Пагода - это архитектурная «музыка» буддизма. Архитектурные памятники древней индии Пагода строение

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.

Сту́па - буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Уже ранние ступы имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд,Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай).

Обычная техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:

1) Ступа Лотоса .

2) Ступа Просветления .

3) Ступа Мудрости



4) Ступа Чудес .

5) Ступа Схождения с небес Тушита

6) Ступа Примирения

7) Ступа Совершенной победы .

8) Ступа Паринирваны .

У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы

Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.

Реликварные ступы бывают двух видов:

· Шарирака - ступы, построенные над телесными останками,

· Парибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни .

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды

Для того, чтобы усилить впечатление в интерьере храма, был разработан особый архитектурный стиль.

Интерьер здания обычно состоит из одного большого помещения в центре, от которого иногда отходят другие менее важные пространства, например, коридоры.



Внутренний интерьер разграничивает ряд колонн вдоль всего прямоугольного периметра. Эта жесткая геометрическая форма служит как бы определением божественного, потому что человек, находясь в этом прямоугольнике, был лицом к лицу с самим Буддой, его физическим присутствием. Кроме того форма прямоугольника была символом конфуцианского космического порядка, символом устойчивости.

тонкими как бумага (часто буквально), и несли они более функцию ширмы. Они могли свободно перемещаться и сдвигаться.

Для того, чтобы сохранить геометрический баланс с окружающей природой, была придумана "параметрическая" крыша с фигурными скатами, сильно напоминающими кривые Безье, и декоративным карнизом. Крутой угол ската начинается в самой верхней части крыши, но сужается с более пологим наклоном к карнизу. Такой легко текучий ритм кровли хорошо гармонирует с задним планом пейзажа гор, лесов.

Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. Оригинальная задача заключалась в зрительном увеличении остроты верхних ярусов внутри помещения. А чисто конструктивная задача заключалась в поддержании кровли без устройства дополнительных рядов опорных колонн. Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. Так в свое время для Восточной Азии изобретение технологии черезстрочных опор кровли было таким же достижением, как и контрфорсы в европейских готических соборах.

Крыша является наиболее впечатляющим компонентом в японской архитектуре. Часто она занимает половину размера всего здания. Криволинейные декоративные карнизы далеко выходят за границы стен, так что образуют своего рода крытые веранды. Они всегда отбрасывают тень, потому в интерьере всегда царит характерный полумрак, вносящий свой вклад в атмосферу храма.

В качестве украшения кровли использовалась в основном глиняная черепица. Ее прямое назначение было перенаправлять потоки воды во время дождя и предотвращать эрозию. Черепичные ряды выстраивались волнообразно, а на больших крышах чередуются с контурами деревянных досок. Ну и в отличие от своих китайских соседей, японцы редко когда использовали декоративные элементы (фигуры драконов, например) и черепицу не красили. Они отдавали предпочтение естественной простоте.

Искусство планировки храмовых комплексов в Японии развивалось на протяжении нескольких веков. Оригинальная композиция планировки эпохи Тан с ее симметрией и центральной осью постепенно были заменены на асимметричный дизайн с большим вниманием к естественному ландшафту. Этому в большей степени способствовали буддийские секты Дзен и Сингон, чьи доктрины получили в Японии наибольшее распространение. Тем не менее сама архитектура храмов не претерпела изменений вплоть до наших дней

Благоговейное восхищение, радующее и поражающее воображение, возникает при созерцании и посещении достаточно часто встречающихся в Китае и Японии, Индии и Вьетнаме, Камбодже и Корее, Таиланде и других странах, проповедующих буддизм.

Чудодейственные свойства

Пагода - это многоярусная храмовая башня (обелиск, павильон) с многочисленными яркими украшениями и карнизами. Первоначально она выполняла функцию мемориала, сохраняя многочисленные реликвии, - останки Будд и прах монахов. Возведение самых первых пагод относят к началу нашей эры.

Появившись в Китае, они широко распространились по всей территории Юго-Восточной Азии и на Дальний Восток. В соответствии с древними китайскими легендами, пагоды предназначались для исцеления людей от болезней, для постижения истины в процессе медитации, а также для того, чтобы обрести возможность стать невидимыми для недругов. Однако слишком большое количество дурных человеческих поступков привело к тому, что эти сооружения стали «скрывать» свою чудодейственную силу.

Таинственные сокровища

Значение слова «пагода» в буквальном переводе с португальского языка (pagoda) и санскрита («бхагават») - «башня сокровищ». Монастырские сооружения в большинстве своем сохранили исконное назначение, но доступ для путешественников к действующим монастырям ограничен. Парковые постройки выполняют скорее символическую роль, привлекая множество туристов неповторимым внутренним убранством и возможностью осмотра окрестностей с высоты любого яруса. Но в них нельзя увидеть ритуальные церемонии и поистине священных предметов.

Блистательное великолепие сакральных сооружений, прекрасно сочетающееся с благородным спокойствием, напоминает, а зачастую и является дворцовыми комплексами. Императорская пагода - стилизованное с особой помпезностью и величием, покрытое желтой черепицей, цвет которой символизировал верховную власть.

Архитектурные изыски

Китайские строители возводили сооружения по оригинальной технологии на основе деревянной каркасной конструкции «доугун», в переводе означающей «ковш и балка». При постройке таких домов не использовалось ни одного железного гвоздя. Расставив столбы в определенном порядке и скрепив их перекладинами, китайцы устанавливали каркас, который впоследствии покрывался крышей из тяжелой черепицы. Но самое интересное: для облегчения давления на столбы китайцы сооружали усеченные пирамиды из широкие основания которых упирались в верхнее перекрытие, а вершины - в столб. В итоге вся нагрузка ложится на эти брусочки, отличавшиеся по величине и форме и называвшиеся «доу» - «ковш», соответственно, «гун» - «балка».

Таким образом, пагода - это удивительное сооружение, в котором стены не несут никакой нагрузки. Они выполняют функции перегородок и позволяют устанавливать окна и двери в произвольном количестве.

Замысловатые особенности

Самые ранние китайские пагоды построены в форме квадрата, а более поздние здания стали уже шести-, восьми- и двенадцатиугольными, некоторые - круглыми. Можно встретить деревянные и каменные постройки, но достаточно часто использовались обливные кирпичи, железо и медь. Количество уровней в древнекитайских пагодах обычно нечетное, наиболее распространены постройки с 5-13 уровнями. Фантазия зодчих возводила изящные здания, чудесным образом вписывающиеся в окружающее природное пространство и формирующие неповторимый Традиционно такие постройки сооружались в горной местности, подальше от шумных центральных районов Китая.

Пагода в провинции Шаньси, дворцовые сооружения

Особый интерес вызывает исключительность 9-уровневой пагоды (ее высота - 70 метров) в провинции Шаньси, построенной около тысячелетия назад. Это наиболее древнее деревянное здание в мире, сохранившееся до наших дней. Причем уникальность антисейсмической конструкции уберегла ее от многочисленных разрушительных землетрясений.

Китайские пагоды в стиле дворцовых построек акцентируют внимание на величии императора. Изящные, загнутые вверх крыши, украшенные фигурами птиц и зверей, служат для отвода дождевой воды подальше от основания здания. Это позволяет сохранять деревянные стены от влаги, делает эти сооружения более долговечными.

Пагода японская - музыка Будды

Создавая атмосферу одухотворенности, в японском саду принято возводить на возвышенностях, натуральных или искусственных. Традиционно при обустройстве сада сначала устанавливаются ворота, а затем - пагода японская, являющаяся центральным композиционным объектом.

Высота сооружения не ограничена ничем, кроме… каменных фонарей, которые должны быть ниже пагоды в 1,5-2 раза. В стране восходящего солнца они могут быть совсем маленькие (до 1 метра), расположившиеся в миниатюрном саду. А это значит, что в зоне видимости вообще отсутствуют каменные фонари. По классическим канонам пагода - это сооружение, состоящее из отдельных камней и образующее у основания квадрат. Ее вертикальное сечение - трапеция с искривленными боками. Самое интересное, что камни в японской пагоде не закреплены между собой, а постройка держится за счет их собственного веса. Поэтому при ее возведении весьма важны тщательный расчет и аккуратность.

На фоне великолепных пейзажей в умиротворяюще-одухотворенной атмосфере царят многоярусные пагоды, отличающиеся формами, высотами и яркими расцветками. Они неизменно привлекают внимание и будоражат воображение человека.

Во Вьетнаме свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. Однако еще до недавнего времени государственные органы власти активно вмешивались в эту сферу жизни. Возможно, поэтому по официальным данным больше 80% граждан Вьетнама считаются неверующими. Мировая общественность активно критиковала существующее положение в стране, касающееся религии. И сейчас ситуация изменилась: по данным социологических опросов международных организаций большинство вьетнамцев считают себя приверженцами какой-либо веры. Интересен факт, что в стране нет «главенствующей» религии, а достаточно много самых разных верований. Еще интересней, что некоторые жители Вьетнама загадочным образом умудряются верить сразу в несколько богов.

Традиционные религии

Этим термином принято объединять разные верования, связанные с обожествлением предков и духов. Например, во Вьетнаме верят в Богиню-мать, а также существует культ предков. Традиционные религии – самые древние, их отголоски можно найти в разных странах мира. Например, в России принято отдавать часть поминального угощения умершему (рюмка водки, накрытая кусочком хлеба или конфеты на могилу). Это древняя традиция, связанная с почитанием души предков. А Богиня-мать существовала во многих ранних религиях мира, например, в греческой мифологии ей стала Гея, богиня Земли и всего, что рождается на ней.

В домах вьетнамцев распространены обычаи задавать вопросы, советоваться с умершими. Есть так называемые домашние алтари, связанные с почитанием покойных. Вьетнамцы верят, что если не проявлять уважение к прародителям, они могут обидеться и начать мстить. Интересно, что традиционные верования могут сочетаться с другими. Например, житель Вьетнама может считать себя буддистом и при этом воздавать дань памяти умершим родственникам по традициям культа предков. По некоторым данным, традиционные религии практикуют больше половины вьетнамцев.

Буддизм

Эта религия во Вьетнаме самая древняя и самая распространенная, после традиционных верований. Даже впервые посещающий страну турист поймет это по наличию статуй Будды, которые можно встретить практически везде. Сейчас во Вьетнаме, как, впрочем, и во всем мире, существует несколько направлений этой религии. Самая распространенная – буддизм Махаяны. Возникло это направление в Индии, и оттуда попало на территорию современного Вьетнама еще в 1 веке до н.э.

Туристам будет интересно посмотреть на буддийские храмы и статуи Будды. Многие из этих религиозных сооружений впечатляют своей величиной, красотой или оригинальностью. Самые знаменитые статуи и храмы:


Христианство

Во Вьетнаме религия христианская, в основном, представлена католичеством. В подтверждение этому можно увидеть католические церкви в разных городах страны. Но и православные христиане во Вьетнаме есть, в том числе выходцы из России. Католицизм в страну принесли французы, ведь эта территория находилась под их колониальным гнетом. У католиков сложные отношения с руководством страны: их, вроде бы, никто не притесняет, но они постоянно выдвигают властям новые требования. В основном претензии касаются передачи культурных объектов из государственной собственности в руки церкви. Протесты иногда доходят до столкновений с силовыми структурами.

Ислам

Исламисты Вьетнама всегда жили несколько обособлено от остального мира. И хотя они соблюдают религиозные традиции, ходят в мечети и чтут Коран, некоторые ритуалы проходят здесь своеобразно. Например, Рамадан длится у вьетнамских исламистов три дня, а не месяц, как у мусульман всего мира. Мечетей в стране мало, поэтому обычные туристы могут и не побывать там.

Остальные религии


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Среди разнообразных памятников китайской архитектуры особое место занимают многочисленные монастыри, храмы, гробницы, пагоды, обелиски и т.д., строившиеся в большом количестве в Китае в первых веках нашей эры и представляющие собой яркую страницу национального зодчества.

В связи с проникновением из Индии буддизма в первые века н.э. начинается строительство многочисленных буддийских храмов. Буддизм широко использовал искусство для пропаганды и внедрения своих идей. Наиболее ранние памятники буддийского культового каменного зодчества, сохранившиеся до нашего времени, – это многоярусные своеобразные по форме башни – пагоды (по-китайски «бао-та» – башня сокровищ).

Тип здания пагоды происходит от индийской ступы. Первоначально они, так же как и ступы, служили для хранения реликвий, будучи одновременно как бы символом буддийской религии. С течением времени назначение и роль их значительно расширились.

Хотя идея сооружения пагоды заимствована из Индии, но художественное воплощение ее, общий архитектурно-композиционный приём вертикальных высотных сооружений с многочисленными горизонтальными, загнутыми вверх карнизами является в своей основе глубоко национальным. Внешние влияния лишь в некоторой степени отразились в декоративных деталях, причем творчески переработанных в соответствии с художественными вкусами китайского народа.

Пагоды широко распространены по всему Китаю. Они строились в комплексе монастырей и гробниц, а также в уединенных местах на вершинах пустынных гор, на берегах рек и озер. В некоторых случаях пагоды создавались в память каких-либо важных событий и имели мемориальное значение. Пагоды на могилах (обычно небольших размеров) свидетельствовали о захоронении последователя буддизма.

На первый взгляд пагоды мало чем отличаются друг от друга. Архитектурный приём в решении многоярусного сооружения представляет собой известное повторение. Но это только первое впечатление. Более близкое знакомство с этими замечательными произведениями показывает большое разнообразие композиционных приёмов, что вообще является характерной чертой архитектуры Китая.

Место для возведения пагод обычно выбиралось строителями очень внимательно. Учитывалась значительная архитектурная роль этих сооружений в общей системе застройки или в данных природных условиях. Стройные, стремящиеся вверх пагоды с многослойными карнизами, как бы парящие в воздухе, размещались в наиболее выгодных для обозрения местах. Любовь к природе и бережное сохранение существующего пейзажа диктовали китайским зодчим такие приёмы расположения сооружений, которые делали архитектуру органической частью облюбованного ландшафта. Здания гармонически сливались с окружающей обстановкой.

В ряде случаев пагоды сооружались при монастырях и погребениях в пустынных местах на вершинах холмов и гор, подчеркивая своим силуэтом господствующую высоту. Они являлись своеобразными маяками, ориентиром для странников-путешественников. Устройство пагод на вершинах гор также соответствовало учению буддизма: длинный путь к храму или пагоде настраивал путника на размышления, ещё раз показывал его ничтожность и полную зависимость от природы, суетность земной жизни.

В сооружении пагод китайские зодчие показали высокое строительное искусство. Наиболее ранние из сохранившихся пагод относятся к VI веку нашей эры. Они отличаются простотой и монументальностью. Одной из древнейших является пагода Сун-юэ-сы на священной горе Суншань в Хэнáни (523 г.). Она построена целиком из кирпича и имеет высоту около 40 м. На массивном двенадцатиугольном низком основании возвышается многогранная суживающаяся кверху башня. Ее 15 этажей отделены друг от друга узкими кирпичными карнизами. Верхний карниз состоит из 15 слоев кирпича.

На половине высоты пагода разделена на верхнюю и нижнюю части лестничнообразным кирпичным карнизом. С четырёх сторон размещены двери, имеющие вытянутую форму. В настоящее время они частично заложены, и остались только квадратные проёмы в виде окон. Над дверями устроены нависающие арки. Восемь наклонных стен нижней части пагоды гладкие, только в их верхней части выложены из кирпича скульптурные изображения одноэтажной квадратной пагоды. Двенадцать углов верхней части пагоды украшены восьмигранными пилястрами с базами и капителями.

Верхняя часть сооружения увенчана конусообразной башенкой с девятью кольцами. Чередование различных по своей обработке частей пагоды создает особую пластическую игру масс. Внутреннее помещение устроено в виде восьмиугольной трубы (столпа), которая по мере движения вверх постепенно сужается. Очертание башни, строгое и суровое, смягчено плавным изгибом, сообщающим силуэту всего сооружения особое изящество. По общему виду пагода Сун-юэ-сы напоминает памятники индийской архитектуры.

Пагоды, построенные в Танский период (618-907 гг.), отличаются большим разнообразием композиционных приёмов. Встречаются восьмигранные пагоды на четырехугольном основании, пагоды, имеющие ярусную композицию, пагоды конусообразные, расчленённые только лёгкими карнизами.

Среди многочисленных пагод, созданных в эпоху Тан из камня и кирпича и сохранившихся до наших дней, значительный интерес представляет пагода Да-янь-та или «Большая пагода диких гусей» (провинция Шэньси). Это сооружение является классическим памятником китайского зодчества. Построенная в 652 году, пагода поражает своей монументальностью при очень простой композиционной структуре.

Высота пагоды около 60 м при основании в 24 кв. м. Ступенчатая семиэтажная пагода, квадратная в плане, напоминает своим силуэтом огромную пирамиду, покрытую шатровой крышей из поливной черепицы. Каждый этаж завершен многослойным кирпичным карнизом с большим выносом. Этот композиционный прием, акцентирующий убывающие вверх этажи, в то же время сообщает пагоде органичность: она как бы высечена из одного куска камня. Каждый этаж расчленён узкими пилястрами, число которых сокращается по мере движения вверх.

Кирпичные стены пагоды облицованы светлым, слабо обожжённым кирпичом. В центре стены находятся проёмы, обработанные арками. Сочетание арочных проемов, расположенных на одной вертикальной оси по этажам, подчеркивает стройность и целеустремленность всего сооружения при его монументальности. Четкость и простота композиционного замысла, хорошие пропорции всего здания и отдельных его частей, удачный цвет – всё это создает незабываемое впечатление. Поставленная на вершине холма, величественная пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим ландшафтом.

Из многочисленных архитектурных произведений Сунской эпохи до наших дней сохранились только пагоды. По ним можно судить о композиционных приёмах, которые применялись в архитектуре Сунского времени, отличавшегося от предыдущего периода более изысканными формами.

Пагоды эпохи Сун чрезвычайно разнообразны как по общему очертанию, так и по обработке деталей. В пагоде Ляоди в городе Динсянь (провинция Хэбэй), построенной в 1001 году, развитые по высоте этажи разделены кирпичными карнизами с большим выносом. Как и в ранних пагодах, этажи по мере движения вверх уменьшаются, что создает криволинейное очертание.

Пагоды Х-XII вв. по сравнению с подобными же сооружениями танского периода показывают значительную эволюцию как стиля, так и самого характера архитектурных форм. Массивность и величественность ранних пагод периода Тан, отражающих могущество государства, смягчается позднее большей утончённостью форм и богатством чисто декоративных приёмов. Памятников светской архитектуры сунского времени сохранилось мало, но понятие о развитом зодчестве этого периода можно получить благодаря изображениям архитектурных сооружений в живописи, которая достигает в это время большого совершенства.

Наряду с башнеобразными, ярусными, многоэтажными пагодами значительное место в архитектуре Китая занимают сооружения, напоминающие известную индийскую ступу. Форма ступы, канонизированная ламаизмом, нашла своеобразное разрешение в китайской практике. Сохраняя в принципе общую композицию, ступа в отдельных случаях приобретала специфические черты.

Ступа, состоящая из трёх основных элементов – квадратного в плане основания, цилиндрической части и конусообразного завершения, увенчанного металлическим диском, имеет приземистый вид.

Обычно средняя часть, подчеркнутая кольцами рустов, превалирует в общей композиции. Завершение, также стоящее на квадратном основании, стороны которого обработаны своеобразными раскреповками, является как бы второстепенным элементом. Размеры конуса, также обработанного крупными рустами, относительно общего объема, невелики. Вся пагода по силуэту напоминает огромную бутыль.

Среди разнообразных по композиции пагод, созданных в различные периоды, значительный интерес представляют пятибашенные пагоды.

Одним из ранних памятников этого типа является пагода Хуата храма Гуанхуэй, построенная в XII веке в городе Чжэндин в провинции Хэбэй.

Это сооружение своим силуэтом напоминает вытянутую ступенчатую трёхъярусную пирамиду. Первый этаж имеет в плане форму восьмиугольника; по углам поставлены четыре восьмигранных незначительных по высоте башенки, увенчанные шатровыми крышами со ступами наверху. Два верхних яруса в виде низких восьмиугольников, представляющих собой центральный объем композиции, увенчаны многослойными карнизами, напоминающими доу-гун. Таким образом, здесь использованы пластичные формы, блестяще разработанные в деревянной архитектуре.

Завершающая пагоду восьмигранная усечённая пирамида, на которой стоит шатёр с загнутыми краями, богато орнаментирована скульптурой, которая создает впечатление сплошного декоративного узора. Мотивы скульптуры навеяны индийским искусством.

Высочайшими древними сооружениями Китая являются сохранившиеся до наших дней пагоды Бэйта в провинции Хэбэй, имеющая высоту 70 м, и Ляоди высотой 82 м (в провинции Хэбэй).

Наряду с каменными и кирпичными пагодами строились пагоды из железа. Эти сооружения являлись по существу сборными. Отдельные металлические элементы (железные и бронзовые литые плиты), заготовленные заранее, собирались при постройке. Соединение плит между собой производилось при помощи литья, а также посредством хорошо разработанной конструкции замковых сопряжении.

Как в дереве строители умели без единого гвоздя при помощи остроумных врубок прочно соединять отдельные конструктивные элементы, так и в металле смонтированные плиты создавали надежную конструкцию.

Самая древняя сохранившаяся до наших дней железная пагода, построенная в 963 году нашей эры.

Пока жила в Таиланде, обнаружила в себе странное свойство: храмы разных религий манят меня, радуют и «вставляют» порой так, как ни одна синяя таблетка ни одного московского мажора ни в одном ночном клубе не вштыривает. Типичный пример — история с н в Паттайе. В буддийской пагоде Otres Pagoda в Сиануквиле, Камбоджа, все было несколько по-иному. Наполовину существующий, храмовый комплекс удивил неожиданно богатым внутренним миром.

Почему буддийской пагоды Otres Pagoda почти не существует

Потому что она еще строится.

Мы были в храмовом комплексе в декабре 2015-го, и сама пагода находилась с состоянии двух металлических каркасов, по которой под жужжание строительных машин эквилибрируют кхмеры в оранжевых каска. Под буддийской пагодой подразумеваются высокие ступы, где хранятся некие священные артефакты, или же пагоды могут служить мемориальными комплексами.

Впрочем, на территории Otres Pagoda, помимо главной, есть множество небольших мемориальных, как я предполагаю, ступ.
Размеры не мешают сооружениям выглядеть очень величественно и внушительно. Когда я гуляла между ними, не понимала, какую функцию несут эти здания, но не покидало ощущение, что брожу по кладбищу. Информации о местечке почти нет, а мой кхмерский в зачаточном состоянии — к своему стыду, могу лишь догадываться, что в небольших ступах хранятся прахи духовных личностей — монахов, священнослужителей.


Даже сейчас, в незаконченном виде, пагода на Отресе — занятный экскурсионный объект, рекомендую ее для посещения тем, кто малость интересуется буддийскими храмами.

Жирную точку к нынешнему посту о буддийской пагоде на Отресе поставлю, дав обещание посвятить отдельную публикацию рассказу о том, как многогранен буддизм. Пусть эта тема интересна совсем малому кругу читателей, все-таки приглашаю вместе расширять сознание, изучая духовную жизнь этой планетки. Которая то и дело норовит улететь в тартарары из-за недальновидности, ограниченности и невежества большинства ее обитателей. К коему отношусь, разумеется, и ваша покорная слуга, что плодит здесь свои заметки…

С пожеланиями процветать материально и духовно, искренне ваша, Marta

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации