суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания; по существу же эти суждения суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себетождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус"; перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.

Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоул ках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной т. зр., душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и т. п. С другой т. зр., душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию; она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида. Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть симметрично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".

Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бодхисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу притяжением к фальшивому идеалу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов - ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисполни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Ал. Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской фукцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа; человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего его от Бога.

Неполное определение ↓

076.19022015 Звездные лоцманы — исследователи граней реальности. Они находятся в вечном поиске, их корабли бороздят просторы Вселенной. Звездные лоцманы помимо исследовательских задач ставят перед собой определенную цель — чертить звездные карты Космоса.

На сегодня, то есть 19 февраля 2015 года известно примерно 777 тысяч карт. Многие из них зашифрованы а ключи хранятся в тубусах. Тубус за плечами — характерная особенность звездного лоцмана. В тубусе находятся все звездные карты Космоса. За звездными лоцманами охотятся пираты. Эта тема наиболее излюбленная студиями Золотого Каньона. Звездные лоцманы сообщают нам немало интересного о мире. Свои находки они передают в Большую Сатаронтскую библиотеку. Что интересненького будет на этот раз? Что нибудь поинтереснее.

Многие ли четко знают о духе и о душе? Как они соотносятся друг с другом? Какую роль в эволюции им отводится? Пора прочистить окуляры внимания и навести резкость в этом вопросе. Раммон Аден известен не только как основатель школы эзотерических искусств в Пасадене, но как звездный лоцман. Ему и слово.

ДУША И ДУХ. (тема ну очень серьезная!)

Понятия «душа» и «дух» очень часто путают друг с другом. Нередко их считают синонимами. Раммон Аден утверждает, что «человек есть обитающий в теле дух,
у которого есть душа. Дух - то, чем он является, а душа - то, чем он обладает». Дух есть та божественная, бессмертная и вечная часть, искра божественной
эманации, которую мы храним в глубочайших тайниках нашего существования. Это сила Бога, вечный и неугасимый свет которой освещает нас в решающие моменты
нашей жизни. Бога можно уподобить огромной массе воды, которая с головокружительной быстротой рассеивается на миллионы капелек, эквивалентных духу отдельного
человеческого существа. Таким образом, человек представляет собой воплощенный в теле дух.
Душа - обладающая разумом животная часть, или скорее то, что мы называем личностью, постепенно формирующейся в результате соединения духа и тела. Когда человек
испытывает печаль или погружен в глубокую депрессию, именно душа ощущает это прежде всего. С другой стороны, когда кто-то говорит «Я — то, что я есть» -
именно дух заявляет о себе таким образом.
Главная цель человека состоит в достижении брачного союза между душой и духом. Для этого необходимо воспитывать душу, наделяя ее сознательностью и разумностью.
Душа подобна молодому животному или малому ребенку, которого мы должны подчинить своей воле, чтобы научить его послушанию в любое время, ибо если случится
иначе, то это будет означать, что нами руководит животная часть.
Когда душа обретет сознательность и разумность, мы сможем поступать по своему усмотрению с силами Природы.
Герметический закон Связи гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Применяя его к человеку, то есть микрокосмосу, мы можем утверждать,
что все находящееся у нас внутри существует также и вне нас и, таким образом, тот, кто подчинил себе свою внутреннюю природу, сможет также добиться власти
и над природой внешней.

Алхимия, традиционное искусство оккультизма, учит тому, как превращать простые металлы в золото. В духовном смысле алхимическая трансмутация символизирует
переход страстей в добродетели. Душа, сбрасывающая шлак неукротимых эмоций и низменных страстей, подобна сверкающему золотому щиту, который защищает человеческое
существо от зла и нищеты.

и тут рассеялась мгла и сквозь туман проявились строки из Энциклопедии юных Сурков:

И сказал Господь душе:
Я даю тебе миллион лет – для тебя это вечность – даю, чтобы ты познал созданные мною Законы этого Мира. Познав их, ты сможешь стать моим помощником.
- Ты готова?
- Да.
- Тогда иди и готовься к воплощению.
- А что такое воплощение?
- Ты утратишь свободу, но обретешь физические формы, называемые телом. У этого тела есть органы чувств с помощью которых ты и будешь познавать мир.
- но это же неудобно. Зачем такие ограничения? Я не могу воспринимать весь спектр излучений мира.
- я компенсирую тебе этот недостаток. У тебя останется второй механизм контакта с миром – непосредственно, этот способ называется интуицией. Ты будешь жить в сердце, самом важном органе физического тела.
Эти два механизма в совокупности будут давать тебе главное – адекватно воспринимать мир во всём спектре излучений.

Запомни тайну – эти два механизма должны быть в равновесии.
Эту тайну знает душа, но не тело. Воплощённое в тело, ты забудешь мои слова, так как у тебя пока нет механизма памяти, созданного физическим телом.
Ты должен сам, понять, осознать эту тайну. Рано или поздно ты это сделаешь, значит ты на правильном пути.
Тебя вдруг озарит, это будет вспышка осознания этого мира.

Озарено 25.06.2018:

Душа это невидимая космическая эманация, которая состоит из элементов не подверженных порче. По внешнему виду душа напоминает туман, по консистенции — пыль. Эта пыль окутывает физическое тело, повторяя его формы.

Мне могут возразить — а эфирное тело? Да, оно тоже повторяет контуры тела человека, но у души и эфирного тела различные функции. И не надо путать эти две субстанции тонкого мира.

Да, они невидимы глазом, но эфирное тело все-таки можно рассмотреть, если поднять свою ладонь к свету. Посмотрите повнимательнее — будто есть что-то вокруг ваших пальцев. Да? Поздравляю — это и есть ваша защитная форма — эфирная оболочка.

Теперь вернемся к душе. Душа не только закрывает собой тело, она ещё предохраняет тело от гниения, разложения. А этот процесс зависит от того, сколько вибраций Зла набрал человек.

Опять же — вы можете возразить — во Вселенной нет ни добра ни зла. Эту дуальность мира придумал человек, который когда-то расщепил свой разум, изолировав его от Вселенского Разума.

Именно тогда, человек изолировал себя от Бога и автоматически создал Зло. Но это понятие появилось только в человеческой стадии развития души. В животного мире Зла нет. Там есть инстинкты.

Спросите меня? Почему так? И я отвечу — только человек создал и создает самые совершенные способы убийства себе подобных. И других примеров Зла немало. Человек кроме Бога создал, для развлечения или устрашения себе подобных — Дьявола. Ах, как удобно и заманчиво стремиться к власти, чтобы угнетать себе подобных.

Вот вам и ещё один признак Зла. Не призрак, а реальная сила.

И от этого Зла, которое стало обладать реальной энергетикой, и защищает душа тело. Если бы душа не защищала тело, то тело распалось бы за считанные дни.

Чтобы выполнять свои функции, душа непрерывно питается извне. Ведь космос един. Космос в отличие от Хаоса это духовный дом. Только глупцы воспринимают космос как пустоту.

Но… Пустота… Это понятие доступно (в самом глубоком аспекте) для понимания только Лично я не отношусь к их числу. Но я изучаю Дзен насколько могу.

Душа может заболеть как и тело. Душа имеет своего повелителя — Духа. Если заболел дух, то болеет и душа. Заболевая, душа передает свой недуг физическому телу.

Надо четко разделять понятия души и духа в практике нашей жизни чтобы знать, когда лечить душу, а когда тело.

Многие монахи, гуру, святые, йоги, адепты, посвященные способны подчинять себе физическое тело. Если вы осознаете себя как воплощенный Дух то это первый шаг к этому искусству.

У души есть и другие задачи, например, жизнь после смерти физического тела. Душа покидая тело, обвивает дух и не покидает его до следующего воплощения.

Но если человек не верит в бессмертность своей души, то энергетика Неверия рассеивает душу человека и Дух, освобожденный от души, покидает путь развития. Сансары для него нет. Дух сливается с Духом Вселенной.

А душа постепенно рассеивается в пространстве.

Всё есть вибрация. Это надо знать. Чем больше частота вибраций, тем больше энергетика объекта, явления. Стремиться к Святости — значит сознательно повышать свою энергетику.

У добрых людей энергетика однозначно выше. Душа постоянно растет, от воплощения к воплощению. В ней и отрицательные и положительные вибрации. Это условно. Отрицательные — низкая частота, положительные — высокая частота. Каждая душа обладает своей структурой накопленных энергий.

Нет во Вселенной душ только положительных или только отрицательных. Выбирая свой путь, человек будет наращивать либо минус либо плюс своей души. Как поет Высоцкий — душа обязана трудиться и день и ночь.

Если душа тяготеет к телу, то она набирает минус. Таких людей видно издалека. Люди страдающие заболеваниями из—а склонности к обжорству. К примеру.

Если душа тяготеет к духу то она набирает плюс. В разных странах различно отношение к этому. В Индии, например, это легче, в России сложнее — у нас мат перемат считается национальной культурой. У нас отношение к людям с высокой духовностью — презрительное — очкарик, интеллигент сопливый. Это всё от низкой культуры изначально. Но россиян дурят юмористы. Они — говорят — Россия — страна высокой духовности. Ау! Можно щелкнуть пальцами. Вы, юмористы, это кому говорите? Сейчас мат даже в ТВ попадает! На ТНТ сплошная похабщина.

Душа предоставляет телу возможность развиваться как в одну, так и в другую сторону. Тут на арену выходит ЭГО человека. Вот где схлестываются противоположности! Эго стремится к власти, богатству, манипуляциям и т.д. Всё это противно природе души.

Единственно, что может гарантировать тело — полное излечение от всех болезней, если человек выбирает не Эго, а душу.

Как лечит душа? Я вам и это расскажу.

Тема обширна а потому никогда не будет полностью раскрыта. Будут обновления, комментарии Автора. Тема будет продолжена. если есть вопросы — пишите. делайте комментарии.

Про: TokiAden

Хроники обитателей миров нашей галактики я веду на авторском блоге Полигон фэнтэзи. Авторский блог открыт в 2013 году. А в 2014-м открыл эзотерический сайт Грани реальности. Потому что мой дом, моя родина - вся галактика. Как устроены тонкие миры. Как работают законы мироздания. Что есть духовность, Творец, смысл Сущего... Поделится с читателем своим духовным опытом и знаниями о мире. Это мои цели.

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как объясняют эти два слова: душа и дух - в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа - это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Дух - это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух - это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух - совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать . Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

На моих семинарах и вебинарах мне часто задают такой вопрос: «душа и Дух - это одно и тоже?» или «разве Душа человека и Дух человека - это не одно и тоже?»

Разумеется, душа и Дух - это не только не тождественные, но очень разные понятия, очень отличающиеся составляющие части человека.

Моё тело максимально проявлено, материально, объективно.
А мой Дух - это самая абстрактная, Абсолютная (Духовная) моя составляющая, моя самая глубокая, субъективная, осознающая часть.
Для связи этих двух противоположностей во мне - моего Духа («сознания») и моего тела («объективного мне») - нужна мне душа , то есть живой посредник («жива»), который в отличии от тела может чувствовать мой Дух.

1) Дух – это внутреннее, необъективное и нематериальное понятие, возникающее из осознанности, из ощущения собственного существования (ощущения «Я есть»), это есть Сила существования - Сила Бытия, которая всё объединяет, является началом и источником всего .

2) Душа – это представитель единого Духа в множественной сфере его проявлений . Душа хотя не материальна, но имеет индивидуальные проявления, ощущаемые как индивидуальные качества Сущности (индивидуального Духа). Каждая индивидуальная Душа связана со своим источником – с единым Духом (Богом).

Фундаментальное различие между Духом и душой не только можно понять благодаря науке Тантра-Джйотиш или системам Ведических философий или других философий. Даже философы европейских школ философии различали эти две отличающиеся Силы и описывали разницу между ними. Наиболее известен за свои исследования духа Людвиг Клагес.

Людвиг Клагес / Ludwig Klages (1872-1956) - немецкий мыслитель и философ, получивший европейскую известность в период 1920-1940-х годов.

Наиболее ценное, что я вижу в философском понимании Людвига Клагеса, это:

  • он видел разницу между Духом и душой;
  • он говорил, что Дух человека проявляется как его «воля» (Сила Духа/Бытия выражает себя в человеке как Сила воли/личности, то есть Сурья представлен Мангалой),
  • а душа человека проявляется как его «чувства», ощущения (Сила «души» / Воспринимающий Ум выражает себя в человеке как Сила ощущений, то есть Чандра представлена Шукрой);
  • жизнь составляет сущность Природы в целом.

Немецкий философ Клагес - метафизик традиции европейской философии. Для него Дух и душа - ключевые философские категории и реальные сущности (в отличие от «эго», «ничто» и прочего). Дух и душа / сознание и жизнь - главные понятия человеческого существования. Задача каждого философа - знать правильное осмысление их. Опознав Дух в качестве «противопоставления» души, он утвердил его фундаментальность для Бытия.

Клагес различал Дух и жизнь: человек развивается творчески в проявлениях жизни, но под целенаправленным систематизирующим Духом, что жизни принадлежат тело и душа, которые соединены, но эту «жизнь» Дух выстаивает по-своему. Вторжение Духа приносит противоречия между Духом и душой, присущие человеку; поиск их «гармонии» - задача философии. Выживание человечества зависит от Духа; Путь - обращение к Первооснове/Первоистоку, растворение личности (эго) ради Духа.

Клагес утверждал действительность ощущений человека, постулируя связь между «образами внешнего мира» (познаваемыми объектами) и «образами души» (восприятием) человека, которые представляют осмысленные объекты органов восприятия, реальные силы воспринимаемого мира, действующие на «душу» (Воспринимающий Ум) через внимание и выражение (экспрессию).

Клагес внёс большой вклад в исследование отношений между «Я» человека и окружающим миром, способствовал развитию знания о взаимодействии Духа и жизни/души в человеке. Выступая против механистического интеллекта, он показал внутренние связи между природой и культурой, явлениями и структурами, он будил интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал всё враждебное существованию.

И тем более, с точки зрения всех систем Ведических философий (Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика и других) Дух и душа - это совершенно разные понятия. Это - Атман [Истинное «Я»] и Манас [Воспринимающий Ум] , то есть моё Существование (мой опыт Бытия {от слова «быть»}) и моё Восприятие (мой чувствование/ощущение, моё управляемое внимание {от слова «внимать»}).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации