Канонизированный адмирал. Святой праведный воин феодор ушаков

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013

Наша читательница из Минска Валентина Борисовна Толстик задает вопрос: почему РПЦ канонизирует в святые военачальников, и насколько это соответствует христианским нормам? Ну что же, попробуем разобраться.

СВЯТОЙ АДМИРАЛ

Журналист Владимир Рогоза в 2007 году опубликовал статью «Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова?». В ней он, в частности, писал:

«В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России…

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

…Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображением первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома.

…Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора.

…О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

…Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова.

…В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

…Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова».

* * *

Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим – но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные – вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю. Но в России и в РПЦ служение Богу подменяют служением своей империи, что к христианству никакого отношения не имеет. Вот почему ВМФ с таким ажиотажем подхватил канонизацию Ушакова и сделал его чуть ли не богом, которому стал молиться. И вот почему – оценивая людей по мере служения империи, а не по мере служения Богу – вслед появились предложения сделать святыми Суворова, Жукова и даже Сталина. Никаких чудес во славу Бога не совершали тоже недавно канонизированные Дмитрий Донской и Николай II Романов.

СВЯТОЙ АНТИФАШИСТ

В феврале 2012 года в Русской православной церкви в Мюнхене канонизировали нового святого. Александр Шморель - этнический немец, но выходец из России, он создал в нацистской Германии антифашистскую организацию "Белая роза". С розой в правой руке его и будут изображать на иконах.

Российский «Первый канал» сообщил: «Когда его схватило гестапо, ему было 25 лет. Шморель - первый новомученник, прославляемый после возобновления канонического общения Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. Свиток в руках у юноши в белом одеянии - предсмертное письмо. Студент-медик Александр Шморель, изменник Рейха для гестапо, мученик - для верующих, а для друзей просто Шурик на иконе рядом с оптинскими старцами и царем Николаем II».

Шморель разбросал листовки в Мюнхенском университете на глазах у всех, за что был сразу арестован гестапо. Казнили 13 июля 1943 года. В листовках «антифашист взывал к чести и совести солдат и офицеров Вермахта».

Снова вопрос: какое чудо он совершил, разбрасывая листовки в Мюнхенском университете, адресованные находящимся на фронте солдатам и офицерам? Даже практической пользы от этого никакой не было. Мученик? А разве меньше мучились жители Хатыни, которых сожгли заживо? В войну погибли от нацистов десятки миллионов, но РПЦ канонизирует не Гастелло или Матросова, а Шмореля – за разбрасывание листовок. Кстати, у нас органы пропаганды разбрасывали эти листовки на головы немцев – причем на фронте – каждый день тысячами тонн.

В общем, нам, обывателям, логика выбора этих святых не понятна. Но логика есть – это какие-то скрытые политические манипуляции сообществ церковников.

СВЯТОЕ ВОИНСТВО МОСКВЫ

На сайте российской Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского (кстати, а его чего в святые тоже не возвели?) есть раздел «Святые покровители русского воинства». Там, в частности, рассказывается (сохраняю орфографию источника):

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» - вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» - это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» - уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» - никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные - то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» - понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» - это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…

Санаксарский мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников) основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича. Обитель богата святыми подвижниками и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

«Жизнь – родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых. Вот краткое жизнеописание великого флотоводца.

Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье. В феврале 1761 года был зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге, который успешно закончил в 1766 году с получением чина мичмана. По окончании учебы был определен на флот Балтийского моря с последующим переводом на юг, в Азовскую флотилию.

В августе 1783 года капитан II ранга Ф. Ушаков прибыл в Херсон, а через два года уже в чине капитана I ранга будущий прославленный адмирал прибыл на корабле «Святой Павел» в новопостроенную крепость Севастополь.

В августе 1787 года Турция объявила о вступлении в войну с Россией. Победы в начавшихся военно-морских баталиях с неприятелем прославили русский флот. В июне-июле 1788 года русская морская эскадра под командованием Феодора Ушакова одержала первую победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси. 1790 год был ознаменован еще одной победой над турецким флотом в Керченском морском сражении у острова Тендры. А за блистательную победу у мыса Калиакрия, завершившую в 1791 году русско-турецкую войну, контр-адмирал Ф. Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского.

После вступления в 1796 году на Российский престол Императора Павла I произошли определенные изменения политической обстановки, был заключен союз с Англией против республиканской Франции. В августе 1798 года началась Средиземноморская кампания, в ходе которой были освобождены Ионические острова (Занте, Кефалония, Чериго и другие). В 1799 году после взятия крепости Корфу Ф. Ушаков был произведен в чин адмирала.

26 октября 1800 года адмирал Ф. Ушаков возвратился в Севастополь, а в марте 1801 года был переведен в Петербург.

Праведный воин Феодор Ушаков

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.

Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

2/15 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».

Праведный воин Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. Светское и духовное начала соединились в нем удивительно гармонично, и жизнь его, победив неумолимое время, стала достоянием вечности, превратившись в воплощенную легенду, песню, переходящую из уст в уста.

В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью.

В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью.

От эпохи адмирала Ушакова нас отделяет сравнительно небольшой временной промежуток – всего два столетия. Сохранились свидетельства об Ушакове, живущие в семейных преданиях родственников его соратников, возрождена обитель, с которой адмирала связывали прочные духовные нити и где были погребены его честные останки, сохранилась деревня Алексеевка, в которой он провел последние годы жизни, уйдя на покой от суетных земных дел и всецело посвятив себя Богу. Каждый из нас имеет счастливую возможность припасть к раке со святыми мощами воина Феодора и испросить у него Небесного заступничества.

В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения отечеству.

4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

На иконе новопрославленный святой изображен со свитком, на котором начертаны знаменательные слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся ко славе России» – и это действительно так. Светлыми молитвами святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, будут посланы нашему отечеству мир, благоденствие и процветание.

Праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его - Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими, главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал и пример родного дяди – монаха Феодора, подвизавшегося в Санаксарском монастыре в далекой Мордовии.

В храме Богоявления-на-Острову, в трех верстах от Бурнаково, Федора крестили, здесь же в школе для дворянских детей он обучался грамоте и счету. В феврале 1761 года 16-летний Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где прилежно постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Через пять лет учеба была завершена - молодой мичман принял присягу и получил назначение на Балтийский флот. Первые годы его службы прошли в интенсивной учебе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Федор Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики и был переведен на юг, в Азовскую флотилию.

1775 год стал годом создания на Черном море регулярного линейного русского флота. За три года в 30 верстах от устья Днепра были выстроены адмиралтейство, порт и город Херсон. В августе 1783 года сюда прибыл 38-летний капитан второго ранга Федор Ушаков. А когда Крым был окончательно присоединен к России (в конце того же года), Екатерина II издала указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, в том числе и большой крепости Севастополь, с адмиралтейством, верфью для кораблей, портом и поселением. В августе 1785 года в Севастопольскую бухту вошел 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» с капитаном первого ранга Федором Ушаковым на борту.

Через два года - 11 августа 1787 года - Турция объявила России войну. Для ведения боевых действий были развернуты две русские армии, в задачу которых на первых порах входила охрана российской границы. И только флоту, базировавшемуся в Севастополе, были даны более широкие полномочия.

Вскоре произошла и первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся личные качества капитана Федора Ушакова, принявшего на себя руководство боем. Несомненное упование на помощь Божию и, как следствие, неустрашимость перед неприятелем - вот что было решающим во флотоводческом таланте капитана Ушакова.

За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».

Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».

Турки жаждали реванша: к утру 28 августа турецкий флот стоял на якоре между Гаджибеем (впоследствии Одессой) и островом Тендра. Сюда же со стороны Севастополя вышла русская эскадра. Завидев русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силе, стали спешно рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Всю мощь бортовой артиллерии Ушаков обрушил на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, а затем и с флагманом турецкого флота - 74-пушечной «Капуданией». И опять удача сопутствовала русским - взрыв «Капудании» стал завершающим звеном в победе при Тендре.

По возвращении в Севастополь командующим Черноморским флотом Федором Ушаковым был отдан приказ: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки».

Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

Еще в начале войны Федор Ушаков принял руководство над портом и городом Севастополем. Теперь, в мирное время, он организовал здесь ремонт боевых кораблей, строительство разных мелких судов, по его распоряжениям и при неустанном личном участии на берегах бухт строились пристани, перестраивалась небольшая соборная церковь святителя Николая - покровителя мореплавателей. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья.

Теперь прославленный контр-адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».

В начале 1793 года контр-адмирала Ушакова призвали в Петербург - Екатерина II пожелала видеть героя, стяжавшего громкую славу Отечеству, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». За заслуги перед престолом и Отечеством императрица поднесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников и пожаловала чин вице-адмирала.

В 1796 году на Российский престол вступил император Павел I. В то время революционная Франция «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Вице-адмирал Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот, а в начале августа 1798 года - высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции». Взяв курс на Константинополь, российская эскадра скоро приблизилась к Босфору. Командующим объединенными силами был назначен вице-адмирал Ушаков.

Так началась его знаменитая Средиземноморская кампания, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.

Первой задачей было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых - Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным.

Командующий поступил премудро: он обратился с письменным воззванием к жителям островов - православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения. Как ни сопротивлялись французы, наш десант решительными действиями освободил острова Цериго, Занте и Кефалонию…

10 ноября 1798 года Федор Ушаков писал в донесении: «Благодарение Всевышнему Богу, мы с соединенными эскадрами, кроме Корфу, все прочие острова от рук зловредных французов освободили». 18 февраля 1799 года, в 7 часов пополуночи начался штурм и Корфу - на следующий день крепость пала. Это был день великого торжества адмирала Ушакова, торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимом мужестве.

Командующий сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».

За победу при Корфу император Павел I произвел Федора Ушакова в полные адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.

Как полномочный представитель России, адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов - первое греческое национальное государство нового времени.

В то же время в Северной Италии русские под предводительством славного Александра Суворова громили «непобедимую» армию французов. Суворов просил адмирала Ушакова оказывать ему всемерную поддержку с юга. И два великих сына России, находясь в теснейшем взаимодействии, били французских республиканцев на суше и на море. Русские моряки и десантники взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен у мощей святителя Николая Чудотворца, затем Неаполь и 30 сентября 1799 года вошли в Рим.

Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

На очереди была Мальта, но на исходе 1799 года адмирал Федор Ушаков получил приказ императора Павла I о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь.

Жители Республики Семи Соединенных Островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече, поднесенном ему на прощанье, было написано: «Остров Корфу - адмиралу Ушакову». Столь же памятные и дорогие награды были и от других островов…

В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, на Российский престол взошел его сын Александр I. Политика России резко изменилась. И вскоре адмирал Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург - при дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России.

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался (выделено мною. - О. Г. )».

Продолжая нести службу в должности главного командира Балтийского гребного флота и начальника Петербургских флотских команд, Федор Ушаков и эти обязанности исполнял с ревностью и усердием, как это вообще было ему свойственно. Кроме того, адмирал не забывал заботиться и о ближних: в его дом в Петербурге приходили за помощью многие. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, хлопотал перед именитыми сановниками; взял он на себя и заботу об осиротевших племянниках.

С болью Федор Федорович следил за происходящим в Европе: близился к завершению один из этапов франко-русской войны, готовился мир в Тильзите. Император Александр I вскоре сделается союзником Наполеона Бонапарта, а Ионические острова будут переданы «зловредным» французам…

19 декабря 1806 года легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением». Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что непобедимый воин был исполнен смирения и покорности воле Божией - это были чувства истинно христианские.

Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

Началась Отечественная война 1812 года. На борьбу с французами поднялся весь народ - в Тамбовской губернии, как и везде, формировалось ополчение, начальником которого избрали Федора Федоровича Ушакова. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага».

Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

После праведной кончины Феодора Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова.

В декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. А в августе 2006 года в Саранске был освящен единственный в мире храм, посвященный святому моряку.



15 / 10 / 2006

Блестящий морской офицер, известный русский адмирал, командующий Черноморским флотом Екатерины II и Павла I, потомственный дворянин Федор Ушаков в XXI веке был причислен к лику святых. И это невероятное событие произошло не только за ратные заслуги непобедимого воина.

Начало военной службы

Будущий русский флотоводец родился далеко от моря, в Ярославской губернии, в семье отставного офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Как и все юноши из дворянских семей, в шестнадцать лет он покинул родительский дом, чтобы начать военную службу. Федор Ушаков был зачислен в Санкт-Петербургский кадетский корпус и уже через два года в чине гардемарина совершил свое первое учебное плавание на корабле «Святой Евстафий».

В двадцать один год в чине мичмана он был зачислен в галерный флот на Балтике. Но особенно молодой офицер проявил себя во время службы на Черном море, командуя палубным ботом «Курьер». Русско-Турецкую войну Федор Ушаков встретил капитаном бригадирского ранга, командуя линкором «Святой Павел» и авангардом Севастопольской эскадры.

Виртуозный тактик

Вступая в первое крупное морское сражение, капитан Ушаков имел всего лишь два линкора и десять фрегатов, которые бросил против семнадцати линкоров и восьми фрегатов Оттоманской Порты. Но благодаря военной тактике и выдающимися качествами командира, в открытом бою он одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Капитан Ушаков без колебаний перестраивал флот в боевой порядок при непосредственном сближении с противником, минимизируя этим время на тактическое развертывание, пока турецкий флот медленно занимал наветренное положение и выстроился в две кильватерные колонны.

К тому же, вопреки сложившейся военно-морской тактике нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков ставил свой корабль в авангард, что обеспечивало ему быструю оценку боевой обстановки, точный расчет всех факторов успеха и начинал решительную атаку, увлекая собственным мужеством остальные корабли эскадры. Уже за первый год русско-турецкой войны Черноморский флот Екатерины II одержал множество решительных побед, приведя турецких моряков «в чрезвычайный страх и ужас». Вскоре флот Оттоманской Порты потерял господство над Черным морем, Крым больше не подвергался опасности высадки янычаров, а Федор Ушаков был произведен в контр-адмиралы.

Православный воин и политик

В качестве командующего Черноморским флотом, адмирал Ушаков не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. Одной из самых важных своих задач он считал сохранение жизней членов экипажей и все победы достигал исключительно благодаря разработанным им планам тактического ведения боя. Оттоманская Порта капитулировала и после вступления на престол Павла I, контр-адмирал Федор Ушаков возглавил Средиземноморскую кампанию по освобождению греческих островов от французских войск.

И здесь он проявил себя как мудрый политик. Контр-адмирал мог отдать приказ и из корабельных пушек разрушить бастионы Корфу, Цериго, Занте, Кефалонии, но при этом пострадали бы и греческие поселки. Поэтому адмирал обратился с письменным воззванием к жителям островов - православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь местного населения во время наземных боев русского десанта.

После изгнания французов с греческих земель командующий флотом сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия…»

Истинный христианин

Во всех своих действиях и поступках офицер Федор Ушаков руководствовался христианскими нормами и правилами. Он был воспитан истинным христианином, в том числе на примере жизни своего дяди - Ивана Ушакова или преподобного Феодора Санаксарского. Дворянин, которому предстояла блестящая жизнь и карьера гвардейского офицера, еще в юности испросил у императрицы Елизаветы Петровны разрешение на постриг в монахи Александро-Невской обители. Позже он стал отшельником Саровской пустоши, возглавил Санаксарскую обитель. Для Федора Ушакова христианское подвижничество родственника было высочайшим достижением религиозных чувств и строгой нравственности.

Когда адмирал вышел в отставку, он поселился в имении, купленном рядом с Санаксарским монастырем и все последние годы жизни посвятил молитве и благотворительной деятельности.

Во время Отечественной войны 1812 года он в своем имении устроил госпиталь для раненых и на личные сбережения сформировал Тамбовский пехотный полк. По словам современников, он раздавал собственные средства «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага». Остаток своих дней провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви...»

Канонизация святого

Адмирала Федора Ушакова похоронили в 1817 году на территории Санаксарского монастыря рядом с его дядей, иеромонахом Федором.

В конце XX века церковная комиссия стала разбирать вопросы о канонизации воина Федора Ушакова и в ходе длительного и скрупулезного рассмотрения пришла к единодушному выводу, что он является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем, но и образцом верного служения православной Церкви.

В 2001 году в Санаксарском монастыре было осуществлено прославление адмирала Федора Ушакова в качестве святого Русской православной Церкви. В этом грандиозном событии участвовали митрополиты, монастырская братия, паломники и заслуженные адмиралы, командующие флотами России и Украины. Причисленный к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии, Федор Ушаков, ныне почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.

Святые и праведные Божьи служителя, как правило, относятся к священству или монашеству, как Николай Угодник или Александр Свирский, они с детства были посвящены Богу, как Матронушка Московская. Все праведники отличаются в основном подвигом нищенского существования, максимальным отказом от всех благ общества. Пребывание в постах, голоде и холоде - привычная жизнь для святых, о которых слышали и кому поклоняются православные верующие.

В чем же христианский подвиг красивого моряка, дворянина по происхождению, увешенного орденами адмирала, посвятившего жизнь служению Родине? За что воин был причислен после смерти к лику святых?

Детские годы и близкие родственники

Житие праведного святого моряка Федора Ушакова - пример полного доверия Богу как в личной жизни, так и в военных действиях. Мало кто из полководцев и адмиралов может гордиться тем, что во время их службы не было проиграно ни одно сражение, не потерян ни один корабль и среди его подчиненных нет ни одного попавшего в плен.

Адмирал Российского флота Феодор Ушаков

24 февраля по новому стилю 1745 года в деревне Бурнаково, которая находилась в Ярославском крае, родился мальчик Федор, будущий святой моряк, праведник России.

Его родителями были небогатые дворяне, ведущие благочестивый образ жизни, Федор и Прасковья Ушаковы, отличающиеся глубокой верой во Всевышнего Бога.

Высокая мораль и религиозные качества были почитаемы в этой семье, примером тому служил на то время родной дядя, а в будущем святой Феодор Санаксарский.

Храм Богоявления-на-Острову стал свидетелем крещения новорожденного Федора. В церковной школе при монастырском храме через несколько лет мальчик Ушаков постигал основы грамоты и счета, после чего 16-летний юноша был зачислен в Морской корпуса Санкт-Петербурга кадетом.

Быстро пролетели года учебы, и флот принял нового молодого мичмана.

Начало службы

Усердное отношение к службе не осталось незамеченным среди опытных моряков Балтийского флота, куда был направлен молодой мичман. Успешно овладев секретами морской практики, Федор был переведен в Азовскую эскадрилью.

В 1775 году на Черном море по указу императрицы началось создание регулярного российского флота, адмиралтейство которого располагалось в Херсоне, куда и был отправлен в 1783 году Федор Ушаков в звании капитана второго ранга.

Через два года новосозданная крепость Севастополь встречала корабль «Святой Павел», которым командовал капитан первого ранга Федор Федорович Ушаков.

Участие в военных действиях

В 1787 году российский флот под командованием капитана бригадного ранга Ушакова, имея всего 2 корабля против 17 турецких кораблей, принял бой и победил во много раз превосходившего противника.

Важно! Флотоводческий талант Федора Ушакова основывался, по словам капитана, не только на храбрости, искусном ведении боя, личных качествах, но и на Божьей помощи, к которой всегда взывал будущий святой воин.

В возрасте 45 лет Федор Федорович, контр-адмирал и командующий Черноморским флотом, отмечен князем Потемкиным в письме императрице Екатерине ІІ, как отличный воин:


Турецкое командование не могло смириться с постоянным поражением при наличии флота, дважды превосходящем по силе русскую флотилию.

Жаждущие реванша турецкие адмиралы в конце августа того же года вывели флот недалеко от нынешней Одессы, но дух страха уже охватил турецких моряков, которые бросились уходить только при виде русской флотилии. Сам командующий был на флагмане «Рождество Христово», который после сражения с тремя кораблями противника провел победоносную атаку турецкого флагмана «Капудания», чем и поставил точку победы в этом морском бою.

Победой при Тендре командующий Черноморским флотом считал дарованной Богом. В своем приказе святой воин выразил благодарность Творцу и призвал всех свободных от вахт моряков принять участие в богослужении в храме Николая Чудотворца, который был перестроен на личные средства командующего, после устроить салют, для этого задействовать 51 пушку.

Благодаря вере в Божью поддержку и умелому руководству контр-адмирала Федора Ушакова 29 декабря 1791 года между Россией и Турцией был подписан мирный договор, которому предшествовала четвертая победа около мыса Калиакрия.

Интересно! По свидетельству историков прославленный моряк после победы ежедневно присутствовал на всех храмовых службах, рассмотрение военных дел начинал только после молитвы.

В 1793 году праведный воин Ушаков получил чин вице-адмирала и крест со святыми мощами Божьих угодников.

В знаменитой Средиземноморской кампании, начавшейся в 1798 году, России и Турции против Франции в полной мере проявились не только качества великого флотоводца, но и государственного деятеля, милосердного христианина и благодетеля освобожденных народов.

После каждой победы командующий воздавал хвалу Богу в благодарственных молебнах.

Так победа при Корфу ознаменовалась большим торжеством, отмечавшимся в день Святой Пасхи выносом мощей святого Спиридона Тримифунтского.

Адмиральство

Император Павел І, взошедший на престол после смерти Екатерины, присвоил Федору Ушакову чин адмирала и полномочного представителя России в будущей республике Семи Соединенных Островов, впоследствии ставших Грецией.

Житийная икона святого воина Феодора Ушакова

Правление мудрого представителя сопровождалось миром, тишиной и спокойствием. Поддерживая военные сухопутные действия русских под руководством Суворова, моряки одержали победу над французами в Бари, после чего был отслужен молебен у мощей Николая Спасителя.

После освобождения Мальты по приказу императора черноморская эскадрилья вернулась в Севастополь.

Шел 1800 год, а через год в результате переворота на престол Российской империи взошел Александр І, изменивший судьбу морского флота России.

После перевода командиром Балтийского флота Федор Федорович жил в Петербурге, его дом был известен всем нуждающимся. Некоторые получали помощь в виде еды и одежды, другие уходили с нужным советом, осиротевшие племянники постоянно находились под опекой любящего дяди.

Политика императора, подписавшего договор с французами, болью отозвалась в сердце адмирала, и он в конце 1806 года получил положительный ответ на поданное прошение об отставке.

«Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением».

Завершающие годы жизни

Подав в отставку, праведный воин поселился в деревне Алексеевке, недалеко от Санаксарского монастыря, где некогда служил его дядя.

Своими воспоминаниями о годах жизни в уединении славного адмирала России поделился иеромонах Нафанаил. По его словам, Ушаков жил без излишеств, часто приезжал на молитвенные службы, Великий пост святой воин жил в стенах монастыря, выстаивая с монахами все службы.

Монастырская казна не раз пополнялась значительными суммами ревностного верующего Ушакова.

Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым

По состоянию здоровья адмирал не смог уйти в ополчение в 1812 году, когда началась война с Наполеоном, но помогал в тылу тем, что обосновал госпиталь на свои сбережения и этим помогал фронту.

Верный прихожанин православной церкви, истинный христианин умер 2 октября 1817 года и был похоронен около святого Федора, своего дяди.

Канонизация

Революционные действия пронеслись смерчем и над Санаксарским монастырем, разрушив часовню, установленную над мощами адмирала.

В годы Второй мировой войны в память о героических подвигах великого командира был учрежден орден имени Ушакова и принято решение о восстановлении памятника над его могилой. По найденным останкам была проведена идентификация тела и установлен новый памятник.

В 2001 году, 5 августа адмирал Ушаков, праведный воин был канонизирован как местночтимый святой, а в 2004 году, 6 октября причислен к лику праведных.

На заметку! Мощи канонизированного адмирала в 2016 году были перенесены в город моряков Севастополь.

Трижды в году православные верующие чтят дни памяти святого моряка, покровителя ВМФ России:

  • 5 августа - канонизация или прославления;
  • 15 октября - преставление верного сына Церкви;
  • 5 июня - Собор Ростовских Святых.

Житие святого праведного воина Феодора Ушакова

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации