Ценовой демпинг — что это такое простыми словами и как с ним бороться. Что такое демпинг в экономике

Что такое демпинг? Честные методы борьбы за рыночную нишу или недобросовестный трюк, направленный на борьбу с конкурентами?

В экономике это понятие используется давно, но даже сейчас не каждый знает его определение и уж тем более не способен понять, насколько оправдана данная тактика. Для чего компании занимаются демпингом? И какой смысл заложен в этом термине?

Что означает слово «демпинг»?

Демпинг является одним из наиболее ярких проявлений конкурентной борьбы в экономике и широко используется с 1930-х годов. Считается, что термин dumping имеет английское происхождение и обозначает «разгрузка, сброс» , хотя нередко его связывают со старо-норвежским словом dumpa, которое переводится как «тяжело падать».

Изначально понятие использовалось по отношению к устаревшим, некачественным товарам, от которых нужно было избавиться, но с течением времени термин утратил первичный смысл и стал употребляться в контексте с ценами на продукцию.

Что такое демпинг?

Демпинг – это торговля товарами либо услугами по искусственно сниженной стоимости. Его основная цель заключается в завоевании рынка и получении экономических преимуществ по сравнению . Чаще всего демпинг используется в международной торговле, хотя нередко наблюдается и в пределах страны.


Многие государства считают его недобросовестной тактикой, поэтому используют для борьбы с ним всевозможные инструменты, к примеру снижение объемов поставок на конкретный рынок или добровольное импортное ограничение. Но чаще с демпингом борются введением антидемпинговых пошлин, не позволяющих продавцу кардинально снижать цены на свою продукцию.

Какие бывают типы демпинга?

Во многих развитых государствах законодательство выделяет 2 типа демпинга – стоимостной и ценовой. Первый подразумевает торговлю товарами либо услугами по цене ниже себестоимости. Ценовой демпинг определяется как продажа продукции по цене ниже ее стоимости внутри государства.

Кроме этого, выделяют ряд коммерческих форм демпинга в зависимости от его назначения и сроков применения. В частности, спорадический представляет собой эпизодическую торговлю по сниженным ценам, преднамеренный – продажу товаров с целью утверждения монопольных цен, взаимный – встречную торговлю двух государств по низким ценам.

Зачем нужен демпинг?

Причин, заставляющих предприятия заниматься демпингом, достаточно много. Иногда бывает так, что новая организация хочет зайти на рынок и потеснить конкурентов, в результате намеренно снижает цены на свою продукцию для привлечения покупателей.


Часто компании демпингуют в тех случаях, если у них на складах накопились большие объемы неликвидного товара, который нужно продать. Также демпинг имеет целесообразность, если в каком-либо регионе происходит перепроизводство или снижается уровень продаж.

В качестве примера можно привести ситуацию 1980-х годов, когда в республики бывшего Союза хлынули товары из Китая и Турции. В стремлении закрепиться на новом рынке продавцы этой продукции намеренно занижали цены, в результате отечественные товары утратили свою конкурентоспособность, были частично замещены, а местные производители потеряли свои производственные мощности.

Несмотря на то что демпинг имеет множество негативных аспектов по отношению к участникам рынка, покупатели от него только выигрывают. Простые люди получают возможность покупать продукцию по низким ценам и тем самым тратить меньше своих сбережений.

Чем демпинг отличается от обычного снижения цен?

Не все низкие цены можно рассматривать в качестве демпинговых. Иногда снижение стоимости продукции связано с удачной маркетинговой кампанией, уменьшением издержек производства или расходов на обеспечение торговли.


От обычного снижения цен демпинг отличается тем, что при использовании этой тактики компании не задумываются о качестве своей продукции или обслуживания и добровольно отказываются от нормального уровня .

Если в результате маркетинговой программы или снижения издержек цены все равно остаются выше себестоимости, то при демпинге они могут опускаться ниже затрат на производство.

В конкурентной борьбе взамен торговых ограничений. Данное экономическое понятие является одним из самых ярких проявлений конкуренции в данной сфере деятельности. Такая практика широко использовалась в 30-е годы 20 века. Это был период достаточно серьезного кризиса в экономике с проблемами сбыта и обострением на мировом рынке конкуренции.

Определение

Демпинг цен - это продажа любого товара за рубежом по стоимости, которая ниже его обычного показателя. Указанная может причинить существенный материальный ущерб той промышленности, которая была создана на территории государства-импортера.

Упомянутая «обычная цена» представляет собой стоимость товара-аналога, по которой он продается в государстве, где производится, при нормальном развитии всех торговых операций.

Под товаром-аналогом подразумевается такой вид продукции, который обладает характеристиками, сходными с рассматриваемыми экземплярами.

Расчет обычной, или нормальной цены

При отсутствии внутренней стоимости товара обычная цена определяется по наивысшей стоимости его аналога, предназначенного для экспорта в иную страну. Также данный показатель может быть рассчитан в виде суммы производственных затрат с добавлением в разумных размерах расходов на продажу. Таким образом, демпинговая цена использует расчет обычного ее показателя с учетом естественных и приобретенных экспортеров данного вида товара. Такие преимущества выражаются в стоимости энергоносителей, размещении производства, наличии самостоятельных источников сырья, а также передовых технологий.

Заведомо известный материальный ущерб

Демпинговая цена всегда сопровождается материальным ущербом, который является доказательством неблагоприятных экономических последствий ввоза товаров по невыгодной стоимости. Такие негативные факторы наступают для тех отраслей, готовая продукция которых конкурирует с товаром, ввозимым по указанным ценам.

Сферы использования демпинга

Демпинговая цена может быть использована за счет:

  • ресурсов коммерческого сектора;
  • государственных субсидий, предоставляемых экспортерам.

Коммерческая практика осуществления хозяйственной деятельности предусматривает использование таких разновидностей демпинга:

  • постоянный экспорт по цене ниже обычной;
  • случайный - временная эпизодическая продажа товаров на международном рынке по низкой стоимости из-за большого накопления запасов товаров у экспортеров;
  • обратный, предусматривающий продажу товаров на внутреннем рынке государства по стоимости ниже экспортной (такой демпинг цен используется при значительных колебаниях курсов валют).

Демпинговая цена в государственных закупках представляет собой не только умышленное снижение стоимости но это еще и определенная дискриминация в данной сфере, при которой происходит существенное их занижение на одном рынке с одновременной продажей по высоким аналогам на другом. Таким образом, применение демпинга связано с монополизацией рынков и использованием необоснованно высоких цен.

Экономические предпосылки для использования демпинга

Формальная экономическая предпосылка для реализации демпинга на практике - различия в на конкретный вид товара на зарубежном и внутреннем рынках. Так, при недостижении данного показателя внутренним рынком соответствующего коэффициента зарубежного рынка происходит колебание как в сторону увеличения, так и в сторону снижения цены в меньшей степени на внутреннем рынке. Поэтому в этом случае происходит зарубежное расширение сбыта больше, чем его внутреннее сокращение.

Демпинг позволяет обеспечивать в первую очередь выигрыш фирме-экспортеру, у которой появляется возможность увеличения своей доли на международном рынке. При этом компенсируются расходы, которые связаны с на внутреннем рынке. Таким образом, общий объем продаж наращивается, и данная фирма может получать дополнительную прибыль.

Подытоживая сказанное в данной статье, необходимо отметить - при определении, что такое демпинговая цена, обозначено - при довольно успешном использовании момента экспортеры могут получить значительный доход.

Понятие демпинга

Демпинг (от английского dumping - сброс) - в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Демпинг в госзакупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме рамках закона №94-ФЗ. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены.

Негативные последствия демпинга

  • Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене.
  • Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену.
  • Расторжение контракта в судебном порядке.
  • Затраты времени на проведение повторных процедур закупок.

Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона . Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика.

Варианты применения антидемпинговых мер в госзакупках

1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить:

  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника

2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только

Обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки

Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками , и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) ;
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) .

Внимание!

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены , по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб.


Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации.

Порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Внимание!

Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной . Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация , подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


Конкурс

В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Закона о контрактной системе. Заказчик, получив такую заявку, проверяет достоверность информации о добросовестности участника в реестре контрактов по номеру реестровой записи: факт наличия такого контракта; соответствие цены указанному размеру; отсутствие неустоек, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по этому контракту.

Аукцион

Внимание!

При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок представленной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается, а он признается .

В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.


При участии в аукционе участник предоставляет информацию, подтверждающую его добросовестность, при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения . Участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта . В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Примеры из практики

1.Включение в РНП сведений об участнике, занявшем второе место, правомерно

Пример 1.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта .

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015

Пример 2.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Указанные требования участником не были исполнены. На этом основании антимонопольный орган включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015)

2. Добросовестность участника подтверждается не только сведениями из реестра контрактов

Пример 3.

Победитель аукциона, снизивший цену контракта более чем на 25%, при заключении контракта представил заказчику сведения из реестра контрактов, подтверждающие добросовестность. Заказчик, посчитав, что участник не подтвердил свою добросовестность должным образом, отказался от заключения контракта и направил сведения о победителе в антимонопольный орган. Данные сведения были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа недействительным.

Как было установлено судами, победитель для подтверждения своей добросовестности представил в том числе акты выполненных работ по нескольким контрактам. Однако, по мнению антимонопольного органа, в отношении победителя аукциона в реестре контрактов количество записей со статусом "исполнение завершено" не соответствует требованиям ст. 37 Закона 44-ФЗ.

Указанный довод не был принят , поскольку расхождение данных реестра и представленных победителем сведений о количестве исполненных контрактов, возможно, возникло ввиду неполного или несвоевременного внесения заказчиками информации в реестр .

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 N 17АП-980/2015-АК по делу N А60-39881/2014).

Закон №44-ФЗ предусматривает право поставщика при участии в аукционе предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, или обеспечение исполнения контракта с использованием протоколов разногласий (с целью увеличения времени на подписание контракта и предоставления информации). Необходимо помнить, что в соответствии с частью 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер

1. Законом 44-ФЗ предусмотрено применение особого порядка антидемпинговых мер при проведении специальных закупок. Например, к таким закупкам относится проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на оказание консультативных услуг.

В таких закупках заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦ контракта.

В случае, если предложение о цене контракта по этим закупкам на 25% и более ниже НМЦ контракта, величина значимости такого критерия как цена контракта устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для указанных видов работ (услуг) установлены, в пределах от 20 до 80%.

2. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта . Оно может включать в себя:

гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки (договор, товарная накладная и т.п.),

иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

При участии в конкурсе участник предоставляет обоснование в составе заявки на участие в конкурсе.

Если закупочная комиссия при оценке заявки признает, что данный документ должен быть, но не предоставлен, то такую заявку комиссия вправе отклонить. Такое решение комиссии фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Если проводится аукцион , то гарантийное письмо или документы, подтверждающие наличие товара представляются участником заказчику при направлении подписанного проекта контракта.

Если участник не выполняет данное требование, не направляет необходимые документы, он признается уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрение в Госдуму внесен проект изменений в 44-ФЗ, предлагающий исключить из закона положения об антидемпинговых мерах, которые применяются при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения.

Новое в антидемпинговых мерах

В июне 2014 года в ст. 37 закона 44-ФЗ была включена часть 12, которая предусматривает возможность неприменения антидемпинговых мер при соблюдении двух условий:

  1. осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  2. участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Ответы на вопросы

Необходимо ли прописывать в аукционной документации, что если поставщик снизит цену на продукты питания более чем на 25%, то он должен предоставить обоснование такой цены?

Ответ : На поставщика возлагается такая обязанность в силу 44-ФЗ, и если заказчик не указал соответствующее требование в документации, он все равно вправе требовать обоснование и расчет такой цены, а также необходимые документы, или отклонить заявку за их непредоставление. Однако чтобы избежать споров лучше предусмотреть в документации условие и случаи предоставления обоснования.

Чтобы исключить негативное влияние недобросовестных поставщиков, специально занижающих цены на результаты закупки, в законе 44-ФЗ предусмотрели антидемпинговые меры. В этом материале рассмотрим, что это такое, когда применяются антидемпинговые меры по 44-ФЗ, а также приведем пример расчета.

Многие поставщики для заключения выгодных контрактов идут на различные хитрости. Одна из них - искусственное занижение цен. Для противодействия этому в 44-ФЗ внесли поправки и ввели такое инструмент, как антидемпинговые меры. Что это такое, когда подобные меры применяют, и как работает калькулятор антидемпинговых мер по 44-ФЗ, расскажем далее.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что такое демпинг и антидемпинговые меры

В прежнем законе №94-ФЗ такое понятие, как антидемпинговые меры, не использовалось. Ранее в закупках побеждали участники, которые предлагали самую низкую цену. При этом не имело значения, насколько она ниже начальной. В итоге участники могли сговариваться и искусственно занижать цены. Процесс продажи товара по такой цене носит название демпинга.

От этого страдали заказчики, которые заключали контракты с недобросовестными поставщиками , не имеющими возможность поставить качественный товар или надлежащим образом выполнить работу, а также остальные участники, чьи рыночные цены заведомо проигрывали искусственно заниженным.

Два новых инструмента против недобросовестных поставщиков

Покажем более тонкие инструменты, которые помогут защититься от демпинга. А именно договорную защиту и критериальную защиту.

Смотрите в статье »

Компании, которые предлагали минимальные цены, ничем не подтверждали свою добросовестность. От них не требовали наличия определенных ресурсов, опыта аналогичных поставок. В итоге поставщики срывали сроки исполнения обязательств, поставляли некачественный товар, как следствие, растрачивали деньги из казны.

Нововведения появились в законе о контрактной системе. . Под ними понимают комплекс мероприятий, которые не дают участникам искусственно занижать цены при проведении конкурсов и аукционов. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ при запросе котировок не предусмотрены.

Применение конкретных антидемпинговых мер по 44-ФЗ зависит от цены контракта. Участника могут попросить предоставить:

  • обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере;
  • подтверждение добросовестности компании.

В ст. 37 44-ФЗ говорится о том, при какой стоимости контракта используются антидемпинговые меры, каким критериям добросовестности должны соответствовать участники, как правильно подтвердить благонадежность фирмы и т.д.

Что говорит об антидемпинговых мерах закон 44-ФЗ

Антидемпинговые меры, согласно закону 44-ФЗ, применяются, если участник предложил в своей заявке цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже, чем начальная. Рассмотрим конкретное применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ:

  • если максимальная цена контракта - 15 млн. руб. и более, участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза больше, чем указано в документации о закупке;
  • если НМЦК - 15 млн. руб. и менее, участник должен либо предоставить обеспечение в полтора раза больше установленного, или подтвердить свою добросовестность.

В ст. 37 44-ФЗ перечислены сведения, которые необходимо предоставить компании, чтобы подтвердить свою благонадежность. Это:

  • исполнение в течение года до подачи заявки трех и более контрактов без штрафов;
  • исполнение в течение двух лет четырех и более контрактов, 75% из которых были исполнены без нареканий;
  • исполнение в течение трех лет трех и более контрактов без замечаний.

Обратите внимание, что цена одного из уже исполненных контрактов должна составлять 20% от стоимости, которую в своей заявке предлагает участник. Способ предоставления сведений различается в зависимости от процедуры выбора поставщика. Если это конкурс, информацию необходимо предоставить в составе заявки, если аукцион - при подписании контракта.

Антидемпинговые меры для отдельных видов закупок

Для некоторых закупок применяется другой порядок. Например, при закупках научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, консультационных услуг заказчики могут устанавливать свои показатели значимости критерии оценки заявок , если цена, предложенная участником, значительно меньше начальной.

Величина значимости такого критерия, как цена контракта, для этих случаев установлена в ст. 37 44-ФЗ. Она равна десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Также отдельные правила существуют для контрактов, предметом которых выступает товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения. Это могут быть продукты, медикаменты, медицинское оборудование. Если участник предложил цену на 25 и более процентов ниже начальной, он должен предоставить обоснование стоимости, которое может включать гарантийное письмо от производителя товара, бумаги, свидетельствующие о наличии товара на складах, и т.д.

Антидемпинговые меры по закону 44-ФЗ не применяются, если цена лекарств снижена на 25 и менее процентов от их предельной отпускной цены.

Калькулятор антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Услугу подсчета размера обеспечения, которая служит одной из антидемпинговых мер, предоставляет несколько сайтов. На интернет-ресурсах вы можете воспользоваться калькулятором антидемпинговых мер по 44-ФЗ. Вам нужно лишь внести данные:

  • способ выбора поставщика (выберите из списка);
  • НМЦК;
  • сумму аванса (при наличии);
  • наличие преимуществ участникам.

Система сама подсчитает, сколько вы должны будете выплатить в качестве обеспечения.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Не имеет значения, каким именно калькулятором вы воспользуетесь, - все они работают по единому принципу и опираются на нормы ст. 37 44-ФЗ. Приведем пример. Заказчик проводит аукцион. Цена контракта - 14 млн. руб. Аванс не предусмотрен.

Калькулятор выдаст нам границы обеспечения, которые может установить заказчик. Напомним, по закону 44-ФЗ, это может быть показатель, составляющий от 5 до 30% от НМЦК. В нашем случае - от 700 000 руб. до 4 200 000 руб. Допустим, что заказчик остановился на числе 700 000 руб. Подсчитаем, сколько участник должен предоставить в качестве обеспечения:

700 000 руб. × 1,5 = 1 050 000 руб.

Рассмотрим ещё один пример.

Возьмем цену контракта в 16 млн. руб. Заказчик проводит конкурс. Никаких преимуществ для участников нет. Аванс составляет 10% от НМЦК.

Применив калькулятор антидемпинговых мер, получим границы размера обеспечения. Заказчик может установить в документации о закупке обеспечение от 5 до 30 процентов от НМЦК - в нашем случае от 440 тыс. руб. до 2,8 млн. руб. Допустим, что заказчик установил обеспечение в размере 160 тыс. руб.

Участник предложил в своей заявке цену, на 26% ниже НМЦК - то есть 11,84 млн. руб. Как гласит ст 37 44-ФЗ, в этом случае мы применяем антидемпинговые меры. В итоге участник должен предоставить в качестве обеспечения следующую сумму:

160 тыс. руб. × 1,5 = 240 тыс. руб.

При проведении закупок, закон № 44 ФЗ устанавливает антидемпинговые меры.

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Антидемпинговые меры — это целый комплекс мер против тех, кто не любит честной игры.

Демпинг приносит безусловный вред, как подрядчикам, так и заказчикам. Контракты с искусственно заниженными ценами, чаще всего, означают мошенничество: демпингующий подрядчик забирает аванс, а работа остается невыполненной. С другой стороны, навязывание невыгодных условий, а именно к этому неизбежно ведет демпинг, способствует общему падению уровня работ и качества поставляемой продукции.

Что же в результате? Нечистые на руку подрядчики наживаются, а новые поставщики, предлагающие действительно низкую стоимость, не могут выйти на рынок. Чтобы остановить формирующуюся тенденцию, появилась статья 37 ФЗ 44 об антидемпинговых мерах.

Разберем подробнее, какие механизмы статья 37 в 44-ФЗ предусмотрела для борьбы с недобросовестными подрядчиками.

Как доказать, что вы не демпингуете?

Итак, прежде всего, в ст. 37, Федерального закона №44-ФЗ четко оговорено, как и в отношении каких контрактов действует закон.

Так, в пункте 1 говорится, что если начальная, она же максимальная, цена контракта выше полутора десятков миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость с разницей в четверть от начальной, то для заключения контракта будет достаточно предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации сумму обеспечения.

В каком случае антидемпинговые меры не применяются?

Случаи, когда мы имеем дело с контрактами, чья максимальная (начальная) цена меньше полутора десятков миллионов, оговорены в пункте 2 ст. 37. А говорится там что, либо участник должен предоставить гарантии на сумму 1,5 раза больше от указанного изначально обеспечения, обозначенного в документации (но не менее суммы аванса, если он предусмотрен), либо участнику предстоит доказать свою порядочность согласно механизму, предусмотренному пунктом 3.

Дело в том, что антидемпинговые меры по 44-ФЗ, предусматривают своеобразный отбор добросовестных подрядчиков. Если предложенная стоимость на четверть меньше начальной, то договор не будет подписан, пока поставщик не подтвердит свою благонадежность. В подобной ситуации он должен предоставить информацию, подтверждающую:

    выполнение в течение года до заявки 3-х и более контрактов без пеней и неустоек;

    либо, заключение и исполнение, в течение 2-х и более лет до заявки, 4-х и более контрактов, причем 3/4 из них должны быть выполнены без пеней и неустоек;

    либо, в течение 3-х и более лет до заявки, исполнение 3-х контрактов без пеней и неустоек.

При этом сумма, указанная в одном из контрактов, должна составлять не менее 25% стоимости контракта, для заключения которого компания подтверждает свою добросовестность.

Совет : поставщик должен помнить, что для подтверждения ему достаточно предоставить реестровые номера, по которым заказчик сможет самостоятельно найти указанные контракты в едином реестре. Никаких копий документов или определенной формы подтверждения — заказчик требовать не в праве.

Также, Минфин поясняет, что при падении цены на четверть и более, антидемпиговые меры не применяются в случаях, когда закупка проводится по цене единицы товара, работы или услуги. Этот метод используется, когда заранее не известен окончательный объем ТРУ по контракту.

Относительно аналогичного периода 2015 года количество контрактов , заключенных с применением антидемпнговых мер, увеличилось на 14,2% .

При этом среднее снижение начальной максимально цены было на 52,8% .

Почти на 40% больше, чем в 2015 году, было расторгнуто контрактов , заключенных с использованием антидемпинговых мер — 79 тысяч контрактов на 51 млрд. руб .

Документы об обеспечении заявки и о подтверждении добросовестности участника подаются в составе заявки на участие. Далее, они обязательно должны входить в пакет документов контракта при его подписании. Если к моменту подписания контракта участник не предоставил нужного перечня документов, подтверждающих его надежность, то он признается «Уклонившимся от заключения договора». В таком виде выражается применение антидемпинговых мер.

По мнению разработчиков этой статьи закона, подобные меры позволят отпугнуть недобросовестных подрядчиков еще до начала конкурса или аукциона.

Для того, чтобы заранее определить закупку, вероятность недобросовестности проведения которой будет высокой, нужно знать несколько правил. Руководствуясь ими Вы сможете довольно точно научиться выделять закупки, в которых будет присутствовать демпинг и сговор участников. Подробности об этом и многом другом Вы можете найти в нашем обучающем курсе Госзаказ.

Применение антидемпинговых мер в 44-ФЗ

В некоторых случаях под действия условия антидемпинговых мер о 25-ти процентной разнице начальной и предложенной стоимости попадают контракты на проведение:

    исследований;

    консультаций;

    разработок.

Естественно, во всем, что касается научной деятельности, стоимость работ не всегда является решающим критерием. В этих случаях заказчик имеет возможность обозначать важные для него факторы. При этом система оценки может быть разной для тех, кто предлагает стоимость с разницей менее четверти от начальной цены и более.

Дополнительно ко всем антидемпинговым мерам, 44-ФЗ, пункт 9, в случае с контрактами, касающихся жизненно необходимых вещей (медикаментов, продуктов питания, средств для оказания неотложной помощи), требует предоставления документов, обосновывающих низкую цену и гарантирующих возможность своевременной поставки. Естественно, возникает вопрос, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры? Только, если речь идет о закупке лекарственных препаратов из списка, утвержденного Правительством РФ.

ООО МКК "РусТендер "

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации