Общественная реакция на поведение человека или группы. Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации

Поведение- это совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те в чьем присутствии они совершаются.

Основные элементы социального поведения - потребности, мотивы и ожидания. Единица поведения-поступок. Потребность - это осознаваемое и переживаемое состояние человека нужды, в чем- либо.

Иерархия потребностей : физиологические потребности, Экзистенциональные; социальные; потребности в уважении; потребности в самоутверждении. Удовлетворение первого вида потребностей влечет за собой необходимость в удовлетворении следующего вида потребностей.

Мотивы - это желание человека, побуждение его к деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей, а также совокупность причин, внутренних и внешних условий, вызывающих те или иные поступки людей.

Социальные ценности - это то, что призван удовлетворять индивидуальные, групповые или общественные потребности. Личность- это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и материально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

15 Социальный Контроль

Это особый механизм соц. Регуляции поведения и поддержания общ-го порядка.

2 элемента соц. Контроля :

1 нормы- предписание того, как правильно нужно вести себя в общ-ве.

2 санкции – ср-во поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. Нормы.

2 формы ценностей : внутренние (ценностная ориентация), внешние (имеют общие основания с нормами).

Соц. Предписание – запрет или разрешение что-либо делать, обращение к индивиду или группе, выраженное в любой форме.

2 формы соц. Конр-ля : охранительная и стабилизирующая.

Соц. Нормы – предписании, Требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Типы норм:

1 возникающие и существующие только в малых группах(групповые привычки-семья, рабочая бригада)

2 нормы в больших группах или в общ-ве в целом (общие правила- обычаи, традиции, монеры поведения).

Нормы делятся на: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, убийства.

Ф-ции норм:

Регулируют общий ход социализации

Контролируют отклонения поведения

Служат образцами, эталонами поведения

Итегрируют индивидов группы.

Нормы проявляют себя как:

Стандарты поведения(обязанности)

Ожидание поведения (реакция от др. людей)

Нормы – правила поведения, а ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро, зло и т. Д.

Соц. Санкции – наказание и поощрение – охранники норм, разветвленная сис-ма вознаграждений за выполнение норм, т. Е. конформизм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т. Е. девиантность.

Конформизм – внешнее согласие с общепринятым.

4 типа санкций : позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Самоконтоль – проблема сугубо социологическая ибо степень его развития хар-ет преобладающий в общ-ве соц. Тип людей и складывающуюся форму гос-ва.

Агенты фор-го и нефор-го контроля:

Внешний контроль – сов-ть институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Нефор-ный контроль (родственники, друзья, общ-во), фор-ный кон-ль (официальные органы власти, администрация).

Методы кон-ля: жесткие, мягеие, прямые, косвенные, общие, детальные.

Источник задания: Задание 1_20. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления _____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: _______(Б) и социальные санкции. Санкции – это _______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, _______(Г). Форма социального контроля, по которой _______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность ________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Список терминов:

1) социальная норма

2) внешние формы

3) институт

4) реакция

5) индивид

6) негативные и позитивные

7) социальные статусы

8) горизонтальные и вертикальные

9) порядок

Решение.

Вставим пропущенные слова в текст.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка (А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы(Б) и социальные санкции. Санкции – это реакция (В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, позитивными и негативными (Г). Форма социального контроля, по которой индивид (Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов (Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Проверим правильность:

Одной из функций социального контроля действительно является укрепление порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции - реакция общества. Санкции бывают позитивные и негативные.

Социальное поведение и социальный контроль (СК) являются предметами изучения сравнительно юной науки - социальной психологии. Их понимание существенно для каждого человека. Ведь его успешность в немалой степени зависит от способностей в построении конструктивных социальных связей.

Развитие общества напрямую связано с уровнем социализации его индивидов. На протяжении жизни человек сталкивается с четырьмя уровнями социализации.

Об уровнях социализации ребенка

Социализация младенческого возраста называется первичной. Ребенок приходит в мир. словно чистый лист (tabula rasa), совершенно не ведающим, что такое социум. Вскоре он обнаруживает, что пространство вокруг него заселено другими людьми. Именно они выстраивают для младенца патерны (шаблоны, матрицы) для познания окружающего мира.

Сфера социального контроля, окружающая каждую личность, усложняется адекватно его эволюционирующему социальному поведению.

Вторичная социализация ребенка совпадает с приобретением им формального образования. Ее главной миссией является интеллектуализация, приобретение навыков логического мышления. Ребенок теряет свой уникальный статус, характерный для его позиционирования в семье, становясь равным в школе со своими соучениками. Вместе с тем именно на этапе образования он получает первичные представления о государстве, о социальном неравенстве, о главенствующей в обществе идеологии. На протяжении своей социализации ребенок пребывает под опекой родителей.

Социализация в зрелом возрасте

На третьем этапе, характеризующемся социальной зрелостью, взрослый человек (18-60 лет) приобретает самостоятельность в качестве экономического агента. Он (она) лично зарабатывает средства для обеспечения жизни, обзаводится собственной семьей.

На этапе зрелости социальная роль человека приобретает различные правовые статусы (муж, жена, отец, мать). Он также пользуется статусами профессиональными, должностными. Посредством последних ему может быть вверена власть. Социальная зрелость человека проявляется в его активном участии в социальной жизни различных окружающих его сообществ - производственного, общегосударственного, родового.

Социализация пенсионеров

Социализация старости заключается в постепенном отходе человека от активной трудовой деятельности. Ее смысл заключается в отступлении от характерной для пенсионного возраста эгоистической стагнации, проявляющейся в:

  • снижении проявлений духа;
  • замкнутости на прошлом;
  • в прерывании связи с настоящим временем;
  • организации нового круга общения.

Возможные направления такой специализации - активная общественная позиция в воспитании подрастающего поколения, в социальных группах по месту жительства (дворовой комитет, дачный кооператив и т. д.)

Адаптация человека в обществе - результат социального поведения

Активное просоциальное поведение большинства членов общества позволяет им успешно решать важнейшие адаптивные задачи, изначально непосильные для одного человека, способствующие НТП, росту благосостояния и, соответственно, уровня жизни.

Очевидно, что социальное поведение и социальный контроль тесно связаны между собой. С помощью социального контроля происходит социализация индивида. Человек с детства и до конца своей жизни усваивает общечеловеческий опыт путем воспитания и образования. Он становится частью различных социальных групп: классовых, производственных, неформальных, семейных. Цель данной статьи как раз и заключается в том, чтобы наглядно представить вхождение индивида в социальную среду.

Человеку свойственно поведение как индивидуальное, так и социальное. Первое не является предметом рассмотрения данной статьи, поскольку оно не оказывает воздействия на общество.

О видах социального поведения

Социальное поведение является целенаправленным, с его помощью человек добивается определенного уровня позиционирования в обществе и в социальной группе.

Виды социального поведения различаются по функциям и интересам:

  • массовое (политические, религиозные и экономические движения, слухи, мода);
  • групповое (трудовой коллектив, клуб, двор, соученики и т. д.);
  • поролевое (мать, отец, мачо, аксакал, ребенок, проч).

Также социальное поведение человека характеризуется направленностью его взаимоотношений с другими людьми, оно может быть:

  • просоциальным (доброжелательное, связанное с желанием помогать, сотрудничать);
  • конкурентным (стремление выделяться, быть лучшим);
  • по типу А (раздражительность, цинизм, нетерпение, враждебность к людям);
  • по типу Б (доброжелательность).

И наконец, классификация социального поведения происходит с определенными моделями поведения:

  • достижение успехов (активная жизненная позиция);
  • избегание неудач (замкнутость, презумпция недоверия);
  • стремление к контактам или избегание их;
  • желание власти, индифферентность или покорность ей;
  • деятельная или беспомощная модель поведения.

Вышеизложенные виды социального поведения относят к правопослушным. Кроме них также имеет место проблемное, девиантное и противоправное поведение.

Мы их упомянем в данной статье, рассматривая санкции как элемент категории "социальный контроль".

Что такое социальный контроль

Данное понятие обосновал французский ученый Т. Тард, а окончательно сформулировали американские социологи Р. Парк и Э. Росс.

К пониманию его сущности они пришли, рассматривая всестороннее социальное воздействие на индивида с девиантным (асоциальным) поведением. Посредством этого влияния произошла трансформация его поведения в адекватное существующим социальным нормам.

В широком смысле ученые рассматривали социальный контроль как непрерывное взаимодействие и соотношение индивида с обществом и социальными группами. Очевидно, что сущность подобного контроля критично зависит от типа общества. Архаичное, тоталитарное и демократичное общество имеет свои особенности, что выражается в особенностях социальных норм и санкций.

Две формы социального контроля

В зависимости от наличия социального статуса различают две формы социального контроля: неформальный (т. е. неофициальный) и формальный.

Если общество архаично, то СК основан сугубо на осуждении или одобрении социальной группой (членами семьи, друзьями, знакомыми и коллегами). В этом случае говорят об СК неформальном.

В более цивилизованном обществе поведение личности регулируют специализированные государственные институты: законодательные и исполнительные, СМИ. Последние функционируют на общегосударственном и на муниципальном уровнях. Такой социальный контроль называют формальным.

Излишний внешний контроль социальной деятельности граждан со стороны армии, полиции, судов, контрольных органов свойственен для режима власти - диктатуры. При таких условиях социальные процессы оказываются деформированы. Они напоминают регулируемую улицу с односторонним движением. Государственный социальный контроль для стран с тоталитарным устройством стремится стать всеобъемлющим, т. е. контролировать весь социум. Характерно, что в большинстве случаев апологеты диктатуры оправдывают ее создание необходимостью навести порядок якобы во благо всем гражданам. Однако при ней они неизменно деградируют в социальном плане, у них снижаются самосознание и волевые усилия, необходимые для полноценного самоконтроля.

В демократическом обществе 70% социального регулирования приходится на самоконтроль. Развитие социального контроля обычно связывают с демократическим режимом государственной власти.

Цель обеих форм СК (внешней и внутренней) заключается в:

  • поддержании стабильности и порядка в обществе;
  • соблюдении преемственности в образе жизни и специфике развития.

В высокоразвитых обществах одновременно сосуществуют обе формы социального контроля, органично дополняя друг друга.

Виды социального контроля

Кроме форм, социальный контроль различают по видам: внешний и внутренний. Последний еще называют самоконтролем. Он актуален для людей социализированных, самостоятельно соблюдающих социальные нормы. Последние настолько ассимилируются с поведенческими признаками личности, что их безоговорочное соблюдение становится органичной потребностью. Потребность СК настолько актуальна для большинства (по статистике, около 70% населения), что издревле получила свое название - совесть. Возможно, поэтому людей чистых, честных, глубоко уважаемых, отличающихся святостью, называют "народной совестью".

Именно коллективные усилия людей, контролируемых своей же совестью, являются главной движущей силой общественного прогресса.

Функции социального контроля

Различают две основные функции социального контроля:

  • охранительную;
  • стабилизирующую.

С одной стороны, важно оперативно и адекватно противостоять попыткам разрушить социальные ценности. Охранительная функция по своей природе консервативна. Она выступает основой стабильности в обществе, призывая осторожно прибегать к различным социальным нововведениям. В первую очередь ею защищаются государственные и религиозные ценности, человеческая жизнь, права и обязанности, физическая неприкосновенность граждан. Охранительная функция непосредственно способствует передаче опыта от старших поколений к младшим.

С помощью стабилизирующей функции социального контроля обеспечивается предсказуемость, ожидаемость социального поведения. Тем самым сохраняется существующий социальный порядок.

Социальный контроль является важнейшим инструментом общества, помогающим усвоению и приятию каждым человеком сложившейся культуры. Он универсален. Ведь абсолютно любая социальная структура, даже существующая непродолжительное время, невозможна без СК.

Составные системы социального контроля

Система социального контроля состоит из восьми элементов:

  • социальные поступки, вызывающие адекватные реакции среды;
  • производная от существующих общественных ценностей система оценки социальных действий;
  • классификация социальных действий на порицаемые и поощряемые;
  • характерные групповые оценки возникающих в пределах этой группы социальных ситуаций (социальная перцепция);
  • социальные санкции как реакция общества на социальные действия;
  • самокатегоризация, т. е. самоидентификация личности по принадлежности к определенной группе в социальной среде;
  • индивидуальная самооценка личности;
  • индивидуальная оценка среды и обстоятельств, в которых личность контактирует с окружающими.

О механизмах социального контроля

Механизмы социального контроля составляют социальные нормы и санкции.

Социальные нормы (формальные и неформальные) предписывают людям, как себя вести в обществе. С их помощью:

  • корректируется процесс социализации;
  • личности объединяются в социальные группы, а группы интегрируются в общество;
  • контролируется девиантное поведение.

По степени строгости нормы можно расположить в следующем порядке: табу (оскорбление святынь, нарушение заповедей, кровосмешение), законы (нормативные акты высшей правовой силы), права и свободы, привычки социальной группы, традиции, этикет, обычаи.

Они выступают эталоном, регулятором для поступков, чувств, мыслей, стоят на страже социальных ценностей. Под последними понимаются принятые обществом человеческие понятия о патриотизме, справедливости, добре, любви, дружбе.

Санкции, соответствующие нормам социального контроля

Социальный контроль в обществе осуществляется людьми на основании существующих норм. Регулирование происходит, исходя из принципа связи социальной нормы и санкций, соответствующих ей. Лишенная сопровождающих ее санкций, социальная норма выпадает из системы социального контроля, превращаясь в призыв, лозунг и т. д.

Санкции бывают:

  • позитивными (почет, слава, признание, поощрение, одобрение) и негативными (заключение, конфискация имущества, штраф, выговор, замечание, осуждение);
  • формальными (исходящими от государственных институтов), неформальными (получаемыми от родственников и коллег по социальным группам);
  • материальными (подарок, премия, штраф, конфискация) и моральными (грамота, награда, выговор).

Позитивные санкции предусмотрены по отношению к личностям, конформистски относящимся к социальным нормам (согласным с ними). Негативные - к отклоняющемуся поведению:

  • девиантному (нарушения незначительны и ненаказуемы);
  • делинквентному (санкции Административного кодекса);
  • преступному (санкции Уголовного кодекса).

Заключение

Социальный контроль является мощным инструментом управления обществом. Большинство населения добровольно и постоянно придерживается установленных обществом норм.

В настоящее время это способствует развитию надгосударственных институтов, увеличению удельного веса корпоративных отношений.

Через делегирование государственных полномочий надгосударственным органам происходит процесс глобализации. Однако сущность социального контроля в информационном обществе остается практически неизменной.

Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и элементы

1.1 Понятие социального контроля, его функции

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в
соответствие человеческого поведения социальным нормам.

Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживается социальная стабильность.

Итак, социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:

    Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;

    Проблема социального контроля – это определенный срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;

    Нельзя представлять себе социальный контроль односторонне – как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;

    Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).

    Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

    Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:

    1)
    упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;

    2) связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

    3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.

    Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, известный российский социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:

    индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;

    социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие;

    категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;

    характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия;

    характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;

    индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.

    Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может
    обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

    Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две
    основные функции:

    Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

    Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

    1.2 Элементы социального контроля

    1.2.1 Социальные нормы как регулятор поведения

    Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.

    Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.

    Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

    Социальные нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм.

    Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер.

    Можно выделить несколько видов социальных норм:

    1)
    обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

    2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

    3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

    4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

    5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

    6)
    эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

    Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов. Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

    регулируют общий ход социализации;

    интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

    контролируют отклоняющееся поведение;

    служат образцами, эталонами поведения.

    Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

    1.2.2 Санкции как элемент социального контроля

    Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

    Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

    Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

    Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

    Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

    Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

    Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

    Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

    санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

    санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

    санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

    Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

    1.3 Самоконтроль

    В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

    Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

    Самосознание – чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

    Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

    Самоконтроль – это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.

    1 .4 Концепция социального контроля П. Бергера

    Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый после дующий круг – это новая система контроля. [Приложение 1]

    Внешний, самый большой круг – это политико-юридическая система представленная мощным аппаратом государства. Перед ним бессильны все. Помимо нашей воли государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным законам и уставам, правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму и может лишить жизни. Индивид находится в центре круга как в точке максимального давления.

    В следующий круг социального контроля входят мораль,
    обычаи и нравы. За нравственностью человека следят все – начиная со всего общества и кончая родителями, родственниками, друзьями. Органы власти за нарушение закона могут лишить свободы, родители и родственники употребляют неформальные санкции: осуждения, порицания, а друзья, не простив предательства или подлости, могут расстаться с нами. Все в рамках своей компетенции, применяют инструменты социального контроля. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность – потерей шансов найти новое место, невоспитанность – тем, что человека не пригласят в гости. Отсутствие работы и одиночество являются, может быть, не меньшим наказанием по сравнению с пребыванием в тюрьме, считает П. Бергер.

    Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть малые круги контроля, самый существенный из которых – круг контроля со стороны профессиональной системы . На работе
    человек скован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое. Бизнесмена контролируют лицензирующие организации, рабочего – профессиональные объединения и профсоюзы, подчиненного – руководители, которых, в свою очередь, контролируют вышестоящие инстанции. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников.

    Питер Бергер пишет об этом следующим образом: «…Читатель может для наглядности представить врача, который кладет на лечение невыгодного для клиники больного; предпринимателя, который рекламирует недорогие похороны… государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т. д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике, предпринимателя могут исключить из профессиональной организации…Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения… Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование ».

    В следующий круг контроля входят неформальные требования к индивиду, ведь каждый человек помимо профессиональных вовлечен и в другие социальные отношения. Эти отношения обладают собственными системами контроля, многие из которых более формальна иные даже жестче профессиональных. Например, правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в корпорации IBM. Таким образом, самостоятельную систему социального контроля представляет общественная среда. Она включает в себя дальних и близких, незнакомых и знакомых индивиду людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, которые представляют собой широкий спектр явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Таким образом, круг неформальных требований описывает область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

    Последний и ближайший к индивиду круг, который тоже образует систему контроля, составляет та группа людей, в которой проходит частная жизнь
    индивида, т. е. это круг его семьи и личных друзей . Социальное или, точнее, нормативное давление на индивида здесь не ослабевает – напротив, есть все основания полагать, что оно в определенном смысле даже возрастает. Неудивительно, ведь именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные для себя социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу родных и близких имеют гораздо больший психологический вес для человека, чем подобные санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей. На работе начальник может уволить подчиненного, лишив его средств на существование. Но психологические последствия этого формального экономического действия окажутся по-настоящему гибельными, говорит П. Бергер, если данное увольнение будут переживать его жена и дети. В отличие от других систем контроля давление со стороны близких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек, как правило, насторожен и потенциально готов противостоять любой угрозе.

    Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены . Именно в самых интимных отношениях человек ищет для себя поддержку. Ставить на карту эти связи – значит рисковать утратой самого себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх» .

    Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего нахождения в центре концентрических кругов социального контроля – от федеральной налоговой службы до собственной жены, – в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его.

    Глава 2. Формы и осуществление социального контроля

    2.1 Формы социального контроля

    В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

    внешний контроль;

    внутренний контроль;

    контроль через отождествление с референтной группой;

    контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое «множество возможностей»).

    Первая форма контроля – внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

    Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая «пирамида контролеров», характерная для тоталитарного государства.

    Вторая форма контроля – внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

    Третья и четвертая формы контроля менее известны и требуют использования более тонких социально-психологических механизмов.

    Третья форма – контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

    Четвертая форма – так называемая «множество возможностей» – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.

    Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

    Принуждение , так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

    Таким образом, при наличии высокой численности населения начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм;

    Влияние общественного мнения . Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, которое принимается и усваивается не в соответствии с общественным мнением, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением;

    Регламентация в социальных институтах и организациях . Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них – организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль – не основная функция (например, школа, семья, средства массовой информации, администрация учреждений).

    Групповое давление . Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

    Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.

    Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

    Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных к групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например, в бригаде или семье.

    Первые три формы были выделены Р. Парком, четвертая форма была описана американским социологом С. Аском.

    Данный перечень не включает в свой состав такой важный элемент, как наличие общих ценностей, усваиваемых индивидами в процессе социализации. Дело в том, что основанный на принуждении социальный контроль не всегда обеспечивает уменьшение числа отклонений. Естественно существует множество индивидуальных причин, по которым люди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой, негласно одобряемой или
    просто допускаемой обществом. Обычно это бывает в том случае, когда нормы оказываются слишком жесткими (или людям представляется, что они слишком жесткие). По этой причине жесткие полицейские меры, направленные против определенного вида правонарушений редко приносят положительные результаты, хотя и попустительство в
    отношении девиантного поведения также недопустимо.

    На основании этого можно сделать два вывода:

    1) социальный контроль может быть эффективным лишь в
    том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;

    2) данная особенность указывает, что социальный контроль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп.

    Кроме вышеприведенных форм социального контроля существует ещё общий и детальный контроль.

    Иногда контроль отождествляют с управлением. Содержание контроля и управления во многом похожи, но их следует различать. Мать или отец контролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание. Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания.

    Таким образом, контроль – понятие более узкое, чем управление.

    Различие между управлением и контролем заключается в том, что первое выражается через стиль руководства, а второй – через методы. Методы контроля могут быть общими и детальными. Например,
    менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения – он прибегает к общему контролю.
    Если менеджер вмешивается в каждое действие своих подчиненных, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль.

    Детальный контроль называют еще надзором. Надзор
    осуществляется не только на микро, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят: сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, суды, цензура.

    Так как контроль входит в управление как составная его часть, но часть очень важная, то мы можем заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она достаточно важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления, который имеет, в свою очередь, два вида – стиль авторитарный и стиль демократический.

    2.2 Агенты и инструменты социального контроля

    Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

    Внешний контроль это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный, т.е. институциональный, и неформальный, т.е. внутригрупповой.

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

    В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

    Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Однако в современном обществе
    значение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным . Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы; инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

    Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

    Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

    жесткие;

    мягкие;

    прямые;

    косвенные. [Приложение 2]

    Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

    Рассмотрев социальный контроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можем сделать следующие выводы:

    Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;

    По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.

    Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;

    Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

    Глоссарий

    Девиация или девиантное поведение (от лат. deviatio – уклонение)отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их группы, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом. В широком смысле девиация включает в себя любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, особое трудолюбие), так и отрицательные (преступления, нарушения общественного порядка, норм морали). В более узком смысле (именно этот смысл и затрагивается в данной курсовой работе) понимается только негативное отклонение от утвердившихся норм, как правовых, так и нравственных.

    Интериоризация – (от фр. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

    Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой. Механизм самоконтроля охватывает постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности личности убеждения, чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки,является совесть) ; самовоспитание.

    Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

    Социальный контроль – механизм саморегуляции общества и социальных групп, обеспечивающих их целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Социальный контроль призван гарантировать данным социальным ценностям, нормам и ролям поведение человека или социальной группы. Он базирует свою деятельность на общем признании культуры данного общества, группы и привитии её ценностей и норм своим членам путем воспитания образцов поведения.

    Используемая литература

  1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М.:

    Приложение 2


    Комбинация методов формального контроля

    Комбинации по характеру

    Комбинации

    по форме

    Жесткие

    Мягкие

    Прямые

    Прямые жесткие

    Н-р: политические репрессии, рэкет, организованная преступность

    Прямые мягкие

    Н-р: действие конституции и уголовного кодекса

    Косвенные

    Методологические аспекты организации контроля в организациях социально-культурной сферы

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации