Что дает аспирантура и когда туда стоит идти. Что такое аспирантура и для чего она нужна

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» - «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию .
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы

Аспирантура - что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные вопросы. Что же это такое? Аспирантура является основной формой подготовки кадров, имеющих высшую квалификацию. Раньше сие считалось уделом меньшинства. Поступить в нее было возможно только по специальному направлению от института, где работал специалист с дипломом.

Поступающему предстояло узнать, что такое аспирантура, выдержав серию вступительных экзаменов по специальности, философии и иностранному языку, а также пройдя отборочный конкурс.

Такие же особенности остались и сегодня. Есть только одно исключение: поступить туда может любой выпускник высшего учебного заведения, у которого есть склонность к научной и исследовательской деятельности и который стремится полностью реализовать себя в научных изысканиях. Что такое аспирантура и зачем она нужна? Это форма обучения, цель которой - подготовка высококвалифицированных кадров для учебных заведений и других научных учреждений, а также для тех социальных сфер, где без науки не обойтись.

Обучение

Итак, ваша цель - аспирантура. Что такое это - теперь ясно. Как же ведется обучение? Существует две формы - заочная и очная. Срок обучения на очной составляет три года. Заочная длится на год дольше. Организация процесса обучения имеет множество серьезных отличий от организационных форм в высших учебных заведениях. Конечно, здесь также имеются лекционные занятия, семинары и экзамены, но часов на подобные занятия выделяется гораздо меньше в сравнении с тем, что обучающиеся должны выполнять самостоятельно в качестве своей научно-исследовательской деятельности. Что такое аспирантура? По сути, обучение здесь является скорее индивидуальным, чем коллективным.

На все время учебы для каждого аспиранта составляется индивидуальный план, где прописаны все основные виды работ, их сроки, а также результаты выполнения. По собственному плану человек каждый год должен отчитываться на специальном заседании научной лаборатории или кафедры, на которой он обучается. Результаты такого обсуждения позволяют перевести его на следующий учебный год.

Каждый аспирант за время своего обучения должен сдать три обязательных экзамена: по своей специальности, истории и философии, а также по иностранному языку. Для того чтобы учащиеся успешно сдали кандидатские экзамены, учебное заведение устраивает дополнительные занятия. Такие условия ставит аспирантура. Что такое кандидатский экзамен? пройдя которое, человек получает звание

Научный руководитель

Этот человек является для аспиранта главным лицом. Научным руководителем обычно назначают того, кто является в своей области ведущим ученым. Как правило, это либо либо профессор. Научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему кандидатской диссертации. Вместе они составляют план и советуются по всем основным вопросам, касающимся исследования аспиранта.

Диссертация кандидата

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от или что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Сфера деятельности аспиранта

После успешного окончания и защиты кандидатской диссертации аспиранту присваивается звание кандидата наук. Теперь он вполне может занять высокооплачиваемую должность в какой-либо организации или учреждении по тому профилю, который он избрал для себя.

Таким образом, если человек решает связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, он интересуется тем, что такое аспирантура и магистратура. Перед ним стоит выбор. Чтобы стать кандидатом наук, нужно закончить аспирантуру, защитив степень же станет ступенькой на пути к статусу аспиранта.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса.

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами...

... и дочитайте этот материал

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

В последние годы многие учащиеся стремятся стать аспирантами. Это связано с тем, что после защиты диссертации у них появляется больше возможностей. В переводе с латинского слово «аспирант» означает стремящийся к чему-либо. В первую очередь люди, захотевшие продолжить обучение, стремятся к знаниям. Если специальность техническая, у них появляется возможность сделать открытие в выбранной отрасли. Гуманитарии же с помощью получения кандидатской степени повышают свой рейтинг на рынке труда. Разберемся более подробно, что дает аспирантура.

Преимущества аспирантуры

Прежде всего, студенты обращают внимание на то, что в аспирантуре реально получить отсрочку от армии и стипендию. Если ВУЗ или НИИ готовят научных работников по технической специальности, то размер стипендии может быть намного выше минимальной по стране, которая сейчас установлена на уровне 2 500 рублей. Другие преимущества стоит разделить на три большие группы:

  1. Возможность самосовершенствоваться в выбранной профессии. Это преимущество редко привлекает молодых и амбициозных людей, поэтому данная формулировка все чаще привлекает в аспирантуру зрелых и уже состоявшихся в профессии специалистов. На время обучения аспирантам доступны научные библиотеки, лаборатории и посещение конференций.
  2. Возможность заниматься наукой и делать собственные открытия и изыскания. У будущих кандидатов наук есть перспектива заниматься наукой. Даже без защиты диссертации они могут заявить о себе в научном мире публикациями и выступлениями на конференциях.
  3. Вариант пойти не только по выбранной специальности, но и обучать студентов. Окончание магистратуры тоже дает возможность преподавать, но в заведения выше ССУЗов вас не возьмут. С кандидатской степенью можно вести лекции в вузах.
  4. За научную степень на государственной службе доплачивают, а за публикации в специализированных изданиях часто дают повышенные гонорары.
  5. Со временем можно защитить докторскую диссертацию, что дает возможность вступить в руководящий состав вуза или научного учреждения.

Чаще всего аспирантуру предпочитают выбрать те, кто хочет заниматься научными изысканиями.

Для этого дополнительное обучение готово дать максимальное количество возможностей.

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

  • учителю;
  • экономисту;
  • юристу.

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации