Длинна состава измеряется количеством вагонов, загруженных рудой, нефтью и т.п, которые прицепляются к локомотиву. Длинна вагона и масса загрузки могут быть ограничены электрическими дорожными датчиками, мощностью менее 3000 или 1500 V, которая влияет на силу тяги. Перепады высот, изгибы дороги, длина окружной ж/д, сцепные приборы также являются ограничивающими факторами длинны поезда. Нередко средняя длина грузового поезда составляет 2000 метров. Большая длина может быть достигнута благодаря силовым установкам, которые позволяют средней длине состава увеличиться в 3-4 раза, вплоть до 8000 метров. Основное преимущество использования распределенных силовых установок это то, что они могут тянуть длинные и тяжелые составы без риска схода с рельсов на крутых поворотах. Введение дополнительного локомотива посреди грузовых вагонов позволяет успешнее тянуть вагоны, эффективно распределяя нагрузку по сравнению с тем, как это делает один локомотив, они конечно не самые быстрые поезда мира но мега длинные.. Итак, без лишних церемоний представляем вам список 10 самые длинные поезда в мире.
10. «Ghan», Австралия.
Ghan – это пассажирский поезд, единственный в этом списке, который курсирует между городами Аделаида и Дарвин. Весь путь составляет 2979 км и занимает 54 ч. Поезд назван в честь афганских погонщиков верблюдов, которые приехали в страну в 1880-х гг. и использовали этот поезд для изучения местности. Весь состав состоит примерно из 16-26 вагонов из нержавеющей стали. Но иногда он включает в себя до 99 вагонов, и тогда общая длина составляет 1200 метров.
9. Товарный поезд «Марути». Индия
8. Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия
7. Мавританские железные горнорудные дороги, Мавритания
6. Дацинские железные дороги. Китай
5. Товарные поезда в Каражасе, Бразилия
4. Поезд S-400 Ассоциации Американских Дорог, США
3. Поезда радио-распределительной энергии, Южная Африка
2. Двухъярусные контейнерные поезда, Канада
1. Поезд горнодобывающей компании BHP Billitron, Австралия
Единственная железная дорога Мавритании, это линия, идущая из портового города Нуадибу вглубь пустыни на 650 км до города Зуерат. Линия примечательна тем, что по ней ходят самые длинные поезда в мире: длина состава из 180-200 вагонов превышает порой 2 км.
При том, что Мавритания – не избалованная достопримечательностями страна, этот поезд – реальное её достояние. Он даже изображён на 5000-й купюре.
Хоть состав и грузовой, но на линии присутствует пассажирское сообщение. В конец 180-го поезда цепляют один пассажирский вагон, в котором можно проехать официально. Но условия проезда здесь крайне жёсткие. А по факту же, поезд возит не только руду и мавританцев, но также ещё коз и верблюдов..
В день из Нуадибу в Зуерат отправляется 4-5 составов с пустыми грузовыми вагонами-хопперами. Обратно они возвращаются уже загруженные рудой. К одному из составов цепляют пассажирский вагон. Чёткого расписания у поезда с нет, обычно поезд с пассажирским вагоном уходит в 15-16, или 19-20 часов. Реального времени отправления никто никогда не знает, и не скажет вам.
Линия открыта в 1963 году и эта редкая железная дорога в Африке, построенная уже после обретения независимости, не колонизаторами. Принадлежит компании SNIM (Société Nationale Industrielle et Minière).
Схема движения.
В пути поезд всю ночь, в Зуерат приезжает на следующий день утром. Большинство иностранцев, решающихся проехать на этом поезде, сходят раньше, на станции Шум, откуда есть автомобильная дорога в близлежащий город Атар, и далее в столицу. А Зуерат - это вглубь пустыни.
Были сведения, что дальше Шума иностранцев вообще не пускают, так как небольшой участок проходит по территории Западной Сахары, контролируемой фронтом Полисарио. Типа очень опасно. В реальности же никаких проблем нет, выскребать иностранцев из набитого вагона просто некому. Я вообще благополучно проспал этот Шум и проснулся, когда поезд на всех парах мчал к Зуерату.
(железная дорога в Нуадибу. В глубине кадра видно море, а перед ним территория Западной Сахары)
Собственно, уехать из Нуадибу на самом длинном поезде мы собрались 11 февраля. Со мной был новый президент клуба АВП Алексей Кулешов ( traveler62rus
) и его жена Алёна. Поскольку все называли разное время отправления поезда - от 14.30 до 20, решили приехать на всякий случай на вокзал пораньше - к 14. Вокзал находится на въезде в город, в 3 км от начала городской застройки. Это было очень неудобным - приходилось всё время кататься сюда, а рядом даже никаких магазинов нет.
На вокзале есть условное электричество. Условное, так как оно от солнечных батарей. В разгар солнечного дня вы сможете зарядить мобильник и даже ноутбук, но вот на кипятильник уже мощности не хватит. Равно как и на два ноутбука, если кто включит второй в другую розетку. Уже на закате перестаёт заряжаться даже телефон.
Сама платформа проста до невозможности. Никакого путевого развития. Поезда формируются в порту, оттуда и отправляются. А здесь те, что имеют пассажирский вагон, берут пассажиров.
На вокзале нам сообщили, что поезд отправится в 7 вечера. Ну с 7 до 8 где-то, если быть точным. Ладно, посидим отдохнём пока. Меня сразу обилетили, чтобы время не терять. Подтягиваются и другие пассажиры.
Вот подошёл и встречный состав!
Вагоны для обслуживающего персонала.
Собственно, сам обслуживающий персонал. Думаю, что теоретически при желании можно и к ним в вагон напроситься. Может можно и к машинистам даэе (Мавритания - страна простая), но до них идти долго, поезд же длинный.
Ближе к 7 появилась новая информация - поезд сегодня отменён. Точнее он будет, но без пассажирского вагона, и поэтому даже не остановится на этой станции. Дело в том, что отправляется поезд из порта, расположенного в глубине Нуадибу. Отсюда до ж.д. вокзала около 10 км. Билетёр подошёл ко мне вместе с дежурившим ментом и вернул мне деньги.
- Что же делать? - спросил я у мента, с которым после того, как он ещё днём переписал мои данные, мы успели подружиться.
- Приходите завтра. Поезд отправится в 15.30.
- Это точно?
- Да, точно. В 15.30 завтра. Сегодня вот, видите, отменили пассажирский вагон. Поэтому поезд тут не остановится. Но если не хотите ждать, можете поехать сегодня в час тридцать ночи в грузовом вагоне. Тогда это вообще бесплатно будет.
- Что, так можно разве?
- Да, конечно можно, какие проблемы! Залезаешь и едешь себе. Можешь спать там, отдыхать. И ничего платить не надо. В 1.30 такой поезд будет, он здесь остановится.
- Но.. но там же, наверное, грязно!
- Да не, не очень. Их же очищают от руды в порту, туда они идут пустыми. Так что не переживай, нормально доедешь!
Вот это просто офигеть! Это мы уже у себя привыкли, что в грузовых вагонах нельзя ездить, что это нарушение за которое, пусть и не жёстко, но могут наказать. Тут же не то, что это "нарушение", а вполне легальное действие. И самое фееричное, что страж порядка сам предлагает поехать в грузовом вагоне белому мистеру! После этого я ещё сильнее полюбил эту страну! Как же здорово, что тут нет дурацких стереотипов относительно людей европейской внешности, что им может это быть "опасно", "некомфортно" и т.д. Ну правда, раз физически можно ехать, раз местные ездят, чем белые то хуже?
Впрочем, советом полицейского мёрзнуть всю ночь в грязном вагоне мы не прельстились. Кулешовы вообще отказались ехать на поезде и укатили в Нуашотт автостопом. А я решил дождаться следующего дня.
На следующий день когда я приехал к 2.30 на станцию, конечно же, оказалось, что поезд будет только вечером. Блин, я уже начинаю с ума сходить. Надоел уже донельзя этот грязный Нуадибу! Впрочем, зато я съездил покушал и поинтернетился. Во сколько поезд должен быть? Ну в 7-8 где-то, никогда заранее неизвестно.
Впрочем, в 7.30 поезд реально пришёл. Решил посчитать вагоны - оказалось - 179! Вчерашний мент, увидев, что я считаю, подошёл и с улыбкой спросил: сколько?
Зная особенности посадки я в первых рядах ринулся занимать себе хорошее место. Залез одним из первых, но оказалось, что первые забравшиеся перекрывают доступ ко всему купе, чтобы туда грузить своих родственников и друзей. Так или иначе, я отхватил место у окошка.
Дальше начался весёлый и продолжительный процесс погрузки мавританского скарба. "Мухаммед" кринул в окно пришедший в моё купе мавр. И некий Мухаммед стал прямо в окно передавать багаж моему новому соседу: сумка, потом вторая сумка. Потом газовый баллон для готовки чая. Потом конверт с младенцем. Сосед долго не знал куда спящее дитя приткнуть, не долго думая, положил его мне на колени. Ну ладно, покачаю, какие проблемы, с младенцами есть опыт взаимодействия.
Пристроив мне младенца, сосед получил через окно второго ребёнка, постарше (где-то 1,5 года). Через какое-то время в купе появились жёны соседа, полностью закутанные, в паранджах с прорезью для глаз.
Давайте посмотрим как выглядит вагон. Вспомните самый ужасный поезд на котором вы ездили, и представьте, что это был супер-люкс. Вот тогда поймёте, что такое мавританская железная дорога.
Когда-то это была классическая евросидячка с отдельными купе по 6 человек. Теперь условия проезда ухудшены.
Остались таблички со старых времён.
Выломано всё что можно. Стёкла в кубе выбиты, стены обшарпаны. Всё грязное, ужасное, отстойное.
Вместо окон вот такие бойницы, и то не во всех купе.
Свет? Какой свет, вы о чём вообще?
Туалет - вроде на первый взгляд приличный относительно местности, а на второй обнаруживаешь, что в дверь в него тупо выломана и лежит рядом.
Проехать в таком великолепном поезде стоит примено 6 евро (2500 угий) причём цена не зависит от расстояния. В поезде содержится злобный билетёр, рявкающий на нежелающих обилечиваться, и продавец всяких вкусностей.
Кто-то платит не хочет и едет в грузовых вагонах. Повтроюсь, это тут вполне легально. По качеству проезда грузовые и пассажирские вагоны тут не сильно различаются.
Пассажирам мест в купе, конечно же, не хватило, многие едут и спят в проходах. Ну и да, какая разница, где валяться?
Да, большим любителем поездов надо быть, чтобы решиться на путешествие на таком трэш-поезде. Многие европейцы ограничиваются осмотром состава снаружи. Ну а мы то что, ради искусства потерпим.
Помимо сверхжёсткого состояния вагона, его ещё неистово дёргает туда сюда каждый раз при разгоне-торможении. Иногда вещи с полок слетают.
Тут как раз темнеет и в ход идут фонарики.
Ну долго ли, коротко ли, поехали. Дабы не скучать, мавры достают газовый баллон и готовят на нём чай. Б - безопасность.
Поезд продолжает дёргать, да так, что баллон чуть не падает. Но чай в итоге вкусный, хоть и традиционный мавританский.
Главный чаймейстер - мавр, учившийся 9 лет на Кубе. Свободно говорит со мной по-испански. Едет с семьей - с теми двумя жёнами и двумя детьми, одного из которых я успел покачать, домой в Зуерат.
Да, трэш, грязь, тюки и ужас. Но так духовно объединяющий мавританский чай, любимый сердцу стук колёс и ночная пустыня за окном образовали внутри меня такое умиротворяющее состояние, и я стал думать поехать до конца, до Зуерата. Изначально я хотел выйти в Шуме, чтобы в тот же день добраться к вечеру до Нуакшотта. Заезд в Зуерат съедал бы ещё день. В конечном итоге я так и не принял окончательного решения и заснул.
Решилось всё очень просто, Шум я благополучно проспал. Ну то есть какие-то станции были в ночи, я слышал звуки погрузки-загрузки. Но думал, что до Шума рановато, ехать часов 11-12 до него. Но поезд ехал быстрее, и когда, проснувшись в первых лучах солнца я смог таки загрузить карты на смартфоне, обнаружил, что мы уже давно приближаемся к Зуерату. Ну и ладно, вот и решилась дилемма. Так даже лучше - выйди я в Шуме, не пофоткал бы нормально поезд в темноте.
В Зуерат приехали рано - в 10.30 утра!
На подъезде к нему красивые горы, рудный карьер. Собственно, то, ради чего данная железная дорога существует.
Всякие огромные агрегаты.
Кузова от белазов валяются вдоль линии.
Вот и станция Зуерат. Пассажиры спешно выгружаются из состава. Их встречают многочисленные такси!
Город виден прямо со станции.
Впрочем, ехавшего несколько дней ранее Антона Кротова высадили вообще где-то в другом месте вообще в пустыне, где не было разъездов и один навес. Интересно, как это так бывает.
Я остался в вагоне и попал на манёвры. Билетёр сказал мне вообще, что "сиди здесь, в Шум обратно прямо сейчас поедем".
Машинист маневрового тепловоза.
После манёвров стал свидетелем феерического процесса: стадо верблюдов, которых погонщики грузили на открытую платформу. Верблюды злились, возмущались, ну их принудительно сажали и привязывали.
Тут вообще особо не церемонятся с животными.
Интересно, куда они поедут и когда?
Выяснив у нескольких людей, что поезд должен отправиться "где-то между 15 и 18", я направился в город. Ну чего сидеть тут на станции? Надеялся быстро прогуляться и уехать автостопом. Город маленький, традиционно грязноватый. Часть времени поглотили менты на посту, возжелавшие меня проверить.
Двухэтажный вагон "поезд пустыни". Предназначен для туристов, видимо когда-то на нём их сюда возили. Сейчас стоит в запустении.
Раздолбанные локомотивы.
Ручные стрелки.
Уехать автостопом не удалось. Машины из Зуерата на Атар и Нуакшотт ездят, но ловить их надо рано утром. А после полудня шансы поймать что-то дальнее крайне низки. Поэтому, потусовавшись у выездных ментов, я сказал им, что хочу ехать на поезде. Сказано - сделано: менты быстро нашли мне машинку прямо на станцию!
Поскольку в отличие от Нуадибу, пассажирский вагон стоит прямо здесь, то он уже был наполовину заполнен. Я успел отхватить себе местечко в проходе, пока ещё зуератцев не подвалило. Время отправления "уточнилось" на "где-то между 15 и 16".
Верблюды бы на месте, платформа была полностью ими загружена! В её начале содержался надсмотрщик.
И действительно, где-то между 15 и 16 приехал грузовой состав, заполненный рудой.
Залез глянуть каково же там в вагонах, комфортно ли ехать? Пока только лез уже весь в рудной пыли перепачкался.
Свободное передвижение между городами, странами и континентами всегда было основным приоритетом человечества. С древних времен караваны купцов с различной продукцией пересекали рубежи стран и целые континенты. В дальнейшем для большей доступности, свободы и скорости передвижения люди пересаживались с лошадей на железный транспорт. Сначала это были поезда, потом наука пошла дальше, и братья Райт изобрели самолет. Но поезд всегда был и есть наиболее распространенным и массовым видом транспорта не только для перевозки пассажиров, но и транспортировки грузов.
С течением времени железнодорожный транспорт все более совершенствовался, сначала создавались локомотивы на паровой тяге (паровоз), потом им на замену пришли более совершенные машины с двигателями внутреннего сгорания, ну а далее электропоезд, работающий только на электрической энергии. На данный момент последним словом техники являются составы на магнитной подушке. С необходимостью перевозки большего числа пассажиров и грузов все более длинными становились эшелоны, длина которых иногда достигала колоссальных размеров.
Самые быстрые, мощные и длинные поезда:
Французский рельсовый рекордсмен TGV POS
Китайские и африканские представители железнодорожного транспорта славятся своими рекордами и антирекордами.
Например, в Поднебесной 21 февраля 2018 пассажирские железнодорожные перевозки установили рекорд перевозимых пассажиров за день, количество их составило более 12,1 миллиона человек. Эта сумма на 1,5 миллиона человек больше, чем в предыдущем году. Происходит это на праздник Весны.
Компания СRRС разрабатывает магнитовоз, максимальная скорость которого сможет достигать 600 километров в час, проект планируется закончить в 2020 году. Пробный состав поставят на рельсы уже в 2019 году. Путь из Пекина в Шанхай данный рекордсмен сможет проехать за 2 часа. Передвигаться он будет на магнитной подушке, что позволяет снизить трение о дорожное полотно до минимума.
Метро Пекина - рекордсмен по количеству перевозимых пассажиров.
Африканский самый большой поезд в мире находится в Мавритании, будет рассмотрен отдельно.
В Южно-Африканской республике курсирует самый роскошный состав в мире. Маршрут проходит из города Кейптаун до Претории, длина его 1600 километров.
Самый роскошный ж/д состав в мире из ЮАР
Страна Австралия имеет в своем распоряжении самый длинный состав, используемый для перевозки грузов. Непосредственно принадлежит металлургическому гиганту «Рио Тинто». Используется для перевозки руд, может транспортировать около 30 тысяч тонн груза. Перемещают весь этот груз целых три локомотива, закрепленных последовательно. Длина состава равна 2,5 километрам.
Эта же компания одна из первых в мире провела испытания беспилотного железнодорожного грузового передвижного механизма. Название проекта - Auto Haul. Такой проект разрабатывается для экономии средств, поскольку нет необходимости в машинистах, оплате их труда, остановках для ночлега и питания. Поезд может стать первым в мире беспилотным составом.
Компания ВНП Billiton владеет железнодорожным транспортным средством длиной 3,3 километра, состоит оно из 365 вагонов, перевозящих железную руду. Используются для приведения в движение этой махины целых 6-8 локомотивов. Этот длинномер является самым длинным грузовым товарняком в Австралии.
Мавритания славится своими длинными поездами, которые в основном работают на перевозке руды из рудодобывающих шахт в портовый город Нуадибу. Линия принадлежит Государственной горнодобывающей компании страны.
На заметку. На линии используются только очень большие длинномеры, минимальная длина которых стартует с отметки в 2,5 километра. Ведут такой товарник, вес которого достигает 40 тысяч тонн, несколько тепловозов американской компании «Дженерал Моторс».
Такой мощный эшелон включает в себя обычно 170-180 вагонов. Один из таких гигантов Гиннес внес в свою книгу рекордов:
Рекордно длинный мавританский грузопассажирский поезд
Пассажирский самый длинный поезд в мире, в то же время он является самым массивным, был запущен в Бельгии в 1991 году с помощью электротягового аппарата. Там был собран поезд длиной почти 1733 метра, состоящий из 70 пассажирских вагонов, общим весом, равным 2786 тоннам. Однако это была всего лишь испытательная поездка в благотворительных целях для медицинского научного института.
Обратите внимание! В наши дни первую строчку среди самых длинных и вместительных поездов занимает состав под названием Ghаn. Действует он в Австралии. Длина его состоит от 16 до 26 вагонов.
Во время праздников и выходных дней к нему прицепляют еще большое количество вагонов, и тогда их количество составляет около 100. Длина поезда в таком состоянии равна 1,3 километра. Он проезжает более 3 тысяч километров на протяжении двух дней пути.
Первую строчку в рейтинге топ — самых длинных железнодорожных колонн занимает собственность компании BHP из Австралии. Там в 2001 году компанией был создан гигант длиной 7,3 км и состоящий из более чем 630 вагонов. Для приведения его в движение использовались целых 8 локомотивов от американской компании «Дженерал Электрик».
Важно! Рассмотренные поезда являются рекордсменами по длине на сегодняшний день. Однако с развитием перевозок пассажиров и грузов развиваются и поезда.
Каждая страна и компания стремятся создать все более вместительный и быстрый состав для наибольшей выгоды и наименьших затрат. На данный момент уже можно встретить проекты беспилотных и экологически чистых локомотивов, и это еще не предел.
Самые длинные поезда в мире
В настоящий момент Австралия является рекордсменом в номинации «Самый длинный поезд в мире» . Он был составлен в 2001 году. Поезд представлял собой товарный состав, загруженный железной рудой.
Длина самого длинного поезда в мире равнялась 7350 метров. Весил он более 82 тысяч тонн. В его состав было включено 682 вагона. Для того чтобы привести поезд в движение понадобилось 8 тепловозов, которые были размещены по всей длине состава.
До этого предыдущим рекордсменом являлся состав в ЮАР, который осуществлял движение по железнодорожным путям между городами Сальданья иСайшен. В его состав было включено 660 товарных вагонов, а также служебный вагон и вагон-цистерна. Для того, чтобы осуществлять перемещение этого состава были задействованы в работу 7 тепловозов с электронной передачей и 50 киловатных электровозов. Длина данного поезда составляла 7300 метров. Он был собран и проведен в 1989 году.
Самым длинным поездом в России приято считать состав, который перевозил уголь из Кузбасса в 1986 году. Он представлял собой состав, включающий в себя 439 вагонов. Его длина равнялась 6500 метров. Общая масса поезда составляла 44 тысячи тонн.
Однако, официально зарегистрированным в Книге Рекордов Гиннеса считается поезд, произведенный в США. Так, специально для этого события был создан состав, состоящий из 217 вагонов, который передвигался по ровной дороге в 27 километров. Длина поезда составляла 6500 метров, а общая масса равнялась 24 тысячи тонн. Для того, что привести поезд в движение, были задействованы в работу 4 дизельных тепловоза.
На данный момент самым длинным из действующих смешанных грузопассажирских поездов является поезд, регулярно осуществляющий перевозки между городами Нуадибу и Зурат - Мавритания. Порой длина состав может достигать порядка 3 километров. Меньшая часть вагонов являются пассажирскими, а большая часть включает в себя грузовые вагоны, перевозящие железную руду.
Самый длинный пассажирский поезд был составлен в Бельгии. Впервые он осуществил свою поездку в 1991 году. Длина пассажирского поезда равнялась 1730 метрам, а в его состав было включено 70 вагонов.
Он был собран в 2003 году в Японии. В префектуре Ясамани на испытательной трассе JR-Maglev был установлен мировой рекорд скорости - 581 км/ч. Поезду было дано две испытательные попытки, в которых он сумел разогнаться до указанной максимальной скорости.
Таким образом, поезд модели MLX01 является флагманом скоростных поездов в Японии. И все представителе этой технологии служат своего рода символом надежности и скорости в мире уже более 50 лет.
Он был собран во Франции. Так, французский электропоезд установил на испытаниях, проводимых в 2007 году, новый мировой рекорд для такого типа поездов, разогнавшись до скорости 574, 8 км/ч. Данный рекорд был поставлен на магистрали LGV Est между Парижем и Страсбургом.
В результате чего, французы сумели доказать: несмотря на то, что магнитная подвеска считается одной из самых лучших технологий для достижения высокой скорости, традиционная рельсовая технология также может давать весьма высокие результаты. Поэтому TGV POS V150 является гордостью Франции. Мощность поезда составляет 25 тысяч лошадиных сил. Этот поезд французы используют по 150 направлениям для осуществления транспортных перевозов, в том числе и на международных линиях.
Китайский высокоскоростной поезд сумел установить мировой рекорд скорости для сирийных поездов, разогнавшись до 484 км/ч. Данный рекорд был установлен на участке Сьюджоу-Бенбу, на железнодорожной магистрали Шанхай-Пекин.
Следует отметить, что Китай является признанным мировым лидером в области строительства высокоскоростных железных дорог. На сегодняшний день в этой стране задействованы уже более 7500 километров подобных магистралей.
Самый старинный поезд в мире курсирует в Канадской провинции Манитобы, который сохранился еще с самого начала прошлого века. Он был составлен из старинных вагонов. По сегодняшний день около сидений на железных поручнях можно увидеть следы от спичек, с помощью которых мужчины поджигали свои трубки или сигареты более ста лет назад. Также в одном из вагон до сих пор стоит пузатая угольная печь, а в другой вагон обшит внутри красным деревом.
Самым дорогим и роскошным поездом в мире принято считать поезд Maharaja’s Express. Махараджа Экспресс был сделан в Индии. Он напоминает комфортабельный отель на колесах. Стоимость пребывания в таком поезде может составлять от 800 до 2500 долларов за сутки. Этот поезд отличается комфортабельностью и роскошью купе, оснащенных по последним технологиям.
Следует отметить, что туристам, собравшимся совершить путь на таком поезде, предоставляется 7-ми дневный тематический тур. Он предполагает посещение различных занимательных мест Индии: увидеть роскошь и красоту Тадж Махала, посмотреть форд Амбер, посетить Национальный парк Ратхамбор, побывать в музее Фариха Синга, увидеть дворец Лакшми Вилас и многое другое.
В разное время проехались через пустыни Мавритании на легендарном поезде с железной рудой - самом длинном грузовом составе в мире.
Маршрут поезда растянулся на 650 километров вдоль границы с Западной Сахарой. Он соединяет порт Нуадибу с шахтерским городом Зуэрат. Железную дорогу построили в 1963 году, уже после обретения Мавританией независимости. Сейчас она является главной экономической артерией страны.
Юоделе уже посещал страну только ради поездки на этом поезде в 2013 году, а в 2016-м вернулся ради съемки с более качественной аппаратурой. По его словам, поезд стал единственной причиной его возвращения в Мавританию.
Линия открылась в 1963 году, и это редкая железная дорога в Африке, построенная уже после обретения независимости, а не колонизаторами. Принадлежит компании SNIM (Société Nationale Industrielle et Minière), рассказывает тревел-блогер Георгий Красников : «При том что Мавритания не избалованная достопримечательностями страна, этот поезд - реальное ее достояние. Он даже изображен на пятитысячной купюре».
«Поскольку между Нуадибу и Зуэратом отсутствует дорожное сообщение, - рассказывает фотограф Миколас Юоделе, - людям с их вещами и скотом разрешают путешествовать бесплатно в грузовых вагонах поезда. Для некоторых мавританских мужчин перевозка продуктов питания и овец является полноценной работой. Они путешествуют между шахтами и портом несколько раз в неделю, выдерживая 16 часов дороги через песчаные бури, чрезвычайно жаркие дни и холодные ночи».
«В день из Нуадибу в Зуэрат отправляются четыре-пять составов с пустыми грузовыми вагонами-хопперами. Обратно они возвращаются уже загруженные рудой. К одному из составов цепляют пассажирский вагон. Четкого расписания у поезда с нет, обычно поезд с пассажирским вагоном уходит в 15–16 или 19–20 часов. Реального времени отправления никто никогда не знает и не скажет вам», - пишет Георгий . К некоторым составам цепляют пассажирские вагоны. Проезд в них стоит 2 500 угий (около 6 евро). При этом, по словам Красникова, работники железной дороги сами советуют пассажирам ехать в грузовых вагонах бесплатно.
Красников рассказывает, что обстановка в пассажирских вагонах не слишком отличается от грузовых. «Вспомните самый ужасный поезд, на котором вы ездили, и представьте, что это был суперлюкс», - пишет блогер. В прошлом стандартные европейские шестиместные купе сильно разбиты, окна заколочены, вместо них остались небольшие «бойницы». Дверь туалета в вагоне, где ехал Красников,
оказалась просто выломана.
Пассажиры рассаживаются совершенно произвольно: кто успел, тот и получил лучшее место. Блогер рассказывает, что те, кто успел забраться в вагон раньше всех, придерживают места для своих друзей и родственников. Некоторые рассаживаются прямо на полу в коридорах. Багаж загружают через окна.
Поезд останавливается в городе Шум, где сходит большинство иностранных путешественников. Считается. что из-за опасности дальнейшего пути (дорога проходит через участок Западной Сахары, контролируемый военной организацией ПОЛИСАРИО) иностранцев не пускают дальше. На самом деле, пишет Красников, проверять поезда в Шуме просто некому, поэтому добраться до Зуэрата может любой желающий.
Юоделе вспоминает напряжение и волнение в ожидании посадки на поезд в Нуадибу: «Пока я иду по рельсам, ветер обдувает меня песком так сильно, что больно голым ногам и плечам. Это будет продолжаться до тех пор, пока группа молодых мавританцев не предложит мне поехать вместе с ними. Некоторые из них говорят по-английски. Я не мог и мечтать на лучших попутчиках».
«Земля под ногами вибрирует, когда три 190-тонных локомотива, тянущие цепь из 220 вагонов, проезжают мимо станции. Мои спутники, минуту назад веселые и расслабленные, теперь отчаянно загружают товары в один из пустых вагонов. Я присоединяюсь к работе, когда времени на загрузку овощных коробок и ящиков с газировкой начинает не хватать».
«Я делю грузовой вагон с группой 20-летних ребят. Саид, который выглядит так, будто сошел с плаката голливудского фильма, - главный. Мы перемещаемся только по его требованию. Другой парень, завернутый в синий шарф, рассказывает, что они намерены вернуться в Нуадибу в четверг, а в субботу снова отправятся в Зуэрат. „Мы фрилансеры, как и ты“, - говорит другой, указывая на мою камеру. Они понимают, что я здесь для съемки, и они не против. Меня приглашают на еще одну чашку крепкого мавританского чая. Солнце садится рано, и вскоре мы уже едем под звездным небом».
«Поезд замедляется, проходя через город Инал. Один из парней выпрыгивает из вагона, чтобы заполнить ведро песком для очага, а затем бежит за поездом и запрыгивает обратно. Мои попутчики делятся со мной рисом и бараниной. Вскоре мы все залезаем в наши спальные мешки и делаем все возможное, чтобы уснуть на твердом металлическом полу, пока колеса поезда стучат и визжат под ним».
Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в