Все фото из статьи
Примечательно, что деревянная мозаика для стен для некоторых людей является чем-то неправдоподобным, ведь древесина боится влаги и обладает достаточно нестабильной структурой, а мозаику мы зачастую видим в помещениях с повышенной влажностью.
Тем не менее, такой тип отделочных работ процветает и имеет большие перспективы, так как с каждым годом с таким методом облицовки знакомятся всё больше и больше людей, что напрямую сказывается на росте популярности.
Мы сейчас в меру наших возможностей постараемся познакомить вас с таким художественным оформлением, а кроме того, приглашаем вас для просмотра видео в этой статье.
Примечание. Всем известно, что древесина имеет разную цветовую гамму и исключительно индивидуальное расположение волокон, что создаёт неповторимую текстуру для таких элементов.
Но кроме этого, как утверждают мастера, мозаика из разных пород древесины может оказаться впереди многих других материалов по прочности и величине эксплуатационного ресурса.
Для помещений с повышенной влажностью, например, ванны, душевой, или даже бассейна, используется деревянная плитка-мозаика из тика, которая производится не на обычной сетке, а на пробковой подложке. На ней уже готово заполнение швов, которое осуществляется силиконовым герметиком, который также идёт в комплекте дополнительно и используется для заделки мелких нестыковок.
Дерево в интерьере – вне времени. Что бы ни диктовала мода, какие бы новинки не выдумывали дизайнеры, строгая красота декоративных деревянных элементов всегда актуальна. Это самый востребованный материал в отделке потолка, стен, полов, мебели и предметов декора. Небывалую популярность сегодня приобрела техника маркетри. Что это такое, расскажет статья.
В переводе с французского «marqueterie» означает «мозаика». Сущность техники состоит в сборе тонких пластинок из элитных пород дерева и приклеивании их на простую деревянную основу (береза, дуб) в виде орнамента или фигурной композиции. Толщина пластинок колеблется от 1 до 3 мм, они привлекают внимание разнообразными цветами и текстурой. Каждая композиция, выполненная в этой оригинальной технике, примечательна своей многоликостью: если посмотреть на изображение под разными углами, оно, словно голография, каждый раз раскрывает перед зрителем новую «картинку».
Первый виток небывалой популярности маркетри пришелся на эпоху Ренессанса: именно тогда был собран станок для создания пиленого шпона – тонких планок из ценных пород древесины. Фигурная и орнаментальная мозаика витиеватыми узорами «расползалась» по столешницам, дверцам тумбочек и шкафов, изголовьям кроватей и полотнам настенных витражей. Более того, в стиле маркетри с фантастической передачей объема, света и тени умелые мастера выполняли перспективные виды городских улиц и площадей. В распоряжении краснодеревщиков того времени было около сотни видов черного, красного, розового, фиалкового и лимонного дерева.
От современного рабочего процесса созидание мозаики в прошлом отличалось немногим: фигурные кусочки дерева обжигали, затем придавали им оттенок, протравливали кислотой, чтобы расширить цветовую палитру, наносили гравировку, чтобы сделать акцент на какие-либо детали.
Сегодня деревянная мозаика снова в фаворе. Современные ценители уюта и роскоши не смогли устоять перед живой глубиной и естественностью благородных витражей из дерева. В оформлении интерьера маркетри можно увидеть на потолке, в углублениях всевозможных ниш, на дверных полотнах и комнатных перегородках. Иконы, шкатулки, часы и прочие элементы декора также становятся удобным рабочим полем для создания удивительных композиций из деревянного шпона.
Маркетри иногда ошибочно путают с инкрустацией и интарсией, которые на самом деле являются самостоятельными видами искусства. Если говорить о степени сложности, техничное исполнение маркетри легче, чем специфика работы в вышеупомянутых техниках.
Инкрустация – это украшение изделия композицией из ценных материалов (перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней, металла и дерева) путем их врезания в толщу поверхности изделия.
Интарсия – это врезание деревянных элементов в деревянную поверхность для создания фигуративного изображения или орнамента.
Искусство маркетри, фото которого представлены ниже, отличается от других видов работы с деревом изяществом и утонченностью.
Эскиз рисунка, который специалист решил воплотить в мозаике, переносится на миллиметровую бумагу. Затем мастер определяется с цветовой гаммой и раскрашивает изображение акварельными красками в соответствии с задумкой.
Плотный картон служит материалом для шаблонов, которые вырезают и, приложив к шпону, обводят по контуру карандашом. Деревянные фрагменты вырезают специальным остро заточенным ножом, резаком или лобзиком.
Все элементы одного рисунка приклеивают к шаблону столярным клеем, стараясь подогнать их максимально плотно друг к другу. Даже очень маленькие промежутки между фигурными кусочками шпона недопустимы! Также кусочки древесины могут не приклеивать на бумажную основу, а объединить их скотчем. Таким приемом пользуются мастера со стажем.
Готовый набор из кусочков дерева переворачивают бумагой или скотчем вверх и, применяя специальную дисперсию, приклеивают его к основе, которой служит фанера или оргалит. После того, как излишки клея смыты, работу помещают под пресс не менее чем на 4 часа. За это время изделие окончательно высыхает.
Следующий этап – работа с лицевой частью маркетри. Бумагу осторожно убирают крупной наждачной бумагой, а скотч просто отклеивают. Готовое изображение шлифуют и покрывают лаком не менее трех раз. Затем деревянную мозаику полируют.
Чтобы изображение, выполненное в технике маркетри, выглядело наиболее эффектно, профессионал использует большое количество разнообразной древесины. Очень часто используют сочетание карельской березы, груши, красного дерева и нескольких видов ореха. С особой внимательностью относятся к фигурным элементам из дерева с разными дефектами и необычной текстурой – готовой композиции они дарят особый шарм и неповторимость.
Не всегда создателя маркетри устраивают цвета и оттенки кусочков шпона, которые у него есть. Тогда профессионалы выходят из затруднительного положения следующим образом: протравливают деревянные пластинки различными кислотами. Так, раствор хлористого железа окрашивает древесину в светло-голубой или светло-зеленый цвет, а те кусочки, которые вымачивались в медном купоросе или железистом калии, приобретают красный цвет.
За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.
Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом. В процессе работы мастер старается как можно плотнее подогнать элементы мозаики друг к другу, проверяя качество работы на свет. Это самый простой способ набора, однако между стыками деталей нередко встречаются просветы, которых в идеале быть не должно.
Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны. В ходе работы всеми силами стараются избегать зазоров, просветов и трещин на древесине, а скотч приклеивают крайне осторожно – сдвиги и морщины на его поверхности не допускаются.
Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз. Ее приклеивают бумажным скотчем с обратной стороны к соседним, смежным с нею, элементам. Таким же образом вырезаются все элементы, по их контуру – деревянные детали, которые затем наклеиваются на ватман. Так макет из бумаги постепенно сменяет шпоновый набор без промежутков и нахлестов.
На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.
Способ получил название в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, который во времена становления маркетри как самостоятельного искусства внес немалую лепту в его развитие. При необходимости получить два одинаковых орнаментальных набора с фоном и изображением работают одновременно. Два деревянных полотна (одно фоновое, другое для изготовления фрагментов композиции) приклеивают к плотной бумаге и складывают вместе, скрепляя их в нескольких местах специальной клеящей дисперсии. На верхний деревянный лист переносят задуманное изображение и по контуру режущим инструментом выпиливают все его элементы. Когда деревянные листы отсоединят друг от друга, выходит сразу по две ниши и по две вставки для двух противоположных по цветовому решению наборов.
Мозаичный набор нуждается в восстановлении, когда:
Реставрация деревянной мозаики осуществляется по принципам восстановления фанерованной мебели, потому что характер их дефектов одинаков. Так, если роскошный вид маркетри портят неглубокие царапины, отслоения или вмятины, но целостность изделия не вызывает сомнений, то работают по технологии реставрации обычной фанерованной поверхности.
Вначале укрепляют фрагменты, которые могут вскоре отклеиться: снимают их с основы, очищают деревянный элемент и его нишу, а затем вставляют обратно, закрепляя его гуммированной лентой или прижимным приспособлением. Следующий этап – удаление поверхностных загрязнений, следов от клеящей дисперсии. Небольшие трещины и поверхностные дефекты шпона маскируют с помощью мастики. Последний штрих – освежение старого слоя лака: его тонируют и придают глянцевый блеск с помощью шеллачной политуры.
Более кропотливой работой занимается мастер, если отдельные элементы мозаики потеряны, испорчены и, что хуже всего, некачественно отреставрированы ранее. Тогда основную работу предваряет составление проекта реставрации, который необходимо утвердить в Реставрационном совете.
Утерянные врезанные элементы восстанавливают по очертаниям пустых ниш. Также отсутствие фрагментов восполняют, копируя аналогичные элементы на уцелевшем участке той же композиции. Из плотной бумаги вырезают шаблон, на основе которого изготавливают вставку из дерева. Шпон для создания недостающих фрагментов подбирают с особой тщательностью – по породе, естественному оттенку и направлению волокон. Свежеизготовленные вставки приклеивают методом прессовки струбцинами.
Пожалуй, единственный недостаток маркетри – дороговизна. Какой бы модной ни была деревянная мозаика, купить ее может далеко не каждый. Объясняется это тем, что такая работа с деревом носит поистине ювелирный характер, а значит, оценивается очень дорого.
, столешниц , зеркал , напольных покрытий и других поверхностей. Иногда получаются настоящие произведения искусства. Ну, а если вы увлекаетесь ручными поделками , то мозаичный декор – ваша стихия, которая возможно превратится в регулярное хобби.
Ваша боевая амуниция: карандаш, канцелярский нож или лобзик (для резки основы), жидкие гвозди, кусачки, шпаклевочная затирка для плитки , шпатель, перчатки, мягкая губка и ветошь. Начать необходимо с подбора основы. Сгодится влагостойкий гипсокартон (из него удобно вырезать любую форму по предварительному эскизу), ДВП или ДСП, OSB, многослойная фанера.
Затем при помощи жидких гвоздей к поверхности основы приклеивается тонкое зеркальное полотно, так чтобы вокруг был запас рамки в 8-10 см. Для декора подойдут любые керамические черепки, плитка, старая посуда и разные маленькие блестящие аксессуары из бижутерии или детских наборов. Важная рекомендация! Старайтесь не использовать более 4 оттенков в оформлении, иначе вы рискуете получить цветовой диссонанс .
Вдоль по всей кайме основания карандашом рисуется эскиз. Не стоит особо углубляться в живопись, все должно быть просто и схематично. Возможно, это будет какой-нибудь вьющийся цветочный узор или геометрический орнамент. Затем от керамического сырья в зависимости от прорисованных деталей кусачками отщипываются большие и мелкие кусочки разных цветов и выкладываются (без клея) на основу по эскизу. Когда рисунок выложен, можно наносить клей. Жидкие гвозди на акриловой основе сохнут достаточно быстро, поэтому уже через несколько часов можно приступать к затирке. Для затирки используется гипсовая смесь на основе шпаклевки (бывает разных цветов). Смесь разводим водой в пропорции 1:1 до сметанного состояния, затем шпателем равномерно затираем швы. Влажной губкой, с мозаики убираем остаток затирки. Последний этап процесса – полировка поверхности сухой тряпкой. Всё. Готовое зеркало можно вешать на стену.
Таким же нехитрым способом можно выложить мозаику и на столешнице, а при разработке эскиза вам помогут готовые шаблоны на самоклеющейся бумаге. По завершению работ для большего блеска можно натереть композицию воском. На практике неровная шероховатая поверхность стола не всегда удобна, поэтому часто сверху мозаику накрывают толстым стеклом . Стеклянный «колпак» также скроет все неровности при использовании мозаики из морской гальки или CD-дисков.
При укладке мозаики на стену (в ванной комнате , на кухне в качестве рабочего пояса, для панно, в детской спальне и т.д.) есть свои характерные нюансы. Зачастую мозаику наносят на поверхность в качестве отделки фрагментарно, то есть при совместном декоре стены краской , штукатуркой или плиткой.
Для упрощения процесса можно использовать сеточные листы (в виде квадратов или прямоугольников) скрепленной мозаики, такие продаются в строительных магазинах с уже готовым рисунком. Листы собираются как пазлы, а по технологии кладутся как обычная плитка. Может ввести в замешательство вопрос цены. Стоит недешево.
Перед началом работ рекомендуется рассортировать все камни по размерам и цветам по коробкам или контейнерам для упрощения дальнейшей выкладки. Для мозаики потребуется прочное бетонное основание. По периметру спланированного (выемка грунта на глубине до 20 см.) и выровненного (для этого используется пузырьковый уровень) участка выкладывается опалубка из деревянного бруска.
Площадка засыпается слоем песка, щебня и еще одним слоем песка и плотно утрамбовывается, чтобы не было просадки. Затем засыпается сухая бетонная смесь и разравнивается правилом. Слой бетона не должен быть толстым, иначе галька вытеснит слишком большие остатки своей массой. Смесь равномерно опрыскивается водой из пульверизатора до образования грязеподобной массы и палочкой размечается контур будущего узора. По линиям укладываются вначале крупные камни, а уже в выделенное пространство помещают мелкую гальку.
Помните, что в жаркое время года бетонный раствор быстро сохнет, поэтому не спишите подготавливать под мозаику слишком большой участок. Держите рядом отвертку для тех случаев, когда непослушные камни начнут «тонуть» или как-то криво садиться, чтобы вовремя пока не схватилась смесь их подправить. Подсохшую мозаику протрите влажной губкой, чтобы убрать излишки раствора, а затем обязательно сфотографируйте свой шедевр на смартфон и похвастайтесь перед друзьями в соцсетях!
Удивительной мозаикой на стенах может стать наборной рисунок, выполненный из одинаковых или разных по форме и размерам твердых частиц. Его отдельные элементы не несут смысловой нагрузки и являются лишь кусочками разнообразных материалов. Как клеить мозаику на стены, можно узнать из предлагаемой статьи.
Мозаика представляет собой наиболее древний способ украшения интерьера. Ее очень часто использовали для украшения дворцов, соборов, строений для знати и дворян.
В настоящее время она все чаще используется при оформлении дизайна в современных интерьерах и как дополнение к керамической плитке. Художественная мозаика на стену применяется для внутренней отделки любого помещения и для наружного оформления здания.
Мозаики может быть:
Помимо этого:
Стеклянная мозаика используется для облицовки:
Отличительная особенность смальты - ее непрозрачность, но она при этом излучает свет как бы изнутри. Используя современные технологии, можно получать больше ста тысяч цветов смальты. Помимо этого каждый элемент такой мозаики отличается оттенком, что позволяет создать неповторимый эффект при отделке больших площадей.
В этом случае большие листы смальты раскалываются своими руками на отдельные элементы необходимой формы и размеров, при помощи смальтокола. Получаемые при этом неровные и довольно травмоопасные края, должны учитываться при выборе помещения для отделки и места размещения подобного произведения искусства.
Эффектно смотрится сочетание полированной и неполированной мозаики, она может быть:
Уникальные, неповторяющиеся цветовые оттенки и фактуры элементов, делают каждое панно из такой мозаики неповторимым и оригинальным. При этом камень подлежит:
Каменная мозаика применяется для облицовки:
Цена такого материала достаточно высокая, поэтому металлическая мозаика используется как декоративные элементы.
Достоинствами любого мозаичного материала являются:
К недостаткам материала относятся:
Совет: При выборе такого материала для оформления любого помещения следует учитывать его назначение. Нельзя использовать для создания рисунка на стене из ткани, соломки, бисера. Все элементы покрытия должны быть высокой прочности.
При создании изображения в ванной комнате можно получить привлекательное по внешнему виду помещение и обеспечить его чистоту.
Несколько вариантов применения облицовки в ванной:
Совет: Не следует отделывать полностью мозаикой небольшое помещение. В этом случае следует создавать панно или скомбинировать материал с другим типом покрытия. В маленькой ванной нужно использовать небольшие цветочные и декоративные рисунки.
Как выложить стены в ванной мозаикой, какие использовать материалы и узоры на стенах, подробно показывает видео в этой статье. Здесь же можно познакомиться и с технологией отделки стен из мозаичного материала.
Для гостиной:
Совет: При желании облицевать в гостиной всю стену, необходимо использовать элементы, которые будут создавать эффект мерцания - приятное жемчужное сияние покрытия.
В прихожей:
На кухне должны использоваться современные материалы, легко очищающиеся от любых загрязнений и противодействующие высоким температурам.
С помощь такого покрытия:
Такой материал имеет ряд преимуществ:
Деревянная мозаика может быть двух стилей, которые отличаются технологиями изготовления:
Грамотная подборка древесины позволяет придать облицовке из мозаики:
Совет: Такие любимые породы древесины как сосна и липа при мозаичной композиции использовать нельзя.
Для стен и пола из деревянной мозаики используются твердые породы деревьев:
Мозаику можно изготовить из отходов производства древесины - стружки, которая перемешивается с составом из цемента и воды, после этого массе придается желаемая форма, толщина и плотность.
При этом материал:
При использовании для защиты готовой продукции из деревянной мозаики особых пропиток, из воска и масел, его можно укладывать на кухне и в ванной комнате.
Совет: Не стоит покрывать деревянной мозаикой участки стен и пола комнаты, постоянно подверженных контакту с водой.
Технология укладывания мозаики из дерева имеет такие особенности:
Гармоничное сочетание геометрии узоров и цветов элементов мозаики не потеряло своей уникальности и используется для декоративного оформления жилых помещений и фасадов зданий.
Дерево является одним из первых материалов, которые человек стал использовать для строительства и отделки дома. С тех пор прошли тысячи лет, но любовь к теплоте среза и натуральным оттенкам древесины никуда не исчезла. Более того, в последние годы дизайнеры активно ищут новые варианты использования полюбившегося материала. И дизайн деревянной плиткой-мозаикой – один из таких ярких и смелых экспериментов.
Мозаикой под дерево давно уже никого не удивить! А вот в том, чтобы купить мозаичную плитку для ванной из натурального дерева, будет сомневаться любой здравомыслящий человек. И не напрасно! Даже при использовании самой современной водоотталкивающей пропитки, дерево никогда не сравнится по способности противостоять сырости и грибкам со стеклом и керамикой.
У этого материала – совсем другие преимущества:
Деревянная плитка-мозаика при грамотном подходе может использоваться даже в ванной: именно такой вариант часто предлагают покупателям фото в каталогах. Вот только укладывать ее лучше в просторных санузлах с продуманной вентиляционной системой, и на тех стенах, куда вода почти не попадает. Дерево превосходно держит температуру, не деформируется, и при минимальном уходе служит долгие годы.
Практичный вариант применения деревянной плитки-мозаика на пол – зонирование пространства, например, выделение в комнате зоны отдыха: перед камином или просто в центре помещения. Теплое дерево понравится и любителям ходить босиком – им можно порекомендовать выложить натуральным материалом область перед диваном или под обеденным столом в гостиной.
Стильную деревянную плитку для ванной, натуральную мозаику для кухонь и гостиных можно выбрать по фото из каталога, ориентируясь на советы дизайнеров и собственный вкус. Оптимальное соотношение цены и качества предлагают китайские фабрики «Опера декора» и Natural. Ну а тем, кто готов не поскупиться при создании дизайна гостиной, кухни или ванной, можно порекомендовать роскошную плитку-мозаику испанского бренда L"Antic Colonial.