Барокко в скульптуре. Введение

В эпоху Возрождения скульпторы обращались в поисках вдохновения к классической Античности, однако в то же время развивали подходы к трактовке формы, которая указывала бы на современное ее осмысление. Так, например, представления об идеальном человеческом теле они связывали скорее с концепциями гуманистов, нежели с античными канонами, в отличие от того, как это было, например, с архитектурными ордерами. Скульпторы эпохи Возрождения полагали, что античная скульптура была столь уникальным явлением, что изучению этого искусства следует отдать предпочтение перед обращением непосредственно к природе. В соответствии с высказыванием, которое приписывают Микеланджело, он считал, что человек, создавший торс Аполлона Бельведерского, был мудрее самой природы. Великой потерей, по его мнению, было то, что от Аполлона сохранился один лишь торс.

Художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари был одним из теоретиков, которые в этот период ратовали за создание новой системы ценностей, основанной на изучении творчества отдельных гениев. Он характеризовал выдающихся живописцев в соответствии с их maniera, - индивидуальным и неповторимым стилем каждого из их произведений; этот подход изменил классические идеалы Ренессанса. В период чинквеченто обычным желанием скульптора стало не просто воспроизвести, в точности повторить естественные формы , но и превзойти натуру благодаря воображению. Эта тенденция в какой-то мере предвосхитила произведения маньеристов, которых в течение продолжительного времени критиковали ученые, пока искусствоведы Макс Дворжак и Герман Фосс в XX столетии не реабилитировали это направление. Среди его определяющих признаков можно назвать удлиненные членения и пропорции тел, искусственные позы и соединение в одной композиции различных материалов. Скульптурные композиции маньеризма могли подчеркивать такие противоположные особенности персонажей, как дряхлость и юность, красоту и уродство, объединять мужские и женские фигуры. Среди самых значительных достижений маньери- стских скульптур — изобретение так называемой figura serpentinata — сложного спирального движения фигур или целых групп, извивающихся вверх, создавая впечатление, будто они неподвластны законам земного притяжения. Этот мотив впервые появился в скульптурной группе "Победа" и "Умирающих рабах" (см. справа), датируемых между 1519 и 1530 годами, однако фронтальный взгляд все еще оставался здесь основным для зрителя. Второстепенное положение одной фигуры и изображение другой в полный рост и движущейся в противоположном направлении, подчеркивали тему победителя и побежденного. Когда Джамболонья обратился к figura serpentinata, он продолжил и развил этот мотив в новой форме, создав группу, которую надо было рассматривать со всех сторон; сложная композиция могла быть верно воспринята, если зритель обходил ее кругом. При этом постоянно открывались новые ракурсы, которые, однако, подчеркивали движение вверх всей композиции. В дальнейшем противопоставлении "Победы" и "Умирающих рабов" Микеланджело маньеристская figura serpentinata, кроме всего прочего, отражала замечание Вазари о maniera, в которой некоторые видели вырождение классического стиля в сторону чрезмерной вычурности. Этот переходный период чрезмерного любования совершенным владением техникой и чрезмерное изящество можно считать предтечей барочного стиля в искусстве, который появился после того, как был созван Тридентский Собор, давший новое звучание религиозному чувству. Тем не менее Джамболонья оставался в этот период наиболее влиятельным итальянским скульптором, а его искусство задало тон всей европейской скульптуре конца XVI — начала XVII в. Его произведения можно считать переходными между работами Микеланджело и Бернини. Историки искусства, особенно в первой половине

XX столетия, были заняты выяснением истинной природы чрезвычайно сложного искусства барокко, и их споры вращались вокруг вопросов стиля. Часто ссылались на проникновение декоративного натурализма в поздние работы маньеристов, на их колоритную образность, или на значение натуралистического стиля в качестве реакции на маньеризм.

Если Реформация Лютера расколола Европу на два мощных идеологических лагеря, то именно Италия периода чинквеченто стойко противостояла ей. Здесь возникло новое единство между верой и Церковью. Затем состоялся знаменитый Тридентский Собор, проходивший между 1545 и 1563 годами; и хотя он имел следствием единение католической церкви , в то же время интеллектуальная атмосфера становилась неблагоприятной в отношении искусства Возрождения, вдохновляемого классической Античностью, и совершенно отвергала проявления духа ренессансного гуманизма. Изменение религиозных взглядов публики (и в особенности художников) и то, как отражались в них исторические события, хорошо показывает пример скульптора Бартоломео Амманнати.

В начале своего творческого пути Амманнати посвятил себя изучению скульптуры Ренессанса и Античности, создав масштабную

Алессандро Витториа

Святой Себастьян, 1561-1563

Мрамор, высота 117 см

Сан Франческо делла Винья, Венеция

Алессандро Витториа

Святой Себастьян, ок.1600

Мрамор, высота 170 см Сан Сальваторе, Венеция

скульптурную композицию для фонтана во Флоренции в духе мань- еристской традиции позднего Ренессанса. Пережив кризис в личной жизни, он отвернулся от этого стиля и прежних тем своих произведений. Осудив свое творчество в духе Контрреформации, особенно за присутствие в нем множества обнаженных фигур, он завещал все свое наследство ордену иезуитов.

В начале 1950-х годов итальянский искусствовед Джулио Карло Арган ввел понятие риторики в понимание барокко , описав этот стиль как "художественную риторику", где главное внимание уделяется persuasю - убедительности. Это ставило зрителя в совершенно иные отношения с произведением искусства. "В предшествующие времена искусство стремилось вызвать чувство восхищения прекрасным или совершенным явлением, представленным в изображении; таким образом, ответное чувство зрителей было таким же, как и их отношение к предмету изображения — реальному миру. В XVII веке художник стремился к новым взаимоотношениям между зрителем и произведением искусства. Произведение более не было объективным фактом, но должно было побуждать к действию", — писал польский искусствовед Ян Бялостоцки.

Немногие этапы истории культуры могут сравниться по творческой продук­тивности и по значительности достижений с XVII столетием. Восприняв из Ита­лии основы гуманизма и духовную свободу, европейские народы создали нацио­нальную культуру настолько высокого уровня, что стало возможно говорить о новой европейской культуре. Ее формирование было связано со стремительно меняю­щейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для ду­ховной жизни общества XVII в. большое значение имели Великие географические и естественно-научные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Амери­ку, открытие Васко да Гамой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея, Кеплера, Ньютона. Новые знания разрушили прежние представления о не­изменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. Идея Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множестве миров окончательно расшатала образ замкнутого мироздания, в центре которого находил­ся человек. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. Если в XV в. итальянский гуманист Пико делла Мирандола утверждал, что человек всемогущ и может владеть чем пожелает, то в XVII в. французский мыс­литель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь «мыслящий тростник» и удел его трагичен, так как, находясь на грани «двух бездн - бесконечности и небытия, он не способен своим разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то сред­ним между всем и ничем».

Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречие между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особен­ному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и неинте­ресным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Возник новый стиль - барок­ко. Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) жаргонное словечко - порту­гальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму бо­лее мягкой, подвижной, живописной». Вместо стремления к бесстрастному; равно­весию горизонтальных линий и больших плоскостей, свойственных классическому Возрождению, новый стиль барокко означал стремление к подвижному, живопис­ному, постоянно меняющемуся облику здания в зависимости от разных точек зре­ния. В моду вошли «тревожные силуэты». Сначала нужного эффекта добивались путем беспощадного дробления стены выступами, нишами, пилястрами, колон­нами, подчеркивая вертикальную устремленность здания. Мощные пилястры, со­бранные в пучки, отбрасывая тени, создавали впечатление иллюзорной глубины. Колонны, сгруппированные по две-три и установленные на высокие пьедесталы, из опорных столбов превращались в струящиеся потоки формы и зрительно уси­ливали скульптурность фасадов. Затем в борьбе с неподвижной прямой линией, и плоскостью, лишенной теней, вовсе отказались от прямой линии и плоскости,


обратившись к кривым линиям и эллиптическим поверхностям, «вбирающим» в себя окружающее пространство. Фронтоны «разрывали» посередине и украшали огромными картушами, карнизы причудливо изгибали все с той же целью - соз­дать иллюзию движения. Динамизм стал художественной основой барочного миро­восприятия точно так же, как вертикаль - готического. В скульптуре мистическая экспрессия достигла своего максимального выражения: каменные одеяния разве­ваются так, словно силы тяжести не существует и они не зависят от физического положения в пространстве-

Вместе с тем именно в формах барокко, в его чрезмерной декоративности, дина­мичности и иллюзорности было удовлетворено стремление к величию и пышности, продиктованное католическим мироощущением. В пору усиления феодальной ре­акции и активизации католицизма, когда церковь стремилась распространить свое влияние на все сферы жизни, именно архитектура как самый доступный для обо­зрения вид искусства стала мощным средством эмоционального воздействия. Торжественно-театрализованный ход богослужения, сопровождаемый духов­ной музыкой, нашел эффективную поддержку в архитектурном облике храма, в подавляюще пышном декоре, ведущая роль в котором отводилась скульптуре и живописи.

Внутреннее родство барочных архитектурных форм с церковным католическим обрядом очевидно. И то и другое преследует одну цель - привести верующих в со­стояние религиозного экстаза. Отсюда в барокко чрезмерности во всем - то, что французы называли «l"eclatante folie» - «блестящим безумием». Крайний мистицизм и повышенная экзальтация католического обряда потребовали не только соответ­ствующих художественных форм, но и неправдоподобно увеличенных масштабов. Основополагающий принцип классики - соразмерность человеку -был заменен ги­гантизмом. Порталы церквей, окна и статуи превышали всякие разумные границы, усиливая чувство иррациональности.

Но максимальный эффект в создании иррационального пространства, в котором теряются привьганые представления о его реальной протяженности, был достигнут в росписях плафонов, где стиралась граница между архитектурой, скульптурой и живописью. Иллюзорные перспективные росписи создавали ощущение «светово­го столпа» и как нельзя лучше выражали эстетический идеал искусства барокко -динамизм, возвышенную духовность на грани аффекта, стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии.

Стиль барокко получил распространение в архитектуре тех абсолютистских го­сударств, где господствующее положение заняла католическая церковь: в Италии, Испании, Австрии, Германии, Чехии, Польше. Но бесспорным лидером тут стала Италия, где он зародился и принес наивысшие художественные результаты.

Обычно начало какого-либо художественного этапа трудно привязать к опре­деленной дате, но начало итальянского барокко связано со строительством рим­ской церкви Джезу (1575 г.), фасад которой был оформлен Джакомо делла Пор­та (1540-1602). Она в буквальном смысле «создала эпоху», став выражением стилевых тенденций времени и основой для множества повторений: традицион­ным делением на два этажа, полуколоннами, пилястрами, дробными фронтонами, нишами, статуями и неизбежными волютами на углах. Основу фасада составля­ет фронтон, последовательно увеличивающийся в размере по вертикали: неболь­шой «лучковый» (повторяющий абрис лука) фронтон над средним порталом впи­сан в треугольный фронтон первого этажа, включенный в поле другого «лучкового» фронтона большего размера, вплоть до огромного треугольного фронтона, вен­чающего весь фасад здания.

Искусство ваяния пришло к нам из глубин тысячелетий. Классические эллинские произведения искусства Европа узнала в период Ренессанса по римским копиям. Но движение неумолимо шло вперед. XVII век потребовал других форм выражения мысли. Так появилось «причудливое» и «странное» барокко. Скульптура, живопись, архитектура, литература - все откликнулось на зов времени.

Происхождение термина

Возникновение слова «барокко» вызывает много споров. Предлагается португальский вариант - «жемчужина», форма которой неправильна. Противники этого направления называли его «нелепым», «вычурным», так как в этом стиле причудливо сливались комбинации классических форм, а также эмоциональность, усиленная световыми эффектами.

Приметы стиля

Пышность и величие, иллюзия и реальность, преднамеренная возбужденность и некоторая неестественность - это все стиль барокко. Скульптура - неотъемлемая его часть, которая показывает раскрытие человеческого образа в конфликте, с повышенной эмоциональностью и психологической выразительностью персонажа. Фигуры даны в быстрых и резких движениях, их лица искажены гримасами боли, горя, радости.

Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. С помощью мертвого камня он изображал драматические повествования, особенно искусно используя свет. Художественное превосходство по сравнению с современниками Л. Бернини для нашего времени бесспорно. Скульптура в была поднята этим гением на необычайную высоту. Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. Произведения можно рассматривать со всех сторон, и всякий раз они будут совершенны.

Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее. Творчество ваятеля барокко, скульптура в особенности, входит в контакт с окружающей средой, с воздушным пространством вокруг нее. Именно барокко открывает на природе, в садах и парках, новую веху в истории светской скульптуры.

Как работает скульптор

Только гениальный Микеланджело был способен взять глыбу мрамора и отсечь все лишнее, создав шедевр. Главное - как рождается образ в голове скульптора, с какими творческими муками он связан, как продумывается каждая деталь, как заранее ваятель видит будущий результат, и как он стремится приблизиться к воображаемому идеалу. Так веками работали творческие люди. Не является исключением стиль барокко. Скульптура создавалась по этой же методике. как он сам говорил, мрамор подчинял себе, как воск.

Миф о похищении Прозерпины

Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг.) кардинал Сципион Боргезе. Мастеру было всего 23 года. Он решил как можно ярче выразить все чувства, которые возникли в момент поимки юной Прозерпины Плутоном. Счастливо проходила юность дочери Деметры, которая резвилась и водила хороводы с подругами в лугах и лесах. Она и ее мать не знали, что могущественный Зевс решил сделать ее женой властителя подземного царства Плутона. Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. Прозерпина сорвала его. Именно в этот момент из-под земли явился на золотой колеснице мрачный повелитель царства теней и мертвых Плутон. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог. Прозерпина успела только вскрикнуть.

Скульптура Лоренцо Бернини

Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична.

Мощное тело Плутона с напряженными бицепсами и тщательно вырезанными икроножными мышцами, вздутыми венами и связками очень устойчиво благодаря широко расставленным ногам и выдвинутому вперед колену. Фигура Прозерпины извивается в его руках. Одной рукой она отталкивает от себя голову Плутона, а другую в мольбе о помощи выбросила вверх. Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога. По ее лицу текут слезы.


Она вся - порыв вверх, на волю. Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога. Их тела образуют устойчивую X-образную композицию. Первая диагональ проходит от отставленной в сторону ноги Плутона вверх к откинутой головке. Вторая - через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога. Тела персонажей и цербера в том числе, который призван уравновесить композицию, выглядят крайне реалистично. Если рассматривать ее с разных сторон и при разном освещении, то получаются либо зловещие эффекты, либо теплые на лицах. Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. Вот таким захватывающим может быть искусство. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала. Но это не так. К тому же следует добавить, что волосы на голове бога как будто взметнул ветер, и выглядят они чрезвычайно естественно. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с совершенно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном.

Второй заказ кардинала Боргезе

Восхищенный совершенством работы ваятеля, кардинал Боргезе в 1622 году заказал ему следующую композицию. Она основывалась также на греческом мифе. Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Суть состоит в том, что Аполлон, пораженный стрелой Купидона, увидев прекрасную нимфу, стал ее преследовать. Вот он уже ее настиг, но беглянка стала молить отца, бога реки, о помощи, и на глазах потрясенного Аполлона превратилась в лавровое дерево. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук - в ветви с листвой.

Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Феб не потерял к ней любви. Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы, и на свою голову надел венок из ветвей лавра. Гений Бернини превратил поэзию в реальность. Он показал динамизм действий и изменений. Особенно у Дафны. Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки - в ветви. Выражение лица нимфы - это трагедия. Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится. Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь. Она говорит о том, что погоня за земными удовольствиями может привести к разочарованию и, более того, навредить другому человеку.

Обе композиции сейчас выставлены в галерее Боргезе в Риме.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2014 18:16 Просмотров: 6087

Как только не называли этот стиль! – Странный, склонный к излишествам, нелепый, вычурный, неестественный...

Поначалу эти характеристики звучали как насмешка. И всё только потому, что новый стиль не соответствовал канонам античного искусства, на основании которых должно строиться художественное произведение и которые в дальнейшем использовали классицизм и рационализм. То есть, только так и не иначе.

Но, как известно, нет ничего постоянного в мире: всё течёт, изменяется и приобретает новые качества и приоритеты. И вот новый XVII век ознаменовался новым стилем. Этот стиль подчинил себе все виды искусства: от интерьеров и одежды до музыки. Но придёт время – и его потеснит другой стиль...
В какой стране могло зародиться барокко? Конечно же, в Италии. Именно Италия была центром европейской культуры XVII-XVIII вв., и уже отсюда началось триумфальное шествие барокко по Европе. В каждой стране барокко имело свои особые национальные черты.

Особенности стиля барокко

Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии.
Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми, именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т.д. Как видим, сильное отступление от естественной жизни, которая отвергалась как дикость и бесцеремонность. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I , чтобы «облагородить» русское общество того времени. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все стороны общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Барокко в живописи

Те же особенности барокко и в живописи: пышность форм, броские динамичность и яркость, незаурядность сюжетов. Самыми знаменитыми представителями этого стиля в живописи были Рубенс и Караваджо.

Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)

Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.

П.П. Рубенс «Автопортрет» (1623)
Его картины отличаются исключительным разнообразием, особенно это касается композиции: он использует диагональ, эллипс, спираль. Его палитра также разнообразна; богатство красок – отличительная особенность его картин. «Рубенсовские» женщины обычно несколько тяжеловесны, но привлекают своей грузной женской формой.

П.П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений. На картине удивительным образом передана динамика движения. Движение в понимании Рубенса несёт в себе и эмоциональный порыв, и сюжетный смысл.
Рубенса считают новатором в изображении охотничьих сцен, которые также отличаются динамикой, неожиданной композицией и сочностью красок.

П.П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

Архитектура барокко

Архитектура барокко поражает в первую очередь сложностью и размахом. Обилием сложных, обычно криволинейных форм, масштабными колоннадами. На фасадах зданий и в интерьерах – изобилие скульптуры. Часто многоярусные купола сложных форм. Бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.

Собор св. Петра (Ватикан)
И. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».

Отличительные детали барокко – атланты (теламоны), кариатиды – для поддержки сводов, играющие роль колонн; маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).

Пожалуй, именно в архитектуре барокко представлено во всей полноте и разнообразии. Всех архитекторов этого стиля сложно даже перечислить, назовём лишь несколько имён: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Польше.
В итальянской архитектуре самым знаменитым представителем барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Санта Сусанна (Рим)
Скульптор Лоренцо Бернини был также архитектором. Ему принадлежит оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.

Площадь собора св. Петра в Риме
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше). В начале XVIII в. во Франции появился свой стиль, разновидность барокко – рококо . Он преобладал не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Но о нём мы расскажем позже. Сейчас же остановимся на русском барокко.

Барокко в России

В России барокко появилось ещё в конце XVII в. (его называли «нарышкинским барокко», «голицынским барокко»). В правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), оно достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны в творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Петровское барокко

Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Хотя сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности, т.к. здесь присутствуют черты классицизма и готики.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петровские ассамблеи

Они были прообразом дворянского бала. Пётр I ввёл ассамблеи в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 г.
Идея была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.

Доменико Трезини (1670-1734)

Итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Петропавловский собор – одна из самых известных работ Доменико Трезини
Другие его работы:
Проект комплекса Александро-Невской лавры (1715 г.)
Аничков мост (1721 г.). Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект – деревянный 18-пролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

Аничков мост (современный вид)
Петропавловский собор (1712-1733 гг.) Возведён на месте одноимённой деревянной церкви. Шпиль колокольни с фигурой летящего ангела водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Дом Трезини (1721-1726 гг.). Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.)

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (1700-1771)

Л.К. Пфандцельт «Портрет Растрелли»
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Его работы:

Рундальский дворец (Латвия). Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-1740 гг.).
Митавский дворец (Латвия). Построен в XVIII в. по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве (ныне Елгава).
Большой дворец (Петергоф). Расположен на южном берегу Финского залива.

Андреевская церковь (Киев). Православный храм в честь апостола Андрея Первозванного; построен в стиле барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1754 г.
Смольный собор (1748-1764), Воронцовский дворец (1749-1757), Большой Екатерининский дворец (1752-1756) – все в Санкт-Петербурге; павильон «Грот» в Царском Селе (1753-1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1744-1754), Царский дворец в Киеве (1752-1770), Строгановский дворец и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1753-1762).

Зимний дворец (Эрмитаж)
Перечислены только сохранившиеся постройки этого архитектора. К сожалению, не всё, созданное Растрелли, сохранилось до настоящего времени.

Барокко в скульптуре

Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII в. был итальянец Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Д.Л. Бернини «Автопортрет»
Самыми известными его скульптурами являются мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Эта скульптура с вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает позицию скульпторов этой эпохи.

Д.Л. Бернини «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Галерея Боргезе

Д.Л. Бернини «Экстаз святой Терезы»

Литература барокко

В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали . В поэзии – вычурность, использование сложных метафор. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.

Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,1629-1680)

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича: Алексея, Софьи и Фёдора.
Он также был одним из первых русских поэтов, автором силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко.
С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».

Музыка барокко

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма . Вычурные формы, сложность, пышность и динамика были свойственны и музыке. Но многие произведения времени барокко стали классикой и исполняются до настоящего времени: фуги Иоганна Себастьяна Баха, произведения Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Э.Г. Осман (Хаусманн) «Портрет И. С. Баха»
Для барочной музыки характерен музыкальный орнамент, ставший в расцвете стиля весьма изощрённым, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. В эпоху барокко появилась опера . Многие музыкальные термины барокко используются до сих пор.

Ф.М. де Ла Каве «Портрет А. Вивальди»

Мода барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII в. Это было время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Именно Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду: в Европе установилась общая мода, а национальные особенности сохранились только в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы в России почти не носили.
Костюм отличался чопорностью, пышностью, изобилием украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»
Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами, а позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). В сапогах ходили даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх и распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Позже они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в.

Барокко в одежде
Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа из множества локонов.

В моду вошли зонтики, у женщин – муфты, веера. Косметика использовалась без меры: лепили на лице всевозможные мушки (чёрная мушка создавала контраст с напудренными лицами и париками). Мужчины и женщины носили трости.
Популярными материалами того времени были шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Барокко в интерьере

Здесь характерна показная роскошь. Большое распространение получила настенная роспись, хотя она была популярна и ранее.

Интерьер барокко
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.

Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко подходит только для больших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Кстати, уже есть тенденция к его возвращению - некоторые обустраивают свои квартиры в этом стиле.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации