Княгиня ольга краткая биография. Какие реформы провела княгиня Ольга? В чем заключались реформы княгини Ольги


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Регентство жены Игоря при малолетнем князе Святославе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга - великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие - Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место - после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку - Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» - термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами - Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров - погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу - установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» - купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
За свою миссионерскую деятельность, Ольга одной из первых была причислена к лику святых и удостоилась высокого звания равноапостальской.
В то же время до сих пор с именем этой княгине связано несколько спорных вопросов таких как:
- место ее происхождения, (согласно Начальной летописи Ольга происходила из Пскова
Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец сообщают, будто Ольга была дочерью Вещего Олега. И.Д. Иловайский считал, что Ольга происходила из славян и выводил ее имя от славянской формы «Вольга», кстати, в древнечешском языке так же имелся аналог Ольги Olha. Ряд болгарских исследователей считают, что Ольга происходила из болгар. В подтверждения чего приводят сообщение из Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».), где автор ошибочно перевел летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени.
- время ее рождения (большинство летописцев считают ее ровесницей Игоря, другие полагают, что она была младше мужа лет на 15-20),
- место и время ее крещения. (по одной версии 954 – 955 г. по другой 957 г., ряд исследователь считают, что крещение произошло в Константинополе, другие в Киеве).

Тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга , мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.

  Около 893 г. Рождение Ольги в Выбутовской веси на Псковской земле.

  903 г. Упоминание в "Повести временных лет" о браке Игоря и Ольги.

  907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Заключение русско-византийского договора о мире и разрешении беспошлинной торговли для русских купцов в Константинополе.

  911 г. Заключение письменного русско-византийского договора "о мире и любви".

  912 г. Кончина великого князя Киевского Олега. Начало княжения в Киеве Игоря Рюриковича.

  913 г. Племя древлян отпало от власти князя Киевского Игоря.

  914 г. Поход Игоря на древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду. Этим недовольна киевская дружина.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани.

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Княжение малолетнего Святослава в Великом Новгороде.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями во время возвращения войска руссов на родину.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение.

  944 г. Поход князя Игоря в союзе с печенегами на Византию. Заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте договора княгини Ольги и ее сына Святослава.

  944 г. Поход князя Игоря в Древлянскую землю за данью.

  945 г. Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.

  946 г. весна - Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.

  946 г. лето - Прибытие в Киев к Ольге "лучших мужей" Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.

  946 г. конец лета - Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.

  946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них "дани тяжкой".

  947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.

  Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.

  Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.

  Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.

  Середина X в. первое упоминание в летописи Вышгорода - города, к северу от Киева.

  2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.

  954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.

  955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.

  957 г. 9 сентября - Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.

  959 г. осень - Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.

  Ранее 962 г. Прибытие в Киев немецкого епископа Адальберта с целью обратить руссов в католичество. Изгнание епископа и его свиты из Киева. Недовольство приверженцев язычества политикой Ольги в Киеве. Отстранение Ольги от непосредственного управления страной.

  964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава Игоревича.

  964 г. Война князя Святослава против вятичей.

  965 г. Начало военных действий князя Святослава против Хазарского каганата. Восточный поход Святослава против волжских булгар и буртасов. Взятие Святославом столицы Хазарии - Итиля. Завоевание земли ясов. Разгром крепости хазарской Саркел. Рост влияния Киевской Руси в Северном Причерноморье.

  965 г. Обретение Волжской Булгарией независимости от хазар.

  966 г. Новый поход Святослава на вятичей и возложение на них дани.

  966 г. Прибытие к князю Святославу византийского патрикия Калокира с целью убедить его выступить против Болгарского царства.

  968 г. август - Нападение русского войска во главе со Святославом на Дунайскую Болгарию. Святослав покоряет 80 болгарских городов и принимает решение о переносе столицы завоеванной им державы в Переяславец-на-Дунае.

  969 г. весна - Осада Киева печенегами. Ольга, находясь в осажденном городе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, проявляет мужество и выдержку. Прибытие князя Святослава на Русь.

  Около 999 г. Перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем в церковь Пресвятой Богородицы в Киеве.

Озвучте свое мнение!

Княгиня Ольга – великий реформатор Древней Руси

Великая княгиня Киевской Руси Ольга (? – 969 гг.), которая прославилась далеко за пределами своей страны мудростью и железным характером. Незаурядные личностные качества помогли этой женщине свыше двадцати лет (945 – 964 гг.) успешно управлять самой крупной державой Европы, которая досталась ей после гибели мужа – князя Игоря.

Украина может по праву гордиться княгиней Ольгой, потому что такая правительница сделала бы честь любой стране. В ней прекрасно сочетались самые важные лидерские качества: мудрость и решительность, справедливость и строгость, твердость и милосердие, настойчивость и доброта. Но главное, Ольга была первой из Рюриковичей, кто действительно думал о державе, ее интересах и будущем. Она, в отличие от Олега и Игоря, не рассматривала государственную власть только как средство обогащения себя и собственных приближенных. Ольга создавала страну для своего сына и внуков, пытаясь заложить в общественно-политический фундамент древней Руси прочное основание.

Что же можно поставить в заслугу княгине Ольге?

1. Она жестоко подавляет древлянский бунт, отомстив за страшную смерть своего мужа, а также покончив с племенным сепаратизмом. Сохраняет за Киевом первенство и княжеский престол.

2. Она проводит очень передовую по своей сути налоговую реформу. Гибель Игоря остро поставила вопрос о необходимости реформирования всей государственной системы, и в первую очередь системы налогообложения. Княгиня Ольга учла все ошибки своего мужа, поэтому она:

  • упорядочила полюдье, определив его размер и время сбора;
  • установила новые виды налогообложения – уроки и оброки. Зависимое население должно было их выполнять в таких размерах, которые бы не лишали их средств существования;
  • распорядилась учредить по всей стране специальные места для сбора дани – погосты.
  • разделила государственную и личную казну.
  • 3. Ольга осуществляет реформу управления. Было жестко регламентированы действия на местах княжеских дружинников и судей.

    4. Княгиня провела масштабное строительство в Киеве. В стольном граде в то время появляется княжеская резиденция – т. н. Ольгин двор.

    5. Ольга отдает предпочтение дипломатическим средствам ведения внешней политики.

    6. Она осуществляет первый официальный визит в Константинополь и принимает там христианство.

    7. Княгиня реализует первую попытку установить дипломатические связи с Западной Европой.

    8. Ольга спокойно уступает правление своему сыну Святославу как только он потребовал этого.

    Правление княгини Ольги и ее достижения.

    Приход к власти и месть древлянам. К власти Ольга пришла вследствие трагических событий: восставшие древляне зверски убили ее мужа. Их сыну Святославу в это время было только 3 года, и вся полнота ответственности за страну вместе с тяжестью утраты нелегким грузом легла на ее женские плечи. Опасность была со всех сторон: и в Киеве, и далеко за его пределами многочисленные недруги в нетерпении ожидали реакции княгини на преждевременную смерть Игоря. Осмелевшие древляне решили: "Вот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим". И послали они сватов к Ольге – 20 лучших своих людей, которых княгиня распорядилась закопать живьем вместе с ладьей во дворе своего терема. Следующее посольство она приказала отправить в баню мыться, а когда древлянские сваты закрылись там, то изба была подожжена, и все они погибли. Не медля, Ольга отправилась с дружиной к столице древлянской – городу Искоростень, где планировала справить тризну по покойному мужу. На поминки она пригласила множество знатных древлян, которых допьяна напоили медами и спящих перерезали (убитых тогда было до 5000 человек).

    Через год, в 946, киевская княгиня с большим войском прошла по древлянской земле, собрав с нее положенную дань, и в конце похода подступила к Искоростеню. Жители столицы заперлись в городе и в отчаянии собирались обороняться до последнего, они сообщили Ольге: "Мы рады были бы платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа". На это княгиня им ответила: "Я уже отомстила за мужа не раз, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу брать дань понемногу, и, помирившись с вами, пойду прочь". Потребовала Ольга тогда от каждого дома дать ей по три голубя и по три воробья, и когда получила их, то распорядилась привязать к каждой птице мешочек с серой, поджечь и отпустить. Птицы же, получив свободу, вернулись в свои гнезда и подожгли город, который за ночь выгорел дотла. Вот так и осуществилось мщение за смерть князя Игоря. Оно произвело столь сильное впечатление на соседей Киевской Руси, что в течение всего двадцатилетнего правления Ольги никто так и не отважился воевать против нее.

    Государственные реформы. Наказав древлян, княгиня все же решила полностью поменять всю налоговую политику в своей державе. Она установила точный размер "полюдья" и время его сбора (до этого князь решал все сам и на месте, что и привело к восстанию древлян 945 года). По всей стране были возведены "погосты" – места сбора дани, куда славяне ее должны были централизованно свозить. Теперь князь не должен был лично объезжать все поселки своей огромной державы, постоянно рискую попасть в засаду как князь Игорь. В обычное время на погостах постоянно находились киевские чиновники и военный гарнизон. Казну Ольга разделила на две части: государственную и личную, и никогда их не путала. Все земли Руси были поделены на условные административные единицы во главе с представителями киевской княжны – тиунами. Все эти меры, бесспорно, упорядочили сбор дани в стране, сделав этот процесс более справедливым и цивилизованным. Именно княгиня Ольга начала каменное градостроительство на Руси, распорядившись возвести в Киеве свой дворец и терем за его пределами.

    Внешняя политика княгини. Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатическим методам. В 957 году она нанесла официальный визит в Константинополь. Это был первый случай, когда русичи прибыли в Византию с мирными намерениями. Там княгиня приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Обряд проводил лично патриарх Полиевкт, а крестным отцом Ольги стал император Византийский Роман II. По преданию, он предлагал русской владычице выйти за него замуж, и она даже сделала вид, что согласна. Но перед тем мудрая княгиня просила императора оказать ей великую честь – стать ее крестным. Согласившись, тот не понимал, что после обряда крещения брак между ними невозможен. Когда же новая духовная дочь сообщила Роману об этом, он лишь изумленно воскликнул: "Ольга! Ты меня перехитрила!"

    Император был восхищен умом Ольги и проводил ее с богатыми дарами. Впрочем, гордая княгиня осталась довольна не всем: когда в Киев прибыли послы из Византии требовать, чтобы Ольга исполнила союзническое обещание и прислала в Грецию вспомогательное войско, она ответила: "Когда царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской), тогда пришлю ему дары и войско". Пришлось послам возвращаться ни с чем. Опасаясь возрастания влияния Византии на Руси, она направила послов к правителю Священной Римской империи Оттону I с предложением прислать в Киев христианских проповедников. Но все религиозные инициативы своей матери полностью нивелировал подросший князь Святослав. Убежденный язычник, он изгнал из своей страны западного епископа Адальберта, а представителям восточного византийского обряда строго запретил проповедовать. Ольга вынуждена была согласиться с новым князем Киевской Руси, который в 964 году вступил в полноправное правление страной. Теперь она жила при сыне в Киеве, более занимаясь внуками, чем государственными делами.

    Умерла великая правительница в 969 году, "…и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу". В 1547 году русская княгиня была причислена к лику святой равноапостольной. За всю историю христианства только пять женщин, кроме нее, удостаивались такой чести.

  • Многие страницы жизни Ольги покрыты завесой тайны. Например, ее происхождение. Существуют различные версии: будто бы родом она была из Пскова, но родилась в семье скандинавов ("от языка варяжска"), или же, что была Ольга дочерью самого Вещего Олега, который и выдал ее замуж за своего воспитанника Игоря Рюриковича. Есть также мнение, что настоящее имя княгини было Прекраса, и происходила она из знатного славянского рода Гостомыслова. Однако Олег присмотрел юную славянку в качестве невесты для своего воспитанника Игоря и даже удочерил ее, подарив свое имя – Ольга (Хельга – женский вариант от имени Хельг/Олег). Некоторые же болгарские историки считают, что родиной великой древнерусской владычицы была именно их страна, где Ольга также носила княжеский титул.
  • В 967 году, когда киевский князь Святослав вместе с войском находился в Болгарии, столицу Руси осадили полчища печенегов. Тогда старая княгиня Ольга возглавила оборону города, сумев не только послать посланца к сыну за помощью, но и убедить врагов, что Святослав уже близко, вынудив их отступить.
  • После подавления древлян княгиня Ольга около 20 лет (!) правила без всяких войн. Это рекорд не только для женщины, но и для любого древнерусского правителя.
  • До княгини Ольги женщины не правили на Руси, а после нее в Украине женщины к власти уже не приходили, а в России первая женщина взошла на трон более чем через 700 (!) лет после своей великой предшественницы.
  • Историческая память о княгине Ольге.

    В Киеве, Коростене и Пскове установлены памятники княгине Ольге. Также княгиня изображена на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

    В Киеве в честь княгини Ольги названа улица Ольгинская. В российском Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост.

    В белорусском Витебске есть Свято-Ольгинская церковь.

    В честь княгини учреждены ордена:

  • в 1915 году – Знак отличия святой Равноапостольной княгини Ольги;
  • в 1988 году – Орден святой Равноапостольной княгини Ольги (учрежден Русской Православной Церковью).
  • в 1997 году – Орден княгини Ольги (государственная награда Украины).
  • Княгиня Ольга в социальных сетях.

  • "Вконтакте": 48 сообществ;
  • "Одноклассники": 5 групп;
  • Facebook;
  • В Youtube по запросу "княгиня Ольга" – 15 400 результатов поиска.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Княгине Ольге?

    Для анализа популярности запроса "княгиня Ольга" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 14 июня 2016 г., количество запросов за месяц составило 28 415, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Ярослав Мудрый" зарегистрировано в октябре 2015 г. – 51 049 запросов за месяц.

    © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации