Война и мир сергея прокофьева. Сергей Прокофьев

Лев Толстой оперу не любил и, сочиняя «Войну и мир», не обошел стороной это «самое отвратительное зрелище», выразив скептическое отношение к нему на страницах романа. Так Наташа Ростова воспринимает оперный спектакль как бессмыслицу, потому что она живой человек, попавший в фальшивую для нее среду поддельной красоты оперного действа.

Толстой и подозревать не мог, что когда-нибудь по его эпическому роману сочинят оперу, а его любимая героиня Наташа Ростова запоет. Художественная дерзость Сергея Прокофьева в выборе материала сразу обратила на себя внимание. Замысел оперы воплощался на протяжении двенадцати лет, постоянно расширяясь и дополняясь новыми картинами. В итоге, Прокофьев так и не смог определиться с окончательной редакцией оперы, что по сей день позволяет режиссерам вольно обращаться с партитурой.

История создания оперной «Войны и мира» – целая полоса преодоления препятствий, заслуживающая отдельного монографического исследования. В годы Великой отечественной войны роман Толстого воспринимался с особой остротой, как отмечал писатель Вениамин Каверин, потому что «в этой книге написано не только о том, как мы победили, но кто – мы , и почему мы снова непременно должны победить».

Супруга композитора и соавтор либретто Мира Мендельсон–Прокофьева вспоминает: «Война и мир» была первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух […] Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента он начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете».

Прокофьева привлекали лирические сцены романа, драма отдельных героев, но замысел оперы вырос до масштаба исторического полотна – от крупного плана к общему. Уже в процессе сочинения «Войной и миром» активно интересовались театры (включая Метрополитен-опера), композитора торопили телеграммами из Комитета по делам искусств, газеты регулярно публиковали анонсирующие статьи и заметки. Несмотря на то, что постановка оперы Прокофьева стала делом государственного масштаба, выпускать спектакль на большой сцене не решились. Сценическое воплощение еще не до конца написанной партитуры поручили «лаборатории советской оперы» – Малому Ленинградскому оперному театру (МАЛЕГОТ) под руководством дирижера Самуила Самосуда.

Интерес к новой опере Прокофьева подогревался закономерным для поствоенного времени обращением к идеям романа Толстого, а также потребностью государства в назначенных «ведущих» советских композиторах. За возвращение на родину эмигранту Прокофьеву простили «буржуазное» прошлое, за оперу «Семен Котко» (1939) – провозгласили величайшим мелодистом. Поэтому судьбой «Войны и мира» занялись на высшем государственном уровне.

Премьера оперы в концертном варианте прошла 7 июня 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением дирижера Самуила Самосуда, а через год – 12 июня 1946 года – труппа МАЛЕГОТа выступила с театральной премьерой, правда, в сокращенном варианте. Была представлена только первая часть, включающая восемь картин «мира». Постановку осуществил молодой и многообещающий режиссер Борис Покровский, дирижировал Самуил Самосуд, декорации рисовал Владимир Дмитриев.

Борис Покровский вспоминает, как Прокофьев играл клавир оперы в одной из комнат дирекции Большого театра: «Играл, как плохой пианист, в виде одолжения разбирающий с листа какую-то галиматью [...] Опера мне не понравилась. Она не соответствовала моим ожиданиям. Я предполагал услышать Толстого в границах образного мира Чайковского или на худой конец Шапорина».

Покровского не устраивали кинематографические принципы драматургии, композиторские эффекты монтажа эпизодов, режиссер писал: «Люди заполняли оперу как несметные полчища [...] Легко понять растерянность при виде всей этой разноязычной, разноклассовой, разнохарактерной, разномыслящей и разночувствующей массы. Я пришел в паническое состояние, когда попытался по законам режиссуры организовать в стройную систему эти образы, «нанизав» их на сквозной действие. Характеры не вязались друг с другом, события начинались и прерывались сами собою, сюжет все время ломался».

Прокофьев, часто писавший музыку для кинофильмов, использовал в «Войне и мире» не просто смену кадров-эпизодов, не калейдоскоп чередующихся сцен, а, по наблюдению М.Друскина, «переосмысливал, музыкально перевоплощал принципы киносъемки – замедленной и убыстренной, наплыва и крупного плана». Покровский решил, что постановка, состоящая из многих, довольно мелких картин, должна быть осуществлена как «единый поток мыслей».

Инициаторами спектакля были ученики и сподвижники Всеволода Мейерхольда – Самуил Самосуд и Владимир Дмитриев, безусловные авторитеты в производстве советской оперы. В сложившейся ситуации, приехавший из Москвы Покровский, называл себя всего лишь помощником Самосуда, потому что актеры выполняли мизансцены только с одобрения дирижера.

Самосуд, неоднократно выступавший как руководитель главных музыкальных премьер, принялся заново выстраивать драматургию оперы. Его опыт как музыканта и постановщика на сцене МАЛЕГОТа был непререкаем: дирижеру не один раз приходилось адаптировать и заново переписывать сомнительные по качеству партитуры первых в новой стране советских опер, которые были написаны композиторами внутри театра, то есть при непосредственном участии режиссеров. По требованию Самосуда Прокофьев дописал две дополнительные картины: «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Композитор противился поправкам, например, долго не соглашался писать сцену, по его словам – «банального оперного бала с полонезами, вальсами и мазурками», о которой настаивал Самосуд. Но, в итоге знаменитый «Первый бал Наташи» стал центральной и узнаваемой темой всей оперы.

Покровский отмечал в воспоминаниях: «Самосуд и Дмитриев вообразили, что спектакль «Война и мир» должен быть как памятник – нечто пафосное, патриотически возвышенное». При этом, семь картин спектакля (из восьми) повествовали о мирной жизни героев Толстого – ни в сценическом, ни в музыкальном материале не встречалось признаков патриотизма и грядущей войны. Первые репетиции сразу показали, что в спектакле, по выражению самого Покровского: «Пафоса не будет, но с сердцем и правдой получится».

Художник Владимир Дмитриев в работе над декорациями стремился к раскрытию поэтического настроения. Его интересовала эмоциональная атмосфера оперы, колористический подтекст. Художник слышал музыку сразу в пластических и цветовых воплощениях. В пределах объема сцены МАЛЕГОТа он передал ощущение громадного пространства. Например, Валериан Богданов-Березовский вспоминал, как «после полумрака летней ночи в Отрадном, свет многоколонного бального зала, брызнувший со сцены одновременно с первыми звуками фанфар оркестра, слепил глаза».

Биограф художника В. Березкин писал, что работы Дмитриева пронизаны одним лейтмотивом: «своеобразным женским вариантом темы «лишнего человека». Напомним, что именно Дмитриев оформлял в МАЛЕГОТе премьеру оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Все театральное творчество художника – это трагедийная версия женской судьбы в условиях российской действительности: гордые и прекрасные, они бесконечно одиноки в окружающем их мире. Это сказалось и в работе над декорациями «Войны и мира» – самым ярким персонажем в прокофьевской фреске была Наташа Ростова.

Эту роль в спектакле исполнила молодая певица Татьяна Лаврова. Музыкант Юрий Шалыт, лично знавший певицу, рассказывал, что «искренность и душевная простота Лавровой позволяли ей выходить на сцену в этой партии до последних лет работы в театре. В сцене бала Наташа Лавровой была настолько непосредственна, трепетна и чарующе взволнована, что каждый раз казалось: именно сегодня этот бал – ее первый».

Лирический тон спектакля, оформление – тень листвы и блики деревьев на фасадах декораций Дмитриева, мизансцены, построенные согласно принципам психологического театра, акцент на первых планах, подчеркивающих игру актеров – ничто не отвлекало зрителей от эмоциональных переживаний героям Толстого.

Однако, изображение мирной жизни толстовского дворянства, не помешало критикам увидеть в спектакле «дух благородного патриотизма», потому что послевоенное время диктовало свои правила и критерии. В. Богданов-Березовский писал: «Постановка передает постепенное назревание атмосферы грядущей народной войны. И поэтому последняя картина спектакля – Бородино – несмотря на статичность, воспринимается как закономерный – торжественный, в духе оды, эпилог».

Первая часть «Войны и мира» прошла с грандиозным успехом. За этот спектакль Самуилу Самосуду, Борису Покровскому и Татьяне Лавровой были присуждены Сталинские премии Первой степени. Во всех рецензиях на постановку образы спектакля критики соотносили с персонажами Толстого. Эффект «узнавания» классических литературных героев обеспечил спектаклю регулярный прокат. За сезон 1946/1947 года спектакль прошел 50 раз. Премьера второй части была намечена на лето 1947 года, затем сроки сдвинулись на сентябрь, к дате 135-летия Бородинского сражения. Репетиции дошли до генерального прогона, но художественный совет не принял постановку. Прокофьев и Самосуд по требованию худсовета продолжали редактировать драматургию, пытаясь привести разрозненные сцены в последовательную структуру, но вторая волна борьбы с формализмом и, в частности, постановление ЦК ВКП(б) 1948 года об опере Вано Мурадели «Великая дружба» окончательно остановили работу над выпуском спектакля.

В постановлении речь шла о композиторах, которые в своем творчестве придерживаются «антинародного» направления. Оказалось, что в произведениях «товарищей» Шостаковича, Прокофьева, Шебалина, Хачатуряна, Мясковского «особо наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам».

В частности, об опере Прокофьева в 1949 году в журнале «Театр» выходит статья музыковеда Елены Грошевой: «Новое наступление формализма произвело колосса на глиняных ногах – «Войну и мир» Прокофьева, произведение, с наибольшей силой и наглядностью доказавшее полную неспособность модернизма к воплощению положительных сторон исторической жизни. Монументальное полотно превратилось в разрозненные, калейдоскопические кадры, бессмысленно сменяющие друг друга. Образы Толстого предстали пред зрителем в негативном, искаженном до неузнаваемости изображении».

То что год назад воодушевляло критиков – связь прокофьевской драматургии с кино и соответствие оперных персонажей литературным образам Толстого – теперь трансформировалось, по выражению Грошевой, в «короткометражные символы-попевки, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу». Идеологически ориентированная критика ставила на опере Прокофьева крест.

И только спустя десять лет на сцене МАЛЕГОТа «Войну и мир» представили целиком, включая первую и вторую часть оперы. Спектакль был показан 26 марта 1955 года - во второй сценической редакции под управлением Эдуарда Грикурова. Но самому Прокофьеву, ушедшему из жизни в 1953 году в один день со Сталиным, не было суждено увидеть на сцене итоговый вариант задуманной им музыкальной оперы-эпопеи. Театр посвятил спектакль «светлой памяти выдающихся деятелей советского искусства композитора С.С. Прокофьева и В.В. Дмитриева». В качестве режиссера вновь был приглашен Борис Покровский, которому предложили восстановить мизансцены спектакля 1946 года. Любые предложения режиссера что-либо изменить (например, раздвинуть колоны во второй картине) решительно пресекались художественным советом.

В эпоху оттепели речитативность и приемы кинематографии в опере Прокофьева уже воспринимались не как недостаток, а как основная черта драматургии композитора: «Склонность к эпизодичности, сопоставление острых характеристик, ярко очерченные портреты, драматургия контрастов, лаконизм – основа прокофьевского стиля», – писал рецензент «Советской культуры». Музыковед Елена Грошева также меняет свое критическое мнение, ориентируясь на новые партийные задачи: «Война и мир» – важнейшая часть последнего десятилетия творческой биографии выдающегося композитора. Этот период деятельности Прокофьева был отмечен, может быть, наиболее напряженной борьбой за реалистический стиль, из которого он вышел победителем».

Политические режимы меняются, проверенное временем искусство остается. Новый спектакль выдержал на сцене МАЛЕГОТа сто сорок пять представлений.

Иллюстрации:

Бал. Сцена из спектакля.
У Элен. Сцена из спектакля.
Отрадное. Эскиз декорации.
На фото: С.Самосуд, М.Мендельсон-Прокофьева, С.Прокофьев.

Литература:

Березкин В. И. В.В. Дмитриев. М., 1984.
Богданов-Березовский В. «Война и мир» // Ленинградская правда. 1946. 13 июня. С.4.
Гозенпуд А. Наташа Ростова на оперном спектакле // Гозенпуд А. Избранные статьи. Л., 1971. С. 124.
Грошева Е. Где же все-таки советская опера? // Театр. 1949.№ 11.
Грошева Е. Коллектив творческих исканий // Советская культура. 1956. 19 июля. С.3.
Друскин М. Музыкальный театр Прокофьева // Избранное. М., 1981
Б.А. Покровский ставит советскую оперу. М., 1989.

Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы - «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.

Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.

Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня - олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую

Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского - Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.

Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.

Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.

Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.

Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.

В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.

Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.

Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.

В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.

В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы. Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.

Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.

В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова.

Оперные шедевры

Война и мир

Грозная мощь чередования трагически диссонирующих аккордов хора и симфонического оркестра, зловещих и призывных, возвещает об одном из величайших бедствий на земле русской. .. В исполинских аккордах слышатся и отзвуки 1812 года , и тревога ему предшествующих лет, когда повседневное сплетение людских судеб уже вилось на фоне бурливших исподволь политических событий. Так начинается выдающаяся советская патриотическая опера-хроника, повесть о событиях огромного масштаба. Эпиграф сливается в могучее целое произведение, которое иначе распалось бы на разделы «Мир» (1-7 картины) и «Война» (8-13 картины), поскольку единой интриги в опере нет.

Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой , еще в 1920-х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской , что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. „Война и мир" было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...- вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.- Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире" как оперном сюжете».

12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева , «задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир" взяло верх над колебаниями». «В эти дни,- сказал позднее Прокофьев,-особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.»

Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно развивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину «Шевардинский редут» 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: «Окончание сочинения оперы» . Однако работа композитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.

Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев , в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом , желавшим поставить «Войну и мир» в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом

С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.

Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева . Впервые «Война и мир» прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы - своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого . В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш . Для первой постановки «Войны и мира» на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: «Бал у екатерининского вельможи» (с «вальсом Наташи ») и «Изба в Филях» ,


которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и «двухвечерний» вариант оперы. Так, в 1945-1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части «Войны и мира» (1-8 картины), охватившей «мирную» часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова , в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.



Наташа Ростова - Г. А. Ковалева (вверху)

Наташа Ростова - М. Д. Касрашвили Большой театр Союза ССР

В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части «Войны и мира» , но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть «Воины и мира» в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.

Цветаева

Вскоре оп вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира «Войны и мира» . В связи с этим, главным образом в 1948-1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. Мендельсон-Прокофьевой , поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова . 5 марта 1953 года Прокофьев скончался . Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.

Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве «Войну и мир» Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа - Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей - С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление «Войны и мира» с Эпиграфом , дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина . В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа - Т. Милашкина, князь Андрей - Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов - В. Петров, Элен - И. Архипова, Ахросимова - Л. Авдеева, Кутузов - А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон - П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом опер­ном репертуаре.

Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям: народно-эпической, лирико-драматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении «Войны и мира» он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать




героев и, с другой - показать «народ, вставший на защиту родины». Первая ее половина (1 - 7 картины) посвящена Наташе Ростовой , ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным ; вторая (8-13 картины) - военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и , прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.

Наташа Ростова - Катя Попова

Сцена из спектакля Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Кутузов - Дональд Грамм (США)

Авторы либретто стремились сохранить в тексте опоры как можно больше «самого Толстого», пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного «под старину» романса-дуэта «Ручей»), во вторую - молодого К. Батюшкова (хор «Вы ль, други милые, со мною» ) и ода М.Ломоносова («Да движутся светила стройно») . Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем «похожими» оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии «вальса Наташи» из картины «Бал» . Более лиричным стал и образ князя Андрея ; охарактеризованный в первых картинах певучей темой «любви-обновления» и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи , он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8-й картины.

Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова , направляющего ход событий.

В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?


Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель-слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея , которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи , радостно восклицающей: «Ведь этакой ночи никогда не бывало...». Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея «весеннее чувство радости и обновления» , веру в счастье.

В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей , по просьбе Пьера Безухова , приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.

Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу , уже невесту его сына.

Четвертая картина - бал в доме Безуховых - почти вся проходит на фоне «Вальса обольщения» . Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи , едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.

В пятой картине наглый красавец Анатоль , уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги , чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова , появление Балаги , «вино на дорогу», поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: «Пошел!».

Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот . Ожидание Наташи , всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой . Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина . Издали слышен крик Долохова : «. . .Измена! ..». Наташа в отчаянии. Ахросимова , сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым . Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу : открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: «Я хуже всех!»- заканчивается картина.

Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера . Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен : «Где вы, там разврат...». Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать


из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова . «Наполеон стянул войска к русской границе.» - «Война?» - «Похоже, что война.».

Краткое симфоническое вступление к восьмой картине - «Перед бородинским сражением. Строят бастион» - повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожно-приподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизоды-кадры: роют землю крестьяне-ополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей , разыскивая Кутузова , встречается с Денисовым , у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы из-под Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев «Как пришел к народу наш Кутузов» ; снова приходит князь Андрей , мучительно вспоминающий об измене Наташи , встречается с Пьером , который хочет «видеть сражение»; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики «Ура!». Входит фельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский . Раздается орудийный выстрел... за ним второй... «Вот оно!» - восклицает князь Андрей .

В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми «пушечными» аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен: русские, путая фигуры на «шахматной доске» полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: «не то... что было в прежних сражениях». Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.

Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, поте­ряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: «Отступить». Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним «величавая, в солнечных

лучах». Кутузов «скорбит о ее тяжком часе», но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а «не возможет покорить русских сердец...».

В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизоды-кадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: «Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! ..» Пьер , решивший убить Наполеона , узнает о ранении князя Андрея . Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают
поджигателей; Пьера , помилованного маршалом Даву , угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым ; среди пылающих руин проезжает Наполеон , повторяя: «Это скифы!». Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных «силой бонапартовской», давая клятву отмстить за родную Москву.

Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей . Ему слышится «тихий голос», настойчиво твердящий: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти». Вспоминается война, Кутузов и Наташа - та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи ... Снова возникает твердящий одно и то же голос: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти...» Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.

«Лютая метель» скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины . Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер . Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен . Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщин-партизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов , обращается к войскам: «Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия!». Мощный хор-апофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.

Сочинению и отделке оперы «Война и мир» Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому , то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.

И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым выразительные интонационно родственные

Наташа Ростова - Л. А. Шевченко

Ленинградский театр онеры и балета имени С. М. Кирова

темы-лейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный» ); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанрово-бытовых моментов, - все это делает «Войну и мир» одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

ВОЙНА И МИР - опера С. Прокофьева в 5 д. (13 к.) с хоровым прологом, либретто композитора и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноименному роману Л. Толстого. Первые исполнения 1-й редакции (концертные): Москва, 16 октября 1944 г., Ансамбль советской оперы ВТО (фрагменты, в сопровождении фортепиано); Москва, 7 июня 1945 г. (в сопровождении оркестра, под управлением С. Самосуда). Первые исполнения 2-й редакции: I ч. (1-8-я к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 г., под управлением С. Самосуда; II ч. (9-13-я к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 20 июля 1947 г. (генеральная репетиция); всей оперы (концертное) - 29 июня 1953 г., Ансамбль советской оперы ВТО (в сопровождении фортепиано); сокращенного варианта (в 11 к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 31 марта 1955 г., под управлением Э. Грикурова; Киев, Театр им. Шевченко, 3 ноября 1956 г., под управлением А. Климова; полного варианта (все 13 к., но с купюрами) - Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шавердова; Москва, Большой театр СССР, 15 декабря 1959 г., под управлением А. Мелик-Пашаева (с прологом); полностью в виде дилогии (без купюр, но с перестановками) - Пермь, 5 ноября и 26 декабря 1982 г., под управлением В. Рылова.

Великая Отечественная война обусловила замысел и создание оперы, написанной в 1-й редакции (в 4 д., 10 к.) в течение зимы 1941-го и начала весны 1942 г. Однако первоначальная версия не удовлетворила автора, который осознал недостатки сценарной драматургии этого варианта, сосредоточенного на показе судьбы Наташи, хотя и понимал невозможность вместить роман в рамки либретто. Отсюда поиски более стройной и емкой драматургической формы, отбор эпизодов, необходимых для создания органичного целого. 2-я редакция была создана к 1946 г., однако некоторые изменения делались и в дальнейшем.

Прокофьев добивался, чтобы тема войны и патриотического подвига русского народа заняла в спектакле ведущее место. Так появилась во 2-й редакции сцена военного совета в Филях, затем ария Кутузова. Были расширены народные сцены, дописаны многие эпизоды. Замысел разросся до двух-вечернего представления. Ни над одним своим произведением композитор не работал с такой любовью, настойчиво добиваясь возможно более верной передачи идейного содержания великого романа. Прокофьев не увидел на сцене «Войну и мир» в полном объеме, хотя страстно к этому стремился. Незадолго до смерти он сделал сокращенную, одновечернюю редакцию оперы, впервые поставленную в Ленинграде (1955). Чтобы облегчить задачу театра, были исключены две картины. Однако впоследствии был найден способ преодоления трудностей, и опера исполняется в Большом и Мариинском театрах полностью.

«Война и мир» Прокофьева - произведение могучей силы и выразительности. Либретто основано на подлинном тексте романа, не подвергшемся стихотворной обработке. Композитор ставил перед собой задачу передать не столько слова, сколько интонацию речи героев Толстого. Декламационная выразительность речитатива достигает огромной силы.

Опера как бы делится на две части: мир - первые семь картин и война - последние шесть (образ ее впервые появляется в финале 7-й к., при известии о вторжении Наполеона). В этом построении Прокофьев следовал Толстому, хотя предчувствие неизбежности военного конфликта дано уже в первых «мирных» главах романа.

Драматическая инсценировка не может передать всего богатства тем, идей, образов книги, тем более такой гениальной и многоплановой, как эпопея Толстого. В центре событий первой половины оперы - история любви Наташи и князя Андрея, увлечения Наташи Анатолем. Эта существеннейшая сторона романа воплощена в музыке с потрясающей глубиной. Не менее глубоко и сильно выражена тема России, поднявшейся на борьбу с врагом. Прокофьев сумел передать коренное различие между высоким и одухотворенным патриотизмом, эпическим величием Кутузова и авантюризмом, истерически взвинченной бравадой Наполеона. В музыке большое место занимает нежная, поэтическая, задушевная лирика, носительницей которой является Наташа; образ ее в опере достойно продолжает традиции Глинки, Чайковского и в особенности Римского-Корсакова (трепетная нежность, хрупкость интонаций сближают ее со Снегурочкой). Однако в Наташе есть не только чистота и беззащитность, но и недетское мужество, сила воли, душевное благородство. Лирика - самое сильное качество образа героини. Атмосфера, окружающая ее, поэтична. Лирическая стихия достигает кульминации в гениальном вальсе, символизирующем расцвет любви девушки к князю Андрею. Вальс неразрывно связан в сознании Андрея с обликом Наташи. Проведение той же темы в сцене последней встречи умирающего князя с Наташей переключает лирику в драматический план.

Прокофьев - мастер лепки характеров, раскрытия образа через интонацию. Неповторимы речевые характеристики не только главных, но даже на мгновение появляющихся героев (старый князь Болконский). «Интонационная хватка» композитора убеждает в абсолютной жизненности каждого из персонажей. Широко применяя речитативно-декламационный принцип, Прокофьев использует ариозные построения и хоры. Его партитура, органически связанная с классической традицией, своеобразно ее переосмысляет. Речитатив обычно является признаком оперы драматической, ариозные закругленные формы скорее присущи лирической и эпической. Прокофьев сочетает эпическое, лирическое и драматическое начала, ариозность и декламационность. Многие эпизоды и целые страницы «Войны и мира» находятся на уровне высших достижений классического искусства. Такова, в частности, сцена предсмертного бреда Андрея Болконского (12-я к.), равных которой не много в мировой оперной литературе.

Опера Прокофьева завоевала горячую любовь отечественных и зарубежных слушателей. В 1953 г. она с большим успехом была впервые исполнена за рубежом - на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (на итальянском языке, с участием выдающихся певцов: Э. Бастьянини - Андрей Болконский, Ф. Корелли - Пьер Безухов), затем поставлена в Милане («Ла Скала»), Праге, Софии, Лейпциге, Нью-Йорке и многих других городах. Выдающиеся спектакли были осуществлены Б. Покровским в московском Большом театре (1959) и ленинградском Кировском (1977, под управлением Ю. Темирканова). Значительный резонанс имела постановка «Войны и мира» в Петербурге, в Мариинском театре, в 1991 г. (совместно с лондонским «Ковент-Гарденом», под управлением В. Гергиева) и в 2000-м (под управлением В. Гергиева, режиссура А. Кончаловского).

Лирические и драматические сиены в тринадцати картинах по роману Л. Толстого «Война и мир». Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Первое исполнение - концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене - 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский - баритон (высокий); Наташа Ростова - лирико-драматическое сопрано; Соня - меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова - меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов - бас-баритон; Пьер Безухов - тенор; Анатоль Курагин - тенор; Элен Безухова - альт; Долохов - бас; Княжна Марья - меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский - бас; Балага, кучер - бас; Цыганка Матреша - альт; Дуняша, горничная Ростовых - сопрано; Денисов - баритон; Матвеев - бас; Главнокомандующий Кутузов - бас; Наполеон - баритон; Ромбалль - бас; Боне, лейтенант - тенор; Платон Каратаев - тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня - исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина вторая. Большой бал в аристократическом доме, куда приезжает и сам царь. На балу и Наташа: она впервые выезжает в свет. В присутствии царя все чрезвычайно сдержанны; с его уходом настроение танцующих сразу поднимается. Появляется Пьер Безухов, всем известный «вольнодумец», и поведением, и одеждой резко отличающийся от своих аристократических друзей. С ним приехал и его друг, Андрей Болконский. Пьер замечает, что Наташа не танцует, и советует Андрею пригласить ее. Пока красавец Андрей танцует с Наташей, Пьер думает о том, как бы он мог быть счастлив с Наташей. Его задумчивость прерывает граф Ростов, отец Наташи, который приглашает Пьера посетить их.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина четвертая. Салон жены Пьера Безухова, Элен. Элен, которой незнакомы глубокие чувства, сводит ничего не подозревающую Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Молодая девушка оказывается беззащитной против испытанных методов завоевания женских сердец. Курагин предлагает Наташе освободить ее из клетки скучного семейного круга, «похитив» ее, обещая ей любовь и счастье.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Между окопами появляется Пьер. На нем нет военной формы, он в гражданской одежде и пришел сюда, чтобы быть свидетелем «битвы народов». Однако как он ни старается это скрыть, ясно, что он здесь не для того, чтобы просто «быть свидетелем». Пьер хочет стать участником сражения, от которого зависит судьба всей России.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева - качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы - придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Народ, ликуя, приветствует Кутузова и победоносное русское оружие.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации