ГИА, 2013 г. |
ИНФОРМАТИКА И ИКТ |
|||||||
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже |
||||||||
приведены первые пять строк таблицы. |
||||||||
обществознание |
||||||||
русский язык |
||||||||
обществознание |
||||||||
В столбце A записан округ, в котором учится ученик; в столбце B – фамилия; |
||||||||
в столбце C – любимый предмет; в столбце D – тестовый балл. |
||||||||
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам. |
||||||||
Выполните задание |
||||||||
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам |
||||||||
сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в |
||||||||
этой таблице, ответьте на |
два вопроса. |
|||||||
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве |
||||||||
любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите |
||||||||
в ячейку H2 таблицы. |
||||||||
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? |
||||||||
Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не |
||||||||
менее двух знаков после запятой. |
||||||||
Полученную |
||||||||
организаторами экзамена. |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Первая формула используется для русскоязычной записи функций, вторая – для англоязычной.
В ячейку Е2 запишем формулу
ЕСЛИ(A2="В";C2;0) =IF(A2="В";C2;0)
Скопируем формулу во все ячейки диапазона Е3:Е1001.
В ячейку H2 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(E2:E1001;"информатика") =COUNTIF(E2:E1001;"информатика")
В ячейку H3 запишем формулу
СУММЕСЛИ(A2:A1001;"С";D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;"С") =SUMIF(A2:A1001;"С";D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001;"С")
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос: 10; |
|
на второй вопрос: 540,35 |
|
Указания по оцениванию |
|
Получены правильные ответы на оба вопроса. Допустима |
|
запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые |
|
указаны в задании) при условии правильности полученных |
|
ответов. Допустима запись ответов с большей точностью |
|
Получен правильный ответ только на один из двух вопросов |
|
Правильные ответы не получены ни на один из вопросов |
|
Максимальный балл |
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли », имеющим следующий вид:
если условие то последовательность команд
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых командприказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то вправо закрасить все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то вправо все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока », имеющий следующий вид:
нц пока условие последовательность команд
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно вправо кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
ГИА, 2013 г. |
ИНФОРМАТИКА И ИКТ |
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, |
|
а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – |
|
курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|». |
|
| Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене, и |
|
закрашиваем клетки |
|
нц пока не сверху свободно |
|
закрасить |
|
пока сверху свободно |
|
| Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены, и |
|
закрашиваем клетки |
|
нц пока справа свободно |
|
закрасить |
|
| Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене, и |
|
закрашиваем клетки |
|
нц пока не справа свободно |
|
закрасить |
|
нц пока справа свободно |
|
| Двигаемся вниз до конца вертикальной стены и закрашиваем клетки |
|
нц пока не справа свободно |
|
закрасить |
|
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Возможны и другие варианты решения. |
||
Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, |
||
более привычного для учащихся. |
||
Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не |
||
Указания по оцениванию |
||
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных |
||
При всех допустимых исходных данных верно следующее: |
||
1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не |
||
разбивается; |
||
2) закрашено не более 10 лишних клеток; |
||
3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, |
||
которые должны были быть закрашены |
||
Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, |
||
позволяющие поставить 1 или 2 балла |
||
Максимальный балл |
ГИА, 2013 г. |
ИНФОРМАТИКА И ИКТ |
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами
числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают
Программа должна вывести одно число – максимальное число, кратное 5.
Пример работы программы: |
|
Входные данные |
Выходные данные |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var n,i,a,max: integer; begin
readln(n); max:= -1;
for i:= 1 to n do begin
if (a mod 5 = 0) and (a > max) end; then max:= a;
end. writeln(max)
Возможны и другие варианты решения.
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
Входные данные |
Выходные данные |
|||||
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом |
|||||||
Указания по оцениванию |
|||||||
Предложено верное решение. Программа правильно работает |
|||||||
на всех приведённых выше тестах. |
|||||||
Программа может быть записана на любом языке |
|||||||
программирования |
|||||||
Программа выдаёт неверный ответ на одном из тестов, |
|||||||
приведённых выше. Например, решение, в котором не задано |
|||||||
условие отбора чисел (a mod 5 = 0) , выдаст неправильный |
|||||||
ответ на тесте № 1 |
|||||||
Программа выдаёт на тестах неверные ответы, отличные от |
|||||||
описанных в критерии на 1 балл |
|||||||
Максимальный балл |
Задание 19 № 19. В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
округ | фамилия | предмет | балл |
|
Ученик 1 | обществознание | |||
Ученик 2 | немецкий язык | |||
Ученик 3 | русский язык | |||
СВ | Ученик 4 | обществознание |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В - фамилия; в столбце С - любимый предмет; в столбце D - тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19 № 39.
1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19 № 59.
1. Сколько учеников в Северо-Западном округе (СЗ) выбрали в качестве любимого предмета русский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (3)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19 № 79.
Выполните задание.
1. Сколько учеников в Центральном округе (Ц) выбрали в качестве любимого предмета английский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Восточного округа (В)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19 № 99.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Юго-Восточном округе (ЮВ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Юго-Западного округа (ЮЗ)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19 № 119.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Южном округе (Ю) выбрали в качестве любимого предмета английский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Юго-Восточного округа (ЮВ)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Вариант № 53428
1. C 1 № 59. В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк
табл ицы:
A
B
1 округ фамил ия
C
D
предмет
балл
2
C
Ученик 1 общ ествознание
246
3
В
Ученик 2
немецкий язык
530
4
Ю
Ученик 3
русский язык
576
5
СВ
Ученик 4 общ ествознание
304
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В - фамилия; в столбце С - любимый предмет; в
столбце D - тестовый балл. Всего в электронную табл ицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Сколько учеников в Северо-Западном округе (СЗ) выбрали в качестве любимого предмета русский язык? Ответ
на этот воп рос зап ишите в ячейку Н2 табл ицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (3)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3
табл ицы с точностью не менее двух знаков после зап ятой.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. Запишем в ячейку H2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2="СЗ";C2;0) и скопируем ее в диапазон H3:H1001. В
таком случае, в ячейку столбца Н будет записываться название предмета, если ученик из Северо-Западного округа
(СЗ) и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(H2="русс кий язык";1;0), получим столбец(J) с единицами и
нулями. Далее, используем операцию =СУММ(J2:J1001). Получим количество учеников, которые считают своим
люб имым предметом русский язык. Таких 11 чел овек.
2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку E2 следующее выражение:
=ЕСЛИ(A2="3";D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек Е2:Е1001, получим столбец, в
котором записаны баллы только учеников Западного округа. Просуммировав значения в ячейках, получим сумму
баллов учеников: 57 807. Далее посчитаем количество учеников Западного округа с помощью команды
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;"З"),
получим:
108.
Разделив
сумму
баллов
на
количество
учеников,
пол учим: 535,25 - искомый средний балл.
Ответ: 1) 11; 2) 535,25.
2. C 1 № 339. В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках,
автоп редп рия тие м с 1 по 9 октября. Ниже приведены первые пять строк табл ицы:
совершённых
некоторым
A
B
C
D
E
F
1
Дата
Пункт
отп равл ения
Пункт
назначения
Расстоя ние
Расход
бензина
Масса груза
2
1
октября
Липки
Берёзки
432
63
600
3
1
октября
Орехово
Дубки
121
17
540
4
1
октября
Осинки
Вязово
333
47
990
5
1
октября
Липки
Вязово
384
54
860
Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке. В столбце A записана дата перевозки (от «1
октября» до «9 октября»); в столбце B - название населённого пункта отправления перевозки; в столбце
C - название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D - расстояние, на которое была осуществлена
перевозка (в километрах); в столбце E - расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F - масса
перевезённого груза (в килограммах). Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в
хронол огическом порядке.
Выполните задание.
На основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос
зап ишите в ячейку H2 табл ицы.
2. Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос
зап ишите в ячейку H3 табл ицы с точностью не менее одного знака после зап ятой.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. Из таблицы видно, что последняя запись, датируемая 3 октября имеет номер 118. Тогда, записав в ячейку Н2
формул у =CУMM(D2:D118), пол учим суммарное расстоя ние: 28468.
2. Для ответа на второй вопрос запишем в ячейку G2 формулу =СУММЕСЛИ(В2:В371;" Липки" ;F2:F371). Таким
образом, получим суммарную массу груза. Применив операцию СЧЁТЕСЛИ(В2:В371;"Липки"), получим количество
грузоперевозок, совершённых из города Липки. Разделив суммарную массу на количество грузоперевозок, получим
среднюю массу груза: 760,9.
Возможны и другие варианты решения, например сортировка строк по значению столбца В с последующим
задание м правильных блоков для функций.
3. C 1 № 835. В цехе предприятия, производящего детали машин для резки картона, работают 150 сотрудников.
Данные о раб оте сотрудников зап исываются в электронную табл ицу. Ниже приведены первые пять строк табл ицы.
Каждая строка табл ицы содержит зап ись об одном маршруте перелёта. В столбце A записан город назначения, в
столбце B - страна назначения; в столбце C - примерное время в пути. Всего в электронную таблицу были
занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.
Каждая строка таблицы содержит запись об одном сотруднике цеха. В столбце A записана фамилия
сотрудника; в столбце B - имя; в столбце C - отчество; в столбце D - количество деталей, которое должен был
обработать сотрудник по плану; в столбце Е - сколько деталей сотрудник обработал. Всего в электронную таблицу
были занесены данные по 150 сотрудникам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте
на два воп роса.
1. Сколько сотрудников должны обработать согласно плану более 120 деталей? Ответ на этот вопрос запишите
в ячейку H2 табл ицы.
2. Сколько процентов сотрудников не выполнили план? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков
после зап ятой зап ишите в ячейку H3 табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
Реш ение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Первая формул а исп ользуе тся для русскоя зычной зап иси функций; вторая - для англоя зычной.
В ячейку H2 запишем формулу, определяющую, сколько сотрудников должны обработать в год согласно плану
более 120 детал ей:
=СЧЁТЕСЛИ(D2:D151;">120")
=COUNTIF(D2:D151;">120")
Для ответа на второй вопрос в столбце G для каждого сотрудника запишем 1, если сотрудник изготовил деталей
не меньше, чем по плану, и 0 в обратном случае. В ячейку G2 зап ишем формул у
=ЕСЛИ(D2<=E2;1;0)
=IF(D2<=E2;1;0)
Скоп ируе м формул у во все ячейки диап азона G2:G151.
Далее, чтобы определ ить кол ичество сотрудников, которые вып олнил и план,
зап ишем формул у в ячейку I1
=СЧЁТЕСЛИ(G2:G151;"0")
=COUNTIF(G2:G151;"0")
Для пол учения окончательного ответа в ячейку H3 зап ишем формул у:
=I1*100/150
Возможны и другие вариа нты решения.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально
подготовл енные для проверки вып олнения данного задания, то должны пол учиться следующ ие ответы:
на первый воп рос: 45;
на второй воп рос: 79,33.
4. C 1 № 319. В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены
первые пять строк табл ицы:
A
B
C
1
Город
Числ енность
насел ения
Страна
2
Асмун
91,40
Егип ет
3
ВинерНойштадт
39,94
Австрия
4
Люл еб ургаз
100,79
Турция
5
Фёклабрук
11,95
Австрия
В столбце А указано название города; в столбце В - численность населения (тыс. чел.); в столбце С - название
страны. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице
произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте
на два воп роса.
1. Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ
зап ишите в ячейку F2.
2. Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот
воп рос с точностью не менее двух знаков после зап ятой (в тыс. чел.) зап ишите в ячейку F3 табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. Запишем в ячейку G2 следующую формулу =ЕСЛИ(B2<100;1;0) и скопируем ее в диапазон G3:G1001. В таком
случае, в ячейку столбца G будет записываться единица, если город имеет численность населения менее 100 тыс.
человек. Таким образом, получим столбец с единицами и нулями. Применив операцию =СУММ(G2:G1001), получим
кол ичество городов, числ енность насел ения которых менее 100 тыс. чел овек: 448.
2. Запишем в ячейку J2 следующее выражение: =СУММЕСЛИ(C2:C1001;"Авс трия";B2:B1001), в результате
получим сумму количества жителей только австрийских городов: 3679,179. Далее посчитаем количество австрийских
городов, для этого применим операцию =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;"Авс трия"), получим количество австрийских
городов: 72. Раздел ив суммарную числ енность насел ения на кол ичество городов, пол учим: 51,09.
Ответ: 1) 448; 2) 51,09.
5. C 1 № 440. В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот
первые строки пол учившейся табл ицы:
A
B
C
D
1
Ученик
2
Лиштае в Евгений
1
81
79
3
Будин Сергей
2
63
90
4
Христич Анна
6
62
69
5
Иванов Данил а
7
63
74
4
50
66
1
60
50
6 Глотова Анастасия
7
Лещ енко
Владислав
Школа География Информатика
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В - номер школы учащегося; в столбцах С, D - баллы,
полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100
баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице
произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся школы № 5? Ответ на этот вопрос
зап ишите в ячейку F4 табл ицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике не менее 45
балл ов? Ответ с точностью до одного знака после зап ятой зап ишите в ячейку F5 табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1) В столбце Е для каждого учащегося вычислим сумму баллов по двум предметам, если это - ученик школы № 5.
Для ученика другой школы ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(В2=5;
С2 +D2; "") Скопируем формулу во все ячейки диапазона ЕЗ:Е273. Для того чтобы найти наименьшую сумму, в ячейку
F3 внесём формул у =МИН(Е2:Е273).
2) Для ответа на второй вопрос в дополнительной ячейке, например в НЗ, найдём количество участников,
набравших по информатике не менее 45. Это можно сделать различными способами, в том числе при помощи
функции =СЧЁТЕСЛИ(D2:D273; «>44»). Выразим полученное значение в процентах от общего числа участников
тестирования. Результат зап ишем в ячейку F5: =НЗ/272*100.
Ответ: 1) 78; 2) 84,9.
6. C 1 № 219. В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк
табл ицы:
A
B
C
D
E
1
Продукт
2
Арахис
45,2
26,3
9,9
552
3
Арахис
жареный
52
26
13,4
626
4
Горох отварной
0,8
10,5
20,4
130
0,2
5
8,3
55
5 Горошек зелёный
Жиры, г Белки, г Угл еводы, г Кал орийность, Ккал
В столбце А записан продукт; в столбце В - содержание в нём жиров; в столбце С - содержание белков; в
столбце D - содержание угл еводов и в столбце Е - кал орийность этого продукта.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 7 г жиров и меньше 7 г белков? Запишите число этих
продуктов в ячейку H2 табл ицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров более 50 г? Ответ на этот вопрос запишите в
ячейку H3 табл ицы с точностью не менее двух знаков после зап ятой.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. Запишем в ячейку G2 следующую формулу =ЕСЛИ(И(B2<7;C2<7);1;0) и скопируем ее в диапазон G3:G1001. В
таком случае, в ячейку столбца G будет записываться единица, если продукт содержит меньше 7 г жиров и меньше 7 г
белков. Применив операцию =СУММ(G2:G1001), пол учим ответ: 450.
2. Запишем в ячейку J2 следующее выражение: =СУММЕСЛИ(B2:B1001;">50";E2:E1001), в результате получим
сумму калорий продуктов с с содержанием жиров более 50 г: 11 5742. Применив операцию
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;">50"), получим количество продуктов с содержанием жиров более 50 г: 328. Разделив,
пол учим среднее значение продуктов с содержание м жиров более 50 г: 352,87.
Ответ: 1) 450; 2) 352,87.
7. C 1 № 299. В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены
первые пять строк табл ицы:
A
B
C
1
Город
Числ енность
насел ения
Страна
2
Асмун
91,40
Егип ет
3
ВинерНойштадт
39,94
Австрия
4
Люл еб ургаз
100,79
Турция
5
Фёклабрук
11,95
Австрия
В столбце А указано название города; в столбце В - численность населения (тыс. чел.); в столбце С - название
страны. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице
произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте
на два воп роса.
1. Сколько городов Бел оруссии представл ено в табл ице? Ответ зап ишите в ячейку F2.
2. Какова средняя численность населения городов, количество жителей которых не превышает 100 тыс.
человек? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3
табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. Запишем в ячейку G2 следующую формулу =ЕСЛИ(C2="Белорусс ия";1;0) и скопируем ее в диапазон
G3:G1001. В таком случае, в ячейку столбца G будет записываться единица, если город находится в Белоруссии.
Применив операцию =СУММ(G2:G1001), пол учим ответ: 111.
2. Запишем в ячейку J2 следующее выражение: =СУММЕСЛИ(B2:B1001;"<100";B2:B1001), в результате
получим сумму количества жителей в городах, население которых не превышает 100 тыс. человек: 13 928,836.
Применив операцию =СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<100"), получим количество городов, население которых не превышает
100 тыс. человек: 448. Разделив, получим среднюю численность населения городов, количество жителей которых не
превышае т 100 тыс. чел овек: 31,09.
Ответ: 1) 111; 2) 31,09.
8. C 1 № 580. Среди учеников 5−11 классов проводили социологический опрос. Результаты занесли в электронную
табл ицу. Ниже приведены первые пять строк табл ицы:
A
B
C
D
E
1
Фамил ия
Имя
Класс
Люб имый
предмет
Оценка за люб имый
предмет
2
Александров
Артемий
5
информатика
4
3 Александрова Александра
6
алгебра
4
4
Анай
Ангыр
10
геометрия
4
5
Ананкина
Пол ина
8
русский язык
4
6
Андрее в
Ярослав
7
информатика
5
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В - имя, в
столбце С - класс, в столбце D - люб имый предмет, в столбце Е - оценка за люб имый предмет.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Сколько учеников любят алгебру? Ответ на этот воп рос зап ишите в ячейку H2 табл ицы.
2. Какой процент учеников 7 класса имеют оценку 3 за любимый предмет? Ответ на этот вопрос с точностью не
менее 2 знаков после зап ятой зап ишите в ячейку H3 табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. В ячейку Н2 запишем формулу, которая определяет, сколько всего учеников любят информатику:
СЧЁТЕСЛИ(D2:D219; "алгебра").
2. Для ответа на второй вопрос в столбце G для каждого учащегося запишем его оценку за любимый предмет,
если он учится в 7 классе, и 0 в обратном случае. В ячейку G2 запишем формулу =ЕСЛИ(С2=7;Е2;0). Скопируем
формулу во все ячейки диапазона G2:G219. Далее, чтобы определить количество учащихся, у которых оценка за
любимый предмет 3, запишем в ячейку I1 формулу =СЧЁТЕСЛИ(G2:G219;"3"). Сосчитаем количество учеников 7
класса. В ячейку I2 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(С2:С219;7). Выразим полученное значение в процентах от
общего числа учеников. Результат запишем в ячейку НЗ: =I1*100/I2 Возможны и другие варианты решения, например с
исп ользование м сортировок, фильтров и т. д.
Ответ: 1) 25; 2) 35,14.
9. C 1 № 620. В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов
Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк табл ицы:
A
B
C
D
E
Имя
Отчество
Год
рождения
Год
смерти
Борис
Никол ае вич
1899
1973
3 Агнивцев Никол ай
Яковлевич
1888
1932
4 Адамович Гео ргий
Викторович
1892
1972
1 Фамил ия
2
Агап ов
5
Аксёнов
Иван
Александрович
1884
1935
6
Амари
Михаил
Осип ович
1882
1945
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В - имя, в
столбце С - отчество, в столбце D - год рождения, в столбце Е - год смерти. Всего в электронную таблицу были
занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Определ ите кол ичество поэтов, родившихся в 1888 году. Ответ на этот воп рос зап ишите в ячейку Н2 табл ицы.
2. Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1930 года, носили имя Иван. Ответ на этот вопрос с
точностью не менее 2 знаков после зап ятой зап ишите в ячейку НЗ табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. В ячейку Н2 запишем формулу, которая определяет количество поэтов, родившихся в 1888 году:
=СЧЁТЕСЛИ(D2:D151; 1888).
2. Для ответа на второй воп рос, в столбце G для каждого поэта зап ишем его имя, если он умер позже 1930 года, и
0 в другом случае. В ячейку G2 запишем формулу =ЕСЛИ(Е2>1930; В2; 0). Скопируем формулу во все ячейки
диапазона G3:G151. Далее, чтобы определить количество поэтов с именем Иван, запишем формулу в ячейку I1
формулу =СЧЁТЕСЛИ(G2:G151;"Иван"). Сосчитаем количество поэтов, умерших позже 1930 года. В ячейку I2
запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;">1930"). Выразим полученное значение в процентах от общего числа
поэтов, умерших позже 1930 года. Результат запишем в ячейку НЗ: =I1*100/I2 Возможны и другие варианты решения,
нап ример с исп ользование м сортировок, фильтров и т. д.
Ответ: 1) 5; 2) 3,51.
10. C 1 № 640. В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в
электронную табл ицу. Ниже приведены первые пять строк табл ицы:
A
B
C
D
E
1
Фамил ия
Имя
2
Абашкина
Елена
9
168
50
3
Аксенова
Мария
9
183
71
4 Александров Константин
7
170
68
5
Алексее ва
Анастасия
8
162
58
6
Алиев
Ариф
7
171
57
Класс Рост Вес
Каждая строка табл ицы содержит зап ись об одном ученике. В столбце А зап исана фамил ия, в столбце В - имя; в
столбце С - класс; в столбце D - рост, в столбце Е - вес учеников. Всего в электронную таблицу были занесены
данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Каков вес самого тяжёлого ученика 10 класса? Ответ на этот воп рос зап ишите в ячейку Н2 табл ицы.
2. Какой процент учеников 9 класса имеет рост больше 180? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков
после зап ятой зап ишите в ячейку НЗ табл ицы.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1. В столбце F для каждого учащегося запишем его вес, если он учится в 10 классе, и 0 в обратном случае. В
ячейку F2 запишем формулу: =ЕСЛИ(С2=10;Е2;0) . Скопируем формулу во все ячейки диапазона F2:F212. Благодаря
использованию относительных ссылок в столбце F в строках 2−212 будут записаны либо вес ученика, либо 0. Для
того чтобы найти ответ, в ячейку Н2 внесём формул у =MAKC(F2:F212).
2. Для ответа на второй вопрос в столбце G для каждого учащегося запишем его рост если он учится в 9 классе и
0 в обратном случае. В ячейку G2 запишем формулу =ЕСЛИ(C2=9;D2;0). Скопируем формулу во все ячейки
диапазона G2:G212. Далее, чтобы определит: количество учащихся, рост которых более 180 запишем в ячейку I1
формулу =СЧЁТЕСЛИ(С2:С212;">180") . Сосчитаем количество учеников 9 класса. В ячейку I2 запишем формулу
=СЧЁТЕСЛИ(С2:С212;9). Выразим полученное значение в процентах от общего числа учеников. Результат запишем в
ячейку НЗ: =I1*100/I2 Возможны и другие вариа нты решения, нап ример с исп ользование м сортировок, фильтров и т. д.
Ответ: 1) 80; 2) 47,06.
11. C 1 № 763. Ваня Иванов собирался полететь на каникулах на отдых и записал расписание перелётов из Москвы в
разные города в виде табл ицы. Ниже приведены первые пять строк табл ицы.
А
B
C
1
Город
Страна
Примерное время в пути
2
Абакан
РОСС ИЯ
4
ОАЭ
5
3 Абу-Даби
4
Адлер
РОСС ИЯ
2
5
Акаба
ЕГИП ЕТ
5
Каждая строка табл ицы содержит зап ись об одном маршруте перелёта. В столбце A записан город назначения, в
столбце B - страна назначения; в столбце C - примерное время в пути. Всего в электронную таблицу были
занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. В какое количество городов можно долететь менее чем за 4 часа? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2
табл ицы.
2. Какой процент от всех 5-часовых перелётов составляют 5-часовые перелеты в Египет? Ответ на этот воп рос
нужно зап исать в ячейку H3 табл ицы с точностью одного знака после зап ятой.
task19.xls
Пояснение.
1. В ячейку H2 запишем формулу, определяющую, в какое количество городов можно долететь менее, чем за 4
часа: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C192;"<4").
2. Для ответа на второй вопрос, в столбце G для каждого перелёта запишем страну назначения, если время
перелёта 5 часов и 0 в обратном случае. В ячейку G2 зап ишем формул у: =ЕСЛИ(C2=5;B2;0).
Скопируем формулу во все ячейки диапазона G3:G192. Посчитаем количество 5-часовых перелётов в Египет. Для
этого зап ишем в ячейку I1 формул у: =СЧЁТЕСЛИ(G2:G192;"ЕГИПЕТ").
Посчитае м общее кол ичество 5-часовых перелётов. В ячейку I2 зап ишем формул у: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C192;5).
Выразим полученное значение в процентах от общего числа всех 5-часовых перелётов. Результат запишем в
ячейку H3: =I1*100/I2.
Доп ускаются и другие способ ы решения, нап ример с исп ользование м сортировок, фильтров и т.д.
Ответ на первый воп рос: 111. Ответ на второй воп рос: 12,5.
12. C 1 № 500. В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот
первые строки пол учившейся табл ицы:
A
B
C
D
1
Ученик
Округ
2
Брусов Анатол ий
Зап адный
18
12
3 Васил ьев Александр
Восточный
56
66
4
Ермишин Роман
Северный
44
49
5
Моникашвил и
Эдуа рд
Центральный
65
78
6
Кругл ов Никита
Центральный
57
67
7
Титова Анастасия
Северный
54
63
Физика Информатика
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В - округ учащегося; в столбцах С, D - баллы,
полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100
баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице
произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ с
точностью до двух знаков после зап ятой зап ишите в ячейку G2 табл ицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с
точностью до одного знака после зап ятой зап ишите в ячейку G4 табл ицы.
Примечание. При решении допускается использование любых возможностей электронных таблиц. Допускаются
вычисл ения при помощ и ручки и бумаги. Исп ользование калькул яторов не доп ускае тся.
task19.xls
Пояснение.
task19.xls
1) В столбце Е для каждого учащегося вычислим сумму баллов по двум предметам, если это ученик школы округа
«Южный». Для ученика из другого округа ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу
=ЕСЛИ(В2=«Южный»; С2+D2;"") Благодаря использованию относительных ссылок в столбце Е непустые значения
строк 2−267 будут равны суммам баллов учеников школ округа «Южный». Для того чтобы найти среднее, в ячейку G2
внесём формул у =СРЗНАЧ(Е2:Е267).
2) Для ответа на второй вопрос в дополнительной ячейке, например в НЗ, найдём количество участников из школ
округа «Западный». Это можно сделать различными способами, в том числе при помощи функции
=СЧЁТЕСЛИ(В2:В267; "Западный"). Выразим полученное значение в процентах от общего числа участников
тестирования. Результат зап ишем в ячейку G4: =НЗ/266*100.
Ответ: 1) 117,15; 2) 15,4.
13. C 1 № 119. В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк
табл ицы:
A
B
1 округ фамил ия
C
D
предмет
балл
2
C
Ученик 1 общ ествознание
246
3
В
Ученик 2
немецкий язык
530
4
Ю
Ученик 3
русский язык
576
5
СВ
Ученик 4 общ ествознание
304
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В - фамилия; в столбце С - любимый предмет; в
столбце D - тестовый балл. Всего в электронную табл ицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На
основании данных, содержащ ихся в этой табл ице, ответьте на два воп роса.
1. Сколько учеников в Южном округе (Ю) выбрали в качестве любимого предмета английский язык? Ответ на этот
воп рос зап ишите в ячейку Н2 табл ицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Юго-Восточного округа (ЮВ)? Ответ на этот вопрос запишите в
ячейку Н3 табл ицы с точностью не менее двух знаков после зап ятой.