Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне , о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.
Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.
Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.
1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность - именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.
2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:
3. Эстетические ценности , связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного , умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.
Моральные ценности - это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные - принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.
Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.
Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.
Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:
Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.
В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.
Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.
У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.
Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.
Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:
Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.
Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.
Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.
Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.
Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.
К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.
Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.
Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.
Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.
А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.
Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.
Культура - совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-
ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этические, эстетические и другие системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.
Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обусловлен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому с философской точки зрения неверно то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура». Говоря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общество без культуры не существует. Любое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зависит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.
Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем
«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.
Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социальных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее продукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.
Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов подгруппы.
Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые определяют статус человека в обществе. Ценности помогают обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеальное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.
7.6. Духовные ценности человека
Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремление, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае остальные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение интересов.
Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхождение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоятельствах, действиях соперников или врагов или в своей недостаточной активности и эффективности деятельности. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников не только убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.
Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.
Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:
О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;
о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация;
о политические - свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;
о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Конспект по философии
К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.
Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.
Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя : форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.
Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.
Человеческая духовность включает в себя три основных начала : познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.
Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.
Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.
Классный час: «Духовные ценности»
Цели:
Образовательные: познакомить детей с понятием «ценности», раскрыть основные виды ценностей с жизненной позиции и с научной точки зрения, сформировать представление о списке ценностей, сравнить значение материальных и духовных ценностей;
Воспитательные: помочь детям осознать, что является истинным богатством человеческого сердца, показать индивидуальность каждого ребенка;
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: проектор, презентация, конверты с карточками, две шкатулки, жемчужины, карточки со словарем, драгоценности, ваза.
Словарь: счастье, ценности, материальные, эмоциональные, интеллектуальные, духовные, физические.
План проведения занятия:
2. Интерактивная беседа
3. Основная часть
4. Подведение итога
5. Рефлексия
Ход занятия:
I.Орг.момент:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
II. Интерактивная беседа:
Учитель: Вот и начинается для нас еще один учебный год. Вы стали взрослее на целый год! Сегодня, на первом нашем классном часу, я хотела бы поговорить о человеческих ценностях!
Учитель: Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть счастливыми. А как вы думаете, что такое счастье?
Учащееся: Счастье – это когда исполняются мечты. Счастье – это когда рядом есть близкие люди. и т.д.
Учитель: Каждый человек на Земле мечтает о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, которую человек старается исполнить, чтобы чувствовать себя счастливым.
Учащиеся: Надо ставить себе цели и достигать их.
Учитель: А как стать счастливым?
Учащиеся: Стараться делать все правильно и честно.
Просто любить и быть любимыми.
III. Основная часть:
Учитель: Вы все сказали правильно. Все о чем вы говорили, называются жизненными ценностями. Жизненные ценности помогают человеку стать счастливым.
Как вы думаете, что такое ценности?
Учащиеся: Что-то ценное для человека.
Учитель: Ценности – это что-то важное, нужное для человека. Ценностью может быть все что хочется.
Учитель: У меня есть два сундучка. Что кладут в сундуки.
Учащиеся: В сундук кладут украшения, деньги.
Учитель: Посмотрите, в одном из сундуков тоже лежат драгоценности.
А что можно положить в другой сундучок? Какое богатство находится в сердце человека?
Учащиеся: Доброта. Любовь. Уважение. Честность. Радость. Скромность.
Учитель: Можем ли мы положить все эти ценности в наш сундучок.
Учащиеся: Нет
Учитель: Как вы думаете, почему мы положим их в другой сундучок?
Учащиеся: Потому что мы не можем их потрогать.
Потому что это чувства, а не предметы.
Учитель: Тогда сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одной из ценностей, которая живет в сердце. Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить жемчужину.
Учащиеся: (Дети берут жемчужины, называя жизненную ценность, кладут ее в сундучок)
Учитель: Как вы думаете, все богатства человеческого сердца мы положили в сундучок?
Попросим наших родителей помочь нам наполнить сундучок теми качествами, которые мы забыли.
Учитель: Итак, у нас два сундучка. В одном богатство, которое мы можем потрогать, а другие мы можем только почувствовать.
Так человек разделяет ценности на материальные и духовные.
Но ученные выделяют 4 группы.
Интеллектуальные ценности – это ценности, которые помогают человеку находить новые знания.
Физические ценности – все, что надо для тела человека.
Эмоциональные – все, что связано с чувствами человека.
Духовные ценности – все, что связано с представлениями человека, с его верой.
Учитель: У каждого на столе лежат листы, на которых перечислены все ценности. Что можно отнести к физическим ценностям.
Все это надо нашему телу, поэтому эти ценности называются физическими. Запишите их напротив «физических ценностей».
Учащиеся: Деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы.
Учитель: Следующая группа – это эмоциональные ценности.
Эти ценности связаны с эмоциями и чувствами и поэтому называются – эмоциональными. Также, перечислите их.
Учащиеся: Уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.
Учитель: Выберите три самых главных для вас ценностей
Следующая группа ценностей – интеллектуальные.
Все, что связано с получением новых знаний и новой информации.
Учащиеся: сложность, чтение, общение, ум, плановость, обучение
Учитель: Выберите 3 самых главных для вас ценности.
Учитель: И последняя группа – духовные ценности.
Все, что связано с красотой, душой и верой человека.
Выберите 3 самых главных для вас ценности.
Учащиеся: творчество, свобода, вера, правда, гармония.
Учитель: Сколько ценностей вы выбрали?
Учащиеся: Мы выбрали 12 ценностей
Учитель: Но список ценностей человека может включать в себя от 3 до 7 ценностей.
Оставьте только нужные, самые важные и главные ценности.
Посмотрите внимательно на списки ценностей каждого из вас. Одинаковые списки у вас получились?
Учащиеся: Нет, разные.
Учитель: А как вы думаете, почему они разные?
Учащиеся: Потому что все мы разные.
IV. Итог:
Учитель: Так что же такое ценности?
Учащиеся: Это что-то важное, нужное для человека.
Учитель: Как называются ценности, которые можно потрогать?
Учащиеся: Их можно назвать материальными ценностями.
Учитель: А ценности, которые живут в нашем сердце?
Учащиеся: Это духовные ценности.
Учитель: На какие 4 группы можно разделить все ценности?
Учащиеся: Все ценности можно разделить на физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные ценности.
Учитель: Сколько может включать в себя ценностей «список ценностей»?
Учащиеся: Список ценностей включает в себя от 3 до 7 ценностей.
V.Рефлексия:
Учитель: Как вы сегодня работали на уроке.
Учащиеся: Мы работали хорошо.
Учитель: А сейчас скажите мне, как вы себя чувствуете, когда вы отлично работаете на уроке.
Учащиеся: Весёлые, радостные, очень приятно, тепло на душе.
Учитель: На что вы похожи в этот момент?
Учащиеся: На солнышко!
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были похожи на солнышко, которое дарит свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватит каждому из нас.
До свидания, всем солнечного дня и хорошего настроения!
Учащиеся: До свидания!