Кто написал роман тристан и изольда. Художественные особенности и специфика жанра в романе «Тристан и Изольда

Р. Вагнер опера «Тристан и Изольда»

Опера «Тристан и Изольда» по праву считается величайшим творением немецкого композитора Рихарда Вагнера – она проста для понимания, но при этом обладает невероятной художественной целостностью. Основой для произведения стало древнее сказание, которое композитор уместил в несколько сцен. Большое количество участников драмы заменили два основных героя и несколько дополнительных персонажей. В произведении Вагнер уделил особое внимание душевным порывам – любви, влечению, преданности, боли, отчаянью, жажде смерти, восторгу. Все эти ноты человеческой души получили блестящее и щедрое отражение в музыке.

Краткое содержание оперы Вагнера «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Марк Корнуоллский бас король, который собирается жениться на Изольде
Тристан тенор отважный рыцарь, племянник Короля
Курвенал баритон оруженосец рыцаря Тристана
Изольда сопрано ирландская принцесса
Брангена меццо-сопрано служанка красавицы Изольды
Мелот тенор один из придворных короля

Краткое содержание «Тристана и Изольды»


Тристан везет невесту короля Марка – Изольду по морю в Корнуолл. Ее служанка Брангена, считающая, что принцессе крупно повезло с женихом, удивлена, почему хозяйка так зла и расстроена. Брангена по приказу Изольды зовет племянника короля Тристана, но тот избегает разговора. Его давний друг и оруженосец Курвенал отвечает, что Тристану не зачем вести беседы с женщиной, которая скоро станет законной супругой. Изольда делится с Брангеной, что когда-то Тристан погубил ее жениха, но она смогла его простить и выходила после опасного ранения. Рыцарь клялся служить ей верой и правдой, но затем взял в заложницы, чтобы отвезти к своему старому дяде Марку. От отчаянья Изольда решила добавить в вино яд и выпить его вместе с Тристаном. Однако, Брангена вместо отравленного вина приносит Тристану и Изольде зелье любви. Тристан догадывается о намерениях Изольды и выпивает напиток. В предчувствии смерти мужчина и женщина признаются в своих нежных чувствах. Прямо в это мгновенье моряки кричат им, что судно прибыло в Корнуолл.

Изольда с нетерпением ждет момента, чтобы увидеть любимого рыцаря. Брангена пытается предостеречь хозяйку, ведь за Тристаном наблюдает Мелот. Но Изольда совсем не переживает, ведь рыцарь Мелот и Тристан близко дружат, и он на их стороне. При встрече пара поет оды ночи и смерти, игнорируя Брангену, предупреждающую, что рассвет вот-вот наступит. Затем вбегает оруженосец Курвенал и кричит, чтобы его друг уносил ноги, но тут же заходит Король с приближенными. Мелот выдает юношу, Король рассержен неблагодарностью своего племянника. Тристан предлагает любимой разделить свою жизнь с ним. Мелот нападает на мужчину и наносит ему сильную рану.


Преданный оруженосец Курвенал доставил Тристана в замок в Бретони. Отважный рыцарь постоянно вспоминает свое детство. Его отца не стало, когда мальчик еще не родился. В тяжелых родах погибла мать. Грустная песня пастуха заставляет Тристана всерьез задуматься о смерти, которая преследует его с рождения. Курвенал говорит другу, что скоро прибудет Изольда, которая вылечит опасную рану. Тристан безумно скучает по любимой и ждет ее, но в момент прибытия судна умирает. Изольда не может свыкнуться с мыслью, что ее возлюбленного больше нет. Появляется старый Король и его свита. Курвеналл, который не знает, зачем приехал Марк, убивает Мелота и гибнет сам. Брангена, убедившая Короля посетить Кареол, рассказывает, что Марк простил племянника и приехал благословить возлюбленных. Изольда не в силах жить без любимого и покидает этот мир вслед за Тристаном.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
80 мин. 75 мин. 75 мин.

Фото :

Интересные факты

  • Вагнер хотел поставить «Тристан и Изольду» на итальянском языке в Рио-де-Жанейро, но по политическим основаниям ему было в этом отказано.
  • Дирижером на премьере стал Ганс фон Бюлов, который являлся преданным фанатом Вагнера. Незадолго до выступления у Ганса родилась дочка, которую он назвал в честь главной героини. Мужчина был не в курсе, что его жена родила малышку от Рихарда. Впоследствии Козима фон Бюлов родила композитору еще двоих детей, прежде ушла от Ганса и вышла замуж за маэстро.
  • По легенде, Изольда была принцессой из Ирландии, дочерью сильной целительницы. Она безупречно разбиралась в травах, снадобьях и могла лечить людей.
  • По признанию автора, в опере он старался передать «истинного человека», который не может жить в отрыве от природы. Именно поэтому Рихард заостряет внимание зрителя на картинах природы и живописных зарисовках.
  • Среди композиторов того времени именно Вагнер воспел в своих произведениях «ночной романтизм», как символ освобождения чувств от разума. Действие оперы в основном разворачивается в ночные и вечерние часы.
  • Романтический дуэт Изольды и Тристана композитор определял, как гигантскую лесную мелодию, которая вспоминается во время прогулок в лесу.


  • Во время постановки оперы не менее десяти дирижеров настиг сердечный приступ. В 1911 г. У австрийского дирижёра Феликса Мотля во время выступления случился инфаркт, через 11 дней мужчина скончался. В 1968 году прямо на сцене умер немецкий дирижёр Йозеф Кайльберт.
  • Когда Вагнер создавал произведение, он проживал в Цюрихе в доме зажиточного торговца Отто Везендонка и был безумно влюблен в его юную супругу Матильду.
  • Перед несостоявшейся постановкой в Венской придворной опере прошло более 20 репетиций с актерами.
  • Оперу «Тристан и Изольда» не зря называют самой бездейственной работой Вагнера. Композитор намеренно сократил количество событий и действий, чтобы освободить место для психологических состояний героев.
  • По одной из легенд король похоронил возлюбленных в двух могилах рядом с часовней. На могиле юноши вырос крепкий терновник, который перешел на могилу Изольды. Горожане несколько раз срезали кустарник, но на следующий день он вырастал вновь.
  • Русские зрители впервые услышали оперу в 1899 г. в Мариинском театре. В качестве исполнителей главных партий были выбраны Ершов и Литвин.
  • По задумке автора любовь Изольды и Тристана – это не просто чувства между мужчиной и женщиной. Главные герои любят друг друга как боги, а не как люди.
  • Мнения о легендарной опере с самого начала и по сей день очень неоднозначные. Так, после премьеры, Фридрих Ницше написал статью, где открыто указал на бездарность Вагнера и его произведений. С другой стороны, многие именитые композиторы (Римский-Корсаков , Дебюсси , Штраус и пр.) были в восторге от творения композитора.
  • К 200-летию музыканта в московском театре «Новая опера» состоялась премьера спектакля «Тристан и Изольда».

История создания «Тристана и Изольды»

Легенда о Тристане и Изольде, которая была распространена в средневековой Европе, родилась в Ирландии. Сказание имело множество вариаций, а впервые его описали на бумаге в XII веке (франко-бретонский роман). С течение времени в легенду добавляли разнообразные художественные элементы, но главный смысл был неизменен – любовь сильнее всего, даже смерти. Однако, у Вагнера получилось истолковать эту историю по-своему – он написал произведение о безусловной отчаянной страсти, которая выше разума, родственных связей, чувства долга. Мучительные чувства главных героев разрывают привычный уклад их жизни и представления о мире.

Композитор очень любил свое «детище» и считал «Тристан и Изольду» лучшей работой в карьере. Написание оперы связано с безумно романтичным этапом в судьбе автора – его влюбленностью в Матильду Везендонк, которая бала замужем за его покровителем. Хотя женщина безумно любила Вагнера, она смогла преодолеть свою страсть и не предала законного супруга. Для Рихарда «Тристан» стал олицетворением собственных неразделенных чувств.

Знаменитую легенду Вагнер впервые услышал в 40-е года, а осенью 1854 года он уже не мог выбросить из головы мысль о создании оперы. Летом 1857 года композитор даже оставил трилогию «Кольцо нибелунга», чтобы всецело погрузиться в новый проект. Текст произведения Рихард написал за несколько недель, а осенью приступил к созданию музыки.

Постановки оперы


«Тристан и Изольда» очень непростая для постановки опера, поэтому ее премьера переносилась до лета 1865 года. Сначала композитор планировал поставить ее в театре «Парижская опера», но из-за провала оперы «Тангейзер» выбрал Баденский государственный театр в Германии. Однако Вагнеру предложили поработать в Вене. Кастинги актеров длились несколько лет, но в итоге Венская опера отказалась ставить оперу. Даже когда король Баварии Людвиг II, который обожал сочинения Вагнера, помог собрать необходимую сумму для постановки, первоначальная постановка сорвалась из-за болезни главной актрисы.

Долгожданная премьера оперы прошла 10 июня 1865 года в Национальном театре Мюнхена. Изначально на творение композитора обрушился шквал критики, со всех сторон слышались замечания и упреки. Вагнера обвиняли в том, что он создал безнравственное произведение, демонстрирующее смерть героев из-за пылкой страсти. Однако со временем критики и зрители сменили гнев на милость. Многие именитые композиторы тех времен восхищались работой Вагнера и называли ее настоящим шедевром.

Требования к певцам и оркестру, выступающим в постановке оперы, необычайно высоки. Исполнителям нужно как можно ярче и точнее открыть чувства своих героев, при этом зритель должен чувствовать их искренность и правдивость.

Современные оперные театры устраивают невероятные и необычные постановки величайшего творения композитора-реформатора. Премьера «Тристана и Изольды» в Метрополитен-опере прошла в 2016 году. Зрители были поражены невероятным видео-дизайном мрачных морских пейзажей, роковых видений и металлической обстановки на корабле.


Состав актеров в этом спектакле был подобран безупречно. Своим проникновенным вокалом певцы смогли воссоздать ощущение красоты и поэтики, которое подхватывает мощь оркестра и нежность солирующих инструментов. Особенно ярким получилось соло английского рожка, имитировавшего свирель пастуха.

Главный режиссер показал зрителю любовное влечение, жажду смерти, предпочтение ночного мрака свету дня главных героев. Тристан и Изольда в спектакле зависимы от своих идей, страсти и полностью слепы в своих заблуждениях.

В России почитатели таланта Вагнера смогли оценить его творение на масштабной премьере Новосибирского театра в феврале 2015 г. Эта постановка была определена, как «рывок в сторону от привычного», ведь легенда о Тристане и Изольде была представлена в жанре мюзикла.


Музыкально-техническая сторона постановки выполнена в стиле фолк-рок – на сцене присутствовали классический оркестр, электронные и фольклорные инструменты. Профессиональные хореографы создали настоящую атмосферу балета, и даже использовали пламенные ирландские танцы.

Спектакль, который был «сшит» из французского мюзикла и российской пьесы, неожиданно получился очень целостным. Постановка выглядела, как захватывающая история, заставляющая зрителя прослезиться в заключительном акте. Получившийся в результате спектакль без сомнения можно назвать уникальным – это не копия зарубежного мюзикла, а его современная и необычная сценическая редакция.

Музыка

«Тристан и Изольда» - оригинальная и неординарная работа музыканта. В опере минимум действий и перемещений, сюжет сосредоточен вокруг душевных терзаний главных героев, их болезненной и трагической страсти.

Оркестровые вступления определяют настрой всего произведения – напряженные, страстные, волнующие мелодии беспрестанно заменяют друг друга на протяжении всего действия. Мотивы увертюры распахивают искренние терзания Тристана и Изольды, песенные сцены служат фоном для зрителя. Первый Акт открывает песня юного матроса, звучащая аккапельно, затем активную, волевую песнь Курвенала подхватывает хор. Главное описание героини таится в ее трогательном рассказе, где сразу чувствуется тревожность и печаль.


В следующем акте главное место отведено красивому любовному дуэту двух возлюбленных, который разбавляют выступление Брангены и короля Марка. Музыка во время встречи возлюбленных наполнена контрастными настроениями – ее начало показывает счастье от желанной встречи, затем проявляются воспоминания о терзаниях в моменты расставания, проклятья дневного света. Основной эпизод дуэта – неторопливые, пламенные мелодии, воспевающие ночь и смерть.

Третий акт сопровождается двумя большими монологами – раненного Тристана и угасающей Изольды. Оркестровое вступление показывает зрителю невыносимую боль и томления главного героя. Напряжение шаг за шагом нарастает, речи Тристана звучат еще более отчаянно, но внезапно появляется радость и упоение, которые вновь сменяются тоской.

В завершающей сцене смерти Изольды очень быстро разгораются напевные мелодии, которые словно преображают и просветляют мрачное звучание предыдущих актов. В этой сцене любовный дуэт из второго акта приобретает просветленное звучание.

Опера «» является гениальным произведением по силе музыки, искусству высказываний и по праву считается величайшим гимном любовной страсти. Благодаря творению композитора мир впервые познакомился с музыкальной драмой, в которой главную роль играет работа оркестра. В опере Вагнер воплотил в жизнь свои идеи о непрерывной мелодии, создав новый и необычный стиль музыкальных арий и дуэтов.

Рихард Вагнер «Тристан и Изольда»

В 1852 году в Цюрихе познакомился и подружился с торговцем шелком Отто Везендонком. Состоятельный коммерсант оказывал композитору финансовую поддержку, благодаря которой композитор в течение нескольких лет работал в Цюрихе. Дом на вилле Везендонка, в котором Р. Вагнер в это время жил, он называл своим «убежищем»… Но было одно обстоятельство которое, омрачало столь прекрасную дружбу – то была молодая жена Отто Везендонка Матильда – прекрасная женщина, поэтическая натура, писавшая стихи (пять из них Р. Вагнер положил на музыку). Она очаровала композитора – и чувство не осталось без взаимности. Эти двое любили друг друга – и страдали от сознания своей вины перед Отто Везендонком – мужем Матильды и другом Р. Вагнера… ситуация удивительно напоминала средневековую легенду о Тристане и Изольде – и именно тогда Р. Вагнер начал работать над оперой на этот сюжет.

«За всю мою жизнь я ни разу не вкусил полного счастья от любви… я хочу этой прекраснейшей из всех грез воздвигнуть памятник», – так говорит Р. Вагнер в письме к о замысле оперы «Тристан и Изольда». Но не только личная драма композитора стала источником вдохновения – Р. Вагнер был увлечен философией А. Шопенгауэра, считавшего любовь опасной «ловушкой», которая заставляет человека жить, а значит – страдать, в то время как смерть несет избавление – и именно смерть разрешает драму Тристана и Изольды.

В опере «Тристан и Изольда» достигают апогея те принципы музыкальной драмы, которые Р. Вагнер уже давно развивал в своем творчестве. Здесь нет деления на завершенные номера – композитор отказывается от них в пользу «бесконечной мелодии», например, тему, главенствующую в любовном дуэте во втором действии, сам композитор назвал «гигантской лесной мелодией», которую «не запомнишь, но она никогда не забудется». Народно-песенное начало представлено в опере весьма скромно – песня рулевого, свирельные наигрыши – словно реальная жизнь существует где-то далеко, влюбленным, погруженным в свои чувства, нет до нее дела.

Музыкальный язык этой оперы, являющей собою экстатический гимн любви, предельно сложен – в особенности это относится к гармонии, изобилующей эллиптическими последовательностями. определил это как «исключительно изысканный стиль, доведенный до крайней степени напряженности» и порождающий «монотонию роскоши». С точки зрения внешнего действия опера может показаться предельно статичной – большую часть сценического времени в ней ничего не происходит, все главные «события» разворачиваются в душе героев. В таких условиях огромную роль приобретает оркестр – развитие лейтмотивов в нем раскрывает тончайшие движения души.

Судьба оперы «Тристан и Изольда», завершенной в 1859 году, оказалась очень сложной. Произведение было принято к постановке в Венской придворной опере, но после двадцати четырех репетиций премьеру отменили: слишком уж сложной, «неисполнимой» даже представлялась музыка. Правда, были среди артистов и горячие сторонники музыки Р. Вагнера, одна из них – певица Луиза Дустман-Мейер, репетировавшая роль Изольды, но впоследствии она переменила мнение по личным мотивам (ей стало известно о связи композитора с ее сестрой)… После неудачи в Вене Р. Вагнер предлагал свою новую оперу разным театрам – в Праге, Веймаре, Ганновере, Париже и даже Рио-де-Жанейро, но ни один театр за нее не взялся. И только в июне 1865 года премьера оперы, наконец, состоялась в Национальном театре в Мюнхене, благодаря покровительству Людвига II Баварского.

Премьера оперы «Тристан и Изольда» была поистине триумфальной, но одновременно опера приобрела мрачную славу. 29-летний певец Людвиг Шнорр фон Карольсфельд, друг автора, исполнявший роль главного героя, умер через несколько недель после премьеры, исполнив эту партию еще трижды – в качестве официальной причины называлось инфекционное заболевание, но легенда связала смерть молодого певца с тем экстатическим напряжением, которого потребовала партия Тристана… может, это и преувеличение, но одной из причин отмены премьеры в Вене было то, что тенор с партией не справлялся. И до сих пор партия Тристана считается одной из сложнейших в оперном репертуаре – даже великий несколько раз отказывался от нее, прежде чем решился к ней подступиться – причем не на сцене, а в студийной записи… Репутация «убийственной», которую опера «Тристан и Изольда» приобрела вскоре премьеры, подтверждалась по крайней мере дважды – два дирижера скончались от сердечных приступов, случившихся во время исполнения этой оперы: Феликс Моттль в 1911 году и Йозеф Кайльберт в 1968. Возможно, в этих печальных событиях есть определенная логика: опера, основанная на легенде, должна обрастать легендами – пусть даже мрачными.

Музыкальные сезоны

Изольда и Тристан - это главные герои многих произведений куртуазной литературы Средневековья. Легенда о прекрасной и поэтической любви королевы Изольды (которая являлась сначала невестой, а потом женой Марка, корнуоллского короля) и рыцаря Тристана (приходившегося этому королю племянником) появилась в 8-9 веке в поэзии британских кельтов, также входила в эпос о рыцарях "Круглого стола" и короле Артуре.

История литературных обработок сюжета

Легенда о Тристане и Изольде впервые была обработана литературно во Франции, куда занесли сказание, вероятно, потомки британских кельтов, бретонские жонглеры. Впервые французский роман об этих возлюбленных появился в середине 12 века, но не сохранился. Позднее предание о Тристане и Изольде использовало множество французских поэтов 12 века, например, жонглер Беруль, трувер Тома (иначе Томас), Кретьен де Труа, а в начале 13 века - Готфрид Страсбургский и многие другие. Известны итальянские, английские, испанские обработки этой легенды, относящиеся к 13 столетию, чешская обработка (14 век), а также сербская (15 век) и другие. Романы о Тристане и Изольде имели большую популярность. Их сюжет - история взаимоотношений трех действующих лиц: Изольды, Тристана, а также Марка.

Тристан и Изольда: содержание истории

Перескажем фабулу древнейшего романа 12 века, который не дошел до нас, но к которому восходят все остальные варианты. Блестящий рыцарь Тристан, воспитанный самим королем Марком, освобождает Ирландию от необходимости платить дань, сам при этом получает тяжелое ранение и просит отдать его лодку на волю волн.

Встреча с Изольдой

Так юноша попадает в Ирландию, в которой королева, сестра убитого им Морольта, ирландского богатыря, излечивает Тристана от ран. Возвратившись в Корнуолл, он рассказывает Марку о том, как красива принцесса, а потом отправляется для того, чтобы сватать для своего дяди красавицу Изольду. Королева Ирландии, мать Изольды, перед отъездом дает ей напиток любви, который она должна выпить вместе с Марком.

Роковая ошибка

Однако по дороге в Корнуолл Изольда и Тристан выпивают по ошибке это зелье и сразу же влюбляются друг в друга. Став женой Марка, девушка продолжает тайные встречи с Тристаном. Влюбленных разоблачают, начинается суд, на котором Изольда в доказательство того, что была лишь в объятиях короля, должна поклясться и взять кусок раскаленного железа в руки в подтверждение верности своих слов. Тристан появляется переодетым в пилигрима на суде. Изольда вдруг оступается и падает прямо в его объятия, после чего берет в руки железо и клянется, что была лишь в объятиях пилигрима и короля. Изольда и Тристан торжествуют.

Изольда Белорукая

Тристан вскоре отправляется в путешествие и женится на другой девушке, которую зовут так же - Изольда (Белорукая). Но он не может забыть свою любовь. История Тристана и Изольды завершается гибелью сначала раненого Тристана (вторая Изольда обманула его, сказав, что корабль движется под черными парусами - знак того, что девушка не захотела откликнуться на призыв этого героя), а затем и возлюбленной его, которая не смогла пережить эту смерть. Изольда и Тристан похоронены рядом. Выросший на могиле Тристана терновник врастает в могилу девушки.

Краткий анализ

Конфликт между свободным личным чувством любящих и требованиями общественной морали, который пронизывает все произведение, отражает существовавшие в то время глубокие противоречия в рыцарской среде и мировоззрении эпохи. Изображая эту любовь с горячим сочувствием, а всех, кто пытается помешать счастью - резко отрицательно, автор в то же время не решается протестовать открыто против существующих учреждений и понятий и "оправдывает" героев роковым действием любовного напитка. Однако объективно произведение это является глубокой критикой феодальных понятий и норм.

Значение легенды

История Тристана и Изольды - сокровищница культуры человечества. Французский писатель и ученый Ж. Бедье в 1900 году воссоздал по сохранившимся источникам первоначальную версию романа (относящуюся к середине 12 века). Были созданы и музыкальные произведения по этой легенде. Одно из них, оперу "Тристан и Изольда", создал в 1860-е годы великий композитор Рихард Вагнер.

Современное искусство также использует этот сюжет. Например, недавно, в 2006 году, вышла экранизация данного произведения, созданная американским режиссером Кевином Рейнольдсом.

Опера в трех действиях
Либретто на основе литературных памятников XIII в. написано самим композитором.
Первое представление состоялось 10 июня 1865г. в Мюнхене.

Деиствующие лица:
Тристан - тенор
Король Марк - бас
Изольда - сопрано
Курвенал - баритон
Мелот - тенор
Брангена - сопрано
Пастух -тенор
Рулевой -баритон
Молодой матрос - тенор
Экипаж корабля, рыцари и оруженосцы.

Действие первое. Быстро мчится корабль по морю. Далеко разносится песня матроса. Тристан, племянник корнуэльского короля Марка, везет ему в супруги ирландскую принцессу Изольду. Предстоящее замужество не радует принцессу. Часами не выходит она из своего шатра, раскинутого на палубе. Все здесь, на чужом судне, Изольде ненавистно, каждый звук оскорбляет ее слух. Служанка Брангена с удивлением наблюдает за своей госпожой. Что так тревожит Изольду, и почему взор ее часто обращается в ту сторону, где стоит у руля их верный кормчий Тристан?

Принцесса открывает служанке свою тайну.

Ее жених, рыцарь Морольд, отправился однажды в Корнуэлл, чтобы заставить короля Марка выплатить Ирландии дань. Но вместо дани из Корнуэлла прибыло зловещее послание - голова несчастного Морольда, убитого в поединке Тристаном... Как-то к ирландскому берегу прибило волной убогий челн, в котором лежал раненый воин. Изольда, умевшая врачевать, спасла воина, назвавшего себя Тантрисом. Но вскоре принцесса узнала его настоящее имя. На мече Тантриса ею была обнаружена зазубрина, к которой точно подошел осколок стали, найденный в позорной посылке - голове Морольда. Перед Изольдой был Тристан - убийца ее жениха!

С мечом бросилась Изольда на спящего воина. Но тот вдруг открыл глаза - и рука принцессы остановилась: Изольда внезапно поняла, что любит Тристана. Вылечившийся рыцарь поклялся ей перед отъездом в вечной преданности, но вскоре вернулся в Ирландию сватом от короля Марка. Повинуясь родительской воле, Изольда дала согласие на брак. И вот теперь она едет в ненавистную страну. А Тристан даже не хочет явиться на ее зов.

Пытаясь успокоить госпожу, Брангена уверяет ее, что Тристан сосватал ей достойного мужа, знатного и доброго душой. Мать Изольды снабдила Брангену бесценными снадобьями. Среди них есть напиток, который может зажечь в сердце человека безудержную страсть...

Слышны радостные голоса матросов, увидевших родную землю. Слуга Тристана Курвенал сообщает Изольде, что корабль уже пристает к берегу. Пора. Изольда должна следовать за посланцем. Но принцесса требует, чтобы явился сам Тристан. Иначе она не сделает ни шагу из шатра.

Пришедшему Тристану Изольда открывает, что убитый им Морольд был обручен с ней. Теперь настало время отомстить за смерть жениха. Тристан вкладывает в руки Изольды меч: пусть свершится суд. Но Изольда предлагает другое - выпить с ней кубок мира. Тристан подозревает, что в кубке яд, но без коле баний пьет его. Изольда не дает Тристану выпить все. Она вырывает кубок и допивает остатки яда, чтобы умереть вместе с любимым. И вдруг происходит чудо: Тристан и Изольда не в силах оторвать глаз друг от друга. Властно охватывает их чувство любви. Они не слышат, что корабль пристает к берегу, что матросы приветствуют короля Марка. С ужасом догадывается Брангена, что дала им выпить любовный напиток.

Широко раздвигаются занавеси шатра. Вдали виден прибрежный утес, увенчанный замком. Брангена надевает на Изольду порфиру, напоминая, что король уже ждет. Но принцесса не слышит речей служанки. Не отрывая взгляда от Тристана, она падает без чувств.

Раздаются ликующие крики. Все славят короля Марка.

Действие второе. Парк перед покоями Изольды во дворце короля Марка. Светлая летняя ночь. У открытой двери водружен горящий факел. Изольда прислушивается к постепенно замираю щим звукам охотничьих.рогов. Ей кажется - это не шум охоты, просто ветер шевелит листву на деревьях. Брангена просит Изольду быть осторожней. В тот день, когда они прибыли в Корнуэлл, Брангене показалось, что один из придворных - Мелот - заметил неладное. Он и сейчас не перестает следить за влюблса-ными. Однако ослепленная страстью Изольда уверяет верную служанку, что бояться нечего. Мелот - друг Тристана. Ведь это он затеял ночную охоту, чтобы Тристан незаметно мог прийти к королеве. Изольда гасит факел. Становится совсем темно. Брангена поднимается па зубчатую стену, чтобы в случае опасности предупредить влюбленных.

Оставшись одна, Изольда с нетерпением вглядывается в темноту аллеи. Она не верит своему счастью, когда, наконец, появляется Тристан. Не сон ли это? Как долго длилась разлука! Тристан нежно увлекает Изольду к скамье, стоящей в стороне, среди цветов. Время бежит незаметно. Вот уже близок рассвет, а влюбленные все не могут расстаться. Пусть день грозит им смертью - бессмертна их любовь. Ни Тристан, ни Изольда не слышат тревожных криков Брангены.

Вбегает Курвенал. Он хочет предостеречь своего господина, но... поздно. Из аллеи появляются король Марк, Мелот и придворные в охотничьих костюмах. Изольда, смущенная, отворачивается; Тристан, широко распахнув плащ, пытается укрыть ее от всех взоров. Король потрясен изменой племянника: он любил его как родного сына. Тристан не может открыть королю свою тайну. Он решает уйти из жизни, Изольда также не страшится смерти.

Мелот нападает с обнаженным мечом на Тристана и ранит его. В отчаянии бросается Изольда к любимому.

Действие третье. Сад при замке Тристана. Под тенью старого развесистого дерева лежит спящий рыцарь. Горестно склонился над своим господином Курвенал. Спасти его может только одна Изольда. Курвеяал просит пастуха, наигрывающего на свирели грустную песню, сыграть веселую мелодию, если он увидит, что со стороны моря приближается корабль Изольды.

Очнувшийся Тристан не сразу понимает, где он. Постепенно к нему возвращается сознание. Он вспоминает все, что с ним; произошло. Тоска по Изольде охватывает рыцаря. Слуга успокаивает Тристана: Изольда скоро будет здесь. Но звучит все та же печальная пастушья мелодия. А это, значит - море пустынно. Тристан грезит: корабль близко... И действительно, неподалеку раздаются веселые звуки свирели. Корабль уже хорошо виден. Он пристает к берегу. Тристан срывает повязку. Вбежавшая Изольда обнимает рыцаря. Потрясенный встречей, едва успев произнести имя возлюбленной, он умирает. Все мольбы Изольды напрасны - Тристан безмолвен.

Неожиданно к берегу пристает еще один корабль. Прибыл король. Увидев среди придворных Мелота, Курвенал в ярости бросается на него со шпагой. Предатель падает мертвым, но и Курвенал смертельно ранен. Король глубоко опечален. Ведь он пришел к Тристану как к другу. Узнав от Брангены о любовном напитке, который по ошибке выпили Тристан и Изольда, старый Марк решил простить их.

Но король опоздал, опоздало его прощенье. В отчаянии склоняется Изольда над мертвым Тристаном. Ей кажется, что любимый зовет се. Изольда умирает...

Художественные особенности и специфика жанра в романе «Тристан и Изольда»

Общая концепция романа о Тристане и Изольде

Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом количестве обработок на французском языке, но многие из них погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки Путем сличения всех полностью или частично известных нам французских редакций романа о Тристане, а также их переводов на другие языки оказалось возможным восстановить фабулу и общий характер древнейшего, не дошедшего до нас французского романа (середины XII в), к которому все эти редакции восходят.

Тристан, сын одного короля, в детстве лишился родителей и был похищен заезжими норвежскими купцами Бежав из плена, он попал в Корнуол, ко двору своего дяди короля Марка, который воспитал Тристана и, будучи старым и бездетным, намеревался сделать его своим преемником Вы росши, Тристан стал блестящим рыцарем и оказал своей приемной родне много ценных услуг Однажды его ранили отравленным оружием, и, не находя исцеления, он в отчаянии садится в ладью и плывет наудачу Ветер заносит его в Ирландию, и тамошняя королева, сведущая в зельях, не зная, что Тристан убил на поединке ее брата Морольта, излечивает его. По возвращении Тристана в Корнуол местные бароны из зависти к нему требуют от Марка, чтобы тот женился и дал стране наследника престола Желая отговориться от этого, Марк объявляет, что женится только на девушке, которой принадлежит золотистый волос, оброненный пролетавшей ласточкой. На поиски красавицы отправляется Тристан Он снова плывет наудачу и снова попадает в Ирландию, где узнает в королевской дочери, Изольде Златовласой, девушку, которой принадлежит волос Победив огнедышащего дракона, опустошавшего Ирландию, Тристан получает от короля руку Изольды, но объявляет, что сам не женится на ней, а отвезет ее в качестве невесты своему дяде Когда он с Изольдой плывет на корабле в Корнуол, они по ошибке выпивают «любовный напиток», который мать Изольды дала ей для того, чтобы ее и короля Марка, когда они выпьют его, навеки связала любовь Тристан и Изольда не могут бороться с охватившей их страстью отныне до конца своих дней они будут принадлежать друг другу По прибытии в Корнуол Изольда становится женой Марка, однако страсть заставляет ее искать тайных свиданий с Тристаном Придворные пытаются выследить их но безуспешно, а великодушный Марк старается ничего не замечать В конце концов любящие пойманы, и суд приговаривает их к казни Однако Тристану удается бежать с Изольдой, и они долгое время скитаются в лесу, счастливые своей любовью, но испытывая большие лишения Наконец, Марк прощает их с условием, что Тристан удалится в изгнание Уехав в Бретань, Тристан женится, прельстившись сходством имен, на другой Изольде, прозванной Белорукой. Но сразу же после свадьбы он раскаивается в этом и сохраняет верность первой Изольде. Томясь в разлуке с милой, он несколько раз, переодетый, является в Корнуол, чтобы тайком повидаться с ней. Смертельно раненный в Бретани в одной из стычек, он посылает верного друга в Корнуол, чтобы тот привез ему Изольду, которая одна лишь сможет его исцелить; в случае удачи пусть его друг выставит белый парус. Но когда корабль с Изольдой показывается на горизонте, ревнивая жена, узнав об уговоре, велит сказать Тристану, что парус на нем черный. Услышав это, Тристан умирает Изольда подходит к нему, ложится с ним рядом и тоже умирает. Их хоронят, и в ту же ночь из двух их могил вырастают два деревца, ветви которых сплетаются.

Автор этого романа довольно точно воспроизвел все подробности кельтской повести, сохранив ее трагическую окраску, и только заменил почти всюду проявления кельтских нравов и обычаев чертами французского рыцарского быта. Из этого материала он создал поэтическую повесть, пронизанную общим чувством и мыслью, поразившую воображение современников и вызвавшую длинный ряд подражаний.

Успех романа обусловлен главным образом той особенной ситуацией, в которую поставлены герои, и концепцией их чувств. В страданиях, которые испытывает Тристан, видное место занимает мучительное сознание безысходного противоречия между его страстью и моральными устоями всего общества, обязательными для него самого. Тристан томится сознанием беззаконности своей любви и того оскорбления, которое он наносит королю Марку, наделенному в романе чертами редкого благородства и великодушия. Подобно Тристану, Марк сам является жертвой голоса феодально-рыцарского «общественного мнения». Он не хотел жениться на Изольде, а после этого отнюдь не был склонен к подозрительности или ревности по отношению к Тристану, которого он продолжает любить как родного сына. Но все время он вынужден уступать настояниям доносчиков-баронов, указывающих ему на то, что страдает его рыцарская и королевская честь, и даже угрожающих ему восстанием. Тем не менее Марк всегда готов простить виновных. Эту доброту Марка Тристан постоянно вспоминает, и от этого его нравственные страдания еще усиливаются.

Как этот первый роман, так и другие французские романы о Тристане вызвали множество подражаний в большинстве европейских стран -- в Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и других странах. Известны также переводы их на чешский и белорусский языки. Из всех обработок наиболее значительная -- немецкий роман Готфрида Страсбургского (начало XIII в.), который выделяется тонким анализом душевных переживаний героев и мастерским описанием форм рыцарской жизни. Именно «Тристан» Готфрида наиболее способствовал возрождению в XIX в. поэтического интереса к этому средневековому сюжету. Он послужил важнейшим источником известной оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (1859).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации