Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений Артикуляционные и речевые упражнения для детей раннего

Артикуляционная гимнастика

для малышей

Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды , но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.

Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.

Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?

Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с детьми, где находиться язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомьте малыша с некоторыми упражнениями артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты в трубочку, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щелкает и т. д.

Затем начинайте интересную игру «Веселый зоопарк».

Ребенок выбирает понравившуюся игрушку и выполняет задание под речевое сопровождение взрослого.

При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающегося.


Выбирая игрушки, ребенок сам определяет последовательность заданий и поэтому чувствует себя самостоятельным и свободным.

Благодаря такой организации можно добиться хороших результатов в обучении!

Уважаемые родители, предлагаем Вам методичку-раскраску. В ней Вы найдете полезную информацию и практические рекомендации, а малыша заинтересуют картинки, которые можно раскрасить. Все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей, а широкая контурная линия скроет естественные погрешности неумелой руки малыша. Картинки легко узнаваемы, симпатичные, добрые, интересные, каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.

Игра « ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

«Рыбка»

Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает.

Ребенок широко открывает

и закрывает рот.

«Добрый тигренок»

Наш тигренок не кусается,

Наш тигренок улыбается.

Ребенок растягивает губы

в широкой улыбке,

обнажая сомкнутые зубы.

«Слоник»

Тянет слоник хоботок,

Так он воду достает.

Ребенок вытягивает

губы трубочкой.

«Киска»

Тише, киске не легко,

Она лакает молоко.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вперед-назад.

«Любопытный гусь»

Шейку вытянул гусак,

Вот так, вот так.

Ребенок вытягивает вперед

узкий кончик языка.

«Обезьянка»

Обезьянка-озорница

Может целый день дразнится.

Ребенок, улыбаясь,

произносит «пя-пя-пя»,

зажимая губами широкий

кончик языка.

«Лошадка»

К нам лошадка скачет!

Что же это значит.

Ребенок щелкает языком,

широко открыв рот.

«Попугай»

Попугай волнистый мой

Вечно крутит головой.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вправо-влево

«Мишка-сладкоежка»

Мишка очень любит мед,

Он его сейчас слизнет.

Ребенок, открыв рот,

облизывает верхнюю

и нижнюю губу.

«Жираф»

У жирафа голова

Достает до потолка.

Ребенок, широко открыв

рот, достает кончиком

языка до верхнего неба.

«Лягушка»

На обед себе лягушка

Ловит комара и мушку.

Советы логопеда воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, разъяснение необходимости проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка»

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  1. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.
  2. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Известно, что в возрасте 3 – 4 лет идет интенсивный рост словаря и фразовой речи. Произносительная сторона речи часто далека от совершенства. Очень часто речь ребенка может разобрать только близкий ему человек.

В результате обследования произносительной стороны речи выявляются дефекты звукопроизношения: согласные звуки произносятся недостаточно четко, смягчаются, искажаются, пропускаются, заменяются другими звуками. Грубо нарушена слоговая структура слова. Так наблюдается сокращение слова, перестановка звуков и слогов в слове, вводятся дополнительные звуки в словах со стечением согласных. Движения речевых органов недостаточно четкие, у многих возникают проблемы с расслаблением языка, поднятием его вверх, вытягиванием губ трубочкой, страдает скорость переключения с одного артикуляционного уклада на другой и трудность в удержании позы в течение определенного времени.

Формирование правильного четкого произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над собственной речью.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про-цессе.

Цель артикуляционной гимнастики : вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Каждое логопедическое занятие обязательно включает в себя комплекс таких упражнений. Но одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - с родителями, в нашем случае с воспитателями.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо успокоить детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, или требуется заполнить паузу, которая возникает при ожидании завтрака, обеда или ужина. Этот момент можно использовать для выполнения комплекса упражнений.

Хочется рассказать о видах артикуляционных упражнений и правилах их выполнения.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика бывает активной – ребенок самостоятельно выполняет упражнение по указанию взрослого.

Для детей первого года жизни, а так же для детей с ДЦП используют пассивную артикуляционную гимнастику – взрослый выполняет движения за ребенка.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (5−10 секунд): чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений (по 6−8 раз), координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

  1. 1 группа упражнений - вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;
  2. 2 группа упражнений - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
  3. 3 группа упражнений - специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, с детьми 2-3 лет, берутся упражнения на развитие основных движений, для детей 3-4 лет - на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), а для 4-5 летних упражнения - для сонорных звуков.

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому желательно гимнастику проводить перед зеркалом.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз - разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Совместно с дефектологом комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и

закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10−15 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - имеет несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, слоники…)

Специфика нашей работы в том, что у нас разновозрастные группы. Поэтому на групповые занятия нужно выносить те упражнения, которые доступны и младшим детям. Учитывая склонность к подражанию, дети уже с 2-х лет способны выполнить такие упражнения, как «Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Окошко». В конце можно включить 2-3 упражнения более сложного характера для старших детей.

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Регулярное проведение упражнений с детьми является своеобразной профилактикой возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Только совместная работа логопеда и воспитателей поможет улучшить речь наших детей.

Марина Суздалева

Мамы, всерьез занимающиеся развитием речевых навыков своих детей, знают, что формирование и становление речи во многом обусловлено уровнем развития мышц артикуляционного аппарата. В логопедической практике существуют специальные комплексы упражнений, направленные на тренировку мышц, входящих в артикуляционный аппарат, а именно губ, языка, щек, челюстей, неба и т.д. Такие комплексы упражнений получили название артикуляционная гимнастика .

Помимо тренировки и укрепления мышц артикуляционного аппарата, в ходе данной гимнастики отрабатываются необходимые компоненты составляющих артикуляции звука, тем самым происходит коррекция неправильного произношения.

Когда и как делать артикуляционную гимнастику

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с детками в возрасте примерно от 2-х лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения, а в более старшем возрасте для корректировки уже имеющихся нарушений.

Важное условие эффективности логопедической гимнастики – регулярность. Лучше всего проводить короткие упражнения для губ и язычка несколько раз в день буквально по несколько минут. Желательно делать это перед зеркалом, обращая особое внимание на соблюдение техники выполнения упражнений. Во время выполнения движений артикуляционной гимнастики не следует излишне напрягать мышцы артикуляционного аппарата и сопровождать упражнения лишними движениями. Важна плавность и четкая координация движений губ, языка и других органов артикуляции.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, Вы можете вместе:

  • надувать щеки как хомячки
  • вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки
  • фыркать как лошадка и т.д.

Игровые упражнения для артикуляционной гимнастики

Варенье

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широким передним крем языка нужно облизать верхнюю губу (язык двигается сверху вниз), затем язык втянуть в рот, к центру неба.

Внимание! При втягивании боковые края языка скользят по зубам, кончик языка поднят. Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы.

Качели

Рот открыт. Губы — в улыбке. Широким языком выполнять следующие движения:

— поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе;

— вставить между верхними зубами и губой, потом между нижними зубами и губой;

Пирожок

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть широкий язык, подняв его боковые края вверх (при этом посередине языка образуется продольная впадина). Удерживать такое положение языка на счет от 1 до 5.

Внимание! Губы неподвижны.

Снежинки

Губы растянуты в улыбке. Удерживая широкий кончик языка на нижней губе сдувать ватку или перышко.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Внимание! Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Щеки не надуваются, струя воздуха узкая, идет по средней линии языка.

Чистим зубки

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке, зубы видны. «Чистим» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения из стороны в сторону, затем сверху вниз.

Внимание! Губы неподвижны. Язык движется у десен, а не скользит по верхнему краю зубов.

Маляр

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. «Рисовать» на небе широким кончиком языка, делая движения назад — вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Внимание! Язык не сужается, доходит до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывается изо рта, губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

Достань язычком до кончика носа

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широкий язык поднимать к носу, одновременно прижимая его к верхней губе.

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Фокусник

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. На кончик носа положить ватку. Сдувать ее, удерживая язык в положении — боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки языка прогибается вниз.

Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы, ватка летит вверх.

Выполняйте по 2-3 упражнения из предложенного комплекса артикуляционной гимнастики несколько раз в день.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в этом видео:

Вам также может быть интересно:

А Вашему малышу нравится делать зарядку для язычка? Поделитесь в комментариях!

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить , четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки - очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.

Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.

«Сеансы» артикуляционной гимнастики
также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим - «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.

Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни

Для самых маленьких

Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.

Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!

На разные голоса

Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.

Игровые упражнения

Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям - в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут - а пользу от них трудно переоценить.

Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.

Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны - чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.

В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки - так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:

. Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).

. Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш - у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик - «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»

. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

. Упражнение «Киска-лакомка»

«Киска любит лакать молочко - вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.

. Упражнение «Зайчик-барабанщик»

Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).

. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком - а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку - втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком - «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит - приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность - покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

. Упражнение «Море волнуется»

Изобразите ребенку море - на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе - опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».

Игровые упражнения - в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) - Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».

Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять - и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания?

В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.

Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания , как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:

. Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер - она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.

. Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.

. Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу - вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».

. Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,

. Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.

. Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка - которая улетит дальше других.

. Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите - как она может обнюхивать носиком - учащенно дыша носом.

. Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток - замечательное развлечение для любого малыша!!!

. Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.

. Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) - вот какая «буря» в стакане получается!

. Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох - ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек - сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

На этом все - не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны - при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Это важно. Основная цель гимнастики - выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата - формирование чистой и правильной речи ребенка.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические - необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические - важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером . Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая - ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя - при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная - упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Картотека упражнений - таблица

Название упражнения Описание упражнения Стишок для проведения упражнения
Улыбочка Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Широка Нева-река
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Хоботок Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке «у-у-у».
Домик открывается Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Любопытный язычок Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Лягушка Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Зайчик Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Горка Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Окошко Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Обезьянка Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Чашечка Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Как будто варенье лежит на губе,
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Покусаем язычок Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Лопаточка Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Поперек улыбки лёг –
Отдыхает язычок.

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики - выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Текст стихотворения Действия детей
Котик Рыжик стал скучать –
Не с кем дома поиграть.
Зевают.
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти!
Улыбаются.
Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык между
зубами вперед-назад.
Язычком их облизал, Облизывают рот по часовой
стрелке.
Влево-вправо потянулся Сильно высовывают язык то
вправо, то влево.
И, конечно, улыбнулся. Улыбаются.
Мяу! Мяу! Малыши!
Веселимся от души!
Хлопают в ладоши.
Мы достанем с верхней полки
Наш веселый, звонкий мяч.
Тянут кончик языка вверх к носу.
Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с
напряжением упирать то в
одну сторону, то в другую
щёку так, чтобы под щекой
надувались «мячики».
А потом помчимся вскачь! Быстрые движения кончиком
языка вверх-вниз.
Круглый обруч мы возьмем
И крутить его начнем.
Округляют рот, словно
произнося букву «о».
А теперь, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки!
Показывают язык, затем
быстро прячут его за зубы
несколько раз.
Рыжик целый день играл,
Только к вечеру устал.
Дети потягиваются.
Дома на кроватке
Спит котенок сладко.
Дети кладут голову на
сложенные ладошки.

Другой пример гимнастики - сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Текст Действия детей
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.
Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик - рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются.
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика.
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.
1. Открывать, закрывать рот.
2. Высунуть язык.
3. «Лопаточка» на нижней губе.
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь.
1. «Иголочка».
2. Язычок во рту, рот закрыт.
3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. 1. Имитирует лакание молока.
2. «Вкусное варенье», рот открыт.
3. Широко открыт рот.
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок. 1. «Часики».
2. Язычок во рту, рот закрыт.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки На втором кубике - упражнения для развития корня и кончика языка На третьем кубике - 1пражнения для развития языка и губ

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы - образцы выполнения задания.

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал - логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести - не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, - помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика - это залог чистой и правильной речи.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации