Таможенная территория рф. Таможенная территория и таможенная граница российской федерации

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

Для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. О таких исключениях говорится, например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению с прежней редакцией ТК РФ) к понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение понятия «таможенная граница Российской Федерации», под которой теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в том числе пределы (в прежней редакции ТК РФ -- периметры) свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась как пограничная, въезд туда осуществлялся строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз -- это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам -- нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран -- членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. Примером может служить формирование таможенного союза между Россией и Белоруссией.

Образование этого таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств -- участников союза.

В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами государств - членов союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. На территории Таможенного союза могут находиться создаваемые в соответствии с национальными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории. Товары, помещенные в таких зонах, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Сухопутная территория – это вся суша, находящаяся в пределах границ РФ. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.

Рубеж между национальной и мировой экономикой проходит по таможенной границе государства, под которой понимается линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:

– государственная граница – реальная линия на местности, а таможенная граница – условная, воображаемая линия;

– государственная линия устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;

– государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства России как формы выражения таможенного права.

Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние (образуют периметры особых экономических зон).

Таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т.е. без взимания таможенных платежей, прохождения таможенных процедур. Нормой ст. 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ).

Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»).

Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее - на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие таможенная территория и понятие государственная территория не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия таможенная граница и государственная граница никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.

Экономический потенциал таможенной территории России. Эконом. потенциал – это способность экономики страны, ее отраслей, предприятий и хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, и удовлетворять запросы населения, общественные потребности. Обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал таможенной территории России – это способность наличных, трудовых и материальных ресурсов страны обеспечивать максимально возможный уровень производства продуктов и услуг. Определяется он природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным истор. богатством.

Понятие таможенной территории и таможенной границы. Таможенную территорию РФ составлеяет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соотвесттвии с законодательством РФ.

Исключительная экономическая зона. Это морской район находящийся за пределами территории моря РФ и прилегающие к нему с особым правовым режимом, установленным законадательством РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Континентальный шкльф вкл в себя морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территории моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окариной материка является продолжение континентального массива РФ, включающие в себя поверхностные недра континентального шельфа склона и подъема. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т. ч. в отношении таможенно-фискальных, санитарных и эмиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Понятие таможенной границы. Таможенная граница РФ- воображаемая условная линия ограничивающая таможенную территорию России. Элементами таможенной границы является: Пределы единой таможенной границы РФ, периметры ОЭЗ, пределы искусственных островов, установок и сооружений. Понятие таможенной границы определено в Таможенном Кодексе РФ. и федеральным законом «О гос границе РФ». Гос. граница РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность определяющая пределы гос. территории РФ. Таможенная граница может как совпадать так и нет с государственной границе. По общему правилу таможенная граница совпадает с государственной, за исключением ОЭЗ, искусственных островов, установок и сооружений.

Особые экономические зоны. на территории РФ могут находиться создоваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары помещенные на территорию ОЭЗ рассматриваются как находящиеся вне территории РФ исключительно для целей: применения таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера становленных законодательством РФ о гос. регулировании внешней торговой деятельности. ОЭЗ – определенная правительством РФ часть территории, на которой действует особый экономический режим осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания: 1. развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, вымоко-технологических ораслей, транспортных инфраструктур, производство новых видов продукции 2. развитие туризма и санитарно-курортной сферы. Основным документом является фед. закон от 22 июля 05г. «Об особых экономических зонах РФ». Типы ОЭЗ:1. промышленно-производственные ОЭЗ. Создаются на участках территории которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км 2. технико-внедренчиские ОЭЗ. Создаются не более чем не 2-х участках территорииитобщая площадь которых не более 3 кв. км 3. турисцко-рекреационные ОЭЗ. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемых Правительством РФ. 4. портовые ОЭЗ. Создаются на территории морских и речных портов открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, во-вторых на территории аэропортов открытых для приема и отправки воздушных судов выполняющих международные перевозки, в-третьих на территории предназначенной для строительства, реонструкции и экплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы предназначенные для посадки/высадки и для иного обслуживания пассажиров. Создаются на участках территории которая имеют общую границу и площадь которая не более 50 кв. км. В ОЭЗ за исключением 3 и 4 вида не допускается размещение жилого фонда. НЕ допускается на ОЭЗ: 1. Разработка разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка. За исключением мин. вод и других природно-лечебных ресурсов, переработки лома и металургического производства. 2. производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилейи мотоциклов.

Пункты пропуска через гос. нраницу РФ. Прибытие товаров и ТС на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через гос. границу РФ. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международного сообщения РФ с другими государствами, устанавливаются во первых: в морских, речных, рыбных портах открытых для международного сооющения; во-вторых в аэропортах, аэродромах открытых для международного сообщения; на пограничных ж/д станциях и вокзалах; на специально выдленных в непосредственной близости от гос. границы участках местности в пределах пограничной зоны(автотранспорт). Пункты пропуска представляют собой комплекс зданий и сооружений, с соответствующим технологическим оборудованием в которых осуществляет свою служебную деятельность органы пограничного, таможенного и других видов контроля, а также иные предприятия и организации обеспечивающие работу пунктов пропуска. ПП классифицируются от вида, характера международного сообщения и режима работы. 1) морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодарожные, пешеходные 2) грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские 3) постоянные, временные, сезонные. ПП могут быть многосторонними (т.е. предназначенные для пересечени гос границы физическими лицами независимо от гражданства) и двусторонними (предназначенные для пресечения границы гражданами РФ и сопредельного государства). Режим работы ПП определяются Правительством РФ. Время работы таможенного органа в ПП должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих же пунктах. Время работы таможенных органов в ПП которые совмещены с ПП сопредельных гос-в должны совпадать со временем работы этих сопредельных государств. Правительство РФ имеет паво устанавливать для отдельных видов товоров пункты пропуска на таможенную территорию РФ. Это связано с тем что для некоторых видов товоров могут понадобиться различные виды гос. контроля (например ветеринарный). В связи с чем гос-во в целях минимизации своих издержек получило возможность сокращать пункты пропуска для товаров спец. категорий(например фед закон о прибытии на террит алкогольной и табачной продукции). Соответствуюая практика установления определенных пунктов пропуска для отдельных категорий товаров существует и вдругих странах.

Руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. Общее руководство заключается в выборе стратегии и тактики осуществления таможенногодела, определение его направлений и конкретных составных частей; координации и контроля развития; акцентирования внимания на тех или иных сторонах и таможенной деятельности имеющие значение для экономического суверенитета и экономической безопасности РФ. Непосредстенную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральная служба уполномоченная в области таможенного дела. В соответствии с таможенным кодексом 1993 года центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющее непосредственное руководство таможеннвм делом является Гос Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ) В соответствии с указом президента от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после вступления в силу ГТК РФ преобразован в ФТС РФ и его функции по принятию нормативно-правовых актов передается Мин. Эконом. Развития и торговли РФ. Указом президента от 06густановлено что ркуоводство фед. там. службы осуществляет Праительство РФ. Функции мин.эконом.развития и торговли по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС РФ.

Таможенные органы. Это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. (ФТС России; РТУ; Таможни; Таможенные посты) Центральным таможенным органом является ФТС России. Часть своих задач и функций ФТС РФ решает непосредственно, а часть через РТУ, таможни и таможенные посты. РТУ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. Таможни РФ непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела. Подчиняются таможни тому РТУ в зоне деятельности которого находятся. Отдельные таможни родчинены ФТС РФ (Домодедово, Внуково). В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты, которые являются первичным звеном системы таможен органов. Таможенные посты осуществляют свою деятельность под руководством таможни в состав которой входят. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и там. постов осуществляет ФТС РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению определенных функций, совершен. таможенных операций, а также регион деятельности определяет ФТС.


Введение

Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

Заключение


Введение


Подобно всем правовым нормам нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей (п. 1 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 2 ТК РФ).

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ (п. 5 ст. 2 ТК РФ).


1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница


Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные акты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. -- М.: Изд-во Эксмо, 2009. -- 160 с. -- (Российское юридическое образование). С.52-54..

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99..

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует адми???тративно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему адми???тративно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена в внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, ??ремещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255. .

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).


Прибытие товаров на таможенную территорию


Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78).

Согласно ст. 69 ТК РФ, прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

Положения ст. 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу (ст. 71 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. ФТС вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.

Если документы, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22. .

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных, средств на таможенную территорию Российской Федерации. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ и в порядке, определенном МЭРТ.

При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. 73--76 ТК РФ.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

В ст. 77 ТК РФ предусматривается, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 ТК 110 РФ), помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК РФ.


Внутренний таможенный транзит


Внутренний таможенный транзит (ВТТ) -- таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

ВТТ применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях ??ревозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Порядок производства ВТТ регламентируется гл. 10 ТК РФ (ст. 79--92). Положения гл. 10 ТК РФ не распространяются на товары, ??ревозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перевозка товаров в соответствии с процедурой ВТТ может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком.

Согласно ст. 80 ТК РФ, ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ (таможенный орган отправления).

Разрешение выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицу, осуществляющему хранение товаров или проведение с товарами других операций на складе временного хранения, таможенном складе или в ином месте, определенном как место доставки (например, владельцу магазина беспошлинной торговли, получателю товаров). Исключительно этому же лицу разрешение на ВТТ будет выдаваться в случае перевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ в место доставки, не являющееся местом нахождения таможенного органа (в частности, на склад получателя товаров).

Для получения разрешения на ВТТ должны быть соблюдены следующие условия, исчерпывающий перечень которы? установлен ТК РФ:

) товары не должны быть запрещены к ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, должен быть проведен государственный контроль, если товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством РФ в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;

) в отношении товаров должны быть представлены разрешения, лицензии, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по территории Российской Федерации допускается при наличии разрешений (лицензий). Речь идет о таких особых категориях товаров, как, например, взрывчатые вещества, оружие, сильнодействующие вещества, наркотические средства;

) в отношении товаров должна быть представлена транзитная декларация. В качестве декларации на ВТТ таможенный орган отправления принимает любой транспортный или коммерческий документ, если он содержит все необходимые сведения. Перечень указанных сведений приведен в ст. 81 ТК РФ. Данный перечень содержит более подробные сведения для таможенного контроля, чем это требуется при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Они необходимы для расчета сумм в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также розыска товаров в случае недоставления их в место доставки;

) должна быть обеспечена идентификация товаров для того, чтобы таможенный орган назначения мог убедиться, что прибывшие товары - это именно те товары, которые помещались под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита в таможенном органе отправления, и никакой подмены либо недозволенных вложений в пути не происходило;

) транспортное средство должно быть оборудовано надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 84 ТК РФ в случае, если идентификация товаров обеспечивается таможенными пломбами и печатями;

) должны быть приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе обеспечена уплата таможенных платежей как необходимая для государства гарантия того, что, если товар не будет доставлен в место назначения, лицо, получившее разрешение на ВТТ, уплатит причитающиеся суммы пошлин и налогов.


Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации


Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122).

Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов. Данное положение не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные ст. 73--76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, когда при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которы? согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии со ст. 407 ТК РФ.

В ст. 122 ТК РФ сформулированы следующие требования к товарам при их убытии с таможенной территории Российской Федерации.

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Лица не несут ответственности за несоблюдение положений ст. 122 ТК РФ в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в Российской Федерации, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

таможенный транзит товар конвенция


Заключение


Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран, устанавливает область действия таможенного суверенитета. Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69--78). Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства

Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК РФ).

Порядок убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст. 119--122). Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов.


Список использованной литературы


Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами / Под общ. ред. А.Н. Козырина. М., 2009.

Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 24.

Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Основы таможенного дела. Правоохранительная деятельность таможенных органов. М., 2007. Вып. V. С. 85.

Таможенное право: Учебник для вузов / Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2009.

Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность по таможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.

Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С.52-54.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации