Различные подходы к понятию организационное развитие. Управление организационным развитием компании

Организационное развитие - запланированное усилие, направленное на организацию в целом, управляемое «сверху» и призванное повысить организационную эффективность и здоровье, через серию интервенций в организационные процессы и культуру.

Организационное развитие можно рассматривать как один из подходов управления организационными изменениями. Объектом этого подхода является организация, понимаемая, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. При этом организация понимается как открытая система и возможности ее развития определяют 4 системообразующих фактора: 1) цели и интересы лидеров -- владельцев, менеджеров высшего звена 2) цели и интересы персонала 3) требования и ограничения, задаваемые технологией производства и реализации товара или услуги 4) требования среды: экономические, политические, социальные и т. п.

В работах О.Конта и Г.Спенсера социальная организация представляет собой некий организм, естественную организацию, которая развивается эволюционно. Однако если Конт в качестве движущей силы функционирования и развития организации видел дух или человеческий разум, Г. Спенсер считал, что мир управляется и изменяется через чувства. Согласно О.Конту, организационное развитие - это прогресс ума, который обеспечивает установление общественной гармонии и солидарности, стабильной организации.

По М.Веберу, оптимальной организацией является предельно рационализированная бюрократическая система, которой свойственны рациональность, надёжность, экономичность и эффективность, безличность, реализация специальных и рутинных задач, нейтральность, иерархичность, законность правил действия, властная централизация. Согласно М.Веберу, организация представляет собой совокупность социальных отношений - закрытых, либо с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой людей: «руководителем и административным аппаратом, обладающими представительной властью».

Ф. Теннис выделяет 2 типа организаций: естественную, основанную на «естественной воле» к единению - общину, и деловую, базирующуюся на «рациональной воле» - общество. Организующим началом и в первом, и во втором случае является сознательная человеческая воля. Если первый тип характеризуется наличием естественных порывов и ценностей: в естественной организации отношения строятся на нормах любви, семейственности, родстве, общности вкуса и языка, то во втором типе господствуют безликие, искусственные, рациональные, экономические отношения и нормы. Итак, мы отмечаем две модели организации - естественную и искусственную, построенные на дихотомии «чувства и разума».

В классическом структурно-функциональном анализе Т. Парсонса в основе системы действия индивида лежат типовые схемы поведения, «роли», которые заложены в «деятеля» в процессе социализации. Индивид включен одновременно в личностную, социальную, культурную и биолого-психологическую подсистемы и выполняет одновременно несколько социальных ролей. Рассматривая в качестве социальной системы общество, Парсонс разделяет его на подсистемы, несущие конкретную функциональную нагрузку: политическая подсистема обеспечивает целеполагание; культура (религия, образование, мораль) - стабильность и устойчивость системы; право (социальные нормы, ценности, статусы, роли и правила) - интеграцию социальной системы; экономика - адаптацию системы к внешней среде.

Применяя концепцию Парсонса к организации как социальной системе, можем выделить следующие функционально значимые её подсистемы:

  • 1) политическую подсистему, обеспечивающую согласование интересов в организации и целеполагание (принятие решений по использованию ресурсов внутри системы), которые, собственно, обеспечиваются управлением;
  • 2) организационную культуру, отвечающую за стабильность и устойчивость ценностей организации, представляющую собой идеологию организации;
  • 3) социальный контроль в форме социальных норм и правил, обеспечивающий интеграцию организации; центральное место здесь занимают ценности, нормы, статусы, роли, обеспечивающие включенность человека в коллектив (поддержание сплочённости и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является её внутренней проблемой);
  • 4) экономическую подсистему, выполняющую функции адаптации к внешней среде (воспроизводство, координация и сбор ресурсов и средств).

Таким образом, все подсистемы организации взаимосвязаны структурно и функционально, причем матрица, которая используется для характеристики организации универсальна. Организация, обладая внутренней системной иерархией, за счёт коммуникаций между подсистемами, изменяется в зависимости от ситуации, приспосабливаясь к ней. Организация предстаёт как некое структурное образование, в котором происходит активный процесс коммуникаций между личностной, социальной, культурной и биолого-психологическими составляющими. Следовательно, организационное развитие представляется как изменение структуры коммуникаций между подсистемами организации в результате управленческого воздействия на неё. Эту модель организации можно обозначить структурной Апышева О.А. Организационное развитие предприятия: сущность и особенности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. С. 55-57..

Таким образом, можно выделить естественную, искусственную, административную, механическую, органическую, трудовую и структурную модели организации. Развитие организации происходит от простого к сложному, в постоянной смене и взаимопереплетении искусственного и естественного, эволюционного и революционного, субъективного и объективного.

Выделяют 5 основных школ западной теории организационного управления, фиксирующих главные направления теории управления:

  • - школа «научного менеджмента»;
  • - школа «человеческих отношений»;
  • - «эмпирическая» школа;
  • - школа «социальных систем»;
  • - «новая школа науки управления».

Основу теорий этой школы научного управления составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.

Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит, прежде всего, жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.

Тейлор выдвинул 4 научных принципа управления:

внедрение экономических метода работы;

профессиональный подбор и обучение кадров;

рациональная расстановка кадров;

сотрудничество администрации и работников.

Административная школа в управлении преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта:

разработку рациональной структуры организации;

построение на ее основе рациональной системы управления персоналом -- бюрократической модели.

Классическая модель организации, сформировавшаяся на основе разработок Файоля и его последователей, базируется на 4-х принципах:

четком функциональном разделении труда;

передаче команд и распоряжений сверху вниз;

единстве распорядительства («никто не работает более чем на одного начальника»);

соблюдении принципа диапазона контроля (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных), который предполагает, что при арифметическом росте числа подчиненных число возможных связей между ними, которые приходится контролировать руководителю, возрастает в геометрической прогрессии (Л. Урвик).

Концепция «человеческих отношений» -- новая школа теории управления -- начинает развиваться в 1930-е гг. Эта школа зародилась в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации и управления.

Школа поведенческих наук в существенной мере отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.

Основными достижениями школы поведенческих наук считаются:

использование приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности труда;

применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого работника мог быть использован полностью;

был сделан вывод о том, что для достижения эффективности управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.

Следующее направление западной теории организации и управления образует «новая школа науки управления» (Л. Берталанфи, А. Раппорта, К. Боулинга, Р. Акоффа, Д. Эккмана.). В основе данного направления лежит изучение процессов принятия решения с применением математических методов и новейших технических средств, следовательно, основной задачей этой школы можно считать повышение рациональности решений, а её подход к проблеме организации управления можно охарактеризовать как нормативный в отличие от дескриптивного.

В рамках «новой школы науки управления» имеет место объединение различных направлений исследований, среди них можно выделить «исследования операций», «системный анализ», «общую теорию систем», эконометрику. Системный подход в исследовании проблем управления приобрёл доминирующее значение, на его основе развиваются различные управляющие, прогнозирующие системы, однако, практика управления обусловила появление также деятельностного и процессуального подходов к исследованию организаций. модель организационный развитие предприятие

Рассмотрим несколько направлений развития системного подхода. На рубеже 60-х годов преобладала управленческая концепция принятия решений (Ч. Барнард, г. Саймон), рассматривающая решение как первичный элемент функционирования и развития организации. Подсистемы организации - центры принятия решений, действующие в условиях неопределённости. Таким образом, организационное функционирование и развитие непосредственно зависит от эффективности единичных управленческих решений Коломиец А.Р. Теория менеджмента. - М.: Квант, 2014. С. 88..

Концепция организационного поведения (Ч. Перроу, Д. Кац, Р. Кан) - направление развития системной теории в направлении психологизации организации. В её основе «школа человеческих отношений», согласно которой в основе управления организацией - управление индивидуальным поведением. Ситуационный и сравнительный подходы в наибольшей степени переносят системный подход к организациям в плоскость практических решений. Ситуационный подход обобщает различные системные воззрения и, опираясь на сравнительные исследования, в качестве эмпирической базы разрабатывает практические рекомендации (П. Лоуренс, Д. Лорш, Дж. Томпсон, П. Блау). Таким образом, происходит смещение акцентов от теории управления организацией в сторону исследования конкретных ситуаций, что ограничивает возможности выработки типовых управленческих рекомендаций.

Однако институциональный подход (Дж. Гэлбрейт, Ф. Селзник, Ч. Перроу) дополняет ситуационный подход, рассматривая среду организационного развития шире.

Структурный подход к организации позволяет выделить систему формальных и неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда, объём контроля и его модели, различные виды дробления организации на отдельные части и звенья. То есть в рамках этого подхода рассматриваются возможности оптимального учёта внутренних возможностей организации для ее целедостижения.

Личностная организация непосредственно отражается в жизненной сфере, то есть в совокупности основных потребностей, интересов персонала, которые в свою очередь обусловлены психофизиологическими особенностями и объективными условиями жизни последнего. Личностная организация представляет собой некую систему, в рамках которой можно выделить следующие подсистемы:

мотивационная сфера (потребности, интересы, установки персонала);

сфера целеполагания (цели, задачи, индивидуальные и коллективные решения);

поведенческая сфера (выражение внутренней активности личности работника).

Системная сфера организации представлена как нормативно предписанные статусы и роли организации и включает в себя ряд подсистем:

подсистема социальных групп или социальная структура - устойчивая совокупность взаимосвязанных статусов и позиций индивидов;

подсистема социальной или организационно-ориентированной активности работников организации (например, их управленческой активности);

подсистема жизнеобеспечения или социальная инфраструктура - комплекс материально-вещественных и организационно-технических условий, используемых работниками или обеспечивающих трудовую деятельность;

подсистема социальной регуляции и контроля - совокупность правил, норм, символических знаний для регулирования внутриорганизационных взаимодействий Румянцева Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 2013. С. 91.

Таким образом, организационная культура может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и транслировать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Организационное развитие
Рубрика (тематическая категория) Психология

Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определœенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределœенном окружении.

В случае если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же ʼʼФорд-Тʼʼ, ʼʼлюбого цвета при условии, в случае если данный цвет черныйʼʼ, то сегодня для успеха автопроизводителям крайне важно менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя всœе его технические характеристики. Непрерывное развитие организации всœе больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.

Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целœей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целœей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента͵ сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.

Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: ʼʼОрганизация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целомʼʼ 2 .

В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всœего продиктованное определœенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:

1) неудовлетворительное функционирование;

2) изменения среды деятельности;

3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;

5) изменения технологии производственных процессов;

6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;

7) отсутствие благоприятных перспектив.

Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.

В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целœенаправленно проводить изменения. Учитывая зависимость отконкретных обстоятельств эти изменения бывают частичными, касающимися отдельных подразделœений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.

Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.

Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:

а) организационная структура;

б) технология;

в) рабочие задания (трудовой процесс);

г) персонал.

Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.

Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.

(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,

Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)

При структурном подходе изменения реализуются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.

Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.

Изменения в работе с персоналом, прежде всœего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.

Общее развитие организации означает анализ и развитие всœех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определœенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.

Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.

К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:

1. Изданием декрета͵ т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.

2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.

3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделœений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.

Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всœех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, в случае если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:

1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.

2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.

Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делœегированием власти конкретным подразделœениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается выработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:

1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделœений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.

2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в базе индивидуального и группового поведения.

Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.

Организационное развитие - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационное развитие" 2017, 2018.

  • - Индивидуальное, групповое и организационное развитие.

    Стратегическое развитие персонала. Стратегические цели развития персонала вытекают из выбора стратегии предприятия и принципов, которые лежат в основе кадровой политики и в целом – менеджмента персонала. Осознание стратегической важности развития... .


  • - ТЕМА 4.6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

    1. Дайте понятие организационного развития. 2. Какие системообразующие факторы определяют организационное развитие? 3. Каковы типы организационного развития? 4. Раскройте основные этапы организационного развития. 5. Что такое формула перемен (формула Глейтчера) в... .


  • - Организационные изменения и организационное развитие: подходы и методы

    Тезисы Организационное поведение в условиях изменений в организации. Глобализация и организационное поведение Лекция №10. Вопросы к лекции №9 Дайте определение мотивации. Каковы основные теории мотивации? Каков инструментарий... [читать подробнее]


  • - Корпоративная культура: понятие, роль, типология, организационное развитие как целенаправленный процесс изменения корпоративной культуры.

    Корпоративная культура – это психологическое поле компании, в котором сосуществуют все технологические и бизнес-процессы, составляющие конкретику организации или, образно говоря, это тот рассол, привкус которого приобретает все, что в нем находится. Основанием для... .


  • Библиографическое описание:

    Нестеров А.К. Организационное развитие [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Организационное развитие является непрерывным процессом, который начинается с момента учреждения организации и продолжается до тех пор, пока она продолжает функционировать.

    Понятие организационного развития

    – метод развития бизнеса посредством работы с человеческими ресурсами, возникший на пересечении психологии управления, организационной и социальной психологии, менеджмента.

    Объектом развития является сама организация, управляющим субъектом выступает руководство организации, а предмет составляют повышение организационной эффективности, производительности, рациональности и результативности ее деятельности.

    В рамках социальной психологии данная область знаний представляет особую категорию исследований, которые определяются преимущественно спецификой психологией управления.

    Цели и задачи организационного развития

    Цель организационного развития – развитие и достижение позитивных изменений в компании, посредством методов бизнес-психологии, что отражается на росте прибыльности бизнеса компании, эффективности систем управления, индивидуальном развитии наших сотрудников.

    Для достижения цели развития в организации решаются следующие задачи:

    1. Формирование видения и определение миссии организации;
    2. Разработка стратегии организации;
    3. Определение установок, ценностей и моделей поведения во внешней среде организации;
    4. Развитие системы управления;
    5. Эволюция системы коммуникаций в организации;
    6. Повышение эффективности организационной структуры;
    7. Внедрение новых моделей мотивации и стимулирования персонала;
    8. Создание условий для формирования сплоченного коллектива.

    Организационное развитие, опираясь на теорию систем, предполагает системный подход к развитию бизнеса, последовательное применение системного подхода к функциональным, структурным и личностным взаимоотношениям в организации.

    Исследования в этой области начались с повышения квалификации управленческого персонала. В результате выяснилось, что разработка и внедрение программ развития невозможны без учёта внешнего по отношению к организации контекста, который постоянно трансформируется и ведёт к внутриорганизационным изменениям. Целью организационного развития является обеспечение способности организации адаптироваться к внешним переменам посредством внутренних. Реализовать эту цель можно упорядочив методы управления в единую систему.

    В соответствии с задачами организационного развития его основными направлениями выступают:

    1. Совершенствование стратегического управления;
    2. Повышение эффективности механизмов принятия решений;
    3. Устранение и предотвращение конфликтов между звеньями управления и подразделениями организации;
    4. Развитие организационной структуры организации;
    5. Развитие организации;
    6. Совершенствование в организации;
    7. Модернизация
    8. Развитие системы мотивации в целом.

    Принципы организационного развития

    К основным принципам, на которые опирается организационное развитие, можно отнести следующие:

    1. Организация – открытая система, и, следовательно, подчиняется законам и принципам, характерным для других открытых систем:

    • целое всегда больше, чем сумма входящих в него частей
    • любое изменение в какой-то отдельной части скажется на всех остальных частях
    • целое саморегулируется последовательностью обратных связей, которые рассматриваются как кибернетические цепи.

    Поэтому отношения между элементами в системе имеют циркулярный (круговой характер), а не причинно-линейный.

    2. Организация – развивающаяся социальная система, поэтому к ней применимы законы и принципы групповой динамики. Организация функционирует на двух уровнях:

    • отношенческий – развитие отношений
    • деятельностный – целенаправленная активность трудового коллектива

    Управление организационным развитием

    Для решения задач по управлению организационным развитием и реализацией изменений используется один из трех подходов:

    1. Руководитель организации осуществляет развитие самостоятельно.
    2. В структуре организации создается подразделение, которое отвечает за ее организационное развитие.
    3. Для решения определенных вопросов приглашаются сторонние консультанты.

    В таблице приведены риски каждого подхода к управлению организационным развитием.

    Риски управления организационным развитием

    Управление развитием осуществляет руководитель

    Отдел развития организации

    Внешние консультанты

    Искаженное восприятие реального положения дел в организации

    Ограниченность полномочий по осуществлению изменений программой организационного развития

    Отсутствие достаточных знаний о специфике работы организации

    Низкая степень готовности к серьезным изменениям в организации

    Реализация ограниченно пригодных мер по внедрению изменений вместо комплексного подхода

    Риск проведения изменений, которые приведут к катастрофическим последствиям для организации

    Риск отказа от взвешенного анализа причин и следствий различных проблем в организации, требующих изменения

    Подверженность чрезмерному анализу причинно-следственных связей при устранении второстепенных проблем

    Отсутствие заинтересованности в корректном выяснении причин конкретных проблем

    Скептическое отношение к проблемам, информация о которых поступает по обратной связи

    Риски попыток устранения проблем, не имеющих под собой объективных причин

    Преувеличение проблем, которые выявляются в первый периоды привлечения внешнего консультанта

    Риск искажения реальной сути проблемы, информация о которой получена по обратной связи

    Риск некорректной идентификации необходимых изменений для решения проблем организационного развития

    Отсутствие возможности корректной интерпретации проблемы

    Риск крайностей: некорректное делегирование полномочий или отказ от делегирования вовсе

    Необходимость делегирования повышенного объема полномочий и компетенций

    Риск привлечения неквалифицированного консультанта , который разрушит отлаженную модель бизнес-процессов

    Подверженность разовым мерам вместо системного решения проблем организационного развития

    Возможен отказ от решения назревшей проблемы в пользу запланированных изменений

    Устранение конфликтов организационного развития

    Конфликты между звеньями управления и подразделениями организации ухудшают показатели работы организации, способствуют текучести кадров и подрывают доверие к руководству. Необходимо предотвращение деструктивных следствий конфликта и обеспечение конструктивных возможно при помощи специальных приемов. В процессе работы, направленной на разрешение конфликта, усилия фокусируются на обеспечении участникам возможности:

    • прояснить причины конфликта
    • понять позиции и интересы друг друга и, следовательно
    • достигнуть большего понимания друг друга.

    Реализация этих задач позволяет снизить конфронтацию между участниками конфликта и создаёт условия для согласования интересов сторон и их дальнейшего сотрудничества.

    Средством, обеспечивающим развитие организации, выступает либо сотрудник предприятия, ответственный за это, либо специально приглашенный со стороны консультант из специализированной организации. При этом усилия по изменениям, как правило, распределяются не равномерно. Акцент делается либо на организации в целом, либо на личностных качествах сотрудников.

    Для выявления конфликтов организационного развития необходимо проведение кадрового аудита. Если выбор делается в пользу организации – организационное развитие начинается с процедуры кадрового аудита, реструктуризации организации. В другом случае – с разработки программ развития персонала. Стратегия организационного зависит от ценностей, принятыми руководством организации.

    В этом плане в организационном развитии важную роль играет кадровый аудит. Если приоритетным заданием выступает изменение организационной структуры, кадровый аудит эффективен и незаменим. Но всегда необходимо тщательно взвесить оправдано ли его проведение или нет. Процедура кадрового аудита, а особенно её ожидание, сопровождаются интенсивным психологическим напряжением в коллективе. Часть сотрудников переходит на другую работу, часть вовлекается в конфликты, снижается мотивация. В результате развитие персонала в этой организации становится невозможным. Единственный способ смягчить такие нежелательные эффекты – предварительная работа в коллективе, которая вносит определённость в связи с аудитом, снижает стресс у сотрудников.

    Однако если выбор делается в пользу развития персонала, то кадровый аудит может только навредить организационному развитию. В этом случае разрабатывается комплекс мероприятий, важнейшее место среди которых занимает социально-психологический тренинг. Речь не идёт о тренингах по продажам, во всяком случае, не о тех, когда продавца-консультанта учат произносить первую фразу, радостно улыбаться, и "раскручивать" клиента на самый дорогой товар. Речь идёт о формировании особого отношения к продаже и клиенту, к организации, в которой работаешь, а также о том, как чувствовать себя комфортно в ситуации продажи, без ущерба для самооценки. Комплексное развитие персонала предполагает мероприятия, направленные на:

    • формирование командного духа
    • повышение мотивации персонала
    • развитие навыков разрешения конфликтов
    • овладение технологией принятия управленческих решений
    • повышение квалификации в той или иной профессиональной области.

    Организационное развитие, независимо от избранного подхода (в фокусе персонал или организация в целом), предполагает системный подход и во многом основано на теории систем.

    Группы, в которых реализуется программа обучения, могут различаться по своему составу: целое структурное подразделение организации; группа сотрудников из разных подразделений, отобранных по какому-то признаку; группа руководителей различного уровня.

    Комплектация групп зависит от приоритетных задач. Если главная цель – оптимизация системы управления организации, выбирается группа руководителей. Если задачей выступает формирование командного духа – целое подразделение. В случае, когда это повышение квалификации торгового персонала – есть смысл собирать в группу менеджеров по продажам, не зависимо от того, работают ли они в одной команде или нет. Таким образом, при выборе стратегии организационного развития, руководитель должен ясно осознавать место, которое он занимает по отношению к организации, а именно: видеть себя частью системы и, в то же время, внешним элементом, управляющим этой системой.

    Большинство внедряемых инноваций в рамках организационного развития осуществляется посредством совместной деятельности. А это значит, что групповая работа занимает центральное место в процессе изменений.

    В процессе мероприятий по организационному развитию сотрудники систематически критически анализируют то, что они делают, чтобы научиться делать это лучше. И конечной целью мероприятий по организационному развитию является создание самообучающейся организации.

    Выводы

    Современный этап развития наук об управлении организации, таких как менеджмент, теория организации, организационное проектирование, организационное поведение и других, характеризуется актуализацией проблемы осознания необходимости обновления, осмысленного организационного развития предприятий, обеспечивающего адаптацию компании к внутренним и внешним изменениям.

    Организационное развитие в современных условиях – не эпизод в жизни предприятия, а планомерная, целенаправленная деятельность, которая должна быть стратегически ориентированной. Именно правильно выбранная стратегия позволяет предприятию организационно развиваться, адекватно изменениям среды, в интересах долгосрочного комплексного развития, во имя обеспечения ему длительного пребывания на рынке.

    К изменениям в процессе труда принято относить любые перемены в рабочей среде. Изменение в любой части организации, как правило, оказывает влияние на организацию в целом.

    Реакция на изменения . Прежде всего, изменения воздействуют на установки каждого работника и вызывают определенные, обусловленные отношением к переменам реакции.

    Издержки и выгоды . Любые организационные изменения связаны с определенными издержками . Например, освоение новой технологии предполагает, что при овладении новыми специальностями сотрудники столкнутся с проблемами, которые окажут негативное воздействие на показатели выработки и уровень удовлетворения от труда.

    Наличие связанных с организационными изменениями издержек предполагает тщательный анализ эффективности каждого из них. Психологические затраты часто называют психическими издержками, негативно воздействующими на внутреннее Я человека.

    Сопротивление переменам . Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержки или противодействие осуществлению перемен в процессе труда. В качестве причин сопротивления могут выступать угрозы потребностям сотрудников в безопасности, социальных взаимодействиях, статусе, компетентности или самоуважении.

    Природа последствий сопротивления . Ощущаемая угроза перемены может быть: реальной или воображаемой; прямой или косвенной; существенной или незначительной.

    Основная причина сопротивления переменам - связанные с ними психические издержки. Менеджеры должны осознавать, что отношение к изменениям определяется, прежде всего, тем, насколько умело управленцы организации свели к минимуму неизбежное сопротивление.

    Эффект цепной реакции, т.е. ситуации, когда перемена (или другой фактор), непосредственно относящаяся к индивиду или небольшой группе людей, приводит к прямым или косвенным реакциям многих (сотен и тысяч человек) в силу того, что все они заинтересованы в том или ином развитии событий.

    Меры, такие как манипулирование и принуждение, обычно вызывают антагонизм работников, вероятность долгосрочного успеха программы перемен существенно снижается. Рассмотрим позитивные управленческие шаги , обеспечивающие процесс реформ.

    1. Акцент на группу . Наиболее эффективны те изменения, которые затрагивают не отдельных сотрудников, а группы работников.
    2. Логическое обоснование необходимости изменений . Профессиональный менеджер идет на преобразования, опираясь на объективные требования ситуации (производственные показатели). Предлагаемые реформы должны согласовываться с краткосрочными целями и видением организации.
    3. Участие . Основной метод привлечения сторонников изменений - участие сотрудников в процессе преобразований. Участие поощряет работников обсуждать проводимые изменения, вступать в контакт с менеджерами, вносить предложения, что способствует повышению их заинтересованности в переменах. При росте участия работников в изменениях наблюдается тенденция уменьшения сопротивления. Необходимо обеспечить участие работников в изменениях до того, как они действительно начинаются.
    4. Вознаграждение . Поощрения дают работникам ощущение, что изменения означают дальнейший прогресс организации. Полезны как экономические, так и психологические поощрения.
    5. Безопасность работника . Работники нуждаются не только в достойном дополнительном вознаграждении, но и в сохранении имеющихся выгод. Важно сохранение прав, обеспечиваемых трудовым стажем, возможностей для продвижения и других преимуществ сотрудников.
    6. Коммуникации и образование . Даже в тех случаях, когда перемены затрагивают лишь одного - двух человек из группы, объединяющей десять работников, всем им необходимо знать о планируемых преобразованиях, что позволяет сотрудникам чувствовать себя в безопасности и поддерживать групповое сотрудничество.
    7. Работа с системой в целом . Задача менеджмента состоит в том, чтобы оказать работникам помощь в осознании необходимости организационных изменений, которые позволят обеспечить их участие в преобразованиях и получении определенных выгод.

    Основные принципы управления изменениями .

    1. Осуществляйте только необходимые и полезные изменения.
    2. Работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками.
    3. Проводите эволюционные преобразования.
    4. Вырабатывайте адекватные (позитивные) стратегии для противодействия каждому источнику сопротивления.
    5. Вовлекайте в процесс осуществления перемен работников, что позволит снизить сопротивление.
    6. Проводимые изменения должны быть выгодны работникам.
    7. Рассматривайте процесс изменения организации как долгосрочный, уделяйте особое внимание стадиям «размораживания» и «замораживания».
    8. Идентифицируйте проблемы, которые не удалось устранить в процессе изменений.

    Организационное развитие (ОР) - это систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации (групповом, межгрупповом и организационном в целом) с целью осуществления запланированных преобразований. Его основные цели - повышение качества трудовой жизни, производительности, адаптивности и эффективности организации. ОР предполагает трансформацию убеждений, установок, ценностей, стратегии, структур и практики, направленную на адаптацию компании к конкурентной борьбе, технологическим усовершенствованиям и другим, все ускоряющимся изменениям окружающей среды.

    Достаточно часто перед руководителем любого уровня встают вопросы организационного развития компании. Это происходит, когда в своем становлении организация (фирма, компания, предприятие, общество) достигла уровня, требующего систематизации кадровых, коммуникационных и организационных вопросов.

    Мы сталкиваемся с этим проблемами в нашей практической деятельности: перестала работать внутрикорпоративная коммуникация, устарели и не работают стандарты, должностные лица совершают системные ошибки из-за «размытости» распределения полномочий, не правильно произведена расстановка кадров ведущих специалистов и многое другое, что раньше не было существенным для развития и укрепления организации

    Многие из проблем развития являются типичными для всех предприятий. Данное обстоятельство побудило разрабатывать модели, определяющие этапы развития организации и возникающие в них проблемы. К числу наиболее известных относится модель Айзедиса

    В основе модели Айзедиса лежит уподобление предприятия живому организму. Как показывает модель, до расцвета доживают далеко не все предприятия, за расцветом неизбежно следует бюрократизация бизнеса, а затем смерть. Модель Айзедиса определяет ряд опасностей, которые ожидают предприятие на пути своего развития, но не дает ответа на вопрос: к какому организационному состоянию предприятие должно стремиться, чтобы подольше задержаться в фазе расцвета?

    Таким образом, чтобы предотвратить процесс «старения», рано или поздно встает вопрос организационного устройства или переустройства компании, организации, предприятия. Этим в компании занимается менеджер по организационному развитию.

    Примечание: Не путать с менеджером по развитию бизнеса. Это другая направленность и другая профессия. Менеджер по развитию бизнеса занимается коммерческим развитием компании: разрабатывает новые рынки и каналы сбыта, ищет новые продукты и новых клиентов. Это продажи+маркетинг

    Менеджер по организационному развитию занимается организационным строительством компании. Его задача - разработать (изменить) структуру организации в соответствии с текущими и стратегическими задачами компании и грамотно, эффективно вписать в эту структуру сотрудников компании с их функциями и обязанностями. А затем актуализировать эту организационную структуру, сделать ее действенной, внедрить в жизнедеятельность предприятия.

    Организационное развитие компании - это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление изменений в организациях.

    На практике это подразумевает проектирование и внедрение изменений по направлениям:

    1. 1. Разработка или внесение существенных изменений в организационную структуру и численности компании.
    2. 2. Описание основных и вспомогательных бизнес-процессов компании.
    3. 3. Разработка функциональных документов для работы структурных подразделений, должностных лиц, стандартов и регламентов компании, матриц ответственности, т.е. локальных нормативных актов компании.
    4. 4. Внедрение изменений, развитие корпоративной культуры: обеспечение качественного выполнения функций всеми должностными лицами.

    За подразделением, отвечающим за организационное развитие, должна быть закреплена либо непосредственная деятельность по этим направлениям, либо организация и координация ее проведения смежными структурными подразделениями. В обоих случаях лицо, отвечающее за организационное развитие компании, целесообразно подчинять непосредственно руководителю и, как правило, этим занимается Директор по организационному развитию.

    4 основных этапа организационного развития предприятия

    I этап. Разработка организационной структуры компании

    (Линейно-функциональная организационная структура)

    Исходя из стратегических и текущих задач компании мы предлагаем линейно-функциональную структуру, по методологии полностью соответствующую этапу жизненного цикла организации по модели Айзедиса


    Разумеется, это только предполагаемый пример организационной структуры коммерческого или производственного предприятия.

    Далее необходимо выполнить наложение численной составляющей персонала на организационную структуру, говоря профессиональным языком - провести штатную расстановку персонала. При этом необходимо учитывать нормы охраны труда, безопасности работы на том или ином оборудовании и т.д., особенно в производственных подразделениях.

    Оптимизация организационной структуры и численности предполагает удешевление исполнения бизнес- процессов. Достигается это, как правило, за счет:

    • сокращения избыточных управленческих должностей;
    • определение оптимального числа специалистов, занимающих главные должности;
    • реструктуризация (укрупнения, уменьшения, слияния) подразделений;
    • пересмотра существующего распределения функций между уровнями управления;
    • выявления и ликвидации неэффективных штатных единиц.

    II этап. Описание бизнес-процессов

    Бизнес-процессы делятся на: основные, обеспечивающие и вспомогательные

    Итак, бизнес-процессы - это цепочка взаимосвязанных последовательных действий, которые разрабатываются для удовлетворения потребностей, являющихся движущей силою любого предприятия.

    Предлагаем пошаговую инструкцию описания бизнес-процесса

    1) Определяем название процесса.

    2) Определяем точки «входа» и точки «выхода» в процесс.

    3) Определение цели процесса.

    4) Назначаем менеджера процесса, который бы исполнял управленческие функции

    5) Выход из процесса.

    6) Если существует «выход» с процесса, очевидно должен быть и «вход

    Структурно любой бизнес-процесс можно разделить на следующие составляющие:

    Процесс (основной уровень)

    Подпроцесс (результативный уровень)

    Прцедура (технологический уровень)

    Функционал (операционный уровень)

    Практический пример описания бизнес-процесса «Управление персоналом» (выдержка)

    Процесс "Управление персоналом"

    Подпроцесс "Удовлетворение потребностей в персонале"

    Процедура "Маркетинг персонала: внутренний и внешний" (метод "четырех пи" - 4Р)

    Анализ потребностей предприятия в персонале

    Анализ внешнего рынка труда (рабочая сила, рабочие места, заработная плата)

    Анализ профессий на внешнем рынке труда

    Анализ географического положения предприятия и окружающей среды

    Анализ внутреннего рынка рабочей силы и рабочих мест предприятия

    Анализ имиджа предприятия (внешнего и внутреннего)

    Анализ эффективности каналов поступления рабочей силы с внешнего рынка

    Анализ эффективности перемещения рабочей силы на внутреннем рынке предприятия

    Процедура "Поиск и подбор персонала"

    Получение заявки на подбор кандидата

    Оценка реальной потребности в кандидате с учетом задач стоящих перед компанией

    Согласование заявки у руководства, расстановка приоритетов поиска кандидатов

    Формирование (актуализация) плана по подбору персонала исходя из приоритетов и сроков закрытия вакансий

    Оценка бюджетных возможностей на подбор персонала (конкретного кандидата)

    Анализ способов поиска и каналов получения информации о кандидатах

    Формирование описания вакансии (профиль вакансии и компетенции кандидатов). Согласование с заказчиком и руководством

    Поиск и отбор резюме кандидатов согласно требованиям описания вакансии (активный и пассивный поиск)

    Представление резюме заказчику

    Телефонное интервью с соискателем

    Представление уточненного резюме руководству компании

    Проведение установочного собеседования с кандидатом в службе персонала

    Проведение тестирования (профопроса)

    Проведения собеседования кандидата с непосредственным руководителем

    Проведение собеседования кандидата с руководителями компании

    Получение обратной связи от кандидата

    Окончательное принятие решения руководством компании и кандидатом.

    Проведение процедуры представления документов для оформления приема на работу

    Процедура "Формирование кадрового резерва компании"

    Отбор резюме кандидатов по закрытым вакансиям компании для формирования кадрового резерва

    Отбор кандидатов, одобренных руководителями подразделений, но не приступивших к информационным дням

    Учет кандидатов, прошедших отбор, но не прошедших по конкурсу (приоритеты № 2, 3 и т.д.)

    Формироваие и актуализация общей базы кадрового резерва

    Процедура "Актуализация электонной базы документов по подпроцессу "Удовлетворение потребностей в персонале" (визуализация операций)

    Таблица подбора персонала

    Таблица анализа внешнего рынка труда и заработной платы

    Таблица анализа текучести кадров на предприятии

    Таблица анализа каналов поступления резюме

    Подпроцесс "Адаптация персонала"

    III этап. Разработка документов (функционал), локальных нормативных актов компании

    Название

    Участники

    Уровень

    Документы

    Стратегический

    Собственник бизнеса

    Генеральный директор

    Заместители ген. директора

    Начальники отделов

    Процесс

    Основной

    Корпоративная конституция

    Программы

    Комплексные планы Перспективное планирование

    Тактический

    Генеральный директор

    Заместители ген. директора

    Начальники отделов

    Специалисты отделов

    Подпроцессы

    Результативный

    Положения

    Правила

    Оперативно-

    тактический

    Заместители ген. директора

    Начальники отделов

    Специалисты отделов

    Процедуры

    Технологический

    Инструкции

    Календарные планы

    Месячное планирование

    Отчеты

    Оперативный

    Специалисты отделов

    Технические специалисты

    Рабочие группы

    Коллегиальные органы

    Функции

    Операционный

    Регламенты

    Оперативное планирование

    Ситуативные планы

    Отчеты

    Графики

    IV этап. Внедрение изменений, развитие корпоративной культуры: обеспечение качественного выполнения функций всеми должностными лицами.

    Это один из важнейших этапов организационного развития компании. Здесь главенствующую роль играет Директор по организационному развитию компании.

    Эффективный директор по развитию — это выпускник технической, а не психологической школы. Предмет его труда — СИСТЕМА. Гуманитарии не могут системно мыслить, их этому не учили, они к этому не склонны, их сильные стороны совершенно в другом. Системный подход в крови у любого технаря, даже у того, у кого в ВУЗе не читали Теорию Систем. Он постигает её «на аналогах», чертыхаясь на экзаменах по сопромату, теории машин и механизмов, АСУ и т.д.

    Его область знаний — управление изменениями, и более, того, не всеми изменениями подряд, а только такими, которые нацелены именно на развитие организации. Эта более узкая сфера Change-Management называется Improvement.

    Об этом более подробно мы рассмотрим в нашей следующей статье: «Как подобрать Директора по организационному развитию компании»

    © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации