Рамзес II. Начало царствования

Рамсес II (1303/1294- 1212 до н. э.) правил ок. 1279-1212 гг. до н. э.

Фараон Рамсес II из XIX династии взошел на трон в 20-летнем возрасте и оставался на нем до самой смерти в 90 лет. В древней египетской истории не было правителя, который занимал бы этот пост так долго. Рамсес прославился победными войнами, любовью к архитектуре, к женам и богам. Во имя богов он возвел такое количество храмов, которое не возвел ни один из фараонов ни до ни после него. Он построил новую столицу Египта 11ер-Рамсес — «Дом Рамсеса». Для этого города пленные рабы-иудеи производили специальные строительные блоки из глины. Наследовал Рамсесу 18-й по счету из 200 его детей сын Минентах, которому исполнилось уже 60 лет и при котором начался закат Египетской империи.

Смена фараонов вызывала у многих порабощенных народов стремление встать и вырваться из плена. Никто не ждал милостей от только что получившего трон Рамсеса II. Нубийцы из арабских племен, жившие в долине Нила, в которой они добывали золото и слоновую кость для Египта, опасались, что новый фараон будет еще сильнее угнетать их. Восстание охватило многие египетские области, вызвало серьезные опасения в Фивах и Мемфисе, тогдашних столицах Египта. Пришлось молодому и неопытному Рамсесу вместе с войском отправляться в поход. Этот поход был успешным, восставшие были разгромлены.

В Мемфис фараон вернулся с богатой добычей и многими тысячами пленных, пополнивших армию рабов-строителей. Имя Рамсеса славили, ему воздавали всяческие почести, возводили статуи. Но не успел он справиться с одной бедой, как навалилась следующая — против него с запада выступили ливийцы. Расчет у них был простой: фараон неопытный, его легко разбить. Но ливийцы просчитались — Рамсес научился командовать отрядами. Он умело выстраивал их ряды, призывал к атаке, сражался и сам. Ливийцы были разгромлены.

А вскоре снова нашествие — теперь с севера. В устье Нила высадились пришедшие с моря воинственные шерданы. В новых условиях Рамсес действовал по-новому. Он не спешил нападать, изучал обстановку, а дождавшись благоприятного момента, развернул отряды к атаке. Закажи! Чистка аквариума выполняется в Aquarium - Style профессионально. Шерданы были застигнуты врасплох. Пленников оказалось столько, что Рамсес предложил им перейти к нему на службу. Шерданы согласились и не пожалели — они получали неплохую добычу после успешных походов.

Ведение войн требовало много денег, а золото в долине Нила истощалось. Служители сообщили, что его запасы найдены в Нубийской долине, в районе Вади-Алаки, но там нет воды. Фараон приказал копать глубже. И на глубине 6-10 метров рабочие наконец нашли воду. Добыча золота дала средства на оплату войск, оживила торговлю, позволила начать приготовления к большой войне с хеттами — народом, обитавшим в Малой Азии.

Как свидетельствуют обнаруженные на каменных стелах записи, в 4-й год своего правления Рамсес предпринял большой военный поход в Переднюю Азию и захватил город Верит, где установил свою победную стелу. И уже весной следующего года он собрал 20-тысячное войско и подошел к Кадешу — древнему сирийскому городу.

Враждебно настроенный к Рамсесу хеттский царь Мутавалли II не испугался египтян. Он решил обмануть наступавшего Рамсеса и направил к нему лазутчиков. Те сумели убедить фараона, что хеттское войско якобы ослаблено и отступило к северу, а Мутавалли бежал. Поверив лазутчикам, Рамсес оставил большую часть своей армии у реки Оронт и рванул к Кадешу, надеясь на скорую победу. Когда он начал разбивать лагерь у крепостных стен города, на него налетела скрывавшаяся недалеко вражеская конница, следом появились тысячи колесниц. Они обстреливали египтян и окружали шатер фараона. Рамсес сражался наряду с простыми воинами, но был обречен. От пленения его спас подоспевший отряд египтян с переправы. Они дрались с большим воодушевлением, освободили своего фараона, но сломить сопротивление хеттов не смогли. Обе стороны понесли большие потери. Хетты отошли к Кадешу и укрылись за толстыми крепостными стенами. Но у Рамсеса уже не было сил взять Кадеш. Пришлось согласиться на перемирие, и Рамсес с остатками войск ушел в Египет.

Фараон оказался под большим впечатлением от кровавого сражения, в котором чуть не погиб. Он повелел запечатлеть свое участие в битве при Кадеше на каменных стенах разных храмов: в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле. Но и после этого памятного сражения Рамсес продолжал бороться с нападавшими на Египет отрядами хеттов. Позднее Рамсес захватил их крепость Дапур, город Тунип, в котором поставил свою собственную статую. Свои победы он снова велел запечатлеть в камне на стенах все тех же храмов — Луксора, Карнака и Абидоса.

На 21-й год царствования Рамсеса к нему в столицу Пер-Рамсес прибыл посол от Хаттусили, нового царя хеттов, и передал серебряную пластинку с клинописным текстом договора (на аккадском языке), заверенным печатями с изображением царя и царицы Хагги в объятиях божеств. Договор перевели на египетский язык и «записали» на стенах храмов.

Рамсес отослал царю хеттов Хаттусили свою дощечку с клинописью на аккадском языке. Стороны договаривались не нападать друг на друга, а наоборот, помогать в случае нападения на них третьей стороны или восстания подданных. Это был первый известный в мировой истории дипломатически оформленный договор, дошедший до наших дней.

С этого времени военная активность Рамсеса II стала спадать. Очевидно, сказались возраст и состояние здоровья. На 34-м году своего правления он женился на старшей дочери царя хеттов Хаттусили, которую стали называть Маатхорнефрура, или «видящая красоту солнца», ставшей великой женой фараона. Позднее, на 42-м году правления, Рамсес взял в жены еще одну дочь Хаттусили. Кроме того, его женами были его же дочери, а также масса наложниц…

Войны на египетской земле прекратились. Но вместе с ними прекратились поступления пленников, дармовой рабочей силы. Рамсес вплотную занялся архитектурой, достраивал свои храмы, всячески украшал их, возводил статуи самому себе. Эта работа легла на плечи строителей-иудеев. Сам Рамсес вместе с многочисленными женами, детьми и челядью жил в отстроенной цветущей столице Пер-Рамсес, ставшей соперницей Фивам и Мемфису.

В новой столице он выстроил храм, над которым возвышалась его огромная статуя 27 метров в высоту, видимая издалека. Кроме того, при нем был прорыт канал между устьем Нила и северным концом Красного моря. По нему проплывали небольшие торговые корабли. Через несколько столетий канал оказался непригодным для судовождения и был заброшен.

В древней истории Египта Рамсес II остался как наиболее почитаемый фараон. О нем складывали легенды, песни, его называли Завоевателем полусвета. После смерти его похоронили на западном берегу Нила, напротив Фив, в заупокойном комплексе Рамессеуме. Правда, его могилу закончить не сумели. В настоящее время комплекс находится в разрушенном состоянии.

В 1881 году в тайнике Дейр эль-Бахри была обнаружена мумия, принадлежавшая, как определили специалисты, фараону Рамсесу II. В 1975 году эту мумию привезли в Париж и в Институте человека подвергли общей консервации.

Возрождение военного могущества страны, победы в кровопролитных битвах, возведение величественных архитектурных памятников… Этими событиями ознаменовывается эпоха Рамессидов, которая считается самой яркой страницей в Ее хронологические рамки - XIII-XI вв. до н. э. В эту эпоху на египетском престоле сменилось 18 фараонов. Наиболее могущественным правителем оказался Рамзес Великий. Он внес значительный вклад в историю государства.

Предки великого фараона

Эпоха Рамессидов начинается с момента вступления на египетский престол Рамсеса I. Это событие произошло примерно в 1292 г. до н. э. Фараон не оставил яркого следа в истории. Связано это с тем, что период его правления оказался очень коротким. Власть в руках фараона находилась всего несколько лет.

Приблизительно в 1290 г. до н. э. на египетский престол вступил сын Рамсеса I - Сети I. Его приход к власти ознаменовал начало периода возрождения страны после временного упадка. Фараону удалось создать предпосылки для будущего расцвета государства. Сети I управлял Египтом около 11 лет. Примерно в 1279 г. до н. э. власть перешла в руки Рамзеса II. Он был сыном Сети I.

Новый правитель

Рамзес, биография которого содержит много интересных фактов, на момент вступления на престол был очень молодым. Нельзя назвать конкретных индивидуальных качеств, которыми он обладал. В Египте все фараоны считались посланниками богов, поэтому во всех источниках они, как и Рамзес II, описывались по стандартному образцу. Однако деяния нового правителя свидетельствуют о том, что он был честолюбивым, сильным и решительным человеком.

Фараон Рамзес II, вступив на престол, сразу же приказал своим подданным замазать на монументах имена своих предшественников. Правитель хотел, чтобы египетский народ помнил только его. Также Рамзес II приказал всем называть себя избранником Амона, благодетелем египетского государства и непобедимым героем.

Первый поход в Азию

Главными врагами Египта считались хетты. На протяжении нескольких десятилетий фараоны вели упорную борьбу с этим народом, обитавшим в Рамзес II, взойдя на престол, продолжил дело своих предшественников. На 4-м году правления молодой фараон решил сразиться с хеттами.

Первый поход оказался успешным. Египтяне разгромили противников и захватили город Берит. Египетский фараон не захотел останавливаться на достигнутом. Рамзес II принял решение совершить через год второй поход против хеттов и раз и навсегда покончить с давними врагами.

Ловушка для фараона

Второй поход в Азию Рамзес Великий совершил на 5-м году своего правления. Собрав двадцатитысячное войско, молодой фараон выдвинулся из Мемфиса. Основная цель похода заключалась в захвате Кадеша, который являлся на тот момент главным городом хеттов, и присоединении к Египту других вражеских владений.

Рамзес II - легендарный человек. Правление фараона длилось более 60 лет. За эти годы он немало сделал для процветания и укрепления могущества египетского государства. Ни один последующий правитель не смог превзойти фараона Рамзеса II.

Рамсес II Великий - фараон XIX династии Древнего Египта, правивший приблизительно в 1279 - 1212 гг. до н. э. Сын фараона Сети I и царицы Туйи, один из величайших фараонов Древнего Египта взошёл на престол в молодом возрасте: около двадцати лет. Первой главной супругой Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари Меренмут, которой был посвящен малый храм в Абу-Симбеле. После преждевременной смерти царицы, погребенной в уникальной по своей красоте гробнице в Долине цариц (QV66), её место заняла её старшая дочь - принцесса Меритамон, колоссальная статуя которой перед руинами первого пилона храма Мина в Ахмиме дошла до наших дней. Среди других жен царя наиболее известны царицы Иситнофрет I, её дочь Бент-Анат, а также царицы Небеттауи, Хенутмира, младшая сестра Рамсеса II, и две дочери хеттского царя Хаттусили III. Таким образом, Рамсес II имел, по крайней мере, восемь жён и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 50 сыновей, в том числе тринадцатый сын будущий фараон Мернептах от царицы Иситнофрет I.

На 1-м году своего правления на освободившееся место первого жреца Амона Рамсес II поставил верного ему Небуненефа, ранее занимавшего пост первого жреца Тиниского бога Онуриса. На 3-ем году правления Рамсеса II всего на 6-метровой глубине удалось, наконец, найти воду на золотых рудниках в Вади-Алаки, что значительно повысило там добычу золота.

Смена фараонов могла, как и в прежние времена, побудить у угнетенных народов надежды на удачные восстания. Примерно на 2-м году правления Рамсес II одержал победу над шерданами - представителями одного из "народов моря". Считается, что впоследствии они заселили остров Сардинию. Египетские надписи говорят о кораблях неприятеля и разгроме его во время сна. Пленные шерданы, по -видимому, были включены в ряды египетского войска, так как позднее изображения показывают их, бьющимися в Сирии и Палестине в первых рядах воинов Рамсеса II.

Предположительно, в 4-й год правления Рамсес II предпринял свой первый поход в Переднюю Азию, направленный на подчинение морского побережья Палестины и Финикии. В ходе этого похода Рамсес II взял город Берит и достиг реки Элевтерос (Эль-Кебира), где поставил свою памятную стелу. Это событие стало поводом для объявления войны между Рамсесом II и хеттским царем Муваталли.

Весной 5-го года своего правления Рамсес II, собрав более чем 20-тысячное войско, выступил из пограничной крепости Чилу во второй поход. Через 29 дней четыре воинских соединения египтян, названные в честь Амона, Ра, Птаха и Сета, разбили лагерь на расстоянии одного перехода от Кадеша. Одно из соединений, называвшееся по-ханаански "молодцы", и составленное фараоном, видимо, из отборнейших воинов, ещё раньше было послано вдоль морского побережья для последующего воссоединения с основными силами у Кадеша. На утро следующего дня войско египтян начало переправу через Оронт у Шабтуна. Введенный в заблуждение подосланными в египетский лагерь хеттскими лазутчиками, которые уверяли, что хетты отступили далеко на север, к Халебу, Рамсес II с одним, уже переправившимся отрядом "Амона", не дожидаясь переправы всего остального войска, двинулся к Кадешу.

В заречной равнине, к северо-востоку от крепости, скрытое городом в полной боевой готовности стояло всё войско Хеттского царства и его союзников. Согласно египетским источникам, хеттская армия насчитывала 3500 колесниц с тремя воинами на каждой и 17 тысяч пехоты. Общее количество воинов составляло примерно 28 тысяч. Кроме хеттских воинов в нём были представлены едва ли не все анатолийские и сирийские царства: Арцава, Лукка, Киццуватна, Араванна, приевфратская Сирия, Каркемиш, Халаб, Угарит, Нухашше, Кадеш, кочевые племена и так далее. Каждый из этих разноплеменных союзников явился под начальством своих властителей и, следовательно, Муваталли было крайне трудно управлять всем этим скопищем.

Переправившись через Оронт, соединение "Ра" не стало дожидаться частей "Птаха" и "Сета", которые ещё даже не подошли к броду, и пошло на север для встречи с фараоном. Тем временем, южнее Кадеша, вне поля зрения египтян, сосредоточилась основная масса колесничего войска противника. Переправа его колесниц через Оронт, очевидно, производилась заблаговременно и прошла незаметно для египтян. Соединение "Ра" в походном порядке, не готовое к бою, подверглось нападению вражеских колесниц, и было молниеносно рассеяно, а колесницы обрушились на соединение "Амона", занимавшееся разбивкой стана. Часть египетских воинов обратилась в бегство, а часть вместе с фараоном была окружена. Египтяне понесли огромные потери. Рамсесу II удалось сплотить вокруг себя свою гвардию и занять круговую оборону. Спасению Рамсеса II от неизбежного поражения способствовало лишь то, что хеттская пехота не смогла переправиться через бурные воды Оронта и не пришла на помощь своим колесницам. Счастливая случайность - неожиданное появление на поле брани ещё одного отряда египтян, того самого, который шёл берегом моря, несколько выправила положение, и египтяне смогли продержаться до вечера, когда к Кадешу подошёл отряд "Птаха". Хетты были вынуждены отступить за Оронт, получив, в свою очередь, урон при переправе через реку. В этом сражении погибли два брата хеттского царя Муваталли, несколько военачальников и много других знатных хеттов и их союзников. На следующий день, утром Рамсес II вновь напал на хеттское войско, но сломить врага не удалось и в этом сражении. Во всяком случае, ни один источник не говорит о том, что фараон овладел Кадешем. Обескровленные противники явно были не в силах одолеть друг друга. Хеттский царь Муваталли предложил фараону перемирие, что дало Рамсесу возможность с честью отступить и благополучно вернуться в Египет.

Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, который приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные "иллюстрации" к нему на стенах многих храмовых комплексов, в том числе, в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле.

На 8-ом году правления Рамсес II вновь вторгся в Переднюю Азию. Итогом этого похода стало взятие Дапура. При содействии своих сыновей, Рамсес II осадил и взял эту стратегически важную крепость. Взятие Дапура, изображенное на стенах Рамессеума, Рамсес II считал одним из своих славнейших деяний.

Ко времени Рамсеса II военное искусство египтян шагнуло далеко вперед по сравнению со временем медлительных приёмов , который предпочитал брать укрепленные города измором и часто, не добившись цели, в бессильной злобе опустошал окрестные сады и нивы. Войны Рамсеса II превратились в непрерывное взятие приступом больших и малых крепостей. Перечень городов, захваченных им в Азии сохранился на стене Рамессеума.

Со смертью Муваталли, произошедшей примерно на 10-м году правления Рамсеса II, климат отношений между Египтом и Хатти заметно потеплел. Сын Муваталли, Урхи-Тешуб унаследовал престол под именем Мурсили III, однако вскоре был смещен своим дядей Хаттусили III, заключившим с Египтом мир. Возможно примирению соперников постепенно способствовало образование сильной Ассирийской державы и связанные с этим опасения.

В начале зимы 21 года царствования Рамсеса II посол Хаттусили III в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в столицу фараона Пер-Рамсес и вручил египетскому царю от имени своего повелителя серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств. Договор был переведен на египетский язык и впоследствии увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. Текст договора, который фараон отослал Хаттусили в обмен на его дощечку, также был клинописным, составленным на международном тогда аккадском языке. Его фрагменты сохранились в архиве Богазкея. В основном договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности владений и предоставление помощи, пехотой и колесницами, в случае нападения на одну из договаривающихся сторон или восстания подданных. Обе стороны взяли обязательство выдавать перебежчиков. Это был первый в мировой истории, дипломатически оформленный договор, дошедший до наших дней.

Период активных военных походов Рамсеса II пришёл к концу. Началось время активной дипломатической переписки между двумя странами. В архиве Богазкея были обнаружены послания Рамсеса II, его семьи и везира Пасера, адресованные царю Хаттусили III и его супруге Пудухепе. Египетские врачи зачастую посылались к хеттскому двору. На 34-м году правления Рамсес II женится на старшей дочери Хаттусили, которая приняла египетское имя Маатхорнефрура. Царевна стала не одной из второстепенных жен царя, как это обычно случалось с иностранками при египетском дворе, а "великой" супругой фараона. Встреча будущей царицы была обставлена очень торжественно. Царевну сопровождали воины её отца. Перед ней везли множество серебра, золота и меди, тянулись рабы и лошади "без конца", двигались целые стада быков, коз и овец. С египетской стороны царевну сопровождал "царский сын Куша". Дочь царя Хатти "была приведена к его величеству, и она пришлась по сердцу его величеству". На рельефах стелы в Абу-Симбеле, рассказывающей об этом событии, Хаттусили III изображён сопровождающим свою дочь в Египет. Действительно, в архиве Богазкея было обнаружено письмо Рамсеса II с предложением тестю посетить Египет, однако было ли осуществлено подобное путешествие, достоверно не известно. Вторая дочь Хаттусилиса III также стала женой Рамсеса. Точная дата этого брака неизвестна, но это произошло уже незадолго до смерти хеттского царя, приблизительно на 42-м году правления Рамсеса II.

Для Рамсеса II характерна чрезвычайно широкая строительная деятельность. Война с хеттами побудила его перенести свою резиденцию в северо-восточную часть Дельты. Возможно, на месте Авариса был сооружен город Пер-Рамсес, позднее Танис, который превратился в большой и цветущий город с великолепным храмом. Над огромными пилонами этого храма возвышался монолитный колосс Рамсеса из гранита, более 27 м высотой и весивший 900 тонн. Этот колосс был виден за много километров с плоской равнины, окружающей Дельту.

Однако при строительстве Рамсес II зачастую разрушал древние памятники страны. Так, постройки фараона VI династии Тети служили материалом для его храма в Мемфисе. Он расхитил пирамиду Сенусерта II в Эль-Лахуне, разрушил вокруг неё замощенную площадь и разбил на куски великолепные сооружения, стоявшие на этой площади, с целью получения материала для своего собственного храма в Гераклеополе. Чтобы получить нужное пространство для расширения Луксорского храма, Рамсес II срыл изысканную гранитную молельню Тутмоса III и употребил в дело добытые таким путём материалы.

Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое: военачальник Аменхерхепешеф и Хаэмуас, верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к моменту прихода к власти мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников Рамсеса II, краткие правления которых завершили XIX династию.

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.

Рамсес II Великий - египетский фараон из XIX династии, правивший примерно в 1279-1213 годах до н. э.

Рамзес вошел в историю с прозвищем Великий, и не без оснований. Он и сам сознавал свою значимость. «Один против тысячи колесниц» – так он видел свое участие в легендарной .

Он был правителем Древнего Египта эпохи высшего – и последнего – расцвета этого государства, в период так называемого Нового царства, который ограничивают XVI–XI столетиями до н. э. Этот фараон был у власти 66 лет – что выделяет его из числа других правителей древнего мира. При нем произошла одна из наиболее знаменитых битв, и был заключен, наверно, важнейший договор древности. После смерти фараона его культ сохранялся в течении нескольких веков.

Об этом правителе рассказывают на редкость многочисленные, по сей день точно не сосчитанные источники, при этом он сам лично об этом позаботился. Во-первых, сохранились надписи на стенах храмов и гробниц. Во-вторых, до наших дней дошли документы из архива, обнаруженного на месте древней столицы хеттской державы – Хаттушаша (деревня Богазкей на территории современной Турции). Там хранилось 15 000 текстов различных жанров, включая литературные произведения, деловые документы, переписку.

Раскопки этого знаменитого архива начаты в 1906–1912 годах немецким археологом Г.Винклером, который увлекался в первую очередь историей Междуречья. Но в архиве нашлись и следы Египта. Документы были составлены преимущественно на международном для Древнего Востока аккадском языке.

Историография, которая посвящена правлению Рамзеса II, огромная. В немецкой науке она составляет целые библиотеки. Имеется доступная литература и на русском языке. В первую очередь – труды замечательного дореволюционного египтолога Б. Тураева. В его «Истории Древнего Востока» много устарело, однако нельзя не оценить красоту стиля, живость изложения, любовное отношение к Древнему Египту.

Есть монография советского историка И.Стучевского «Рамзес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов» (так называлась эта династия). Книга примечательна тем, что в ней приводится много текстов источников, некоторые – в авторском переводе. Очень любопытно и исследование французского ученого и писателя К. Жака «Египет великих фараонов».

Следует заметить, что в истории Древнего Египта почти нет совершенно точных дат рождения и смерти правителей. Египтологи бесконечно их уточняют. Рамзес II был внуком Рамзеса I, бывшего командующего колесницами, который после военного переворота сменил на троне фараона Хоремхеба и основал новую, XIX династию.

Отец – фараон Сети I. Мать – царица Туйа. До нашего времени дошли ее изображения, которые свидетельствуют, что ей было свойственно высокомерие. Уж не потому ли, что, по некоторым сведениям, изначально она была певицей. Высокомерие часто отличает выходцев из низов…


Как сказано в одной из надписей, которая посвящена Рамзесу II, «боги вскрикнули от радости при его рождении». Это, конечно же, дань литературной традиции. Но Рамзес в действительности с детства знал, что его предназначение – власть. Именно в нем отец видел преемника. У всех фараонов имелись гаремы, которые состояли из законных жен и наложниц, и множество детей. Но, несмотря на то, что у Рамзеса, безусловно, были братья, Сети I без колебаний избрал одного сына, который придет ему на смену.

В возрасте 10 лет наследник, отличавшийся, кстати, большой физической силой, принял участие в одном из походов отца против ливийцев. Ливия, как и все покоренные народы, при любом казавшемся удобным случае старались вернуть себе независимость, и фараон должен был подавлять такие выступления. Так что в десятилетнем возрасте Рамзес II был уже готов и к власти, и к войне. Можно сказать, первую половину своей жизни он провел на воинской колеснице.

Как видно, он стал соправителем отца – для надежности передачи власти. По крайней мере, в одной из надписей Сети I имеются такие слова: «Венчайте царя, чтобы я узрел его совершенство при жизни».

1290 год — до н. э., когда Рамзесу было около 20-ти лет, он торжественно похоронил в Долине Царей отца, умершего своей смертью, и стал править Египтом. Это было приблизительно спустя 100 лет после смерти знаменитого . Современниками отмечалась воинственность и могучий боевой дух Рамзеса II: «Чужеземцы трепещут перед ним! Его имя разносится по Вселенной, он могуществен, как огонь, он – свирепо рыкающий лев с выпущенными когтями». Метафора имеет под собой некоторые реальные основания. Дело в том, что у Рамзеса II был ручной лев, сопровождавший его в походах. Лев лежал поперек входа в царский шатер и грозным рыком предупреждал, что без команды хозяина никого не пропустит.

Планы Рамзеса после прихода к власти абсолютно очевидны. О них свидетельствует надпись на стене храма в Луксоре. Фараон просит бога Амона даровать ему – ни больше ни меньше – власть над Вселенной. А как видели Вселенную древние египтяне? Им были известны ближайшие к ним народы и царства Ближнего Востока и земли, расположенные к югу от Нильской долины в Африке. Но в надписи фараона найден вполне метафорический образ Вселенной: в тексте сказано, что Рамзес хочет быть властелином «всего, что обходит солнце».

Он начал делать шаги в этом направлении. Занялся укреплением войска. К основным воинским соединениям, которые назывались в честь богов отрядами Амона, Ра и Птаха, добавил новое – Сетха. Этот бог в египетской мифологии – убийца Осириса, отождествляемый с такими животными, как свинья и осел. Но ведь Сетха (или Сети) – еще и имя отца Рамзеса II… К тому же Сетха считался богом чужеземцев. А Египет все энергичней покорял окружающие народы.

Фараон начал с подавления беспорядков в Ливии и в Нубии. При смене власти волнения в провинциях были неизбежными. Но 20-ти летний новый правитель оказался сильным бойцом. Завоеванные территории – это богатство, прежде всего – золотые и серебряные рудники, драгоценные породы дерева. И фараон заботился о сохранности своей сокровищницы.

После усмирения восставших, он отбил нашествие морских пиратов шерданов – тех, что в далеком будущем дали название острову Сардиния и составили основу его населения. Побежденные пираты стали его телохранителями.

Готовился Рамзес II и к войне с хеттами. Этот малоазиатский народ выдвинулся в те времена на мировую арену. Период его расцвета довольно короткий – с XIV до начала XII века до н. э. Однако это был удивительный взлет!

Этнический облик хеттов загадочен. Это относительно светловолосые и светлокожие люди, что не характерно для Востока. Не вполне понятно, откуда они могли прийти и почему потом исчезли. Созданный ими могучий союз различных народов пал в начале XII столетия до н. э. – как из-за внутренних раздоров, так и под ударами завоевателей, вторгавшихся с моря, в том числе этрусков и данайцев – будущих греков.

Но пока хеттская держава находилась на взлете, фараон Египта не мог с ней не воевать. Ведь между владениями хеттов и египтян лежали соблазнительные земли – Сирия и Палестина. И каждый могущественный сосед стремился ими завладеть.

На четвертый год своего царствования Рамзес II совершил разведывательный поход в Северную Сирию. Он дошел приблизительно до нынешнего Бейрута и установил там стелу. Воинственный царь хеттов Муваталли II в это время собирал силы. Он создал военный союз больше чем 20-ти народов.

1285 год — на пятый год правления, фараон снова отправился в поход, взяв с собой главные соединения – Амона (его он возглавил лично), Ра, Птаха и Сетха. Основное сражение произошло на территории Сирии, при городе Кадеше.

Среди важнейших источников, которые сохранили сведения об этой войне, – так называемая поэма «О битве при Кадеше». Это художественное произведение, хотя, конечно, не поэма в современном понимании. В текст включены диалоги, в том числе разговор Рамзеса с богом Амоном.

Есть и источники другого типа. Документ, названый историками «отчет о сражении», содержит строгие факты. Имеются рельефы, на которых изображены эпизоды сражения с краткими текстами, объясняющими изображенное. Но достоверность этой информации довольно относительная. Показательно, к примеру, что каждая из сторон, принимавших участие в битве, – и египтяне, и хетты – объявила себя победившей. Как не вспомнить Бородинское сражение 1812 г., в котором также не было однозначного победителя! При Кадеше поле осталось за хеттами, как в 1812 г. – за французами. Однако были ли они победителями?

Накануне сражения в лагерь фараона пробрались два бедуина. Они сказали, что убежали от хеттов и отныне хотят служить египтянам. В действительности это были не перебежчики, а лазутчики, принесшие египтянам дезинформацию. И хотя их били палками, они не переставали повторять ложные сведения – и Рамзес в это поверил. Они уверяли, что хеттское войско отступило далеко на Север и можно смело идти к Кадешу. Потому Рамзес решил ринуться в бой, не дожидаясь подхода своих основных сил.

Он выдвинулся вперед с единственным соединением, названным в честь бога Амона, и своей личной гвардией (Шердани). Стал у города Кадеша. Лагерь, обнесенный щитами, был прямоугольной формы. Шатер фараона находился посередине.

Существует рельеф, представляющий вид лагеря фараона и стен Кадеша: у входа в шатер Рамзеса – знаменитый лев, египетские воины занимаются чисткой оружия… Все, казалось, было спокойным. И вдруг – атака хеттов. 2 500 хеттских колесниц плюс пехота! Рамзес II попал в окружение. Он успел надеть доспехи и прыгнуть в колесницу. Вместе с возницей и щитоносцем, которого звали Менна (редкостный случай, когда имя простого человека вошло в историю), он отбивался до последнего. Но силы были неравными.

Надписи говорят, что в отчаянии фараон обратился за помощью к богу Амону. Слова Рамзеса поражают современного читателя. Он говорит с богом требовательно, с позиций некой внутренней силы: «Что же случилось, отец мой Амон? Неужели забыл отец сына своего? Совершал ли я что-либо без ведома твоего? Разве не хожу я и не останавливаюсь по воле твоей? Разве преступал я предначертания твои? Я взываю к тебе, отец, окруженный бесчисленными врагами, о которых не ведал. Когда все чужеземные страны сплотились против меня, и я остался один, и нету со мной никого, и покинуло меня войско мое, и отвернулись многочисленные воины, я стал кричать им, но не услышал из них ни один. И постиг я, что Амон лучше миллионов воинов, сотни тысяч колесниц».

По легенде, бог Амон ответил так: «Вперед, Рамзес, я с тобой! Я твой отец, моя рука с тобой, я господин победы!» После чего совершилось чудо: Амон протянул Рамзесу руку, и тот опрокинул тысячи колесниц. Сохранилось изображение: колесница фараона, кругом множество трупов врагов, некоторые из них он сбрасывает в реку. Одного мелкого царька, Алеппо, египетские воины держат за ноги вниз головой, выливая воду, которой он наглотался, когда убегал от Рамзеса и переплывал реку. Как ни удивительно, это явные элементы древней сатиры.

Конечно, есть и рациональное объяснение произошедшего. Когда началась атака, фараон успел отправить визиря оповестить одно из своих соединений, чтобы его войска поторопились; они подошли и форсировали реку Оронт. Так что подкрепление подоспело своевременно. Впрочем, и боевой дух фараона имеет большое значение.

Рамзес, тогда еще довольно молодой правитель, был и сам потрясен своим спасением. После битвы он поклялся каждый день лично кормить лошадей, вынесших его из окружения.

А итогом битвы стала, говоря условно, «боевая ничья» с некоторым перевесом в пользу хеттов, сохранивших за собой часть владений в Северной Сирии. Понадобилось еще 16 долгих лет, чтобы противники поняли, что лучше не воевать, а объединиться, договориться о дружбе и союзе.

Последовавшие за сирийским походом годы правления выявили в фараоне абсолютно новые качества. Он оказался величайшим строителем. При нем была основана столица Пер-Рамсес в дельте Нила. У древних египтян и прежде было несколько столиц: Мемфис, Фивы, Гераклеополь.

Строил Рамзесе и собственную семью. Его первая законная жена Нефертари хорошо известна по скульптурным портретам и описаниям. Ее лучшие изображения из гранита хранятся в ватиканских музеях, а сидящая фигура из черного гранита, также изумительной красоты, находится в Турине. В Долине Царей находится ее храм, открытый археологами в 1904 г.

Второй женой Рамзеса стала Иси-Нофрет – мать его прославленного четвертого сына по имени Хаэмуас. Этот удивительный для своей эпохи человек интересовался архитектурой и древностями, занимаясь неким прообразом археологии.

Трон же перешел к тринадцатому сыну Рамзеса II – Мернептаху. А всего, насколько известно, у правителя от жен и наложниц было 111 сыновей и 65 дочерей. Изображение на стене одного из храмов запечатлело шествие его многочисленных детей.

Что сооружал неутомимый строитель Рамзес II? Трудно все сосчитать. От его эпохи осталось множество статуй. В основном это колоссы, то есть скульптуры огромных размеров. Известно имя главного зодчего – Маи. Он руководил строительством в новой столице Пер-Рамсесе. У Маи был высокий воинский чин. Он отправлял далекие экспедиции за мрамором и за гранитом, к примеру на юг, в Асуан.

Одним из чудес света стал Рамессеум – поминальный храм Рамзесе II в комплексе Абу-Симбел на западном берегу Нила, в районе Фив. Особенностью древнеегипетской культуры было то, что человек в течении всей жизни заботился о своем погребении. Считалось, что чем тщательнее он подготовит переход в иной мир, тем лучше ему там будет. Вот почему Рамзес возвел для себя такой грандиозный поминальный храм.

Позднее здание засыпало песками и открыто швейцарским востоковедом И.Буркхардтом в 1812 г. Торчавшие из песка головы принадлежат, как выяснилось, четырем сидячим колоссам высотой 20 метров каждый. В 1964–1968 годах в связи со строительством Асуанской плотины колоссов по инициативе ЮНЕСКО разобрали, распилили на тысячу с лишним блоков, перенесли выше на 65 метров и вновь собрали. Невиданное дело, объединившее специалистов из разных стран!

Имеется огромный гранитный колосс Рамзеса II в Пер-Рамсесе. Высота его около 27 метров, вес – 900 тонн. Можно только представить, каких затрат требовали такого рода сооружения. Их строительство опустошало государственную казну.

Однажды, согласно источникам, была найдена огромная, невиданных размеров глыба кварцита. Фараон сразу решил, что это будет очередной колосс. Он написал своим мастерам (которые, кстати, не были рабами), чтобы они принялись за создание нового шедевра.

Вот его слова: «Закрома будут ломиться от зерна для вас, чтобы вы ни дня не проводили без пищи. Я наполню для вас склады различными вещами: хлебом, мясом, сладкими пирожками, я дам вам сандалии, мази в избытке, чтобы вы умащали головы ваши каждые 10 дней… Я дам вам множество людей, чтобы вы ни в чем не знали нужды; рыбаков, чтобы приносили дары Нила, и много других: садовников, чтобы возделывали огороды, горшечников, дабы делали сосуды, что бы свежа была вода в летнее время». В этих обещаниях звучит истинная страсть – и к строительству, и к увековечению своей памяти.

Поглощенный строительством, фараон вынужден был то и дело отправляться в экспедиции, для подавления выступлений подвластных Египту народов. Новых земель он не завоевывал. Тем временем силы древнеегипетского государства истощались. Подобное уже было в прежние переломные эпохи – между Древним и Средним царствами, потом между Средним и Новым царствами. Предчувствуя грядущий упадок, Рамзес охотно пошел на переговоры и заключение союза с хеттами. Успеху способствовало и то, что у хеттов сменился царь. Новый властитель Хаттусили III был настроен не так воинственно, как его старший брат Муваталли II.

После продолжительных переговоров в Пер-Рамсес привезли серебряную табличку с текстом на аккадском языке. Сейчас мы называем подобного рода документы договорами о мире и взаимопомощи в борьбе против возможных врагов и опасностей. Договор заключили в 21-й год правления Рамзеса II, то есть где-то в 1269 г. до н. э. Правителю было около 40 лет.

Текст договора был переведен на египетский язык и высечен на стене Рамессеума. Были и клинописные глиняные таблички с тем же текстом. Одна из них хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

Договор довольно длинный и чрезвычайно подробный. Вот его фрагменты в переводе И.Стучевского: «Что касается будущего вплоть до вечности, что касается помысла великого властителя Египта и великого правителя страны Хетта, то да не даст бог случиться вражде между ними в соответствии с договором… Он в братстве со мной, он в мире со мной, я в братстве с ним, я в мире с ним навеки».

Текст договора египтян с хеттами выставлен сегодня в штаб-квартире ООН – как символ цивилизованных международных отношений. Это знак того, что уже многие тысячи лет назад люди могли решать некоторые вопросы мирным путем. Стремясь учиться у самого себя, человечество пока не смогло достичь больших успехов, но попытка, несомненно, отрадная.

Не случайно фараон Рамзес II остался в истории с прозвищем Великий. Он в действительности великий строитель и великий международный деятель. Заключив мирный договор с хеттами, он обеспечил и своему государству, и соседнему еще около 60 лет сравнительно спокойной жизни.

Спустя 13 лет после заключения знаменательного договора неутомимый властелин, которому было уже около 53 лет, женился на дочери царя Хаттусили III. Она приняла египетское имя Маатхорнефрура – «зрящая красоту Солнца». Солнцем для нее, безусловно, должен был стать сын бога Амона – ее супруг фараон. Существует предположение, что на бракосочетание прибыл сам хеттский царь. Впрочем, многие из египтологов в этом сомневаются. Как бы там ни было, церемония была торжественной и пышной.

На дошедших до наших дней изображениях видно, как огромная процессия несет приданое – золото и другие сокровища. Из Малой Азии в Египет гонят целые стада скота. Это немалая ценность – мясо и шкуры. Но это еще и выразительный жест: ситуация в чем-то напоминает не одержанную когда-то победу – ведь богатства прибывают в Египет, хотя это и не военная добыча… А в 62 года фараон женился, также вполне официально, еще на одной хеттской царевне, сестре первой.

В последние годы жизни Рамзес II явно наслаждался относительным покоем, все время заботясь об увековечении своей памяти. Он скончался, когда ему было около 90 лет.

Посмертная жизнь фараона оказалась довольно бурной. Он был торжественно похоронен, но уже в конце правления следующей, XX династии, в XI столетии до н. э., гробница была разграблена. Все сокровища были похищены. Мумию фараона жрецы перенесли в тогда еще не разграбленную гробницу его отца, Сети I. Но позднее и ее разграбили.

В общем, мумию переносили с места на место четыре раза и в конце концов спрятали в тайнике. Она была найдена в конце XIX столетия и стала, как деликатно пишут ученые, достоянием науки. То есть она была выставлена в качестве экспоната в Каирском музее. Сохранность мумии удивительная. В 75-м году XX века, когда она начала повреждаться, ее возили на реставрацию в Париж. При этом встречали очень торжественно, будто французскую столицу на самом деле посетил древнеегипетский фараон. И это абсолютно справедливо. Рамзес II, несомненно, заслужил уважительную память человечества.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации