Социальное действие: понятие и сущность. Социальные действия

Человеческая деятельность – совокупность неопределенного множества действий обособленных инд-ов. В широкий научный обиход это понятие введено

М Вебером : «Соц-ия –это наука, изучающая соц-ое д-вие».

Соц д-вие - это действие, сознательно ориентированное инд-ом на ожидания других людей и тем самым уже соотнесенное с настоящим, прошедшим и будущим поведением (соотнесено с действиями др людей и ориентируется на них. «Акция», заранее предполагающая определенную «реакцию») → соц-ым является не каждое действие инд-да, а то, кот-ое предполагает существование др людей (ожидания «другого», ожид-ия: соц-эк-ого, социокультурного, этически-ценностного свойства). В каждом соц-ом д-вии Вебер выделил 2 признака : - наличие субъективного смысла (мотивации), момент действия. - ориентация на других людей (если нет ожиданий и соотв-щих реакций др людей на д-вие, то оно не соц-ое). Подчеркивая сознательность соц-го д-вия, Вебер не относит к их числу полуавтоматич. реакции лю-дей в толпе на стихийные явл-я (напр, дождь), вынуждая их делать ≈одно и то же безотносительно др к др.+ Вебер отказ-ся причислять к соц-ым такие действия инд-да в «массе», кот-е происходят вследствие его его заражения общим настроением, охватившим массу (такие д-вия по его мнению должны изучаться коллекти-вной психологии, а не соц-ии) – в этих случаях инд-ид не выступает субъектом д-вия, полностью ответст-венным за него.

Вебер выделяет:

1. Целерациональное д-вие – д-вие, кот-ое определяется через рациональную цель (соотнесенную опреде-ленными средствами её достижения), рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих людей и использование их поведения для достижения цели. Критерий рациональ-ности – успех. Есть мотив, есть ориентация на др людей → социальное действие (пример – действия в сфере капиталистической экономики).

2. Ценностно-рациональное – д-вие, основанное на вере в самодостаточную ценность, определяется через веру: этическую, эстетическую или какую-л еще ценность. У этого д-вия нет успеха, цели, результата. Но есть мотив, смысл и ориентация на др. людей (Определенные требования, в следовании которым чел видит свой долг, поступает в соответствии с ними, соотнеся их с собственным представлением о достоинстве, красоте, правах чела). Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, тратящий деньги на игру в карты, а не вкладывающий в производство с целью дальнейшего успеха, ведет себя в соотв-ии с этим типом соц. д-ия.

3. Традиционное – д-вие, основанное на привычке, по традиционному установлению (имеет практически автоматический характер); минимально опосредовано осмысленным целеполаганием. Часто представл. собой автоматическую реакцию.

4.Аффективное действие – действие, кот-ое определяется через эмоции и чувства, также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т.д. Цель и средства не соотв. друг другу и часто вступают в противоречия. Пример – поведение футбольных болельщиков, которое характеризуется самым низшим уровнем рациональности.

Факторы , порождающие соц-ое д-вие:

1.Потребность , кот-ю нужно удовл-ть (потребность –состояние инд-да, кот-ое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его сущ-ия и развития и выступает источником его активности. Классиф-ия потребностей по Маслоу: физиологич, безопасность, социальные (в общении),престижные (признание), духовные (самореализация)). Ценностные ориентации (Ценность – св-во предмета/явл-ия удовлетворять наши потребности → система ценностей → ценностная установка – предварительная программа деятельности и общения). Социальная позиция (выражается через соц-ые статусы и роли. Статус – позиция в соц структуре об-ва, связ с др позициями через си-му прав и обязанностей; Роль–модель поведения, ориентир-ая на статус).

** Парсонс: теория действия: сознание чела + соц-ая система + система личности + система культуры → д-вие.

Понятие «социальное действие» – одно из центральных в социологии. Оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Отдельные социальные действия индивидов, связанные между собой в сложнейшие цепи и системы, являются составными частями социальных процессов.

Социальное действие – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на других. Эти другие могут быть конкретными людьми или неопределенным большинством. (М. Вебер)

Таким образом, социальное действие имеет две особенности: оно должно быть осмысленным и ориентированным на других людей. На практике социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели. Нельзя назвать социальными действиями поступки людей, связанные с ориентациями на несоциальные объекты (рыбная ловля).

Любое социальное действие должно включать в себя: - действующее лицо, - потребность в активизации поведения, - цель действия, - метод действия, - другое лицо, на которое направлено действие, - результат действия.

Важно также принимать во внимание внешнее окружение действующего лица или ситуацию. Совокупность вещественных, культурных, социальных условий, окружающий каждого человека, создает определенную ситуацию, которая существенно влияет на условия действия (те элементы действия, которые действующее лицо не может изменить) и средства действия (те элементы, которые действующее лицо контролирует). Ни один индивид не совершает социальное действие без учета ситуации.

Социальное действие, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий, никогда не совершается мгновенно. До совершения в сознании индивида должно возникнуть побуждение к активности (мотивация). Механизм социального действия, таким образом, содержит формирование потребности – мотивацию – цель действия – само действие.

Первым, кто ввел понятие социального действия и дал ему научное обоснование, был Макс Вебер . Его теория стала основой и ориентиром для всех последующий учений.

Вообще М. Вебер выделил четыре типа действий.

  1. Целерациональное . Индивид ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения. (звонок по телефону, покупка товара, действия инженера).
  2. Ценностно-рациональное . В этом случае действие человека определяются его верой в этическую, эстетическую, религиозную или какую- либо иначе понимаемую ценность (капитан, который тонет вместе с судном, отказываясь покинуть его). Этот поступок направлен не на достижение определенной цели, а потому, что покинуть тонущий корабль и не принять вызова было бы бесчестием с точки зрения собственных представлений капитана.
  3. Аффективное или эмоциональное действие обусловлено исключительно душевным состоянием человека, его чувствами и аффектами. Мать может ударить своего ребенка, потому что его поведение невыносимо.
  4. Традиционное действие определяется привычками, обычаями, ставшими второй натурой.

Два последних вида действия не являются, по Веберу, социальными в строгом смысле этого слова, поскольку здесь мы не имеем дела с осознанием и положенным в основу действия смыслом. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании этого слова.

Главную роль играет целерациональное действие. Вебер считает, что тенденцией всего исторического процесса является рационализация, и поэтому целерациональное действие всё больше вытесняет ценностно-рациональное. Он считает, что рационализируются все сферы социальной жизни даже образ мышления людей, их способ чувствования и их образ жизни в целом. Рационализация, таким образом, понимается как судьба западной цивилизации.

Кроме этого, нельзя не отметить, что целерациональное действие у Вебера выступает как идеальный тип, некий «рабочий тип» с помощью которого производятся основные исследования веберовской социологии. Ведь для анализа действий индивида, по мнению Вебера, прежде всего нужно отталкиваться от понимания того смысла, который вкладывает индивид в свои действия.

Понятие и классификация действий человека - предмет изучения, в первую очередь психологии и социологии. Действие - это элемент деятельности . Оно, в свою очередь, состоит из движений. Однако бездействие - это тоже действие. Например, если вы никак не отреагировали на чей-то поступок, это тоже вид реакции, а реакция - это ответное действие. Казалось бы, при таком несложном определении, классификация действий не должна представлять из себя что-то сложное, но это не так. Для обществознания, как науки о человеке и обществе, важны и психологическая классификация действий, и социологическая. А вот они как раз практически не пересекаются.

Психологическая классификация действий.

Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

  1. Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности , например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
  2. Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание - это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
  3. Импульсивные действия. Они бывают двух типов - бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда - очень детально) причину своего испуга. Второй вариант - это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
  4. Волевые действия. Это действия полностью осознанны , основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).

Социологическая классификация действий.

В социологической классификации действий ключевое понятие - социальное действие. Социальное действие - это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой - это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.

Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.

Классификация по Веберу.

Макс Вебер был первым, кто разработал классификацию социальных действий. За основу он взял степень осознанности поведения человека и выделил четыре вида социальных действий:

  1. Целерациональное действие. В основе этого действия лежит заранее поставленная и продуманная цель. Ключевой момент - ожидание, ожидание какого-то конкретного поведения людей или объектов, на которые и направленно это действие. То есть задать вопрос на интернет-форуме - это целенаправленное действие.
  2. Ценностно-рациональное действие. Действие, основанное на вере в какую-либо ценность - моральную, религиозную, эстетическую и т.д. При этом момент ожидания здесь не является ключевым или отсутствует вообще. Вы ведь не ожидаете чего-то особенного, кроме благодарности от старушки, которой помогли перейти через дорогу, верно?
  3. Аффективное действие (эмоциональное действие). То же, что и импульсивное действие с частично-осознанным характером в психологии. Подробнее - смотреть выше.
  4. Традиционное действие. То же, что и бессознательное импульсивное действие в психологии, иногда также - инстинктивное действие.

В понятии социального действия Вебер обозначил два типа мотивации :

  • субъективная мотивация (личная мотивация конкретного человека или группы);
  • ориентация на поведение (ожидание реакции другого человека или группы).

Классификация по Ха бермасу.

Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.

  1. Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
  2. Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей , действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути - то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
  3. Драматургическое действие. Главная цель этого действия - самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, - это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь - это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
  4. Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение , и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия - язык и речь.

Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.

Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?

Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.

Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь - все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.

Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину... Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉

Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет...

Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу... — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!

В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой .

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять... Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной...

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите , что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете: «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу...

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂

4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Приготовил соответствующую презентацию для закрепления материала:

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

С уважением, Андрей Пучков

Понятие «социальное действие (деятельность)»ϲʙᴏйственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), кᴏᴛᴏᴩые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму ϲʙᴏего интереса. Живя в обществе подобных себе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеющих ϲʙᴏи интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В ϶ᴛᴏм случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) будут осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С позиции К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, будет активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , кᴏᴛᴏᴩый реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер ϲʙᴏей теорией «социального действия». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • будет осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые помогают достичь цели». По М. Веберу, ϶ᴛᴏ целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В ϶ᴛᴏм случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (϶ᴛᴏт термин также был предложен М. Вебером) Нужно помнить, такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Нужно помнить, такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не будут социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова будут социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно ϶ᴛᴏй концепции, реальное социальное действие содержит в себе 4 элемента:

  • субъект — актор , кᴏᴛᴏᴩый не обязательно будет индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с кᴏᴛᴏᴩыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — ϶ᴛᴏ человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, кᴏᴛᴏᴩые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством кᴏᴛᴏᴩых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , кᴏᴛᴏᴩые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, по϶ᴛᴏму в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Стоит сказать, что каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо кᴏᴛᴏᴩых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к ϲʙᴏим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Стоит заметить, что она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию ϲʙᴏих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть ϶ᴛᴏй функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на данные нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Кстати, эта функция не сразу бросается в глаза, по϶ᴛᴏму Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , кᴏᴛᴏᴩое подталкивает человека к действию. Уместно отметить, что определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий интерес. Стоит сказать, для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия содержит в себе индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. По϶ᴛᴏму конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься данные две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Социальное действие - осознанное, рациональное действие, сориентированное на поведение других людей, воздействует на них и испытывает обратное влияние.

1. Социальное действие как основная социологическая категория.

Общество неоднородно, и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и др. Общество представляет собой тесное сплетение, сгусток разнообразных социальных связей и взаимодействий, а его исходной первоосновой выступает социальное действие. Как показал еще М. Вебер не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на других и в свою очередь испытывает воздействие поведения других людей. Когда люди влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и взаимодействие, лежащее в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей носят индивидуальный, личностный характер.

Характеризуя анатомию социального действия, социологи - функционалисты выделяют такие основные его элементы:

  • 1) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями;
  • 2) конкретная среда, в которой осуществляется действие («ситуация»);
  • 3) ориентация объекта действия на конкретные условия среды, на «ситуацию», позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели;
  • 4) ориентация субъекта действия на действия других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды.
  • 2. Сущность социального действия.

Впервые в социологии понятие «социальное действие» было введено и научно обоснованно Максом Вебером. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности, во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и, во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действия поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещевые объекты.

Всякому социальному действию предшествует социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление.

Любое социальное действие должно включать в себя:

  • 1) действующее лицо;
  • 2) потребность в активизации поведения;
  • 3) цель действия;
  • 4) метод действия;
  • 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;
  • 6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (выражающаяся в групповом взаимодействии), культурная среда, выражающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях. Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия.

3. Механизм совершения социального действия.

Социальное действия, о котором идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действия называется мотивацией.

Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация это сила, толкающая индивида к совершению определенного действия. Механизм совершения социального действия содержит потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие, начиная с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне и т. д.), потребности в общении и т. д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

4. Классификация социального действия.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и их групп, выступает как социальная связь (взаимосвязь). Она включает: субъекты этой связи, предмет связи, механизм осуществления связи и ее регулирование. Поведение человека, живущего в мире, зависит не столько от него самого, а от совместно живущих и действующих людей.

Социальная связь выражается через:

социальный контакт - когда дело идет о внешних, неглубоких связях людей единичного или многократного характера (общение с продавцом контролером);

социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта - причина и следствие ответных действий других.

Социальное поведение людей и их групп носит осмысленный характер, а их социальные действия, как правило, наделены определенным смыслом. Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это проблема потребностей, как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности.

Наиболее массовым является ценностно - рациональное действие , подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям, будь то в виде религиозных норм, нравственного долга, или эстетических принципов.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания.

И стоящее в центре социологического исследования - целерациональное действие - действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, то есть действует не аффектно и не традиционно.

Согласно П. Сорокину социальные взаимодействия разделяются:

  • 1. По количеству субъектов взаимодействия:
    • а) двух друг с другом;
    • б) одного и многих;
    • в) многих и многих;
  • 2. По характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия:
    • а) на односторонние и двусторонние;
    • б) на солидарные и антагонистические;
  • 3. По своей длительности:
    • а) кратковременные;
    • б) долговременные;
  • 4. По наличию или отсутствию организованности:
    • а) организованные;
    • б) неорганизованные (митинги);
  • 5. По сознательности взаимодействия:
    • а) сознательные;
    • б) бессознательные;
  • 6. По «материи» обмена:
    • а) идейные;
    • б) чувственные;
    • в) волевые.

Важность изучения структуры социального действия, а также сопоставление отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности подчиненных и т. д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации