Кикимора мифология. Кто такая кикимора? Занятия и образ жизни

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Одна из самых загадочных фигур славянской мифологии и связанных с ней магических представлений, является кикимора. Существо, которое с одной стороны, как бы все время остается в «тени» внимания простых людей, но с другой стороны, способная причинить достаточно серьезный вред, о чем говорит тайна ее имени. Так кто же такая кикимора?


Кикимора - нечистый женский дух, обитающий в жилых домах, также связанный с ночными кошмарами.

Кикимору обычно представляют уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто кикимору изображали в бабьем кокошнике на голове. Кикимору также представляли в образе крохотной женщины или старушки.

Большую часть времени кикимора остается невидимой, и свое присутствие выдает лишь по ночам в период святок или только в ночь перед Рождеством. Кикимора дает знать о своем присутствии различными действиями (бросанием предметов, битьем посуды) либо голосом, шумом: ее голос звучит глухо, как будто из пустого места.

Как и многие другие нечистые духи, кикимора обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом, а кроме того обладает знанием будущего.

Тайна имени «кикимора»

Имя кикиморы состоит из двух частей: «кик» и «мора». Первая часть происходит от глагола «кикать» - «кричать, плакать, причитать». Вторая часть восходит к общеславянскому корню «мор», что означает «смерть». Таким образом, вредоносная суть этого кикиморы отражена в ее имени, а именно «та, что накликивает смерть».


Происхождение кикиморы

Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «нечистых» покойниках. Кикимора появляется в домах, построенных на «нехорошем» месте, например, на меже либо на месте захоронения «нечистого» покойника. Кое-где также полагали, что кикиморами становятся дети, умершие некрещеными либо похищенные нечистой силой.

Кроме этого, бытовало мнение, что кикиморы - это неотпетые покойники или проклятые люди. А иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея.

Колдовской «подселение» кикиморы

Кроме «естественного» появления кикиморы в доме, также существовало и ее колдовское «подселение» к не угодному для мага человеку. Для этого обычно делали из щепок и тряпок куклу, которую помещали над центральной потолочной балкой или за печкой, а также в местах сильно захламления. Это действие сопровождалось специальным вредоносным заговором. В результате жильцам начинали мерещиться разные тени, образы животных и тому подобное.


Зло, причиняемое кикиморой

Согласно традиционным представлениям, кикимора может выступать в роли предвестницы преимущественно плохих событий. В частности, появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках практически повсеместно воспринималось как плохое предзнаменование - беспокойный дух начнет вредить в хозяйстве и досаждать домочадцам.

Во многих местностях считали, если кикимора привидится за прядением, это к смерти кого-либо из домочадцев. Когда она выходит из подполья или плачет - тоже к несчастью.

По народным поверьям, работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке потом трудно закончить. Также известно, что кикимора «работает» неопрятно и сама никакую работу до не доводит конца. Например, если она потрудится над недошитой вещью, то ее придется все время распарывать и шить заново.

Проказы кикиморы подчас могут стать настолько опасными, что если время от нее избавиться, то она даже может выжить людей из дома.

Также кикимора пугает по ночам маленьких детей, портит хозяйственную утварь, мешает в рукоделии, мучает кур и выщипывает у них перья, может выстричь клочья шерсти у домашних животных и так далее.

© Алексей Корнеев

Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.

Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны , они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».

В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].

Позднее кикиморами стали называть еще и некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.
Вот маленький заговор:
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к
сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до 3-х раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора уйдет.

Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков, 1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы – «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880]. Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке – прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась, рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе «маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист, плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков, 1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься». [Максимов, 1903].

Кикимора домовая – богиня сновидений и иллюзий, дивная чародейка ночей, хранительница тайн славянского рода, первая помощница Макоши – богини Судьбы….

У незримой высоты снова встретят на дороге.

Мокошь их опять зовет на заснеженной поляне,

Дева дивная встает, пусть заманит, не обманет.

Мы за ней идем туда, в сказку века золотого,

И последняя звезда освещает путь наш снова.

На болоте и в лесу, в каждом доме вместе с нами,

Тайну знания несут, нашими владеют снами.

О, Кикимора моя, будь со мною откровенна,

Где-то там, в огне сгоря, ты восстанешь непременно.

Птица сказочная снов, снова будешь где-то рядом,

Дев, зверюшек и котов, обижать нам всем не надо,

Кто бы знал, какая мощь, скрыта в них, какая сила.

И опять спешит помочь нам Кикимора красивая.

Если спят богини там, за неведомым болотом,

То шагает по следам, у нее всегда заботы.

Не забыты мы в глуши, там, где капищ нет в помине

Девы, ангелы, коты, нас с тобою не покинут.

Как хранители в тиши, нет, они нас не оставят.

И Кикиморы в глуши снова этим миром правят.

Девы, ангелы, коты, в мире, где заснули бог

У незримой высоты снова встретят на дороге. (Любовь Сушко)

Кикимора (шишимора, суседка, мара) — персонаж восточнославянской мифологии, один из видов злого духа - домового-женщины (жена домового). Кикимора в облике карлика или маленькой женщины, с маленькой как напёрсток головой и телом тонким, как соломинка. Несмотря на свое убожество, видит она далеко по поднебесью, скоро бегает по земле, пробирается в жилище и поселяется и живёт в доме за печью, занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам, например, рвёт или путает нитки и пряжу. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, выщипывая у них все перья, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служит «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.

Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое.

Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахаря, и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью.

Весьма помогает комок верблюжьей шерсти с ладаном, подложенной под шесток с присловьем: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!»

Боятся кикиморы медведей, и в прошлом часто сергачей (медвежьих поводырей) нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Считается, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными. Крестьяне верят, что кикимору могут «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок фигурку «кикиморы» и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Сейчас считается, что кикимора - это жертва аборта женщины - сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она и породила. В момент смерти женщины все её кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Кикимора - проявление злого духа Мары (Кики-Мара). Мара — это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда "кош-мар"). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.

Кикимора болотная (лесная)

Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

Кикимора болотная - любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где она и обитает.

Её иногда изображали и красавицей. Глаза — зеленее некуда. Причёска — не прикопаешься. Пышная грива изумрудных волос, с аккуратно вплетёнными цветами и ягодами. Лягушачья грация в движениях рук. Весёлый незлобивый характер. Она обожала играть, балуясь. передразнивала всех подряд соседей. С самого утра на болоте был слышен её заливистый смешок вперемешку с голосами птиц и лягушек. Подражала их голосам виртуозно, поэтому ее и путали постоянно с кем-то.

....Она выходит в этот час опять,

Когда русалки в полночь отдыхают,

Природу дивным танцем чаровать…

Кикимора, или прекрасная дева, утонувшая в воде - кто они такие, какими способностями обладают и что за тайны скрывают под своим образом?

Кикимора. Неопознанное мистическое создание

Людей веками тянуло ко всему неопознанному и жуткому, чарующему и отталкивающему. Образ кикиморы - это как раз тот самый идеал таинственного создания. Персонаж, который холодит кровь и заставляет поверить неверующих. Болото, где бы оно ни располагалось, всегда вызывает страх и желание обойти его или просто быстрее убежать. Возле таинственных заросших мест возникает ощущение тревоги и чувствуется паронормальное присутствие неземных существ или перед глазами видится жуткий персонаж - кикимора.

Почему именно болотная, а не, скажем, лесная или домашняя? А связано это с тем, что образ кикиморы примеряют на себя невинные девы, которым пришлось утопиться в злосчастном болоте, среди мутной грязи и тягучих зарослей. Говорят, что за кого вышла замуж болотная бестия, рядом с тем ей и приходится оставаться на всю свою вечную жизнь. Описание кикиморы имеет разную трактовку и зависит от ее места проживания.

Если кикиморе посчастливится выйти за домового, то она останется существовать среди обычных земных людей. А если же ее очарует леший, не видать ей больше мирского счастья, а суждено вечно покоиться в болоте со своим мужем.

Но не только утонувшие могут быть причиной появления кикимор. Например, по поверью, младенцы, которые умерли некрещеными или родились мертвыми, уродливыми, становились теми самыми ужасными образами. Дети вне семьи также обречены на такую участь, как и те, кто был проклят родителями или похищен нечистыми потусторонними силами.

Как выглядит кикимора. Фото

Сложно остановиться на одном описании болотной жительницы. Есть несколько самых популярных вариантов. Как выглядит кикимора, можно увидеть в книгах, где рассказываются древние мифы и легенды. А если нервы достаточно прочны, то, собравшись вечером, можно отправиться на ее поиски к ближайшему болоту.

Как выглядит настоящая кикимора? Попробуем описать это существо детально, не упустив ни одного мистического элемента. Мифология представляет нам кикимору в образе старой страшной женщины, она сгорблена, волосы ее всклочены в разные стороны, и одета она в лохмотья. На фото мы можем увидеть, как выглядит кикимора - в кокошнике на голове, очень низенького роста, с тоненьким станом. Из-за своего маленького веса она боялась выходить на улицу, чтобы ее не унесло ветром. Еще одна история говорит о том, что кикиморы - это обнаженные девушки с очень длиной и пышной косой. Конечно, как уже упоминалось выше, единого представления о том, как выглядит кикимора, нет.

Днем они могут быть невидимыми и заявлять о себе посредством голоса. Кикиморы, живущие в доме, могут голосом выгонять жителей, требовать чего-то. Чаще всего такие требования не очень благоприятного содержания для жителей дома.

Излюбленные места обитания кикимор

Кроме болота или уютного дома кикиморы могут обитать и в других местах. Чаще всего это баня, курятники, хлев, или кабаки, где сосредотачивается много негативной энергии.

Кикимора может забиться в захламленный ненужными вещами угол комнаты или залезть на шкаф, с которого долго не вытиралась пыль. Она ищет места, где ей будет уютно, а это там, где много грязи и старых потрепанных вещей. Кикимору можно случайно притащить за бабой в дом вместе с негативной энергией, и она так и останется рядом с хозяином.

Все, кому известно, как выглядит настоящая кикимора, испытывают страх перед случайной встречей с ней. Некоторые сказания говорят о том, что кикимора обитает в каждом доме постоянно, никогда не выходя из него.

Откуда появляется кикимора. Поверья

Крестьяне следуют одному популярному поверью, которое появилось достаточно давно и остается в сознании. Говорят, что кикимору могут запускать в дом недовольные рабочие, которым хозяева плохо заплатили за работу. Но, скорее всего, данное поверье придумали сами работники, дабы поучать хорошее жалование за свой труд.

Как же можно привлечь в дом кикимору? Для этого рабочие использовали куклу, изображающую кикимору, которую хорошо прятали где-то в доме или между стен и проговаривали особенное заклинание.

На что способна кикимора?

Считается, что кикимора обладает огромным потенциалом негативной энергии, которую постоянно направляет на хозяйку дома. Например, если она дотронется до какой-либо работы своими грязными руками, то эта работа никогда не будет доведена до конца. Особенностью кикимор является то, что, когда они занимаются плетением, то постоянно прыгают на одном месте, и кроме того, нитки они плетут в обратную сторону (нежели это делают обычные люди). Они путают нити, мусолят и постоянно рвут все то, что связали.

Какие еще имена носит кикимора?

Зловещий образ кикиморы холодит дух всех домочадцев, которые учуяли ее присутствие в своем уютном, казалось бы, закрытом для потустороннего мира доме.

Многие встречались с кикиморой, но и сами этого не подозревали. А все потому, что она носит несколько имен, и каждое из них имеет свой особенный, устрашающий смысл.

Белорусы прозвали эту бестию, домашнее чудовище, вещицей. Еще одним ее народным прозвищем является игонг или игонь. А домашний дух кикиморы обычно называют суседка или шишимора, шишига. Кикимора - также известное имя болотного или домашнего существа, образ утонувшей прекрасной девы, которой пришлось по воле судьбы выйти за страшного лешего и навеки остаться с ним под тихой водой болота.

Само слово "кикимора" состоит из двух частей, а именно "кики" и "мора". Первое означает "кричать, издавать ужасные неприятные стоны, вызывать дьявола". А "мора" - это смерть, именно так переводится вторая часть названия, что идеально подходит под описание кикиморы.

Неудивительно, что ее образ вызывает жуткий животный страх, ибо в прямом переводе ее имя само за себя говорит - кричит о смерти.

Произведения, в которых встречается образ кикиморы

Многие писатели-мистики или даже классики в своих произведениях упоминали образ утонувшей девы - кикиморы. Как ее обычно описывают и какую роль она играет в различных произведениях?

В древних памятниках русской рукописи, в особенности поздних (17-18 веков), встречаются описания мистических духов и персонажей.

Эпизод с кикиморой в московском предании 1630-х гг. гласит о том, что вещица, как ее называют белорусы, - своего рода страшный провокатор и подстрекатель всяческих неурядиц в жизни семьи или отдельного человека. Она способна навлечь беду любой сложности, как незначительную ссору в семье, так и неизлечимую смертельную болезнь. Зачем она это делает? Это просто объяснить: кикимора - несчастный дух женщины, которая по своей или чужой вине была утоплена в озере (болоте) или трагически погибла в лесу. Потому-то она и мстит всем, кто попадается ей на пути. Повести с упоминанием о кикиморе - это своего рода прямое доказательство того, что она существовала всегда, и даже до того времени, как о ней узнали.

Также произведение А. К. Лядова «Кикимора» мелодично создает атмосферу присутствия при прослушивании.

Как выглядит Фото

Болотный вид кикимор - это особенные которые обитают в болотах и появляются на свет в образе утонувших девушек, но уже намного старее и страшнее - изменившихся до неузнаваемости.

В детально описывают, как выглядит кикимора болотная - фото ниже показывает низший злой дух, который поселяется в болоте и любит наряжаться во всяческие меха и вплетать в свои косы болотные и лесные растения.

Вещица ворует маленьких детей, навлекает беду и заставляет младенцев постоянно плакать. Она затаскивает малышей в свое темное грязное жилище, и они больше никогда не возвращаются к своим родителям.

Кикимора относительно редко может появляться среди людей, она предпочитает заявлять о себе голосом - ужасным, скрипучим и низким, который холодит кровь и щекочет нервы. В этом она походит на свою сестричку - домашнюю кикимору. Хоть они никогда и не встречаются - у каждой свое место и свои занятия.

Превращение в кикимору

Если кого интересует вопрос о том, как стать кикиморой, то читайте дальше. Каждый миф имеет долю правды, и болотное существо не исключение. Истины мы не узнаем, но древние предания и современную трактовку можно обсудить и детальней.

Первый путь к превращению - забытое грязное болото. Молоденькая девушка обречена на участь стать кикиморой, если утонет в этой мутной массе.

А что касается мальчиков, то сказания гласят, что нужно быть уродцем или проклятым. Нет сомнений, именно проклятого мальчика в былые века считали настоящим воплощением старой беззубой кикиморы.

По сути, кикиморой может стать любое живое существо, когда-то проклятое или выбравшее неверный жизненный путь - путь зла и греховного деяния.

Любимое занятие настоящих кикимор

Истинные кикиморы никогда не скучают, хоть и суждено им вечно скитаться среди людей и болотных жителей. Бестии любят плести, но плетут они по-особенному - наоборот, не так, как обычные женщины, и во время этого прыгают на одном месте. Зрелище не из приятных, но к счастью, довольно редко можно увидеть это. Так как кикиморы предпочитают уединенный образ жизни и остаются большую часть времени невидимыми, то шанс узнать, как они выглядят, сводится к нулю.

Еще одно излюбленное занятие бестий - шутить над жильцами дома, и, конечно же, не по-доброму. Ее шутки настолько устрашают, что семья, учуяв неладное, быстрее старается покинуть зловещий дом со всеми его мистическими проявлениями злых духов. Так в чем же заключается суть таких шуток? Кикимора может появляться перед людьми в образе бедного покинутого родителями ребенка, а добрые люди, подобрав и обогрев малыша, на самом деле обеспечивают себе мучительную жизнь с кикиморой. От этого существа можно защититься, и нужно это делать посредством молитвы, обращением к святым духам и Божьей Матери. Для тех, кто осведомлен, как выглядит кикимора, легко избежать контакта с ней.

Как распознать кикимору?

Обычно кикиморы позволяют себе выход в свет перед великими праздниками, такими как рождество. А также бестия чувствует атмосферу семьи и приходит именно в тот момент, когда случается что-то особенное - хорошее или плохое. В такие моменты люди наиболее уязвимы и поддаются влиянию злых чар домашней кикиморы.

Она появляется перед домом на пороге. Насторожить хозяев может пронзительный плач или громкий частый стук в дверь. Неудивительно, если кикимора соединит эти два занятия. Можно задать ей вопрос и в ответ услышать стук.

Те, кому посчастливилось поймать кикимору на горячем, могут с помощью специальных ритуалов и заклинаний вернуть ее обратно в человеческий вид. Для этого на ее темени необходимо выстричь волосы с изображением креста. Но, несмотря на возвращение, у кикиморы навсегда останется какая-то особенность из прошлого - заикание, горб на спине, глупость и другое.

И в заключение небольшой совет. Чтобы избавить свой дом от возможной мифологической бестии, нужно выбросить весь хлам и освятить каждый угол. Сейчас не секрет, как выглядит кикимора. Фото расскажет о ней больше, чем все мифы.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации