Доклад «Проблемы социализации личности в современном обществе». Проблема социализации личности в современном обществе

Доклад на тему:

«Проблемы социализации личности в современном обществе».

1.Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «…не только то или иное состояние, но и процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.

Статистика свидетельствует, что лиц, свободных от каких-либо психических нарушений, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. Прослойка людей с преболезненными состояниями в населении достигает немалых размеров: по данным разных авторов - от 22 до 89%. Однако, половина носителей психической симптоматики самостоятельно адаптируются к среде.

Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:

а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;

б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я - другие». Однако, все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб.

Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Несомненно, агрессивность присуща любому человеку. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности: она может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, а значит, затрудняет комфортное существование личности среди окружающих людей. Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется детей, относящихся к группе девиантных подростков. Также проблемой современного общества становится возрастание случаев суицида среди детской популяции. Масштаб проблемы намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Ведь обычно статистика включает в себя реализованные попытки ухода из жизни, но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению остается неучтенным.

Все это позволяет заключить, что современные дети имеют низкую способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности одного возраста влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках. Говоря о важности формирования социально активной личности подрастающего поколения, мы, тем не менее, на деле сталкиваемся с трудностями их адаптации к изменяющимся условиям.

Отсюда истоки такой социальной проблемы, как переживание одиночества среди молодежи. Если несколько десятилетий назад проблема одиночества считалась проблемой пожилого человека, то сегодня ее возрастной порог резко снизился. Определенный процент одиноких людей наблюдается и среди студенческой молодежи. Отметим, что у одиноких людей минимальны социальные контакты, их личные связи с другими людьми, как правило, либо ограничены, либо совсем отсутствуют.

В качестве крайних полюсов социализации нам видится личностная беспомощность и личностная зрелость субъекта. Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человеку, однако их фундамент закладывается уже в детстве. Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на формирование обозначенных качеств. По утверждению Д.А. Циринга, личностная беспомощность развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими. Нахождение человека на той или иной точке континуума «личностная беспомощность - личностная зрелость» является индикатором его социализации, а в целом субъектности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Важное значение для социализации подростка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду подросток осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где подростка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится подросток, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков. В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений. В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств. Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований. Большую роль в развитии самосознания молодого человека играют суждения других. У подростка появляется и приобретает довольно заметное значение стремление к самовоспитанию - стремление сознательно воздействовать на себя, формировать такие качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права. Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.31

Возрастные особенности характерные для подросткового периода:

1. Потребность в энергетической разрядке;

2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;

3. Отсутствие эмоциональной адаптации;

4. Подверженность эмоциональному заражению;

5. Критичность;

6. Бескомпромиссность;

7. Потребность в автономии;

8. Отвращение к опеке;

9. Значимость независимости как таковой;

10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;

11. Интерес к качествам личности;

12.Потребность быть;

13. Потребность что-то значить;

14. Потребность в популярности;

15. Гипертрофия потребности в информации

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания32. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.33 Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения. Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

2. Социологическое исследование по проблеме социализации личности

.1 Анкета на социологическое исследование

Введение


Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Объектом исследования является население Оренбуржья.

Предметом исследования - проблемы социализации населения Оренбуржья.

Цель исследования - изучить и проанализировать проблемы социализации личности населения Оренбуржья.

Задачи исследования:

.Рассмотреть теоретический аспект социализации личности в современном мире;

.Провести социологическое исследование по проблеме социализации личности;

.Сформулировать выводы и практические рекомендации.


1 Теоретический аспект социализации личности в современном мире.


.1 Социализация личности


Социализация личностипредставляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществеили группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

·сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

·изменение себя, стремление «стать как все» - внешнее соглашательство, адаптация.

. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация - процесс формирования личности.

Индивид? Личность - через процесс социализации, который включает освоение:

·культуры человеческих отношений и общественного опыта;

·социальных норм;

·социальных ролей;

·видов деятельности;

·форм общения.

Механизмы социализации:

·идентификация;

·подражание - воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;

·полоролевая типизация - приобретение поведения, характерного для людей своего пола;

·социальная фацилитация - усиление энергии человека, облегчение его деятельности в присутствии других людей;

·социальная ингибиция - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей;

·социальное влияние - поведение одного человека становится подобным поведению другого человека. Формы социального влияния: внушаемость - непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм - сознательная уступчивость человека мнению группы (развивается под влиянием социального давления).


.2 Проблемы социализации личности в современном обществе

Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «…не только то или иное состояние, но и процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.

Статистика свидетельствует, что лиц, свободных от каких-либо психических нарушений, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. Прослойка людей с преболезненными состояниями в населении достигает немалых размеров: по данным разных авторов - от 22 до 89%. Однако, половина носителей психической симптоматики самостоятельно адаптируются к среде.

Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:

а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;

б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я - другие». Однако, все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб.

Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Несомненно, агрессивность присуща любому человеку. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности: она может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, а значит, затрудняет комфортное существование личности среди окружающих людей.
Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется детей, относящихся к группе девиантных подростков. Также проблемой современного общества становится возрастание случаев суицида среди детской популяции. Масштаб проблемы намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Ведь обычно статистика включает в себя реализованные попытки ухода из жизни, но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению остается неучтенным.

Все это позволяет заключить, что современные дети имеют низкую способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности одного возраста влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках. Говоря о важности формирования социально активной личности подрастающего поколения, мы, тем не менее, на деле сталкиваемся с трудностями их адаптации к изменяющимся условиям.

Отсюда истоки такой социальной проблемы, как переживание одиночества среди молодежи. Если несколько десятилетий назад проблема одиночества считалась проблемой пожилого человека, то сегодня ее возрастной порог резко снизился. Определенный процент одиноких людей наблюдается и среди студенческой молодежи. Отметим, что у одиноких людей минимальны социальные контакты, их личные связи с другими людьми, как правило, либо ограничены, либо совсем отсутствуют.

В качестве крайних полюсов социализации нам видится личностная беспомощность и личностная зрелость субъекта. Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человеку, однако их фундамент закладывается уже в детстве. Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на формирование обозначенных качеств. По утверждению Д.А. Циринга, личностная беспомощность развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими. Нахождение человека на той или иной точке континуума «личностная беспомощность - личностная зрелость» является индикатором его социализации, а в целом субъектности.

2. Социологическое исследование по проблеме социализации личности


.1 Анкета


Уважаемый респондент!

Я, Скачкова Оксана, студентка 1 курса факультета менеджмента ОГИМ провожу социологическое исследование по теме: «Проблемы социализации личности».

Данное социологическое исследование проводиться с целью изучения, анализа и выявления проблем социализации личности.

Прошу Вас принять участие в анкетировании исследуемой темы, с целью выявить Ваше мнение на состояние проблем социализации личности в современном российском обществе, так как данное исследование является актуальным.

Вам предложен перечень вопросов с вариантами ответов, из которых нужно выбрать один близкий Вам.

Анкета является анонимной.

Заранее благодарю Вас за сотрудничество!

Анкета

1. Укажите Ваш возраст._______

Кто может повлиять на ваше мнение?

В) Только я.

Ваши увлечения?

А) компьютер;

Что являлось главным при выборе Вашей профессии?

А) личный интерес;

Б) оплата данной профессии;

В) востребованность данной профессии;

Г) затрудняюсь ответить.

Как вы поведете себя в конфликтной ситуации?

А) промолчу, чтобы закончить конфликт;

Б) буду конфликтовать;

В) постараюсь сгладить конфликт;

Г) затрудняюсь ответить.

Как Вы относитесь к труду?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) затрудняюсь ответить.

Укажите Ваши жизненные ценности.

А) семья, любовь, забота;

Б) работа, карьера, деньги;

В) друзья, хобби, веселье;

Г) направленность на личный рост.

Опыт Ваших родителей является для Вас ценным?

В) затрудняюсь ответить.

Много ли у вас друзей, знакомых?

А) Да, не страдаю одиночеством;

В) Есть один.

Любите ли вы своих близких?

В) затрудняюсь ответить.

.2 Анализ проведенного анкетирования


После проведённого анкетирования по теме «Проблемы социализации личности», можно сформулировать основные выводы:

.Возраст респондентов - от 18 до 35 лет.

.На вопрос о том, кто сможет повлиять на мнение респондентов, большинство ответов было «Семья». Это означает, что семья для опрашиваемых респондентов значит очень многое в жизни. Каждый прислушивается в большей мере к родным, чем к друзьям или общественному мнению.

.Основным увлечением у опрашиваемых является компьютер. К сожалению, в нынешний век гаджеты занимают неотъемлемое место в жизни каждого человека. А иногда даже заменяют общение с живыми людьми. Например, геймеры - те люди, которые практически все свое свободное время уделяют компьютерным играм. Это плохо сказывается на их психике и здоровье.

.При выборе профессии, для большинства респондентов является оплата труда (87% выбрали именно этот вариант ответа). Следовательно, в данное время человек при выборе профессии мотивируется не интересом к данной профессии, а тем, сколько он сможет заработать.

.Промолчать, что бы закончить конфликт - основной выбор респондентов. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, люди в основном не приветствуют конфликты и всячески пытаются их избежать. А во-вторых, промолчать гораздо легче, чем ответить человеку, затеявшему конфликт, и еще больше разозлить его.

.На вопрос «Как Вы относитесь к труду?» большинство опрашиваемых ответили «положительно». Данный ответ можно объяснить тем, что каждый из нас считает, что «без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Каждый человек, который хочет зарабатывать, идет на работу. Там он трудится, а за труд получает деньги. Но были и те, которые дали отрицательный ответ. Я думаю, что эти люди не любят свою работу, им не нравится то, чем они занимаются.

.Главные ценности опрашиваемых респондентов: семья и любовь (53%, 18 человек), на втором месте - самосовершенствование (33%, 11 человек).

.Большинство респондентов отмечают, что для них важен опыт родителей. Это означает, что родители и дети состоят в хороших отношениях. Ведь родители хотят для своих детей всего самого лучшего, а дети тем временем смотрят на родителей и пытаются не совершать их ошибки. Данное взаимодействие делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе, непременным фактором умственного, трудового, нравственного и физического воспитания людей.

.Абсолютно у всех опрашиваемых много знакомых и друзей. Данный факт говорит о том, что нынешние люди не страдают одиночеством.

.Так же как и на вопрос о друзьях и знакомых, все респонденты ответили, что любят своих близких. Ведь это самое дорогое что у нас есть. Наши родные и близкие, которые так же любят нас, всегда смогут поддержать и помочь. Данный ответ говорит о том, что в 21-ом веке любовь к ближнему человеку не утратила своей силы.


Процесс социализации личности в настоящее время, протекает под воздействием различных факторов: технологизация, глобализация, информационные процессы, сближение коммуникативных пространств существенно затронули содержание всех сторон жизнедеятельности человека.

Что бы решить проблемы социализации населения Оренбуржья, каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире. Ведь это саморазвитие.

В свою очередь государство должно принять меры по решению проблем, связанных с выбором профессий. Как показало исследование, большинство ответило, что оплата труда - главный фактор. А это значит, что очень многие работают на не любимой работе. Это приводит к ухудшению состояния (как морального, так и физического) работника, а значит к ухудшению производительности.


Библиографический список

социализация личность общество ориентация

1.Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. - М.: Наука Спектр, 2008. - 384 с.

2.Г.М. Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002

.Кравченко А.И., Социология. Учебное пособие. - М., 2005.

.Касьянов В.В. Социология для экономистов / В.В. Касьянов. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2004. - 288 с.

5.Лавриненко В.Н. Социология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

7.Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 448 с.

8.Ядов В.А. Социологический подход к исследованию личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 455-462


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Введение

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях : от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества . В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности , в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности , является изучение процесса социализации , т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность , в социальную структуру общества . Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация » , позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе . В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме : для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность .

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности . Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей , знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное , нуждается в процессе социализации для того , чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы , ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации . Наибольшее значение в первичной социализации играет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации , меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий :

a) Стадия адаптации (рождение - подростковый период) . На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта , главным механизмом социализации является подражание .

b) Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта , воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст) . Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация - сложный , жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность .

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде . Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди - друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное , многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке .

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это - адаптированные к условиям своего социального бытия , десоциализированные - девиантные , отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности .

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией , утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности ) . Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

Понять личность - это значит понять , какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу , что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль , а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность » можно рассмотреть как : совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются - личностью становятся .

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок , накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида , так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации . Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие , возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации . Таким образом, происходит развитие личности , вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм . Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию .

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь . Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества , но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности . А так же в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности , так и для общества в целом.

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности , так и особенности развития составляющих данное общество личностей .

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости , которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса . Однако в процессе социализации возможны сбои , неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе . Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире . Ведь это саморазвитие.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра философии, истории и социологии

Реферат на тему: Личность в современном обществе

ВВЕДЕНИЕ

В ходе своего становления и бытия личность в современном обществе сталкивается с рядом трудностей, которые препятствуют формированию у нее устойчивого мировоззрения, обретению психологического комфорта и способности к полноценной социальной деятельности. Этими трудностями, на мой взгляд, являются:
-деформация процесса социализации;
-проблема самоидентичности;
-информационная перенасыщенность общества;
-дефицит общения;
-проблема девиантного поведения.
Это в свою очередь определяет актуальность данной темы, так как современное общество, ускоренное до предела требует еще большей социализации личности, что в свою очередь невозможно без самоидентичности.
Целью работы является характеристика социологии личности и проблем, возникающих в процессе её социализации.
Основными задачами являются:

    Подготовка материала;
    Рассмотреть проблемы связанные с формированием личности;
    Выявить социологическое понятие личности ее структуру.
Объектом исследования является личность в современном обществе
Предметом исследования является факторы влияющие на становление и развития личности.
Несмотря на то, что тема привлекает внимание большого количества практических работников, при подготовке работы я ощутила нехватку фундаментальных исследований по теме. Часть специализированной литературы уже в большей или меньшей степени устарела. Так литература советского периода мало подходит для работы в связи со сменой экономической формации в нашей стране, и перехода от социалистической модели развития к капиталистической.

Глава I. Социологическое понятие личности, ее структура.

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир. Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество- личность» - базовое социологическое отношение.
Обратимся к понятию «личность». Личность, индивид, человек - эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики. Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек - это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств. Какое же содержание вкладывается в понятие «личность»? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид - личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и т. д. Наиболее часто встречающиеся определения личности, как правило, включают наличие устойчивых качеств и свойств у индивида, который рассматривается как ответственный и сознательный субъект. Но это снова порождает вопросы: «Является ли личностью безответственный или недостаточно сознательный субъект?», «Можно ли считать личностью двухлетнего ребенка?». Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения. Данное определение открыто и подвижно, оно включает в себя меру усвоения социального опыта, всю полноту социальных связей и взаимоотношений. Ребенок, воспитывающийся в обществе людей, уже включен в социальные связи и взаимоотношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности. Бесспорно, признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.
Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению. Известна концепция 3. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я - нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я - с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно. Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. Конечно, не во всем с ним можно согласиться, в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.
Итак, личность - наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования. Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура - социальные нормы и ценности; деятельность - практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности. В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. Обратим особое внимание на соотношение современной и традиционной культуры в структуре личности. В кризисных экстремальных ситуациях, непосредственно затрагивающих «высший» культурный слой (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. Это наблюдается в российском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление, а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д. «Послойное» снятие пластов культуры имеет место при некоторых психических заболеваниях. Наконец, анализируя структуру личности, нельзя обойти вопрос о соотношении индивидуального и социального начал. В этом плане личность является «живым противоречием» (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего «Я», своей «самости», ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм. Данное положение имеет методологическое значение. Споры о том, что каждый человек по природе индивидуалист или коллективист, не утихают с давних времен. Защитников как первой, так и второй позиции предостаточно. И это не просто теоретические дискуссии. Эти позиции имеют выход непосредственно в практику воспитания. Мы много лет упорно воспитывали коллективизм как важнейшее качество личности, предавая анафеме индивидуализм; по другую сторону океана ставка сделана на индивидуализм. Каков же результат? Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.
Очевидно, выход в поддержке оптимального баланса имманентно присущих личности свойств. Развитие и расцвет индивидуальности, свобода личности, но не за счет других, не в ущерб обществу.
Глава II.Проблемы личности в современном обществе

В ходе своего становления и бытия личность в современном обществе сталкивается с рядом трудностей, которые препятствуют формированию у нее устойчивого мировоззрения, обретению психологического комфорта и способности к полноценной социальной деятельности. Этими трудностями, на мой взгляд, являются: деформация процесса социализации; проблема самоидентичности; информационная перенасыщенность общества; дефицит общения, проблема девиантного поведения.
Социализация современной личности происходит в новых социокультурных и технологических условиях. Интенсивное и бесконтрольное развитие современных технологий удовлетворения потребностей приводит к возникновению проблемы чрезмерного облегчения условий существования. Перекосы и дисгармонии процесса социализации, затрудняющие и даже полностью блокирующие гармоничное развитие личности, возрастают с ускорением внедрения технических и социальных инноваций в повседневную жизнь людей. «Невыносимая легкость бытия», обеспечиваемая современными технологиями удовлетворения потребностей, потенциально чревата отрицательными последствиями для всего процесса культурно-исторического развития. Как отмечают в своем исследовании психологи А.Ш.Тхостов и К.Г.Сурнов, «…конечно, человек – субъект и протагонист прогресса; его главный деятель и движущая сила. Но с другой стороны, человек постоянно рискует стать жертвой такого прогресса, на индивидуально-психологическом уровне оборачивающегося регрессом. Автомобиль приводит к ожирению, а слишком раннее пользование калькулятором не дает возможности сформироваться навыкам арифметических операций 1 ». Стремление к максимальному облегчению с помощью технических и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическую и социальную опасность. Легкость, с которой личность удовлетворяет свои потребности, не позволяет ей проявлять целеустремленные усилия к самосовершенствованию, что, в конечном счете, ведет к недоразвитости и деградации личности. Еще одной проблемой современной личности, порожденной особыми условиями формирования и бытия, является проблема самоидентичности. Потребность в самоопределении, самоидентичности всегда была важной потребностью человека. Э.Фромм считал, что эта потребность укоренена в самой природе человека 2 . Человек вырван из природы, наделен разумом и представлениями, и в силу этого он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я». «Человек ощущает потребность в соотнесенности, укорененности и самотождественности.
Современную эпоху называют эрой индивидуализма. Действительно, в наше время как никогда человек имеет возможность самостоятельного выбора жизненного пути, и выбор этот все меньше зависит от традиционных общественных институтов и идеологий, и все больше – от индивидуальных целей и пристрастий. Однако под индивидуализмом, как правило, понимается попытка заполнить пустоту множеством разнообразных комбинаций из хобби, «стиля жизни», индивидуального потребления и «имиджа». Все современные люди считают себя индивидуалистами, имеющими собственное мнение и не желающими походить на других. Однако за этим, как правило, нет ни каких-либо убеждений, ни четкого представления об окружающем мире и самом себе. В прошлом весь набор знаков, подаваемых миру внешностью и поведением человека, диктовался подлинным социальным положением, профессией и условиями его жизни. Современный же человек привык и приучаем к мысли, что каждая деталь его внешнего вида в первую очередь что-то говорит о нем окружающим, и только во вторую действительно для чего-то нужна. Считаем, что это связано с городским образом жизни, ведь именно в уличной толпе важно отличаться, чтобы быть замеченным.
«Личность», в интересах которой действует современный человек, это социальное «я»; эта «личность» в основном состоит из роли, взятой на себя индивидом, и в действительности является лишь субъективной маскировкой его объективной социальной функции. Как отмечает Э.Фромм, «современный эгоизм – это жадность, происходящая из фрустрации подлинной личности и направленная на утверждение личности социальной»
Вследствие ложных форм самоидентификации в обществе происходит подмена понятий «личность» и «индивидуальность» (быть личностью зачастую означает быть непохожим на других, чем-то выделяться, то есть обладать яркой индивидуальностью), а также «индивидуальность» и «имидж» (индивидуальное своеобразие человека сводится к его манере «подавать себя», к стилю одежды, необычным аксессуарам и т. д.). Об этой подмене понятий писал еще отечественный философ Э.В.Ильенков: «Индивидуальность, лишенная возможности проявлять себя в действительно важных, значимых не только для нее одной, а и для другого (для других, для всех) действиях, поскольку формы таких действий заранее заданы ей, ритуализированы и охраняются всей мощью социальных механизмов, поневоле начинает искать выхода для себя в пустяках, в ничего не значащих (для другого, для всех) причудах, в странностях». Иными словами, индивидуальность здесь становится лишь маской, за которой скрывается набор чрезвычайно общих штампов, стереотипов, безличных алгоритмов поведения и речи, дел и слов. Следующей важной проблемой социального бытия современной личности является информационная перенасыщенность окружающего мира. Исследователям влияния информационного потока на мозг человека известно, что возникающие при этом перегрузки могут не только нанести существенный вред, но и полностью нарушить функционирование мозга. Следовательно, информационные нагрузки требуют разработки эффективных средств контроля и регулировки, причем более строгих, чем при физических нагрузках, поскольку природа, не сталкиваясь до сих пор со столь мощным уровнем информационного давления, не выработала действенных механизмов защиты. Особого внимания в этой связи требует изучение измененных состояний сознания у интернет зависимых личностей. Как отмечает А.Ш.Тхостов, «…в интернете высокомотивированный пользователь может оказаться под воздействием очень интенсивного потока сверхзначимой (и зачастую абсолютно бесполезной) для него информации» 3 , которую ему нужно успеть зафиксировать, обработать, не упустив десятков и сотен новых, каждую секунду открывающихся возможностей. Перевозбужденный избыточной стимуляцией мозг не может справиться с этой задачей. Человек становится транслятором информационных процессов, а его собственная субъективность – духовность, способность выбора, свободного самоопределения и самореализации – отодвигается на периферию общественной жизни и оказывается «разомкнутой» по отношению к информационно организованной социальной среде. В этом плане востребованным оказывается лишь знание и свойства такой инструментальной субъективности, которые создают новые структуры, направления и технологические связи в этой информационной среде. Это порождает и трансформацию самой личности, так как субъективность, встроенная в техническую информатизацию знания, является основой деформации современного человека, теряющего нравственные нормы самосознания и поведения. Лишенные укорененности в реальной культуре, эти нормы и сами становятся условными. Рациональность же современного типа выступает как способ технически-инструментального поведения личности, которая стремится укорениться в неустойчивом мире и упрочить собственное положение, по крайней мере, сделать его безопасным.
Еще одной актуальной проблемой современной личности является дефицит общения. По мнению С.Московичи, в условиях промышленного производства, создания городов, распада и деградации традиционной семьи и традиционной стратифицированной модели общества, в которой человеку было предназначено законное место, происходит необратимая деградация нормальных способов коммуникации. Возникающий коммуникативный дефицит компенсируется развитием прессы и другими современными коммуникативными технологиями, порождающими специфический феномен толпы: неструктурированного общественного образования, связанного лишь коммуникативными сетями. Однако эта компенсация исходно ущербна, ее легкость содержит некоторую неполноценность. Так, например, интернет общение значительно проще, нежели реальное человеческое общение, поэтому оно не требует усилий, более безопасно, его можно начать и прервать в любое время, оно позволяет сохранять анонимность и оно доступно. Однако будучи технологически опосредованным, это общение носит неполноценный характер, ведь собеседники так и остаются друг для друга скорее абстрактными персонажами, чем живыми людьми. Самый большой недостаток подобного суррогатного общения в том, что оно не обеспечивает стабильной идентичности.
Общество, организованное с помощью коммуникативной сети, по мнению С.Московичи, есть толпа, обладающая размытой идентичностью, повышенной внушаемостью, утратой рациональности. Однако и общение в реальной жизни также не всегда может быть полноценным. Большинство современных социальных групп и общностей представляют собой неустойчивые и, как правило, небольшие образования, которые возникают случайным образом и также спонтанно распадаются. Эти «социальные эфемериды» 4 в основном создаются в сфере досуга, развлечений, как бы в противовес формальным объединениям, существующим во время работы (например, посетители ночного клуба, жители гостиницы, круг приятелей и т. д.). При этом легкость, с которой люди вступают в эти общности, а также отсутствие в них формальных ограничений, не означает, что человеческая личность здесь может полностью освободиться и раскрыться. Спонтанность отношений и неустойчивость связей накладывают ничуть не меньшее ограничение на сугубо личностное, «душевное» общение между людьми, и весь процесс общения зачастую сводится к обмену «дежурными» фразами или шуточками. В рамках «социальных эфемерид» общение, как правило, носит поверхностный характер и практически сводится до уровня рефлексов, то есть более или менее однотипных реакций на такие же однотипные реплики собеседника. Иными словами, в разговоре участвует лишь некая внешняя оболочка, но не человек целиком. Вследствие этого личность человека замыкается в себе и теряет свою «глубину». Утрачивается и живая, непосредственная связь между людьми. Разрушительные последствия такого рода замкнутости были описаны Н.Я.Бердяевым, отмечающим, что «эгоцентрическая самозамкнутость и сосредоточенность на себе, невозможность выйти из себя и есть первородный грех» 5 . Таким образом, условия формирования и бытия современной личности приводят к возникновению личности фрагментированной, замкнутой, отчужденной от общества и от самой себя, что отражается в ряде постмодернистских концепций, провозглашающих идею расщепления человеческого «Я». В философии постмодернизма сам феномен «Я» оценивается как культурно артикулированный, связанный с определенной традицией и потому исторически преходящий.
Понятия «человек», «субъект», «личность» являются с этой позиции лишь следствиями изменений основных установок знания. «Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVII в. почва классического мышления, тогда – в этом можно поручиться – человек изгладится, как лицо, нарисованное на прибрежном песке» 6 . Что же касается собственной версии артикуляции субъекта философией постмодернизма, то для нее характерна радикальная децентрация как индивидуального, так и любых форм коллективного «Я». Правила эпистемы, выступая регулятором по отношению к активности сознания, но не осознаваемые последним рефлексивно, выступают фактором децентрации и деперсонификации субъекта. С точки зрения постмодернизма, само использование термина «субъект» – не более, чем дань классической философской традиции: как пишет Фуко, так называемый анализ субъекта на деле есть анализ «условий, при которых возможно выполнение неким индивидом функции субъекта. И следовало бы еще уточнить, в каком поле субъект является субъектом и субъектом чего: дискурса, желания, экономического процесса и так далее. Абсолютного субъекта не существует» 7 . Таким образом, формулируется основополагающая для философской парадигмы постмодерна программная презумпция «смерти человека». Отказ от концепта «субъект» во многом связан с признанием в философии постмодернизма случайности феномена «Я». Выдвинутая в классическом психоанализе презумпция подчиненности бессознательных желаний культурным нормативам «Сверх-Я» была переформулирована Ж.Лаканом в тезис о заданности желания материальными формами языка 8
и т.д.................

  • Симонович Николай Евгеньевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ТИПЫ ЛЮДЕЙ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В периоды обострения противоречий между государствами и людьми происходят глобальные перемены в сознании личности. В настоящее время на одной плоскости столкнулось много поколений людей с разным жизненным опытом, уровнем образования и системой жизненных ценностей. Это вызывает непонимание между ними и приводит к шоковому состоянию перемен в их устоявшейся жизни, вызывая стресс и неприятные чувства, потеря у многих людей старшего поколения социального статуса, потеря прежних друзей и знакомых, непонимание в семье между детьми и родителями, изменение системы ценностей, потеря личной идентичности).

  • Формирование интеллектуального и эмоционального капитала человека: психологические аспекты
  • Причины побега осужденных из исправительных учреждений: психологические факторы

Симптомами такого культурного и социального шока становятся депрессия, неуверенность в себе, повышение социальной напряженности в обществе. Проведение внутренних реформ и преобразований во всех областях жизни населения страны, невозможно без учета нового геополитического положения России и новых мировоззрений людей . Ведь для одной группы людей государство, новое время перемен, народ и природные богатства представляют возможность получить сверхдоходы и прибыль, власть и высокий социальный статус в обществе. Для таких людей возможность обогащения выше морали и права. Для них не существует ничего личного кроме обогащения и бизнеса. Идеи, убеждения, нравственные заповеди для таких людей становятся средством для приобретения материальных благ. .

При этом движущим мотивом для них являются слава, желание стать выше других на социальной лестнице. Они считают себя лучше других, успешнее и общественное мнение их мало заботит и волнует. Их энергия, честолюбие направлены на коммерческую, интеллектуальную и политическую деятельность. . Такие личности привыкли во всем на самих себя и умеют манипулировать другими людьми, убеждать и нравиться своим партнерам по бизнесу и общественной деятельности.

Преуспевающие люди отличаются от других по следующим признакам:

  1. У них хороший запас физической и духовной энергии, жажда жизни и деятельности. Для них не существует слов: «Не могу». Они живут по принципу: «Могу преодолеть все». [ 4, С. 48].
  2. У них очень высокая мотивация к повышению качества жизни своей и близких им людей. Стремятся к активному долголетию и планируют свою жизнь на десятки лет вперед.
  3. Они испытывают жажду риска и непрерывной деятельности.
  4. Им присуща вера в свои собственные силы.
  5. Отсутствие страха перед будущим, наличие хорошего образования и природной смекалки и житейской мудрости.

Такие люди в условиях перемен чувствуют себя, как рыба в воде и они всегда готовы к инновационным преобразованиям и креативному принятию решений. .

Это, в первую очередь, молодые люди, детство, юность и взросление которых пришлось на постперестроечное время. Другой жизни они просто не знают, и это позволяет им двигаться к намеченной цели, не оглядываясь назад, и не сверять свой путь с прожитыми годами. Они воспитывались вовремя, когда зарождалось новое поколение людей, поколение потребителей. Молодые люди легко переносят социальные перемены в жизни, переход общества на новый качественный технический уровень и всегда готовы к обучению и получению новых знаний. Они не почивают на лаврах. .

Совершенно другой тип людей живет и работает по старому принципу. Их девиз: «Жить только по правде и по совести». Для них высшими ценностями являются добро и честность. Они не умеют и не любят рисковать своей жизнью, стабильностью и спокойствием. . Свой личный успех и благополучие они видят только в успехе и благополучии общества. Данная категория людей полагается на своих руководителей, родителей, старших в семье, партийных лидеров, начальников. У них на первом месте духовное начало, а материальное их мало волнует, живут они по принципу достаточности, а деньги для них являются средством для жизни и решения насущных проблем. . Такие люди в своей жизни обходятся только необходимым, они неприхотливы в быту и никогда не желают перемен в жизни и работе. Для них стабильность и спокойствие важнее всего. При малейших переменах в своей жизни они впадают в отчаяние, страх и депрессию. [ 9, С. 593].

Массовой болезнью в современном обществе становятся беспокойство и страх, неуверенность в завтрашнем дне, плохое самочувствие.

Как же пережить этот период социально – культурного шока, сохранив при этом здоровье, душевное состояние и сохранив высокий моральный дух? [ 10. С. 14].

Мы видим преодоление социально – культурного шока в три этапа:

  1. Вначале люди испытывают радость инновационных и социальных перемен. Они искренне радуются свободе, стиранию привычных стереотипов в общественной и личной жизни. .
  2. Потом все эти радостные чувства уходят на второй план. Происходит отрезвление и появляется ощущение, что жизнь сама по себе ничего даром не дает. При переменах тоже надо трудиться и обеспечивать себя и своих близких. Необходимо надеяться только на самих себя. Добрый дядя ничего даром не даст. Тогда у людей появляется страх перед будущим своим и своих детей, тревога, депрессия и фрустрация. . Общество распадается на бедных и богатых, разрыв между ними с каждым годом растет, и противоречия тоже нарастают.
  3. Когда два этапа удастся преодолеть, то через какое-то время наступает чувство уверенности, защищенности, удовлетворения и вера в будущее.

Социальная нестабильность проявляется, в первую очередь, на личностном уровне, повышается тревожность, теряется социальная идентичность личности. Появляются противоречия между желанием сделать жизнь лучше для других, сохраняя высоким свой уровень жизни. [ 13, С. 90].

Необходимо учитывать и знать, что успешный человек уверен в себе, он расчетлив, целеустремлен, готов к переменам и хочет сделать жизнь лучше для себя, своих родных и близких. Такая личность всегда достигает поставленные цели, реализует свои замыслы и намерения. [ 14, С. 31].

Преуспевающий человек обладает позитивной энергией, направленной на преобразования и решения всех стоящих перед обществом и лично перед ним насущных задач. [ 15, С. 101]. Как правило, он творчески подходит к своей жизни, трудовой деятельности и его особенности тесно связаны с мотивационной и эмоционально – волевой сферой.

Творческий человек отличается от других людей, порой вызывая непонимание и недоумение со стороны даже самых близких людей. Активность такого человека направлена на преобразование и приспособление к окружающей среде и действительности. [ 16, С. 310]. При этом он вынужден пройти социальную адаптацию к установлению равновесия между ним и социальной средой, приспособленности к ее нормам и требованиям, признать и принять систему ценностей новой среды.

Если личность не проходит социальную адаптацию, то у него возникают стрессовые состояния такие, как напряжение между личностью и сложившейся ситуацией . Тогда у него ухудшается социальное самочувствие, появляется тревожность, появляются тревожные ожидания перед будущим.

Это вызывает ухудшение качества жизни, а значит и ее продолжительности. Все это связано с состоянием здоровья, значительными затратами на лечение людей, руководства и населения в целом. .

Рекомендуем заранее готовиться психологически и материально к планируемым преобразованиям и изменениям в жизни заранее до их наступления, необходимо увязать с повседневной жизнью человека, с его личными планами, ценностями, целями и интересами. Во всем этом личность занимает центральное место и ради нее проводятся все мероприятия. Рекомендуем задуматься человеку и создать модель будущего и выйти за привычные временные рамки. Например, задуматься над своим будущим и представить себя восьмидесяти летним человеком и задать себе следующие вопросы:

  1. Кто я такой? Ответить можно по-разному. За это время произошло много событий. Человек состоялся или не состоялся как специалист, отец семейства, как личность, как гражданин своей страны. Что полезного он сделал для себя, для своей семьи, как воспитал своих детей, что сделал для укрепления мощи своего государства? [ 19, С. 564].
  2. Что не смог сделать и почему. По какой причине, кто в этом повинен?
  3. Чем он может помочь своим детям, внукам, в чем может быть полезен своему государству?
  4. Сможет ли он применить ранее полученные знания или необходимо скорректировать свои возможности в соответствии со своим возрастом и накопленным опытом?
  5. Какую переподготовку, какую профессию необходимо получить дополнительно к данному времени, с учетом возраста? [ 20, С. 443].
  6. Востребован ли он и его умения, знания и опыт молодыми специалистами, руководителями нового направления и нового современного мышления?
  7. Знание коммуникационных технологий и умение применять их для работы и в повседневной жизни?
  8. Чему может научить своих внуков, какой опыт может им передать и будет ли интересно внукам общаться с ним на досуге?
  9. Какое состояние здоровья на данный период? Чтобы быть в хорошей физической форме необходимо на протяжении всей жизни вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой для тела, а также проходить ежегодную диспансеризацию и заниматься профилактикой здоровья. Необходимо разработать правильный и сбалансированный рацион питания и естественно надо искоренить все вредные привычки.
  10. Какой образ жизни ведет человек в своем нынешнем возрасте?
  11. Кто окружает его и с кем он общается и дружит? К этому возрасту окружение кардинально меняется, многих ровесников по понятным причинам нет рядом, привычный круг общения распался. Чтобы не быть одиноким человеку необходимы коммуникации и общение с окружающими его людьми. [ 21, С. 447]. Оно должно быть приятным, легким и не навязчивым. Как достичь этого и что для этого надо знать? Когда человек открыт, любит окружающих его людей и желает им добра, счастья и успехов в жизни и работе, то ему отвечают взаимностью. Это дается нелегко, путем систематической работы над собой, путем самообразования и самосовершенствования своего тела, духа и знаний о жизни современных людей. Если человек задумается над этим еще в молодые годы, то он поставит для себя реальную цель, выберет правильный путь и смоделирует свое будущее. Это будет его главная цель в жизни, стать востребованным на протяжении многих лет жизни.
  12. Для достижения поставленной цели человек решает повседневные задачи осознанно и уверенно движется вперед. Социальное самочувствие у него хорошее, ожидание старости связанное с тревожным ожиданием не известности и качество жизни повышается. В результате продолжительность жизни увеличивается как физической, так и творческой. Самое главное во всем этом моделировании то, что человек остается востребованным на протяжении всей своей жизни и в любом коллективе он будет желанным работником и наставником для молодых специалистов. Главное понимать, что советы надо давать тем, кто в них нуждается, а учить надо тех, кто хочет учиться. Тогда можно без конфликтов и противоречий передать накопленные знания и свой богатый опыт жизни с пользой для себя и для общего дела. При такой ситуации конфликт поколений сводится до минимума и социальный статус взрослого человека повышается, а его самочувствие повышается от чувства выполненного долга. Надо также учитывать и то, что не все и не во всем должны меняться.

Главное, чтобы все люди смогли дополнять друг друга при решении поставленных задач перед обществом и перед личностью, в частности.

Инновации, креативное мышление молодого поколения в сочетании с мудростью и опытом старшего поколения дадут потрясающие результаты. В жизни и деятельности людей необходима преемственность поколений. Самое главное - правильно распределять социальные роли между всеми поколениями людей, в соответствии с их личностными особенностями.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского.2015. С. 222-223
  2. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584-592.
  3. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188-189.
  4. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  5. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева.2013. С. 142-144.
  6. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48-49.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста Москва, 2016
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  9. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592-594.
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  12. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82-92.
  14. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально- психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30-34.
  15. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Моделирование эффективной системы управления предпринимательскими структурами В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Г. Б. Клейнера. 2014. С. 101-102.
  16. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: социально – психологические аспекты Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308-311.
  17. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность регионов Российской Федерации Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40-44.
  18. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  19. Симонович Н. Е. Психологический портрет современной молодежи Novaifo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 563-566.
  20. Симонович Н. Е.. 2017. Т. 2. № 58. С. 442-445.
  21. Симонович Н. Е.. Т.2. № 58. С. 445-450.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации