Картавость: советы логопеда. Надоело картавить? Учимся правильно выговаривать «р

Дефекты речи приносят неприятности в детстве, подростковом и взрослом возрасте. Пациенты с проблемой спрашивают у логопедов: как перестать картавить букву «р», что делать, если ты картавишь? Врач решает проблему с помощью специальных упражнений или оперативным вмешательством. Взрослые мужчина и женщина, подросток и ребенок могут побороть настойчивостью и старательностью. А как это сделать, расскажет логопед.

Картавить - что это такое?

Картавость – это нарушение нормальной артикуляции речевого аппарата при произношении звука «р». Он произносится при недуге нечетко, мягко или приближенно по звучанию к другим звукам. Что значит картавить? Это означает иметь дефект речи, который не приводит к психологическому дискомфорту и замкнутости. Почему люди картавят? Причины бывают разные. Их определяет специалист после диагностики дефекта речи.

Причины, почему люди картавят

У пациентов возникает вопрос: почему некоторые люди картавят? Причина дефекта речи бывает:

  1. Атония или паралич языка.
  2. Травмы ротовой полости.
  3. Врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата.
  4. Нарушения прикуса, зубного ряда, формирования челюсти.
  5. Национальные языковые особенности.
  6. Заболевания слухового аппарата, снижение остроты слуха.
  7. Генетическая предрасположенность.

Врач определяет причину и вид картавости, подбирает методы корректировки речи.

Как перестать картавить взрослому человеку

Отучиться картавить взрослому чуловеку самостоятельно – реальная задача. Восстановить произношение можно с помощью специальных упражнений в домашних условиях. Уже через несколько недель ежедневных занятий взрослые начинают меньше . Через 2-3 месяца картавость сойдет на нет, прибавится уверенность и раскованность.

Упражнения для взрослых :

  1. Медленное проговаривание. Медленно и четко проговаривайте слоги «тэ-лэ-дэ». Старайтесь завести кончик языка за десны верхнего зубного ряда. Ежедневная тренировка усилит мышцы речевого аппарата, выговаривать звук будет легче;
  2. Ускорение. Те же слоги проговаривайте по очереди с максимальной скоростью, но сохранив четкость произношения. Упражнение подготовит речевой аппарат к произношению;
  3. Тренировка на простых словах, где есть буква Р. В интернете посмотрите тренировочный список слов. Его может подсказать логопед на консультации;
  4. Скороговорка. Логопедическая фраза с сочетанием звуков «р» помогает наладить речь, говорить красиво. Помогают фразы: ворона ворона враз вразумит; проворонила ворона вороненка; во мраке раки шуршат в драке; у пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

3 раза в день делайте комплекс самостоятельно. Выполнять нужно старательно. Тогда проблема отступит, а недостаток речи перестанет беспокоить.

Как перестать картавить ребенку

Ребенок картавит часто в семьях, где несколько языков или у родителей проблемы с произношением. У взрослых возникает вопрос: как не картавить ребенку? Решить задачу могут логопед, ЛОР, стоматолог. Логопед подготавливает речевой аппарат, ЛОР убирает проблемы со средним и внутренним ухом, стоматолог корректирует верхний или нижний зубной ряд, удаляет зуб при необходимости. Со специалистами картавость у ребенка быстро отступает, речь стает четче.

Победить картавость, извлекать твердый звук малыши могут регулярными занятиями.

Упражнения для детей :

  1. «Сластена» . Языком ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губу по часовой и против часовой стрелки по 3 раза в каждую сторону поочередно;
  2. «Желобок» . Ребенок максимально высовывает язычок с ротовой полости. При этом он в положении узкого желобка, нижняя губа – расслаблена. Дальше медленно втягивает узкий язык в рот. Сделать 5 повторов;
  3. «Облизываемся» . Ребенок облизывает медленно верхнюю губу. Движение делает малыш плавно. Сделать по 5 упражнений в одну и в другую сторону;
  4. «Непослушный язычок» . Высунуть язык, открыть рот максимально широко. По очереди достать кончиком языка подбородка и носика. Занятие пройдет результативней, если считать касания;
  5. «Крутая горочка» . Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнут его дугой. Задержаться в положении на 5 секунд. Через неделю увеличьте продолжительность до 10 секунд.

При регулярных занятиях дети достигают быстрых результатов, произносить звук малышам становится легче.

Постановка буквы Р

Как не картавить «р»? Для этого необходимо знать механизм образования звука. Он выглядит так: губы расслаблены, язык поднимается к основанию верхних передних зубов и стает на дыбы (аркой). При правильной артикуляции ощущается вибрация. Ее можно самостоятельно проверить: приложить палец в место, где нижняя челюсть переходит в шею. Если вибрация отсутствует, то обращаются к специалисту за помощью.

Как перестать картавить в 13-14-15-16 лет

Дефект речи осложняет жизнь подростку. К неуверенности в себе и своей внешности добавляются проблемы произношения. Картавящие девушка, парень закрываются в себе, избегают публичных выступлений. Разучиться картавить и научиться говорить правильно, четко можно, если придерживаться определенных правил:

  • Раз в 1,5 года посещать стоматолога. Рот и язык – главная проблема картавости. Специалист откорректирует прикус, восстановит правильный зубной ряд, проведет укорочение уздечки языка при необходимости;
  • Ежедневно 3 раза в день проводить специальную гимнастику для речевого аппарата. Упражнения можно взять те же, что и для детей. Их делают подросток и взрослый, малыш. В них главное – не возраст человека, а регулярность и правильность исполнения;
  • В подростковом возрасте быстро перестать картавить букву «р» поможет давняя техника. В рот набрать промытых камешков или орехов и говорить с ними во рту. Читают так прозу, стихи или громко, четко разговаривают;
  • Любые упражнения проводятся перед едой или через час после принятия пищи. Тогда мышцы, язык и небо качественно тренируются, а деффект – отступает.

Почему евреи картавят?

Евреи в Израиле пользуется официальным языком ивритом. Иврит имеет фонетические отличия от русского языка. Евреи произносят звуки более гортанно и протяжно. Этому способствуют особенности развития речевого аппарата и циркуляции воздуха. Поэтому другим народам, где звук «р» более твердый, фонетическое различие выглядит картавостью. Подробно узнать о причинах явления можно посмотрев следующее видео:

Почему французы картавят?

Русские считают, что французы не выговаривают букву «р», картавят. Это утверждение неправильное. Звук есть, но он артикулируется по-другому. Россия и Франция по-разному используют и воспроизводят звук «р». Традиционно у нас более твердо, а во Франции произношение мягкое, гортанно-носовое. Это фонетическое отличие формировалось веками. Разница выражается в позиции языка, напряжении мышц неба, циркуляции воздуха носовыми ходами и гортанью.

Распечатайте страничку, разрежьте ножницами на 2-ве части, раздайте гостям и пойте всей семьёй эту песню скороговорку [ссылка-1] Old MacDonald had a farm, E-I-E-I-O, And on this farm he had some chicks, E-I-E-I-O. With a chick, chick here and a chick, chick there, Here a chick, there a chick, Everywhere a chick, chick. Посмотреть на Яндекс.Фотках Old MacDonald had a farm, E-I-E-I-O (2) And on this farm he had some dogs, E-I-E-I-O. With a bow-wow here and a bow-wow there, Here a bow...

Скороговорка. . Блог пользователя Стюардесса Анфиса на 7я.ру

"Бюст без бюстгальтера" Тренируем дикцию (-:

Тему перенесли из другого раздела, поэтому я её удаляю, мне всякие споры не нужны.

Обсуждение

На самом деле много здравых мыслей у логопеда этого, очень. Вы дайте этот пост в конференцию 7-10 или в 10-12 и вам уже те, кто на практике на это рукой махнул, ответят. Там буквально на днях два интересных случая разбирали. Просто ноги у школьных проблем растут именно из раннего возраста, и надеяться, что пронесет, повезет, все-таки легкомысленно, особенно если в планах языковая или спец школа. Современные логопеды работают и с малышами. Про котлеты утрированно конечно, но разумно, ортодонты слово в слово советуют заменить сосиски, тефтели, котлеты на жесткое мясо куском (тоже настаивают) + советуют грызть морковь, сушки, сухари. И я вижу результаты этих советов, всяко лучше, чем носить скобки или трейнеры. На нужном этапе всей этой экзекуции и приличных трат можно избежать вот таким простым изменением рациона. У сменя, кстати, тоже нет любителей мяса, мы вообще все тяготеем к вегетариантству, но выход нашли, и польза есть, зубы идеальные, а наследственноть очень неважная, с обеих сторон.
Всплывают все проблемы в начальной школе, увы. У меня у детей не было ни разу ни логопедических проблем (в два года болтали чистенько, Р уже в год отличная была, и много, и развернуто, стихи на несколько страниц декламировали), и неврологических проблем явных не было. Ну, капризы иногда,импульсивност-ь, эмоциональность, ну засыпание в обед не всегда и так, по мелочи... Хорошая беременность, 10 по Апгар. С чего бы на такие мелочи обращать вниманияА вот пошли в сильную школу, и посыпалось все. К 9 годам только. Конечно, каждая мать хотела бы слышать только хорошее...

21.09.2009 13:52:42, Томилина

а объясните, как этот доктор привязала котлеты к прикусу или к чему она их прикрепила? В смысле запрета кушать ребенку?

Девочки, нужен ваш совет! Ситуация такая - дочке 1.11, говорит много, знает миллион стишков, песенки - наше все. Но - не выговаривает некоторые согласные (з, с, р). Учим скороговорки, стишки на развитие речи, но прогресс, если честно, никакой. Вопрос - нам пора к логопеду или еще можно подождать? (Бабушки меня уже запинали, что дочка будет картавить, а я совсем с младшим сынишкой закрутилась, ничего не успеваю (((

Обсуждение

Бабушек в сад... Моей 3, а тоже этих букв нет еще пока. Ждем-с:)

вроде бы к 4-м годам должны выговариваться все звуки, но я тоже больная по этому поводу:) делаю неправильно, но играю в логопеда, у нас повторялки, тут недавно стал чистенько "ш" выговаривать, показывала, как язык за зубами прятать:) умора:) но у меня "ученик" прилежный:))) повторяет и повторяет, потом меня заставляет что-то говорить, вот так и вытягиваем
"ж" не получается чистенько выговарить, "з" вместо "ж" ("зук зуззит" :))))
на "р" даже не посягаю пока, рано
а вы на год младше:) так что спокойненько подрастайте и все будет:) и учите стишки и песенки дальше, даром не пройдет!

А я знаю как по настоящему избавиться от заикания в любом возрасте. Этому поспособствовала методика Снежко + занятия по психотерапии. 3 дня на то чтобы стать экспертом в речи и ещё 2 недели чтобы специальными упражнениями довести полученный навык свободного произношения в любой ситуации, - класс!! Знания, которые я получил на этих занятиях, - дороже золота. Речь же вообще бесценна, это развитие и на работе и в личной жизни. Главное всё понять, применив эти необыкновенно лёгкие и ранее не известные ощущения читовыдуваемости собственных звуков, слов, предложений... Цена правда у него не маленькая, но есть разумный выход. Реально раз и навсегда решил для себя эту проблему. Кроме того, полностью разобрался в инструментах для решения этой проблемы и провожу аналогичные индивидуальные психофизические занятия с получением отличного результата. Лично в Москве и по скайпу. Концепцию методики высылаю по запросу.По методике нельзя самостоятельно устранить заикание. Информация дается в ознакомительных целях и может помочь вам ознакомиться с концепцией предлагаемых знаний. Для тех кто хотел подробности...вот они, пожалуйста. Теперь, ознакомившись с идеей этой методики,вам, возможно будет легче сделать выбор в пользу работе по той или иной методике с целью устранения заикания. Можете легко сделать выбор, например, в пользу методики Арутюнян, если вам нравится идея координации пальцев рук с речью.Можете спокойно пробовать заниматься у логопедов, если вам нравится идея пить успокоительные таблетки Фенибут и работать над силой грудного голоса и плавностью речи. Пожалуйста. Это ваш выбор и вам самим отвечать за него. Я лишь могу со своей стороны порекомендовать то, что когда то помогло мне. От себя добавлю что только комплексные многочасовые психо-физические занятия с постоянной экспертной обратной связью могут помочь вам устранить заикание. А эталоном результата,как мне кажется, должны являться собственные ощущения ученика во время речи,чувство уверенности.
Да, кстати, это не волшебная таблетка и чуда здесь ожидать не надо! Результат от выполнении методики, как и от любого другого процесса в жизни, будет в конечном итоге зависеть от усилий самого (!) заикающегося. От того, как он сможет не превращать элементарны запинки, возникающие при его речи, в серьёзные ошибки работы речевого аппарата. Правильно сказать что успеха добьются здесь лишь те, кто будет первое время всегда сконцентрирован на собственной в речи. Это элементарно и на занятиях этому обучаю. Далее ни какой концентрации не требуется, речь делается уже по привычному для неё правильному алгоритму.
Провожу первичную точную экспертную диагностику проблемы и консультацию бесплатно по скайпу etalon.pro

Хочу услышать мнение конфы. Ситуация такая. Мой старший сын первоклассник. Учиться ему нравится и он с удовольствием ходит в школу, мальчик очень прилежный, аккуратный, ответственный. На канникулах сам себе задачки составлял и решал их потом (его инициатива), читает с удовольствием ВСЁ, любит физкультуру и т.д. В нашей школе в первом классе оценки детям не ставят и на дом не задают - постановление губернатора. Мы даже заявление писали в школе, чтоб детям на дом задавали (думайте сами, не...

Обсуждение

Сами подойдите и спросите - в чем дело. И пусть отвечает - выкручивается. Дайте понять, что вас лично скороговорки до поры до времени не интересуют, и пусть не тормозит логопедический процес своими шпагатами. У каждого учителя свои коньки - мы вот во втором каждый день всю неделю пишем одни и те же 10 словарных слов, а по пятницам - словарный диктант. Ну и что что на следующей неделе ребенок опять напишет это с ошибками - главное, что отработано(((

Сказать, что в августе в Турции за жарко, значит ничего не сказать. По этому больше о жаре - ни слова. У бассейна появляется стройная, худенькая девушка. Белые прямые волосы под пажа, в движениях - изящно-упругая гибкость танцовщицы. Кажется, русская. Так и есть. К ней подходит мужчина, видно, муж, и говорит: «Ну чего?» Ему лет тридцать пять. Не меньше ста сорока килограмм веса. Метр девяносто - девяносто пять. Хищные, плотоядно вывернутые губы. Сладострастный нос. Живот такой, что сразу...

Далеко не всеми картавость воспринимается как проблема. К примеру, французы специально этому учатся, так как считают протяжное «р» серьёзным акцентом, который придаёт романтичности их языку. Вообще в мире мало народов пользуются этим звуком в твёрдой форме. Но есть ряд людей, которым такой дефект доставляет дискомфорт. Часто окружающие так и норовят подшутить над такой особенностью, а сам мир насколько жесток, что даже в слове «картавость» присутствует буква «р». Если Вы всерьёз задумались, как перестать картавить, изучите всю предоставленную ниже информацию, запаситесь терпением и «дело в шляпе».

Особенности и причины картавости.

Многие ресурсы характеризуют картавость как дефект речи, который сопровождается неправильным произношением определенных букв в различных словах - это не совсем так. Этот дефект связан только с проблемным произношением одной буквы «р».

Основные причины возникновения недостатка.

Укороченная уздечка. Самая распространённая особенность, которая служит причиной картавости. Короткая уздечка ограничивает движения языка, что впоследствии влияет на произношение.

Нарушение фонематического слуха. Это когда человек неправильно различает звуки, потому и произносит их не так, как нужно.

Мышечная слабость языка. Недоразвитые мышцы языка влекут за собой неумение совершать некие движения, которые необходимы для рождения заветного «р-р-р».

Психологический аспект. Таких причин может быть масса. К примеру, ребёнок вырос в семье, где кто-то картавит. Не сознательно он начал подражать этому человеку и в результате сам обрёл такой дефект. Или, малыш с детства слышал, как родители разговаривают на нескольких языках и в смешанном порядке начал перенимать оба сразу.

Как избавиться от картавости?

В отличие от других, у картавых людей всегда есть настоящее, будущее и…пошлое. После прочтения и выполнения советов ниже вместо пошлого может остаться только прошлое. Так что нужно будет притягивать пошлое дополнительно — в этом помогут другие статьи: , и . Итак, приступим.

Самым разумным и действенным методом является лечение у специалиста — логопеда.

Легче всего перестать картавить подростку или ребёнку, решить проблему смогут всего несколько сеансов. Но не стоит расстраиваться, если Вы уже далеко не в столь юном возрасте, никогда не поздно избавится от такого дефекта.

Другое дело, имеете ли Вы возможность обратиться к врачу. Не все располагают нужным количеством времени, денег, а некоторые просто стыдятся, неверно считая, что это сугубо детский специалист, который не имеет никакого отношения к решению проблем у взрослых.

В общем, если идти к логопеду для Вас, на данный момент, не вариант, можно воспользоваться специальным комплексом упражнений. Выполняя его регулярно вполне реально перестать картавить навсегда. В любом случае, такие занятия не способны навредить, за исключением случая, если Вас кто-то застукает за такими занятиями. Со стороны может показаться довольно странно, потому уединяемся и начинаем серьёзно «ррработать» .

Система ежедневных упражнений против картавости.

«Ослик»
Произнося звуки «и-у» поочерёдно меняйте выражение, чередуя широкую улыбку с «губами в трубочку». Повторять по 10 раз в течение первой недели, далее увеличить до 15 повторений.

«Качели»
Широко открыть рот, касаясь кончиком языка то к верхнему, то к нижнему нёбу. Затем в стороны, эти движения должны напоминать чистку зубов. Периодичность аналогична первому комплексу.

«Лопата»
Отрыв рот, следует как можно дольше удерживать кончик языка, который слегка качается верхнего нёба. Это упражнение укрепляет мышцы языка.

«Лошадь»
Помогает перестать картавить взрослому знакомое с детства движение: открыв рот, касаясь нёба, следует начать «клацать языком». Заниматься так можно сколько угодно, ну или пока окончательно не «зацокаете» своих родных.

«Рычание»
Занятие на вибрацию: слегка приоткрывая рот, дотронуться языком к бугоркам, которые находятся за верхними передними зубами, начать издавать звук «д-д-д». Когда движок прогреться, добавляем «р-р-р» и поехали «др-др-др».

«Звуки»
В любое свободное время, по минуты две, каждый раз ускоряя темп, повторяйте «дэ-тэ-лэ».

Наборы слов
Ежедневно по 15-20 раз произносить более 10 слов, которые содержат злопастную букву «р». Подберите свой набор таких слов, к примеру: рак, раб, рама, рана, рот, ром, рок, рота, пар, шар, удар, бар. Затем используйте слова подлиннее: патрон, ватрушка, право, провод, край, кролик, крутой, дракон, друг, здравый, драка.

Скороговорки
Необходимо ежедневно проговаривать хотя бы 2 скороговорки. Примеры:
1. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
2. Во мраке раки шумят в драке.

Вот Вы и узнали все секреты о том, как перестать картавить. Хотя нет, есть ещё кое-что. Следует взять обыкновенную деревянную пробку, слегка зажать зубами, в качестве разминки - проговорить скороговорку. Далее, в течение 5 минут читать любой тест. Очень важно: содержимое бутылки употребить после упражнения! Хорошо, если у Вас есть картавый друг или подруга для выполнения этого упражнения.

Чётко следуя комплексу, картавость останется в прошлом. Наверняка друзья будет не хватать этой Вашей особенности, но чем-то всегда приходится жертвовать. Возьмите силу воли в кулак, наберитесь терпения и всё, непременно, будет СУПЕРРР !

Шепелявость, картавость, монотонность речи или «каша во рту» сведут на нет все навыки построения фраз и интонирования. Никакие образные сравнения или тонкие шутки, которыми украшают устную речь хорошие ораторы, не будут восприняты слушателями, если не будут произнесены членораздельно и ясно, с правильной артикуляцией и четким звучанием всех звуков в словах. В этой статье мы обсудим, как перестать картавить, на каком этапе надо бороться с этой проблемой и что делать, если картавость сохранилась и во взрослой жизни.

Картавость — что это?

Умение четко формулировать и выражать мысли и чувства вслух, а не только на бумаге, умение рассказать о своих размышлениях, обобщить их результаты и сделать выводы не даются человеку при рождении, этому можно и нужно научиться. Преподавателям, юристам, научным сотрудникам очень важно красиво и связно говорить. Умение убеждать устным словом необходимо врачам, артистам, адвокатам и всем руководителям.

Картавость – «народный» термин, которым обычно обозначают сложность с произношением звуков «Р» и «Рь». В медицине существует другое название – ротацизм. Существует несколько видов ротацизма, но чаще обсуждают два вида:

  • Велярное , когда слышно горловое произнесение звука «Р». В этом случае вибрация осуществляется небной занавеской около корня языка.
  • Увулярное , когда «Р» произносится грубо с надрывом, появляется рычащий звук. Вибрация в этом случае осуществляется маленьким язычком.

Помимо этого, выделяют грассирование – мягкое произношение как-бы по-французски без участия языка за счет горловой вибрации.

Положение речевого аппарата при правильном произношение звука «Р»

Артикуляция при произношении «Р» напоминает артикуляцию шипящих звуков. Отличается она большим напряжением кончика языка и его вибрацией в точно направленной мощной воздушной струе.

При произнесении звука «Р» губы или полураскрыты, или находятся в положении для произнесения звука, который следует в слове за «Р». Зубы разомкнуты. Передний край языка должен принять форму ложечки, быть поднят к основанию (корням) верхних зубов и вибрировать под давлением выдоха. Боковые края языка в этот момент прижаты к верхним коренным зубам, а его задняя часть (корень языка) опущена и отодвинута назад к мягкому небу, которое поднято и закрывает собой носовой проход. Голосовые связки сомкнуты и активно вибрируют, что можно почувствовать, положив ладонь на гортань.

Артикуляция при произнесении мягкого «Рь», который чаще встречается в русском языке, отличается от артикуляции твердого «Р» некоторым подъемом к небу и продвижением вперед средней части спинки языка.

Варианты нарушений при картавости

  • Полное отсутствие звука «Р».
  • Горловое «Р» происходит за счет неправильной вибрации кончика язычка.
  • «Р» звучит как «РЛЬ». Это боковое произношение.
  • «Р» произносится в нос, гнусаво, слышно «НГ», из-за речевого выдоха через нос, в то время, когда корень языка плотно прижат к мягкому небу.
  • Одноударное «Р» без раскатистого звучания, когда происходит только один удар кончиком языка об альвеолы – одноударный ротацизм.
  • Одно- и двустороннее щечное «Р» с примесью постороннего шума за счет вибрации щеки – боковой ротацизм. Это происходит, когда между верхними зубами и боковыми краями язычка образуется щель, через которую выходит струя воздуха на выдохе.
  • Замена «Р» на другие звуки в произносимых словах (параротоцизм) – «Д», «Л», «Г», «Ы», «Й» или смягченное произношение сочетания звуков, например вместо «РО» – «РЁ» или вместо «РА» – «РЯ».

Основные причины картавости

Медики не считают картавость болезнью в прямом значении этого слова, тем не менее, определение причин картавости и способов ее устранения – прерогатива врачей, в том числе логопедов. Устранить картавость, которая может мешать коммуникации, быть причиной различных комплексов, стать в будущем препятствием при выборе специальности (вряд ли можно стать картавым диктором на радио или телевидении) правильнее всего в дошкольном детстве. Речевой аппарат ребенка обычно полностью формируется к семи годам. Но, даже будучи взрослым человеком, надо выяснить, как перестать картавить, чтобы победить этот недостаток (не хочется называть его словом дефект).

Причины картавости бывают как медицинские, так и психологические:

  1. Наследственный фактор.
  2. Недостаточно развитое речевое дыхание у детей, ребенку трудно сделать глубокий вдох во время произношения слов.
  3. Укороченная подъязыковая уздечка, которая ограничивает движение кончика язычка и передней части спинки языка. Это ограничение искажает произносимые звуки и приводит к появлению картавости.
  4. Слабость мышц языка или даже их частичный парез, что сопровождается неумением выполнять определенные движения.
  5. Снижение обычного слуха. Недостаточность слухового восприятия с детства. Проблемы с фонематическим слухом.
  6. Копирование ребенком речи взрослого человека, который картавит.
  7. Воспитание и обучение ребенка в двуязычной семье, когда может происходить нарушение структуры язычка. Путаница в голове малыша в способах произношения разных звуков на разных языках провоцирует картавость.

В раннем детстве неправильное произношение разных звуков естественно и физиологически обосновано. Оно определяется развитием и формированием организма ребенка. Очень часто малыши пропускают или меняют звуки, переставляют местами слоги, опускают начало слова, делают неправильное ударение. Но с возрастом эти ошибки постепенно пропадают самостоятельно или с обыденной помощью родителей, речь становиться звучной и осмысленной. Если ребенок старше трех лет продолжает говорить не отчетливо, картавит, какие-то звуки произносит неверно, на это надо обратить пристальное внимание и встретиться с логопедом. Недостатки речи у малыша, в том числе и картавость, вызывает в будущем множество проблем – замкнутость, робость, боязнь внимания к себе, стеснение при чтении стихов или участие в детских спектаклях в детском саду. Неуверенность в своем произношении может спровоцировать очень тихую речь, что в дальнейшем мешает и учебе, и работе.

Очевидно, что нечеткая речь и неправильные звуки требуют вмешательства специалистов. Необходимо проверить слух ребенка, его восприятие звуков и интонаций. Также проконсультироваться у логопеда, который выявит конкретную причину картавости и ее вид, для чего протестирует особенности артикуляционного аппарата с точки зрения образа жизни, состояния и возраста. Затем будет выбран способ постановки «Р» и подходящий комплекс упражнений и занятий, чтобы избавиться от картавости.

Если главная причина проблемы кроется в короткой уздечки, ее пытаются растянуть специальной гимнастикой для языка, например, надо дотянуться язычком до середины подбородка или, откинув слегка голову назад, тянуться язычком к носу. В тех случаях, когда не получается растянуть уздечку, ее подрезают. Эту операцию выполняет стоматолог под местным наркозом, чаще всего амбулаторно.

Способы, как избавиться от картавости

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Массаж всего языка и механическая (принудительная) вибрация передней его части.
  • Тактильный контроль.
  • Продолжительные и систематические занятия в период автоматизации звука «Р».

На первоначальном этапе исправления картавости необходимо добиться правильного произношения самостоятельного, изолированного «Р». Для этого на слух определяют и сопоставляют произношение собственного «Р» и его заменителя, затем сравнивают эти звуки и на основе результатов анализа формируют артикуляционные навыки для постановки звучания «Р». Для каждого вида дефектов существуют свои задания и упражнения.

Постановка звука в зависимости от исходных данных осуществляется:

  • От опорных звуков.
  • По подражанию.
  • С механической помощью.
  • Артикуляционными .

Упражнения для правильного произношения звука «Р»

Для разработки подъема языка вверх и умения им хорошо двигать при картавости делают упражнение «Чьи зубы чище?». Губы должны быть раскрыты, как для широкой улыбки, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть не двигается. Кончик язычка, не загибаясь, находится у корней верхних зубов. Им надо проводить по внутренней поверхности зубов справа налево и назад, как бы «чистить» зубы.

Для улучшения подвижности языка при картавости выполняют упражнение «Маляр». Надо открыть рот и улыбнуться. Зафиксировать нижнюю челюсть и губы в неподвижном состоянии, после чего, делая кончиком язычка движения вперед-назад, погладить им небо. Надо следить, чтобы кончик не высовывался изо рта, но обязательно доходил до внутренней поверхности верхних зубов.

Для получения длительной, мощной и непрерывной воздушной струи при картавости, которая идет посередине языка предлагают упражнение «Кто дальше загонит мяч». Надо улыбнуться, следя за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, делая вид, что произносишь «Ф» (но ни в коем случае не «Х», за этим надо строго следить) как бы сдуваешь мячик из ватки (ватный шарик) как можно дальше от себя.

Для выработки положения языка, напоминающее «чашечку» и разработки движений широкой передней части вверх при картавости делают упражнение «Вкусное ». Надо чуть приоткрыть рот и движением сверху вниз облизать передним краем язычка верхнюю губу, но не делать движение из стороны в сторону. При этом надо контролировать, чтобы нижняя челюсть не двигалась, можно помочь сохранить неподвижность руками. Язык должен быть широко распластан и касаться боковыми краями углов рта.

Это далеко не все самые простые упражнения, которые показаны при всех видах картавости. После их освоения или одновременно с ними выполняют специальные упражнения для решения конкретных проблем. Результатом должен стать правильно произнесенный изолированный «Рррррррр»….

☞ Видео упражнения

Автоматизация звука

Чтобы перестать картавить, недостаточно просто научиться произносить «Р», его надо вставить в слова. Это может получиться не сразу.

  1. При картавости вначале надо освоить простые открытые слоги согласный звук + гласный звук, а именно «РА», «РО», «РУ». Их произносят подряд и в разбивку, чередуя между собой. Привыкание к этим слогам можно превратить в игру с ребенком. Затем надо произносить слова, когда заученные слоги будут сначала в начале слова – РАМА, а затем в конце –ПЕРО, ГОРА и др.
  2. Следующий этап – произнесение закрытых слогов сначала самостоятельно «АР», «ОР», «УР» и т.д., а потом в словах САХАР, ВЕТЕР, ПОМИДОР.
  3. Вслед за этим начинают строить фразы и заучивать скороговорки. Аналогичным образом учатся произносить мягкий «Рь».

Картавость у взрослых

Иногда грассирование или картавость считают пикантным недостатком, который вместе со смущением и легким румянцем даже украшает человека, делает его милым и трогательным. Однако с возрастом может появиться ощущение, что именно дефект речи, не исправленный в детстве, является препятствием в карьере и личной жизни. Невнятно и нечетко говорящий преподаватель или продавец в бутике, а также будущий родитель, который свою картавость может передать по наследству, выглядят непривлекательно и для руководителей, и для потенциальных спутников жизни. Осознание этого подталкивает взрослого человека понять, как перестать картавить, чтобы полностью реализовать себя в жизни и избежать появления комплекса неполноценности.

Главная ошибка большинства взрослых с картавостью, которая может заметно отодвинуть появление положительной динамики, самостоятельные занятия без предварительной консультации логопеда-дефектолога. Не зная причин и вида дефекта речи можно выбрать неверный путь и усеченный комплекс упражнений для правильной постановки звука, чтобы перестать от картавости. Кроме того, важно соблюдать методику и последовательность действий, которые четко может расписать только специалист. Логопед научит пользоваться зеркалом и диктофоном для контроля над правильностью выполнения упражнений и проинструктирует родных, какую помощь они могут оказать.

☞ Видео урок

В жизни человека всегда много проблем и трудностей. Важно уметь выделить приоритеты, мобилизовать себя на решение задач, среди которых проблема, как перестать картавить не самая сложная, не требующая большого количества материальных средств, нужно иметь желание, терпение и настойчивость. Впрочем, эти качества всегда нужны человеку.

Вам мешает жить картавость?

Как исправить картавость, и какие упражнения могут помочь в процессе работы над «правильным «р»»?

Не у всех детей процесс освоения речи проходит гладко. У некоторых из них возникают проблемы с произношением слов и звуков. Одна из таких проблем – картавость – неправильное произношение звука «р». В дальнейшем, дефект речи может стать причиной ребенка. Для того чтобы избежать этого, лучше всего своевременно обратиться к специалисту – врачу-логопеду.

Какую помощь может оказать логопед

Логопеды помогают не только детям, но и людям всех возрастов устранить различные дефекты . Но все-таки чаще пациентами логопеда являются дети.

При первом посещении логопеда, ребенку предстоит устный экзамен. Не волнуйтесь, это не похоже на школьные тесты и никак не отразиться в табеле успеваемости. Тест – это лишь способ узнать, какие типы проблем с речью имеются у ребенка. Ему всего лишь предложат сказать определенные звуки и слова. Тест поможет выяснить потребности ребенка и решить, какая терапия необходима в каждом конкретном случае.

Данные статистики говорят, что у многих малышей проблемы с произношением звука «р» со временем проходят сами собой. Но приблизительно два процента процентов остаются «картавыми» навсегда.

«Картавость» - это понятие народное, на научном языке проблема называется ротацизмом. Известно, что языковые навыки ребенка формируются до семи лет, и до этого времени желательно исправить ротацизм.

Основные причины картавости:
  • нарушения фонематического слуха
  • ограничение движения кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки
  • отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений
  • слабость мышц языка

Среди традиционных способов исправления картавости, компенсации отсутствия звука «р» и грассирования, следующие:

  • Массаж языка
  • Осуществление механической вибрации передней части языка
  • Регулярные упражнения на автоматизацию звука «р».
  • Специальная артикуляционная гимнастика
  • Тактильный контроль

Комплекс логопедических упражнений должен назначить врач-логопед , исходя из причин возникновения дефекта, возрастных критериев, функциональных особенностей артикуляционного аппарата и других факторов.

Как бороться с проблемой самостоятельно

Поскольку для произношения звука «р» необходима хорошая подвижность языка, можно использовать специальные упражнения, которые помогут укрепить мышцы языка, участвующие в процессе произношения звука «р».

Упражнения:
  • «Барабан»: открываете рот, нащупайте языком альвеолы (бугорки на небе за передними зубами), ударяете по альвеолам языком, стараясь произнести звук «д».
  • «Воздушный бой»: Откройте рот, поместите язык на нижнюю губу, после чего попытайтесь произнести звук «ф» таким образом, чтобы струйка воздуха была узкой. Это поможет выработать непрерывную, длительную воздушную струю, идущую по центру языка.
  • «Индюк»: откройте рот, положите на нижнюю губу широкой язык. В быстром темпе облизывайте губу вперёд-назад, добавляя голос – получается звук, изображающий болботание индюка.
  • «Лошадка»: при выполнении этого упражнения нужно щелкать (цокать) кончиком языка, изображая стук копыт лошадки. Следите за языком, звук должен быть щелкающим, а не чмокающим.
  • «Сладкоежка»: откройте рот, зафиксируйте руками нижнюю челюсть таким образом, чтобы она не шевелилась. После этого широким языком облизывайте верхнюю губу по направлению сверху - вниз.
  • «Чистка зубов»: широко улыбнитесь, кончиком языка пройдитесь по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда (последовательно). Сначала выполняйте упражнение медленно, постепенно ускоряйте темп. Челюсть должна оставаться неподвижной, а работать должен кончик языка.

Вы можете повторять с ребенком и такие «чистоговорки», как по частям, так и целиком. При помощи такого упражнения у ребенка развивается слуховое восприятие, речевую память и внимание.

Ра-ра-ра-ра-ра радуга, рама, гора.

Ру-ру-ру-ру-ру ручки, руки, кенгуру.

Ры-ры-ры-ры-ры рыба, рынок, комары.

Ро-ро-ро-ро-ро родина, роза, ведро.

Ир-ир-ир-ир-ир зефир, пассажир, кефир.

Ар-ар-ар-ар-ар сахар, повар, санитар.

Ор-ор-ор-ор-ор топор, помидор, забор.

Эр-эр-эр-эр-эр вечер, ветер, офицер.

Ур-ур-ур-ур-ур контур, шнур, абажур.

Исправление картавости у взрослых

Взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы картавости. Потребуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. На медицинском языке такой процесс называется социально-речевая, адаптивно-физическая и психолого-педагогическая реабилитация.

Проводить работу по устранению дефекта картавости нужно под контролем специалиста, с учетом состояния органов артикуляционного аппарата. Если у вас нет возможности встречаться с логопедом регулярно, многое вы можете сделать самостоятельно. Но в выборе речевого материала вам должен помочь специалист, который также обучит вас основным принципам автоматизации звуков.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации